Оглавление
I Глава. Теоретические основы понятия устойчивости.
В настоящее время, в условиях глобализации и интенсификации производства значительное внимание уделяется проблемам устойчивого развития предприятий, их способности адекватно реагировать на происходящие в экономике изменения. Сложность проблемы обеспечения устойчивого развития предприятия заключается в многогранности и неоднозначности самого этого понятия, что приводит к несогласованности действий в дальнейшем. Общий подход к определению устойчивого развития предполагает финансовое состояние предприятия, хозяйственная деятельность которого обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех его обязательств перед работниками, другими организациями, государством, благодаря достаточным доходам и соответствию доходов расходам.
1.1 Понятия и определение устойчивого развития.
В английском языке «устойчивое развитие» отражено более удачным выражением: sustainable development. Слово Sustainable буквально означает «Поддерживающий жизнь» или «Жизнеподдерживающий». Слово development, помимо «развития» в корне обозначает «проявление». Именно термин Sustainable development или по-русски «Поддерживающие жизнь проявления» был специально введен Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР) в 1987 г.
Термин «устойчивое развитие» первоначально появился в природопользовании, в частности в рыбном и лесном хозяйстве. Под этим термином понималась система эксплуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются и имеют возможность естественного воспроизводства.
Важнейшей отправной точкой всей концепции устойчивого развития стал доклад Римского клуба. [1]
«Пределы роста», изданного в 1972 году. В нем впервые было показано, что природные ресурсы почти исчерпаны (нефть, газ, руды и т.д.), рост индустрии подошел к своим пределам и нужна новая концепция устойчивого развития мира. В результате во многих странах были приняты законы об охране окружающей среды, начали осуществляться перевод промышленного производства из крупных городов, закрытие вредных производств (угольные шахты, разрезы, карьеры и т.д.) и др.
В 1980-х годах термин «устойчивое развитие» был использован в отчете Комиссии Брундтланд [2], сформированной ООН в целях разработки конкретных предложений по решению экологических проблем.
В 1987 году после нескольких лет работы Комиссия пришла к выводу, что решение экологических проблем невозможно без решения социальных и экономических вопросов и об устойчивом развитии необходимо говорить в широком смысле. В докладе, представленном Комиссией в ООН, понятие устойчивого развития определяется следующим образом: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». К определению был дан следующий комментарий: «Устойчивое и долгосрочное развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями».
Устойчивое развитие характеризуется сложным набором взаимосвязанных факторов. В рамках математического подхода такое многогранное понятие, как устойчивое развитие, измерить со 100 % вероятностью невозможно, хотя бы потому, что чрезвычайно трудно количественными критериями измерить ценность каждого фактора, от которого зависит устойчивое развитие экономических систем. Еще труднее обеспечить соизмеримость столь разнородных факторов, что, в конечном счете, необходимо для получения интегральных оценок. Положение усугубляется еще и тем, что многие характеристики по своему содержанию являются субъективными оценками, которые зависят от взглядов и предпочтений конкретного человека, характера решаемой проблемы и места (в частности, страны), где эта проблема решается.
На уровне хозяйствующего субъекта экономический рост принято определять ростом выручки, прибыли, активов и т.п. Но в настоящих условиях ни один из данных показателей не свидетельствует об экономическом росте предприятия и тем более не может отражать устойчивость. Анализ теоретических подходов к оценке устойчивости предприятия показал целесообразность их классификации в 7 групп. По каждой группе мы установили ограничения, состоящие в критерии (целевой функции) управления, недостатках учета и перспектив развития. Результат анализа приведен в таблице 1.
Таблица 1. Анализ подходов оценки устойчивости предприятия.
Суть подхода
Критерий устойчивости
Недостатки, вызванные неадекватностью целевой функции
1. Подход, основанный на анализе источников средств предприятия (исходя из срочности обязательств) и активов предприятия (исходя из их ликвидности) [Ковалев В.В. и др.].
Способность погашать обязательства в зависимости от их срочности соответствующими активами.
Логическая некорректность, т.к. активы представлены на определенный момент времени, а обязательства накоплены за определенный период.
