Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье

Малков П.Ю.
Место праздникав границахправославногобогослужебногогода.
Праздник ВходаГосподня вИерусалимсовершаетсяза неделю доПасхи. Он относитсяк числу Господскихдвунадесятыхпраздников.
Связь праздникас событиямиСвященнойистории Ветхогои Нового Завета.
По мысли евангелистаМатфея, а вследза ним и древнихцерковныхтолкователей, в день ВходаГосподня вИерусалимисполнилосьветхозаветноепророчествооб образе явлениямиру ожидаемогоМессии. Вот чтоговорит пророкЗахария: “Ликуйот радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твойгрядет к тебе, праведный испасающий, кроткий, сидящийна ослице и намолодом осле, сыне подъяремной”(книга пророкаЗахарии 9:9). Такоестранное напервый взглядсобытие —торжественныйвход Царя нена коне, а именнона осле, объясняетсядревним обычаем: цари ездилина осле длятого, чтобыпоказать, чтоони не желаютвойны. Оселпредставлялсяживотным, символизирующимсостояние мира; поэтому и Христосвъезжает вИерусалим наосле, знаменуятем самым, чтоОн будет царствоватьне силой оружия, но Духом Господним.Именно таквступал в Иерусалими предок Спасителя— по Его человечеству— царь Давид.
Итак, пророчествоЗахарии нашлосвое исполнениев Новом Завете— в событииВхода Господняв Иерусалим.Об этом повествуютвсе четыреевангелиста(Евангелие отМатфея 21:1-11; Евангелиеот Марка 11:1-11; Евангелиеот Луки 19:29-44; Евангелиеот Иоанна 12:12-19).
Вот как описываетэто событиеевангелистМатфей: “И когдаприблизилиськ Иерусалимуи пришли в Виффагиюк горе Елеонской, тогда (Иисус)послал двухучеников, сказавим: пойдите вселение, котороепрямо передвами; и тотчаснайдете ослицупривязаннуюи молодого ослас нею; отвязав, приведите коМне. И если ктоскажет вамчто-нибудь, отвечайте, чтоони надобныГосподу; и тотчаспошлет их… Ученикипошли, и поступилитак, как повелелим Иисус. Привелиослицу и молодогоосла, и положилина них одеждысвои, и Он селповерх их. Множествоже народа постилалисвои одеждыпо дороге; адругие резаливетви с дереви постилалипо дороге. Народже, предшествовавшийи сопровождавший, восклицал: осанна (то есть“спасение”или “спаси нас”— возглас, которымевреи приветствовалицарей) сынуДавидову! благословенГрядущий (словоэто понималоськак мессианскийтитул) во имяГосподне! Осаннав вышних! И когдавошел Он в Иерусалим, весь городпришел в движениеи говорил: ктоСей? Народ жеговорил: Сейесть Иисус, Пророк из НазаретаГалилейского”(Евангелие отМатфея 21:1-4, 6-11).
Духовный смыслпраздника.
Праздник ВходаГосподня вИерусалимпосвящен последнимдням земнойжизни Спасителя.Вскоре послечуда воскрешенияЛазаря ЦарьМира — какВластитель, приходящийк Своим подданнымс миром — въезжаетв Иерусалимна подъяремнойослице и молодомосленке. Помысли толкователей, подъяремнаяослица здесь— символ евреев, находящихсяпод ярмом закона, а необъезженныйосленок — символеще непросвещенныхязычников; Господь жепришел воцаритьсяи над теми инад другими.Навстречу Емувыходят толпылюдей, наслышанныхо Его удивительныхчудесах, о Еговдохновенныхпроповедях.Жители городабросают подкопыта ослика— в знак уваженияко Христу, взнак своегопреклоненияперед Ним —собственныеодежды, онирадостно размахиваютзелеными ветвямифиниковых пальм(символ которых— наши северныеправославныевербы, приносимыев день праздникахрамы и окропляемыездесь святойводой), онивозглашаютЕму славословия.Люди встречаютИисуса Христа— как Царя икак Мессию.
