Василий Петрович Стасов

Василий
Петрович Стасов

Представленный
Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных
торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию
«для усовершенствования знаний».

Стасов, Василий
Петрович (1769–1848), русский архитектор, один из основоположников русского
ампира.

Родился в
Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника.
Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского
университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для
поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в
Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния. В 1794 приехал в
Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в
Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный
Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных
торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию
«для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил
ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно
перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 – член «Комитета для приведения в
лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и
в других городах империи – гостиный двор в Костроме (1812–1820), собор
Александра Невского в Саратове (1815–1826; снесен в 1930-е годы), усадьба
Грузино в Новгородской губернии (1815–1820-е годы, разрушена во время Второй
мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова;
1821–1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824–1828) и дворца
генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В.Гаврилова и К.Греготовича;
1825–1832) и др. Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и
хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его
творческая манера – стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую
очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не
декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно
сосредоточенных и лаконичных), – раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге
и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817–1820), главенствующие в
ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817–1823); Ямской рынок
(1819–1820); провиантские склады – в самой северной столице (1819–1821) и в
Царском селе (ныне Пушкин; 1819–1822); царскосельские мемориальные ворота
«Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817–1821), Манеж (1819–1821), Большая
оранжерея (1820–1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы
(Преображенский, 1827–1829, и Троицкий, 1828–1835) и триумфальные ворота –
Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834–1838).

В 1832–1835 под
его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в
1748–1764 В.В.Растрелли. Вместе с А.П.Брюлловым Стасов возглавил работы по
восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры,
включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж;
проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный
инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций.
Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и
Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за
возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л.фон
Кленце; с 1839).

Умер Стасов
в Петербурге 24 августа (5 сентября) 1848.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.peoples.ru/