В. Макаренко, руководитель
проекта «Складские сети» компании STS Logistics
Человеческое
общество – общество потребления. Покупатель товара или услуги не задумывается
над предысторией нужного ему продукта. Его интересуют наличие, цена и качество.
Склад в цепи поставок
Заготовительные,
добывающие и производственные структуры, транспортные средства, места хранения,
дистрибуции и продаж создают товарный и информационный потоки. Звенья этой цепи
содержат зоны риска и узкие места, которые ставят под угрозу удовлетворенность
конечного потребителя. Срыв производственного плана, нарушение срока доставки, ошибка
в товаросопроводительных документах, проблема с таможенной очисткой, сбой в
складской обработке – и потребитель недоволен, а конкуренты впереди.
Склад
как внутреннее звено цепи поставок работает в жестком регламенте расписаний
приходов и отгрузок. Управляемость теряется, когда не удается спланировать
менее 70% складских операций. Именно на складах постоянно возникает и решается
так называемый конфликт ресурсов – ситуация, требующая выделения и
распределения имеющегося персонала и оборудования под задачи одновременного
исполнения. Неадекватность поставщика транспортных услуг приводит к несравнимо
меньшим последствиям для товаропроводящей сети компании, чем плохо работающий
собственный склад или неэффективный складской оператор. Терминалы, содержащие
товарные запасы на десятки и сотни дней торговли, технологическими нарушениями
вполне в состоянии блокировать глобальный бизнес своих владельцев.
На
складе сталкиваются интересы закупающих и продающих подразделений. Склад
принимает на себя просчеты в маркетинге и оценке текущей товарной потребности, обрабатывает
возвраты и смену коллекций. Он в полном масштабе чувствует сезонные колебания
спроса и обычно неожиданные промоакции.
Сеть складов в цепи поставок
В
борьбе за потребителя побеждают сети. Филиальная структура позволяет быть рядом
с местными клиентами, быстро реагировать на изменения спроса и активно входить
в новые регионы. Возможности оперативных вариаций ассортимента и различных
торговых форматов, включая, например, продажу по образцам, не оставляют шансов
местным предпринимателям-одиночкам. При достижении некоторого размера и оборота
сети ее снабжение из одного центрального распределительного центра становится
невозможным. Появляются региональные распределительные центры с закрепленной
территорией обслуживания клиентов и точек продаж филиалов. Система складов
резко изменяет цепь поставок. В связи с чем требуются:
прямые
отгрузки поставщиков на все терминалы;
межскладские
перемещения;
отгрузки
потребителям соседних филиалов;
кросс-докинг;
межмагазинный
обмен через распределительные центры;
ассортиментная
специализация складов системы.
Объективная
сложность управления товарными потоками в сети складов компенсируется снижением
сроков поставок, гибкостью ассортимента, уменьшением транспортных расходов и в
конечном итоге сокращением товарных остатков за счет оборачиваемости. Системы
складов крупных компаний российского рынка насчитывают десятки терминалов, среди
которых имеются собственные, арендуемые и управляемые складскими логистическими
операторами. Управляющим цепями поставок приходится решать, где и в каком
количестве использовать собственный складской персонал и оборудование, где, в
каком объеме и какому поставщику складских услуг поручить ответственное
хранение.
Кроме
стандартных товарных рисков в сети складов многократно возрастает опасность
потери управляемости материальными потоками. В этом случае проблемный терминал
не только сорвет план продаж филиала. Он поставит под угрозу операции всех
складов сети и вызовет волну авральных операций на центральном и региональных
складах.
В
самом общем виде складская сеть представляет собой совокупность терминалов
следующей специализации и иерархии:
федеральные
распределительные центры;
региональные
распределительные центры;
региональные
склады;
перегрузочные
платформы и склады доставки;
склады
при магазинах и в иных точках реализации.
