Министерство образования Республики Башкортостан
МОУ СОШ №1 с. Аскино
Реферат на тему:
Великие ученые.
Выполнил: ученик 10 А класса
Зиязов Алмаз
Руководитель: Хакимова Ф.М.
Аскино — 2007
ПЛАН
Амедео Авогадро Нильс Бор Андре Мари Ампер Даниил Бернулли Людвиг Больцман Александр Вольт Галилео Галилей Генрих Рудольф Герц Роберт Гук Николай Егорович Жуковский Шарль Огюстен Кулон Игорь Васильевич Курчатов Лев Давидович Ландау Петр Николаевич Лебедев Эмилий Христианович Ленц Михаил Васильевич Ломоносов Джеймс Клерк Максвелл Исаак Ньютон Георг Симон Ом Блез Паскаль Карл Эрнст Людвиг Планк Эрнест Резерфорд Вильгельм Конрад Рентген Александр Григорьевич Столетов Майкл Фарадей Бенджамин Франклин Константин Эдуардович Циолковский Альберт Эйнштейн Ханс Кристиан Эрстед
Талант есть способность обрести собственную судьбу.
Томас Манн. Какими были они, смотрящие на нас сейчас с портретов?
· Баловнями судьбы?
· Борцами во имянауки?
· Учеными«сухарями»? Все знающими и понимающими мудрецами?
· Совершали свои открытия вопреки или благодаря обстоятельствам?
· Способности кнаукам проявили еще в раннем детстве, не мыслили себя ни кем иным, какученым-физиком?
· В детские годынадежд не подавали, скорее, наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущимив своем собственном мире?
· Вопросами,связанными с физикой, стали заниматься далеко не в юные годы?
· Посвятили физикевсего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?
· Предлагаемая нижеподборка может послужить материалом для конференций, факультативных занятий,может быть использована к слову, к месту на обычном уроке, если учитель почувствует,что сказанное окажется важным для кого-то из его учеников.
Амедео АВОГАДРО (1776-1856)
Полное его имя — ЛоренцоРомано Амедео Карло Авогад-ро ди Кваренья э ди Черрето. Третий из восьми детейслужащего судебного ведомства, предки которого с XII в. состояли на службекатолической церкви. Должность передавалась по наследству. В двадцать летАмедео получил ученую степень доктора церковного права. Двадцатипятилетнийюрист начал все свое свободное время посвящать физико-математическим наукам.
Нильс Бор (1885-1962)
Из семьи профессора физиологии Копенгагенскогоуниверситета. Среди друзей родителей были музыканты, писатели, художники. Этобыл открытый дом, где у Нильса и его брата Харольда (на год младше) старалисьразвить уверенность в себе, привить уважение к знаниям, труду, к другим людям.В школе Нильс считался способным учеником, в университете — способнымстудентом. Участвовал в кружке по обсуждению научных и философских проблем,увлекался футболом. Братья входили даже в состав национальной сборной Дании истали знамениты на всю страну до обретения научной славы. Когда Нильс Борстал Нобелевским лауреатом, датские спортивные газеты вышли с заголовками:«Нашему вратарю дали Нобелевскую премию».
Андре Мари АМПЕР (1775-1836)
Был, что называется,поздним ребенком в семье торговца лионскими шелками. Исключительныеспособности проявились в раннем возрасте. Быстро выучился чтению и арифметике.Читал все подряд (у отца была хорошая библиотека). Однажды его застали за чтениемэнциклопедии.
— Что ты читаешь, Андре?-спросил отец.
– Я читаю статью обаберрации, — ответил одиннадцатилетний ребенок. И изложил суть этогонепростого явления.
Никогда не ходил в школу,не прошел классического курса обучения. Сам учил латынь, потому что толькотак мог прочитать интересующие его вещи. «Знаешь ли ты, как производитсявычисление корней?» — спросил приглашенный учитель математики. «Нет, зато яумею интегрировать!» — ответил мальчик. Время расцвета Ампера как ученогопришлось на 1814-1824 гг., т.е. к сорока годам.
ДаниилБЕРНУЛЛИ (1700-1782)
В шестнадцать лет получил степень магистра философии.Примерно в это же время начал изучать математику под руководством старшегобрата (Даниил — представитель известной династии ученых Бернулли). В двадцатьодин год ему была присвоена степень лиценциата медицины. Гидродинамикой,принесшей ему известность, он стал заниматься уже ближе к сорока годам.
