Ватикан государство-музей 2

Ватикан: государство-музей
/>
Государство Ватикан расположено в самом центре Рима. Вся его площадь — 44 гектара. Здесь проживает 550 человек. Правит этой страной Папа. Как и положено настоящему государству у него есть все: железная дорога и телеграф, телефон и телевидение, своя радиостанция и сокровищница, правители и подданные, охраняемая гвардейцами граница.
Гвардейцы стоят с алебардами, в ярких, как петушиный хвост, нарядах, они охраняют въезд в ту часть маленького государства, что должна быть недоступна туристам.
Но главная сокровищница — музеи Ватикана, собор святого Петра — открыты для каждого.
Туристы обожают снимать невозмутимых гвардейцев в полосатых сине-желтых средневековых костюмах. Интересно, что папскую резиденцию традиционно охраняют только швейцарцы. А их театральные костюмы не меняли своего покроя с 1505 года. Фасон придумал для них сам Микеланджело. Папы вернулись в Рим в 1377 году из Авиньона, где была их резиденция. Но частным государством Ватикан стал лишь в наше время. В 1925 году диктатор Муссолини подарил эти земли церкви.
/>
Земли Ватикана священны, и поэтому считается, что тут цветет и плодоносит все, что только посажено. Сады Ватикана уникальны. Тут растут тысячи диковинных растений, собранных со всего света. Гордость ботанического сада — три реликтовых китайских дерева с мудреным названием. В самом Китае такое дерево осталось в единственном экземпляре. За садом ухаживают 36 садовников, но лишь один из них живет на территории. Остальные, как и еще 2500 человек обслуживающего персонала, приходят на работу.
Можно сказать, что начинается Ватикан с собора святого Петра, стоящего на огромной круглой площади. Собор святого Петра было решено строить еще в 324 году на месте, где, по преданию, и был замучен святой Петр. Варвары распяли его вниз головой. Было тогда святому мученику 95 лет.
Собор, который посещают туристы сейчас, не первое здание на этом месте. Но нынешний собор тоже имеет возраст почтенный. Дата его рождения — 1506 год. Первоначальный проект принадлежит архитектору Браманте. А затем усовершенствован Рафаэлем и Микеланджело. Купол, поднятый на высоту 132 метра, считается не только шедевром с точки зрения живописи и архитектуры, но и инженерно-строительного дела. Автор идеи — Микеланджело. Ему в ту пору было 72 года. Это последняя его работа.
Удивительно, но при раскопках в подвалах собора, глубоко под полом, в 1940 году была найдена гробница. Верующие убеждены, что это и есть мощи святого Петра — хранителя ключей от Рая.
Могила апостола — место паломников со всего света. Есть поверье: если потереть о надгробье какой-либо предмет, он становится талисманом-оберегом. В самом соборе есть скульптура сидящего Петра. Туристы стоят в очереди, чтобы прикоснуться к его правой ступне. Считается, что таким образом Петр прощает прикоснувшемуся все грехи. Стопа стерта почти до половины. Сколь же грешны мы!
Собор хранит драгоценнейшие для человечества скульптуры. Одна из них — “Пьетта” Микеланджело. Ему было 24 года, когда он выточил эту композицию. Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына — Христа. Это первая работа великого мастера и единственная, где он поставил свою подпись. Все остальные работы великого скульптора узнавались по манере исполнения.
Эту работу молодой Микеланджело подписал из самолюбия. Знатоки скульптуры приписывали это творение популярному в те годы ваятелю. Все ходили и восхищались, но не автором произведения, а другим. Ночью юный скульптор пролез в собор и выбил на мраморе свое бессмертное имя. Сейчас эта небольшая по размеру скульптурная группа находится под пуленепробиваемым стеклом. Такие меры предосторожности приняли после того, как один маньяк бросился на нее с молотком.
Скульптура Микеланджело стоит недалеко от входа. В соборе пять дверей. Но открыты только четыре. Пятую, замурованную, имеет право открывать лишь Папа в “святой” год. Это случается один раз в 25 лет. В святую дверь можно было войти в 2000 году.
В центре собора огромный бронзовый балдахин над алтарем святого Петра, на нем всегда горит 95 свечей. Автор этого металлического шедевра — Бернини.
В Ватикане 3000 залов, но лишь немногие открыты для туристов, хотя самая “беглая” экскурсия рассчитана на 3 часа. Один из самых знаменитых залов Ватикана — Сикстинская капелла. Это частная часовня Папы Сикста IV. Сикст IV был большим ценителем красоты, поэтому для росписи стен и потолка часовни он пригласил Микеланджело. 540 квадратных метров фресок выполнены его рукой. Художник даже леса для себя делал сам. Работал он, не лежа на лесах, как считают многие, а стоя. На роспись капеллы он потратил 4 года, почти потерял зрение. Интересно, что это был его первый опыт рисовальщика, до часовни он был только скульптором. Но именно благодаря этому “неумению” рисовать как надо, он изобрел новое направление в живописи — скульптурное. Этот стиль называют теперь гризайль.