Федеральные
распределительные центры обычно поддерживают весь ассортимент товарной
номенклатуры. Региональные центры оперируют примерно 80% артикулов: остальная
часть товарного запаса пополняется из федеральных центров и путем товарного
обмена с другими региональными центрами. Региональные склады содержат
ограниченный ассортимент товаров постоянного и высокого спроса, таким образом, сезонные
колебания рынка сглаживаются подсистемами: региональный распределительный центр
– региональный склад. Перегрузочные платформы и склады доставки решают проблему
местной дистрибуции малотоннажным транспортом.
Для
того чтобы избежать длительной блокировки ворот крупных и средних складов в
период массовой ежедневной отгрузки в местные торговые точки, применяются
предварительные консолидированные отгрузки готовых заказов на небольшие
сортировочные терминалы. Типовым является ночной приход нескольких фур объемом 82 м3 с заказами на паллетах
или в виде отдельных крупногабаритных грузовых единиц. В утренние часы
малотоннажный транспорт
выполняет маршрутную доставку
по принципу LIFO с одной или нескольких перегрузочных платформ.
Склады
при магазинах не являются популярной опцией из-за высокой арендной стоимости
торговых площадей, кроме того, требуют наличия рампы, площадки для маневра и
парковки фур, а также удобной транспортной доступности. Однако их часто приходится
использовать в том случае, когда складские мощности в регионе малы или
недоступны.
Федеральные
и региональные распределительные центры могут использовать кросс-докинговые
операции. Естественным решением является создание в этих точках сети грузовых
единиц, готовых к дальнейшей транспортировке и хранению без обработки вложений:
таким способом снижаются трудозатраты на промежуточных складах, время доставки
в конечный адрес, потери от воровства и порчи товара. Если упаковка
кросс-докинговой грузовой единицы не нарушена в процессе ее движения по цепи
поставок, поштучная приемка производится конечным потребителем и материальную
ответственность передают от первого склада-отправителя к клиенту. В случае
нарушения упаковки промежуточный склад вынужден расформировывать
кросс-докинговую отправку, осуществлять поштучную приемку и оформлять акты
расхождений, а сама операция прерывается.
Клиенты складских сетей
Наиболее
сложные логистические процессы возникают в сетях провайдеров складских услуг.
Отдельный терминал такой сети может одновременно оказывать услуги
ответственного хранения десяткам клиентов, причем часть их может присутствовать
на нескольких терминалах сети и создавать собственные внутрисетевые товарные
потоки. Проблема конфликта ресурсов в этом случае стоит острее, чем при
использовании компанией системы собственного товарного запаса и собственных
складов.
В
отличие от собственных складских сетей компаний и у складских операторов, и у
их клиентов всегда есть выбор. Оператор может отказаться от клиента из-за
технологической неготовности, ограниченности ресурсов, товарных рисков, а
клиент свободен в выборе провайдера, исходя из стоимости услуг, репутации, опыта
работы, географического расположения.
Преференции
складского оператора относятся к клиентам с развитыми дополнительными сервисами,
необходимыми при обработке товара на складе. Кроме стандартных операций по
паллетной и/ или штучной приемке (отгрузке) коммерческий интерес представляют
услуги по маркировке, вложению промоматериалов, сложным алгоритмам подбора
заказов. Значение имеют грузооборот клиента, количество товарных позиций в
накладной на отбор заказа и срок ее исполнения.
Особую
ценность для провайдера логистических услуг представляют клиенты с несколькими
задачами в различных звеньях цепи поставок. По данным маркетингового
исследования US Fortune 500 manufacturers 2001, проведенного среди крупнейших
компаний-производителей, потребность в той или иной услуге логистического
провайдера выражается определенным рейтингом, представленным в таблице.
Примером
заказчика комплексного логистического решения является компания, передающая на
аутсорсинг мультимодальные международные
грузовые перевозки
, таможенное оформление, складскую обработку и
последующую дистрибуцию товарных позиций. В подобных случаях для клиента
действуют минимальные тарифы по всем звеньям, единая материальная
ответственность и однородный поток информации о положении и состоянии товара
при движении по цепи поставок.
