Утопический, этический и научный социализм

СИСТЕМА ФУРЬЕ.
Фурье происходил измалокультурной семьи, принадлежащей к средней торговой буржуазии Безансона. Онучился в провинциальной школе, рано был вынужден прервать своё образование,чтобы поступить приказчиком в торговое предприятие. В течение значительнойчасти своей жизни он зарабатывал средства к существованию в качестве торговогоили конторского служащего. Большую часть своих знаний Фурье приобрёл путемсамообразования. Отсутствие систематической школы наложило свой отпечаток наего систему, отразившись особенно сильно на её общей теоретической части.
В своей философииФурье в основном примыкает к «теософскому» течению философской мысли XVIII в., хотя он испытална себе несомненное влияние буржуазного«просвещения». Центральным понятием в философии Фурье является понятиебога. Бог есть сила, приводящая мир в движение, активный принцип бытия. Нарядус ним, как принципы, не сотворенные богом, стоят материя и математика *. Нохотя материя и не сотворена, сама по себе она пассивна, движение материи даётсяей богом. Поскольку математика также не зависит от бога в своем бытии, богдолжен согласоваться с ней в своем творении и в управлении сотворенным им изматерии миром **. В движении материи существует, таким образом, математическаязакономерность. Но она подчинена закономерности теологической, как средство –цели. Мир организован богом из материи при помощи математики как целесообразныйорганизм. Все в нем происходит по некоему провиденциальному плану. Познатьосновные причины того или иного движения значит, для Фурье, познать цели,руководящие божеством, которое это движение вызывает. Задача науки – понятьзаконы, управляющие движением. Но так как эти законы даны материи богом, топонять их значит открыть цели божества, постигнуть мир в его божественномпредназначении.
Божество в системеФурье далеко не абстракция. Бог – личность с рядом определённых личных свойств,отпечатлевающихся в его творении. В действительности имеет место, конечно,обратный процесс: не бог наделяет мироздание своими свойствами, а Фурьенаделяет бога теми свойствами, какие он считает присущими мирозданию:интегральное направление движения при помощи притяжения, единство системы,распределительная справедливость и т. д.*. Помимо этих общих свойств, богобладает страстями, аналогичными страстям человека, в том числе, страстью кразнообразию и интриге. Ещё существеннее, что бог стремится иметь в своейдеятельности соучастника: таким соучастником бога является человек.
Весь сотворенный мир,по учению Фурье, аналогичен творцу, отражает его свойства. Кроме того, весьсотворенный мир подчинен законам математики во всех своих частях. В этом основапровозглашаемого Фурье универсального закона всеобщей аналогии. Вселеннаяподобна богу; человек подобен вселенной или, как часто выражается Фурье,является зеркалом вселенной. Так Фурье приходит по существу к христианскомуучению о сотворении человека «по образу и подобию божьему». Закон всеобщейаналогии Фурье считает весьма существенной частью своего учения, он широкопользуется им для подтверждения своих положений. Так, стремясь уяснить природустрастей человека, он проводит параллель между ними и музыкальными тонами илицветами; фазы развития общества он сравнивает с фазами развития небесных тел ит. п.
В соответствии собщими целями творения бог дал законы всем частям мироздания. Невозможнодопустить, умозаключает Фурье, чтобы он не дал законов для человеческогообщества **. Бог не мог оставить человека, это «подобие божества», безсоциального кодекса. Установленные богом законы социальной жизни людей можно идолжно открыть, исходя из основных свойств природы человека – из его страстей,через посредство которых выявляется в человеке воля бога и осуществляется егопровиденциальный план *. Вместо того, чтобы проповедовать борьбу со страстями,нужно их изучить, чтобы понять цели, которые бог ставит перед человечеством **.Мир подчиняется законам движения. Закон материального движения – притяжение.Аналогичный ему закон социального движения – влечение страстей. Первый былоткрыт Ньютоном, честь открытия второго Фурье приписывает себе.
