Вексельные обращения в России

Содержание

Введение – история векселей
Векселя и операции с ними
Простой и переводной вексель
Индоссамент
Банковские операции над векселями
Переучет векселей Центробанком
Финансовые векселя
Что происходит при неоплате векселя
Вексельные обращения в России
Некоторые особенности отечественной ситуации
Государственные казначейские векселя и обязательства
Вексельная программа Тверьуниверсалбанка
Векселя в Нижнем Новгороде
Программа налоговых освобождений
Использование векселей ТУбанка в Нижнем Новгороде
Векселя других банков
Долговые обязательства Администрации Нижегородской области
Заключение.
Перспективы рынка векселей
Список литературы
Введение – история векселей

Формирование рыночных отношений привело к постепенному восстановлению в России института коммерческого кредитования, связанного с предоставлением поставщиками (производителями) товаров (работ, услуг) своим покупателям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемого либо векселем, либо открытием на имя покупателя банковского счета, в дебет которого и относится соответствующая задолженность.
Вообще векселя появились в России еще в XVII веке, а документы, регулировавшие вексельный оборот, дважды уточнялись (последняя редакция вексельного устава была принята в 1902 году). В течение первых послереволюционных лет векселя не использовались; с переходом к НЭПу система коммерческого кредита была восстановлена, однако затем окончательно упразднена кредитной реформой 1930 года, ликвидировавшей хозяйственную самостоятельность предприятий. Кстати, в этом же году с целью унификации порядка выпуска и обращения векселей в разных странах в Женеве была подписана Международная конвенция о векселях, к которой СССР присоединился через несколько лет, одновременно утвердив “Положение о переводном и простом векселе”. Несмотря на наличие такого документа, векселя, после их отмены в 1930 году, вплоть до девяностых годов во внутреннем обороте не использовались. В то же время в сфере внешней торговли они находили применение (для чего, собственно, и было принято вышеназванное “Положение…”), причем получателем сумм по векселям являлся специальный банк, финансировавший внешнеторговые операции страны. Лишь в 1990 году в тогда еще общесоюзном законодательстве векселя были “реабилитированы”. А в принятом в июне 1991 года Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР “О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР” содержался пункт о разрешении предприятиям, организациям, учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции (выполнять работы, оказывать услуги) в кредит с взиманием с покупателей (потребителей, заказчиков) процентов, используя для оформления таких сделок векселя (при этом в качестве нормативной базы впредь до принятия соответствующего законодательства предлагалось использовать “Положение о переводном и простом векселе”).
Надо сказать, что это “Положение…” не слишком соответствовало особенностям Российской ситуации. Дело в том, что им не предусматривалась какая-либо форма регистрации выпускаемых векселей, в результате чего рынок быстро приобрел довольно хаотичный характер. Так продолжалось вплоть до Указа Президента РФ от 11 июня 1994 года – 1233 “О защите интересов инвесторов”, содержащего запрет на публичное размещение ценных бумаг, регистрация которых не предусмотрена законодательством. А поскольку к таким бумагам как раз и относятся нерегистрируемые векселя, то такое решение призвано было покончить с распространившейся в России практикой выпуска торговыми компаниями, а иногда и банками, векселей, выполняющих по сути несвойственную им роль краткосрочных облигаций.
А 20 марта 1996 года Госдумой был принят долгожданный закон “О рынке ценных бумаг”. В соответствии с ним вводилась обязательная регистрация всех участников рынка; а также вся исполнительная власть в области рынка ценных бумаг передавалась создаваемой Федеральн?? комисси? по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Векселя и операции с ними

Простой и переводной вексель
Существует два вида векселей: простой и переводной. По простому векселю (его еще называют соло-векселем, собственным векселем) лицо, которое выставило его (векселедатель), одновременно является и плательщиком. Иначе говоря, простой вексель можно определить как ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство (обещание) векселедателя уплатить по наступлении срока платежа определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю).
Возможны следующие варианты срока платежа:
1) по предъявлении;
2) во столько-то времени от предъявления;
3) во столько-то времени от составления;
4) на определенный день.
Другим видом векселя является переводной (тратта), представляющий собой простое и ничем не обусловленное предложение (указание) уплатить определенную сумму по наступлении оговоренного срока. При выставлении переводного векселя в операции могут участвовать уже не две стороны, а три.
Предположим, предприятие “B” должно деньги другому предприятию – скажем, “A”. Однако же, денег этих у него нет, а есть только выпускаемая им продукция. И есть третье предприятие – “С”, которому эта продукция необходима. В этом случае “B” может поставить “С” необходимые товары и выставить вексель на их оплату, в котором в качестве получателя денег будет указано предприятие “А”. При этом “В” называется векселедателем, или трассантом; “С” – плательщиком (трассатом); а “А” – векселеполучателем (ремитентом). Юридически трассат становится должником только после того, как он на это согласится – акцептует вексель, – о чем делается соответствующая отметка на лицевой стороне векселя.
Так же как и в случае с простым векселем надежность переводного может быть усилена путем его авалирования.
Смысл переводного векселя заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятия постоянно оказываются то кредиторами, то дебиторами, продавая и покупая товары с отсрочкой платежа, оформляемой векселями. Поэтому перевод векселя в нашем примере используется предприятием “В” для покрытия своей задолженности (полностью или частично) предприятию “А”.
Вексель (независимо от его вида) должен содержать следующие обязательные элементы:
1) наименование “вексель”, включенное в самый текст и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму (для простого векселя); простое и ничем не обусловленное предложение (указание) уплатить определенную сумму (для переводного векселя);
3) указание срока платежа;
4) указание места, в котором должен совершиться платеж;
5) наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;
6) указание даты и места составления векселя;
7) подпись векселедателя;
8) для переводного векселя – наименование плательщика.
При отсутствии какого-либо из указанных реквизитов вексель таковым не считается и рассматривается как обычная заемная расписка или другой долговой документ. Одновременно заметим, что в векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во сколько-то времени от предъявления, векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты; при этом процентная ставка должна быть указана в векселе, иначе такое условие считается ненаписанным.

