Ведическая философия

Содержание
Введение
1. Что такое Веды
1.1. Цель Вед
1.2.Происхождение Вед
2. Веды — высшая культура человека.Ведическая наука
3. Аспект Абсолюта: Бхагаван
4. Строение Вселенной
5. Методы получения знания
Заключение
Список литературы
веда бог человек культура

Введение
Ведическая философия- древнейшая философия мира. Она так же является самой совершенной, так какобъясняет природу живых существ, указывая самым разумным из них — человеку, тотпуть, следуя которым он достигнет совершенства жизни. />
В чем же заключаетсясовершенство? Кто мы? Откуда мы? Почему здесь? В чем смысл жизни?
На все эти вопросыудивительно ясно и логически обосновано отвечает ведическая философия.

1. Что такое Веды?
Ведапереводится как «знание». Веда означает «истинное знание»,«полное знание», «совершенное знание». Почему полное,истинное знание? Потому что Веда дает знание Природного Закона, то естьсовокупности всех законов мироздания. Зная эти законы можно получить ответ налюбой вопрос, можно знать обо всем, и в прошлом, и в будущем. (Аналогия: знаязакон изменения какой-либо величины, например синусоиду, можно получатьзначение величины в любой момент времени, точно так же обладая полным знаниемзаконов Природы можно иметь информацию о пути развития мироздания, котороеподчиняется Законам природы).Ведическая литература: Бхагавад-Гита, ШримадБхагаватам, Махабхарата, Шри Ишопанишад, Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила, ШриЧайтанья-чаритамрита Мадхья-лила.Некоторые ученые утверждают, что толькопервоначальные четыре Веды — Риг, Атхарва, Йаджур и Сама — являются подлиннойведической литературой. Однако ни сами Веды, ни самые известные ведическиеучителя, включая Шанкару, Рамануджу и Мадхву, не разделяют этого мнения. Кведической литературе относятся также Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту),первоначальная версия Рамаяны, Пураны, а также такие непосредственнопримыкающие к ней произведения, как Самхиты и комментарии великих учителей,которые веками определяли ход развития ведической мысли. В любом случае, длятого, чтобы иметь право называться ведическим, произведение должно утверждатьту же цель, что и тексты самих Вед. Ведические Писания (шастры) составляютгармоничное целое с гармоничным итогом (сиддханта).Следовательно, мы можемотносить к подлинной ведической литературе любые работы, которые основываютсяна ведической сиддханте без искажения ее смысла, даже если такая работа неявляется оригинальным Писанием. Фактически, ведическая традиция предполагаетпоявление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как тоготребуют место, время и обстоятельства. Однако, чтобы претендовать наподлинность6 эти дополнения к ведической литературе должны строго следоватьучению Вед, Пуран и Веданта-сутры. Ведическая литература не мертва и неархаична. И тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должнасчитаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддханты. Поэтомубуддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из ведическойлитературы, нельзя рассматривать как ведические учения. Даже концепция индуизмапротиворечит выводам ведической литературы. Ведические Писания очень велики пообъему. Только одна Риг-веда содержит 1017 гимнов, Махабхарата состоит из110.000 шлок, а восемнадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов.1.1 Цель Вед
Основное назначениеведической литературы — поведать науку духовного самопознания (самореализации),тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Бхагават-гитаназывает знанием «признание важности самореализации и философский поискАбсолютной Истины» [Бхагавад-гита 13.12] через «осознание того, чторождение, смерть, старость и болезни есть зло» [Бхагавад-гита 13.9].Ведическая литература бескомпромиссно отстаивает представление о том, чтонесмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдания.«От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей — все ониесть место страданий, где повторяются рождение и смерть»[Бхагавад-гита8.16]. Кроме повторяющихся страданий рождения, смерти, старости и болезней,ведические Писания говорят также о трех других видах страданий: страданиях,приносимых телом; страданиях, причиняемых другими живыми существами истраданиях, приносимых природными условиями. Ведические учителя утверждают, чтодаже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этомматериальном мире — силы времени и смерти вынуждают каждого покинуть своеместо. На санскрите Землю называют Мритйулока — обитель смерти. Ее такжеопределяют эпитетом духкхалайам — место страданий и ашашватам — преходящая[Бхагавад-гита 8.15]. Веды утверждают, что цель человеческой жизни не в том,чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобыбороться за вечное счастье. Для людей, которые следуют ведической формуле,жизнь означает возможность победить смерть. По ведическим представлениям,человек отрицает жизнь как раз тогда6 когда отождествляет себя с иллюзорнымматериальным телом и полагает, что материальный мир является единственнойреальностью. Такие люди упускают возможность, представленную