«вечеров на хуторе близ диканьки» Н. В. Гоголя

ХУДОЖЕСТВЕНЫЙ ФЕНОМЕН«ВЕЧЕРОВ НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» Н.В. ГОГОЛЯ.Комаровская Наталья, 10 класс, МОУ СОШ № 64, Руководитель: Остроумова Е.А.Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно. Н.В. Гоголь. Актуальность темы исследования. В начале 19 века русская общественность проявляла большой интерес к Украине: её нравам, быту, фольклору, литературе. Украинская тематика привлекала К.Ф. Рылеева, сказывалась в творчестве А.С. Пушкина («Полтава»), А.И. Подолинского («Гайдамаки»), А.А. Погорельского («Двойник, или Мои вечера в Малороссии», «Монастырка»), А.А. Дельвига («Малороссийская мелодия»). «Здесь так занимает всех всё малороссийское…»- из письма Н.Гоголя к матери от 30 апр.1829 г. У Гоголя возникает смелая мысль- откликнуться собственными художественными произведениями на читательскую потребность в украинской тематике, в частности, в фольклорно-этнографических материалах. Один из первых рецензентов «Вечеров…» Н.И. Надеждин назвал Украину «славянской Авзонией», т.е. славянским Древним Римом. Обращение к Украине стало обращением к коренным, национальным первоосновам славянского мира. Работу над циклом повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь начал, вероятно, в апреле- мае 1829 года. Тематика «Вечеров…»- характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства( «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь»), казачества ( «Страшная месть») и мелкопоместного дворянства («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Для современного читателя и исследователя представляет интерес национальная самобытность украинского народа, смелое переплетение реального и ирреального, а также загадочность личности самого писателя. Читая и изучая творчество Н. Гоголя, понимаешь, что литература его- это способ самовыражения, попытка создать свой собственный портрет, не идеализированный, не лишённый внутреннего конфликта, притягательный, таинственный, ироничный, всегда вызывающий живую заинтересованность. Гоголь почитал себя загадкой. Думается, в этом заключается повышенное внимание к его произведениям и в настоящее время. Цель данной работы: исследовать художественные особенности повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также способы создания национального колорита эпохи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:1. исследовать дополнительную литературу по творчеству Н.В. Гоголя;2. отобрать наиболее значимый материал из повестей «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», « Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Заколдованное место»;3.выявить художественные особенности в использовании фольклорных мотивов и национальных традиций в повестях; 4. определить, в чём заключается художественный феномен «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Предметом исследования, как было сказано выше, стал первый цикл повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», первая часть которого была опубликована в 1831 году, вторая- в 1832 году.Объектом исследования автор избрал повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» как художественный феномен Гоголя. Автор попытается выявить причины, по которым литературная критика определила данное произведение как феноменальное. Замысел автора. Первым произведением романтического цикла стала повесть « Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (Отечественные записки.- 1830.- Февраль- март. Без подписи). Гоголь поставил перед собою задачу открыть цельный и полноправный народный мир в свободно воссозданном им собственном художественном мире, воплотить при этом красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. Следуя романтическому принципу, писатель изображает быт украинского крестьянства и казачества, как правило, не в его будничности и повседневности, а главным образом в его праздничности, необычности, исключительности. Ярмарка («Сорочинская ярмарка»), Иванов вечер («Вечер накануне Ивана Купалы»), гуляние парубков и дивчин в майскую ночь («Майская ночь, или Утопленница»), колядки («Ночь перед рождеством»). Украина у Гоголя изображена как целый материк на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Гоголь решительно порывал с идиллическими представлениями об Украине, сложившимися в русской литературе в начале 19 века под влиянием сентиментализма. Напротив, мир гоголевских «Вечеров…» изначально конфликтен, ему чужды всякая идилличность и прекраснодушие. Учитывая всё сказанное выше, автор решил избрать следующую последовательность в работе:добро и зло на страницах повестей;религиозность автора и обращение к мистике;герои повестей;использование фольклора в произведениях;праздничные и бытовые традиции украинского народа;особенности использования пейзажа.