Ведение налогового учета налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения

Оглавление
Введение
1. Упрощеннаясистема налогообложения
1.1. Преимуществаи недостатки перехода налогоплательщиков на УСН
1.2. Ведениеналогового учета при переходе на УСН
2. Особенностиупрощенной системы налогообложения 2008г.
2.1. Плательщикиединого налога
2.2. Поправкиучета доходов и расходов
Заключение
Список использованной литературы

Реферат
Работа «Ведение налогового учета налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную системуналогообложения» состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованнойлитературы. Содержание работы изложено на 25 страницах. Содержит 3 рисунка и 2таблицы. Список использованной литературы включает 12наименований.
Цель работы состоит в раскрытии темы: ведение налогового учетаналогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.
Задача данной работы состоит в изучении объектов налогообложения,рассмотрении преимуществ и недостатков перехода налогоплательщиков наупрощенную систему налогообложения, а также особенностей ведения налоговогоучета при переходе на УСН.
Объект исследования является действующая упрощенная система налогообложенияи ее применение в практике налогообложения субъектов малогопредпринимательства.
Теоретической и методологической основой послужили: научные трудыотечественных авторов по проблемам малого предпринимательства, Налоговый кодексРФ, иные законодательные акты РФ и РД, инструктивные и методические материалыпо применению специальных налоговых режимов в деятельности субъектов малогопредпринимательства.
Полученные результаты говорят о том, что упрощенная системаналогообложения на сегодняшний день является действительно льготной. Однако длятого, чтобы решение о переводе всего бизнеса или его части на УСНО быловзвешенным, нужно ясно представлять себе все ограничения, которые законодателиналожили на «упрощенные» фирмы. Применяющие ее фирмы в два- три раза снижаютналоговую нагрузку. Использование полученных результатов возможно для оценкивозможности перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения иведения налогового учета перешедшим на УСН.
Введение
Упрощеннаясистема налогообложения введена с 2003 года. И с тех пор многие организациипредпочли перейти на «упрощенку». Но некоторые фирмы до сих пор не приемлют этуналоговую систему, считая ее сложной в применении.
Многиебухгалтеры считают упрощенную систему налогообложения неприменимой для фирмы, вкоторой они работают. И напрасно. Ведь ни для кого не секрет, что невысокиедоходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги. А«упрощенка» – это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеконе все. К тому же для бухгалтера этот спецрежим означает сокращениетрудоемкости бухгалтерского и налогового учета.
Таким образом, цельюданной работы является раскрытие темы: «Ведение налогового учетаналогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения».Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
· Проанализироватьсуть и объекты упрощенной системы налогообложения
· Выделитьпреимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения
· Рассмотретьведение налогового учета налогоплательщиками, перешедшими на УСН
· Изучитьнормативное регулирование упрощенной системы налогообложения.
Данная работаподготовлена на основе учебно – методической литературы, законодательных актов и нормативныхдокументов, регулирующих предпринимательскую деятельность и определяющихправовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта вРоссийской Федерации.

1. Упрощенная система налогообложения
Объектом упрощенной системы налогообложения могут быть организациии индивидуальные предприниматели. (Рис. 1)
Переходна упрощенную систему для действующих организаций и предпринимателейвозможен только с начала года. Для этого в периодс 1 октября по 30 ноября предыдушего года необходимо податьзаявление в налоговый орган по месту учета. Организации при этомсообщают о размере доходов от реализации, который не долженпревышать 11 млн. руб. за 9 месяцев года, в котором подается заявление.
/>
Рис.1.Объекты упрощенной системы налогообложения.

Вновьсозданные организации (вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели)имеют право применять упрощенную систему с момента создания. Заявлениев этом случае подается одновременно с подачей заявленияо постановке на учет в налоговых органах.  1.1.Преимущества и недостатки перехода налогоплательщиков на УСН
Преимущества упрощенной системы налогообложения состоят вследующем
Упрощеннаясистема налогообложения на сегодняшний день является действительно льготной.Применяющие ее фирмы в два- три раза снижают налоговую нагрузку.
/>
Таблица 1. Преимущества и недостатки упрощенной системыналогообложения.
Вместоналогов на прибыль, на имущество, ЕСН, а также НДС (за исключением налога,подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России)«упрощенные» фирмы платят единый налог (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Его ставкасравнительно низкая: 15 процентов для фирм и коммерсантов, которые выбралиобъект налогообложения «доходы минус расходы», и 6 процентов – при объектеналогообложения «доходы» (ст. 346.20 НК РФ).
 Кроме того,организации, которые перешли на упрощенную систему налогообложения,освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Это общеизвестные плюсы«упрощенки». На них финансовые специалисты обращают внимание в первую очередь[1].