Индоссамент
Владелец векселя имеет несколько принципиальных возможностей по его использованию. Наиболее простой вариант заключается в том, чтобы сохранять этот вексель до срока платежа, а затем предъявить его к оплате. Но этот способ имеет существенный недостаток, связанный с замораживанием денежных средств, которые можно досрочно получить по векселю. Второй вариант (если в тексте нет оговорки “по приказу”) – это оплата векселем своих обязательств перед другим предприятием, по отношению к которому держатель векселя выступает должником. Для этого на оборотной стороне векселя пишется передаточная надпись – заявление о передаче своих требований по векселю другому предприятию; она называется индоссаментом (от in dosso (ит.) – на обороте). Его примерный текст может быть следующим: “Платите приказу предприятия “С”, находящегося по адресу …. Должности, подписи индоссанта (лица, расплачивающегося векселем), число, печать.” Вообще, официально утвержденных форм индоссаментов в положении о векселях не имеется, поэтому на практике могут использоваться различные их варианты. В частности, используется так называемый бланковый индоссамент, или индоссамент на предъявителя, при котором на вексель ставится надпись “Платите приказу предъявителя”.
Таких записей может быть достаточно много (вексель может переадресовываться до наступления срока платежа, т.е. он может покрыть несколько различных денежных обязательств), и если на векселе для них уже не хватает места, то к векселю присоединяется добавочный лист – аллонж. Погашение векселя может происходить двумя путями: либо владелец векселя сам предъявляет его к оплате, либо (что встречается на практике значительно чаще) он обращается в свой банк с поручением принять платеж. Такое поручение называется инкассовый индоссамент, а сама процедура взыскания банком средств по векселю – инкассированием векселя.

Банковские операции над векселями
Значение банков в вексельном обращении не ограничивается названной операцией. Платеж по векселю может быть полностью или частично обеспечен посредством аваля, выдаваемого банком, для которого он представляет один из видов выдаваемого кредита. Авальный кредит (или банковский аваль) представляет собой ответственность банка по вексельному обязательству клиента. При этом реальная выплата денег банком происходит лишь в том случае, если получатель такого кредита не в состоянии рассчитаться по своему долгу. В противном же случае сделка ограничивается согласием банка авалировать вексель со взиманием комиссионных платежей, размер которых зависит от срока действия аваля, условий его предоставления, платежеспособности клиента.
Наряду с уже упомянутой операцией по инкассированию векселей, когда банки берут на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику и получению причитающихся по ним платежей в пользу их держателей, существует еще и операция домицилирования векселей, когда плательщиком по ним являются сами банки. Это операции по оплате банками по поручению и за счет векселедателей (трассатов) векселей. В этом случае векселедатели заключают с банком договор, в котором банк назначается плательщиком по векселям и обязуется своевременно их оплачивать, а векселедатель обязуется своевременно предоставить банку денежные суммы, необходимые для оплаты его векселей. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова “уплата в … банке”, помещенные в тексте векселя.
Также банкам принадлежит важная роль в реализации третьей возможности векселедержателя использовать вексель. Ее суть заключается в покупке векселя коммерческим банком (учетный кредит); при этом банк заплатит бывшему владельцу векселя не всю сумму, указанную в нем, а за вычетом так называемой учетной ставки (дисконта), т.е. процентов, по которым банк “учитывает” (покупает) вексель. Для расчета учетной суммы применяется следующая формула:
С = К x T x П / (360*100), где
С – сумма дисконта;
К – сумма векселя;
T – количество дней до срока платежа;
П – учетная ставка банка.
Кроме продажи векселя коммерческому банку, векселедержатель может продать его и другим желающим по цене несколько ниже суммы, по которой вексель должен быть погашен. Еще одной возможностью досрочного использования векселя является получение в банке кредита под залог (заклад) векселя.