человеку — возможность вопрошать о Высшем. Веды описывают освобождение как особуюпривилегию, которая дана человеку, но не низшим видам жизни, и убеждают людейизбрать этот путь. Поэтому человеческое тело сравнивается с кораблем, накотором можно пересечь океан перевоплощений. Опытный учитель, изучивший Веды,подобен капитану, а ведические гимны попутному ветру. Человек, который непересекает океан и не достигает вечного освобождения, Веды называют неразумным,ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философиясчитает бессмысленным. «Тот, кто не решает проблем жизни, как подобаетчеловеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув наукисамореализации — несчастнейший из людей»[Брихад-аранйака Упанишада3.8.10].1.2 Происхождение Вед
Брихад-аранйакаУпанишада [2.4.10] сообщает: «Риг-веда, Сама-веда, Йаджур-веда,Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата) иПураны — все это дыхание Абсолютной истины. Они изошли из Верховного Брахманабезо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышитчеловек». Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и авторитетны.Чтобы понять их, нет нужды прибегать к другим источникам — все необходимоесодержится в них самих. Этот принцип исходит из уст Самого Шри Кришны вБхагавад-гите [3.15]: брахма-кшара-самудбхавам — «Веды исходятнепосредственно от непогрешимой Верховной Личности Бога». КомментаторШридхара Свами [Бхавартха-диппика 6.1.40] отмечает, что Веды являются высшимавторитетом, так как они произошли от Самого Нарайаны. Джива Госвами говорит,что ведическое Писание Мадхйандина-шрути приписывает происхождение всех Веддыханию Верховного существа. Наконец, Атхарва-веда утверждает, что Кришна,который на заре творения обучил Брахму, распространял ведическое знание в былыевремена. Итак, мы видим, как сами ведические Писания говорят о своемпроисхождении. Слово апаурушейа, которым они определяют себя, означает, что онипроизошли не от какого-то материально обусловленного человека, а от СамогоВсевышнего, то есть из источника, трансцендентного к двойственности этого мира.На заре творения ведическое знание было передано Брахме. Потом Брахма наставилв нем Нараду, чья реализация появилась в форме ведической литературы.Первоначально существовала только одна Веда, и читать ее не было необходимости.Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять ее,лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смыслсказанного. Но 5000 лет назад Вйасадева записал Веды для людей этого века,Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память ослабеет,а разум притупится. Он разделил Веды на четыре части: Риг, Саму, Атхарву иЙаджур, и поручил эти части своим ученикам. Потом он принял во внимание людей,не обладающих сильным разумом: стри (женщин), шудр (рабочих) и двиджа-бандху(тех, кто родился в семье брахмана, но не имеет качеств брахмана). Для них онсоставил Махабхарату, назвав так историю Индии, и восемнадцать Пуран. ЗатемИйасадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в Веданта-сутре,означающем конец Вед. И все же он не чувствовал удовлетворения. И тогда, поуказанию его духовного учителя Нарады, он написал совершенный комментарий кВеданте — Шримад-Бхагаватам. В Веданта-сутре содержится только намек на то, чтотакое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина — это то, из чего всеисходит».Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природаАбсолютной Истины? Это разъясняется в Шримад-Бхагаватам.

2. Веды — высшаякультура человека. Ведическая наука
Ведическая цивилизация,судя по писаниям, находилась на более высоком уровне развития, чем современноеобщество. Санскритский корень «веда» прекрасно сохранился в русскомязыке: ведаю, разведка, проповедывать и т.д. В переводе с санскрита Ведаозначает знание. О каком же знании идёт речь. С позиции существующейэволюционной теории, мы сейчас должны находиться на вершине развитиячеловеческого общества. Однако, согласно Ведичеким произведениям, в далёкомпрошлом на планете существовали цивилизации, величие которых нам даже непредставимо. Более того, чем глубже мы погружаемся в прошлое, анализируюсоответствующие манускрипты и летописи, тем более совершенное общество встаётперед нашими глазами. Детальные исследования Ведических текстов были проведеныв Бомбее в 1975 г., после чего ранее предсказанные сенсации не заставили себяждать. Серия крупных «взрывов» произошла в физике, когдаобнаружилось, что субатомный уровень, над изучением и классификацией которогобьются сегодняшние исследователи, детально объяснён в Ведах ещё пятьтысячелетий назад. Это неоспоримый факт, который весьма трудно оставить безвнимания. Например, Бхагавата-пурана сообщает следующее: «Парам-ану — мельчайшая частица материального космоса, которая неделима и не образует отдельноготела. Она, невидимая для глаза, существует всегда, даже после уничтожения всехформ. Материальное тело — не что иное, как определённая комбинация такихпарам-ану. Однако, обыкновенный человек склонен неправильно понимать егоприроду». (Бхагавата-пурана 3.11.1) В том же произведении представленыразличные шкалы времени, начиная с атомной. Теория относительности и квантоваяфизика могут быть существенно дополнены информацией из санскритских текстов.