Людвиг БОЛЬЦМАН (1844-1906)
Родился в Вене. Отец — чиновник Имперского министерствафинансов. С детских лет интересовался математикой и естествознанием. В гимназиисчитался способным и трудолюбивым. С удовольствием занимался музыкой. Еголюби-мым.композитором был Бетховен, любимым поэтом — Шиллер. В девятнадцатьлет поступил в Венский университет. С этого момента началась его активнаянаучная и преподавательская деятельность.
АлександрВольт (1745-1827)
Родился в родовом имении,где его предки жили в течение многих веков. Родители считали, что ребенокразвивается ненормально: маленького роста, не говорит. Его считали немым дотех пор, пока в четырехлетнем возрасте он не произнес свое первое слово:«Нет!» Учился в школе ордена иезуитов. Будучи восемнадцатилетним юношей, ужебойко переписывался с наиболее видным физиком-электриком того времени — преподобнымаббатом Нолле. Расцвет Вольта как ученого приходится на возраст сорокпять-пятьдесят лет.
Галилео ГАЛИЛЕЙ(1564-1642)
Отец хотел, чтобы мальчикстал врачом, за тем и послал его учиться в Пизанский университет. Однакосемнадцатилетнему Галилею не особенно нравилась медицина. Он оставил университети начал серьезно заниматься математикой и механикой. В двадцать два года онписал серьезные научные работы, например, о центре тяжести тел. В двадцатьпять лет он -преподаватель Пизанского университета. Должность профессораматематики была почетной, но малооплачиваемой.
Генрих Рудольф ГЕРЦ(1857-1894)
В гимназии учился прекрасно. Обожал все предметы безисключения — в равной степени физику и арабский язык. Любил писать стихи ивытачивать фигурки на токарном станке. Говорят, что, когда Герц стал известнымученым, его наставник по токарному делу с сожалением заметил: «Жаль. Из негомогбы получиться отличный токарь». За что бы он ни брался, все получалось.Генрих Герц был сыном сенатора. Когда он родился, врачи единодушно утверждали,что он не жилец на белом свете. Болезни преследовали его все тридцать сеиь летжизни.
Роберт Гук (1635-1703)
Родился в семье настоятеляцеркви на острове Уайт (Англия). Отец хотел, чтобы сын тоже стал священником.Но у мальчика было настолько слабое здоровье, что он не мог даже ходить вначальную школу со сверстниками. Свой досуг он посвящал конструированиюразличных механизмов. Такая безмятежная жизнь оборвалась в тринадцать лет — умер отец. Гук поступил учеником к одному лондонскому живописцу. Вскоре решил,что и без специальной подготовки достаточно хорошо рисует, а запах краскивызывал у него головную боль. Он оставил живопись и потупил в школу –готовиться в университет. Изучал греческий, латынь, геометрию Евклида. В восемнадцать лет он — студент Оксфордскогоуниверситета. На жизнь зарабатывал в качестве хориста в церкви, ассистента ухимика, который и рекомендовал его одному молодому аристократу, увлеченномунаукой, Роберту Бойлю.
К сожалению, несуществует портрета Гука не только в раннем возрасте, но и ни одного вообще: вприступе ревности И.Ньютон после смерти Гука приказал уничтожить все егопортреты (он считал Гука своим соперником в науке). Приведенный портретявляется реконструкцией облика ученого по описаниям современников.
Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ(1847-1921)
В одиннадцать лет был отправлениз Владимирского имения родителей учиться в 4-ю московскую гимназию. Начиная с3-го класса выделялся как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественнымнаукам. Трудно давались ему иностранные языки, особенно латынь и немецкий.Любил опыты по физике. Мастерил разнообразные модели и приборы. По окончаниигимназии собирался поступать в Петербургский институт инженеров путейсообщения, по стопам отца. Обучение там стоило дорого — семья не могла позволитьсебе такие расходы. Отец советует поступить в Московскийуниверситет, на факультет математики. Шестнадцатилетнему Николаю было оченьнелегко. Из письма к матери в то время: «… А время уже подумать, и серьезно,о самом себе, я уже не ребенок. Оканчивая университет, нет другой цели, каксделаться великим человеком, а это так трудно: кандидатов на имя великого такмного…» Мечта Жуковского стать инженером осуществилась в зрелом возрасте.
Шарль Огюстен КУЛОН(1736-1806)
Поступил на военную службусразу по окончании школы. Прошел инженерную подготовку. Строил оборонительныесооружения на острове Мартиника. Одновременно с военной службой проводилнаучные исследования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорокагодам.