Переучет векселей Центробанком
Коммерческий банк, в свою очередь, при необходимости может передать вексель центральному банку страны (переучесть вексель). В этом случае уже центральный банк удержит часть стоимости векселя, которая будет называться официальной учетной ставкой (она обычно несколько ниже учетных ставок коммерческих банков, которые могут различаться в зависимости от времени, остающегося до срока оплаты обязательства, степени надежности, обеспеченности учитываемого векселя). Учетная функция центрального банка является одним из важнейших методов проводимой им денежно-кредитной политики, направленной на оказание позитивного воздействия на экономику (причем, не административными, а рыночными способами).
Так, например, в классической рыночной экономике в период спада, экономического кризиса учетная ставка сравнительно невелика и призвана стимулировать инвестиции и экономический рост. Логику здесь схематично можно изложить следующим образом: низкая ставка заинтересовывает коммерческие банки в переучете векселей; следовательно, они получают возможность пополнить свои денежные запасы и могут предоставить больше кредитов, причем опять же за сравнительно небольшую плату; предприятиям в этих условиях выгодно брать кредиты, осуществлять производственные инвестиции и расширять объемы производства. Одновременно коммерческие банки могут устанавливать и свои учетные ставки на низком уровне, поощряя предприятия учитывать векселя и ускорять оборот капитала. Напротив, в период подъема экономики учетные ставки растут в целях сдерживания конъюнктуры и недопущения “перегрева” экономики. Такая политика банков является составной частью антикризисных (антициклических) мер, проводимых правительствами капиталистических стран и направленных на сглаживание экономических циклов и стабилизацию конъюнктуры путем регулирования общественного спроса и потребления, включая и инвестиции.
Наряду с этими масштабными целями учетная политика центрального банка может преследовать и более узкие цели, селективно воздействуя на определенные сегменты рынка. Например, стремясь поддержать экспорт предприятий своей страны, он может объявить о том, что начинает проводить переучет векселей, полученных экспортерами от покупателей своей продукции в качестве ее оплаты. При этом с целью повышения надежности векселей может быть поставлено условие обязательного их авалирования зарубежными банками. Такая форма коммерческого кредитования зарубежных покупателей будет привычной для последних, а кроме того явится способом конкурентной борьбы с возможными соперниками. Другая возможность заключается в регулярном, например, поквартальном (или помесячном) объявлении Центробанком сумм векселей, которые будут приниматься к переучету (и о требованиях, предъявляемых к ним). Подобные намерения будут адресованы, с одной стороны, банкам, давая им сигнал о возможностях переучета векселей, а следовательно, сначала их учета у своих клиентов, а с другой стороны, самим клиентам, для которых облегчается проблема оплаты векселей.
Вместе с тем значение учетной политики центрального банка не следует преувеличивать; ее необходимо рассматривать лишь в совокупности с другими инструментами, с помощью которых он воздействует на процесс денежного обращения (купля-продажа ценных бумаг, установление норм минимальных резервов – обязательных вкладов коммерческих банков в центральном банке и др.).
В России решение ЦБР о введении практики переучета векселей (обязательно – товарных) принято только осенью 1994 года, причем банки обязаны не позднее чем за 2 рабочих дня до наступления срока платежа по векселю выкупить его обратно. Иначе говоря, используется схема соглашения об обратном выкупе (операция “репо”, от англ. repurchase agreement), представляющая собой в данном случае краткосрочное кредитование банка со стороны ЦБР под залог векселя. На мой взгляд, нельзя не отметить, что такое соглашение не особенно стимулирует активность коммерческих банков в учете векселей. Более того, по имеющимся у меня данным, такая операция Российскими коммерческими банками вообще не практикуется – специалист, которому я задал этот вопрос, удивленно пожал плечами: “А зачем? Только заморозить деньги на какое-то время…”
Финансовые векселя
Основанием большинства вексельных сделок в условиях рыночной экономики являются товарные векселя, которые и были рассмотрены нами выше; при этом к сказанному следует добавить, что если товар до покупателя (плательщика по векселю, акцептовавшего его) по каким либо причинам не дошел, то это не освобождает его от необходимости совершить платеж на счет векселедержателя. В этом как раз и проявляется существо векселя как “безусловного” документа. Кроме товарных, существуют и финансовые векселя, когда одна сторона выдает другой определенную сумму денег, получая взамен долговое обязательство должника – вексель. Наличие финансовых векселей возможно по причине отсутствия в их тексте упоминания об основании их выставления. Но одновременно это приводит и к появлению фиктивных векселей, не связанных с реальным перемещением ни товаров, ни денежных средств; среди финансовых векселей выделяют дружеские, встречные и бронзовые.
Дружеские векселя представляют собой своеобразную услугу, когда платежеспособное предприятие, пользующееся солидной репутацией, выставляет простой вексель на другое предприятие, испытывающее финансовые затруднения, предоставляя ему тем самым возможность реализовать вексель и получить деньги. При этом предполагается наличие определенных отношений между этими предприятиями, что позволит в последующем урегулировать вопрос долга (при этом возможен вариант, когда вексель будет погашен самим нуждающимся предприятием). Встречные векселя преследуют ту же цель, когда одно нуждающееся в деньгах предприятие обменивается безденежным векселем с другим (векселя одной и той же суммы выставляются “друг на друга” на один и тот же срок). Что касается бронзовых (или, как их еще называют, дутых) векселей, то их выставление обычно происходит по инициативе предприятий, которым по причине своей финансовой несостоятельности трудно рассчитывать на получение дружеского векселя и которые по этой причине организуют появление дутого векселя от имени либо несуществующих (фиктивных) предприятий, либо (за небольшую плату) практически неплатежеспособных лиц.
Еще одной разновидностью векселя являются банковские, получившие значительное распространение в последние годы как среди граждан (рассматривающих их в качестве одного из способов более или менее надежного вложения своих сбережений), так и среди предприятий (для которых в условиях длительного прохождения платежей через банковскую систему на первый план выходит возможность осуществления расчетов векселем). Для их приобретения необходимо внести вексельную сумму на счет (в кассу) банка, после чего последний выписывает вексель. При этом датой его составления является дата поступления денежных средств в банк.
Существует также две основные формы вексельного кредитования: предъявительский (в форме учета векселей) и векселедательский. В последнем случае также возможны варианты.
1. Банк может кредитовать своих клиентов векселями с одновременным заключением кредитного договора. Векселедержатели расплачиваются ими со своими поставщиками. Затем вексель может пройти по цепочке от одного предприятия к другому, производя расчеты между ними, и на каком-то этапе будет предъявлен в банк для оплаты. Погашение векселя банком может быть осуществлено за счет средств, полученных в погашение договора кредита.
2. Предприятие, являющееся получателем векселедательского кредита, выставляет переводной вексель на банк, который акцептует его (банковский акцепт). При этом по договоренности банка с клиентом последний обязан до срока погашения векселя предоставить денежное покрытие.
В обоих случаях практикуется применение банком льготных процентных ставок, поскольку в нормальной ситуации он не использует собственных ресурсов.
Различают дисконтные и процентные банковские векселя. Дисконтные векселя погашаются по номиналу, а продаются со скидкой (дисконтом), размер которой и составляет доход векселедержателя. Процентные векселя продаются по номиналу, а погашаются по цене, включающей в себя сумму, “набежавшую” в соответствии с процентной ставкой, указанной в векселе. В последнее время наблюдается тенденция увеличения роли процентных векселей, как более выгодных и для векселедателей, и для векселеполучателей. Объясняется это, во-первых, тем, что сумма, взимаемая Центробанком с выпускающего вексель рассчитывается к номиналу; вторая причина – странность закона о налогообложении, в результате которой доходы, получаемые в форме дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов и облагаются соответственным налогом – 35%.

