Ведущие ФПГ в нефтехимическом комплексе РФ

Министерство Образования и Науки РФ
Казанский Государственный Технологический
Университет
Кафедра Экономики
Курсовая работа
на тему:
Ведущие ФПГ в нефтехимическом комплексе РФ
Казань
2007

Содержание
Введение
Глава 1
Теоретическиеособенности финансово-промышленных групп
1.1 Понятие и структураФПГ
1.2 Особенности и преимуществаФПГ
1.3 Слабые стороныФПГ
Глава 2
Ведущие ФПГ внефтехимическом комплексе РФ на примере компании «ЛУКойл».
2.1 Историяформирования группы
2.2 Итогидеятельности ФПГ «ЛУКойл»
Заключение
Список литературы

Введение
Происходящие в Россиирыночные преобразования ставят на повестку дня поиск путей оживлениянациональной экономики. Одним из направлений является стимулирование процессаконцентрации и интеграции капитала различных сфер хозяйственной деятельности,проявившегося в возникновении новых организационно-хозяйственных структур — финансово-промышленных групп.
Сегодня созданиефинансово-промышленных групп — один из самых наиболее перспективных способовпреодоления инвестиционного кризиса в стране. ФПГ как структура, объединяющая вединое целое финансовый и промышленный капитал, создается в целях обеспеченияэффективного (за счет более рационального распоряжения финансовыми ресурсами) иускоренного развития науки и промышленного производства. Это достигается путемдиверсификации в направлении освоения новых видов промышленной продукции иуслуг, гарантирующих наивысшую и устойчивую прибыль.
ФПГ выступает каксредство комплексной и экономически эффективной загрузки мощностей предприятий,не получивших достаточных заказов для государственных нужд, и адреснойфинансовой поддержки.
Пожалуй, нет болеенеоднозначных и в то же время важных субъектов для российской экономики, чемфинансово-промышленные группы (ФПГ). Они имеют миллиардные обороты,обеспечивают занятость миллионов россиян, являются главными инвесторами иосновными налогоплательщиками России. Именно поэтому тема функционированияведущих финансово-промышленных групп в нефтехимическом комплексе РФ является наиболееактуальной.
 Целью моей курсовой работыявляется рассмотрение ведущих финансово-промышленных групп в нефтехимическомкомплексе Российской Федерации.
Для раскрытия этой целимною были поставлены следующие задачи:
1.               Определитьпонятие ФПГ
2.               Раскрыть их структуру,причины возникновения, особенности, преимущества и механизм создания ФПГ;
3.               Провести обзордеятельности ведущей ФПГ;
4.               Проанализироватьеё финансовые результаты.
ФПГ, котораяподверглась всестороннему анализу в моей курсовой работе, стала группа компанийЛУКОЙЛ — один из «флагманов» российской нефтяной промышленности.
При написании работы яиспользовал аналитические данные, опубликованные в научной литературе ипериодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежныхученых-экономистов, учебную и методическую литературу, а так же информацию ссайтов агентства internet.
Структура моей работыпредставлена в виде 2-х глав, где в первой главе мною определено понятие ФПГ, описан процесс становленияроссийских ФПГ, объективно раскрыта их структура, а во второй главе проведенобзор деятельности крупней финансово-промышленной группы России «ЛУКойл» и проанализированыеё промышленные и финансовые результаты.

Глава 1
Теоретическиеособенности финансово-промышленных групп
1.1.Понятие и структура ФПГ
Сегодня одной изактивно растущих форм организации взаимодействия финансовых и промышленныхорганизаций не только в нашей стране, но и за ее пределами является ФПГ.
C экономической точки зрения понятие«финансово-промышленная группа» может употребляться в двух взаимосвязанных,однако не вполне совпадающих значениях. В широком смысле им обозначаются любыеформы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновенияпромышленного и финансового капитала. В более узком смысле под ФПГ понимаетсятакая форма интеграции промышленных и финансовых структур, котораяудовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательныхактах, и сопровождается официальным признанием и включением в Реестр ФПГРоссийской Федерации [1, с.10].
Российскоезаконодательство определяет финансово-промышленную группу как «совокупностьюридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностьюили частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (системаучастия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целяхтехнологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных ииных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности ирасширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства,создание новых рабочих мест» [2, с.21].
Структура ФПГ
Особую роль в структурепреобразований отечественной химической и нефтехимической промышленностиследует отвести одной из форм объединения материальных и финансовых ресурсов –интеграции.
Под интеграциейпонимается объединение самостоятельных предприятий, углубление ихвзаимодействия и развития связи между ними. Интеграция возможна как на уровненациональных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций.Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологическихсвязей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также всоздании друг другу благоприятных условий экономической деятельности [3,с.197].
Финансово-промышленныегруппы – это наиболее крупные интеграционные структуры, состоящие из 4 блоков:
         I.         Производственныйблок;
       II.         Финансовыйблок;
      III.         Коммерческийблок;
     IV.         Инновационныйблок.
         I.  Производственный блок состоит из заводов, связанныхмежду собой по одному из трех принципов:
·                 Вертикальнаяинтеграция;
·                 Горизонтальнаяинтеграция;
·                 Конгломератнаяинтеграция.
Вертикальнаяинтеграция – этотот случай слияния ранее независимых предприятий, когда их деятельностьохватывает более чем одну стадию процесса преобразования сырья в конечнуюпродукцию.
Вертикальная интеграцияможет быть двух типов:
·          Регрессивная (сверху вниз) – когдаперерабатывающие предприятия скупают поставщиков сырья.
·          Прогрессивная (снизу вверх) – когда кампании,добывающие сырье, последовательно скупают его переработчиков для увеличенияприбыли с единицы сырья в 7-10 раз.
В качестве мотивовтакой интеграции обычно называют снижение потребности в оборотных средствах,снижение транспортных расходов, а так же повышение конкурентоспособности конечнойпродукции за счет ликвидации промежуточных надбавок к цене.
Горизонтальнаяинтеграция – этотот случай, когда две фирмы, осуществляющие одинаковые стадии производственногопроцесса, объединяются в одну компанию. При этом новая компания сосредотачиваетзначительный объем производства однотипной продукции.
Экономический эффектдостигается за счет достижения монопольного положения.
В то время какгоризонтальная интеграция может осуществляться только в пределах одной отрасли,вертикальная охватывает несколько отраслей промышленности. В качестве примера вданном случае может быть рассмотрена вертикально-интегрированная нефтянаякомпания (ВИНК), включающая нефтедобычу, нефтепереработку, нефтехимию и сбытпродукции [3, с. 199].
Конгломератнаяинтеграция – группировкамелких и средних заводов вокруг одного гиганта для поставок ему запасныхчастей, элементов продукции или освобождение его от несвойственных функций(производство тары, упаковки и т.д.).
       II.  Финансовый блок ФПГ служит для:
·                    кредитованияпроизводства;
·                    ускорениявзаимных платежей между структурами ФПГ.
В финансовый блоквходят:
·                      банки;
·                      негосударственныепенсионные фонды;
·                      страховыекомпании.
