Великие ученые

Министерство образования Республики Башкортостан
МОУ СОШ №1 с. Аскино
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
                    Великие ученые.

                                          Выполнил: ученик 10 А класса
                                                                 Зиязов Алмаз
                                       Руководитель: Хакимова Ф.М.  
Аскино — 2007

ПЛАН
 Амедео Авогадро   Нильс Бор Андре Мари Ампер   Даниил Бернулли   Людвиг Больцман Александр Вольт Галилео Галилей Генрих Рудольф Герц Роберт Гук Николай Егорович Жуковский Шарль Огюстен Кулон Игорь Васильевич Курчатов Лев Давидович Ландау Петр Николаевич Лебедев Эмилий Христианович Ленц Михаил Васильевич Ломоносов Джеймс Клерк Максвелл Исаак Ньютон Георг Симон Ом Блез Паскаль Карл Эрнст Людвиг Планк Эрнест Резерфорд Вильгельм Конрад Рентген Александр Григорьевич Столетов Майкл Фарадей Бенджамин Франклин Константин Эдуардович Циолковский Альберт Эйнштейн Ханс Кристиан Эрстед

Талант есть способность обрести собственную судьбу.
Томас Манн. Какими были они, смотрящие на нас сейчас с портретов?
 
·    Баловнями судьбы?
·    Борцами во имянауки?
·    Учеными«сухарями»?  Все знающими и понимающими мудрецами?
·    Совершали свои открытия вопреки или благодаря обстоя­тельствам?
·    Способности кнаукам проявили еще в раннем детстве, не мыслили себя ни кем иным, какученым-физиком?
·    В детские годынадежд не подавали, скорее, наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущимив своем собственном мире?
·    Вопросами,связанными с физикой, стали заниматься дале­ко не в юные годы?
·    Посвятили физикевсего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?
·    Предлагаемая нижеподборка может послужить материалом для конференций, факультативных занятий,может быть использова­на к слову, к месту на обычном уроке, если учитель почувствует,что сказанное окажется важным для кого-то из его учеников.

Амедео АВОГАДРО  (1776-1856)
Полное его имя — ЛоренцоРомано Амедео Карло Авогад-ро ди Кваренья э ди Черрето. Третий из восьми детейслужа­щего судебного ведомства, предки которого с XII в. состоя­ли на службекатолической церкви. Должность передава­лась по наследству. В двадцать летАмедео получил ученую сте­пень доктора церковного права. Двадцатипятилетнийюрист на­чал все свое свободное время посвящать физико-математи­ческим наукам.
 
Нильс Бор (1885-1962)      
Из семьи профессора физиологии Копенгагенскогоуниверситета. Среди друзей родителей были музыканты, писатели, художники. Этобыл открытый дом, где у Нильса и его брата Харольда (на год младше) старалисьразвить уверенность в себе, привить уважение к знаниям, труду, к другим людям.В школе Нильс считался способным учеником, в университете — способнымстудентом. Участвовал в круж­ке по обсуждению научных и философских проблем,увле­кался футболом. Братья входи­ли даже в состав национальной сборной Дании истали знаме­ниты на всю страну до обрете­ния научной славы. Когда Нильс Борстал Нобелевским лауреатом, датские спортив­ные газеты вышли с заголовка­ми:«Нашему вратарю дали Но­белевскую премию».
 
