Соловьёв К.А. (г. Москва)
Статья посвящена грядущему осенью 2013 г. юбилею одного из интереснейших памятников древнерусской архитектуры XVI в. – Успенскому собору города Дмитрова. Рассматриваются вопросы атрибуции, архитектурной стилистики, художественных памятников и святынь, хранившихся в соборе и пребывающих в нём в настоящее время. Также в работе уделяется значительное место вопросам времени построения собора и его декоративному убранству. Ключевые слова: Успенский собор, архитектурный замысел, конструктивные особенности, иконописные памятники, керамиды.
Осенью 2013 г. отмечается пятисотлетний юбилей одного из интереснейших архитектурных памятников Подмосковья – Успенского собора города Дмитрова. Немногие древнерусские города могут похвастаться сохранностью главного кафедрального собора. В советский период, в 20-30-е гг., уничтожались, прежде всего, кафедральные храмы городов и наиболее интересные архитектурные доминанты. Однако этому Успенскому собору повезло, и он до сих пор остаётся центром духовной и культурной жизни Дмитрова (рис. 1).
Фото 4а. Дмитровский Деисусный чин
Фото3. Св. Вмч. Димитрий Солунский (ПТ) Икона XII века из Дмитрова
Дмитров был основан в 1154 г. как город-крепость, хотя и до этого времени на его месте находились ранние поселения. Несмотря на свои небольшие размеры, город сыграл определённую роль в истории становления Московской Руси. В 1301 г. здесь состоялся съезд четырёх князей, благодаря которому московский князь Даниил Александрович пытался остановить княжеские усобицы. С 1364 г. Дмитров вошёл в состав Московского княжества, а с начала XV столетия являлся центром удела, который выделялся сыновьям Великого князя Московского (рис. 2). Однако до сих пор неясно, существовал ли в городском Кремле на месте нынешнего Собора храм-предшественник или он находился на другом месте внутри Кремля? Это одна из загадок Успенского собора. Однако косвенно можно сказать, что собор-предшественник всё же был. До наших дней дошёл Образ Св. Великомученика Димитрия Солунского из Дмитрова. Изображение, относящееся к XII в., его иконография позволяют говорить нам о том, что это был храмовый образ главного собора Кремля, который был передан в деревянный собор Дмитровского Кремля великим князем Владимирским.
Это следует из того, что Св. Вмч Димитрий Солунский был покровителем Владимирского Великокняжеского Дома. Дмитрий – крестильное имя Великого князя Всеволода Большое Гнездо, в честь которого и назван город. «В Тверской летописи приводится дата рождения Всеволода – 19 октября 6662 года (1154 год)» [15], а 1-я Софийская летопись по списку И.Н. Царского сообщает о церкви и граде, заложенных князем Юрием Долгоруким в память о рождении у него сына: «заложи церковь и град во имя сына своего Дмитров».[1]Таким образом, первым храмом Дмитровского Кремля был деревянный Дмитриевский собор. Удивительно, как его храмовая Икона дошла до нашего времени. О том, что храм был княжеский и обетный, свидетельствуют сохранившиеся на спинке трона знаки и символы Великокняжеского Дома, на котором восседает Св. Вмч. Димитрий. В настоящее время этот Образ пребывает в Государственной Третьяковской Галерее (рис. 3). Однако первые летописные свидетельства о рождении Дмитрова могут быть и не совсем точны. А.В. Яганов предполагает: «В известии о кончине Всеволода Юрьевича в 1212 году указывается, что «он княжи в Володимири лет 30 и 6, а всех лет 60 и 6», то есть его рождение относится к 1146 или 1147 году. Типографская летопись содержит запись о рождении Всеволода под 1154 годом, но в ней же сказано, что Всеволод прожил 63 года, следовательно, он должен был родиться в 1149 году..» [15]. Это может косвенно свидетельствовать нам о том, что город, а значит и храм в нём, мог быть основан несколькими годами ранее. Атрибуцией Дмитровского Образа Св. Вмч. Димитрия Солунского занимался известный советский и российский искусствовед Г.В. Попов, который опубликовал свои выводы в своей статье 1972 г. [6]. Древнейшая история города содержит в себе много интересных преданий, в которых вымысел переплетается с историческими фактами, поэтому всё это дало возможность причту кафедрального собора в 1714 г. устроить в нижнем тёплом подклете Успенского собора церковь в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. Геннадий Викторович Попов также занимался историей строительства Успенского собора. Предшествующая церковь домонгольского периода была посвящена Димитрию Солунскому, а новый Успенский собор был возведён, по его мнению, «не ранее последней четверти XIV – второй половины XV в., когда город уже находился в сфере влияния Москвы.» [7]. Интересно, что в ныне существующем Соборе сохранился ещё один интересный иконографический памятник – Дмитровский Деисусный чин, который датируется первой половиной XV столетия.