Что происходит при неоплате векселя
Вексель должен предъявляться к платежу либо непосредственно в день, когда он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней. При неоплате векселя в срок отказ от платежа должен быть своевременно (на следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего дня) удостоверен в нотариальной конторе, т.е. следует заявить протест в неплатеже (однако этого можно не делать, если в векселе есть оговорка “без расходов (протеста)”). После этого в течение четырех рабочих дней, векселедержатель может предъявить претензии индоссантам (если они были) и выставителю векселя. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней после получения соответствующего извещения сообщить его суть своему индоссанту; одновременно извещаются авалисты (в данном случае действует следующее правило: по векселю солидарно обязаны перед ремитентом все те, кто поставил на нем свою подпись, за исключением индоссантов, поместивших слова “без оборота на меня”). При этом держатель векселя имеет право предъявления иска ко всем этим лицам вместе и к каждому в отдельности, причем без соблюдения последовательности, в которой они обязались; такое же право принадлежит каждому, подписавшему вексель, после того как он его оплатил. Если же векселедержатель не предъявил своевременно вексель к оплате, не опротестовал его при необходимости в соответствующие сроки, то он теряет свои права на предъявление претензий к трассанту, всем индоссантам и авалисту (но не к самому должнику). В конечном счете при неоплате векселя дело передается в суд.

Вексельные обращения в России

Некоторые особенности отечественной ситуации
Если рынок ГКО в России на сегодняшний день является, пожалуй, одним из наиболее прибыльных, то о рынке векселей этого сказать нельзя. Пожалуй, наиболее характерной особенностью его является явная доминанта финансовых векселей над товарными. Это и понятно – порожденный инфляцией дефицит денежной массы определяет главное применение векселей – служить заменой денег. Отчасти поэтому векселя приобретают все более несвойственную им функцию ГКО. Специфическая практика обращения векселей в России показывает также, что получили распространение некие расчетные бумаги, имеющие форму векселей (а иногда и ее нарушающие), но по сути векселями не являющиеся. Условия их погашения таковы, что котировки этих бумаг (цены купли-продажи на вторичном рынке) не достигают номинала даже после наступления соответствующих сроков. Вызвано это, в частности, отсутствием у этих бумаг одного из важнейших вексельных свойств – безусловности обязательства. В отечественной практике почти не встречается корпоративных векселей, которые гасились бы “живыми деньгами” (справедливости ради надо отметить, что зачастую и сами векселедержатели не стремятся получить деньги по векселю, стремясь сэкономить на налогах).
Например, векселя Ленэнерго погашаются электроэнергией, точнее принимаются в счет задолженностей перед Ленэнерго по платежам за электроэнергию (при этом полностью с внутренним нормативным актом Ленэнерго, регулирующим порядок обращения его простых векселей, никто не знаком, что сужает возможности отстаивать свои интересы при необходимости через суд). Векселя Октябрьской железной дороги гасятся так называемыми железнодорожными тарифами, т.е. правом перевозки грузов на определенную сумму по железной дороге. Векселя “Водоканала Санкт-Петербурга” принимаются в счет оплаты различных услуг: потребления воды, пользования канализационной инфраструктурой и т.д. Иногда векселя выпускаются для расчетов внутри замкнутых цепочек. Выпадая из них, вексель может значительно потерять в цене, или, более того, быть отозванным векселедателем. Существуют векселя “бензиновые”, “угольные”, “металлургические” и др.
Подобный беспредел налагает порой несколько криминальный оттенок на порядок обращения расчетных векселей. Криминальные структуры, традиционно работающие на рынке долгов, начинают активно осваивать и вексельный рынок. Ситуация благоприятствует этому: с одной стороны, – цены вторичного рынка, сложившиеся на уровне 30-60% от номинала, с другой стороны, – возможность использования по номиналу.
На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов. На V Межбанковском когрессе 1996 года было высказано мнение о существовании реальной угрозы нового кризиса в банковской системе — кризиса вексельного обращения. Центробанк беспокоит то, какие “странные” векселя и каким “странным образом” сейчас выпускаются.
Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих широкое распространение векселей:
* частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;
* неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей (если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными);
* отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении векселей;
* отсутствие прецедентов регрессных требований по векселям в случае отказа векселедателей от платежа;
* отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и невозможность их переучета в ЦБР;
* опасения получить фальшивый вексель – известны подделки векселей Сбербанка, Ленэнерго и др. В качестве курьезного факта из этой области можно привести следующее письмо Центробанка.

“ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО от 26 февраля 1996 г. N 28-1-15/236
“Об обращении векселей с подделанным авалем”
Банк России сообщает, что в последнее время отмечены случаи обращения векселей с подделанным авалем, совершенным от имени Центрального банка Российской Федерации за подписью заместителя председателя Банка России А.А. Козлова.
Доводим до сведения описание поддельных документов. Аваль датирован январем 1996 года, подпись А.А. Козлова и печать Центрального банка Российской Федерации подделаны. Аваль на векселе сопровождается письмом Банка России, подтверждающим аваль и содержащим заключение о соответствии авалированного векселя требованиям Женевских вексельных конвенций 1930 года, а также о возможности его использования “при проведении операций на внутреннем и внешнем финансовых рынках”. Письмо написано на сфабрикованном бланке с использованием несуществующих реквизитов и регистрационных исходящих номеров. Подпись заместителя председателя сопровождается указаниями на конкретных исполнителей, что не соответствует Положению о делопроизводстве в Банке России. К векселю прилагается также сообщение в адрес коммерческого банка, подтверждающее “устойчивое финансовое положение, безупречную репутацию и степень надежности” плательщика по векселю, выдачу которых Центральный банк Российской Федерации не практикует. Сообщение также написано на подделанном бланке с дефектом формы. Документ содержит несуществующие номера.
Обращаем внимание на то, что в настоящее время, во-первых, заместитель председателя А.А. Козлов в рамках предоставленных ему полномочий не имеет права ставить подпись под обязательствами Центрального банка Российской Федерации по векселям, во-вторых, Банк России не проводит операций по авалированию векселей.
Просим довести вышеуказанную информацию до сведения коммерческих банков.

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
А.А.КОЗЛОВ”

Федеральная комиссия по по ценным бумагам

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
ФКЦБ России разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.
Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка — инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.
21 марта 1996 ФКЦБ выпустила “Положение об обращении бездокументарных простых векселей”, “Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей”, “Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей”. Кроме них никаких других нормативных документов, имеющих отношение к векселям, комиссия не выпускала. По всей видимости, это был большой проект, не получивший по независящим от ФКЦБ причинам дальнейшего развития. Дело в том, что всего через четыре месяца после выхода постановления Центробанком была послана следующая правительственная телеграмма.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ТЕЛЕГРАММА от 5 июля 1996 г. N 99-96
В СВЯЗИ С ПОСТУПАЮЩИМИ ЗАПРОСАМИ зпт КАСАЮЩИМИСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ БЕЗДОКУМЕНТАРНЫХ ВЕКСЕЛЕЙ зпт ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ тчк ПОСКОЛЬКУ ИНСТИТУТ БЕЗДОКУМЕНТАРНОГО ВЕКСЕЛЯ ПРОТИВОРЕЧИТ ПОЛОЖЕНИЯМ ЕДИНООБРАЗНОГО ЗАКОНА О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ ЖЕНЕВСКОЙ ВЕКСЕЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ 1930 ГОДА зпт РЕГУЛИРУЮЩЕГО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ зпт КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБЯЗЫВАТЬСЯ ПО ТАКИМ ВЕКСЕЛЯМ зпт А ТАКЖЕ СОВЕРШАТЬ С НИМИ ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ СДЕЛКИ тчк ПРОСИМ СРОЧНО ДОВЕСТИ НАСТОЯЩЕЕ УКАЗАНИЕ ДО СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ тчк

Вот так. Комментарии, я думаю, совершенно излишни.
Государственные казначейские векселя и обязательства
К марту 1994 года задолженность государства предприятиям-поставщикам составляла порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль государственного долга стимулирует 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь разрешить эту проблему хотя бы частично безинфляционным способом, Правительство РФ решило переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994г. Министерства финансов РФ. Объем выпуска векселей составил 1100 млрд. рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и погашения внутри серии, сроком на один год от даты составления. Вексельная сумма составила 14 миллионов рублей и ею оформляется государственная задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составляет 40% годовых.
Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.
Выпуск Казначейских Обязательств, представляющих собой в сущности те же векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель – безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.
Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.
Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах “депо” в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующем депозитарии.
Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. К числу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только для погашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам, минимальное число “передаточных надписей”, сроки предъявления к погашению и обмену на налоговые освобождения.
Использование КО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной, так как в этом случае они абсолютно ликвидны. Суть их в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятием путем зачета (невзимания) платежей в федеральный бюджет.
Казначейское налоговое освобождение является именным и не подлежит передаче другому предприятию. К зачету принимаются вся сумма недоимок в федеральный бюджет на дату представления освобождения.