Однако, христианевсегда помняти о том, как тотже самый народ, что в час ВходаГосподня вИерусалимвстречал Егос такой радостьюи с такими великимипочестями, —всего несколькодней спустяв ярости кричал, обращаясь кримскому своемуправителюПонтию Пилату:«распни, распниЕго». Ныне каждыйхристианин, наученныйгорьким опытомпредательстваиерусалимскихжителей поотношению коХристу, стремитсяк тому, чтобыне оказатьсяв том же самомположении, чтои древние иудеи.Ведь и каждыйприходящийв этот день вхрам и воздающийв нем хвалуБогу может тутже вновь предатьЕго на страданиеи смерть: и необязательночерез прямоеотречение отНего, порой —просто черезсвой грех, неблаговидныйпоступок, проявлениеличной ненавистик ближнему.Согрешая, обладающийподлиннымпокаяннымчувством христианинвсякий разощущает себяв роли распинателейСпасителя —как вновь ивновь причиняющийЕму мучения.
Вход в Иерусалимзнаменует собойблизость победынад смертьюи грехом, исполнениеобетованийБожиих всемверующим вНего. ОдновременноВход являетсобой и началоконца столькраткой земнойжизни Христа-Спасителя, а значит — изавершениямноговековогопути человеческогорода к своемуспасению воХристе. Конечноже, христианепомнят, чтоторжественныйВход в Иерусалимпредваряетсобой смертьИисуса, Егораспятие. И темне менее, радостьэтого дня даруетим некий твердыйзалог скорогонаступленияпасхальноготоржества.
Как пишет современныйправославныйбогослов протоиерейАлександрШмеман, “в Вербноевоскресеньемы знаем, чтопосле этоготоржестваСвоего Христосначнет восхождениек страданьями смерти. Носвет, зажегшийсяв этот день, будет освещатьи эту бездоннуютьму. За Крестоми смертью взойдетзаря неизреченнойпасхальнойрадости. Вотсмысл и силаэтих удивительныхдней, когда, завершив пост, мы готовимсяследовать заХристом к Еговольной страсти, к Его победномуснисхождениюв смерть, к ЕгопреславномуВоскресениюв третий день”.
История возникновенияпраздника.
Праздник ВходаГосподня вИерусалимвозникает ираспространяетсяв IV-V веках. Первоначальнонаиболее торжественноон отмечалсяв ИерусалимскойЦеркви (свидетельствооб этом мы находим, в частности, в описаниипаломничестваЭгерии в Иерусалим).
Характерныеособенностипраздничногобогослуженияв различныеисторическиепериоды. Авторыбогослужебныхтекстов.
Начиная с VII века, создаютсятексты, используемыепри совершениипраздничногобогослуженияи поныне. Например, канон праздникапринадлежитперу преподобногоКосьмы Маюмского, а трипеснцы(каноны, состоящиеиз трех песен)на повечерии— перу преподобногоАндрея Критского.
Особенно торжественнопразднествоВхода в Иерусалимсовершалосьв XVI—XVII вв. на Руси, в Москве. ПередЛитургией изУспенскогособора МосковскогоКремля черезСпасские вороташел крестныйход. Все направлялиськ храму Покрова“на Рву” (болееизвестногоныне как храмВасилия Блаженного)— для моленияна Лобном месте.В процессии— наравне схоругвями ииконами — возилиукрашенноецветами и плодамидерево. Приэтом патриархсидел на осле, которого велпод узду самцарь. По возвращениик Успенскомусобору украшенноеплодами деревопередавалосьнароду — дляугощения. Вконце XVII векаэтот обычайисчез.
Подготовительныйпериод праздника.Предпразднствои попразднство.
Праздник неимеет в календарени дней предпразднства, ни дней попразднства, однако, всяседмица передним именуется“седмицейваий”, и еебогослужебныетексты связаныпо смыслу ссобытиямивоскрешенияЛазаря и Входав Иерусалим.
Важнейшие чертыпраздничногобогослужения.
БогослужениеВхода Господняв Иерусалимсовершаетсяв зеленыхсвященническихоблачениях(зеленый цвет— один из символоввозрожденияжизни; он жесвязан и своспоминаниемо живой зеленипальмовыхветвей, которымиприветствовалиХриста жителиИерусалима)).Чинопоследованиеслужбы содержитсяв Постной Триоди.
В праздниксовершаетсяторжественноевсенощноебдение. В самыйего день — Литургиясв. Иоанна Златоуста.
Тропарь праздникавпервые звучитв храмах ещенакануне Входав Иерусалим, ибо он одновременноявляется итропаремпредшествующейЛазаревойсубботы: “Общеевоскресениепрежде Твоеястрасти уверяя, из мертвыхвоздвигл есиЛазаря, ХристеБоже, темже имы, яко отроцы, победы знаменияносяще, Тебе, Победителюсмерти вопием: осанна в вышних, благословенгрядый во имяГосподне”.Русский переводтропаря: “Уверяя, что будет общеевоскресениемертвых, ТывоскресилЛазаря преждеТвоих страданий, Христе Боже.Поэтому мыподобно детям, нося знамениепобеды (то есть, подобно темдетям, что держализнамение победы— пальмовыеветви), восклицаемТебе, Победителюсмерти: “осаннав вышних, благословенИдущий во имяГосподне”.