Однако длятого, чтобы решение о переводе всего бизнеса или его части на УСНО быловзвешенным, нужно ясно представлять себе все ограничения, которые законодателиналожили на «упрощенные» фирмы.
Главныенедостатки фирм на «упрощенке» таковы:
· организации,которые ее применяют, должны платить обязательные пенсионные взносы, взносы настрахование от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, а такженекоторые другие налоги в соответствии с законодательством. При этом за фирмойсохраняются обязанности налогового агента (п. 3 и 5 ст. 346.11 НК РФ);
· ониобязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций и сдавать статистическуюотчетность (п. 4 ст. 346.11 НК РФ);
· также как и всем остальным фирмам, «упрощенцам» приходится вести бухгалтерскийучет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
· УСНОне вправе применять фирмы, которые перечислены в пункте 3 статьи 346.12Налогового кодекса. В частности, это компании, в которых доля участия другихорганизаций составляет более 25 процентов, средняя численность работников превышает100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активовбольше 100 миллионов рублей;
· доходы«упрощенца» не могут превышать 20 миллионов рублей в течение отчетного(налогового) периода (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Принимая решение,переводить ли бизнес на УСНО, финансовому работнику необходимо учитыватьперечисленные недостатки «упрощенной» системы. Также нужно иметь в видуследующее.
Во-первых,предельный размер дохода фирмы на УСНО делает данный инструмент налоговойоптимизации привлекательным только для представителей малого и среднегобизнеса. Крупным предприятиям с многомиллионными оборотами «упрощенка» неинтересна. Такие компании могут использовать ее лишь эпизодически для решенияотдельных задач. А создание большого числа мелких фирм вместо одной большойбудет просто нецелесообразным.
Во-вторых,ограничение на участие в уставном капитале новой фирмы на УСНО другихорганизаций приводит к тому, что учредителями чаще всего становятся граждане. Вэтой связи следует обратить внимание на два немаловажных момента.
С однойстороны, необходимо свести к минимуму риск признания фирм, которые участвуют в«упрощенных» схемах, взаимозависимыми в соответствии с положениями статьи 20Налогового кодекса. То есть учредителями спецрежимной компании не должны бытьруководители или собственники создающей организации или их родственники. Впротивном случае налоговые работники будут вправе контролировать уровень цен повсем сделкам между данными фирмами (ст. 40 НК РФ).
С другойстороны, собственники бизнеса могут быть не заинтересованы в созданиивспомогательных фирм, которые фактически не будут им принадлежать. Ведь врезультате они могут потерять над ними контроль. Поэтому для многих холдингов с«прозрачной» структурой использование организаций, находящихся на УСНО, непредставляется возможным.
Наконец,говоря об экономии на налоговых платежах, не стоит забывать о росте издержек,связанных с дроблением бизнеса. Расходы на создание и обслуживание группы изнескольких фирм могут оказаться больше суммы сэкономленных налогов. Очень часторазмер таких расходов сложно или невозможно рассчитать на этапе принятиярешения о переходе на «упрощенку». Причем это могут быть как прямые затраты(платежи за регистрацию новых фирм, заработная плата персонала, арендная платаи др.), так и косвенные, оценить которые можно только приблизительно.
Крупнойфирме, например, может быть выгоднее договориться с банком о получении кредита,выиграть тендер или заключить соглашение с контрагентами на привлекательныхусловиях, чем переводить бизнес на «упрощенку». Нужно учитывать и то, чтоклиенты предпочитают работать с солидными поставщиками, которые имеютсложившуюся репутацию. Поэтому в некоторых случаях дробление может негативносказаться на имидже компании, а также на ее взаимоотношениях с партнерами.
Не следуетупускать из виду и возможность возникновения дополнительных налоговых рисков, асоответственно и расходов, к которым нужно быть готовыми.
У компаниивозрастает объем документооборота, усложняется контроль за созданной структуройиз многих фирм, требуется создание системы расчетов и платежей между ними.Здесь необходимо обратить внимание на один важный момент. Чтобы снизитьналоговые риски, не рекомендуется ставить на учет новые фирмы в ту жеинспекцию, в которой числится создающая их организация. В противном случаеналоговые работники получат полную картину связей между компаниями. Понятно,что они смогут воспользоваться этой информацией при предъявлении холдингуналоговых претензий в будущем.
И наконец,хотя «упрощенцы» и освобождены от бухгалтерского учета, целесообразно будет всеже вести его в полном объеме. В некоторых случаях это просто обязательно.Например, если спецрежимной компании потребуется выплатить дивиденды, их можнобудет рассчитать только на основании данных бухучета. Кроме того, если компаниянарушит условия применения УСНО и будет вынуждена перейти на общую системуналогообложения, ей будет непросто восстановить бухгалтерский учет за весьпериод работы.