Векселя Тверьуниверсалбанка
“Нет повести печальнее на свете…”, сказал Шекспир, и был как нельзя более прав – можно подумать, что он уже знал ту грустную историю, которая началась 94-ом, и так бесславно закончилась в 96-ом – историю векселей ТверьУниверсалБанка.
В начале 1994 г. в соответствии с принятой стратегией разрешения кризиса неплатежей ТверьУниверсалБанком совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были проведены исследования и анализ экономического состояния российской промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения предприятий.
Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ; сама программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются достаточно надежными и однородными, надлежащим образом финансово оформленные, обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым одновременно хозяйство получает выигрыш по всем трем основным характеристикам долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в соответствующие обязательства).
При этом появляется возможность дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь сомнительные обязательства клиента..
Таким образом становилось возможным:
– преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности.
– предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ.
– банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота.
С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, т.к. расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.
Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.
Кредитование могло осуществляться:
а) Срочными векселями.
Для кредита срочными векселями ТУБ, дата погашения которых совпадало со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался.
b) Векселями с оплатой по предъявлении.
Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита.
По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на:
Векселя, погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, т.е. векселя, погашаемые банком только через определенный срок от даты составления векселя или определенного числа.
Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место, обозначенное в графе “место платежа”, в любой филиал Тверьуниверсалбанка или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в случае их предъявления непосредственно в ТверьУниверсалБанк.
Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу, как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного процента – дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением срока погашения векселя.
Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств (КО), находящихся в свободном обращении, на векселя ТверьУниверсалБанка.
Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом расчета между юридическими лицами, во многих городах (в том числе и в Нижнем) существовала практика зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка. За протекшие два года вообще у многих сложился условный рефлекс: “Вексель? А-а, знаю, это Тверьуниверсалбанк!”
Что на самом деле произошло с Тверьуниверсалбанком – до сих пор загадка. Нервозная ситуация вокруг одного из крупнейших российских банков возникла сразу после первого тура президентских выборов. В середине июня 1996 появились слухи о том, что ТУБ финансирует предвыборную кампанию коммунистов, что повлекло за собой приток клиентов, желающих снять свои деньги со счетов. В результате возникли трудности с выплатой наличности. К началу июля в ТУБе стали возникать задержки в прохождении платежей и погашении векселей. Однако то, что слухи могли серьезно повлиять на ситуацию в одном из мощнейших банков страны, остается маловероятным.
С конца июня в ТУБе работала группа экспертов ЦБ, в функции которой входил тщательный анализ структуры активов и пассивов банка. Руководство банка пыталось объяснить временную приостановку в проведении операций деятельностью сотрудников ЦБ. Однако в начале июля Центральный банк разослал в коммерческие банки письма, содержавшие убедительную просьбу предоставить информацию об оборотах по счетам ТУБа. В письмах также содержалось предупреждение об ожидаемых задержках платежей при расчетах через этот банк. Действительно, все платежи через банк были полностью прекращены к 5 июля.
Реакция руководства ЦБ последовала незамедлительно. Уже на следующий день на основании заключения экспертной группы в ТУБе была введена временная администрация, а 19 июля 1996 председатель Центробанка подписал приказ об отзыве лицензии Тверьуниверсалбанка.
Распад ТУБанка был большим ударом по Российской экономике вообще (его векселя на общую сумму около 800 млрд. руб. для зачета неплатежей использовали более 2.5 тыс. предприятий) и по доверию к векселям в частности. Формально отзыв лицензии банка не означает прекращение оплаты им по своим векселям – все обязательства банка по отношению к векселедержателям сохраняют свою силу. Однако реальная ликвидность векселей ТУБанка практически равна нулю. Более того, имеет место следующее явление. Кредиторы ТверьУниверсалБанка покупают на вторичном рынке его векселя за 20-25% от номинала и предъявляют их в банк, который зачитывает эти векселя в счет долга уже по номиналу. Формальный способ получить деньги назад – через суд – наталкивается на непреодолимое препятствие: денег у банка на самом деле нет.

Векселя в Нижнем Новгороде

Программа налоговых освобождений
В целях ликвидации задолженности и ускорения расчета предприятий, организаций и объединений с областным бюджетом начиная с 1996 года разрешено переоформление задолженности предприятий перед областным бюджетом их собственными простыми векселями.
Предприятие, имеющее задолженность (недоимку) по платежам в областной бюджет, эмитирует простой вексель со сроком платежа “по предъявлении” по согласованию с департаментом финансов Администрации Нижегородской области. Департамент финансов Администрации Нижегородской области после рассмотрения заявления предприятия может заключить с последним договор мены простого векселя предприятия на налоговое освобождение в соответствии с номиналом представленного простого векселя.
Одновременно с векселем предприятие представляет в департамент финансов гарантийное письмо, в котором предприятие обязуется оплатить вексель, выданный Администрации, прежде всего денежными средствами, при невозможности – товарами собственного производства или услугами в приоритетном порядке по номинальной стоимости векселя.
По условиям договора мены предприятию предоставляется отсрочка по уплате налогов сроком на 30 дней. В течение этого периода полученные от предприятия векселя, согласно Генеральному договору между департаментом финансов и уполномоченным банком, передаются на Торговую площадку уполномоченного банка для их реализации.
Департамент финансов Администрации Нижегородской области создает комиссию с участием представителей уполномоченного банка и предприятия-эмитента для определения цены реализации векселей.
Уполномоченный банк проводит работу по поиску покупателя векселя и обеспечивает поступление денежных средств в бюджет на основании заключенного между ним и департаментом финансов Генерального договора.
На основании договора купли-продажи простых векселей предприятий, эмитенту этих векселей предоставляется налоговое освобождение. В случае если векселя не реализуются в срок, то налоговая отсрочка прекращает действие, договор мены утрачивает силу, а векселя возвращаются предприятию.
Как видим, Администрация области без большой охоты принимает собственные векселя предприятий – да и то с тем условием, что их удастся продать. Однако же, как и по всей России, существуют другие пути – использование финансовых векселей.