Три, четыре, пять PL
Термин
«логистика
третьей, четвертой, пятой стороны» (например, third-party
logistics provider) широко применяется в практике коммерческих отношений поставщика
и заказчика логистических услуг для обозначения концепции предоставления и
потребления сервисов в цепи поставок, глубины проникновения аутсорсинга в
собственные логистические службы компаний. По критерию отсутствия или наличия
своего парка автотранспортных средств, железнодорожного транспорта, судов и
контейнеров провайдеры образуют две большие группы.
Статус
собственника логистических мощностей часто оказывается экономически проигрышным
для клиента. Владелец всегда озабочен загрузкой имеющихся на его балансе
средств оказания услуги – фур, вагонов, судов-контейнеровозов. Их технические
характеристики, географические точки нахождения, состояние и количество в
момент возникновения потребности у клиента часто не соответствуют этой
потребности.
Управленческое
решение с приоритетом предоставления собственных ресурсов ведет к высоким
ставкам на услуги, когда заказчику предлагают заплатить за необоснованные
перемещения транспорта или специализированной тары в точки клиентского спроса.
Между тем в этих точках имеются ресурсы других поставщиков логистической
услуги. Но стремление использовать свои возможности, пусть за счет клиента, часто
побеждает. При этом под возможностями понимается не обращение к субподрядчикам,
а неэффективная перспектива применения собственных мощностей, обычно неудобно
распределенных с точки зрения клиента.
В
отличие от описанной ситуации провайдеры логистических услуг, отказавшиеся от
концепции собственности на ресурсы, значительно свободнее в выборе способов
удовлетворения клиента, и, как следствие, более гибки в отношении тарифов и
времени реакции на обращение заказчика.
Удовлетворенность
клиента является главной оценкой успешности любого бизнеса. И в сфере оказания
услуг для цепей поставок – успех у провайдеров, работающих с большим числом
субподрядчиков, покрывающих своим расположением и сервисом все потенциальные
точки и варианты возникающего спроса.
Качество
– в любом регионе
Переход
к сетевым решениям в бизнесе определяется стратегиями развития компаний в
жестком конкурентном окружении и ростом логистических издержек. Слияния и
поглощения или даже простое увеличение объема запасов в товаропроводящих
каналах могут привести к потери управляемости распределенных систем из
многочисленных региональных структур. Принцип сетевого менеджмента и экспансии
означает единство планирования закупок, управления ассортиментом и учета
товарных остатков. Товарная потребность поднимается от заказов низовых звеньев
системы дистрибуции, последовательно консолидируясь на региональном, федеральном
и международном уровнях.
Складские
сети в своем развитии следуют за клиентами, иногда опережая и угадывая
потенциальный спрос. Дефицит качественных складских терминалов в регионах и
повышенная по сравнению с европейской рентабельность девелопмента складов и
операций на них выступают объективным стимулом развития складских сетей.
Операционная
универсальность складских объектов достигается, как минимум, их правильным
расположением для решения двух задач – местной дистрибуции и распределения
товарных потоков в иные регионы страны. Тенденция к выводу складских мощностей
за пределы мегаполисов положительно влияет на формирование складских сетей.
Терминал
– участник сетевой цепи поставок эффективен при одновременном выполнении ряда
условий – площадь складского пола не менее 10 тыс. м2, пятно застройки – не
более 50% общей площади земельного участка, наличия железнодорожной ветки, удобных
связей с ближайшими автомагистралями.
Важнейшим
признаком сетевого решения в складской логистике является требование
независимости качества предоставляемых услуг от места их оказания. Клиент
должен быть уверен, что оператор ответственного хранения обеспечит заказанный
набор сервисов всюду, где возникает потребность заказчика. Качество складской
сети должно ассоциироваться исключительно с рыночной репутацией
компании-провайдера. Оно не может зависеть от персонала или адреса региональной
складской единицы, особенностей реализации WMS и каналов связи, технологического
оснащения склада.
Складская
сеть – распределенная логистическая система, подтвержденная качеством оказания
услуг как на уровне отдельного терминала, так и в масштабе всего сетевого
проекта.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://logistic-forum.lv/
Дата добавления: 20.03.2012