2. Данные, используемые для расчета, отражают уже свершившийся факт.
2. Рассмотрение финансовой устойчивости через анализ платежеспособности путем соотнесения имущества предприятия по форме и по содержанию [Грачев А.В.].
Способность погашать обязательства в денежной форме имуществом в денежной форме
Критерий превышения финансового рычага в структуре актива над финансовым рычагом в структуре пассива.
Отражение точечной платежеспособность предприятия.
3. Определение финансовой устойчивости через структуру капитала. [Ван Хорн Дж. и др.].
Финансовая независимость от внешних кредиторов
Применение балансовой оценки собственного и заемного капитала.
2. Ориентация на ретроспективные данные.
Продолжение Таблицы 1 Анализ подходов оценки устойчивости предприятия
4. Устойчивость рассматривается, как способность фирмы поддерживать сложившуюся структуру капитала. [Ковалев В.В., Дамодаран А. и др.]
Способность предприятия поддерживать сложившуюся структуру капитала.
Прибыль является показателем, зависящим от учетной политики организации.
Прибыль не отражает способность организации погашать задолженность.
5. Производственная устойчивость.
Способность обеспечить безубыточный объем производства
1. Неприменима для предприятий не производящих товаров.
2. Не отражает эффективности деятельности предприятия и платежеспособность компании.
6. Рыночная устойчивость (устойчивость конкурентного преимущества) [М. Портер и др.]
Способность предприятия защищать свои конкурентные преимущества
Не отражает эффективности деятельности предприятия и платежеспособность компании.
Содержит субъективность в определении конкурентных преимуществ компании и их устойчивости.
7. Интегральный показатель устойчивости [Омельченко И.Н.]
Способность предприятия сохранять устойчивость своих подсистем
Не отражает эффективность деятельности предприятия.
Субъективность нормативных значений коэффициентов и показателей.
Каждая организация, в рамках формирования собственного механизма устойчивого и конкурентоспособного развития, опирается, как правило, на построение экономической системы управления. Использование системного подхода позволяет рассматривать экономическое развитие через систему различных направлений управления организацией, которые и составляют фундаментальную основу развития объекта. Причем, каждая из составляющих подсистем оказывает непосредственное влияние не только на конечный результат, но и друг на друга, формируя при этом собственный механизм управления организацией и его конкурентоспособностью.
Под механизмом управления устойчивым развитием на предприятии необходимо подразумевать управление функционированием предприятием достигающее максимальный социо-эколого-экономический эффект и возможность перехода в качественно новое состояние путем формирования и регулирования отношений с внутренней и внешней средой.
1.2 Концепция устойчивого развития.
Каждый хозяйствующий субъект осуществляет как внутреннюю (внутрипроизводственную) так и внешнюю (за рамками собственного производства) организационную деятельность. Оба потока деятельности взаимообусловлены, они влияют друг на друга и частично сливаются.
В рамках концепции устойчивого развития для любой организации ее взаимосвязь с внешней средой, откуда она получает ресурсы и куда направляет производимые ею блага или услуги, имеет принципиальное значение. Внешняя среда по отношению к организации представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит у нее внутри. Это и экономические условия, потребители и спрос (сезонность спроса), и конкурирующие организации, и новые техника и технологии. В ряду этих внешних факторов сегодня выделяются те, которые следует особенно тщательно отслеживать и брать во внимание, так как от них не просто зависит успех или неуспех деятельности организации, а во многом определяется судьба будущего нашей Земли, людей, как в крупных мегаполисах, так и в самых ее укромных уголках.
В связи с этим важно подчеркнуть, что наряду с традиционным подходом к оценке внешней среды организации, когда она делится на деловое (среда прямого воздействия) и фоновое окружение (среда косвенного воздействия), необходимо выделить и экологическое окружение.
Деловое окружение образует те явления, процессы и институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное влияние. Сюда, например, можно отнести рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот; прямые рыночные договоры по поводу экологического саморегулирования; добровольные природоохранные соглашения между органами экологического контроля и предприятиями; систему страхования экологических рисков; экологические займы и т.д.