Андре Мари АМПЕР  (1775-1836)
Был, что называется,поздним ребенком в семье тор­говца лионскими шелками. Ис­ключительныеспособности про­явились в раннем возрасте. Бы­стро выучился чтению и ариф­метике.Читал все подряд (у отца была хорошая библиоте­ка). Однажды его застали за чте­ниемэнциклопедии.
— Что ты читаешь, Андре?-спросил отец.
–    Я читаю статью обаберрации, — ответил одиннадцати­летний ребенок. И изложил суть этогонепростого явления.
Никогда не ходил в школу,не прошел классического кур­са обучения. Сам учил ла­тынь, потому что толькотак мог прочитать интересующие его вещи. «Знаешь ли ты, как производитсявычисление корней?» — спросил пригла­шенный учитель математики. «Нет, зато яумею интегриро­вать!» — ответил мальчик. Время расцвета Ампера как ученогопришлось на 1814-1824 гг., т.е. к сорока годам.
            ДаниилБЕРНУЛЛИ  (1700-1782)
В шестнадцать лет получил степень магистра философии.Примерно в это же время начал изучать математику под руко­водством старшегобрата (Дани­ил — представитель известной династии ученых Бернулли). В двадцатьодин год ему была присвоена степень лиценциата медицины. Гидродинамикой,принесшей ему известность, он стал заниматься уже ближе к сорока годам.
 
Людвиг БОЛЬЦМАН (1844-1906)
Родился в Вене. Отец — чи­новник Имперского министер­ствафинансов. С детских лет интересовался математикой и естествознанием. В гимназиисчитался способным и трудо­любивым. С удовольствием за­нимался музыкой. Еголюби-мым.композитором был Бетхо­вен, любимым поэтом — Шил­лер. В девятнадцатьлет посту­пил в Венский университет. С этого момента началась его ак­тивнаянаучная и преподава­тельская деятельность.

АлександрВольт (1745-1827)
Родился в родовом имении,где его предки жили в течение многих веков. Родители счита­ли, что ребенокразвивается не­нормально: маленького роста, не говорит. Его считали немым дотех пор, пока в четырехлет­нем возрасте он не произнес свое первое слово:«Нет!» Учил­ся в школе ордена иезуитов. Бу­дучи восемнадцатилетним юно­шей, ужебойко переписывался с наиболее видным физиком-электриком того времени — пре­подобнымаббатом Нолле. Рас­цвет Вольта как ученого прихо­дится на возраст сорокпять-пятьдесят лет.
 
Галилео ГАЛИЛЕЙ(1564-1642)
Отец хотел, чтобы мальчикстал врачом, за тем и послал его учиться в Пизанский универси­тет. Однакосемнадцатилетнему Галилею не особенно нрави­лась медицина. Он оставил уни­верситети начал серьезно за­ниматься математикой и меха­никой. В двадцать два года онписал серьезные научные рабо­ты, например, о центре тяжес­ти тел. В двадцатьпять лет он -преподаватель Пизанского уни­верситета. Должность профес­сораматематики была почет­ной, но малооплачиваемой.
 
Генрих Рудольф ГЕРЦ(1857-1894)
В гимназии учился прекрас­но. Обожал все предметы безисключения — в равной степени физику и арабский язык. Любил писать стихи ивытачивать фи­гурки на токарном станке. Гово­рят, что, когда Герц стал извес­тнымученым, его наставник по токарному делу с сожалением заметил: «Жаль. Из негомогбы получиться отличный токарь». За что бы он ни брался, все по­лучалось.Генрих Герц был сы­ном сенатора. Когда он родил­ся, врачи единодушно утверж­дали,что он не жилец на белом свете. Болезни преследовали его все тридцать сеиь летжизни.
 
Роберт Гук (1635-1703)
Родился в семье настоятеляцеркви на острове Уайт (Анг­лия). Отец хотел, чтобы сын тоже стал священником.Но у мальчика было настолько сла­бое здоровье, что он не мог даже ходить вначальную шко­лу со сверстниками. Свой досуг он посвящал конструированиюразличных механизмов. Такая безмятежная жизнь оборвалась в тринадцать лет — умер отец. Гук поступил учеником к одно­му лондонскому живописцу. Вскоре решил,что и без специальной подготовки достаточно хорошо рисует, а запах краскивызывал у него головную боль. Он оставил живопись и потупил в школу –готовиться в университет. Изучал греческий, ла­тынь, геометрию Евклида. В во­семнадцать лет он — студент Оксфордскогоуниверситета. На жизнь зарабатывал в качестве хориста в церкви, ассистента ухимика, который и рекомендо­вал его одному молодому арис­тократу, увлеченномунаукой, Роберту Бойлю.
    К сожалению, несуществует портрета Гука не только в раннем возрасте, но и ни одного вообще: вприступе ревности И.Ньютон после смерти Гука приказал уничтожить все егопортреты (он считал Гука своим соперником в науке). Приведенный портретявляется реконструкцией обли­ка ученого по описаниям совре­менников.
 
Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ(1847-1921)
В одиннадцать лет был от­правлениз Владимирского име­ния родителей учиться в 4-ю московскую гимназию. Начиная с3-го класса выделялся как луч­ший ученик по алгебре, геомет­рии и естественнымнаукам. Трудно давались ему иностран­ные языки, особенно латынь и немецкий.Любил опыты по фи­зике. Мастерил разнообразные модели и приборы. По оконча­ниигимназии собирался посту­пать в Петербургский институт инженеров путейсообщения, по стопам отца. Обучение там сто­ило дорого — семья не могла по­зволитьсебе такие расходы. Отец советует поступить в Мос­ковскийуниверситет, на факуль­тет математики. Шестнадцати­летнему Николаю было оченьнелегко. Из письма к матери в то время: «… А время уже поду­мать, и серьезно,о самом себе, я уже не ребенок. Оканчивая университет, нет другой цели, каксделаться великим челове­ком, а это так трудно: кандида­тов на имя великого такмно­го…» Мечта Жуковского стать инженером осуществилась в зрелом возрасте.
 
 Шарль Огюстен КУЛОН(1736-1806)
Поступил на военную служ­бусразу по окончании школы. Прошел инженерную подготов­ку. Строил оборонительныесо­оружения на острове Мартини­ка. Одновременно с военной службой проводилнаучные ис­следования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорокагодам.
 
Игорь Васильевич КУРЧАТОВ(1903-1960)
Юность пришлась на годыреволюции и гражданской вой­ны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл намандо­лине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал вовремя учебы в мундштучной мастерской,осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большоебудущее, учитель словесности – тоже. Поступил в Таврический университет,закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шлавойна. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал,чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорож­ной ветки,сторожем, даже вос­питателем.
 
Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)
 
Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил вБакинский экономический техни­кум, через два года закончил его. В четырнадцатьлет — сту­дент Бакинского университета. Многие современные школьни­ки в этомвозрасте только начи­нают знакомиться с физикой.
Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегриро­вать- в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, кдвадцати го­дам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать со­чинения.Постоянно были про­блемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за со­чинениео Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скуч­наяособа».
 
Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ(1866-1912)
Родился в Москве, в семьеслужащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище,заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем вМоскве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помо­гаетучителю физики с демонст­рацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрестинекоторые электри­ческие приборы. Сам устанав­ливаетв квартире электриче­ский звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надеждыотца сделать сына своим достойным деловым наследником руши­лись.Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем вМосковское техническое учили­ще (сейчас — Технический уни­верситет им.Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты иразличные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками,купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пере­силивало.Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюблять­ся, иначе все пойдет прахом имне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым чело­веком).
 
Эмилий ХристиановичЛЕНЦ (1804-1865)
Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это былаРоссийская империя. Бросил учебу в университете, чтобы от­правиться втрехлетнее круго­светное путешествие. Прово­дил географические исследова­ния.По их результатам в двад­цать четыре года стал адъюнк­том Петербургскойакадемии наук, а в двадцать шесть лет – академиком. Занялся реорганизациейфизической лаборатории и собственными физическими исследованиями.
 