Итак, преждечем руководитель примет окончательное решение о «дроблении» крупной компании намножество «упрощенных» фирм, ему следует тщательно просчитать риски и возможныенегативные последствия этой операции.
Если бизнесвсе же решено «поделить», нужно внимательно отнестись к выбору объектаналогообложения у «упрощенных» фирм. Здесь действует известное правило «20 на40». Его смысл следующий. Сначала нужно определить процентное отношение размерадоходов, уменьшенных на величину произведенных расходов в соответствии сположениями главы 26.2 Налогового кодекса, к общему размеру поступлений. Еслипроцент меньше 20, то выбирается объект «доходы минус расходы», если больше 40– «доходы». Когда данное отношение находится в интервале от 20 до 40 процентов,нужно оценить размер страховых взносов на пенсионное страхование. Призначительных суммах платежей в качестве объекта налогообложения следуетиспользовать полученные доходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ)[2].
В целомпредпочтительнее определить объект налогообложения в виде доходов. Так можнобудет не только упростить учет, но и снизить налоговые риски, которые связаны сучетом расходов. Перечень последних для «упрощенцев» весьма ограничен (ст.346.16 НК РФ). 1.2 Ведение налогового учета при переходе на УСН
В настоящеевремя существует множество различных схем оптимизации налогообложения с помощью«упрощенных» фирм. Рассмотрим их нюансы в разрезе отдельных налогов.
Фирмам на«упрощенке» разумно пользоваться своим правом не платить НДС, которое им даетпункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса, только в одном случае – если ихпокупатели не нуждаются в вычете «входного» налога. Такая ситуация типична дляорганизаций, которые торгуют в розницу. Если их обороты значительны, дроблениена несколько фирм будет выгодным. Производственные же компании, которые, какправило, работают с крупными клиентами, не могут позволить себе «забыть» обНДС. Ведь в результате они растеряют партнеров. Поэтому освобождение от НДС вопределенном смысле слабое место «упрощенки».
На практикеможно встретить разновидность данной схемы – объединение нескольких фирм,находящихся на УСНО, в простое товарищество. Следует иметь в виду, чтоконтролеры требуют платить НДС от всех его участников независимо от режиманалогообложения (письмо Минфина России от 11 февраля 2005 г. № 03-03-02-04/1/37). Кроме того, с 1 января 2006 года вступила в действие статья 174.1Налогового кодекса, которая регламентирует уплату НДС в рамках товарищества.Контролеры могут сослаться на нее в ходе проверки. Поэтому фирмам, которыерешатся применить указанную схему, нужно быть готовыми отстаивать свои интересыв арбитражном суде.
Еще однонаправление использования фирм на УСНО – перевод на них тех видов деятельностии операций, которые не облагаются НДС. В соответствии с пунктом 4 статьи 170Налогового кодекса, если у фирмы присутствуют как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, она обязана обеспечить раздельный учет сумм налога.Так как ведение его зачастую оказывается трудоемким, виды деятельности, необлагаемые НДС, передают «дочерней» фирме, если это возможно.
Экономии поналогу на прибыль можно достигнуть за счет двух факторов.
Во-первых,большинство фирм применяют метод начисления, в то время как «упрощенцы» –кассовый метод. Это дает возможность организации на общем режименалогообложения (далее – основная) начислять и учитывать расходы раньше, чемполучит оплату и соответственно доходы фирма на УСНО (далее – вспомогательная).Период такой отсрочки может быть практически любым, чем, однако, не стоитзлоупотреблять.
