Валютные биржи 2

–PAGE_BREAK–
1.2 Валютные операции
После второй мировой войны получили широкое развитие различные виды валютных операций. В период распространения валютных ограничений до конца 50-х годов в промышленно развитых странах преобладали валютные сделки с немедленной поставкой валют (“спот”) и срочные (форвардные) сделки, причем последние зачастую были объектом  валютного регулирования.

Либерализация валютного законодательства на рубеже 50-х и 60-х годов привела к развитию операций “своп”вместо ранее практиковавшегося обмена депозитами в различных валютах. Дальнейшее развитие срочных валютных сделок было связанно с либерализацией движения капиталов, вызвавших потребность в хеджировании (страховании рисков) дополнительно  к традиционным операциям по покрытию рисков  по торговым операциям. Усилившийся контроль со стороны наблюдательных органов за состоянием банковских балансов также способствовал замене ранее  практиковавшихся валютных операций по страхованию рисков, отражавших в балансах, срочными валютными сделками и операциями “своп”,  так как они учитываются на внебалансовых счетах. (14, с.31).

С 70-х годов развиваются фьючерсные сделки на ряде бирж, хотя они не являются стандартной операцией межбанковского рынка, и опционные валютные сделки – новая форма спекулятивных сделок  и хеджирования  от валютных рисков, особенно когда товарная сделка, создающая риск, возможна, но не обеспечена (например, при участии в торгах).

Банки стали совершать валютные сделки в сочетании с операциями по “свопу “ процентных ставок. Наличные валютные операции осуществляет большинство банков; срочные операции и “своп « — сделки – в основном более крупные банки; регулярные опционные операции – крупнейшие банки.

1.2.1. Срочные (форвардные) сделки с иностранной валютой.

Срочные валютные сделки (форвардные, фьючерсные) — это валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке обусловленной суммы иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения. Из этого определения вытекают две особенности срочных валютных операций.

·                                            Существует интервал во времени между моментом заключения и исполнения сделки. В современных условиях срок исполнения сделки, т. е. поставки валюты, определяется как конец периода от даты заключения сделки (срок 1-2 недели, 1,2,3,6,12 месяцев и до 5 лет) или любой другой период в пределах срока.

·                                            Курс валют по срочной валютной операции фиксируется в момент заключения сделки, хотя она исполняется через определенный срок.

Срочные сделки с иностранной валютой совершаются в следующих целях:

·       конверсия (обмен) валюты в коммерческих целях, заблаговременная продажа валютных поступлений или покупка иностранной валюты для предстоящих платежей, чтобы застраховать валютный риск;

·       страхование портфельных или прямых капиталовложений за границей от убытков в связи с возможным понижением курса валюты, в которой они осуществлены;

·        получение спекулятивной прибыли за счет курсовой разницы.

Использование срочных сделок для покрытия валютного риска при совершении коммерческих операций приобрело широкое распространение в конце 60-х начале 70-х годов в условиях кризиса Бреттонвудской валютной системы и перехода к плавающим валютным курсам.

1.2.2. Валютные операции «СПОТ».

Эти операции наиболее распространены и составляют до 90% объема валютных сделок. Их сущность заключается в купле-продаже валюты на условиях ее поставки банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения. При этом считаются рабочие дни по каждой из валют, участвующих в сделке, т. е. если следующий день за датой сделки является нерабочим для одной валюты, срок поставки валют увеличивается на 1 день, но если последующий день нерабочий для другой валюты, то срок поставки увеличивается еще на 1 день. Для сделок, заключенных в четверг, нормальный срок поставки — понедельник, в пятницу-вторник (суббота и воскресенье — нерабочие дни).

По сделкам «спот» поставка валюты осуществляется на счета, указанные банками — получателями. Двухдневный срок перевода валют по заключенной сделке ранее диктовался объективными трудностями осуществить его в более короткий срок. (16, с.52).

Валютные операции с немедленной поставкой являются самым мобильным элементом валютной позиции и заключают в себе определенный риск. С помощью операции «спот» банки обеспечивают потребности своих клиентов в иностранной валюте, перелив капиталов, в том числе «горячих» денег, из одной валюты в другую, осуществляют арбитражные и спекулятивные операции.