Ариям были хорошо известны такие понятия, как сверхпроводимость, ядерное иплазменное оружие (брахмастра), не говоря уже об электрическом токе.Махабхарата,древний исторический эпос, описывает применение ядерного оружия: «Этобыло, будто все стихии стали вдруг выпущены на свободу. Нечто, слепящее каксолнце, вращалось по кругу. Сжигаемый жаром этого оружия, мир шатался, как влихорадке. Слоны загорались от жара и дико носились туда и сюда в поискахзащиты от ужасной силы. Вода в море стала горячей, звери погибали, враг былскошен, а неистовство огня валило деревья рядами, будто при лесном пожаре.Слоны отчаянно трубили и на большом пространстве падали мёртвыми на землю.Лошади и боевые колесницы сгорали на месте. Таким образом, тысячи вражескихколесниц были уничтожены, потом глубокая тишина опустилась на море. Начали дутьветры, и земля осветилась. Открылось ужасное зрелище. Трупы павших былиизувечены страшным жаром так, что они более не походили на людей. Никогда доэтого мы не видели такого ужасного оружия и не слышали о нём».(Дрона-парва) Ведические произведения содержат большое количество описанийразличных видов оружия, начиная от примитивных камнетёсов (сарватобхадра),стенобитных механизмов (удгхатима), от всевозможных устройств, мечущих стрелы согромной скоростью (сара-янтра), и кончая поражающим оружием, действие которогосегодня не имеет аналогов.Десятая песнь Шримад Бхагаватам описываетвсевозможные битвы с применением оружия необычайной силы. В битвах принималиучастие как далёкие предки населявшие нашу планету, так и представители другихмиров. “… Тогда Бхаумасура пустил в ход огневое оружие, известное подназванием шатагнхи, которое могло одним ударом убить сотни воинов”.Существоваливиды оружия, аналогичные по своему действию разбушевавшимся природным стихиям.”… На брахмастру он (Васудева) ответил другой брахмастрой, а на воздушное- горным оружием. С одной стороны применялась вайавья-астра, оружие, вызывающеена поле сильнейший ураган, в ответ с противоположной стороны тут же применялосьтак называемое «горное оружие», которое, подобно скале, преграждаетпуть потокам воздуха и обезвреживает их…” Оружие шиваджвара описываетсякак жар, равный двенадцати кратному жару солнца, а оружие нарайанаджварапредставляет из себя нестерпимый холод. «К тому времени уже почти всевоины Шалвы были убиты, но когда он увидел, что Васудева прибыл на поле боя, онпустил в ход страшное оружие (астру) необычайной силы, которое с рёвом полетелопо небу, подобно огромному метеору. Оно ослепительно сияло, освещая всёнебо…» Разумеется, ни о какой примитивности наших предков не может бытьи речи. Это были очень высокоразвитые существа, по сравнению с которыми мывыглядим подобно младенцам, по меньшей мере, в техническом отношении.«Город Праджьетишапура был неприступен со всех сторон. С севера, юга,запада и востока поднимались четыре громадных крепости, защищённые мощнымивоенными силами. Стены города окружал ров, заполненный водой, далее проходилипровода под высоким напряжением. Следующее укрепление представляло собой завесуанилы, газообразного вещества. За ним была натянута цепь колючей проволоки — работа демона по имени Мура…» (Бхагавата-пурана, 10 песнь) В Ведическойлитературе существует много упоминаний о летающих машинах. В основном ониназываются виманы. Виманы в Ведах подразделяются на две категории: 1) механическиемашины, изготовленные по типу аэропланов и летающие с помощью крыльев, подобноптичьим; 2) сложнейшие машины, не поддающиеся чёткой классификации, обладающиенеограниченными возможностями. Машины первой категории описаны в основном всредневековых трудах на санскрите наряду с другими разного рода автоматическимиустройствами и военными машинами. Например, Бходжа описывает летательныйаппарат из лёгкого дерева, который выглядел, как птица с двумя крыльями.Движущая сила аппарата обеспечивалась огненной камерой с ртутью, установленнойна нём, а также взмахами крыльев машины.Аппараты второй категории описаны вдревних книгах, таких как Ригведа, Махабхарата, Рамаяна, пураны, и их описанияво многом напоминают современные описания НЛО.Основной санскритский труд,включающий классификацию кораблей всех видов, называется Виманика-шастра. Этопроизведение приводит также все виды технологий, которые известны и сегодня,такие как телефон и телевизор, правда, работающие по совсем иным, неизвестнымсегодняшней науке принципам. Вот как описан виман в Рамаяне: Корабль царяракшасов (вид демоничных существ) Раваны был прекрасен. Стены его блистали,усыпанные бриллиантами, а окна были искусно инкрустированны золотом. Корабльмог летать по любой траектории, независимо от направления ветра, подчиняясьлишь желанию пилота. Он мог неподвижно стоять в небе на любой высоте, напоминаяпри этом огромную сверкающую гору. Корабль имел симметричную конструкцию, башнибольшой художественной работы венчались куполами, похожими на горные вершины.