Папа был очень нетерпелив, сам лично лазил по лесам, задрав рясу, теребил художника: “Скоро ли? Когда закончишь?” Маэстро злился, работал все торопливее и проворней, но Папа все подгонял и подгонял. Штукатурка не успевала высохнуть до конца, как Сикст требовал начинать роспись. Почти в самом конце работы часть одной из фресок отвалилась из-за “нарушения технологии”, о котором предупреждал Микеланджело.
Злясь на самого себя, что подчинился чужой глупой воле, Микеланджело сказал, что заново писать и переписывать ничего не будет. Хотели быстро? Получайте. “Я закончил, а Вы дорисовывайте”, — сказал художник.
Сикст IV оторопел от такой строптивости и приказал не платить маэстро за выполненную работу. Микеланджело ушел ни с чем, но на потолке до сих пор зияет белое пятно — в память о задиристом характере одного и жадности второго.
Через 20 лет уже другой правитель Ватикана вновь пригласил Микеланджело расписывать эту же капеллу. Но на сей раз стены. 350 фигур изобразил на них великий мастер. Причем впервые фигуры святых были изображены в обнаженном виде. “Это работа для таверны”, — критиковал работу известный художник того времени — Бьяджи. Разразился скандал. Микеланджело же продолжал молча работать. И в картине страшного суда изобразил и самого Бьяджи. Тоже, разумеется, в голом виде. Схулиганил. Бьяджи требовал убрать это безобразие, на что действующий Папа остроумно ответил обиженному: “Вы изображены в аду. А на ад мое влияние не распространяется”.
В Сикстинской капелле говорить не разрешается. В ней стоит полумрак, дабы не выцветали краски. Капелла до сих пор действующая, и в дни праздников здесь идет служба. Красивая металлическая решетка делит ее на две части. Для духовенства и всех остальных. Высоко над головами — резной дубовый балкон, с которого вещает Папа.
Самые хозяйственные туристы приходят сюда со складными стульчиками и театральными биноклями. Садятся и часами разглядывают необычную живопись.
Ватикан уставлен сокровищами мирового значения. Например, подлинный Аполлон Бельведерский стоит на открытом воздухе во внутреннем дворике. Замечено, что любая женщина, сфотографированная на фоне эталона мужской красоты, на снимке получается значительно моложе и красивее, чем без Аполлона.
Стоит тут вся в благородной патине бронзовая шишка. Обычная, кедровая. Но огромная. Она взята из терм Агриппы. Еще Данте упоминает ее в “Божественной комедии”. Но возраст ее не известен. Три тысячи лет, а может больше.
Здесь же четырехметровый Геркулес, отлитый из бронзы. Найден он в Помпее под восьмиметровым слоем лавы и пепла. Отлит Геркулес во II веке до нашей эры! С мрамором тогда скульпторы почти не работали. Его относят к работам школы Праксителя.
Даже полы в Ватикане уникальны. Можно увидеть подлинную мозаику IV века до н.э., изображающую плоды и растения того времени.
Ватикан покупает и современную скульптуру. Несколько лет назад здесь появилась работа скульптора Помадоро — “Земной шар”. В работе заложен глубокий философский смысл. Гигантский, отполированный до зеркального блеска медный шар раскалывается безобразными черными трещинами, ползущими из обнаженного чрева земли. Люди, стоящие рядом со скульптурой, отражаются в ней. И вдруг понимаешь: а ведь и ты принимаешь участие в разрушении планеты — нашего общего дома. Такое вот оригинальное выражение экологической темы.
В Ватикане находится и всемирно известная картинная галерея — Пинакотека. Среди шедевров ее коллекции три композиции Рафаэля, а также работы Леонардо да Винчи и Караваджо.
На купол собора святого Петра ведет длиннющая лестница. Но вид, открывающийся сверху на Рим и сады Ватикана, окупает все физические затраты.
Кажется, на ладони можно уместить всю площадь св. Петра, образованную из двух полукруглых колоннад и фасада самого собора. С мизинчик величиной смотрится громадный обелиск I века до Р. Х. Это — трофей, который привез Калигула из своих военных походов. На обелиске крест, водруженный по требованию Сикста IV как символ торжества и мощи Христианства. Мощь, которую внушает самое маленькое государство на свете — Ватикан.