Праздник имееттакже и ещеодин тропарь, по смыслу ужене связанныйс Лазаревойсубботой:“СпогребшесяТебе крещением, Христе Боженаш, безсмертныяжизни сподобихомсявоскресениемТвоим, и воспевающезовем: осаннав вышних, благословенгрядый во имяГосподне”.Перевод второготропаря: “Спогребаясьс Тобой в крещении, Христе Боженаш, мы черезТвое воскресениесподобилисьбессмертнойжизни и в песнивосклицаем:“осанна в вышних, благословенИдущий во имяГосподне”. Вэтом тропарепроводитсяраспространеннаяв христианскомбогословиипараллель междусмертью ивоскресениемИисуса и крещениемуверовавшегов Него и присоединяющегосяк Церкви человека.Крещение понимаетсяздесь как со-распятиесо Христом, со-умираниес Ним, а значити со-воскресениес Господом —совоскресениеуже для вечной, бессмертнойжизни в Боге.
Кондак праздника:“На престолена небеси, нажребяти наземли носимый, Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспеваниеприял еси зовущихТи: благословенеси грядыйАдама воззвати”.Русский переводкондака: “Восседаяна небесномпрестоле, шествуяпо земле намолодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалуот ангелов ипрославлениеот детей, восклицавшихТебе: “благословенТы, Идущий призватьк Себе Адама”.
В стихирах иканоне праздникахристиане, совершающиеэто торжество, сравниваютсяс теми иерусалимскимиотроками, чтопрославляливъезжавшегов город Царя, а пальмовыеветви и постилаемыеЕму под ногиодежды сопоставляютсяс приносимымиХристу добрымихристианскимиделами: “Восплещемсогласно вернии, ветви добродетелейи мы, яко отроцыныне приносящеХристу, и Семубожественныхдел распростремодеяния, итаинственноСего приимем”.При этом основнаяпричина прославленияХриста при Еговходе в Иерусалим, по мысли церковныхпеснописцев, заключаетсяв том, что весьмир уже предчувствуетскорое освобождениеот рабстватлению и греху:“Понеже адсвязал есиБезсмертне, и смерть умертвилеси, и мир воскресилеси, с ваиамимладенцы восхваляхуТя Христе, якоПобедителя…”.
Паремии праздникатакже говорято разных сторонахдуховногосмысла празднуемогособытия — какоткрытогоявления мируЕго Царя иИзбавителя.Первая из них(книга Бытия49:1-2, 8-12) содержитпророчествоо том, что отдревнеговетхозаветногоправедникаИуды долженпроизойти некийПримиритель, под Которымтолкователипонимают ИисусаХриста. Втораясодержит пророчествоСофонии (книгапророка Софонии3:14-19) о торжествеСиона и ликованииИзраиля, потомучто среди нихпребываетГосподь, ЦарьИзраилев. Третьяпаремия содержитуже приводившеесявыше пророчествоЗахарии о Входев Иерусалим(книга пророкаЗахарии 9:9-15).
Евангельскиечтения на утрени(Евангелие отМатфея 21:1-11, 15-17) иЛитургии (Евангелиеот Иоанна 12:1-18)рассказываюто самом событииВхода Господняв Иерусалим.В апостольскомчтении на Литургии(Послание апостолаПавла к Филиппийцам4:4-9) все христианепризываютсяк радости, кротости, миролюбию, молитвенномунастроениюи верностиистинномувероучению.
Список литературы
Для подготовкиданной работыбыли использованыматериалы ссайта www.portal-slovo.ru
Лазарева суббота
Малков П.Ю.
Шестая субботаВеликого поста, предваряющаядень праздникаВхода Господняв Иерусалим, именуетсяЛазаревойсубботой.
Рассказ о чудевоскрешенияЛазарева содержитсяв Евангелииот Иоанна (11:1-44).