Итак, чтобыустановить положения социального кодекса, необходимо изучить страсти человека.Познав их во всем их разнообразии, из них нетрудно вывести чисто логическимпутем социальные законы, соответствующие страстям и, следовательно, природечеловека и воле бога. Таким образом, социальный кодекс Фурье – не системазакономерностей реальной жизни человеческого общества, а новая разновидностьоблеченной в своеобразную форму теории «естественного права». Это совокупностьнорм, обеспечивающих социальную гармонию и выводимых из свойств человеческойприроды, принимаемых за основные. Метод установления этих норм –рационалистический. Эти рационалистические и естественно-правовые черты ученияФурье связывают его при всем его своеобразии с философией просвещения XVIII в.
Человеческий род,утверждает Фурье, не пришел ещё к той цели, к которой его желает привестиприрода *. Социальный кодекс – не сущее, а должное, судьба человечества, егопредназначение. Социальный кодекс может быть осуществлен лишь в результатепрохождения человечеством ряда подготовительных к нему этапов. Это положениевыводится в системе Фурье из устанавливаемого им закона двойственностидвижения: беспорядочный и гармонический. В качестве примера из мира материальногоФурье ссылается на кометы и планеты. Первые подчинены, по его мнению,беспорядочному движению, вторые – гармоническому, и кометы по истеченииопределенного промежутка времени должны превратиться в планеты. Точно так же ив социальном бытии человечества должны существовать века беспорядочности,дисгармонии и века порядка, гармонии **.
В соответствии с этимобщим законом Фурьедаетсхему развития человечества, параллельную схеме развития индивидуума. Всяземная жизнь человечества продолжается, по его словам, 80 тыс. лет ираспадается на 4 фазы и 32 периода. Первые 7 периодов – периоды дисгармонии, нов то же время периоды роста человечества, накопления им сил. Они составляютпервую фазу, соответствующую детству в жизни индивидуума, и должны продолжаться5 тыс. лет. Затем идет 18 периодов гармонического существования, достигающегоапогея между 16 и 17 периодами. Века гармонии длятся 70 тыс. лет. Начиная с26-го периода, человечество попадает вновь в фазу дисгармонии, охватывающуюпоследние 7 периодов – старость человечества. Эта 4-я фаза длится, как ипервая, 5 тыс. лет. По прошествии их наступит конец земного существованиячеловеческого рода.
Таковафилософски-историческая схема Фурье. Эту совершенно фантастическую схему Фурьезаполняет конкретным содержанием только для первой фазы. Прежде всего, недовольствуясь абстрактной формулой «двойственности движения», он ставит вопросо том, какими конкретными обстоятельствами обусловлена дисгармония первыхпериодов. Причина этой дисгармонии состоит в том, что земной шар недостаточноснабжен средствами существования, необходимыми для человека, чтобы он мог спервых же шагов своего бытия обеспечить себе гармоническое развитие. Фурьесчитает, что на других, лучше снабженных небесных телах такое развитие, вопрекизакону двойственности, возможно *. Во всяком случае, земное человечество можетдостигнуть изобилия (а следовательно, и гармонии, невозможной без изобилия)лишь в результате ряда длительных усилий.
Человечествопоявляется на земле со страстями, созданными богом применительно кгармоническому существованию, которое должно длиться 70 тыс. лет, а неприменительно к векам дисгармонии – этому, с точки зрения общих плановпровидения, кратковременному этапу своего развития *. Поэтому люди в первыйпериод после творения, повинуясь своим страстям, инстинктивно группируютсясогласно нормам социального кодекса в свободные ассоциации – серии. Страстииндивидуума не противоречат в этом строе общему благу; поэтому человечество ещёне знает организации власти. Для Фурье, как и для его предшественников,теоретиков естественного права XVIII в., это – период счастливого детствачеловечества, «естественного» состояния. Материальными предпосылками этого «земногорая» были редкость населения и относительная легкость удовлетворенияпотребностей. Люди добывали себе пищу, собирая плоды, занимаясь охотой и рыбнойловлей. Однако уже этот период знает зачатки земледелия и скотоводства **.
Этот эденический (отслова eden – земной рай) периоджизни человечества не мог быть длительным. С размножением населения рослитрудности в добывании средств существования, росла нужда, разлагавшаяпервобытные серии. Поскольку тех ресурсов, какие предоставляла в распоряжениечеловека природа, было уже недостаточно, человек должен был развить своюпроизводительную деятельность. Лишь производство могло обеспечить изобилие,необходимое для гармонии. Но для того чтобы было создано такое производство,человечество должно было пережить века страданий. Оно должно было как быотступить от своего первоначального положения, чтобы накопить силы и сделатьновый прыжок вперед *.