      III.  Коммерческий блок служит для увеличения объемовпродаж и включает в себя:
·                    торговые дома;
·                    магазины
·                    дистрибьюторов
·                    рекламныеорганизации
·                    маркетинговыеслужбы
     IV.  Инновационный блок занимается разработкой новыхтоваров и технологий, повышающих конкурентоспособность продукции. Инновационныйблок включает в себя:
·                    научно-исследовательскиеинституты;
·                    лаборатории;
·                    научно-техническиецентры;
·                    конструкторскиебюро
·                    внедренческиефирмы.
 
1.2Особенности и преимущества ФПГ
Что представляет собойпроцесс концентрации капитала в финансово-промышленных объединениях с точкизрения экономической теории? Промышленный капитал обслуживает сферупроизводства, банковский капитал, обеспечивает кредитную сферу. Сегодня этосовершенно самостоятельные сферы приложения капитала. Инвестиции в реальныйсектор экономики сопровождаются приобретением материальных ресурсов и рабочейсилы, их производственным потреблением, накоплением амортизационных отчисленийи на конечной стадии получением в результате реализации готовой продукцииприращенного капитала, который вновь используется для целей возобновления ирасширения производства. Кругообороту банковского капитала присуще приобретениеувеличенного капитала в результате проведения финансовых операций илипредоставления кредита. Скорость оборота банковского капитала значительно выше,чем у промышленного.
В финансово-промышленныхгруппах происходит объединение этих двух форм капитала в финансово-промышленныйкапитал, для которого присущ специфический характер движения и особая формакругооборота. Его применение позволяет значительно повысить отдачу и получитьприращенный доход в результате их объединенного функционирования. Временновысвободившиеся денежные средства на одном предприятии – участникефинансово-промышленной группы – могут направляться на покрытие потребности вденежных средствах других предприятий – членов группы, так как движение ихкапиталов и скорость оборотов различны. Это дает экономию денежных средств,поскольку не привлекается извне заемный капитал. Кроме того, временно свободныеденежные средства предприятий уже в качестве банковского капитала могут использоватьсядля эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, валютных операций, сложных инетрадиционных коммерческих схем и комбинаций, размещения ссуд и других активовв любом месте и т.д. Следовательно, в процессе кругооборота промышленногокапитала в ФПГ создаются условия для высвобождения денежных средств, которыемогут оборачиваться как банковский капитал вследствие отсутствия четких границмежду ними. В тоже время банковский капитал получает возможность болеерационально, с меньшим риском осуществлять свой кругооборот. Эффект отобъединенного использования капиталов (банковского и промышленного) значительновыше суммы результатов их отдельного функционирования. И это только один аспектвозникновения и функционирования финансово- промышленного капитала, появленияновых организационно-хозяйственных структур, которые обеспечивают сочетаниеинтересов, и стремление к максимизации прибыли всех участниковфинансово-промышленной группы.
С точки зренияэкономической теории ФПГ можно рассматривать как одну из форм существованиякорпоративного капитала. Кроме того, финансово-промышленную группу можноопределить «… как сложную экономическую структуру, где отношения междухозяйствующими субъектами определяются на основе договоров и устава, размероввложенного капитала, места в технологической цепочке» [4, с.275].
Особая внутренняясреда, складывающаяся в процессе взаимодействия различных форм капитала,позволяет рассматривать ФПГ не только как экономическую системуинтегрированного финансово-промышленного капитала, но и как внутреннююорганизацию, наделенную альтернативными рынку свойствами и механизмамифункционирования, позволяющую мобилизовать капитал в огромнейших масштабах, чточрезвычайно важно для долгосрочного инвестирования [1, с.3].
Отличительными признаками финансово-промышленной группыявляются:
·         обязательноеналичие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленныхорганизаций;
·         наличиеглавной, центральной кампании;
·         государственная(федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта;
·         государственнаярегистрация в качестве финансово-промышленной группы;
принадлежностьучастников финансово-промышленной группы к тем сферам деятельности, которыеопределяют научный, производственный и экспортный потенциал РоссийскойФедерации.
Преимущества ФПГ
Формированиефинансово-промышленных групп оказывает разностороннее положительное воздействиена развитие отечественной экономики, укрепление российского государства.
 Можно, в частности,отметить следующие моменты.
Стабилизация производства. ФПГ создают благоприятные условиядля объединения технологически и кооперационно — связанных предприятий.
Улучшение инвестиционного климата. ФПГ усиливают интеграциюбанковского и промышленного капитала.
Финансовая стабилизация предприятий. Сосредоточение в банке ФПГвзаиморасчетов взаимодействующих предприятий – участников группы стабилизируетплатежи между ними, снижает нагрузку на межбанковскую инфраструктуру.
Структурная трансформация. ФПГ содействует развитию механизмамежотраслевого и внутриотраслевого перераспределения ресурсов на приоритетныхнаправлениях развития нашей экономики.
Ускорение научно-технического прогресса. ФПГ способствует более точнойстратегической ориентации развития участников финансово-промышленных групп.
Вхождение в состав финансово-промышленных группкредитно-финансовых учреждений облегчает приобщение производства к рыночнойконъюнктуре и ее изменениям. Налаживая конкурентоспособное производство, ФПГпомогает устранить монополизм, связанный с концентрацией выпуска конкретной продукциина одном предприятии. В ФПГ обретают надежных партнеров предприятия среднего ималого бизнеса. Становление мощных отечественных ФПГ уменьшает зависимостьстраны от импорта, способствует либерализации внешнеэкономических связей.
ФПГ помогают ставить экономические преграды против засильяпоставщиков над потребителями, причем более результативно, чем приадминистративных барьерах.
Для повышения эффективности ФПГ целесообразно решить следующие задачи:
·         активновключать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкиепредприятия, превращая их в крупных сателлитов и увязывая теснымикооперированными связями;
·         расширитьмеханизм создания в рамках ФПГ дочерних, зависимых компаний и совместныхпредприятий, в том числе и с привлечением зарубежного капитала;
·         разнообразить виды и формыдеятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав нетолько универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды ифинансовые компании, позволяющие более гибко привлекать и использовать временносвободные финансовые ресурсы с уменьшением риска их потерь;
Участие в ФПГ дает предприятиям определенные преимущества:
·         объединениекапиталов для разработки и реализации перспективных программ;
·         аккумулированиересурсов для содержания научно-исследовательских подразделений, для проведениянаучно-изыскательских работ, разработки новых технологий и т.п.
·         возможностьперелива капиталов из менее рентабельных отраслей в более рентабельные;
·         возможностьпроведения взаимозачетов, что особенно важно в условиях кризиса неплатежей;
·         обеспечениекредитными ресурсами для осуществления инвестиций;
·         организациюединой маркетинговой службы для исследований рынка улучшения реализациипродукции и услуг;
·         создание единойслужбы снабжения и возможность значительного снижения затрат на приобретениематериалов посредством оптовых закупок на все предприятия группы и др.
Привлекательность участия ФПГ для банков заключается ввозможности непосредственно участвовать в производственной деятельности, а, следовательно,получить новые источники прибыли, расширить и диверсифицировать банковскуюдеятельность. Вхождение в ФПГ представляет интерес и для пенсионных фондов, идля инвестиционных и для страховых компаний. Например, в случае участия в ФПГстраховая компания получает:
·         право наобслуживание предприятий – участников группы и их персонала;
·         возможностьзаключения крупных страховых контрактов;
·         возможностьзаключения групповых контрактов (например, на медицинское страхование);
·         значительноеснижение риска ввиду наличия информации о клиентах – участниках ФПГ;
·         возможностьзаключения договора «банк – клиент — страховая компания» как дополнительноесредство построения взаимовыгодных отношений с банком.