Во-вторых,льготная по сравнению с налогом на прибыль ставка единого налога позволяетсокращать платежи в бюджет с помощью переноса прибыли с общего режима наупрощенный. Существует масса вариантов реализации этого преимущества. При этомне все из них эффективны и безопасны. Наиболее популярны следующие:
· вспомогательнаяфирма оказывает разного рода услуги и выполняет работы. Причем желательно,чтобы эти услуги или работы были не абстрактными, а связанными с деятельностьюосновной фирмы, были экономически обоснованными и фактически оказывались(выполнялись);
· основнаяи вспомогательная фирма заключают «прямой» договор на поставку (куплю-продажу).Таким образом, торговую наценку собирают на «упрощенной» фирме. В дальнейшемтовар продают конечному покупателю. Эта схема имеет два слабых места. С однойстороны, данный вариант возможен, только если покупатель не заинтересован всуммах «входного» НДС, а с другой – сумма договора с конечным покупателем будетограничена предельным размером дохода вспомогательной фирмы (20 миллионоврублей);
· cвспомогательной фирмой заключают посредническое соглашение. Оно может бытьоформлено, например, в виде договора поручения или комиссии. Также упрощеннаякомпания может выступить в качестве агента. Оказывая посреднические услуги,вспомогательная фирма будет увеличивать себестоимость товарно-материальныхценностей или продукции, которые закупает или производит основная организация.Следует отметить, что налоговые работники уделяют особое вниманиепосредническим договорам. Чтобы снизить риски, не стоит использовать даннуюсхему на постоянной основе и устанавливать слишком большое вознаграждениепосреднику. Необходимо, чтобы сделка имела экономический смысл. Расходы науслуги посредника должны быть обоснованы. Кроме того, нужно иметь в виду, чторабота с договорами комиссии значительно усложняет документооборот;
· основнаяфирма соглашается уплатить штраф по договорам, которые она заключила свспомогательной организацией. При этом размер санкций должен быть сопоставим ссуммой основного обязательства. Разумеется, суммы и сроки уплаты штрафовнеобходимо документально обосновать;
· вспомогательнойфирме уступают право требования по долговому обязательству с убытком. Даннуюсхему на практике применяют со следующими ограничениями. Если у фирмы на УСНОобъектом налогообложения являются «доходы», то стоимость уступки не должнапревышать 75 процентов от суммы долгового обязательства. Если «доходы минусрасходы» – 37,5 процента (затраты на приобретение права требования долга неучитывают при расчете единого налога). В противном случае вспомогательнаяорганизация при реализации этого права требования заплатит единый налог вбольшем размере, чем сумма полученной экономии на налоге на прибыль;
· вспомогательнаяфирма может выдать основной организации процентный заем. В данном случаенеобходимо учесть ограничение по размеру принимаемых при расчете налога наприбыль процентов в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса. В то жевремя сумма самого займа должна быть весьма значительной. При реализации этойсхемы на практике возникают сложности, связанные с отвлечением значительныхсумм из оборота. К тому же не вполне ясно, на каком основании вспомогательнаяфирма будет получать деньги.
Упрощеннаясистема налогообложения позволяет существенно сэкономить на «зарплатных»налогах, освобождая фирму от обязанности платить ЕСН. Однако не следуетзлоупотреблять этой льготой и выстраивать систему отношений, единственная целькоторых – снизить единый социальный налог.
Так,некоторые консультанты предлагают фирме на общей системе налогообложенияперевести свой персонал в фирму с УСНО, как правило, с объектом налогообложения«доходы минус расходы». В итоге расходы на оплату труда заменяются тратами наоплату услуг по предоставлению персонала (договор аутсорсинга). ЕСН с этих суммплатить не нужно, а сумма единого налога будет незначительной.
Учитывая, чтодоговор аутсорсинга – довольно экзотический и на сегодняшний день четкозаконодательством не регламентирован, налоговые инспекторы, которым даннаясхема хорошо известна, скорее всего заинтересуются ей и попытаютсяпереквалифицировать сделку в суде. Поэтому, прежде чем переводить сотрудниковна вспомогательную фирму, следует подготовить расчет экономическойцелесообразности такого перевода и особое внимание уделить документальномуоформлению сделки.
В заключениехотелось бы обратить внимание еще на одну широко разрекламированную схему с использованиемфирмы на УСНО. Суть ее в следующем. Организация, применяющая «упрощенку»,приобретает имущество у сторонней фирмы и в дальнейшем сдает его в арендуосновной компании. Возможен также вариант, когда основная организация вноситимущество в уставный капитал вспомогательной фирмы или продает его ей. Налог наимущество «упрощенец» не платит, а арендатор уменьшает свой налог на прибыль.
Однако такаясхема оптимизации налога на имущество может негативно отразиться на другихплатежах в бюджет. Так, в случае покупки ценностей на «упрощенную» фирмуосновная организация теряет вычет по НДС, которым она могла бы воспользоваться.
Еслиимущество передают в счет вклада в уставный капитал, то передающая фирмаобязана восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету по этим ценностям, вполном объеме или пропорционально остаточной стоимости имущества – для основныхсредств и нематериальных активов (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). Использовать же«зеркальный» вычет по НДС вспомогательная компания не имеет права, так как неплатит данный налог. Также можно отметить, что 25-процентное ограничение научастие организаций в уставном капитале «упрощенной» фирмы весьма осложняетпрактическое применение данной схемы.
При продажеимущества на фирму с УСНО у основной организации возникает обязанность поуплате НДС и налога на прибыль, суммы которых могут быть весьма значительными.
