Василий Денисов в романе Война и мир

Среди героев «Войны и мира» есть исторические, реально существовавшие лица: Кутузов, Наполеон, Алек­сандр I, Багратион, Вейротер . Толстой рисует каждого из них так, как он видит,— иногда вовсе необъективно; например, Наполеон, конечно, был на самом деле не таким, как его изобразил Толстой.
Многих героев романа писатель выдумал, но что зна­чит — выдумал? В старом князе Болконском, в Андрее и Пьере, в Наташе, в князе Василии и Долохове соединились черты многих людей, которых знал Толстой. Считается, что Николай Ильич Ростов и Марья Ни­колаевна Болконская в какой-то мере списаны с родителей Толстого, но это не точные портреты, и многое в Ни­колае и княжне Марье вовсе не похоже на отца и мать писателя.
Только у одного человека в романе есть вполне опре­деленный прототип — у Денисова. Он «списан» с извест­ного поэта-партизана, героя войны 1812 года Дениса Давыдова. Даже именем подчеркнута связь между лите­ратурным героем и живым человеком: Давыдова звали Денис Васильевич, у Толстого в романе — Василий Де­нисов.
Но, описывая в четвертом томе партизанскую войну, Толстой упомянет никак не связанную с Денисовым деятельность Дениса Давыдова — и этим как бы отделит его от героя романа.
И, кроме того, так ли уж важно нам, читающим роман сегодня, какого живого человека имел в виду Толстой? Люди, описанные в романе, так ясно живут в нашем воображении, что князь Андрей оказывается бо­лее знакомым и более живым, чем, например, реально существовавшие декабристы Батеньков или Фонвизин, и Пьер ближе мне, чем, скажем, Сергей Григорьевич Волконский, и жен декабристов я понимаю через Ната­шу . Поэтому мы будем говорить о Василии Денисове — таком, каким видим его в романе, не пытаясь сравнивать его с прототипом и решать, что Толстой взял из жизни, а что выдумал.
«Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами».
Лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, он в то же время романтически влюблен в жен­щину, именуемую «она», и рассказывает Ростову в самых возвышенных выражениях: «Ей пишу . Мы спим, пока не любим. Мы дети праха . а полюбил — и ты бог, ты чист, как в первый день созданья .»
Для Ростова Денисов — образец, идеал настоящего мужчины: храбрый, отчаянный человечек с открытой ду­шой. В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне; денег у него никогда нет — он их про­пивает и проигрывает, но когда Телянин украл его коше­лек, Денисов готов последним пожертвовать, лишь бы сохранить честь полка.
После Аустерлица Денисов вместе с Ростовым едет в отпуск в Москву — по дороге, конечно, напивается и, еле-еле продрав глаза, присутствует при встрече Нико­лая с родными. Когда вошла старая графиня и припала лицом к груди сына, «Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза».
В отличие от Долохова он — хороший человек. Просто хороший человек, добрый и умеющий чувствовать, умею­щий думать о других людях. Поэтому во время дуэли, где он был секундантом Долохова, он, не выдержав, крикнул Пьеру: «Закройтесь!», поэтому медлил, пытаясь оттянуть начало дуэли.
Встретив Денисова на войне, мы видим его глазами Ростова — любуемся его отвагой; скрепя сердце, согла­шаемся с его заботой о чести полка. Но мы еще не знаем этого смелого и чистого человека; он откроется перед нами в Москве, когда ни с того ни с сего, так же отчаянно, как он скакал в бой, вдруг сделает предло­жение Наташе.
Сам перед собой и перед всеми людьми он делает вид, что шутливо ухаживает за молоденькой девочкой, и не понимает, что девочка эта всерьез завладела его мыслями. Вот он с Ростовым на детском бале покро­вительственно оглядывает танцующих:
«— Как она мила, красавица будет,— сказал Де­нисов.
— Кто?
— Графиня Наташа,— отвечал Денисов.
— И как она танцует, какая грация! — помолчав не­ много, опять сказал он.
— Да про кого ты говоришь?
— Про сестру про твою, — сердито крикнул Дени­сов».
Толстой несколько раз замечает, что Денисов востор­гался пением Наташи, «восторженными глазами смотрел на нее», «весь бал не отходил от нее» после того, как Наташа уговорила его танцевать мазурку.
«Только на коне и в мазурке не видно было ма­ленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал». А мы всегда видим его молодцом — и потому нестерпимо жал­ко его, когда он — вероятно, неожиданно сам для себя — делает Наташе предложение.
Мать Наташи, старая графиня, не поверила своим ушам.
«— Наташа, полно, глупости! — сказала она, еще на­деясь, что это была шутка.
— Ну вот, глупости! Я вам дело говорю, — сердито сказала Наташа. — Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости» .
Графиня пожала плечами.
— Ежели правда, что мосье Денисов сделал тебе предложение, хотя это смешно, то скажи ему, что он дурак, вот и все.
— Нет, он не дурак, — обиженно и серьезно сказала Наташа».