1.2.3. Валютные операции «СВОП».

Разновидностью валютной сделки, сочетающей наличную операции, являются сделки «своп». Подобные сделки известны со времен средневековья, когда итальянские  банкиры проводили операции с векселями; позднее они получили развитие в форме репортных и депортных операций. Репорт-сочетание двух взаимно связанных сделок: наличной продажи иностранной валюты и покупки ее на срок. Депорт- это сочетание тех же сделок, но в обратном порядке: покупка иностранной валюты на условиях «спот» и продажа на срок этой же валюты.

Позднее операции «своп» приобрели форму обмена банками депозитами в различных валютах на эквивалентные суммы. Недостатком подобной операции являлось увеличение баланса банка на сумму этой операции, что ухудшало его коэффициенты и создавало дополнительные риски. Валютная операция «своп» разрешает эти проблемы: учет обязательств осуществляется на внебалансовых статьях, обмен валют совершается в форме купли- продажи, т. е. единой сделки.

«Своп» — это валютная операция, сочетающая куплю-продажу двух валют на условиях немедленной поставки с одновременной контрсделкой на определенный срок с теми же валютами. При этом договариваются о встречных платежах два партнера (банки, корпорации и др.). По операциям «своп» наличная сделка осуществляется по курсу «спот», который в контрсделке (срочный) корректируется с учетом премии или дисконта в зависимости от движения валютного курса. При этом клиент экономит на марже — разнице между курсами продавца и покупателя по наличной сделке. Операции «своп» удобны для банков: они не создают открытой позиции (покупка покрывается продажей), временно обеспечивают необходимой валютой без риска, связанного с изменением ее курса. Операции «своп» используются для:

·        совершения коммерческих сделок: банк продает иностранную валюту на условиях немедленной поставки и одновременно покупает ее на срок.

·        приобретения банком необходимой валюты без валютного риска (на основе покрытия конрсделкой) для обеспечения международных расчетов, диверсификации валютных авуаров.

·        взаимного межбанковского кредитования в двух валютах.
1.3 Валютный курс в России.

Валютный курс есть цена единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве денежных единиц нац. валюты.

Когда цена единицы иностранной валюты в пересчете на отечественную валюту растет, то мы говорим об обесценивании нац. валюты и наоборот.

Различают три вида валютных курсов:

1.   Фиксированный валютный курс — это официально установленное соотношение между нац. валютами на основе взаимного паритета. Но характерен, как уже выяснили, для Бреттонвудской валютной системы, когда нац. валюты всех стран определялись непосредственно в золотоносных долларах США. При этом колебание рыночных курсов валют строго ограничивалось 1%. На практике это означало жесткую привязку всех валют к доллару США.

2.   колеблющийся валютный курс — это валютный курс, который свободно изменяется под воздействием спроса и предложения.

3.   плавающий валютный курс — это разновидность колеблющегося валютного курса, который предполагает использование механизма валютного регулирования.

Система плавающего курса была введена по решению Ямайской конференции 1976 г. Как правило, государство накладывает определенное ограничение на ввоз, вывоз и пересылку нац. и иностранной валюты из-за границы и за границу. Эти меры называются валютными ограничениями. Как и все цены в рыночной экономике, так и цены на валюту (т.е. валютные курсы) определяются соотношением спроса и предложения.

Размеры спроса и предложения на валютном рынке зависят от трех факторов:

1.   от объемов взаимной торговли между странами. Чем больше торговый обмен с ФРГ, например, тем больше спрос на марку.

2.   от масштабов инфляции и состояния экономики страны.

3.   от покупательной способности каждой нац. валюты.