Совместноефункционирование предприятий, банков, пенсионных фондов, страховых иинвестиционных компаний дает им дополнительные преимущества, так как главнаястратегия финансово-промышленной группы – максимизация прибыли всех ееучастников. Пенсионные и страховые фонды аккумулируют долгосрочные ресурсы. Ониимеют возможность вкладывать их в долгосрочные проекты. Банки и инвестиционныекомпании пока еще преимущественно отдают предпочтение кратко- и среднесрочнымпроектам. Таким образом, участники группы дополняют друг друга. Максимизацияприбыли отдельного участника в конечном счете выступает совокупным доходомфинансово-промышленной группы в целом.
1.3Слабые стороны ФПГ
Создание ФПГ мешают как неблагоприятные внешние условия,так и многочисленные внутренние трудности. Участники групп жалуются на перегруженностьналогами, сборами, платежами, запутанность и непостоянство налоговыхтребований, чрезмерно высокие налоговые ставки, а также на то, что государствонеэффективно распоряжается своей долей в капиталах ФПГ, занимаянеконструктивную выжидательную или безразличную позицию.
Можно выделить несколько факторов, которые отрицательновлияют на деятельность ФПГ:
1.          Неплатежеспособностьпотребителей;
2.          Недостаточностьденежных средств в целом, в том числе: собственных, кредитных и заемных,недостаток инвестиций;
3.          Нестабильностьгосударственной политики;
4.          Изношенностьоборудования;
5.          Трудности сосбытом продукции;
6.          Разрыв илинеустойчивость хозяйственных связей;
7.          Отсутствие илинесовершенство необходимой законодательной и нормативной базы;
8.          Нехватка сырья,материалов и топлива;
9.          Недостатокоборудования.
На практике ФПГдемонстрируют разную эффективность. Одни успешно приспособились к новымэкономическим условиям и завоевали позиции на внешних рынках, а другиеоказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства даже при широкомэкспорте продукции [10 с.22].
Причины значительныхрасхождений в результатах деятельности ФПГ аналитики достоверно назватьзатрудняются, ссылаясь на недоступность реальной финансовой информации о них ипроходящих через их родственные структуры денежных потоках. И все же можновыделить «болевые точки», от умения справиться с которыми зависятуспехи или неудачи группы.
«Хлипкость»банка. Крепостьвсей групповой конструкции во многом зависит от силы банка, который зачастуюявляется системообразующим. Характерно, что в ФПГ участвуют очень большие илиочень маленькие банки. Отсутствие средних банков специалисты объясняют тем, чтобанкиров интересуют лишь те группы, деятельность которых они могутконтролировать.
ФПГ, которые контролируютсясильными банками, меньшинство, хотя их доля в общем обороте составляет более40% (речь идет только о зарегистрированных группах, с учетом неофициальныхструктур этот показатель оценивается намного выше). Преобладают группы сослабыми, «карманными» банками — это так называемые индустриальныеФПГ, на которые приходится 95% всех групп.
Предприятия нередкообвиняют банки (которые стали их акционерами) в том, что их интересует неразвитие производства, а извлечение собственной выгоды из контроля надфинансовыми потоками, а к реализации инвестиционных проектов в ФПГ онипроявляют минимальный интерес.
Характерно, что вомногих ФПГ, несмотря на технологическую и коммерческую слаженность, собственныхсредств для пополнения капитала предприятий все равно нет. Поэтому для нихактуально иметь в своем составе инвестиционный банк. Но банки хотят развиватьсяпреимущественно как универсальные.
С другой стороны,участие предприятия в учреждении банка стало нелегким экзаменом для того идругого. У предприятия-акционера, который вложил в банк крупную сумму,естественно возникает соблазн поправлять свое положение за счет банка, получаяденьги на свои проекты независимо от их эффективности и окупаемости.
Разумные банкиотказываются подчиняться внутригрупповой дисциплине, если от них требуютинвестировать в невыгодные проекты. Некоторым банкам в ходе наращиванияакционерного капитала удалось дистанцироваться от своих промышленныхучредителей, хотя есть опыт успешного развития групп и при сохранении запромышленными акционерами крупных пакетов акций банков.
Резкое уменьшениебанковских капиталов в результате кризиса внесло коррективы в формирование ФПГ.До кризиса они формировались в основном вокруг банков, после их центрами,скорее всего, станут наиболее мощные предприятия. Банки сосредоточатся нарасчетном обслуживании и кредитовании предприятий, входящих в ФПГ, а не наскупке их контрольных пакетов.
Ограниченныеинвестиционные возможности. На нынешнее состояние ФПГ существенно влияют повышенный риск крупныхинвестиций в условиях расплывчатости государственных структурных приоритетов имасштабы инвестиций, необходимых для решения стратегических задач.
Плохая управляемостьгруппой. Когдацентральная компания образована в складчину несколькими акционерами — участниками группы, они владеют ею как дочерним обществом, а не наоборот, какесли бы она была материнской компанией. Поэтому центральная компания можетиграть любую роль (например, искать инвестиции или развивать новые направлениябизнеса), кроме роли контролирующего центра, который определяет стратегиюгруппы.
Поскольку участникивносят в уставный капитал центральной компании, как правило, незначительныедоли своих активов, не получается и концентрации финансового и промышленногокапиталов. Компания оказывается не штабом стратегического планирования иликоординатором финансовых потоков, а в лучшем случае — консультативной службойили «клубом директоров». В таких компаниях работают по 6-8 человек,которые не имеют реальных рычагов влияния на предприятия. Кроме того, непроработаны вопросы финансовой деятельности группы, отсутствует стратегиясовместной работы, недостает надежной и оперативной информации о предприятиях.
С переходом от мягкойформы взаимодействия партнеров (союз, альянс) к жесткой холдинговой форме — когдаясно, кто чем владеет — связывают и надежды на то, что удастся привести всоответствие структуру управления ФПГ и принятие решений. При нынешней слабостицентральной компании зачастую два или три наиболее влиятельных директора вкулуарах решают, что делать дальше, не считая нужным информировать других обоснованиях и причинах такого решения.
Скептики сомневаются,что тенденция предпочтения холдингов удержится долго, ссылаясь на то, что,создавая рыночные отношения внутри холдинга, центральная компания имеетнебольшое влияние на дочерние общества. Причем по мере роста их эффективностионо уменьшается. Уже известны случаи, когда холдинги распадались после того,как дочерние общества вставали на ноги.
Неэффективныйменеджмент. Егонеэффективность является следствием вялости внешнего контроля (со стороны рынкаи собственников). С одной стороны, менеджеры, контролирующие холдинги,стремятся на взаимовыгодной основе реализовать преимущества егоприспособленности к рыночным условиям, с другой — пытаются сохранить вминиатюре прежнюю систему, включая опеку слабых предприятий и содержаниесоциальной инфраструктуры, готовы к сомнительным операциям, вплоть доискусственного ухудшения финансового положения предприятий лишь бы облегчитьскупку их акций, пренебрегают их интересами, перекладывая на них текущиетрудности.