Игорь Васильевич КУРЧАТОВ(1903-1960)
Юность пришлась на годыреволюции и гражданской войны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл намандолине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал вовремя учебы в мундштучной мастерской,осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большоебудущее, учитель словесности – тоже. Поступил в Таврический университет,закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шлавойна. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал,чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорожной ветки,сторожем, даже воспитателем.
Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)
Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил вБакинский экономический техникум, через два года закончил его. В четырнадцатьлет — студент Бакинского университета. Многие современные школьники в этомвозрасте только начинают знакомиться с физикой.
Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегрировать- в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, кдвадцати годам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать сочинения.Постоянно были проблемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за сочинениео Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скучнаяособа».
Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ(1866-1912)
Родился в Москве, в семьеслужащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище,заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем вМоскве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помогаетучителю физики с демонстрацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрестинекоторые электрические приборы. Сам устанавливаетв квартире электрический звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надеждыотца сделать сына своим достойным деловым наследником рушились.Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем вМосковское техническое училище (сейчас — Технический университет им.Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты иразличные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками,купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пересиливало.Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюбляться, иначе все пойдет прахом имне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым человеком).
Эмилий ХристиановичЛЕНЦ (1804-1865)
Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это былаРоссийская империя. Бросил учебу в университете, чтобы отправиться втрехлетнее кругосветное путешествие. Проводил географические исследования.По их результатам в двадцать четыре года стал адъюнктом Петербургскойакадемии наук, а в двадцать шесть лет – академиком. Занялся реорганизациейфизической лаборатории и собственными физическими исследованиями.
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ(1711-1765)
Родился неподалеку от городаХолмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жители занимались морскимпромыслом. С десяти лет вместе с отцом в плаваниях стал участвовать иМихаил. Читать он научился в двенадцать лет — у местного дьячка. Перечитал вседоступные ему книги. Тяга к знаниям оказалась настолько сильной, что ужесовсем взрослым, девятнадцатилетним (а он с десяти лет работал!), отправился вМоскву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, ученикамиСлавяно-греко-латинской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын [3копейки] в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше какна денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другиенужды». Обучение в академии было рассчитано на 13 лет. За первый год Ломоносовсумел закончить три класса, а за 5 лет — весь курс.
Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ(1831-1879)
Детство его было счастливым. Трехлетний ребенок исследовалвсе вокруг. Как звонок колокольчика для вызова прислуги может передаваться попроволоке в другие комнаты? Загадка! У него были на редкость добрые, мудрые ивнимательные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что слова: «Покажи мне, как это делается», — постоянно сопутствуютему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов онпоначалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий спомощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королевскогонаучного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать летпоступил в Эдинбургский университет, а в девятнадцать перешел в Кембридж.
Исаак Ньютон (1643-1727)
Родился маленьким и хилым,однако прожил восемьдесят пять лет, болея не больше обычного. Ребенкомсчитался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. Например,сделал мельницу, колесо которой приводила в движение мышь; фонари, солнечныеи водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в воздухе, пугал соседей.Много читал. Родные хотели видеть его фермером, возможно, священником. Но, сдетства нелюдимый, обидчивый, любивший уединение молодой человек решил серьезнозаняться наукой. В восемнадцать лет он — студент Кембриджа, в двадцать двагода (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные своиработы он сделал в сравнительно молодом возрасте. Ни разу не покинул пределовАнглии, не выезжал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.
Георг Симон ОМ(1787-1854)
Родился в семье слесаря.Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постояннонуждалась, Георг учился — сначала в гимназии, а потом в университете. Однако,по воле отца, считавшего, что сын слишком много внимания уделяетразвлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику водной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдатьэкзамены в университет. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже.
Блез ПАСКАЛЬ(1623-1662)
Отец разработал систему воспитания детей (в семье кромеБлеза было еще две дочери), которая исключала точные науки. Он боялся, чторанняя увлеченность математикой и естественными науками помешает гармоничномуразвитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет.Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.
Макс Карл Эрнст ЛюдвигПЛАНК (1858-1947)
Родился в семье профессорагражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался стальмузыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепиано) сЭйнштейном, исполнявшим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в старшихклассах гимназии.
Один из преподавателейМюнхенского университета отговаривал Планка связывать свои интересы именно стеоретической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточнить детали.
Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)
Четвертый ребенок мелкогофермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь детей. Отцу не под силубыло дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста идо получения высшего образования, все время учился на стипендии. Живой, активный,веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университете играл форвардом вфутбольной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат,что по тем временам было довольно трудно.
В 1891 г., будучи двадцатилетнимстудентом, на заседании Научного общества сделал доклад «Об эволюции материи»,где высказал совершенно революционные мысли: все атомы состоят из одних и техже частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извинитьсяперед Научным обществом.
Вильгельм Конрад РЕНТГЕН(1845-1923)
Ученый, получивший первую Нобелевскую премию, не имелшкольного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикатуруна учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестатаи при попытке сдать экзамены экстерном — его экзаменатором оказался тотсамый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзябыло и мечтать. Случайно уже двадцатилетний молодой человек узнает о том, чтов швейцарском городе Цюрихе открылся новый Политехнический институт, гдепринимаются вольнослушатели (т.е. аттестат не обязателен). Туда-то он и поступилна машиностроительный факультет.
АлександрГригорьевич Столетов (1839-1896)
Родился в семье небогатоговладимирского купца — владельца бакалейной лавки. Научился читать в четырегода. С пяти лет чтение — любимое занятие. Писал стихи, в гимназии с товарищамивыпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время статьпрофессиональным музыкантом. В последние годы учебы в гимназии любимымипредметами стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу.Семнадцатилетний юноша стал студентом физико-математического факультета Московского университета (за казенный счет,т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной частиМинистерства народного просвещения»).
Майкл ФАРАДЕЙ (1791-1867)
Родился в Лондоне, в семьекузнеца. Получил лишь начальное образование. С двенадцати лет начал работатьразносчиком газет, подмастерьем в переплетной мастерской. Самоучка, оченьмного читал.
Бенджамин ФРАНКЛИН(1706-1790)
Политический деятель. ВАмерике по сей день является одним из самых почитаемых людей за все времяистории США. Его работы по электричеству были сделаны за короткий периодвремени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он посвятил семь лет, будучи уже взрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся громоотводом, понятиями«положительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могутувидеть на стодолларовой купюре.
Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ(1857-1935)
Родился в семье лесника. Кроме него — еще двенадцать детей.В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерялслух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он оказался изолированнымот остальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слышалучителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир — книги. Лет счетырнадцати-пятнадцати стал интересоваться физикой, математикой, химией,астрономией. В шестнадцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратяочень небольшие деньги, которые получал из дома, в основном на книги. Потом,вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерномсдал экзамены на звание учителя. Гениальный ученый-самоучка, на многоопередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла страдатьего самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.
АльбертЭйнштейн (1879-1955)
В детстве настолько медленноучился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строилачестолюбивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью,ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Самон вспоминал, что был одиноким и мечтательным ребенком, испытывал трудности вобщении со сверстниками, избегал шумных игр. Любил строить сложныеконструкции из кубиков и карточные домики высотой до четырнадцати этажей. Былподвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатиябеспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка сталаего духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом.Одиннадцатилетним пережил период горячей религиозной веры, который сменилсяпериодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленноусваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него небыло. Слабым местом была лишь физкультура. Его учитель греческого вошел висторию, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.
Специалистом по древнимязыкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел милитаризма. Отказался отнемецкого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в возрасте семнадцатилет.
По собственным воспоминаниям,в шестнадцать лет задумался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийсяпо небу луч света.
Ханс Кристиан ЭРСТЕД(1777-1851)
Родился в семье бедногоаптекаря. Денег на образование особенно не было, так что вместе с братомАндерсом учился, где придется: у парикмахера — немецкому языку, у женыпарикмахера — датскому, у пастора — грамматике, истории и литературе, уземлемера — математике. Заезжий студент рассказал как-то о свойствахминералов. В двенадцать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же,попав в Копенгагенский университет, взялся изучать все сразу: медицину, физику,астрономию, философию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе«Границы поэзии и прозы». В физику Эрстед пришел позже.
Литература
1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия. — М.: ОЛМА-пресс, 2000.
2. Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. — М.: Высшая школа, 1989.
3. Замечательные ученые. — Библиотечка «Квант».1980.
4. Лишевский В.П. Охотники за истиной. — М.: Наука, 1990.
5. Они создавали физику. — М.; Бюро «Квантум»,1998.
6. Храмов Ю.А. Физики. -М.: Наука, 1983.