К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. К фоновому окружению можно отнести природоохранное законодательство; совокупность экологических стандартов и нормативов; систему лицензирования действующего производства и экологической экспертизы проектируемой деятельности, платежи за загрязнение среды, экологические и ресурсные налоги и т.д.
Так же среди внешних факторов рассматриваются политическая обстановка, стабильность правительственного курса, государственное регулирование, экономика, инфляционные процессы (падение курса внутренней валюты), инвестиционная политика государства, инвестиционная активность, климатические условия, экологические требования. Внутренние факторы обусловлены деятельностью самого предприятия.
В зависимости от типа рынка различают уровни рыночной устойчивости предприятия, которая зависит от доли рынка, удерживаемого предприятием. Самой высокой устойчивостью обладают монополисты. Самый низкий уровень устойчивости означает отсутствие таковой (например, у неперспективных предприятий-аутсайдеров). Остальные уровни рыночной устойчивости находятся между ними. Рыночная устойчивость предприятия — это его конкурентоспособность на рынке, а конкурентоспособность предприятия проявляется в конкурентоспособности его товаров/услуги. Последняя есть результирующая его полезного эффекта (потребительских свойств товара/услуги), цены, издержек по созданию и реализации и суммарных затрат за период потребления товара, а также производная от уровня производства, состояния оборудования, материалов, вида технологии, качества менеджмента, эффективности маркетинговой деятельности и пр. В широком смысле слова рыночная устойчивость предприятия — это общий уровень осуществления всех направлений его деятельности. Она тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия. Обычно высокая рыночная устойчивость сопровождается столь же высокой финансовой устойчивостью. В то же время обеспечение рыночной устойчивости — первоочередная задача руководства.
Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Иными словами, финансовая устойчивость фирмы — это состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, которые обеспечивают развитие фирмы на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.
II Глава. Особенности устойчивого развития предпринимательской структуры гостиничного бизнеса.
На устойчивость предприятия гостиничного хозяйства оказывают влияние различные факторы:
положение предприятия на рынке услуг;
влияние сезонности спроса;
создание и реализация дешевой, пользующейся спросом услуги;
его потенциал в деловом сотрудничестве;
степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
наличие неплатежеспособных дебиторов;
эффективность хозяйственных и финансовых операций и т. п.
2.1 Сущность устойчивого развития предпринимательской структуры гостиничного бизнеса.
Для того чтобы четко представить насколько эффективно функционирует гостиничное хозяйство в конкурентной среде, необходимо применить методику финансового анализа.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1) анализ финансовых результатов деятельности гостиницы;
2) анализ финансового состояния;
3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и полную картину финансового состояния гостиницы, ее прибылей и убытков, изменение в структуре активов и пассивов, о расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом нас интересует как текущее финансовое состояние, так и его проекция на ближайшую и более отдаленную перспективы, то есть ожидаемые параметры финансовых состояний.
Одним из самых главных аспектов является анализ финансового состояния гостиничного хозяйства в плане ликвидности и платежеспособности, а также его финансовой устойчивости.
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия. Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния не редко называется анализом баланса. Кроме того, на анализ финансового состояния влияют и цели субъектов финансового анализа, то есть конкретные пользователи финансовой информации. Особое внимание уделяется обобщению результатов анализа, выявлению резервов повышения эффективности деятельности предприятия и разработке мероприятий по их использованию.
Финансовое состояние — состав и размещение средств предприятия, а также источники их образования.
Основными задачами анализа финансовой устойчивости являются:
– оценка имущества (средств) гостиничного хозяйства;
– оценка собственных и заемных средств, вложенных в имущество предприятия;
– анализ обеспеченности гостиницы собственными оборотными средствами и влияние факторов на величину их изменений;
– анализ эффективности использования оборотных средств;
– анализ показателей финансовой устойчивости гостиничного хозяйства;
– анализ платежеспособности (ликвидности) предприятия.
После данного анализа необходимо провести оценку рентабельности гостиничного хозяйства, вложений, ресурсов и т.д., а также сделать анализ динамики показателей работы предприятия.