Покупательная способность валюты определяется количеством одинаковых товаров и услуг, которые можно купить на стандартную сумму различных нац. валют.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Формы и методы валютной политики
Валютную стратегию государства осуществляет Банк России, деятельность которого базируется на собственных резервах. Так как основная доля объема торговли валютой приходится на московский валютный рынок и официаль­ный курс доллара определяется на торгах ММВБ, Банк Рос­сии оказывает влияние на формирование валютного курса пос­редством интервенций на ММВБ и операций на межбанков­ском рынке, а также посредством контроля уполномоченных банков. Одна из основных задач, которую ставит перед собой Банк России, проводя интервенции на ММВБ,- снижение привлекательности доллара в качестве более доходного и лик­видного актива, чем национальная валюта, и удержание рос­та курса доллара ниже уровня инфляции. Одновременно с интервенциями на валютном рынке Банк России и Министер­ство финансов проводят жесткую денежно-кредитную поли­тику, направленную на укрепление рубля: повышение реаль­ной ставки процента и ужесточение кредитной политики. (8, с.14).

а) «Свободно плавающие» валютные курсы

Такая политика наиболее распространена в странах развитой рыночной экономикой и высоким уровнем доллара. Успешное применение «плавающего» курса возможно условиях экономической и политической стабильностигосударства, отсутствия либо незначительности инфляции устойчивой макроэкономической политики.

Использование политики подобного рода сейчас в Рос­сии нежелательно, поскольку она приведет к усилению инфляции.

б) Регулируемое «плавание» валют

Для осуществления этой политики, при которой вмеша­тельство государства незначительно и предназначено для сглаживания резких краткосрочных, а иногда среднесроч­ных колебаний, необходимо наличие значительного резер­ва валюты у государства (причем, чем менее стабильна экономика, тем выше должен быть резерв), а также солид­ной материальной и методической базы для прогнозирования курса. Опыт других государств показывает, что применение регулируемого «плавания» приводит к колоссальным потерям для государства, его использующего, требует высочайшей степени профессионализма и соответствующей подготовки.

В настоящее время использование в России регулируемо­го «плавания» валют может  привести к возникновению мало­предсказуемых кризисных ситуаций на финансовом рынке.

в) Постоянно фиксированные курсы

Этот вариант валютной стратегии предпочтителен при внутренних кризисных ситуациях нестабильной экономики и обеспечивает более низкие темпы инфляции. Дестабили­зирующая спекуляция валютой маловероятна, если нет со­мнений в способности официальных органов удерживать курс на постоянном уровне. Многие государства, выходив­шие из кризиса, на определенном этапе придерживались фиксированного курса.

г) Смешанный вариант

Можно проводить политику регулируемого «плавания», непрерывно незначительно изменяя валютные курсы и при­меняя наряду с этим корректирующие внутриэкономические меры по стабилизации экономики страны.

В настоящее время проведение подобной политики в России явилось бы наиболее перспективным, способным привести к наиболее положительным сдвигам и на валют­ном рынке, и в экономике страны в целом.

Как во всех сферах внешнеэкономической деятельности, так и в валютных отношениях государство вынужденно маневрировать между либерализмом и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде! Государство может запретить нац. экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать ее в обмен на нац. валюту по официальному курсу. Таким образом, государство формирует свои валютные резервы, которые затем используются для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, для пополнения валютных резервов и т.д. (5, с.21).

Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты. Режим или порядок обратимости нац. валюты определяет условия включения нац. экономики в  мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капитала в страну из стран. Режим обратимости определяет 3 разновидности валют

1.   Частично конвертируемая валюта ЧКВ

·     ЧКВ может обладать внутренней обратимостью. Это означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничения покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами.

·     При внешней обратимости свободный обмен международных валют на нац. валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц. Внешняя обратимость предполагает возможность свободной конверсии средств в данной валюте на счета иностранных фирм.

2.   Полная конвертируемость. Она включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю конвертируемость. Таким признаком обладают очень многие валюты в мире. Но только рад из них считаются свободно конвертируемыми ( СКВ ). СКВ обычно используется для определения валютной цены. СКВ считается свободной в том смысле, что ода в полном объеме выполняет функции мировых денег.

3.   Неконвертируемая (замкнутая) валюта — это валюта тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам валюты. Это валюта, которая функционирует только в пределах данной страны и не обменивается на другие иностранные валюты.
2.2 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ
В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся Правительство Российской Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему  органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю.

Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).