Виман мог менять свой внешний облик с помощью различных приспособлений.Приземлившись, он мог замаскироваться под гору, освещённую взошедшей Луной.Внутри этот прекрасный корабль повторял дворцовые покои с залами, комнатами,плавательными бассейнами и т.д. Когда речь заходит о наших предках, по традициинапрашивается образ примитивной человекообезьяны с увесистой дубинкой в руках.Однако, Ведические произведения рисуют совершенно иную картину: «Говорят,что когда великий гадхарв Вишвасу увидел, как твоя дочь играла с мячом на крышедворца (хармьи), он оцепенел, потеряв от любви голову, и выпал из своеговоздушного корабля. Она и впрям была прекрасна: колокольчики на её ногах нежнозвенели, а её глаза всё время находились в движении, следя за полётоммяча». (Бхагавата-пурана 3.22.17) Из данного стиха следует, что в тевремена были небоскрёбы. Дословный перевод слова хармья — «очень высокийдворец». Отсюда можно заключить и то, что личные аэропланы существовали инесколько тысячелетий назад. Описываются даже целые летающие города, занимающиепо площади несколько квадратных миль. Например, Хастинапур — небесныйдвижущийся город, был прекрасно вооружён и неуязвим для внешнихврагов… Математика, механика и связанные с ними технические дисциплины могутаналогичным образом быть подняты на новую ступень благодаря Ведическимписаниям. На санскрите машина называется словом «янтра», котороеобъясняется в Ведической литературе как «приспособление, котороеконтролирует и направляет движение предметов в соответствии с ихособенностями». Существует очень много видов янтр. Самым простым примеромможет быть тайла-янтра — колесо, толкаемое быком по кругу и давящее масло изсемян. Технические приспособления древних ариев до сих пор поражают нас уровнеминженерного мастерства. Существует достаточно много правдоподобных описанийроботов, которые содержались при царских дворцах, таким, например, как поющие итанцующие птицы, неотличные от живых, часы с движущимися фигурками, различныеастрономические модели, показывающие движение планет.Известны роботы,оформленные в виде мужских и женских фигур и выполняющие различные функции.Сделаны они были в основном из дерева, но идеально покрыты, подобночеловеческой коже. Движение их обеспечивалось системой болтов, железных стержней,пружин и пазов. Такие фигуры играли на музыкальных инструментах, обслуживалигостей, разливали напитки по чашкам и совершали другое подобное обслуживание.Янтрапуруши, или человекомашины могли вести себя в точности как живые люди. ВБхагайа-васте описывается, как один художник посетил дом янтрачарьи, илиучителя механической инженерии. Там его встретила механическая девочка, котораяомыла ему стопы и была неотлична от человека до тех пор, пока он не обнаружил,что она неспособна говорить. Однако, известны и говорящие и иначе, совершеннофантастически звучащие роботы. Сможем ли мы сегодня, даже имея в распоряжениисовременную компьютерную технику, повторить подобный уровень изобретательскогомастерства? Можем ли мы считать технический уровень, описанный в Ведах, реальносуществовавшим на Земле? Являются ли санскритские тексты единственнымдоказательством величия прошлых цивилизаций? Чтобы ответить на эти вопросы,достаточно бегло проанализировать наиболее известные археологические памятникидревности. Например, в Индии, в Дели находится металлическая колонна, известнаявсему миру как «столб Индры». В течении нескольких тысячелетий онапротивостоит влиянию атмосферных осадков, не имея и следа ржавчины. Колоннаизготовлена из атомарного железа без примеси углерода и серы на молекулярномуровне. В наше время возможно получение такого идеально чистого железа методомнапыления только в космических условиях и только в небольших количествах.Высота «столба Индры» над поверхностью Земли соответствует трёхэтажномудому, более того, столб уходит под Землю на несколько десятков метров. Какимобразом, с помощью каких механизмов было изготовлено это чудо? Веды могут датьнам колоссальное знание, как в материальном, так и в духовном плане. Величайшаякультура людей, которые могли даже простую бронзу превратить в золото, будучивозрождённой, несомненно спасёт наше больное общество. В последующих статьях мыпродолжим рассмотрение примеров достижений Ведической цивилизации в различныхобластях науки, культуры, религии.

3. Аспект Абсолюта:Бхагаван
Постигнув высшую душу,человек обретает видение совершенной формы в своем сердце. Если йог-мистикстремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущейдеятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам2.2.6:«Человек должен служить всемогущей Сверхдуше, пребывающей в его сердце.Она – Всемогущая Личность Бога, вечная и безграничная, поэтому она являетсявысшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленностисвоего существования».Так, постепенно, медитация йога на высшую душу,превращается в преданное служение. В преданном служении йогу в сердце являетсяизначальная Личность Бога. Именно взаимоотношения с Богом являются причинойпроявления безграничного блаженства, которое в ведах описывается словом«ананда».