Именно в этот период Дмитровским князем становится князь Пётр Дмитриевич – сын Великого Московского князя Дмитрия Донского, по духовной грамоте которого в 1389 г. город был отдан младшему сыну Петру, что символизировало начало нового периода в истории города – периода удельного княжения. Скончался князь Пётр Дмитриевич во время эпидемии 1427 г. [5]. Видимо, Дмитровский Деисус- ный чин мог быть написан по обету и вложен в каменный Успенский собор (рис.4, рис. 4а). Эти косвенные свидетельства позволяют нам говорить о том, что до ныне существующего храма в Дмитровском Кремле суще ствовал ещё один каменный собор. Есть ещё одна точка зрения, согласно которой каменный собор мог быть возведён в период княжения в Дмитрове князя Юрия Васильевича – сына Великого князя Василия II. Ряд дореволюционных исследователей, ссылаясь на духовную грамоту князя Юрия Васильевича, писали: «Имеется целый ряд указаний на существование собора, начиная с 1472 года…» [2], позднее на эти сведения ссылалась в своей работе А. В. Рындина [9].
Фото 2. Древний Дмитров. Рис. А. Васнецова
Фото 4. Иконостас Успенского кафедрального собора г. Дмитров
Однако это косвенные свидетельства, так как в самой духовной грамоте князя Юрия Васильевича нет упоминаний о каменном Успенском соборе в Дмитрове в этот период [8]. Именно поэтому мы можем говорить о том, что история Успенского собора является одной из интереснейших исторических загадок современности. Известный Дмитровский краевед, сотрудник музея Р.Ф. Хохлов, отмечая большой вклад известного советского и российского искусствоведа Виктора Михайловича Сорокатого в изучение и атрибуцию Дмитровского Деисусного Чина, отмечал тот факт, что до сих пор «… многие важные для феодального периода истории Дмитрова проблемы далеки от разрешения, например, датировка и авторство таких выдающихся памятников архитектуры, как Успенский собор и собор Бориса и Глеба.» [14].
Удельный период длился в Дмитрове полтора века. Это был период расцвета древнерусского города. Он являлся административным и торговым центром. «От Дмитрова начинался знаменитый торговый путь по реке Яхроме к Волге и далее в Среднюю Азию» [8]. Именно в это время было возведено ныне существующее здание Успенского кафедрального собора (рис. 5).
знаменитого Дмитровского удельного князя, Юрия Ивановича – сына Великого Князя Иоанна III Васильевича. Может показаться, что уж в этот период не может быть никаких загадок в строительстве, датировке и авторстве проекта собора. Однако это не так. Большинство дореволюционных авторов очень осторожно говорят о времени построения собора. Так, например, А. Ф. Филиппов отмечает: «Точная дата постройки Успенского собора в Дмитрове неизвестна. По своим архитектурным формам он может относиться к XV-XVI столетиям.» [7]. Однако точно можно сказать, что возведение этого соборного храма связано с именем удельного князя Юрия Ивановича. Как отмечает Г.В. Попов: «Князь Юрий Иванович – уникальная фигура начала XVI века. Его уникальность подчёркнута даже его оппозиционностью к Великому князю. Так, например, при жизни своего отца Ивана III он вёл переписку с Речью Посполитой….» [7].
Видимо, польский король Сигизмунд III пытался поссорить Юрия Ивановича с Великим князем. Сохранились свидетельства того, что Юрий Иванович тайно принимал у себя в Дмитрове польских послов. Сохранилось письмо его сестры Елены Ивановны – польской королевы. Польское посольство 1507 г. специально посещало Дмитров, чтобы провести тайные переговоры с Юрием. Польские посольские речи отмечают: «А тое посольство мает тайно говорено быти» [1]. Неудивительно, что этот человек желал в столице своего удела построить кафедральный собор в столичном московском стиле. Это действительно выдающийся памятник начала XVI столетия, который является зримым примером перенесения на русскую почву итальянских ренессансных влияний. Конструктивно существующее здание Успенского собора относится к первой четверти XVI в.. Г.В. Попов отмечает: «Дата строительства Успенского собора в городе Дмитрове определяется окончанием строительства Московского Архангельского собора и последним годом княжения в городе удельного князя Юрия Ивановича, то есть между 1508 – 1533 гг. Идея прямого копирования Архангельского собора Дмитровскими мастерами выглядит несколько утрированной.» [7]. Таким образом, можно предположить, что князь Юрий Иванович мог пригласить в Дмитров мастеров той строительной артели, что возводила Архангельский собор в Московском кремле. Собор представляет собой огромный двухъярусный храм, поставленный на высокий подклет. Довольно долго считалось, что подклетная часть собора – и есть остатки более древнего каменного храма начала XV в., времён княжения князя Петра Дмитриевича или храма, построенного в 70-х гг. XV в. в период правления удельного князя Юрия Васильевича. Однако в настоящее время эта точка зрения не является основной. Также считалось, что одним из архитекторов проекта храма мог быть Алевиз Новый, известный как итальянский скульптор Алявизе Ламберти да Монтаньяна, один из строителей Архангельского собора в Москве.
