МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «МИКРОЭКОНОМИКА»
На тему: «Услуги земли как фактора производства».
Выполнил:
Проверил:
Минск
Содержание
Долгое время ресурсно-экологический потенциал планеты казался неисчерпаемым. Рост масштабов производства выявил ограниченность многих природных ресурсов: земельных, водных, лесных, минеральных, энергетических. Но с развитием экономики ограниченность отдельных ресурсов стала компенсироваться
2. Земельные ресурсы в Беларуси
2.1. Различие в производительности земель и уровне ренты
До сих пор мы исходили из предположения об одинаковом качестве земель. Но на практике это совсем не так. Производительность земель может значительно различаться. Эта разница возникает главным образом из-за различий в плодородии почвы и из-за таких климатических факторов, как осадки и температура, что отражается и на спросе на ресурс. В результате размер ренты будет пропорционален плодородности земли.
Местоположение конкретного участка также является важным фактором при объяснении разницы в размере земельной ренты. При прочих равных условиях арендаторы будут платить больше за участок земли, которая стратегически более выгодно расположена по отношению к материалам, труду и потребителям, чем за удаленный от этих рынков участок. Пример – высокая земельная рента в крупных городах и у подножья гор, где обычно размещаются лыжные курорты. Так и в Беларуси стоимость земли зависит от коэффициента места расположения. Но в отличие от зарубежных стран, этот коэффициент увеличивается с приближением к центру города. В нашей республике считается престижным не только размещать офисы и магазины в центральной части города, но и строить там свое жилье.
Различия в размере ренты, обусловленные качественной неоднородностью земли, можно легко проследить на графике (см. рис. №2), но несколько с другой точки зрения. Предположим, что производится только один сельскохозяйственный продукт, например зерно, на четырех участках земли разного качества, причем размер каждого участка фиксирован и равен L0. В сочетании с адекватными размерами капитала, труда и других взаимосвязанных ресурсов производительность или, точнее, предельная доходность каждого участка земли отражена кривыми D1, D2, D3 и D4. Участок земли 1 – наиболее производительный, что отражает положение кривой D1, а участок 4 – наименее производительный, о чем свидетельствует положение кривой D4. Экономическая рента с участков 1, 2 и 3 будет равна соответственно R1, R2 и R3, при этом разница в размере ренты отражает качественное различие трех участок земли. Качество участка земли 4 настолько низкое, что фермерам невыгодно вводить его полностью в оборот S. Он является “бесплатным» ресурсом, поскольку не представляет собой настолько редкий ресурс, чтобы на него был предъявлен спрос и могла быть назначена рента.
Мы также предполагали до сих пор, что земля может использоваться единственным способом. В действительности, мы знаем, что землю можно использовать по-разному. На одном км2 сельскохозяйственных угодий в Беларуси можно выращивать не только кукурузу, но и пшеницу, овес, ячмень, крупный рогатый скот. Кроме того, на этом км2 можно построить жильё, скоростную автостраду или фабрику. Это свидетельствует о том, что выбор конкретного
варианта использования земли предполагает оценку альтернативных издержек – упущенной или непроизведённой продукции в наилучшем из отвергнутых вариантов использования этого ресурса. Там, где существуют альтернативные возможности, отдельные фирмы должны платить ренту, покрывающую альтернативные издержки, если они хотят гарантировать себе право использовать землю по собственному усмотрению. Для отдельной фирмы рента, аналогично заработной плате или процентам, представляет себе элемент их издержек производства.
С точки зрения общества экономическая рента не является элементом издержек. Общество располагает неизменным объемом земли независимо от того, выплачивается или не выплачивается экономическая рента. С общественной точки зрения экономическая рента является дополнительным платежом – излишком сверх того, что действительно необходимо обществу, чтобы получить выгоду от использования данного ресурса. Но отдельные фирмы вынуждены платить ренту, чтобы обеспечить себе право привлекать земельные ресурсы, изымая их таким образом из других, альтернативных вариантов использования ресурсов. Для отдельных компаний, следовательно, рентные платежи представляют собой издержки.
В результате аварии на ЧАЭС 23% территории Республики Беларусь (около 46 тыс. км2) оказались загрязненными, то есть непригодными для проживания людей, не говоря уже об использовании земли как места для выращивания сельскохозяйственных продуктов. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС – одна из самых важных задач нашего государства на данный период времени.
2.2. Программа охраны земельных ресурсов РБ
Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во много определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны.
Конституция Республики Беларусь — основной закон нашего государства, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически безопасные условия для проживания людей, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Проводимая государственная экологическая политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.
В Беларуси разработаны программы по очистке земель, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, введены законы, запрещающие предприятиям сливать ядовитые отходы в почву, разрабатываются все новые и новые предложения по утилизации отходов жизнедеятельности, что должно будет значительно снизить рост мусорных свалок.
Таким образом, в Республике Беларусь сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий (таких, как Березинский заповедник, Беловежская пуща), восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д.
Заключение
Земля рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. В отличие от других факторов производства земля обладает одним важным свойством — ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию. Применительно к этому фактору можно говорить о законе убывающей отдачи.
Необходимо различать понятия «рента» (цена за использование земли) и «цена земли» (цена, по которой она покупается и продается). Размер ренты с экономической точки зрения определяется спросом и предложением земли как фактора производства. Рыночная цена земли представляет собой так называемую капитализированную ренту. Она равна сумме будущих арендных платежей, которую мог бы получить владелец земельного участка, сдавая его в аренду.
Одна из главных особенностей земли – где бы практически ни использовалась она, ее предложение всегда будет абсолютно неэластичным. Спрос же будет зависеть от таких факторов, как плодородность земли, цена продукции, выращенной на этой земле, цены на другие ресурсы, используемые вместе с землей, ее месторасположение и др. Фиксированное предложение земли означает, что спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим земельную ренту.
Размер земли, которую потенциально можно использовать для нужд человечества, конечен, ограничен даже при условии вовлечения в производство еще неоткрытых технологий. Наличие плодородных земель и доступ к ним становятся лимитирующим фактором экономического развития, уровня благосостояния. Страны должны более эффективно использовать имеющиеся у них запасе земли.
На данном этапе развития в Республике Беларусь сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды, эффективному использованию земельных ресурсов, что в ближайшем будущем скажется на экономическом росте страны и устойчивости ее развития.
Приложение
Рис. №1 Эффект убывающей отдачи
/>1
Рис. №2 Спрос и предложение на землю
/>2
Список литературы
Кажуро Н. Я. Основы экономической теории – Мн.: ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта», 2003 г.
Любимов Л. Л. Введение в экономическую теорию – М.: Вита-Пресс, 1999 г. (в 2 томах)
Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М.: ИНФРА-М, 2002 г.
Седов В.В. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002 г.
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992. (в 2 томах)
ДЭ Земля – М.: Педагогика, 1971 г.
Экономическая теория/В. Л. Клюня, И. В. Новикова, М. Л. Зеленкевич, НТООО «ТетраСистемс», 2001