Графиня права в своем возмущении, «что осмели­лись смотреть, как на большую, на ее маленькую На­ташу». Но напрасно она так насмешливо говорит о Де­нисове: «мосье», напрасно называет его дураком; Наташа сердцем понимает Денисова лучше, чем ее мать. Этот отчаянный человек ищет и ждет чистой любви так же нетерпеливо, как наглый Долохов. Все его романтиче­ские влюбленности — только поиски, только ожидание на­стоящей любви. И вот он встретил девушку, о которой мечтал, но она — еще ребенок; за что ему, такому храб­рому и доброму, выпало это тяжкое испытание?
Это поймет позже князь Андрей: встретясь с Денисо­вым уже после разрыва с Наташей, он, гордый и рев­нивый князь Болконский, с нежностью вспомнит расска­зы Наташи об этом хорошем человеке, о его любви к ней; и не боль, не злобу вызовет у него мысль, что они с Денисовым любили одну женщину, но грустное сожаление.
А впереди у Денисова еще много печалей, именно потому, что он добр и честен. Он торопится в полк — зачем ему теперь оставаться в Москве. Он торопится в полк — там он нужен, там его любят, там его место. Но в полку многое изменилось.
За то время, что Денисов был в отпуске, Наполеон успел вступить в войну с Пруссией, разбить за несколь­ко дней прусскую армию и двинуть свои войска на­встречу русским. Положение русских войск было ужасно прежде всего потому, что они стояли в разоренных дотла немецких дерев­нях.
«Павлоградский полк в делах поте­рял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей».
Вернувшись в полк и увидев, что солдаты голодают, Денисов отправил­ся на дорогу и попросту силой от­бил у пехотинцев обоз с провиан­том. Этот его поступок имел самые серьезные последствия, потому что в провиантском ведомстве, куда Денисова послали объяс­няться, он увидел . Телянина! Вот когда оказалось, что напрасно офицеры Павлоградского полка пощадили Теля­нина — он-то не даст Денисову пощады.
Но прямой и честный Денисов не в состоянии понять всего, что с ним произошло. Он же взял провиант, «чтобы кормить своих солдат», а Телянин сидит в провиантском ведомстве, «чтобы класть в карман»! Не сдержавшись, Денисов избил Телянина — теперь ему грозит суд «за разбой».
По законам офицерской чести Денисов прав, и то­варищи его понимают это. Но по законам бюрократи­ческой машины он виноват; в полк приходят бумаги, запросы — и Денисов, скрепя сердце, решается поехать с легкой раной в госпиталь, чтобы избегнуть необходи­мости являться к начальству.
Сцена в госпитале, куда Ростов приехал проведать Денисова, очень грустна. Не случайно здесь же оказы­вается потерявший руку капитан Тушин — мы помним, как в глазах Багратиона Жерков оказался более надеж­ным офицером, чем Тушин. И теперь он смотрит своими большими грустными глазами на Денисова, опасаясь за него.
Денисов еще ничего не понимает и не хочет просить о помиловании: «Ежели бы я был разбойник, я бы про­сил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь; я честно служил царю и отечеству и не крал!»
Но Денисов уже не тот, что прежде. Судебное дело подкосило его — он уже не спрашивает Ростова о това­рищах, о делах полка; его интересует только тяжба с провиантским ведомством. Сломили Денисова. И, самое обидное, не враги сломили, не в бою, а свои же. И еще товарищи уговаривают, чтобы он перестал бороться за справедливость, написал царю прошение о помиловании.
«— Видно, плетью обуха не перешибешь,— сказал он, подавая Ростову большой конверт. Это была просьба на имя государя . в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о по­миловании.
— Передай, видно .— Он не договорил и улыбнулся болезненно-фальшивой улыбкой».
Но и это не помогло. Царь отклонил прошение.
Теперь он на долгие годы — опальный, мрачный не­удачник. До сих пор жизнь представлялась ему ясной: будь честен и храбр — и ты заслужишь уважение и почет. Все оказалось совсем не так просто. Никто не вспомнил его заслуг, его храбрости — Телянин победил, а он осужден.
Несчастная любовь к Наташе тоже сыграла свою роль в глубоком отчаянии Денисова. Оказалось: можно чисто и преданно полюбить девушку, но этого еще недоста­точно, чтобы она тоже тебя полюбила.
Главное же, что сломило Денисова,— несправедли­вость того мира, в котором еще недавно все было просто и ясно.
И все-таки Денисов останется верен тому нравствен­ному идеалу, о котором мечтал с юности. В 1812 году он забудет свои обиды, не до них; он пойдет в пар­тизаны и станет защищать не царя — отечество.
После войны он опять будет никому не нужен, снова станет брюзжать, но однажды скажет Пьеру: «Бунт — вот это так!» — и, может быть, он тоже придет на Се­натскую площадь, потому что очень разными путями при­дут туда разные люди, объединенные только одним — мечтой о справедливости.