Использование векселей ТУбанка в Нижегородской области
Распоряжением Администрации Нижегородской области от 10 октября 1995г . было разрешено применение во внутриобластном обороте простых срочных векселей Тверьуниверсалбанка как средства расчетов за произведенную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги между предприятиями и организациями любой формы собственности, а также как средства уплаты налогов в областной бюджет.
Администрация Нижегородской области может использовать векселя как средство финансирования бюджетных предприятий, организаций и учреждений. Векселя могли быть обменены на налоговое освобождение в департаменте финансов Администрации Нижегородской области в пределах установленной квоты. Квота составляет 5% от суммы фактических налоговых поступлений в областной бюджет за предшествующий месяц. В уплату налогов в областной бюджет принимались векселя, до срока платежа которых осталось менее 30 дней. В течение 2-х дней после этого департамент финансов обязан заключить с предприятием договор мены векселя на налоговое освобождение. Прошу обратить внимание – уже обязан, а не может, как в предыдущем случае. Оно и понятно – кто же знал, что такая выйдет незадача . . .
Выдаваемые налоговые освобождения могли служить для зачета недоимок по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет (доля налога на прибыль, НДС, специального налога; транспортный налог, налог на имущество, доля акцизов, налог на нужды образовательных учреждений), а также зачета текущих платежей указанных налогов и финансовых санкций по указанным платежам.
В Нижегородской области векселя принимали к оплате: Нижегородский Земельный Межрегиональный акционерный банк, КБ АвтоГАЗбанк, КБ Ассоциация, КБ ВОКвнешторгбанк, АПИБ Волго-Вятский Проминбанк, АБ Нижегородский Банкирский Дом, КБ Радиотехбанк, Нижегородпромстройбанк.

Векселя других банков
“НЗМБанком совместно с нижегородским представительством Акционерного Коммерческого Банка “Тверьуниверсалбанк” и Департаментом финансов Нижегородской области разработана программа использования векселей Тверьуниверсалбанка в качестве средства платежа налогов в областной бюджет и обращения их на территории области. Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 10.10.95 обслуживание этой программы поручено НЗМБанку.
В 1995 году НЗМБанком выпущено собственных векселей на общую сумму 25 250 млн.руб. В 1996 году банк планирует приступить к кредитованию предприятий и организаций посредством дисконтных векселей НЗМБанка. Ставка по вексельному кредиту будет существенно ниже ставки по обычным кредитам.
НЗМБанком совместно с Департаментом финансов Нижегородской области начата разработка новой программы по ликвидации задолженности предприятий перед областным бюджетом. В ее основе лежит схема переоформления долгов предприятий их простыми векселями, которые будут реализовываться через Торговую вексельную площадку НЗМБанка” (Из проспекта НЗМБ).
Конечно, после кончины ТверьУниверсалБанка активности на Вексельной площадке значительно поубавилось, но тем не менее вексельный проект Администрации продолжается, основываясь по большей части на собственных векселях НЗМБанка. Своя всероссийская вексельная площадка имеется также у Инкомбанка, выпускающего свои векселя (как дисконтные, так и процентные) которые, кстати, не используют бланк Министерства финансов! Чем являются эти ценные бумаги на самом деле – сказать не берусь, однако Инкомбанк вовсю кредитует ими клиентов, причем вы не можете получить кредит деньгами – только векселями. Свои векселя выпускают такие крупные банки как ОНЭКСИбанк, банк “Нижегородский кредит” и другие.
О последнем имеется поразительный на мой взгляд документ, который не могу удержаться, чтобы здесь не привести.
“Об авале векселей муниципального
акционерного банка «Нижегородский кредит»

Распоряжение главы
местного самоуправления
города Нижнего Новгорода
От 06.03.1996 n 631-р
В целях снижения дефицита городского бюджета, уменьшения взаимных задолженностей муниципальных предприятий, учреждений и организаций друг перед другом и городским бюджетом, а также исполнения постановления главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода N 2 от 26 января 1996 года «О некоторых мерах по стабилизации положения МИАБ «Нижегородский кредит»:

1. Разрешить департаменту финансов администрации города Нижнего Новгорода (Палкина Н.В.) авалировать векселя инвестиционного акционерного банка «Нижегородский кредит» (далее банк) на сумму не более 6,4 млрд.руб., заключить и подписать от имени администрации города Нижнего Новгорода договор об авале векселей банка на сумму, указанную в настоящем пункте.
3. Установить, что аваль предоставляется при условии его обеспечения в соответствии с настоящим распоряжением и согласования с департаментом финансов администрации города Нижнего Новгорода сроков (Этапов) выпуска векселей в обращение, общего количества векселей, номиналов векселей и сроков действия аваля. Департаменту финансов администрации города Нижнего Новгорода (Палкина Н.В.) принять в обеспечение аваля здание банка по ул.Минина, 35 и заключить от имени администрации города Нижнего Новгорода соответствующий договор.
4. Разрешить налогоплательщикам оплачивать налоги в бюджет города Нижнего Новгорода векселями банка, авалированными департаментом финансов администрации города Нижнего Новгорода.
Глава местного самоуправления И.П.Скляров”

Вот буквально так. Векселя муниципального банка, создаваемого для поддержки проектов Администрации, авалируются самой Администрацией города с целью “стабилизации положения “! К сожалению, мне не удалось обнаружить упомянутого в тексте положения, однако сказанного вполне достаточно чтобы сделать определенные выводы о надежности векселей банка “Нижегородский кредит”.

