Содержание 1. Сокращения 3 стр. 2. Введение 4 стр. 3. Об организации СБСЕ 6 стр. 1. Система «трех корзин», вопрос об охране ОПС 7 стр. 4. Венская встреча 1986 года представителей государств – участников СБСЕ 8 стр. 1. Повестка дня 9 стр. 2. Решения государств – участников 10 стр. 3. Основные принципы принятые в области охраны окружающей среды 11 стр.
4. Результаты встречи 13 стр. 5. Заключение 15 стр. 6. Использованная литература 18 стр. 1. Сокращения МДБ – меры укрепления доверия и безопасности ООН – Организация объединенных наций ОПС – окружающая природная среда СБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в
Европе СССР – Союз Советских Социалистических Республик США – Соединенные Штаты Америки 2. Введение Изменения биосферы в результате человеческой дея¬тельности стали стремительными. Человек выступает в ка¬честве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли. За последние 30—40 лет исчезли многие виды живот¬ных и растений, кислотные дожди привели к закислению почв и гибели лесов в Западной Европе и Северной Аме¬рике, вследствие сброса технологических отходов
изме¬нился видовой состав флоры и фауны во многих водоемах Северного полушария и, наконец, в промышленно разви¬тых странах за эти годы резко увеличилось количество новорожденных детей с патологическими отклонениями. Воздействие общества на окружающую среду является следствием технических процессов, основным воплощением которых является прогресс. Цивилизация с таким взаимоотношением человека с природой называется технологической.
Основная причина изучения экологии – это связь с важнейшими проблемами человечества: – истощение природных ресурсов; – загрязнение окружающей среды; – изменение естественных сообществ. Промышленное развитие влечёт развитие процессов: индустриализацию, урбанизацию, рост численности населения. Это ведёт к обострению проблем: – ущерба, наносимого производством природной среде; – рост недостатка сырья и энергии; – развитие городских территорий. Решать общечеловеческие, глобальные проблемы сила¬ми
одного государства или группы государств нельзя. Не¬обходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран. Со¬трудничество на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, на основе добросовестного выпол¬нения принятых обязательств, норм международного права. В настоящее время требуется принятие обязательных принципов и норм поведения государств, а также опреде¬ление
основных направлений международного сотрудни¬чества в экологической области. В качестве примеров воз¬можных шагов можно назвать налаживание широкого об¬мена информацией по экологическим вопросам, взаимное предоставление доступа к передовым технологиям, уста¬новление строгой отчетности государств об их природоох¬ранной деятельности и экологических инцидентах. Цель: Актуальность Венской встречи государств — участников
СБСЕ (1986) по сотрудничеству и решению проблем охраны окружающей среды в межгосударственных отношениях. Для достижения вышеуказанной цели поставил следующие задачи: 1. Международное значение деятельности СБСЕ. 2. Система «трех корзин», вопрос об охране ОПС. 3. Венская встреча (1986) государств-участников СБСЕ. 4. Основные принципы принятые в области охраны окружающей среды.
5. Результаты Венской встречи (1986) государств участников СБСЕ. 3. Об организации СБСЕ Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) – уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики. Хотя официальной датой возникновения СБСЕ считается 1 августа 1975 г когда собравшиеся в
Хельсинки главы государств и правительств 35 стран Европы и Северной Америки подписали Заключительный акт СБСЕ, механизм Совещания начал складываться, как минимум, на пять лет раньше. По крайней мере, именно с 1970 г. в Женеве проходили многосторонние переговоры между Советским Союзом и рядом стран Западной Европы, способствовавшие созданию благоприятной атмо¬сферы для
созыва Хельсинского совещания . В контексте этих позитивных перемен, свидетельствовавших о смягчении конфронтации Востока и Запада, стало возможным начать процесс многосторонних консульта¬ций в Хельсинки, имевших целью «содействие улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий, в которых их народы могут жить в мире, будучи ограждены от любой угрозы по¬кушения на их безопасность» . Эти консультации стартовали в ноябре 1972 г. и завершились в июле 1973 г. договоренностью о
Заключитель¬ных рекомендациях (называемых также «Голубой книгой»). В заклю¬чительных рекомендациях содержались положения, касающиеся ор¬ганизации СБСЕ, его повестки дня, состава участников, даты и места проведения переговоров, правил процедуры и порядка финансирования. Принять участие в переговорах были приглашены все европей¬ские государства, Соединенные Штаты Америки и Канада. Процесс СБСЕ, таким образом, изначально носил над блоковый характер
и был первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, прием¬лемой для Европы в целом. 1. Система «трех корзин» В рамках СБСЕ сло¬жилась система «трех корзин», т. е. трех больших блоков проблем, под¬лежавших обсуждению на совещании в соответствии с консенсусными договоренностями, которые охватывали все сферы межгосударст¬венных отношений. К первой корзине относились вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями,
ко вто¬рой — развитие сотрудничества в области экономики, науки и техни¬ки, окружающей среды, к третьей — сотрудничество в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, об¬разование), а также права человека. В условиях продолжавшегося (хотя и несколько смягчившегося) противостояния двух идеологических сис¬тем основной акцент в первый период существования СБСЕ был пере¬несен именно на проблемы «третьей корзины».