Бхагаван
Веды описывают Богасловом «Бхагаван». Это слово объясняется в Вишну Пуране (6.5.47):«Бхагаван этоТот, кто обладает всей силой, всей красотой, всем богатством, всем знанием,всей славой и всем отречением».Также мы ниже приведем отрывок из книги «Джаивадхарма», в которой приводится беседа муллы и преданного Кришны(вайшнава):«Услышав этот вопрос от муллы, вайшнав улыбнулся и сказал: «Тот,кого ты зовешь Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Эти два имени относятся к одной итой же Верховной Личности Бога. Его зовут разными именами в Коране, Пуранах, наразных языках в разных странах. Имени, которое лучше всего отражает качестваВерховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Именно по этойпричине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван, а не Аллах, Брахман, Параматма идругим. Слово Аллах значит «Тот, выше кого нет никого». Однако мы не считаемверховенство Бога самым высшим качеством. Мы считаем самым высшим качеством то,которое изумляет нас в высшей степени. Бог очень большой, — это удивительно. Нопрямо противоположное, быть самым маленьким, это также удивительно. Поэтому имяАллах не описывает в полной мере изумительных качеств Бога. Однако словоБхагаван относится ко всем удивительным качествам, о которых может знатьчеловек. Все качества отражаются одним словом. Быть самым большим и в то жевремя самым маленьким, это одно из чудесных проявлений Бхагавана. Другойпризнак Бхагавана состоит в том, что Он является господином всех энергий. То,что невозможно для человека, с легкостью осуществляется непостижимыми энергиямиБога. Именно в результате деятельности своих непостижимых энергий Он имеетформу, и в то же время лишен ее. Если мы отрицаем форму Бога, мы отрицаемсуществование непостижимой энергии Бога. Благодаря своим непостижимым энергиямОн обладает формой, вечно наслаждаясь играми со своими преданными. Аллах иБрахман лишены формы, поэтому у них отсутствуют эти удивительные аспекты.Бхагаван – вместилище всей славы и всех благоприятных качеств. Его игры сладки,подобно нектару. Бхагаван удивительно красив. Освобожденные души не могутотвести свой взор от Его красоты. Бхагаван обладает всем знанием. Он чист исовершенен. Являясь творцом, Он никак не затрагивается материей. Он независим.Слово Бхагаван значит «обладатель шести достояний». По отношению к аспектуПараматмы Бхагаван обладает двумя отличительными признаками: 1. богатство и 2.сладость. Черта сладости является лучшим другом духовных душ. Он Господь нашегосердца. Он Кришна или Чайтанья.»В завершение этого отрывка следует отметить,что Бхагаван уже включает в себя все те качества, которые присущи Брахману иПараматме. Но Бхагаван также обладает уникальными качествами, которые присущитолько Ему. По этой причине постижение Бхагавана является пределом совершенствасамоосознания.В одном Ведическом стихе даётся следующее описание Абсолютнойистины:«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех,ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность, и Его тело вечно,исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всехпричин» (Брахма самхита 5.1).В материальном мире мы обладаем телом, являющимсявременным, полным страданий и невежества. Однако в выше упомянутом стихеописывается тело Абсолюта. Оно прямо противоположно материальным телам. Еготело вечно, полно знания и блаженства.
Сат
Слово сат указывает нааспект вечности. Считается, что личность, которая осознала аспект брахмана,познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более неотождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Оносознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полномравновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, ктодостиг его, считается самореализованным человеком.
Чит
Данный термин указываетна аспект знания. Тот, кто постигает параматму в своём сердце, поднимается наэтот уровень. Существует много видов знания, однако изначальное знаниезаключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность.Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могутвозвысится те, кто уже достиг понимания сат, или же йоги, достигшиесовершенства в практике медитации на Сверхдушу.
Ананда
В переводе это словозначит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав бхагавана. ВВедах говориться, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога,вместилище всех наслаждений, он действительно достигает трансцендентногоблаженства. Абсолютная личность в избытке обладает шестью богатствами, и, когдачеловек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Слуга царянаслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта,личность начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться сНим. Этот уровень постигается бхакти-йогами, или теми, кто в процессе своегопостепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги.Веды утверждают,что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личностьже, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущихаспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 кронами, имеет, как 10, так и 40крон. Также и тот, кто осознал высшее проявление Абсолюта, постигает всеостальные Его аспекты.«Всякий, знающий Кришну как Верховную БожественнуюЛичность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому он полностью отдаётсебя преданному служению Кришне» (БГ 15.19).Ведические писания недвусмысленноговорят о естественном стремлении каждого живого существа к Богу. Однако трудноувидеть это стремление в жизни человека, желающего иметь хороший дом, красивуюсупругу, сильное тело и другие материальные блага. Тем не менее, связьочевидна. Стремление к Богу у живого существа, лишённого знания о духовном,проявляется в его желании быть вечным, иметь знание и пребывать в блаженстве:
1. Каждый из нас пытается быть здоровым. Одни (изкатегории более разумных) начинают эту заботу заблаговременно, другие жепроявляют эту заботу, как только их состояние ухудшается. Все оздоровительныезаведения, попытки создать наиболее эффективные лекарства есть ни что иное, какпроявление нашего стремления к вечности.