Однако С.А. Гаврилов полагал, что «автором Собора мог быть зодчий итальянец, которому незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве» [12].
Успенский собор города Дмитрова хранил и хранит в себе множество уникальных памятников древнерусского искусства. Часть из них пребывает сейчас в Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени А. Рублёва, но часть остаётся в соборе. В их числе 6-ярусный иконостас главного придела соборного храма, именно в его деисусном ряду находятся знаменитые иконы Дмитровского Де- исусного чина, а также три изразцовые Иконы – керамиды, украшающие наружные стены собора. Храмовая Икона Дмитровского собора – Икона Успения Божией Матери – сейчас пребывает в основной экспозиции Музея им. А. Рублёва. В.К. Лаурина отмечает что «.храмовая Икона Дмитровского Успенского собора известна в литературе как работа Дионисия или художника его артели.» [4] (рис. 6).
«Существующее в литературе указание на то, что ближайшими параллелями данной Иконы является Распятие из Павло-Обнорского монастыря около 1500 года (ГТГ) и «Сошествие во ад» из местного ряда Рождественского собора Ферапонтова монастыря 1502-1503 гг. (ГТГ), ставит её в ряд с произведениями Дионисия и его мастерской 1500-х годов» [9], – отмечает известный советский и российский искусствовед Г.В. Попов. Таким образом, мы можем говорить о том, что Дмитров в конце XV-начале XVI столетий был не простым провинциальным городом Московского государства, а крупным культурным, торговым и политическим центром.
Огромный интерес для историков и искусствоведов представляют также и сохранившиеся на стенах собора три поливные керамиды. Две из них изображают Распятия, а одна – образ Св. Вмч. Георгия Победоносца. «Распятия Дмитровского собора, собранные из рельефных, поливных изразцов в виде композиций иконного характера, до сих пор в целостности находятся снаружи собора, в средних его закомарах на северном и южном фасадах» [13]. Интересно, что это описание, сделанное в начале ХХ в., можно отнести и к нашему времени (рис. 7, 8) Оба Распятия так и пребывают на наружных стенах Собора без реставрации
уже более века, но не утратили своего внешнего вида и своей целостности. Кроме Распятий на галерее собора, которая была сооружена на месте гульбищ XVII в., находится ещё одна интересная поливная кера- мида – образ Св. Вмч. Георгия Победоносца (рис. 9).
А.В. Филиппов отмечает: «Интересно, что отдельные части изображения – волосы, сбруя на коне Георгия, орнамент обрамлений – переходят иногда в детальную мелкую разработку, игривую и переливчатую под слоем глазури.» [13]. Филиппов, а вслед за ним уже в наше время Г.В. Попов, полагают, что керамиды Успенского собора – это памятники более позднего периода, второй половины XVI в., когда Дмитров в последний раз стал столицей удельного Старицкого княжества. Он был второй столицей князя Владимира Андреевича. А.В. Филиппов отмечает: «Не позднее 1561 года исполнена также рельефная глазурованная икона «Распятие» с собора города Старицы. Сохранившийся кусок находится в Тверском музее. Общность же Дмитровских и Старицких изразцов и в том, что общие размеры, жёлтая глина, тогда как во второй половине XVII в. изразцы Москвы, Нового Иерусалима, Ярославля делались из красной глины – и «наводились» (красились) глухими непрозрачными эмалями, определённой пяти цветовой палитры, далёкой от сквозных глазурей Дмитровских и Старицких изображений.» [13].
Всё это может свидетельствовать о том, что Дмитров в XV-XVI вв. был особым городом в системе древнерусской табели о рангах, но самое удивительное то, что он смог сохранить не только такой уникальный архитектурный памятник, как Успенский собор, но и значительную часть его убранства в тяжёлые десятилетия начала и середины ХХ в.