Такимобразом, планируя получить экономию по налогу на имущество, можно потерятькрупные суммы на НДС и налоге на прибыль.
Итак,несмотря на очевидные преимущества «упрощенки», не все варианты налоговойоптимизации с ее помощью эффективны.
Налогоплательщик при переходе на упрощенную системуналогообложения сам выбирает объект налогообложения: доходы или доходы завычетом расходов. Выбранный объект не может меняться в течение всего срокаприменения упрощенной системы.
Начиная с 01.01.2005 для всех налогоплательщиков, применяющихупрощенную систему, объектом налогообложения признается только доход,уменьшенный на величину расходов.
/>
Рис. 2. Объект налогообложения и налоговые ставки.
При переходе на упрощенную систему налогообложения доходы ирасходы признаются по кассовому методу – только после оплаты[3].
Перечень расходов, принимаемых для целей упрощенной системыналогообложения, является закрытым.
 Не все расходы, учитываемые при общей системе налогообложения,могут быть вычтены при применении упрощенной системы.
 При применении упрощенной системы расходы на приобретениеосновных средств вычитаются сразу, а не переносятся через амортизацию.
Другие расходы при расчете налоговой базы по единому налогу непринимаются (в частности, расходы по подбору и обучению персонала).
/>
Рис.3. Расходы при упрощенной системе налогообложения.
Порядок исчисления и уплаты налога при упрощенной системеналогообложения:
· уплатаналога производится по итогам года с ежеквартальными авансовыми платежами;
· суммыквартальных авансовых платежей определяются исходя из фактической налоговойбазы, рассчитанной нарастающим итогом с начала года. При этом,налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,уменьшают (но не более чем на 50%) исчисленную сумму налога на сумму страховыхвзносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период,а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности
· уплаченныеавансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам года.
Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность идостоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисленияналоговой базы и суммы единого налога.
Для этих целей они ведут Книгу учета доходов и расходоворганизаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему />
Таблица 2. Сроки уплаты налога и представления налоговыхдеклараций.
налогообложения, в которой в хронологической последовательности наоснове первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственныеоперации за отчетный (налоговый) период.
Правила ведения Книги учета доходов и расходов:
· книгаучета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и вэлектронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виденалогоплательщики обязаны по окончании квартала (года) вывести ее на бумажныеносители;
· книгаучета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна бытьпрошнурована и пронумерована. На последней странице Книги указывается числосодержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителяорганизации (индивидуального предпринимателя) и печатью, а также заверяетсяподписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ееведения. На последней странице Книги, которая велась в электронном виде, ивыведенной по окончании года на бумажные носители, указывается числосодержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лицаналогового органа и скрепляется печатью;  
· исправлениеошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтвержденоподписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указаниемдаты исправления и печатью;
· формакниги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операцийутверждены приказом МНС РФ от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.
2.Особенности упрощенной системы налогообложения 2008 г.
С 1 января 2008 года глава 26.2 Налогового кодекса об упрощеннойсистеме налогообложения действует в новой редакции. Часть внесенных в нееизменений носит принципиальный характер, другие же являются скорее техническими.А некоторые нововведения, наконец, устранили ряд неясностей и противоречий,имевших место в «упрощенной» главе. 2.1 Плательщики единого налога
Прежде всего,остановимся на поправках, внесенных в статью 346.12 НК РФ о плательщикахединого налога. Ранее действовал запрет на применение «упрощенки» иностраннымифирмами, которые имеют филиалы, представительства и иные обособленныеподразделения на территории Российской Федерации. Теперь же переходить на УСНзапрещено всем без исключения зарубежным организациям (пп. 18 п. 3 ст. 346.12НК РФ). Напомним, что к таковым Налоговый кодекс относит иностранныхюридических лиц, компании и другие корпоративные образования, обладающиегражданской правоспособностью и созданные в соответствии с зарубежнымзаконодательством, международные организации, а также их филиалы ипредставительства, созданные на территории РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Благодаряпоправке, внесенной в пункт 4 статьи 346.12 НК РФ, окончательно устраненанеясность по поводу того, какую сумму дохода должны оценивать «вмененщики»,которые хотят одновременно применять УСН. Дело в том, что представителифинансового и налогового ведомств неоднократно настаивали в своих разъясненияхна суммировании поступлений от «вмененной» и прочей деятельности. Ониутверждали, что коммерсант вправе стать «совместителем» режимов, только еслиэта сумма не превышает лимита перехода на «упрощенку». Теперь же в кодексечетко указано, что сравнивать полученный за 9 месяцев доход с предельно допустимойвеличиной потенциальный «упрощенец» должен исходя только из поступлений отдеятельности на общем режиме.