Добро и зло на страницах повестей. Н.В. Гоголь в своих произведениях отражает народные представления и собственные мечты о справедливых, разумных социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно. Поэтому он возвышает добро над злом, великодушие над корыстолюбием, гуманизм над эгоизмом, отвагу над трусостью, энергию над ленью и праздностью, благородство над низменностью и подлостью, одухотворённую любовь над грубой чувственностью. Автор убеждает своих читателей, что власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно- нравственных законов, предательство родины заслуживает тягчайшей кары. Попытка решить общечеловеческие проблемы придаёт творчеству Гоголя современное звучание.Религиозность автора и обращение к мистике. Фантастика, которая органически вплетается в реальную жизнь, приобретает в «Вечерах» прелесть наивно- народного воображения и служит поэтизации народного быта. При этом религиозность Гоголя не исчезала, а постепенно росла. Более полно она выразилась в повести «Страшная месть». Здесь в образе колдуна, созданном в мистическом духе, олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочной страшной силе противопоставляется православная религия, вера во всё побеждающую власть божественного произволения. Так, в «Вечерах…» проявились мировоззренческие противоречия Гоголя, что помогает воссоздать психологический портрет писателя. Весь цикл повестей пронизан украинскими мотивами. В них Гоголь изображает быт малороссиян, их традиции, уклад, фольклор. Для создания произведений Гоголь использовал поистине неисчерпаемый материал : это и устные рассказы, и легенды, и приметы, и песни- изображая через них крепкий дух украинского народа, певучесть его языка, мистические и невероятные истории, происходившие с людьми в реальной жизни. Читая повести, можно заметить яркую особенность творчества Гоголя- обращение к мистике, разного рода чертовщине. Но вся эта нечисть- черти, колдуны, ведьмы, мертвецы- существуют не отдельно от людей, а активно вмешиваются в их жизнь. Тесное сплетение мистики и реальности, невозможность существования одного без другого определяет особенность творчества писателя. Жизнь людей, как и жизнь нечистой силы, изображена на бытовом, простонародном уровне. В повести « Сорочинская ярмарка» чёрт имеет облик обычного гуляки, который целый день пропивает деньги с горя в шинке. В «Ночи перед рождеством» чёрт, словно человек, дует на лапу, когда обжигается о месяц. Во внешнем облике тоже угадываются черты реального персонажа: «спереди- совершенный немец», а «сзади- губернский стряпчий в мундире». Ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашёптывал ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду», целуя её руки « с такими ужимками, как заседатель у поповны». В «Пропавшей грамоте» ведьмы играли в дурака с простым человеком на выкуп, « как часто делали это мужики, сидя в шинке». И не было случая, когда чёрт не вмешался бы в дела людей и не сотворил бы пакостей простому люду. Вот каким предстаёт образ Басаврюка в повести «Вечер накануне Ивана Купала»: «В этом-то хуторе показывался часто человек, или, лучше, дьявол в человеческом образе. Откуда он, зачем приходил, никто не знал…Басаврюк- так называли этого бесовского человека…всякого проберёт страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унёс бы ноги бог знает куда…Басаврюк! У! Какая образина! Волосы- щетина, очи- как у вола!» А вот описание ведьмы из «Майской ночи»: «Привёз сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, её увидевши; и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха… Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать, что тело её не так светилось, как у прочих: внутри его виделось что-то чёрное. Вдруг раздался крик: ворон бросился на одну из вереницы и схватил её, и Левку почудилось, будто у ней выпустились когти и на лице сверкнула злобная радость». «Батюшки мои!