Можно проводить оценку финансового состояния и его изменение за отчетный период по аналитическому сравнительному балансу. Анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключительные возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой деятельности отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которое обусловлено его сущностью. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так, исследование факторов финансовой устойчивости вызывает необходимость анализа запасов и затрат, а уточнение оценки ликвидности баланса производится с помощью внутреннего анализа состояния дебиторской, кредиторской задолженности.
В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния. Последние рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций. Относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.
Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Данные коэффициенты играют большую роль в ходе предварительного ознакомления с финансовым состоянием по балансу-нетто.
Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющие различный экономический смысл.
По своей практической важности коэффициент быстрой ликвидности не уступает коэффициенту текущей ликвидности. Рекомендуемое значение коэффициента 0,5—1.
Коэффициент абсолютной ликвидности дополняет два рассмотренных выше и дает более полное представление о структуре текущих активов с величиной текущих пассивов. Он показывает, каково соотношение мобильной части текущих активов в наиболее ликвидной форме (то есть в денежной форме) к величине текущих пассивов.
Кроме денежных средств в состав наиболее ликвидных активов включаются и краткосрочные финансовые вложения. Рекомендуемое его значение — 0,05—0,2. Практическая важность этого показателя в том, что очень часто неплатежеспособными оказываются предприятия, имеющие значительные запасы других, менее ликвидных текущих активов, но не имеющие достаточно денежных средств.
Показатели ликвидности дают общее представление о соотношении различных элементов текущих активов и пассивов предприятия. Для более полной картины о состоянии ликвидности и уровне платежеспособности их следует дополнить рядом других коэффициентов.
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, какая часть объема собственных оборотных средств приходится на наиболее мобильную составляющую текущих активов (денежные средства). Он определяется отношением величины объема денежных средств к величине собственных оборотных средств (разность текущих активов и пассивов). Коэффициент маневренности собственных оборотных средств выступает как индикатор изменений условий поступления денежных средств и их расходования. Уменьшение этого коэффициента указывает на возможное замедление погашения дебиторской задолженности, а увеличение — о растущей возможности отвечать по текущим обязательствам.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует долю собственных оборотных средств в общем объеме текущих активов. Увеличение этого показателя при достаточно высоких темпах роста объема функционирующего капитала свидетельствует об интенсивном развитии предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными рассматривается в сочетании с показателями ликвидности, в первую очередь с коэффициентом текущей ликвидности. Рекомендуемым его значением при нормальном уровне текущей ликвидности может быть 0,5—0,6. Такое значение говорит о том, что в текущей деятельности предприятия оборачивается относительно большой объем собственных оборотных средств. Низкая его величина свидетельствует о сильной зависимости предприятия при формировании оборотных активов от коммерческого кредита и краткосрочной задолженности.
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Такая доля традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятия. Значение этого коэффициента должно превышать величину 0,5.
Коэффициент покрытия запасов рассчитывается как отношение величины «нормальных» источников, определяемых как сумма собственных оборотных средств, краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности за товары, работы и услуги по выданным векселям, авансов, полученных от покупателей и Указчиков. Критическое значение этого показателя равно 1. расчет финансовых коэффициентов проводится на начало и конец года и по их изменениям за год определяется динамика. Исходя из значений коэффициентов делается вывод о финансовом положении туристского предприятия.
Зачастую в теории предлагается избыточное количество показателей. Но на практике для точной и полной характеристики финансового состояния гостиничного хозяйства и тенденций его изменений применяется сравнительно небольшое количество финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния — структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководящие работники и соответствующие службы гостиницы, но и ее учредители, инвесторы — с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки — для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики — для своевременного получения платежей, налоговая инспекция — для выполнения плана поступления средств в бюджет. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами гостиницы и его результаты используют для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния гостиничного хозяйства. Его цель — установить планирование поступления денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Следовательно, финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования гостиничного комплекса, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми отношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность гостиничного комплекса своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние гостиниц зависит от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовые планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации услуг происходит повышение их себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния и платежеспособности.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение планов и обеспечение нужд гостиничного хозяйства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнения расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главная цель финансовой деятельности — решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития гостиницы и получения максимума прибыли.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства гостиницы, нужно хорошо знать, как управлять ее финансами, какой должен быть капитал по составу, источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность гостиничного хозяйства, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), а также методику технического анализа.