Между тем,«упрощенные» ограничения по средней численности работников и остаточнойстоимости основных средств и нематериальных активов необходимо будетпо-прежнему определять исходя из всех видов деятельности, которые ведет фирма.
Причем поновым правилам информацию о величине этих показателей на 1 октября текущегогода нужно сообщать инспекторам при переходе на «упрощенку» наряду сосведениями о 9-месячном доходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ)[4].
Есть среди«упрощенных» поправок и не очень радостные вести для участников простыхтовариществ. Как известно, они могут платить единый налог исключительно сразницы между доходами и расходами (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Поэтому если фирма,которая платит «упрощенный» налог с доходов, станет участником совместнойдеятельности, от применения спецрежима ей придется отказаться. Перейти на уплатувсех «общих» налогов нужно будет, начиная с квартала, в котором компания вошлав состав простого товарищества (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Впрочем,финансисты уже давно настаивают именно на таких последствиях для плательщиковединого «доходного» налога при их вступлении в товарищества (см., например,письмо Минфин России от 01.08.2006 № 03-11-02/169). И это вполне логично, еслиучесть, что платить налог с доходов «упрощенцы» — «товарищи» не вправе. Такимобразом, внесенное изменение лишь упорядочило связанные с данной нормойположения кодекса. 2.2 Поправки учета доходов и расходов
Внесенныепоправки прояснили еще один довольно проблемный момент «упрощенного»налогообложения. Пользователи этого спецрежима применяют кассовый метод учетадоходов и расходов. Поэтому полученные от покупателей суммы авансов они обязанывключать в доходы по факту поступления денег. Из прежней редакции пункта 1статьи 346.17 НК РФ, устанавливающего данную норму, не следовало ответа навесьма практический вопрос. А именно: как и когда нужно отражать в учетепредоплату, которую «упрощенец» вынужден был вернуть покупателю.
РазъясненияМинфина по данному вопросу, к сожалению, единообразием не радовали. Финансистыпредлагали различные варианты: от снижения доходов в периоде получения авансадо полного запрета корректировать «доходную» часть учета на сумму возврата.«Победила» в итоге наиболее ранняя точка зрения финансовых специалистов (письмоМинфина России от 28 апреля 2003 года № 04-02-05/3/39). В упомянутом пунктекодекса теперь четко указано, что при возврате предоплаты на ее сумму нужноуменьшать доходы того периода, в котором деньги были перечислены покупателю.Таким образом, ни подавать «уточненку», ни пересчитывать прошлые доходы в такойситуации «упрощенцам» больше не придется.
Не обошливниманием законодатели и «расходную» часть единого «упрощенного» налога.Изменения коснулись как закрытого перечня затрат, которые спецрежимники вправеучитывать при налогообложении, так и порядка признания некоторых расходов.Причем действие большей части нововведений, вступивших в силу в январе текущегогода, распространяется и на прошлый. То есть их необходимо учитывать присоставлении декларации за 2007 год.
Список«разрешенных» к налоговому учету УСН-расходов заметно расширен. Прежде всегоего пополнили затраты на модернизацию, реконструкцию, достройку, дооборудованиеи техническое перевооружение основных средств. Напомним, что в прежней редакциикодекса было оговорен лишь учет расходов на покупку и постройку таких объектов(подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Впрочем, финансисты давно перестали возражатьпротив снижения «упрощенного» налога на сумму затрат по «усовершенствованию»активов (см., например, письма Минфина России от 26 октября 2006 г. №03-11-04/2/226, от 20 октября 2006 г. № 03-11-04/2/215).