-ахнул дед, разглядевши хорошенько: что за чудища! Рожи на роже, как говорится, не видно. Ведьм такая гибель, как случается иногда на рождество выпадает снег: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского тропака. Пыль подняли боже упаси какую! Дрожь бы проняла крещёного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. На деда, несмотря на весь страх, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красивых девушек…»- это отрывок из повести «Сорочинская ярмарка». Но не всегда изображение нечистой силы может показаться нам таким смешным и довольно обыденным. Например, в повести «Вечер накануне Ивана Купала» автор показывает нам ужасные последствия сделки с дьяволом: проливается невинная кровь бедного Ивася, а богатство сводит с ума и не приносит счастья, оно в конце концов превращается в битые черепки. Это переплетение добра и зла может служить поучительным примером. Петро хотел бесплатно разбогатеть, но за это жизнью невинного заплатить пришлось. Это учит тому, что от лёгкого обогащения добра не жди: с чёртом можешь на всю жизнь повязаться. И всё же добро и преданность христианской вере побеждают. «В это время пропел петух. «Куда?- закричал он (Вакула), ухватя за хвост хотевшего убежать чорта:- постой, приятель, ещё не всё: я ещё не поблагодарил тебя». Тут, схвативши хворостину, отвесил он ему три удара, и бедный чорт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель. Итак, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен…Проснувшись, он (Вакула) испугался, когда увидел, что солнце уже высоко: «Я проспал заутреню и обедню!» Тут благочестивый кузнец погрузился в уныние, рассуждая, что это, верно, бог нарочно, в наказание за грешное его намерение погубить свою душу, наслал сон, который не дал даже ему побывать в такой торжественный праздник в церкви». Теперь поговорим о героях повестей. «Вечера на хуторе близ Диканьки» населены массой персонажей- злых и добрых, обычных и незаурядных, пошлых и поэтичных. Перед нами проходит галерея лиц, нарушающих народно- нравственные законы, духовно ограниченных, корыстолюбивых, эгоистических, чаще всего властвующих: попович («Сорочинская ярмарка»), кулак Корж («Вечер накануне Ивана Купала»), голова Макогоненко («Майская ночь, или Утопленница»), богач Чуб, дьяк («Ночь перед рождеством»). Воссоздавая пёструю толпу, Гоголь ведущими героями делает характеры могучие духом, широкие по своей натуре, волевые, цельные, морально твёрдые, вроде кузнеца Вакулы («Ночь перед рождеством»), деда («Пропавшая грамота»), Данилы Бурульбаша («Страшная месть»),умные, смелые, ловкие, как Грицко Голопупенко («Сорочинская ярмарка»), поэтические, подобно Левко и Ганне («Маяская ночь, или Утопленница»). Эти образы идут от народно- песенной стихии. Внешний портрет всегда даётся в тесной связи с внутренним обликом. Левко, молодой, вольнолюбивый, смелый до дерзости казак («Майская ночь…»), ради правды не щадит и своего отца. Это он, призывая парубков «побесить хорошенько» Голову, говорит: « Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки». В обрисовке образа Данилы Бурульбаша («Страшная месть») подчёркиваются былинно- богатырские свойства. Даже сон у него «молодецкий». Речь его уходит корнями в словесные родники народно- гражданских дум и былин: « Нет, дитя моё, никто не тронет волоска твоего. Ты вырастешь на славу отчизны; как вихорь будешь ты летать перед казаками». Главные герои Гоголя являются олицетворением доброй силы, нравственной красоты и христианской духовности. Они вбирают в себя мировоззрение автора. Если говорить о фольклорных мотивах, то следует отметить, что все сюжеты цикла повествуют «про какое- нибудь старинное чудное дело». «Вечера…» задуманы в форме сказа, всего вероятнее, дьячка Фомы Григорьевича. От его имени ведётся повествование «Вечеров нанануне Ивана Купалы», «Пропавшей грамоты», «Заколдованного места». Отступая от этого замысла, Гоголь даёт слово «гороховому паничу» («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь…») и другим рассказчикам. Образ пасечника Рудого Панько возник перед публикацией «Вечеров…». Все основные рассказчики- представители народа, его воззрений. Гоголь хотел, чтобы его «Вечера…» и по языку были народными. Речь рассказчиков- чудесные россыпи живого народно- просторечного языка, полного оригинальных выражений, присловий, поговорок, и пословиц. Такой речью украинцы заговорили в русской литературе впервые. Это было новостью, привлекшей читателя. Повести наполнены народными легендами и преданиями о нечистой силе, об исторических событиях. Например, рассказ обезумевшей Катерины из повести «Страшная месть»: «Мне пришла на ум забавная история: я вспомнила, как погребали мужа моего. Ведь его живого погребли…какой смех забирал меня!.. Слушайте, слушайте!»