Кроме того, непосильныеналоги, отсутствие видимых перспектив развития провоцируют«проедание» средств. Претензии к качеству управления в дочерних АО истремление адаптироваться к действующей налоговой системе приводят к усилениюцентрализации финансовых потоков, сужению финансовой самостоятельности«дочек».
Дефицитстратегических собственников в холдингах. Эффективное функционирование холдинга предполагаетрациональность внутренних связей, отлаженность прав собственности по отношениюк самому холдингу. Продажа акций крупными пакетами (15-20%), казалось бы,способствует появлению частных стратегических собственников. Однако, какпоказал опыт, сама по себе концентрация акций в крупные пакеты, контрольный пакетв одних руках не гарантируют принципиального улучшения положения напредприятии.
Недостаточно и навыковнаведения порядка в финансовом хозяйстве. От стратегического собственникатребуется способность реально улучшить сбыт продукции, удешевить поставки сырьяи материалов, обеспечить технологическую поддержку, принимать эффективныетехнические решения, привлекать крупные кредиты.
«Замусоренный»состав ФПГ.Российские ФПГ создавались во многом случайным образом: скупалось то, что былодоступно. В хаосе приватизации лидерам предпринимательства некогда былозадумываться о том, для чего они приобретают тот или иной промышленный актив.Не было времени и на создание серьезных управленческих технологий.
Сегодня, когда активыуже собраны, встали вопросы: что надо сделать, чтобы они приносили прибыль — каждый в отдельности и все вместе как составляющие одной корпорации; стоит лииметь внутри группы слишком разные направления? Ведь смысл холдинговойкомпании, т.е. соединения различных бизнесов, заключается в том, чтобы междуними возникла синергия (усиление взаимного действия) [11].

Глава 2
Ведущиефинансово – промышленные группы в нефтехимическом комплексе РФ на примере группы компаний«ЛУКОЙЛ»
2.1 Историяформирования группы
Понять, чтопроисходит с человеком в настоящем, можно, если достаточно известно о егопрошлом. Точно так же, каждая компания имеет свою собственную биографию, своиистоки, историю становления и развития, которая часто определяет современноеположение данного бизнеса. Именно поэтому представляется невозможным датьадекватное освещение деятельности Группы «ЛУКОЙЛ» без обзора основных этапов ееформирования.
 Поинициативе президент ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова создается холдинг «Роснефть», вкоторый передается значительная часть имущества российского нефтяногокомплекса. Сам В. Алекперов становится президентом нефтяного концерна «ЛангепасУрайКогалымнефть»,созданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 18 от 25ноября 1991 г. Позднее в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 299от 5 апреля 1993 г. на базе концерна создается акционерное общество открытоготипа «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ».
 Сначала всостав концерна вошли нефтедобывающие предприятия — Лангепаснефтегаз,Урайнефтегаз и Когалымнефтегаз, перерабатывающие предприятия — Пермнефтеоргсинтез, Волгоградский, Новоуфимский и Мажейкяйский НПЗ, а такженекоторые сбытовые общества. Через 2 года, в процессе реорганизации из егосостава по различным причинам выходят Новоуфимский и Мажейкяйский НПЗ. Новыемасштабные изменения в структуре компании происходят в 1995 г., когда в соответствии с постановлением Правительства РФ № 861 от 1 сентября 1995 г. «О совершенствовании структуры акционерного общества «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ»», в ее составвходят добывающие общества «Пермнефть», «Калининградморнефтегаз», «Астраханьнефт»и «Нижневолжскнефт», а также 4 сбытовых и сервисных общества.
В 1995-1997гг. в компании осуществляется процесс перехода на единую акцию, успешноезавершение которого, безусловно, способствует росту инвестиционнойпривлекательности компании. В 1995 г. ЛУКОЙЛ становится первой российскойкомпанией, получившей разрешение SEC на АДР 1-го уровня, где в качестведепозитария выступает Bank of New York, а также успешно размещает первый выпускконвертируемых облигаций на сумму 330 млн долл.
На 1994-1997гг. приходится первый этап зарубежной экспансии ЛУКОЙЛа: компания активнорасширяет международную деятельность в сфере добычи сырья и реализации готовойпродукции. Она приобретает доли в проектах «Азери-Чираг-Гюнешли», «Шах-Дениз», «Ялама»в Азербайджане, «Кумколь», «Тенгиз», «Карачаганак» в Казахстане, «Мелейя» вЕгипте, «Западная Курна-2» в Ираке. Автозаправочные комплексы «ЛУКОЙЛа»появляются в Белоруссии, странах Балтии, Казахстане, Азербайджане, Киргизии,Польше, США.
1998-2001 гг.- время крупных приобретений в сфере переработки и сбыта. В состав компаниивходят 4 новых НПЗ — Petrotel (Румыния), Одесский (Украина), Ухтинский иНижегородский (Россия), а также нефтехимические предприятия «Ставропольполимер»и Саратовский НХК. «ЛУКОЙЛ» приобретает на северо-востоке США сеть, состоящуюиз 1300 АЗС и ранее принадлежавшую компании Getty Petroleum Marketing Inc. Вконце десятилетия к 3 нефтегазовым провинциям, на территории которых работаеткомпания, — Западной Сибири, Урале и Нижней Волге — добавляются двеперспективные, а именно Тимано-Печора и шельф Каспийского моря. Послеприобретения акций компаний «Архангельскгеолдобыча» и «КомиТЭК» «ЛУКОЙЛ»принимает решение консолидировать разрозненные добывающие предприятия НенецкогоАО и Республики Коми. Партнером «ЛУКОЙЛа» по освоению месторожденийТимано-Печоры становится американская компания Conoco (впоследствии — ConocoPhillips). На Каспии «ЛУКОЙЛ» приступает к разведочному бурению с помощьюСПБУ «Астра», построенной на астраханском судостроительном заводе «Красныебаррикады».
В 2001 г. проходит конвертация привилегированных акций в обыкновенные. С этого момента и до настоящеговремени уставный капитал «ЛУКОЙЛа» составляет 850563255 обыкновенных акций.
Год 2002-йстановится переломным этапом в развитии компании. Менеджмент объявляет о началекрупномасштабной реструктуризации, направленной на повышение прибыльности иакционерной стоимости «ЛУКОЙЛа». Для достижения этих целей принимается решениезначительно увеличить продажи сырья и готовой продукции, снизить операционныеиздержки, оптимизировать организационную структуру и избавиться отнизкорентабельных и непрофильных активов.
В этом жегоду «ЛУКОЙЛ» становится первой российской компанией, акции которой включены влистинг Лондонской фондовой биржи (LSE). В соответствии с требованиями LSE, «ЛУКОЙЛ»проходит жесткую процедуру раскрытия информации.