Такая же«судьба» и у затрат на обслуживание контрольно-кассовой техники. Хотя в статье346.16 они раньше поименованы не были, ведомственные специалисты разрешалисписывать их в «упрощенные» расходы. Теперь эта точка зрения закрепленазаконодательно (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Не стольлояльны были финансисты в отношении затрат по вывозу твердых бытовых отходов.Они указывали, что к материальным издержкам производственного характера«мусорные» расходы относить нельзя, а «собственного» пункта в закрытом перечнедля этих затрат не предусмотрено (письмо Минфина России от 10 января 2006 г. N03-11-04/2/1). Теперь ситуация в корне изменилась: такие расходы тоже получили«прописку» в кодексе (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
«Расходные»поправки имеют обратную силу и действуют с 1 января 2007 года. А с началатекущего года список «упрощенных» расходов пополнен расшифровкой затрат наприобретение и создание нематериальных активов. В частности, теперь в перечненапрямую упомянуты затраты на приобретение исключительных прав на изобретения,промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, «ноу — хау» и прав наиспользование этих результатов интеллектуальной деятельности на основаниилицензионного договора; расходы на патентование результатов интеллектуальнойдеятельности; расходы на НИОКР, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом1 статьи 262 НК РФ (подп. 2.1-2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Имеют местоизменения и в порядке признания затрат. Так, теперь в составе «упрощенных»расходов на последнее число периода можно учитывать фактический размерпонесенных расходов на покупку, сооружение, создание и «усовершенствование»основных средств и НМА. Дожидаться, пока активы буду полностью оплачены, большене нужно (подписано 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Позитивнымиоказались и поправки в отношении затрат по обслуживанию, транспортировке ихранению товаров, приобретенных для перепродажи. В налоговые расходы«упрощенцы» могли включать их и раньше, но только после реализации товаров. Этотребование следовало из старой редакции подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 НКРФ и активно поддерживалось финансистами (письмо Минфина России от 17 октября2006 г. № 03-11-05/233). И это несмотря на то, что кодекс в то же времяпозволяет учитывать затраты после их фактической оплаты (подп. 2 п. 2 ст.346.17 НК РФ). Теперь противоречие устранено. Согласно новому порядку,возможность учета «торговых» издержек от факта продажи товаров не зависит.
Прежняяредакция главы 26.2 Налогового кодекса не давала четкого представления о том,как «упрощенцам» учитывать доходы и расходы в переходном периоде при утереправа на применение спецрежима.
Поправкивнесли уточнение в пункт 2 статьи 346.25 НК РФ. Выручку за товары, проданныепри УСН, включают в доходы по налогу на прибыль, если покупатель не перечислилоплату до момента перехода на общий режим. А затраты на покупку товаров,которые «упрощенец» не успел оплатить до перехода на общий режим, он вправеучесть в налоговых «прибыльных» расходах. Принять к налоговому учету доходы ирасходы необходимо в том месяце, когда было потеряно право на «упрощенку».
Кроме того,пользователи УСН — режима, наконец, получили точные «инструкции» по учетуналога на добавленную стоимость в переходный период. Так, при переходе с общей системыналогообложения можно принять к вычету уплаченный НДС с авансов за товары,которые были отгружены уже на «упрощенке». Если, конечно, документальноподтвержден факт возврата налога покупателю. А при утере права на спецрежимможно «вычесть» НДС по товару, купленному до перехода. Но только если суммыналога не были включены в состав «упрощенных» расходов.
Относительноновый вид «упрощенки» — на основе патента – тоже не избежал корректировки.Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальныепредприниматели вправе применять данный спецрежим, теперь выглядит иначе.Однако изменения коснулись лишь формы, содержание списка практически неизменилось.
Введение«патентной» УСН на территории региона не запрещает предпринимателям применять обычную«упрощенку» по своему усмотрению[5]. Однакотеперь в кодексе появилось уточнение, что сменить режим ПБОЮЛ может не раньше,чем истечет срок выданного ему патента (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ). Кроме того,по новым правилам, предприниматель обязан уведомлять свою инспекцию об утратеправа на применение патентного режима. Сделать это нужно в течение 15 днейпосле перехода на иную систему налогообложения. А вновь работать по патентуможно будет не раньше чем через три года (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).
«Упрощенный»патент, как уточнено теперь в пункте 5 статьи 346.25.1 НК РФ, действителентолько в регионе его выдачи. Однако при необходимости ПБОЮЛ может податьзаявление на получение другого патента по «упрощенке» и в ином российскомсубъекте.
Потенциальновозможный годовой доход по каждому из видов патентной деятельности ежегодноустанавливают региональные власти. При этом, согласно новым правилам, еслиизмененное значение дохода установлено не было, применяют прошлогоднийпоказатель с корректировкой на коэффициент-дефлятор (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).
По окончаниисрока действия патента при оплате оставшейся части стоимости ее можно уменьшитьна сумму страховых пенсионных взносов. До внесения поправок такой точки зренияпридерживались финансисты (письма Минфина России от 26 сентября 2005 г. №03-11-02/44, от 30 июня 2006 г. № 03-11-02/149). Теперь же она законодательнозакреплена в пункте 10 статьи 346.25.1 НК РФ.
И наконец, вновой редакции главы 26.2 кодекса урегулирован вопрос о налоговом учете для«упрощенцев» на патенте и о подаче ими декларации. Сдавать отчетность такиеспецрежимники не обязаны (п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ). Однако они должны вести«упрощенную» Книгу учета доходов и расходов (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ).Заметим, что данные поправки в точности соответствуют прежним требованиямфинансистов (письмо Минфина России от 9 февраля 2006 г. № 03-11-02/34).