Главной целью анализа является своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Методика анализа финансового состояния состоит из трех шагов:
1) на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния гостиницы;
2) прогнозирование возможных финансовых результатов экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
3) разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния гостиницы.
Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная — препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением.
2.2 Особенности финансовой устойчивости предпринимательской структуры гостиничного бизнеса.
Оценка финансового состояния предприятия будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя ликвидность баланса предприятия, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов; это дает возможность оценить, в какой степени предприятие готово к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам его финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая предпринимательская организация в финансовом отношении.
Финансовая устойчивость предприятия связана с общей финансовой структурой предприятия и степенью его зависимости от кредиторов и дебиторов. Например, предприятие, которое финансируется в основном за счет денежных средств, взятых в долг, в ситуации, когда несколько кредиторов одновременно потребуют свои кредиты обратно, может обанкротиться. В данном случае структура предприятия «собственный капитал — заемный капитал» имеет значительный перевес в сторону последнего. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовая устойчивость предприятия в долгосрочном плане характеризуется соотношением его собственных и заемных средств. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является основой финансовой устойчивости.
Анализ финансовой устойчивости исходит из основной формулы баланса, устанавливающей сбалансированность показателей актива и пассива баланса, которая имеет следующий вид:
АВ + АО = КС + ЗД + ЗКР,
где
АВ — внеоборотные активы (итог раздела I актива баланса);
АО — оборотные активы (итог раздела II актива баланса), в состав которых входят производственные запасы (ПЗ) и денежные средства в наличной, безналичной формах и расчетах в форме дебиторской задолженности (ДЗ);
КС — капитал и резервы предприятия, т. е. собственный капитал предприятия (итог раздела III пассива баланса предприятия);
ЗД — долгосрочные кредиты и займы, взятые предприятием (итог раздела IV пассива баланса предприятия);
ЗКР — краткосрочные кредиты и займы, взятые предприятием, которые, как правило, используются на покрытие недостатка оборотных средств предприятия (ЗС), кредиторская задолженность предприятия, по которой оно должно расплатиться практически немедленно (КЗ) и прочие средства в расчетах (ПС) (итог раздела V пассива баланса предприятия).
С учетом всех подразделов баланса данную формулу можно представить в следующем виде:
АВ + (ПЗ + ДЗ) = КС + ЗД + (ЗС + КЗ + ПС).
Далее можно сгруппировать активы предприятия по их участию в процессе производства, а пассивы — по участию в формировании оборотного капитала предприятия, получив таким образом следующую формулу:
(АВ + ПЗ) + ДЗ = (КС + ПС) + ЗД + ЗС + КЗ,
АВ + ПЗ — внеоборотные и оборотные производственные фонды;
ДЗ — оборотные средства в обращении;
КС + ПС — собственный и приравненный к нему капитал предприятия, как правило, используемый на покрытие недостатка оборотных средств предприятия.
В том случае, если внеоборотные и оборотные производственные средства предприятия погашаются за счет собственного и приравненного к нему капитала с возможным привлечением долгосрочных и краткосрочных кредитов, а денежных средств предприятия, находящихся в расчетах, достаточно для погашения срочных обязательств, то можно говорить о той или иной степени финансовой устойчивости (платежеспособности) предприятия, которая характеризуется системой неравенств:
(АВ + ПЗ) ≤ (КС + ПС) + ЗД + ЗС;
ДЗ ≥ КЗ.
При этом выполнение одного из неравенств автоматически влечет за собой выполнение и другого, поэтому при определении финансовой устойчивости предприятия обычно исходят из первого неравенства, преобразовав его исходя из того, что в первую очередь предприятие должно обеспечить капиталом имеющиеся у него внеоборотные активы. Другими словами, величина запасов предприятия не должна превышать суммы собственных и привлеченных средств и заемных средств предприятия после обеспечения этими средствами внеоборотных активов, т. е.