2. Мы можем видеть, как любой человек проявляетстремление к тому или иному роду знания. Каждый из нас пытается узнать всё очём-то или же что-то обо всём. Таким образом, стремление к знанию являетсяодним из принципов в нашей жизни.
3. Не трудно прийти к заключению, что человек совершаетдеятельность для того, чтобы получить наслаждение. И даже выше упомянутоездоровье, знание и любые формы их проявления являются, в конечном итоге, ничеминым, как попыткой обрести счастье (блаженство).
Таким образом, если мырассмотрим стремления человека в его повседневной жизни, то обнаружим все те жеизначальные «импульсы» к действию, в основе которых лежит стремление достичьвечности, знания и блаженства. На этой основе мы можем понять то, каким образомкаждый в своей жизни ищет Кришну, источника всех трёх аспектов.Не постигнувнаивысший аспект, аспект ананды, человек, вставший на путь духовного совершенства,будет испытывать незавершённость своей практики. Это чувство незавершённости иявляется тем фактором, который побуждает йога стремиться к познанию наивысшегопроявления Бога.
Слова Бог и Кришнаравнозначны
Если мы рассмотримпонятие Бога в монотеизме, то придём к заключению, что Бог – это наивысшаяличность, являющаяся источником всего сущего и обладающая абсолютной властью.Это значит, что Он обладает всей силой, всей мудростью. В Ведах Богопределяется словом бхагаван, что значит личность, обладающая силой, знанием,красотой, славой, богатством и отречением в полной мере. Иначе говоря, еслиперед нами стоит личность, обладающая всеми богатствами во вселенной,являющаяся самой сильной во всём творении, и т.д. со всеми другими своимикачествами, её можно назвать Бхагаваном. Эти шесть качеств привлекают абсолютновсех. Кто-то может привлекаться всеми шестью сразу, кто-то только некоторыми изних. Поэтому Бхагавана называют Кришной, что в переводе значит всепривлекающий.Таким образом, слова Бог и Кришна суть одно.

4. Строение Вселеной
Веды, как и другиесвященные писания мира, признают, что этот мир был сотворен в определенныймомент времени. Подробности этого процесса, которыми пестрят целые томаведической литературы, заставят призадуматься даже скептиков.У каждогосотворенного объекта есть четыре причины: это вещественная причина (например,кирпичи дома), действенная причина (каменщики, кто этот дом строит), смысловая(целевое использование этого дома или желание хозяина, того, кто платит занего) и конструктивная (архитектор, который проектирует этот дом в зависимостиот потребностей и возможностей хозяина). В отношении вселенной Веды такжерассматривают каждую из этих причин, устанавливая ее роль в творении мира.
Вещественной причинойэтого мира является материальная энергия Бога, состоящая из пяти грубыхэлементов, или первооснов материи: 1) эфир; 2) воздушная среда; 3) огненнаястихия (куда входит и электричество); 4) жидкообразная энергия (водная стихия ивсе текучие состояния материи) и наконец, 5) твердая материя, называемая дляпростоты «землей». Говорится, что из этих первоэлементов состоят даже атомы.Также существуют три тонкие материальные энергии, известные под названиямиманас (ум), буддхи (разум) и аханкара (ложное эго).Действенной причинойтворения является материальная природа, создающая все виды жизни и различныеусловия существования с помощью трех гун – благости, страсти и невежества.
Также у сотворенного мира есть и смысловая причина. Цель или смысл мирозданиясостоит в том, чтобы дать живому существу (душе) возможность исполнить своижелания и, пресытившись материальными удовольствиями, постичь свое изначальноеположение и вырваться из тьмы этого мира. Иначе говоря, мы все также являемсяпричиной этого мира.