Когда первобытные ассоциации распадаются, им насмену приходят родственные, семейные хозяйства. Отдельные семьи, недостаточномощные сами по себе, объединяются в орды, во главе орд появляются вожди, нерасполагающие ещё, однако принудительной властью, в семье женщина ставится вподчиненное положение. Основным занятием людей является скотоводство. Этотпериод Фурье называет дикостью. Но порядки, установившиеся в период дикости, нев состоянии избавить человека от нужды, связанной с ростом населения. Поддавлением нужды и вызываемых ею раздоров общественная организация диких, орда,распадается на изолированные семьи, в которых вырастает деспотическая властьотца. Остальные члены семьи попадают в полурабское положение. Этот период –патриархат. В это время складываются между людьми отношения господства иподчинения. Но зато организация принуждения делает возможным развитиепроизводства.
Патриархат, однако,также не в состоянии продвинуть производство достаточно далеко и создатьусловия для гармонии. Человечеству приходится сделать как бы еще один шагназад. Патриархальные семьи вновь начинают соединяться. Из власти отцавырастает деспотизм, возникает новый период – варварство. Общество распадаетсяна два класса: господ и рабов. Варварство – время полного рабства трудящихся иженщины. Но рабство позволяет человечеству сделать новый шаг по пути подъемапроизводства. Если период патриархата имеет своим признаком мелкоепроизводство, то варварство создает уже производство среднее. Человечество,говорит Фурье, приобретает уже в варварском состоянии достаточно мастерства,чтобы организовать материальную сторону гармонии *.
Следующий период –цивилизация, имеет своей целью дальнейшее развитие производства, но уже вновых, более совершенных формах, не на основах рабства, а на основахиндивидуальной свободы. Цивилизация не совпадает в учении Фурье с капитализмом.Период цивилизации начинается у него с государств древнего мира. Цивилизация,таким образом, объемлет и рабовладельческие общества, и феодализм, и периодпервоначального накопления, и период победы капитализма. У Фурье все это многообразиеохватывается понятием «крупное бессвязное производство». Первая фазацивилизации отмечена освобождения женщины, вторая – освобождением трудящихся.За второй фазой цивилизации следует ее апогей, высшая точка, которой она можетдостигнуть. К этому моменту цивилизация создает науку и искусство, необходимыедля полного успеха гармонического строя. В качестве символа этих достиженийцивилизации Фурье берет экспериментальную химию и искусство мореплавания *.
После апогеяцивилизации все готово для перехода к гармонии. Цивилизация выполнила своепредназначение, создав предпосылки новой организации общества. Однако выход изцивилизации не был своевременно найден, и цивилизация неизбежно должна былапойти под уклон. Самые ее достижения, необходимые для блага человечества, сталислужить во вред человечеству. Свобода, это создание цивилизации, в третьей еефазе вырождается в торговую анархию, которая приводит, в конце концов кмонополии торговых компаний. Дальнейшее движение человечества по кривойцивилизации должно привести к коммерческому феодализму, вырастающему изторговой монополии. Цивилизация, освобождающая человечество в течение фазсвоего подъема, в течение последних двух фаз его порабощает. Вместо индивидуальногорабства эпохи рабства возникает коллективное рабство, основанное наэкономической зависимости, на тирании частной собственности. Цивилизация началасвое существование с крупных вассалов, с патриархальной или дворянскойолигархии, она должна его закончить возвращением крупных вассалов, принявших новыйобраз – образ директоров или шефов акционерных компаний. Соприкосновениекрайностей – общий закон движения *.
Какую роль играет вэтом историческом процессе разум человека? В частности, как связывает Фурье сосвоей философией истории сделанное им, по его мнению, «открытие» божественногосоциального кодекса?