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ(1711-1765)
Родился неподалеку от горо­даХолмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жите­ли занимались морскимпромыс­лом. С десяти лет вместе с от­цом в плаваниях стал участво­вать иМихаил. Читать он научил­ся в двенадцать лет — у местного дьячка. Перечитал вседоступные ему книги. Тяга к знаниям оказа­лась настолько сильной, что ужесовсем взрослым, девятнадца­тилетним (а он с десяти лет работал!), отправился вМоскву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, ученикамиСлавяно-греко-латин­ской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын [3копейки] в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день боль­ше какна денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бума­гу, на обувь и другиенужды». Обучение в академии было рас­считано на 13 лет. За первый год Ломоносовсумел закончить три класса, а за 5 лет — весь курс.
 
Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ(1831-1879)
Детство его было счастли­вым. Трехлетний ребенок иссле­довалвсе вокруг. Как звонок ко­локольчика для вызова прислу­ги может передаваться попро­волоке в другие комнаты? За­гадка! У него были на редкость добрые, мудрые ивниматель­ные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что сло­ва: «Покажи мне, как это дела­ется», — постоянно сопутствуютему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов онпона­чалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий спомощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королев­скогонаучного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать летпоступил в Эдинбургский уни­верситет, а в девятнадцать пе­решел в Кембридж.
 
Исаак Ньютон (1643-1727)
Родился маленьким и хи­лым,однако прожил восемьде­сят пять лет, болея не больше обычного. Ребенкомсчитался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. На­пример,сделал мельницу, коле­со которой приводила в движе­ние мышь; фонари, солнечныеи водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в возду­хе, пугал соседей.Много читал. Родные хотели видеть его фер­мером, возможно, священником. Но, сдетства нелюдимый, обидчивый, любивший уедине­ние молодой человек решил се­рьезнозаняться наукой. В во­семнадцать лет он — студент Кембриджа, в двадцать двагода (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные своиработы он сделал в сравнительно моло­дом возрасте. Ни разу не поки­нул пределовАнглии, не выез­жал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.
 
Георг Симон ОМ(1787-1854)
Родился в семье слесаря.Отец придавал большое значе­ние образованию детей. Хотя семья постояннонуждалась, Ге­орг учился — сначала в гимна­зии, а потом в университете. Однако,по воле отца, считавше­го, что сын слишком много вни­мания уделяетразвлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику водной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдатьэкзамены в университет. Физи­кой Георг Ом стал интересо­ваться позже.
 
Блез ПАСКАЛЬ(1623-1662)
Отец разработал систему воспитания детей (в семье кро­меБлеза было еще две дочери), которая исключала точные на­уки. Он боялся, чторанняя ув­леченность математикой и естественными науками помешает гармоничномуразвитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет.Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.
 
Макс Карл Эрнст ЛюдвигПЛАНК (1858-1947)
Родился в семье профессо­рагражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался стальмузыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепи­ано) сЭйнштейном, исполняв­шим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в стар­шихклассах гимназии.
Один из преподавателейМюнхенского университета от­говаривал Планка связывать свои интересы именно стеоре­тической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточ­нить детали.
 
Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)
Четвертый ребенок мелкогофермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь де­тей. Отцу не под силубыло дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста идо получения высше­го образования, все время учил­ся на стипендии. Живой, актив­ный,веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университе­те играл форвардом вфутболь­ной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат,что по тем време­нам было довольно трудно.
В 1891 г., будучи двадцати­летнимстудентом, на заседа­нии Научного общества сделал доклад «Об эволюции мате­рии»,где высказал совершенно революционные мысли: все ато­мы состоят из одних и техже частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извинитьсяперед Научным обществом.
 
Вильгельм Конрад РЕНТГЕН(1845-1923)
Ученый, получивший пер­вую Нобелевскую премию, не имелшкольного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикату­руна учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестатаи при по­пытке сдать экзамены экстер­ном — его экзаменатором ока­зался тотсамый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзябыло и мечтать. Случайно уже двадцатилет­ний молодой человек узнает о том, чтов швейцарском горо­де Цюрихе открылся новый Политехнический институт, гдепринимаются вольнослу­шатели (т.е. аттестат не обя­зателен). Туда-то он и посту­пилна машиностроительный факультет.
 