Неподалекуот Иерусалимав селении Вифанияжил, вместе сосвоими сестрамиМарфой и Марией, друг Христа— Лазарь. Онтяжело заболели сестры послалисообщить обэтом Иисусу.В это времяГосподь находилсядостаточнодалеко от столицы— за Иорданом.Однако, получивизвестие оболезни друга, Иисус не торопилсяк нему идти. Илишь когдаЛазарь умер, Христос с ученикамиотправилсянаконец в путь.При этом Онсказал апостолам:“Лазарь умер; и радуюсь завас, что Меняне было там, дабы вы уверовали”.Здесь Христосимел в виду то, что, благодарясмерти Лазаря, апостолы скороувидят отнюдьне какое-либо“простое”, ставшее ужепочти “привычным”для них чудоисцелениябольного, ноудивительноечудо воскрешенияиз мертвых.
Когда Господьпришел в Вифанию, Лазарь ужечетыре днянаходился вогробе: по обычаюон был похороненв пещере. Христоссначала встретилсяс Марфой, котораягорячо исповедоваласвою веру в Еговсемогуществои в то, что Он— воистину естьСын Божий. Затемона призваласвою сеструМарию, которая, в ответ на зов, пришла ко гробубрата и нашлаздесь Христа.После этогообе они выразилиуверенностьв том, что еслибы Христос былв Вифании вовремя болезниЛазаря, то недал бы ему умереть.
Вместе с Мариейк могиле пришлии многие изиудеев. Всеплакали надгробом, и Христос— из жалостик умершемудругу — заплакалвместе с ними.Затем, как повествуетЕвангелие, Онподошел когробу и сказал:“отнимитекамень (входв пещеру загораживалбольшой валун).Сестра умершего, Марфа, говоритЕму: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.Иисус говоритей: не сказалли Я тебе, что, если будешьверовать, увидишьславу Божию? Итак отняликамень от пещеры, где лежал умерший.Иисус же возвелочи к небу исказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышалМеня. Я и знал, что Ты всегдауслышишь меня; но сказал сиедля народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послалМеня. Сказавэто, Он воззвалгромким голосом: Лазарь! Идивон. И вышелумерший, обвитыйпо рукам и ногампогребальнымипеленами, илице его обвязанобыло платком.Иисус говоритим: развяжитеего, пусть идет”.
С одной стороны, это событиезримо явиловсем подлинноемогуществоХриста, Еговласть надтлением и смертью; для христианоно стало залогомтого, что Богспособен воскреситьне только Лазаря, но — после СвоегоВторого Пришествия— и всех иныхумерших людей.С другой стороны, это чудо прямосвязано такжеи с последующимизатем страданиямии смертью СамогоИисуса, ибоименно оно, посвидетельствуЕвангелия отИоанна, послужилоеще к большемуозлоблениюиудейскихпервосвященникови старейшинпротив Христа, их решимостиказнить Его(см. Евангелиеот Иоанна 11:46-57).
Время возникновенияи распространенияв ПравославнойЦеркви обычаяпразднованияЛазаревойсубботы — IV-V вв.Первоначальноторжественнейвсего этотпраздник отмечалсяв Иерусалиме.
ПеснопенияЛазаревойсубботы былисоставленыв VII-X веках святымиАндреем Критским(канон на повечерии), Косьмой Маюмским(“четверопеснец”— особый канон, состоящий изчетырех песен— на утрени), Иоанном Дамаскиным(второй канонна утрени), ФеофаномНачертанным(первый канонна утрени) иИмператоромЛьвом Мудрым(стихиры на“Господи воззвах”).
Вся предшествующаяпраздникуседмица соотносится— по смыслуисполняемыхв это время вхрамах песнопений— с событиемвоскрешенияЛазаря. Этотпериод именуетсяв богослужебныхтекстах “преддвериемЛазареваживотворения”.Вместе с тем, содержаниеэтих песнопенийнеразрывносвязано такжеи с явным предощущениемсобытия ближайшеговоскресенья— Входа Господняв Иерусалим.Поэтому онаименуется такжеседмицей “Ваий”(то есть пальм),“Цветною”,“Цветоносною”.
Такая неразрывнаявзаимозависимостьдвух этих торжеств— Лазаревойсубботы и Входав Иерусалим— лишний разподтверждаетсяхотя бы тем, что оба ониимеют одинобщий праздничныйтропарь (см.раздел, посвященныйпраздникуВербногоВоскресенья).
По своему обликубогослужениепраздникаЛазаревойсубботы оченьблизко к воскресному.Это единственныйдень церковногогода, когдавоскреснаяпо форме службасовершаетсяв “будничный”день.
По сути, СвятаяЧетыредесятницауже завершаетсяперед наступлениемдня Лазаревойсубботы, ипоследующаяседмица служитуже переходнойк праздникуПасхи.