Под знаком «второйволны» зарубежной экспансии, а также превращения «ЛУКОЙЛа» из нефтяной внефтегазовую компанию проходят 2003 г. и первая половина 2004 г. ЛУКОЙЛ заключает важные соглашения о разведке и разработке нефтяных месторождений наказахстанском шельфе Каспия, а также газовых месторождений в Узбекистане иСаудовской Аравии. Активизируется сотрудничество «ЛУКОЙЛа» и ConocoPhillips:российская компания приобретает у американской 795 АЗС, расположенных в штатахНью-Джерси и Пенсильвания. Ежегодный объем продаж приобретаемой сети АЗСсоставляет 1,2 млрд галлонов нефтепродуктов, что практически удваивает рыночнуюдолю компании на северо-востоке США. Со своей стороны представителиConocoPhillips выражают заинтересованность в приобретении акций «ЛУКОЙЛа».
В 2004 г. завершается длящийся с 1994 г. процесс сокращения доли государства в уставном капиталекомпании.
Необходимоотдельно сказать о взаимоотношениях «ЛУКОЙЛа» с аффилированными банками. До 1998 г. опорным банком «ЛУКОЙЛа» был «Империал», который изначально создавался как отраслевой банк,ориентированный на обслуживание предприятий топливно-энергетического комплекса.Крупнейшими акционерами его являлись «Газпром», «Зарубежнефть» и «ЛУКОЙЛ».Однако в 1998 г., в связи с финансовым кризисом, банк был лишен лицензии. Сразупосле кризиса «ЛУКОЙЛ» перевел свои операции в банк «Петрокоммерц», долякомпании в уставном капитале которого на тот момент превышала 80%. До сих пор «Петрокоммерц»- опорный банк ЛУКОЙЛа. Однако в рамках программы реструктуризации компанияприняла решение о продаже акций банка финансовой группе «ИФД КапиталЪ». Суммасделки составила более 200 млн долл. Отношения между компаниями весьманепрозрачные и требуют отдельного рассмотрения, так же как и история отношенийс другой финансовой корпорацией «Уралсиб». Многие экономисты включают даннуюкомпанию в единую ФПГ, хотя официальный источники корпорации опровергают это изаявляют о том, что ОАО «ЛУКОЙЛ» не является акционером этих структур [15].
2.2 Итогидеятельности ФПГ «ЛУКОЙЛ»
Таким образомвыглядят основные этапы развития компании «ЛУКОЙЛ», которая в настоящее времязанимает 2-е место в мире по объему доказанных запасов углеводородов и 2-е местов России по объему продаж.
Таблица 1. Объем реализации в 2004 г. (млн. руб.) Объем реализации в 2003 г. (млн. руб.) Темп прироста (%) Объем реализации в 2004 г. (млн долл.) 830 304,2 593 698,1 39,9 28 810,0
Основнымрезультатом деятельности Группы «ЛУКОЙЛ» в 2004 году явился рост стоимостикомпании и увеличение ее прибыли на основе повышения эффективности деятельностипо всем направлениям бизнеса [16].
В сентябре 2005 года7,6% уставного капитала ОАО «ЛУКОЙЛ», принадлежавших Российскому фондуфедерального имуществабыли приобретены компанией Sprintime Holdings Limited, являющейся аффилированным лицомамериканской компании ConocoPhillips. В день аукциона ЛУКОЙЛ и ConocoPhillips объявили о созданиистратегического альянса и о заключении соглашения, позволяющего ConocoPhillips увеличивать свою долю в уставномкапитале до 20%. Доля государства сократилась до 0%
Таблица 2. Акционерный капиталОАО «ЛУКОЙЛ»/> Обыкновенные акции /> Количество владельцев обыкновенных акций Количество акций % от общего числа акций Иностранные юридические лица 18 2203292 0,26% Российские юридические лица, из них: 193 751216673 88,32% — «ИНГ Банк (Евразия)» ЗАО (номинальный) /> 538499649 63,31% — «Гарант» СДК (номинальный) /> 90044 102 10,59% — «ДК „УРАЛСИБ“ (номинальный) /> 68235253 8,02% — »Депозитарно-Клиринговая Компания” (номинальный) /> 17563 469 2,07% — «Нац. Депозитарный Центр» (номинальный) /> 16863262 1,98% — «АБН АМРО Банк А.О.» ЗАО (номинальный) /> 6274 412 0,74% — «Дойче Банк» ООО (номинальный) 1 3831 746 0,45% Государство /> 64 638 729 7,60% Физические лица 61 539 32504 561 3,82% Итого 61 751 850 563 255 100,0%
Примечание: Информацияприведена по состоянию на 01.10.2004 г. без учета приобретения 29.02.2004 г.одним из аффилированных лиц ConocoPhillips 7,59% объявленных и выпущенных обыкновенных акций «ЛУКОЙЛа», находящихся вфедеральной собственности[19].
Производственныйблок
ОАО «ЛУКОЙЛ»- ведущая вертикально-интегрированная нефтяная компания России. Основные видыдеятельности Компании — операции по разведке и добыче нефти и газа, производствои реализация нефтепродуктов.
ЛУКОЙЛявляется второй крупнейшей частной нефтяной компанией в мире по размерудоказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефтисоставляет около 1,5% и около 2,1% в общемировой добыче нефти. Компания играетключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится более 19%общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти [19].
Производственные показателиПоказатель 2001 2002 2003 2004 Добыча нефти, млн т 62,916 75,454 78,870 84 068,4 Экспорт нефти, млн т 21,938 25,503 25,758 31 054,1 Нефтепереработка, млн т 49,0 33,744 34,024 35 249,2
По состояниюна начало 2004 года доказанные запасы сырой нефти ЛУКОЙЛ составили 15 977 млнбарр., доказанные запасы природного газа — 24 473 млрд куб. футов, что всовокупности составляет 20 056 млн барр. н.э.
В секторедобычи ЛУКОЙЛ располагает выдающимся портфелем активов. Ключевые регионы — Западная Сибирь (около 54% запасов Компании) и Пермская область являются основнымисточником стабильной добычи нефти. Помимо этого ЛУКОЙЛ является единственнойроссийской нефтяной компанией, имеющей значительные запасы углеводородов в двухновых нефтегазоносных провинциях — Тимано-Печоре и Северном Каспии. Ускоренныйввод этих месторождений в ближайшие годы обеспечит базу для успешного идолгосрочного роста Компании.
ПроизводимыеКомпанией геологоразведочные работы сосредоточены преимущественно в ЗападнойСибири, Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и на Ямале. Международныепроекты по разведке и добыче углеводородов ведутся на территории Азербайджана,Казахстана, Египта, в Северной Африке и Колумбии.
ЛУКОЙЛвладеет значительными нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом.В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ — в Перми, Волгограде, Ухте иНижнем Новгороде. Совокупный объем мощностей по переработке на указанных НПЗсоставляет примерно 40,8 млн т/год. Зарубежные НПЗ Компании располагаются наУкраине, в Болгарии и Румынии, их совокупный объем мощностей по переработкесоставляет около 17,8 млн т/год. В 2003 году на собственных заводах Компаниибыло переработано 42,3 млн т нефти, в том числе на российских — 34,3 млн т.