АлександрГригорьевич Столетов (1839-1896)
 
Родился в семье небогатоговладимирского купца — владель­ца бакалейной лавки. Научился читать в четырегода. С пяти лет чтение — любимое занятие. Пи­сал стихи, в гимназии с товари­щамивыпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время статьпрофессиональным музыкан­том. В последние годы учебы в гимназии любимымипредмета­ми стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу.Семнадцатилетний юно­ша стал студентом физико-математического факультета Мос­ковского университета (за ка­зенный счет,т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной частиМинистерства народного про­свещения»).
 
Майкл ФАРАДЕЙ (1791-1867)
Родился в Лондоне, в семьекузнеца. Получил лишь началь­ное образование. С двенадца­ти лет начал работатьразносчи­ком газет, подмастерьем в пере­плетной мастерской. Самоучка, оченьмного читал.

Бенджамин ФРАНКЛИН(1706-1790)
Политический деятель. ВАмерике по сей день является одним из самых почитаемых людей за все времяистории США. Его работы по электриче­ству были сделаны за короткий периодвремени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он по­святил семь лет, будучи уже взрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся гро­моотводом, понятиями«поло­жительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могутувидеть на сто­долларовой купюре.
 
Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ(1857-1935)
Родился в семье лесника. Кроме него — еще двенадцать детей.В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерялслух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он ока­зался изолированнымот ос­тальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слы­шалучителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир — книги. Лет счетырнадцати-пятнадцати стал интересо­ваться физикой, математикой, химией,астрономией. В шест­надцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратяочень не­большие деньги, которые полу­чал из дома, в основном на кни­ги. Потом,вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерномсдал экзамены на звание учите­ля. Гениальный ученый-самоуч­ка, на многоопередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла стра­датьего самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.
 
АльбертЭйнштейн (1879-1955)
 
В детстве настолько медлен­ноучился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строилачестолю­бивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью,ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Самон вспоминал, что был оди­ноким и мечтательным ребен­ком, испытывал трудности воб­щении со сверстниками, избе­гал шумных игр. Любил строить сложныеконструкции из куби­ков и карточные домики высо­той до четырнадцати этажей. Былподвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатиябеспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка сталаего духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом.Одиннадцатилетним  пережил период горячей рели­гиозной веры, который сменил­сяпериодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленноусваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него небыло. Слабым местом была лишь физкульту­ра. Его учитель греческого во­шел висторию, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.
Специалистом по древнимязыкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел ми­литаризма. Отказался отнемец­кого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в воз­расте семнадцатилет.
По собственным воспомина­ниям,в шестнадцать лет заду­мался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийсяпо небу луч света.
Ханс Кристиан ЭРСТЕД(1777-1851)
Родился в семье бедногоаптекаря. Денег на образова­ние особенно не было, так что вместе с братомАндерсом учился, где придется: у парик­махера — немецкому языку, у женыпарикмахера — датскому, у пастора — грамматике, исто­рии и литературе, уземлеме­ра — математике. Заезжий сту­дент рассказал как-то о свой­ствахминералов. В двенад­цать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же,попав в Копенгаген­ский университет, взялся изучать все сразу: медицину, фи­зику,астрономию, филосо­фию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе«Границы поэзии и про­зы». В физику Эрстед пришел позже.

 
Литература
1.   Азерников В.З. Физика. Великие открытия. — М.: ОЛМА-пресс, 2000.
2.   Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. — М.: Высшая школа, 1989.
3.   Замечательные ученые. — Биб­лиотечка «Квант».1980.
4.   Лишевский В.П. Охотники за истиной. — М.: Наука, 1990.
5.   Они создавали физику. — М.; Бюро «Квантум»,1998.
6.   Храмов Ю.А. Физики. -М.: Наука, 1983.