ПЗ ≤ (КС + ПС + ЗД + ЗС) — АВ
Выполнение этого неравенства является основным условием платежеспособности предприятия, так как в этом случае денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчеты покроют краткосрочную задолженность предприятия.
Таким образом, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заемных источников их формирования определяет устойчивость финансового состояния предприятия. Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.
Для оценки состояния запасов и затрат используют данные группы статей «Запасы».
Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя.
1. Наличие собственных оборотных средств (СОС) как разница между капиталом и резервами (раздел III пассива баланса) и внеоборотными активами (раздел I актива баланса). Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия. В формализованном виде наличие собственных оборотных средств можно записать следующим образом:
СОС = КС – АВ
2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД), определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:
СД = (КС + ЗД) — АВ = СОС + КД,
3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств:
ОИ = (КС + ЗД) — АВ + ЗС.
Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:
1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств ( ∆СОС):
∆СОС = СОС — З,
где З — запасы (стр. 210 + стр. 220 раздела II актива баланса).
2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов ( ∆СД):
∆СД = СД — З.
3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов ( ∆ОИ):
∆ОИ = ОИ — З.
Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости.
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния, встречающаяся в настоящих условиях развития экономики России очень редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости и задается условием:
З
Данное соотношение показывает, что все запасы полностью, покрываются собственными оборотными средствами, т. е. предприятие совершенно не зависит от внешних кредиторов. Однако такую ситуацию нельзя рассматривать как идеальную, поскольку она означает, что руководство предприятия не умеет, не хочет или не имеет возможности использовать внешние источники финансирования основной деятельности.
2. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность, соответствует следующему условию:
З = СОС + ЗС.
Приведенное соотношение соответствует положению, когда предприятие для покрытия запасов и затрат успешно использует и комбинирует различные источники средств, как собственные, так и привлеченные.
3. Неустойчивое состояние, характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения СОС:
З = СОС + ЗС + ИО,
где ИО — источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства (фонды экономического стимулирования, финансовые резервы), привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской), кредиты банков на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства).
Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции/услуг (наиболее ликвидной части запасов и затрат).
4. Кризисное финансовое состояние, при котором предпринимательская фирма находится на грани банкротства, так как денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже ее кредиторской задолженности и просроченных ссуд:
З > СОС + ЗС.
В двух последних случаях (неустойчивого и кризисного финансового положения) устойчивость может быть восстановлена оптимизацией структуры пассивов, а также путем обоснованного снижения уровня запасов и затрат.
Для того, чтобы четко представить насколько эффективно функционирует гостиничное хозяйство в конкурентной среде, необходимо применить методику финансового анализа.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
анализ финансовых результатов деятельности гостиницы; анализ финансового состояния;
анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Одним из самых главных аспектов является анализ финансового состояния гостиничного хозяйства в плане ликвидности и платежеспособности, а также его финансовой устойчивости.
Итак: анализ финансового состояния — это анализ состава и размещения средств предприятия и источников их образования. Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют различные методы финансового анализа для принятия решения по оптимизации своих интересов и устойчивости предприятия.
Библиографический список
Киселев А. Обновление производства — основа устойчивости. Экономист. — 1999.
Селиванов, Гуляев: Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. Советский спорт, 2008 г.
Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. / В.Г.Гуляев, И.А.Селиванов. – М.: Советский спорт, 2008. – 280 с.
Здоров А.Б. Экономика туризма: учебник. / А.Б.Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 272 с.
Кучеров А.П. Объектное управление: новационный и инновационный менеджмент в туризме. / А.П. Кучеров. – М.: Издательство «Спутник +», 2009. – 208 с.
Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие. / С.А.Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2007. – 256 с.
Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. / А.Д.Чудновский, М.А.Жукова. – М.: КНОРУС, 2007. – 416
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер, с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов, 2008
ЖулидовС.Б. The Hotel Business, 2006
[1] Римский клуб — международная неправительственная организация, созданная в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи, и выдвинувшая программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны, загрязнение окружающей среды
2] Гру Харлем Брундтланд — в 1980-х гг. министр окружающей среды, затем премьер-министр Норвегии, в настоящее время — исполнительный директор Всемирной организации здравоохранения