«ЛУКОЙЛ-Нефтехим»,входящая в состав «ЛУКОЙЛА» — типичная нефтехимическая компания. Производственныйкомплекс ориентирован на переработку легкого жидкого и газового углеводородногосырья, выпуск базовых нефтехимических продуктов и их производных. Используяуглеводородное сырье — сжиженные нефтяные газы, прямогонные бензины, дизельноетопливо — компания производит три основные группы продукции:
·                    Олефины,ароматические и некоторые топливные фракции (С5 — С9, ТЖТ и др.);
·                    Органическиеполупродукты и мономеры (фенол, ацетон, ВХМ, НАК, ММА), винилацетат;
·                    Полимерныематериалы (ПЭНД, ПАН волокна).
·                    Общая мощностьпредприятий ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» составляет свыше 3 млн. тоннпродукции в год, в том числе порядка 2 млн. тонн в год товарной продукции.Группа “ЛУКОЙЛ-Нефтехим” занимает лидирующие позиции на нефтехимических рынкахРоссии, стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, являясь крупнейшимпроизводителем:
·                    Олефинов(суммарная мощность по этилену — 600 тыс. тонн в год);
·                    Полиэтиленанизкого давления (суммарная мощность — 420 тыс. тонн в год);
·                    Нитрилаакриловой кислоты (мощность — 150 тыс. тонн в год);
·                    ВХМ (370тыс.тонн в год);
·                    Винилацетата(50 тыс. тонн в год).
Доля ЗАО«ЛУКОЙЛ-Нефтехим» на внутреннем рынке ПЭНД (полиэтилена низкогодавления) составляет около 40%, НАК (нитрила акриловой кислоты) – 95%, ПАНволокон – 30%, фенола – 20%. 67% продукции компании поставляется более чем в 50стран Европы, Азии, Африки и Америки. «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» занимает 4-еместо в Европе по производству НАК.
Финансовыйблок
ДК «Уралсиб» номинальновладеет 8% акций «ЛУКОЙЛа».
Финансоваякорпорация «Уралсиб» образована в 1993 г. Первым звеном в ее структуре стала нефтяная инвестиционная компания «НИКойл», которая создала и сталауправляющей компанией чекового инвестиционного фонда «ЛУКОЙЛ Фонд». «НИКойл»работал с предприятиями и как финансовый консультант, и как инвестиционнаякомпания, привлекая при этом объемные финансовые ресурсы. Большинствопредприятий, с которыми взаимодействовал «НИКойл», вошли в состав нефтянойкомпании «ЛУКОЙЛ». Президент ИБГ «НИКойл» (Уралсиб) Н.Цветков владеет 5,26% акций «ЛУКОЙЛа»
Многиеэкономисты включают компанию «Уралсиб» в единую ФПГ с компанией «ЛУКОЙЛ», хотяофициальный источники корпорации опровергают это и заявляют о том, что ОАО«ЛУКОЙЛ» не является акционером этих структур [15].
Итогифинансовой деятельности
Для анализафинансовых результатов деятельности корпорации были взяты данные изконсолидированной отчетности, составленной по стандартам US GAAP. Несмотря нато, что данная отчетность вряд ли позволит дать полное представление о деятельностиотдельных подразделений, но о результатах всей группы она дает.
В первуюочередь обратимся к показателям финансовых результатов ЛУКОЙЛа, которыепредставлены на рис. 1.
/>
 

Изприведенных данных на рис. 1 видно, что на протяжении всего рассматриваемогопериода компания демонстрирует стабильные и высокие показатели. Правда, стоитотметить, что в 2001 г. произошло замедление роста выручки корпорации иодновременное падение показателей прибыли. Данное падение было обусловленотакими факторами, как неблагоприятная конъюнктура на международных рынкахнефти, повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост капитальныхвложений самой компании. Негативная тенденция была переломлена в результате:
·          устойчивогороста цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках, наблюдавшегося впоследние годы;
·          увеличения добычинефти при одновременном сохранении общей совокупной себестоимости добычи, чтоявляется подтверждением успешной реализации объявленной программыреструктуризации бизнеса и повышения эффективности деятельности [18].
В 2004 годукомпания не только добилась лучших за всю историю финансовых результатов, но иукрепила свое положение в качестве ведущей бизнес-группы России. Чистая прибыльГруппы ЛУКОЙЛ в 2004 году превысила 4 млрд. долл., что на 74% выше результатапредыдущего года (без учета продажи доли в проекте Азери-Чираг-Гюнешли иэффекта от изменения учетной политики). Рентабельность на задействованныйкапитал составила более 19% против 14% в 2003 году. Капитализация Компании кконцу года достигла отметки 26 млрд. долл. Совокупный доход акционера составил34%.
Таблица 3. Основные финансовыепоказателиВыручка и прибыль ($ млн) 2001 2002 2003 Выручка 13 562 15 449 22 299 Прибыль от основной деятельности 2 948 2 662 4 587 Чистая прибыль 2 109 1 843 3 701 EBITDA 3 780 3 468 5 630 Базовая прибыль на обыкновенную акцию ($) 2,68 2,26 4,52 Разводненная прибыль на обыкновенную акцию ($) 2,66 2,26 4,45 Источник: ОАО «ЛУКОЙЛ»
В октябре 2005 годаобъем торгов ценными бумагами ОАО «ЛУКОЙЛ» на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ)составил $4,657 млрд.
Это составляет около27% от объема торгов на ЛФБ ценными бумагами всех иностранных компаний(торговая система IOB), чтосвидетельствует о высочайшей ликвидности ценных бумаг ЛУКОЙЛа.
Количество сделок поценным бумагам Компании составило 11 655 штук, что также делает ее абсолютнымлидером по этому показателю.
Этипоказатели свидетельствует о том, что ЛУКОЙЛ ведет свою деятельность в полномсоответствии с правилами и требованиями ЛФБ, которые предусматривают высокийуровень прозрачности, наиболее полное раскрытие информации и регулярноепредоставление финансовой отчетности по международным стандартам.
ЛУКОЙЛ стал первойроссийской компанией, получившей полный вторичный листинг на ЛФБ в августе 2002года.
Структурапассивов ЛУКОЙЛа представлена на рисунке 3. Большую часть составляетсобственный капитал, причем наблюдается небольшая тенденция к увеличению егодоли. На конец I кв. 2004 г. он состоял в основном из нераспределенной прибыли(15190 млн. долл.) и добавочного капитала (3564 млн. долл.). Первый фактобъясняется высокой эффективностью деятельности, а внушительный размердобавочного капитала — следствие обычной для России переоценки основных средстви эмиссией ценных бумаг выше номинала. Результатом существования в компанииописанной структуры капитала является высокие показатели финансовойустойчивости, приведенные в таблице 4. Все показатели находятся выше уровня,который считается достаточным для поддержания финансовой устойчивости. Такуюситуацию можно было бы объяснить избыточной ликвидностью и обвинить менеджментв неэффективном управлении финансовыми средствами. Однако, во-первых, речь идето консолидированной отчетности группы, которая включает огромное количествоактивов, а значит, не определено, где именно и по каким причинам возникаетповышенная ликвидность, а во-вторых, повышенная ликвидность позволяет компаниисформировать имидж устойчивой и стабильной корпорации и иметь возможностьоперативно привлекать финансирование за счет высокого доверия инвесторов икредиторов [18].