Такая ориентация СБСЕ отвечала, в первую очередь, интересам Запада, стремившегося полу¬чить дополнительные рычаги давления на государства коммунистиче¬ского блока, и, до некоторой степени, не противоречила интересам Советского Союза и стран Варшавского Договора, которые, подписав Заключительный акт, не только укрепляли свои позиции на междуна¬родной арене, но и приобретали определенное
политическое реноме. Рассмотрим более подробно развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды. Решать общечеловеческие, глобальные проблемы сила¬ми одного государства или группы государств нельзя. Не¬обходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран. Со¬трудничество на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, на основе добросовестного выпол¬нения принятых обязательств, норм международного права.
Постановлением Верховного Совета СССР «О неотлож¬ных мерах экологического оздоровления страны» (1989 г.) предусмотрено расширить международное сотрудничество на многосторонней и двусторонней основе по природоохранным и глобальным экологическим проблемам. Обеспе¬чить выполнение принятых СССР международных обяза¬тельств по экологическим проблемам принятых в Венской встрече 1986 года представителей государств – участников
СБСЕ. Эффективность программ охраны природы и использо¬вания ее ресурсов возрастает пропорционально росту тер¬ритории, на которой они проводятся. Наибольший эффект достигается при объединении усилий нескольких стран, ставящих перед собой общие цели и добивающихся их ре¬ализации. Советский Союз был одним из инициаторов Проведения совещания в Вене по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось подписанием
За¬ключительного акта. Участники совещания согласились изучить проблемы окружающей среды и принимать всевоз¬можные меры для успешного решения. Именно СССР был инициатором запрещения ядерных испытаний в трех сферах. Заключение соглашения по это¬му вопросу явилось поистине бесценным вкладом в дело спасения планеты от радиоактивного заражения. 4. Венская встреча 1986 года представителей государств – участников СБСЕ Представители государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе (СБСЕ) провели встречу в Вене с 4 ноября 1986 года по 19 января 1989 года в соответствии с положениями Заключительного акта, относящимися к дальнейшим шагам после Совещания, а также на основе других соответствующих документов СБСЕ. Представители государств-участников вновь подтвердили свою приверженность процессу СБСЕ и подчеркнули его существенную роль в повышении доверия, открытии новых путей для сотрудничества,
содействии уважению прав человека и основных свобод и тем самым укреплению международной безопасности. Государства-участники приветствовали благоприятное развитие международной обстановки с момента завершения Мадридской встречи в 1983 году и выразили свое удовлетворение тем, что процесс СБСЕ способствовал такому развитию. Отметив интенсификацию политического диалога между ними и важный прогресс, достигнутый на переговорах по вопросам военной безопасности и разоружения, они согласились
в том, что должны прилагаться новые усилия с целью закрепления этих позитивных тенденций и достижения существенного дальнейшего улучшения их взаимоотношений. Они вновь подтвердили свою решимость полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке все положения Заключительного акта и других документов СБСЕ. 4.1. Повестка дня Представители государств-участников провели углубленный обмен мнениями как о
выполнении положений Заключительного акта, Мадридского итогового документа и задач, определенных Совещанием, так и, в контексте вопросов, обсуждавшихся на нем, об углублении их взаимоотношений, упрочении безопасности и развитии сотрудничества в Европе и процесса разрядки в будущем. В ходе этого обмена мнениями государства-участники углубленно и детально рассмотрели выполнение Заключительного акта и Мадридского итогового документа.
Различные и порой противоречащие друг другу взгляды были высказаны относительно степени реализации этих обязательств. Наряду с тем, что участниками отмечалось обнадеживающее развитие во многих областях, были подвергнуты критике сохраняющиеся серьезные недостатки в выполнении этих документов. Была проведена открытая и откровенная дискуссия по вопросу о применении и уважении принципов Заключительного акта. Была выражена обеспокоенность серьезными нарушениями ряда этих принципов.