Развитие человечестваидет по плану, предустановленному богом. Но бог Фурье не может быть деспотом,он в известном смысле существо социальное. Он хочет, чтобы человек был не егорабом, а его сотрудником. Поэтому он предоставляет человеку известную свободу,которая выявляется через деятельность разума *. Человечество может ускорять илизамедлять ход исторического развития, оно может даже вовсе миновать известныеего периоды. Для того чтобы достигнуть гармонии, нужен известный уровеньпроизводства; но с другой стороны, нужно такое понимание человечеством егосудеб, открытие человеческим разумом социального кодекса **. До сих пор разумне был в состоянии разрешить эту задачу. В течение веков дикости, патриархата иварварства это соответствовало планам бога. Если бы в один из этих периодов ибыл открыт социальный кодекс, человечество не смогло бы провести его в жизньиз-за низкого уровня производства. Ясное представление о блаженстве людей пригармоническом строе при невозможности его осуществления повергло бы людей вотчаяние и могло бы даже приостановить развитие человечества. Но с тогомомента, как материальные предпосылки гармонии созданы, неспособностьчеловеческого разума открыть социальный кодекс служит лишь препятствием кустановлению гармонического порядка. Социальный кодекс мог бы быть введен вжизнь, по мнению Фурье, еще в век Солона. Если этого не произошло, есличеловечество лишних 2300 лет провело в периоде цивилизации, то виноваты в этомошибки разума, его ложная наука. Переживаемые человечеством страдания являютсякак бы карой божества за уклонение человечества от предназначенного ему пути,за замедление процесса исторического развития *.
Сделанное Фурьеоткрытие социального кодекса дает, как он утверждает, возможность легко ибезболезненно перейти к гармонии. Согласно схеме Фурье, первому гармоническомупериоду предшествуют 7 периодов. Четыре из них для европейских народов ужеминовали. Это – эденизм, дикость, патриархат и варварство. Пятый период –цивилизация. За ней следуют по схеме гарантизм и социантизм. Эти периоды –шестой и седьмой – человечеству пришлось бы пройти, если бы не открытие Фурье. Посколькулюди знают теперь, как должна быть организована гармония, они могут в силуправ, предоставленных богом человеческому разуму, ускорить болезненный дляобщества процесс, минуя гарантизм и социантизм, перепрыгнув через них. Чтокасается народов, живущих еще в периодах варварства или дикости, то они смогутперепрыгнуть сразу через все промежуточные периоды, в том числе и черезцивилизацию.
Переход человечествак гармонии составляет с точки зрения Фурье, эру не только в историичеловечества, но и в истории мироздания. Успехи человека как сотрудника бога втворении таинственным образом отражаются в виде нового творческого акта, изменяющегок лучшему материальные условия жизни человечества. Характеризуя эти изменения,Фурье дает полную волю своей пылкой фантазии: он предсказывает улучшениеклимата земного шара в связи с появлением «северной короны», нового источникатепла и света; превращение морской воды в приятный напиток; появление новыхпород животных, полезных для человечества, и т. д. Эти странные идеи логическисвязаны в построениях Фурье с основами его миросозерцания, в частности сзаконом всеобщей аналогии.
Философии историиФурье присущи некоторые черты материализма и бессознательной диалектики. Так, скаждым историческим периодом Фурье связывает известные производственные признаки:патриархат – мелкое производство, варварство – среднее, цивилизация – крупное.Но степень развития производства рассматривается им не как основа даннойсоциальной структуры, а как ее цель, в соответствии с общим теологическимхарактером его построения. Основным, стержневым признаком каждого периода Фурьесчитает, исходя из своей теории страстей как выражения воли бога в человеке, непризнак производственный, а признак, наиболее связанный с игрой страстей, — характер отношений между мужчиной и женщиной. Для эденического периода стержнемявляется свободная любовь, для варварства – полное рабство женщины, и т. д.Общество движется вперед в течение первой фазы под давлением противоречия междуего потребностями и ресурсами окружающей его природы. Это противоречиепреодолевается созданием и ростом производства. Аналогию с этим представляетразвитие в течение отдельного периода первой фазы. Исходным моментом развитияявляется нужда, вызываемая относительным перенаселением. Толкаемое ею обществосоздает свойственную данному периоду форму организации, временноудовлетворяющую его потребностям. Затем эта форма организации оказываетсянедостаточной; социальный строй данного периода распадается, чтобы дать местоновому. Как ни интересны эти моменты материализма и диалектики сами по себе, вучении Фурье они сплетаются с телеологией и рационализмом, не получают должногоразвития и не меняют общего характера системы *.