- И вместо слов начала она петь песню: Бижить возок кровавенький; У тим возку козак лижить, Постреляный, порубаный. В правий ручци дротик держить, С того дроту кривця бижить. Бижить рика кровавая. Над ричкою явор стоить. Над явором ворон кряче. За козаком мати плаче. Не плач, мати, не журися! Бо вже твий сын оженився. Та взяв жинку паняночку, В чистом поли земляночку, И без дверец, без оконец. Та вжи писни вишов конец. Танцовала рыба з раком… А хто мене не полюбить, трясця его матирь! Эта песня очень близка по настроению,по содержанию к русским народным песням «Чёрный ворон», «Степь да степь кругом». В них звучит тоска и безысходность. Подобные элементы фольклора усиливают звучание загадочности и таинственности в повестях Гоголя. Вот ещё отрывок из песни слепца («Страшная месть»): «Ехали оба рыцаря на жалованную королём землю, за Карпат. Посадил козак Иван с собою на коня своеог сына, привязав его к себе. Уже настали сумерки- они всё едут. Младенец заснул, стал дремать и сам Иван. Не дремли, козак, по горам дороги опасные!..Но у козака такой конь, что сам везде знает дорогу, не спотыкнётся и не оступится. Есть между горами провал, в провале дна никто не видал; сколько от земли до неба, столько до дна того провала. По-над самым провалом дорога- два человека ещё могут проехать, а трое ни за что. Стал бережно ступать конь с дремавшим козаком. Рядом ехал Петро, весь дрожал и притаил дух от радости. Оглянулся и толкнул названого брата в провал. И конь с козаком и младенцем полетел в провал…». Но народное предание гласит, что не оставил всевышний братоубийство без внимания. И на земле род Петра был лишён навсегда счастья. Таким образом, в фольклоре отражается представление народа о праведном суде. Все народы сохранили до сих пор легенды и предания, в которые верят и в наши дни. Примеры тому мы видим и в произведениях Гоголя. Всем известна легенда о красной свитке. Красная свитка символизирует цвет огня, пламени. А, как известно, ад христианам представляется огненным и страшным, его называют пеклом ( от слова печь, а в печи –огонь). Эта история о чёрте, которого выгнали из пекла за «какое- нибудь доброе дело», что не свойственно чёрту, так как он у людей всегда вызывает самые негативные чувства и ужасающие представления. Соскучившись по пеклу, чёрт с горя пьёт в шинке, а, истратя все деньги, закладывает свою свитку при условии, что шинкарь будет хранить её целый год. Но этого не случилось: шинкарь продал свитку пану, у пана её украли цагане и перепродали мужику. Мужик понял, что из- за свитки не может продать ничего, пошёл в поле и разрубил её, но свитка снова собралась в единое целое. Тогда мужик снова разрубил свитку, а куски разбросал по всему месту. С тех пор чёрт ходит во время ярмарки по площади и ищет свитку. Теперь ему только рукава недостаёт. Или история о белой панночке, которую мачеха (злая ведьма) хотела убить, душа железными когтями («Майская ночь…»). Все эти истории превратились из мифа в реальность и заставили простых людей принимать участие в решении этой загадки. Ведь последний элемент свитки- рукав- оказался в доме Черевика, а Левко встретил утопленницу и помог найти мачеху.Нечистые живут с народом, словно говоря, что они тоже малороссияне. Эти легенды давно живут, и народ не перестаёт в них верить. В цикле повестей «Вечера…» можно увидеть, какие прекрасные песни пели матери, укачивая детей в люльке, песни- шутки, песни лирические и весёлые. И каждое слово в песне волшебно, мелодично звучит. Песня- это важный элемент жизни украинского народа. Немало прослеживается в повестях примет, заговоров, пословиц. Например, примета о том, что, если « тотчас прогнать человека, уже севшего на лавку, значит накликать беду». А вот семейный обычай: если жена что сделала, надо спросить не у неё- у мужа надо спрашивать. Есть и свои способы выздоравливать, снимать сглаз. Например, выливать переполох: в воду выливают расплавленное олово или воск, чтобы определить, что напугало больного. Какую форму капли на воде примут, то и напугало. Читая повести Гоголя, мы погружаемся в мир, где царит народная простота, свобода, где всё естественно и нет притворства. Произведения Гоголя предстают перед нами удивительно целостным полотном, где нет ни одной случайной детали и нет ни одной картины, возвышающейся над остальными по степени своей значимости. В этом, пожалуй, и заключается художественная феноменальность «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Мир, созданный воображением Гоголя, существует удивительно гармонично, всё созвучно в нём, и всему есть место. Повести