Долговые обязательства Администрации Нижегородской области
Распоряжением Губернатора области от 09.12.95 олговые обязательства Администрации Нижегородской области, представляющие собой не что иное как обычные векселя, но только выпускаемые Администрацией, что опять же прибавляет им сходства с ГКО. Цель их создания обычная для ценных бумаг такого типа – ускорение взаиморасчетов между предприятиями, организациями, учреждениями, бюджетами районов и области, а также снижение уровня взаимных неплатежей и более эффективного использования денежных средств.
Долговое обязательство представляет собой письменное обязательство Администрации Нижегородской области уплатить указанную сумму в определенный срок, выдаваемое предприятиям, организациям, учреждениям для дальнейшего его введения в хозяйственный оборот области.
Обязательства вводятся в оборот в счет прямого финансирования, в качестве дотаций и бюджетных ссуд предприятиям и организациям Нижегородской области. И применяются как платежное средство в безналичных расчетах во внутриобластном обороте между предприятиями, организациями и учреждениями за произведенные товары и оказанные услуги, а также по их платежам в бюджет (в части областной доли).
Держатель долговых обязательств может осуществлять в безналичной форме следующие операции:
a) Погашение кредиторской задолженности за полученную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги путем передачи долговых обязательств по передаточной надписи предприятиям – кредиторам.
b) Обмен долговых обязательств на налоговые освобождения, в части платежей в областной бюджет. Налоговое освобождение выдается на сумму, в размере номинальной стоимости, указанной в долговом обязательстве. Обмен долговых обязательств на налоговые освобождения может быть осуществлен до срока погашения, указанного в долговом обязательстве.
c) Погашение долговых обязательств путем перечисления на счет последнего держателя суммы в размере номинальной стоимости долгового обязательства (при отсутствии кредиторской задолженности по платежам в бюджет, в части областной доли).

При наличии указанной задолженности, предприятию (при подаче заявления на оплату) оформляется налоговое освобождение на сумму задолженности, а оставшаяся часть номинального объема обязательств выдается деньгами. Это, надо сказать, наводит на определенные мысли о том кому на самом деле принадлежат вложенные в долговые обязательства деньги – ну, представьте себе, вам необходимо совершить срочный платеж, хотите для этого продать обязательства, а не можете – из-за того, что должны области налог. А так как налоговые недоимки сейчас есть практически у каждого предприятия …

Перспективы Российского рынка векселей

Безусловно ясно одно – за отсутствием денег векселя России абсолютно необходимы. Активизация вексельного обращения приводит, во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств. Во-вторых, уменьшается потребность в банковском кредите, соответственно снижаются процентные ставки за его использование и в результате сокращается эмиссия денег. Оборот векселей в ближайшее время должен стать массовым явлением.
В дальнейшем вексельное обращение в России наверняка примет более традиционные (и цивилизованные) формы, когда предприятия-должники будут самостоятельно выставлять векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами. При этом банки, с целью минимизации своих рисков, сопровождающих гарантийные операции, могут практиковать авалирование векселей под залог конкретного имущества или прав векселедателей (как это описывалось в предыдущем параграфе). Вместе с тем отсутствие необходимого опыта и навыков соответствующих действий, неразработанность (пробелы) законодательства, регулирующего порядок прохождения векселей при их неоплате, а также систематическое неисполнение действующих в этой области законов, может привести к появлению и такой формы коммерческого кредитования, когда векселя будут обеспечиваться не авалем, проставляемым на них банком, а отдельно оформляемой банковской гарантией, для вступления которой в силу не требуется опротестовывать вексель в двухдневный срок при его неоплате (правда, это может привести к усложнению или невозможности процедуры передачи векселя другому предприятию).

Список литературы

1. “Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР”, N 31, 1991 г., ст. 1024. Постановление “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”
2. Санкт-Петербургское ЭХО N 23(186), 11 июля 1996 “В Тверьуниверсалбанке введена временная администрация”
3. Проспект вексельной программы НЗМБанка
4. Фельдман А.И. “Вексельные обращения”
5. “Российская газета”, N 79, 25.04.96 закон “О рынке ценных бумаг”
6. “Санкт-Петербургское ЭХО” номер 66(179) от 15-май-1996 “Северо-Западная региональная вексельная площадка Тверьуниверсалбанка…”
7. “Деловой Петербург” номер 18(187) от 15-март-1996 “Финансовый дом дает информацию по векселям и их ценам”
8. “КОДЕКСinfo” номер 23(155) от 27-май-1996 “Использование векселей в условиях современной экономики”
9. “Санкт-Петербургское ЭХО” номер 54(167) от 07-февраль-1996 “Товарно-фондовая биржа: перспективы и проблемы рынка ценных бумаг…”
10. “Санкт-Петербургское ЭХО” номер 30(143) от 09-август-1995 “Вовлечение казначейских обязательств в хозяйственный оборот…”
11. “Деловой Юридический журнал” номер 5 от 15-ноябрь-1995 “Деятельность Комиссии по ценным бумагам и биржам”
12. “Российская газета”, N 188, 01.10.94, Постановление Правительства РФ “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”.
13. Ефремов И.А “Государственные ценные бумаги и обязательства”, М., 1995
14. “Аргументы и Факты”, вып. 31 (Август 96), “Что происходит с банками”
15. “Экономическое обозрение”, вып. 40 (Июль 1996), “Инвестиционные процессы”