Vi географическая площадка

Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2107 “География”. — М.: Просвещение, 1987. — 222 с: ил. Глава VI ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА § 1. ЗНАЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ И ЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ В последние годы наметилась и проявляется устойчивая тенденция к сокращению количества школьных географических площадок. В результате учащиеся не приобретают многих практических умений и навыков, формирование которых предусмотрено программой по географии.Вместе с тем в ряде работ по методике географии доказано, что географическая площадка — необходимое подразделение материальной базы школьной географии (СНОСКА: См Сухорукова А В Работа на географической площадке — М , 1974, Семакин Н К Географический кабинет и учебная площадка в школе — М , 1973, Кабинет географии /Под ред. Ю Г Барышевой — М , 1983 и др.).Это обусловлено тем, что многие уроки в курсах физической географии могут и должны проводиться на географической площадке: измерения на местности, моделирование некоторых природных процессов и явлений, астрономические наблюдения, ориентирование в пространстве целесообразно проводить на местности, оборудованной под учебную лабораторию. Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания.Материалы, полученные в результате работ на географической площадке, служат важным средством улучшения краеведческой работы, источником пополнения географической экспозиции школьного краеведческого музея.Таким образом, работа на географической площадке является потребностью школы, вытекающей из сущности учебного процесса и содержания школьного курса географии.Изучение опыта работы школ показывает, что передовые учителя проводят большую работу и прилагают немало усилий к созданию и использованию географических площадок. При этом они ведут поиски оптимальных планировок площадок и размещения на них общего и учебного оборудования, разрабатывают и создают приборы, инструменты, приспособления и т. д.Основным критерием оценки оснащенности географической площадки является ее пригодность для выполнения программных работ и наблюдений. Кроме того, следует учитывать возможность проведения на площадке внеурочных работ и занятий по факультативному обучению.В последние годы появился ряд публикаций, авторы которых, разрабатывая свою концепцию оборудования площадок, не выделяют площадок, обязательных для школы и создаваемых в порядке творческой инициативы отдельными учителями. Например, существует модель географической площадки, на которой предлагают комплекс работ по формированию пространственных представлений, привитию навыков ориентирования в пространстве, наблюдению метеорологических и астрономических объектов и явлений, изучению геологических сведений, рельефа, вод суши и элементов топографии. Для решения этих задач рекомендуют использовать более 40 предметов средств обучения: моделей, приборов, инструментов, приспособлений, натуральных объектов.Еще обширнее программа работ, выполняемых на учебной площадке, разработанной Н. К. Семакиным, который рекомендует для ее полного оснащения изготовить 50 наименований только самодельного оборудования, а общее их количество составляет около 80 предметов.Известен опыт создания учебно-производственных площадок, имеющих народнохозяйственное значение. Так, И. Н. Пучков рассказывает об агрометеорологической службе, организованной в ряде школ Свердловской области. Наблюдения на таких площадках — школьных «постах» проводят в соответствии с рекомендациями, утвержденными Государственным Комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, а результаты наблюдений используют в колхозах и совхозах наряду с данными государственных гидрометеостанций (ГМС).Не вызывает сомнения, что создание таких площадок полезно школам. Их внедрение в практику работы способствует политехнической направленности в обучении, совершенствованию межпредметных связей, активизации обучения и т. д.Однако анализ учебных программ по географии показывает, что объем обязательных работ и наблюдений, выполняемых на географической площадке, сравнительно невелик. Это инструментальные измерения элементов погоды, установление направления местного меридиана, определение солнечного времени и сторон горизонта, наблюдения за изменением полуденной высоты солнца и некоторые другие. При этом время для работ на географической площадке чрезвычайно ограничено. Такие виды деятельности, как простейшие геолого-геоморфологические и гидрологические наблюдения и исследования, привязка плана, составление схематического плана небольшого участка, рекомендуется проводить не на географической площадке, а во время экскурсий и при выполнении практических работ на местности.