В фокусе интенсивного и противоречивого по характеру обсуждения были, в частности, вопросы, относящиеся к уважению прав человека и основных свобод. Государства-участники согласились, что полное уважение принципов во всех их аспектах существенно важно для улучшения их взаимных отношений. Было проведено обсуждение выполнения положений Заключительного акта, касающихся мер укрепления доверия, сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды, вопросов, относящихся к безопасности
и сотрудничеству в Средиземноморье, а также сотрудничества в гуманитарных и других областях. Было также обсуждено выполнение положений Мадридского итогового документа и других документов СБСЕ. Было сочтено, что многочисленные возможности, предоставляемые Заключительным актом, не были в достаточной мере реализованы. Государства-участники также выразили озабоченность в связи с распространением терроризма и безоговорочно
осудили его. Обсуждение отразило более широкий контекст процесса СБСЕ и подтвердило важность учета его всемирного измерения при выполнении положений Заключительного акта. 4.2. Решения государств – участников Представители государств – участников рассмотрели все представленные на встрече предложения и пришли к согласию относительно следующего: – развивать нынешние позитивные изменения в их отношениях, с тем
чтобы сделать разрядку жизнеспособным, всесторонним и подлинным процессом, всеобщим по охвату; – принять на себя ответственность за выполнение полностью обязательств, содержащихся в Заключительном акте и других документах СБСЕ; – наращивать свои усилия в поисках решения проблем, отягощающих их от ношения, и в целях укрепления гарантий международного мира и безопасности; – содействовать сотрудничеству и диалогу между ними, обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод и облегчать
контакты и общение между людьми; – прилагать новые усилия в целях достижения дальнейшего прогресса в укреплении доверия и безопасности и содействия разоружению. 4.3. Основные принципы принятые в области охраны окружающей среды. 1. Призывает реформируемые страны уделять достаточное внимание при определении экономической и промышленной политики важным вопросам охраны окружающей среды и рекомендует создание масштабных программ, направленных
на преодоление загрязнения почв, воздуха и воды, решение проблемы захоронения опасных отходов и общего ухудшения экологии и на реализацию международно признанных стандартов безопасности на ядерных установках; 2. Призывает реформируемые страны осуществлять стратегии устойчивого развития, направленные на экономический рост, достаточно прочный с социальной точки зрения и сохраняющий их основные ресурсы и окружающую среду для будущих поколений; 3. Настоятельно призывает западные страны, осознавая международные последствия
деградации окружающей среды, особенно в результате работы ядерных установок, сотрудничать и помогать странам Восточной Европы в решении их экологических проблем, которым Европейский Союз решил уделить особое внимание, в первую очередь в ликвидации последствий планетарной чернобыльской радиационной катастрофы, однако предусматривая при этом, чтобы вопросы окружающей среды и права местных жителей должным образом учитывались странами, получающими западную помощь;
4. Осознавая губительные последствия чернобыльской трагедии, дальнейшего функционирования Чернобыльской АЭС для Европы и генофонда человечества, рекомендует западным странам Парламентской Ассамблеи СБСЕ создать новы конструктивные механизмы экономического, научно – технического сотрудничества, а также финансовой помощи и компенсации Украине затрат по закрытию Чернобыльской АЭС, решению связанных с этим неотложных экологических и медицинских
проблем; 5. Призывает международные финансовые учреждения лучше координировать свою деятельность в предоставлении технической, научной и финансовой помощи реформируемым странам Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза с целью ускорения их экономического, научного и социального развития в соответствии с основными требованиями охраны окружающей среды; 6. Трансграничные проблемы (определение норм лова рыбы в открытых
водах, сброс в открытый океан загрязняющих веществ, проведение там ядерных испытаний и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке. В каждом конкретном случае необходим консенсус, т. е. международное соглашение. 7. Государства не должны экспортировать загрязнение или создавать экологически грязные производства в более бедных странах. (Этот принцип касается деятельности многих стран, например, Японии, которая продает отходы для захоронения в бедные страны.) 8.
Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Международные действия должны быть направлены на улучшение экологической ситуации в первую очередь в разви¬вающихся странах. 9. Экологические законы и стандарты принимаются в разных странах с учетом их экологического и социального состояния. То, что считается стандартом для одной страны, может быть
изменено в другой стране. 4.4. Результаты встречи Венская встреча была более плодотворной, чем предыдущие, и характеризовалась резким снижением уровня конфрон¬тации между Востоком и Западом по проблемам «третьей корзины». Наметившееся достижение взаимопонимания по целому ряду дискус¬сионных проблем, служивших ранее поводом для ожесточенных деба¬тов, сопровождалось достаточно четко прослеживаемой боязнью ска¬титься назад,
к идеологическим баталиям Мадрида и Белграда. Имен¬но этим, по-видимому, объясняется тенденция избегать четких и кон¬кретных заявлений в официальных документах, ставшая к моменту окончания Венской встречи характерной чертой СБСЕ. В целом международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды на сегодняшний день пока недостаточно эффективно. Например, план проведения «Международного десятилетия водо¬снабжения» (1981 —1990), в результате которого
питьевую воду высокого качества должен был получить 1 млрд. людей, не был выполнен из-за противоречий между богатыми странами и бедными странами, которым нужна помощь. Не «работают» и некоторые другие международные соглашения. Главной при¬чиной, обусловившей ярко выраженное стремление СБСЕ обходить «острые углы», разумеется, являлся принцип консенсуса, в соответст¬вии с которым любое
государство-участник, будучи несогласным с тем или иным положением итогового документа встречи могло отказаться от его подписания и тем самым автоматически поставить все мероприя¬тие под угрозу срыва. Новые надежды, связанные с потеплением меж¬дународной обстановки, были слишком привлекательны, чтобы рис¬ковать судьбой Хельсинкского процесса Поэтому СБСЕ практически никак не отреагировало на перемены в Центральной и Восточной Европе, которые были уже более чем очевидными к моменту подписания итогового
Венского документа, предпочитая сохранять видимость еди¬нодушия. 5. Заключение 1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) – уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики. СБСЕ содействует улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий, в которых
их народы могут жить в мире, будучи ограждены от любой угрозы по¬кушения на их безопасность. 2. СБСЕ сло¬жилась система «трех корзин», т. е. трех больших блоков проблем, под¬лежавших обсуждению на совещании в соответствии с консенсусными договоренностями, которые охватывали все сферы межгосударст¬венных отношений. К первой корзине относились вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями, ко вто¬рой — развитие сотрудничества в области экономики, науки и техни¬ки, окружающей среды, к третьей
— сотрудничество в гуманитарной и других областях, а также права человека. Эффективность программ охраны природы и использо¬вания ее ресурсов возрастает пропорционально росту тер¬ритории, на которой они проводятся. Наибольший эффект достигается при объединении усилий нескольких стран, ставящих перед собой общие цели и добивающихся их ре¬ализации. Советский Союз был одним из инициаторов Проведения совещания в
Вене по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось подписанием За¬ключительного акта. Участники совещания согласились изучить проблемы окружающей среды и принимать всевоз¬можные меры для успешного решения. 3. Представители государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) провели встречу в Вене с 4 ноября 1986 года по 19 января 1989 года в соответствии с положениями
Заключительного акта, относящимися к дальнейшим шагам после Совещания, а также на основе других соответствующих документов СБСЕ. Представители государств-участников вновь подтвердили свою приверженность процессу СБСЕ и подчеркнули его существенную роль в повышении доверия, открытии новых путей для сотрудничества, содействии уважению прав человека и основных свобод и тем самым укреплению международной безопасности.
4 Призывает реформируемые страны уделять достаточное внимание при определении экономической и промышленной политики важным вопросам охраны окружающей среды и рекомендует создание масштабных программ, направленных на преодоление загрязнения почв, воздуха и воды, решение проблемы захоронения опасных отходов и общего ухудшения экологии и на реализацию международно -признанных стандартов безопасности на ядерных установках. – Призывает реформируемые страны осуществлять стратегии устойчивого развития сохраняющий их основные
ресурсы и окружающую среду для будущих поколений. – Призывает международные финансовые учреждения лучше координировать свою деятельность в предоставлении технической, научной и финансовой помощи реформируемым странам . – Трансграничные проблемы (определение норм лова рыбы в открытых водах, сброс в открытый океан загрязняющих веществ, проведение там ядерных испытаний и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке. –
Государства не должны экспортировать загрязнение или создавать экологически грязные производства в более бедных странах. – Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. 5. В целом международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды на сегодняшний день пока недостаточно эффективно. СБСЕ практически никак не отреагировало на перемены в Центральной и Восточной Европе, которые были уже более чем очевидными к моменту подписания итогового
Венского документа, предпочитая сохранять видимость еди¬нодушия. Цена этого выбора оказалась достаточно высокой — СБСЕ как система кооперативной безопасности оказалась неспособной к рас¬познаванию и локализации очага конфликта в зоне своего влияния. 6. Использованная литература 1. Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества //
Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д М S & P, 2000 2. Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье. – Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М Дип. Академия МИД РФ, 2000 3. Загорский А.В. Хельсинкский процесс.
М «Права человека», 2005 4. Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки // От Хельсинки до Бу¬дапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. — Т. I. — С. 33. 5. Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ. М Политиздат, 1986 6. Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии. – в кн. Кортунов А.В.Россия и Запад: модели интеграции.
М РНФ-РОПЦ, 1994 7. Новиков Ю.В. Природа и человек – М:. Просвещение, 1991- 223 с. 8. Петраков М. «Учителя» и «ученики» в ОБСЕ // Международная жизнь. – 2001, № 9 9. Ropers N Schlotter P. Regimeanalyse und KSZE-Process// Regime in den internationalen Beziehungen / Ed. by Kohler-Koch B. — Baden-Baden, 1989. —
P. 323 10. Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995 11. http://www.rusoir.ru/articles/zakon – Российское Объединение исследователей религии. 12. http://denrica.narod.ru/index1 – Учебные материалы.