В компетенцию таможенных органов входит:

–         контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и ценных бумаг в валюте РФ;

–         контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных ценностей;

–         контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Началом современного этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.

  В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита валюты РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами – в порядке, устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.

  Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт «агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

В феврале 2003 года был принят новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Ниже будет представлено экспертное заключение, подготовленное Фондом развития парламентаризма в России в марте 2003г.

В соответствии с положениями главы V проекта «Заключительные положения» с 1 января 2007 года будут сняты следующие ограничения:

1.2   порядок резервирования и возврата суммы резервирования;

1.3   регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения капитала;

1.4   порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами; 

1.5   порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ; 

1.6   переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России.  Предполагается, что с 1 января 2007 года норма об уведомительном порядке открытия и закрытия счетов, предусмотренная законопроектом, будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств. 

Таким образом, большинство мер валютного контроля будет действовать до начала 2007 года. Тем не менее, в пояснительных материалах к законопроекту не представлено обоснования выбора указанной даты. Следует отметить, что альтернативные законодательные инициативы содержат предложения об отмене всех «валютных ограничений» к 1 января 2005 года, либо через полгода после вступления новой редакции закона в силу.

Необходимо рассмотреть вопрос о поэтапном проведении столь существенной либерализации валютного регулирования. Помимо этого, отмена ограничений для открытия счетов на территории иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), не должна противоречить тенденциям международного регулирования вопросов незаконной легализации «грязных денег», которые сложатся к началу 2007 года. 

Учитывая, что ст.ст. 8 и 9 проекта будут отменены после 1 января 2007 года, представляется неясным порядок применения по истечении переходного периода положений ст. 7, которая содержит ссылку на данные статьи. Так как полномочие Правительства и Центрального банка РФ по изданию обязательных для исполнения нормативных актов, по существу, не будет ограничено четкой компетенцией этих органов в сфере валютного регулирования, законопроект должен предусматривать новую редакцию ст. 7, вступающую в силу с 1 января 2007 года.  В соответствии с положениями законопроекта обязательная продажа валютной выручки резидентов осуществляется в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30% от суммы.

Полностью отменить это правило также предполагается к 2007 году. Для сравнения отметим, что действующее законодательство предусматривает обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, установленным Банком России.  Снижение нормы обязательной продажи валютной выручки до 30%, на наш взгляд, позволит сделать её менее обременительной для участников внешнеэкономической деятельности, но в то же время сохранить её как необходимую меру валютного регулирования.  Кроме того, представляется правильным закрепление на законодательном уровне перечня сумм, которые не включаются в сумму валютной выручки, подлежащей продаже, определение случаев уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов (расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с названным законом в иностранной валюте).  В соответствии со ст. 14 проекта, резиденты могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории определенной группы иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Контроль за данными действиями будет осуществляться с помощью процедуры уведомления – об открытии/закрытии счёта необходимо уведомить органы валютного контроля не позднее одного месяца со дня заключения/расторжения договора об открытии счета с банком, расположенным за пределами Российской Федерации. Хотя введение подобной нормы свидетельствует о либерализации валютного регулирования, экспертами неоднократно отмечались опасность значительного оттока капитала из РФ как следствия введения в действие указанной нормы, а также возможность возникновения серьёзных проблемы для национальной банковской системы.  Законопроект предусматривает, что все текущие валютные операции, а также операции движения капитала, за исключением прямо предусмотренных законопроектом случаев, осуществляются без ограничений. Данное положение законопроекта, безусловно, служит целям либерализации валютного регулирования. Однако необходимо отметить, что законопроект относит к операциям движения капитала предоставление кредитов и займов на любые сроки, тогда как действующее законодательство не предусматривает никаких ограничений для предоставления кредитов и займов на срок до 180 дней. Таким образом, в проекте частично ужесточается режим валютных операций, что, по-видимому, противоречит общей концепции документа. 

Отказ от действующего сегодня разрешительного порядка осуществления операций, связанных с движением капитала, подкреплен содержащимся в ст. 6 проекта запретом на установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.    продолжение
–PAGE_BREAK–