И наконец, конструктивной причиной этого мира Веды провозглашают, ВерховнуюЛичность Бога, Верховного повелителя и Творца всего сущего. Дело в том, что Богне должен делать ничего Сам; для этого у Него существует масса слуг ипомощников. Иначе говоря, Бог действует посредством Своих энергий. Желаятворить, Господь просто бросает взгляд на Свою материальную энергию. В тот жемиг материальная энергия, которая до этого пребывала в пассивном состоянии, какбы пробуждается к действию, что тянет за собой целую череду появления вторичныхпродуктов: материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля) и ихпроизводных функций (в виде звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха).Также внутри вселенской формы Господа проявляются органы восприятия этих тонкихсубстанций (органы слуха, тактильные органы, глаза, язык и нос), а такжеэлемент, объединяющий их все (материальный ум), наряду с разумом (функциямикоторого являются сомнения, заблуждение, правильное понимание, память и сон) иощущением своей непричастности к Богу (ложное эго). Гуны материальной природыобусловливают живое существо, заставляя его принять эти элементы материальнойприроды как единственную реальность. Таким образом, материальная энергиядействует как причина и следствие материального проявления, скрывая от нашеговзора духовную реальность.Вселенная развивается следующим образом. Послепервичного творения, кратко описанного выше, начинается второй этап творения,который заключается в создании различных условий жизни для живых существ,находящихся под влиянием тех или иных сочетаний гун природы. Вселенная впредставлении Вед – это яйцевидное тело, полое внутри, с оболочкой из семипервоэлементов: воздуха, огня, воды, земли, ума, разума и ложного эго. Иногдаговорят, что в эти элементы включена также махат-таттва – изначальное состояниематерии, где нет дифференциации энергии, а также эфир, или пространство. Внутрикаждой оболочки протекает своя особая деятельность. Каждая оболочка таит в себеразличные соблазны, и тот, кто пытается покинуть материальную вселенную и достичьосвобождения, должен преодолеть все искушения, чтобы его путь завершилсяуспехом. Наполовину это яйцевидное тело заполнено водой, и на этих водах, наложе в виде гигантского змея возлежит Сам Господь в четырех-руком обликеГарбходакашайи Вишну. Из его пупка вырастает вселенский лотос, в бутонекоторого зарождается Брахма, первое живое существо в мироздании. Брахма –вторичный творец этого мира. Тело его соткано из чистого разума; т.е. в еготеле нет кровеносных сосудов, внутренних органов и т.п. После ста лет медитацииБрахма слышит звук, которому суждено стать основой для создания всегокосмического порядка. Этот звук побуждает Брахму встать на путь аскезы. Аскеза,согласно Ведам, является источником любой силы, поэтому человеку, если он хочетдобиться чего-то в жизни, будь то духовное или материальное, необходимоограничивать себя в чувственных наслаждениях и направлять свое внимание внутрь,в глубины своего сознания. Брахма совершал аскезу и затем услышал еще одинзвук, в который были вложены все ведические мантры и гимны. Этот звук исходилнепосредственно из духовной обители Господа Кришны и был ничем иным, как звукомфлейты Господа. В этом звуке, как в семени дерева, была заложена информация опроцессах творения, а также о способах освобождения из оков материи. Так Брахмаполучил посвящение в духовную и материальную науку и стал творить.В разныхчастях ведических писаний мы находим подробные описание процесса творения.Некоторые из них разнятся между собой, что говорит о том, что творение непроисходит один раз в истории, но повторяется снова и снова, каждый раз снекоторыми вариациями. Наша вселенная, какой ее сотворил Брахма, делится на трибольшие части: это высшие планетные системы, средние (куда входит Земля) инизшие (демонические системы и адские миры). Условия жизни на этих планетахтакже разнятся: шесть земных месяцев составляют день на высших планетах, амиллионы лет в аду равняются одной земной секунде. На высших планетах живутполубоги, предки (человечества) и великие мудрецы, хранители вселенной. Напланетах земного типа живут существа, имеющие человеческий тип тела, а наадских планетах живут свирепые ямадуты, которые пытают грешников. Также, сразупод уровнем земных планет, находятся демонические планеты, где живут существа,похожие на людей, тела которых состоят из особых сплавов металлов (подобнотому, как в нашем теле также существуют металлы). Иногда вселенную также делятна четырнадцать уровней: семь высших, называемых Бхур, Бхувар, Свар, Махар,Джана, Тапа и Сатья, и семь низших – Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала,Расатала и Патала. Высшие планетные системы начинаются с Солнца, которое,согласно «Шримад-Бхагаватам», располагается в центре вселенной. Выше Солнцанаходятся планетные системы, где обитают те, кто совершал суровую аскезу. Надними, райскими планетами, одна за другой располагаются звезды, где живутмудрецы, обладающие духовным знанием. Выше всех расположена Сатьялока, планетаБрахмы, у обитателей которой тела созданы из тонкоматериального элемента(манаса, или «ума») и чистого разума. Вселенная периодически создается и так жепериодически разрушается. Различают частичное и полное уничтожение вселенной.Частичное происходит в конце дня Брахмы, когда Брахма ложится спать, а полное –в конце жизни Брахмы, когда вселенная разрушается полностью. После этогоначинается новый цикл творения. Все происходящее здесь, в этом мире, — есть ничто иное, как сон Маха-Вишну, Верховного Господа, первой из пуруша-аватар ШриКришны. Вселенные – это лишь пузырьки, исходящие из пор на теле Маха Вишну.Таково величие Бога, прославляемого в Ведах.