отражают все стороны жизни народа, его духовные и психологические особенности. Автор не выделяет особенно описание быта украинского народа или фольклорные основы бытия, или мистическое начало- всё это вместе превращается в самобытную, яркую и живописную картину реальной действительности. Теперь хотелось бы исследовать бытовые и праздничные традиции украинского народа, отразившиеся в цикле. Начнём с описания жилища. Гоголь детально изображает условия жизни малороссиян. Хаты снаружи были побелены известью, а вокруг обнесены плетнём- плетённым из лозы заборчиком. Хаты были небольшими и объединялись в хутора- маленькие деревеньки, где каждый житель знал друг о друге всё. Изнутри хата была не богатая, а простая: на стенах прибиты дубовые полки, на которых стоят миски, горшки из дерева или глины для трапезы; под стеною гладкие вытесанные лавки, на которых спят муж с женою; пол гладко убитый и смазанный глиною. А хаты светлые- светлые, с большой печкою, от которой, когда топишь, по всей хате уютней и теплей становится. А крыши хат застелены соломой. Порой, зимой снегом всё так занесёт, что дом превращается в огромный сугроб, из- под которого виден только дымок, идущий из трубы. В хате обязательно имеется божничка (полочка с иконами), украшенная рушником, вышитым шёлком. В доме всегда чисто и светло. Так как в дом часто захаживали гости, то двери никогда не запирались. Одежда дивчат и парубков очень красивая, яркая, необычная. Дивчины ходили в плахтах (нижняя одежда женщин из шерстяной клетчатой материи) и запаске (шерстяной передник). В волосах вились яркие длинные ленты из шёлка, на голове красовались венки, а на ногах дивчины носили черевики (они были очень красивы: красные с золотом, на каблуках). Парубки носили широкие шаровары, жупан (кафтан), яркий цветной пояс, к которому были прикреплены длинные ремешки с кистями и прочими побрякушками ( а у казаков были сабли, звонко брякающие по ногам, за пояс были задвинуты турецкие пистолеты); на головах носили шапки ( казаки носили бараньи шапки с золотым верхом или красным). Рубахи и у парубков, и у дивчин были красиво вышиты узорами. Не только одежда, всё в доме было украшено национальными узорами: наволочки, рушники (длинные белые полотенца, вышитые узором по краям), скатерти. Как у любого народа, у украинцев были свои традиции, особенности, отличавшие их от других народов. С широким размахом праздновались свадьбы на Украине. Ни одна свадьба не проходила без плясок- гопака и горлицы (малороссийские народные танцы), без песен, без игры на скрипках, бубнах, сопилках. Молодых всегда встречали с караваем и варенухой с изюмом и сливками. Столы ломились от угощений. « Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют»,- писал Гоголь в повести «Страшная месть». А плясали так, что и ноги от гопака неделю болели. Одним из самых главных праздников украинский народ считал Рождество. В ночь перед рождеством (или, как говорят украинцы, голодная кутья) молодые люди наряжались, брали с собой мешки и ходили по улицам с весёлыми песнями, стучась в каждое окошко. Это колядки: за весёлые песни хозяева вознаграждали молодых разными пряностями. Они открывали окошки и кидали в мешки конфеты, пироги. И у каждого в доме было приготовлено много разных блюд. Этот обряд описан в повести «Ночь перед рождеством». Украинцы- народ суеверный. Они считали, что того, кто не кинет что- нибудь в мешок молодым во время колядок, целый год будут подстерегать несчастья. Все праздники на хуторе отмечали вместе, весело, громко, с размахом. Гоголь подчёркивает широту души украинского народа, его умение подниматься над повседневностью. Обрядовую сторону народной жизни Гоголь передаёт с большой точностью. Если говорить об особенностях использования пейзажа, то следует отметить следующее. «Вечера…» обильны картинами природы, величественной и пленительно- прекрасной. Писатель награждает её самыми превосходными степенями сравнений: «Снег…обсыпался хрустальными звёздами» («Ночь перед рождеством») и эпитетов: «Земля вся в серебряном свете», «Божественная ночь» («Майская ночь, или Утопленница»). Красота пейзажа усиливает красоту положительных героев, утверждает их единство, гармоническую связь с природой, а контрастируя, подчёркивает безобразие отрицательных персонажей. Природа принимает индивидуальную окраску в соответствии с идейным замыслом и жанровым своеобразием. В «Сорочинской ярмарке», аккомпанируя беззаботно- радостной, торжествующей любви Грицко и Параски, природа светла, полна «сладострастия и неги». В «Майской ночи» ей характерны оттенки грусти, угрюмости, таинственности. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух, и прохладно- душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!» В «Страшной мести» природе свойственна мрачность, суровость, героичность. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу с вышины погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам осветиться в водах». Опять же мы видим, как удивительным образом сочетаются у Гоголя картины природы с мистикой и реальностью, переливаясь одна в другую. Это сама гармония жизни, воплощённая в художественном слове. Подводя итоги, хочется отметить: для каждого человека важно знать, исследовать народные традиции, корни своей семьи, своей Родины. В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» есть замечательные слова из диалога двух мальчиков:Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.Кто испортятся? Люди?Да.Почему?Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нём не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать. Действительно, каждый должен знать истоки, корни своего народа. В этом помогает нам литература, в частности, цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Можно сделать следующие выводы. «Вечера…» не являются бытовой зарисовкой народных традиций. Этот цикл в целом представляет собой великую мистификацию, так как в нём Гоголь запечатлел свой собственный духовно- нравственный, гражданский и психологический портрет. Автор выражает своё мировоззрение, способствуя формированию личностных качеств читателя. Благодаря исследованию данного цикла, мы узнаём о склонности Гоголя к идеализации окружающего мира: он простодушно полагает, что добро всегда одерживает победу над злом. Зло же, как правило, наводящее ужас и страх благодаря таинственности и необъяснимости своей природы, предстаёт порою в комическом, смешном и нелепом облике. Мы видим, что мир гоголевских «Вечеров…» конфликтен, лишён идилличности и прекраснодушия, что свидетельствует о свойственном ему романтическом двоемирии и о внутреннем конфликте в душе самого автора. Не случайно, что религиозность украинского народа тесно переплетается с мистицизмом и даже сотрудничеством с потусторонними силами. Повести изобилуют материалами, дающими точное представление о национальном колорите, о народных традициях. Органически вплетаются в ткань произведений лирические отступления и пейзажные зарисовки, дополняя собою психологический портрет героев. Важность исследования заключается в том, что оно позволяет не фрагментарно, а целостно воспринимать творчество Гоголя. Только такой подход позволяет осознать, что «Вечера на хуторе близ Диканьки», действительно, художественный феномен Гоголя. И ещё, не перестаёшь удивляться, с какой достоверной точностью Гоголь изображает различные характеры, подчёркивая их исключительность; с какой художественной точностью, достойной кисти мастера, рисует простую и в то же время загадочную природу; с каким неподражаемым юмором, легко ведёт повествование; с каким знанием предмета рассказывает о праздничных и бытовых традициях народа; насколько красиво и умело использует народный фольклор. Всё это обличает художественное мастерство Гоголя-писателя, искусно владеющего словом. В.Г. Белинский, литературный критик, видел в «Вечерах» «восход нового великого светила» и утверждал народность, блеск и остроумие, дивную поэтичность повестей. Но, восторгаясь этими «весёлыми песнями на пиру ещё неизведанной жизни», критик не одобрил религиозно-мистических тенденций, проявившихся в повестях «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Страшная месть». Мы не можем сказать, что ничего в творчестве Гоголя не осталось необъяснённым, что нам всё окончательно понятно. Есть ещё вопросы, которые остались без ответа. Например, чем закончился внутренний конфликт писателя между увлечением разного рода чертовщиной и истинной религиозностью? Чем объясняется повышенный интерес Гоголя к мистике, имеющей место и в реалистических произведениях? Но это может стать темой другого исследования личности писателя Н.В.Гоголя.Список прочитанной литературы: 1. Гоголь Н.В. Повести. Вечера на хуторе близ Диканьки. Алма-Ата, Издательство «Жазушы», 1984г. 2. Большая энциклопедия школьника по литературе, Издательство «Эксмо», М., 2006 г. 3. История русской литературы 19 века. А.И. Ревякин, «Просвещение», М., 1981 г. 4. Русские писатели. Библиографический словарь по ред. П.А. Николаева, «Просвещение», М., 1990 г.