/>Таблица 4. Показатели финансовой устойчивости Показатель первый квартал I кв. 2004 г. 2003г. 2002г. 2001г. 2000г. Быстрый коэффициент ликвидности 1,09 1,04 0,84 0,95 1,17 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,22 0,27 0,26 0,31 0,31 Текущий коэффициент ликвидности 1,60 1,50 1,35 1,48 1,65 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,52 0,52 0,57 0,61 0,63
Хорошиефинансовые результаты ЛУКОЙЛа позволяют ему пользоваться доверием инвесторов,акционеров и кредиторов. Подтверждением тому высокие кредитные рейтинги,присвоенные ЛУКОЙЛу международными рейтинговыми агентствами [15].
Такмеждународное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service повысило основнойрейтинг ОАО «ЛУКОЙЛ» с Ba2 до Ba1. Одновременно Moody’s повысило рейтингэмитента по необеспеченным заимствованиям ОАО «ЛУКОЙЛ» с Ba3 до Ba2. По всемрейтингам прогноз стабильный.
Объем торговценными бумагами ОАО «ЛУКОЙЛ» на Лондонской фондовой бирже в апреле 2005 годасоставил $2,66 млрд. Этот объем представляет собой исторический максимум смомента начала торгов ценными бумагами Компании на ЛФБ в 2002 году [18].
Коммерческийблок
По состояниюна конец 2003 года сбытовая сеть Компании охватывала 17 стран мира, включаяРоссию, страны СНГ (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина),государства Европы (Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Сербия,Румыния, Чехия, Эстония) и США, и насчитывала 201 объект нефтебазовогохозяйства и 4 599 автозаправочных станций. Сбытовая сеть ЛУКОЙЛ на территорииРоссии включала 10 организаций нефтепродуктообеспечения (НПО), осуществляющихсвою деятельность в 60 субъектах РФ. Розничная сеть Компании в Россиинасчитывала 1 456 собственных и арендованных, а также 276 франчайзинговых АЗС.В 2003 году через розничную сеть АЗС реализовано 6,08 млн т нефтепродуктов, втом числе в России — 2,4 млн т, в Европе — 1,24 млн т, в США — 2,44 млн т.[18].
Инновационныйблок
Нефтянойбизнес динамично развивают, например, не только увеличением добычи, но и за счетрегистрации своих прав на нововведения и инновации.
Как считают всамом «Лукойле», компания имеет высокий показатель коммерциализацииобъектов интеллектуальной собственности. Сегодня на ее счету свыше 400 подобныхобъектов. 35% патентов, которые зарегистрировали компания, в «Лукойле»внедрили в производство, тогда как общемировой показатель внедрения инноваций —5% — 12%. Как отмечается в материалах компании, общее количество патентовнефтяной компании в 2001-2004 годах выросло в два раза. Объектыинтеллектуальной собственности — не только вопрос корпоративного престижа,данные зарегистрированные инновации приносят ощутимую выгоду, а также реальноувеличивают собственность всей компании. Так, только в 2004 году общийэкономический эффект от внедрения предприятиями группы «Лукойл»объектов интеллектуальной собственности составил более 60 млн рублей.
Объектыинтеллектуальной собственности должны стать основой инновационной деятельности«Лукойла», так как они увеличивают стоимость компании, считает главанефтяного гиганта Вагит Алекперов. По его оценке, инновации и патентыобеспечивает компании дополнительный доход, повышают конкурентоспособностьпродукции. Как один из успешных примеров коммерциализации в «Лукойле»называют регистрацию патента на промышленный образец канистры«Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» и патент на приспособление для очисткинасосно-компрессорных труб. Отличились в интеллектуально-инновационнойдеятельности и западносибирские нефтяники. Получение свидетельства на устройстводля сбора нефтепродуктов от предприятия «Лукойл-Западная Сибирь»также приводится в качестве примера выгодной коммерциализации объектов.
Сегоднялидирующие позиции в «Лукойле» по количеству объектовинтеллектуальной собственности занимают такие предприятии группы, как«Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», «РИТЭК»,«Лукойл-ПермНИПИнефть». Более того, инновационную составляющуюбизнеса в нефтяном гиганте собираются динамично развивать и дальше. Сейчас на рассмотрениив «Роспатенте» находится более 70 новых заявок [19].
В основеинноваций могут лежать не только новые технологии, но и новые типыуправленческих решений. И то, и другое является неотъемлемой частью современнойнефтегазовой отрасли.
Передовыетехнологии управления.В структуре Группы ЛУКОЙЛ около 400 организаций примерно в 30 странах мираобщей численностью более 160 тысяч человек. Координация их работыосуществляется с помощью интегрированной системы управления, в основу которойположены самые современные программные продукты. Стратегические цели Группыопределены на 10 лет вперед. Плановые производственные и финансовые показателиЛУКОЙЛа и его дочерних обществ также расписаны вплоть до 2014 года.Инвестиционная программа компании представляет собой перечень отдельныхпроектов с четкими сроками окупаемости. Создан прецедент вывода на рыноккрупных сервисных подразделений, которые сегодня успешно конкурируют сзападными компаниями в сфере буровых и строительных услуг.
 Новыеспособы разведки и разработки месторождений углеводородного сырья. В ЛУКОЙЛе функционирует один излучших в мире центров визуализации, позволяющих создавать трехмерные моделинефтегазовых месторождений. Использование таких моделей снижает затраты набурение и повышает его экологическую безопасность. Это особенно важно приразработке морских месторождений.
В ЛУКОЙЛЕ использовалитрехмерной моделью при освоении Кравцовского месторождения на шельфеБалтийского моря. Этот проект – гордость компании. Он уже сам по себе являетсяинновацией.
ОсвоениеКравцовского месторождения осуществляется при помощи первой и пока единственнойкомплексной стационарной платформы, спроектированной и построенной российскимиподрядными организациями. Все скважины на месторождении имеют горизонтальныестволы и «интеллектуальные» окончания, что позволяет увеличить их дебит в 3-4раза. Опыт, полученный на Балтике, мы планируем использовать в ходе реализацииболее сложного морского проекта – разработки месторождения имени Юрия Корчагинав российской части Каспийского моря.
Производствоготовой продукции с улучшенными экологическими характеристиками. В прошлом году в Перми был введен вэксплуатацию уникальный комплекс глубокой переработки нефти, позволяющий ЛУКОЙЛУпроизводить дизельное топливо в соответствии со стандартом ЕВРО-4. Это первыйподобный комплекс в России и седьмой – в мире. К 2007 году не менее 50%моторных топлив, выпускаемых на заводах ЛУКОЙЛа, будет соответствоватьстандарту ЕВРО-3.
Инновационныйтип развития выбирают компании, работающие на перспективу. Внедрение инновацийтребует больших капиталовложений, но впоследствии дает ощутимый экономическийэффект. Создание Центра визуализации стоило ЛУКОЙЛУ 12 миллионов долларов.Инвестиции в обустройство Кравцовского месторождения составили около 260миллионов долларов, в обустройство месторождения имени Юрия Корчагина будутвыше – около 700 миллионов долларов. Доведение качества выпускаемых компаниейнефтепродуктов до европейского уровня потребует инвестиций в размере 1,5миллиардов долларов [31].

Заключение
Российская практикапоказала: ФПГ экономически целесообразны. Они обеспечивают своим членамоблегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами,контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономическойконъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам,оказавшимся в тяжелом положении.