5. Методы получениязнания
Любое философскоеучение имеет два основных раздела знания. Один из них гносеология, что значитметодология познания. Этот раздел весьма важен, поскольку всё последующее знание,которое будет получено и представлено философом в дальнейшем, зависит отметодов его получения.Веды перечисляют три метода познания, которыми можновоспользоваться для обретения информации:
· Пратйакша– непосредственное чувственное восприятие
· Анумана– рассуждение, умозаключение
· Шабда– устное свидетельство
Пратйакша
Ведическая литератураперечисляет пять чувств, с помощью которых человек получает информацию обокружающем его мире:
· Слух
· Осязание
· Зрение
· Вкус
· Обоняние
Ум в Ведах называетсяшестым чувством. Он является центром деятельности чувств, поскольку именно онполучает информацию от них.
Когда чувствосоприкасается с объектом, оно сразу же передаёт эту информацию в центр, которыйназывается умом. Таким образом, ум через чувство получает параметры объекта.Иначе говоря:
· Уходаёт информацию о звуковой характеристики объекта (громкость, частота)
· Осязаниедаёт информацию о (1) твёрдости и (2) температуре объекта
· Зрениедаёт информацию о (1) форме и (2) цвете объекта
· Вкусдаёт информацию о вкусовых качествах объекта
· Обоняниедаёт информацию о запахе объекта
Получение информации опараметрах объекта с помощью пяти чувств и называется «пратйакша», методполучения знания через непосредственное чувственное восприятие.
Анумана
Слово анумана состоитиз двух частей, ану и мана. Мана означает ум, ану значит следовать. Такимобразом, анумана переводится как рассуждение, умозаключение.«Попытку умаузнать, что находиться за пределами воспринимаемого чувствами, называютануманой – логическими умозаключениями» (Тень и реальность, стр. 77).Имеяинформацию, полученную извне через пратйакшу, ум начинает анализ. В процессеанализа полученных данных, сравнения их с предыдущими данными и выводами,человек приходит к новым заключениям. Эта новая информация может быть очевиднойили туманной, конкретной или абстрактной. Однако, независимо от вида, этаинформация для индивидуума является новой. По этой причине Веды выделяют данныйметод получения знания в отдельную категорию.Причиной появления ануманыявляется ограниченность чувств человека. К примеру, вы находитесь дома, и довашего слуха доносится странный звук. «Что это?» спрашиваете вы себя. «Похожеэто слон. Однако слона здесь быть не может, они обитают в Индии и Африке, а неу нас. Может быть, это был сигнал автомобиля?». Так, вы пытаетесь найти ответна свой вопрос.Пытаясь обнаружить природу звука, ум по очереди обращается ктрём формам мышления:
· Рефлективное(я слышал звук)
· Творческое(его мог произвести слон или автомобиль)
· Критическое(но ведь слоны обитают в Индии и Африке, а не у нас)
Эти три формы мышлениясоставляют ануману, то есть метод получения знания посредством логическихумозаключений.
Шабда
Санскритское словошабда переводится как звук, голос. Если мы говорим о шабде как о методеполучения знания, это переводиться как «устное свидетельство».К этой категорииотносится информация из достоверного источника, которую человек принимает наверу. Он принимает информацию такой, какой она представлена ему, не убирая илидобавляя что-либо от себя.

Заключение
Несмотря на кажущеесяразнообразие философских и религиозных школ, все они имеют поразительноесходство, составляющее их главенствующую основу, которая как раз и создалаИндию и ее народ такими, какие они есть сегодня, резко отличающиеся от всегомира. Контраст вопиющей нищеты и сказочного богатства, утонченной философии иразврата, изощренной жестокости и трепетного нежного отношения к животным ирастениям, высокой образованности и глубокой отсталости. Недаром Индию называютстраной контрастов.

Список литературы
1. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.
2. Антология мировой философии. М., изд. «Мысль»,1969.
3. Книга для чтения по истории философии. Под ред.
4. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. М., изд.«Наука», 1969.
5. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина,Т.Ю. Сидориной, В.П.
 Филатова. – М.: Русское слово, 1997. –432 с.
6. Сатисчандра Чаттерджи, ДхирендрамоханДатта «Древняя индийская философия». Перевод с англ. под ред. В.И. Кальянова. Издательствоиностранной литературы. М. – 1954.
7. «Глоссарий санскритских и восточныхтерминов» в Интернете.
8. Философия: конспект лекций: учеб.пособие / В.О. Бернацкий; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ,2008. – 352 с.
9. Философия: Учебник. 2-е изд.,перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. — М.:ТОН — Остожье, 2001. — 704 с.
10. Введение в философию: Учеб. пособиедля вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Республика, 2003. — 623 с.