После того, как в 1533 г. произошла жестокая расправа над удельным князем Юрием Ивановичем, город полностью перешёл во владение Великого князя. Однако при Иване Грозном он снова стал одной из столиц Старицкого удела, но ненадолго. Позднее, в конце XVI и в XVII вв., он сохранял своё торговое значение. XVIII и XIX столетия превратили Дмитров в тихий провинциальный город. Правда, далеко не в каждом уездном городе была гимназия, а Дмитров в начале ХХ в. уже имел свою гимназию, которая существует до сих пор. Успенский собор также жил своей духовной жизнью. И.Ф. Токмаков в 1893 г. отмечал, что «в Успенском Соборе к этому времени устроено семь Престолов:
Успения Богоматери. 2. Великомученика Георгия Победоносца (приставной). В 1848 г. (переосвящён в 1867 г.) устроен придел Прп. Сергия Радонежского, в 1827 г. – Покрова Пресвятой Богородицы. В подклете собора устроены ещё три Престола: Св. Вмч. Димитрия Солунского, Воздвижения Креста Господня (приставной) и в 1867 г. устроен придел в честь Святителя Митрофана епископа Воронежского» [11].
11 июня 1874 г. при посещении города скончался епископ Енисейский Никодим (Казанцев) (рис. 10), которого впоследствии погребли на первом ярусе Успенского собора [10].
В начале ХХ столетия, в 1919-1922 гг., в соборе служил выдающийся церковный иерарх, богослов, священномученик епископ Серафим (Звездинский) (рис. 11).
Фото 10. Преосвященный Никодим (Казанцев) епископ Енисейский 1874 г. погребён в Успенском соборе г. Дмитрова
Память о нём и о его деятельности в Дмитрове до сих пор сохраняется. Об этом в своих воспоминаниях пишет одна из участниц молодёжного хора при Соборе и братства Честных Древ Креста Господня, кандидат искусствоведения Надежда Алексеевна Елизарова – Соловьева, многолетний научный сотрудник Останкинского дворца-музея [3]. С 1933 г. собор был закрыт и до 2004 г. в его стенах размещался Дмитровский музей, который во многом и спас этот памятник для нас и сохранил его как главную городскую доминанту. С этого времени собор вновь является действующим храмом и главным собором Дмитровского благочиния. И в этом году будет отмечать юбилей своего освящения. Интересно, что эта дата основывается в настоящий момент на изысканиях А.В. Яганова и Е.И. Рузаевой, которые отмечают, что «… скорее всего Успенский собор был построен между 1507 – 1511 годами и освящён после отделки в 1513 году. Известно, что около 1512 года во втором городе удела Кашине при ктиторстве Юрия Ивановича начинается возведение каменного Воскресенского собора. Очевидно, что появлению Кашинского собора должно было предшествовать строительство центрального сооружения в столице удела – Дмитрове. Исходя из этого, можно предположить, что Дмитровский Успенский собор был завершён ранее 1512 года. Одновременное возведение двух значительных каменных зданий в разных городах удела кажется маловероятным, хотя нельзя утверждать, что в строительстве обоих зданий принимали участие одни и те же мастера.» [15].
Список литературы
Акты, относящиеся к истории Западной России. – Т II. 1506-1544 годы. – СПб, 1848. – № 19.
Воронец М., Воронов В. Изразцовые Распятия Успенского собора в Дмитрове // Сборник статей в честь графини П.С. Уваровой. – М, 1916.
Елизарова-СоловьеваН.А. Воспоминания. – М., 2005.
Лаурина В.К. Вновь раскрытая Икона «Сошествия во ад» из Ферапонтова монастыря и Московская литература конца XV века// ТОДРЛ. – Т XXII. М. – Л., 1966.
Назаров В.Д. АРГ Архивы московских монастырей и соборов XV – начала XVII вв. – М., 1998.
Попов Г.В. Из истории древнейшего памятника города Дмитрова // ДРИ. Художественная культура до монгольской Руси. – М., 1972.
Попов Г.В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI веках. – М., 1973.
Попов Н.Н., Хохлов РФ. Дмитров – путеводитель по городу и району. – Дмитров, 1994.
Рындина А.В. Историко-художественное значение изразцов Успенского собора в Дмитрове // ДРИ. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV – XVI вв. – М., 1970.
Смирнов С. К. Протоирей. История Московской Духовной Академии (1814-1870). – М., 1879.
Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Дмитрова с уездом и святынями. – Часть 1. – М., 1893.
Успенский собор (Дмитров) [Электронный ресурс] – URL: http:// m.wikipedia.org/wiki/УCпенский_собор_(Дмитров) (дата обращения: 07.05.2013).
ФилипповА.В. Русские поливные изразцы XVI века. – М., 1915.
Хохлов Р.Ф. Белые пятна в истории Дмитрова и проблемы их раскрытия/чтения, посвящённые 840-летию Дмитрова: тезисы докладов и сообщений. – Дмитров, 1994.
Яганов А.В., Рузаева Е.И. Успенский собор в Дмитрове. – М., 2003.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://evestnik-mgou.ru/
[1]Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). – Т. XXXIX. – С. 60.
Дата добавления: 28.01.2014