Они служат обеспечениюнадежных, отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, то есть решениюпроблемы, очень болезненной и важной для отечественной экономики.
ФПГ имеют большиевозможности в решении не только этой проблемы, но и в оздоровлении экономики вцелом.
Преодоление кризиса вроссийской экономике происходит с большими сложностями. Отставание среализацией курса реформ, особенно в налогово-бюджетной и инвестиционнойсферах, серьёзно влияет на темпы выхода из кризиса и отдаляет перспективыэкономического роста.
По моему мнению,наилучший выход из сложившейся сложной ситуации — стимулирование прогрессивныхнаукоёмких производств и капиталоёмких производств, укреплениенаучно-производственного потенциала России и превращение её в современнуювысокоразвитую державу. Важнейшим звеном на пути такого экономическоговозрождения являются финансово-промышленные группы, о чём свидетельствует опытнаиболее развитых стран. Как, впрочем, и наш отечественный, накопленный запоследние годы.
Рассмотренная ФПГ «ЛУКОЙЛ»– крупнейшая нефтегазовая компания страны, позволяет сделать вывод оположительном влиянии ФПГ на российскую экономику.
Хорошие финансовыерезультаты ЛУКОЙЛа позволяют ему пользоваться доверием инвесторов, акционеров икредиторов. Подтверждением тому высокие кредитные рейтинги, присвоенные ЛУКОЙЛумеждународными рейтинговыми агентствами.
В 2004 годукомпания не только добилась лучших за всю историю финансовых результатов, но иукрепила свое положение в качестве ведущей бизнес-группы России. Чистая прибыльГруппы ЛУКОЙЛ в 2004 году превысила 4 млрд долл., что на 74% выше результатапредыдущего года (без учета продажи доли в проекте Азери-Чираг-Гюнешли иэффекта от изменения учетной политики). Рентабельность на задействованныйкапитал составила более 19% против 14% в 2003 году. Капитализация Компании кконцу года достигла отметки 26 млрд долл. Совокупный доход акционера составил34%.
В процессе освоенияроссийскими нефтегазовыми ФПГ зарубежных рынков расширяется их участие впроизводственных, транспортных и сбытовых активах в других странах, способствуяповышению экономического, а значит, и политического влияния России в мире.
Исследованиесовременного состояния российских ФПГ на примере ЛУКойла, показало, что уже достигнутыопределенные положительные результаты.
 ЛУКОЙЛ владеетзначительными нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В РоссииКомпании принадлежат четыре крупных НПЗ — в Перми, Волгограде, Ухте и НижнемНовгороде. Совокупный объем мощностей по переработке на указанных НПЗсоставляет примерно 40,8 млн. т/год. Зарубежные НПЗ Компании располагаются наУкраине, в Болгарии и Румынии, их совокупный объем мощностей по переработкесоставляет около 17,8 млн. т/год. В 2003 году на собственных заводах Компаниибыло переработано 42,3 млн. т нефти, в том числе на российских — 34,3 млн. т.
По состояниюна конец 2003 года сбытовая сеть Компании охватывала 17 стран мира, включаяРоссию, страны СНГ (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), государстваЕвропы (Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Румыния, Чехия,Эстония) и США, и насчитывала 201 объект нефтебазового хозяйства и 4599автозаправочных станций. Сбытовая сеть ЛУКОЙЛ на территории России включала 10организаций нефтепродуктообеспечения (НПО), осуществляющих свою деятельность в60 субъектах РФ. Розничная сеть Компании в России насчитывала 1456 собственныхи арендованных, а также 276 франчайзинговых АЗС. В 2003 году через розничнуюсеть АЗС реализовано 6,08 млн т нефтепродуктов, в том числе в России — 2,4 млнт, в Европе — 1,24 млн т, в США — 2,44 млн т.
Сегодня роль ФПГявляется особенно заметной в условиях спада экономического развития, когданеобходима мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективноеперераспределение в ключевые сферы науки, техники и производства.
ФПГ способны решитьсуществующие проблемы и способствовать подъему и последующему развитиюотечественного производства и помогут
·    сконцентрироватьфинансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики,
·    обеспечитьфинансовыми ресурсами промышленность, НИОКР,
·    ускорить НТП,
·    повыситьэкспортный потенциал и конкурентоспособность продукции отечественныхпредприятий,
·    сформироватьрациональные хозяйственные связи в сегодняшних условиях,
Подводя итоги, следуетподчеркнуть следующее: создание ФПГ в нашей стране — это закономерное явление,вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленногокапитала. Оно должно стать одним из стратегических элементов государственной политики,а в перспективе ФПГ видятся как мощные многопрофильные межрегиональныеобъединения.

Списоклитературы:
1.        ФПГ как модельвзаимодействия реального и финансового секторов экономики: реальный опыт. //Еженедельный аналитический обзор. 1999. № 2 (15-21 марта).
2.        Офинансово-промышленных группах. Федеральный закон. М., 1996.
3.        И.А. Садчиков,В.Е. Сомов Экономика химической отрасли: Учеб. пособие для вузов/ Под ред.проф. И.А. Садчикова. – СПб: Химиздат, 2000. – 384 с.
4.        Беляева И.Ю.,Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория ипрактика. М.: ФА, 2000. 304с.
5.        Беляева И.Ю.Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты(российский опыт). М.: ФА,. 1999. 296с.
6.        Е. УстиновИнвентаризация ФПГ // Рынок ценных бумаг. 2004. №18
7.        И. РубановНефть и газ // Эксперт. 2005. №38
8.        Асламов И.Г.,Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные группы в России // Деньги икредит, №6, 2000.
9.        Батизи Э.Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция // Российскийэкономический журнал, №10, 2001.
10.      Батчиков С.,Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Финансы икредит, №3, 2001.
11.      Баумгартен Л.Особенности создания ФПГ // Финансовая газета, Региональный выпуск, №32, 2001.
12.      Болотин В.В.Финансово-промышленные группы: возможности, реальность и нормотворчество //Финансы, №7,1995.
13.       Коржубаев А.Г.Российские нефтегазовые компании на фоне крупнейших транснациональных компаниймира // ЭКО, №5, 2005
14.       Куц А. ФПГ:эволюция или принудительная коллективизация // Финансист, №26, 1995.
15.      Кузьмин А.К.Роль банка в процессе формирования и развития финансово- промышленных групп //Финансы, №1, 1995.
16.      Болотин В.В.Финансово-промышленные группы: возможности, реальность и нормотворчество //Финансы, №7,1995.
17.      Д. МангилевЛУКойл // Рынок ценных бумаг. 2004. №18
18.      http:// www.lukoil.ru/
19.      http:// www.oilcapital.ru/
20.      http://www.nefte.ru/
21.      http://www.ksu.ru/
22.      http://www.msds.ru/
23.      http://www.kommersant.ru
24.      http://www.rosstat.ru
25.      http://www.rсс.ru
26.      http://www.ruseconomy.ru
27.      http://www.rce.ru
28.      http://www.rusnew.ru
29.      http://www.expert.ru
30.      http://www.news.ru
31.      В. Алекперов«Нефтяники выбирают инновационный тип развития» // Российская газета от17.06.2005