Описанные вданной статье поправки внесены в статью 26.2 НК РФ Федеральными законами от 17мая 2007 г. № 85-ФЗ и от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ.
Максимальнодопустимая величина 9-месячного дохода для перехода на «упрощенку» равна 15млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). А предельный размер выручки, которыйпозволяет остаться на спецрежиме, составляет 20 млн. рублей (п. 4 ст. 346.13 НКРФ). Однако, согласно положениям Налогового кодекса, эти значения являются лишь«стартовыми». То есть их необходимо умножать на специальныйкоэффициент-дефлятор текущего года, ежегодно утверждаемый МинэкономразвитияРоссии. А также на коэффициенты — дефляторы, которые применялись раньше.
Несмотря наданную подробную «инструкцию» кодекса, на сегодняшний день финансисты даютнесколько иные рекомендации. Они придерживаются мнения, что фирмы и предпринимателине должны прибегать к «дополнительной арифметике». Применять следуетодин-единственный коэффициент – тот, который установлен для текущего года.Поскольку изменения предыдущих лет он уже учитывает (см., например, письмоМинфина от 1 ноября 2007 г. № 03-11-04/2/268).
Поспорить сэтой точкой зрения, безусловно, можно, ведь нормы кодекса о перемножении никтоне отменял. Да и Минэкономразвития изначально не обладает приписываемыми емудополнительными «арифметическими» полномочиями по установке «собирательного»дефлятора. Однако необходимо понимать, что в этом случае отстаивать свои права,скорее всего, придется в суде.
Подведемитоги. Напомним, что дефлятор на 2006 и 2007 годы равен соответственно 1,132 и1,241. А на 2008 год его величина составляет 1,34 (приказ МинэкономразвитияРоссии от 22 октября 2007 г. № 357). Таким образом, если не отступать от логикифинансистов, лимит выручки для перехода на УСН с 1 января 2009 года – 20 100000 руб. (15 млн. руб. x 1,34). А размер «УСН-критичного» дохода в текущем году– 26 800 000 руб. (20 млн. руб. x 1,34).
Ну а болеепривлекательные предельные значения «для смелых», соответственно равны 28 236721 руб. (15 млн. руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34) и 37 648 962 руб. (20 млн. руб.x 1,132 x 1,241 x 1,34).

Заключение
Упрощеннаясистема налогообложения (далее – УСНО) на сегодняшний день являетсядействительно льготной. Применяющие ее фирмы в два- три раза снижают налоговуюнагрузку. Вместо налогов на прибыль, на имущество, ЕСН, а также НДС (за исключениемналога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России)«упрощенные» фирмы платят единый налог (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Его ставкасравнительно низкая: 15 процентов для фирм и коммерсантов, которые выбралиобъект налогообложения «доходы минус расходы», и 6 процентов – при объектеналогообложения «доходы» (ст. 346.20 НК РФ). Кроме того, организации, которыеперешли на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведениябухгалтерского учета. Это общеизвестные плюсы «упрощенки». На них финансовыеспециалисты обращают внимание в первую очередь.
Однако длятого, чтобы решение о переводе всего бизнеса или его части на УСНО быловзвешенным, нужно ясно представлять себе все ограничения, которые законодателиналожили на «упрощенные» фирмы. Прежде чем руководитель примет окончательноерешение о переходе на упрощенную систему налогообложения ему следует тщательнопросчитать риски и возможные негативные последствия этой операции.

Список использованной литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть первая) и (Часть вторая) от 26.01.1996 N14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995.
2. Налоговыйкодекс российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 N 146-Ф З, принят ГДФС РФ 16.07.1998.
3. Налоговыйкодекс российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ принят ГД ФСРФ 19.07.2000.
4. Федеральныйзакон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» принят ГД ФС РФ 23.02.1996.
5. Приказ МНС РФ от28.10.2002 N БГ-3-22/606 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходоворганизаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в книге учетадоходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей применяющихупрощенную систему налогообложения» Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2002 N3969.
6. Алборов Р.А.Основы бухгалтерского учёта: учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002.
7. Астахов В.П.Теория бухгалтерского учёта. – М.: Издательский центр «МарТ», 2004.
8. Безруких П.С.Бухгалтерский учёт. – М.: Бухгалтерский учёт, 2004.
9. Захарьин В. Р.УСН и ЕНВД: новое в налогообложении. – М.: Омега – Л, 2006.
10. Захарьин В.Р. Налоговый учет. – М.: Гросс Медиа, 2007.
11. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учёт. – М.: ИНФРА-М, 2005.
12. Пархачева М.А. Упрощенная система налогообложения. –М.: Гросс Медиа, 2007.