Например, моделирование отдельных форм рельефа, орографических схем, гидрологических объектов и явлений, будучи занимательным по форме, увлекает учащихся, но вместе с тем не способствует формированию научных представлений и понятий. Модели из песка и глины, искусственные процессы и явления далеки от натуральных объектов, вследствие чего моделирование на географической площадке на уроках представляется нецелесообразным.На типовой географической площадке должно быть размещено минимум учебного оборудования, предназначенного для формирования пространственных представлений, умений и навыков ориентирования на местности, выполнения простейших метеорологических и астрономических наблюдений.Если условия школы не позволяют оборудовать географическую площадку, то для выполнения обязательного минимума метеонаблюдений в таких школах необходимо вывесить за окно метеобудку, оснащенную необходимым оборудованием, установить флюгер. Другие виды наблюдений и практических работ выполняют на местности.Приспособления для формирования пространственных представленийЗабор-измеритель с дорожкой — предназначен для определения длины шага, выработки глазомера, измерения расстояний различными способами. Для этого используют ограждение площадки, вдоль которого устанавливают разметки 0; 5; 10 (можно 20) м, после чего внешнюю сторону ограды окрашивают (через 1 м) в контрастные цвета. Дорожку шириной 100 см прокладывают вдоль внешней стороны ограды. Необходимо предусмотреть наклон дорожки (примерно 1—2°) от ограды для стока талых и дождевых вод, а поверхность посыпать песком или мелко битой кирпичной крошкой.Столб-высотомер, окрашенный в чередующиеся черные и белые полосы с оцифровкой от 1 до 10 м, устанавливают на географической площадке. Столб одновременно служит основанием для флюгера.^ Эталоны расстояния и площади устанавливают в зависимости от планировки школьного двора и характера прилегающей местности.Квадратный метр должен быть сделан в натуральную величину из деревянных брусьев или ребрового железа. Брусья окрашивают в черный цвет и укрепляют на вбитых в землю колышках.От одного из углов площадки во взаимно перпендикулярных направлениях (вдоль ограды) отмеряют и отмечают соответствующей оцифровкой расстояния 10 и 100 м. В конце 10- и 100-метровых отрезков укрепляют таблички с соответствующей цифрой. Это эталоны расстояний, образующие площади в 1 ар и 1 га.Если позволяют условия, то измеряют расстояния до объектов, расположенных в 1, 2, 5 км и т. д. от площадки. На столб – указатель, расположенный вблизи площадки, прибивают таблички, показывающие направления на объекты и расстояния до них в метрах и километрах.^ Кубический метр изготавливают из деревянных брусков, обшивают фанерой, листовым железом или пластиком, окрашивают в черный цвет и укрепляют на вбитых в землю колышках.Приспособления для формирования пространственных представлений применяют на уроках и во внеклассной работе по географии, а также в курсах природоведения и математики.Приборы и модели, применяемые в процессе формирования умений и навыков ориентирования в пространствеГномон используют для определения истинного меридиана. Он представляет собой доску размером 400х300х30 мм, окрашенную в белый цвет. Короткие стороны доски направлены с севера на юг. У каждого края доски на одинаковом расстоянии от западного и восточного ребер вертикально укрепляют металлический стержень высотой 80 мм. Южный сектор расчерчен концентрическими полуокружностями с центром у основания стержня и отстоящими одна от другой на расстоянии 10 мм (рис. 47).Прибор укрепляют горизонтально на столбике высотой 1200 мм. Используют гномон как демонстрационный прибор для практического определения суточной кульминации солнца, полудня, полуденной линии, направления истинного меридиана, основных и промежуточных сторон горизонта.Модели местного меридиана и параллели устанавливают над гномоном так, чтобы направление меридиана совпадало с направлением полуденной линии, а параллель пересекала меридиан посредине под прямым углом (рис. 48). Модель проста по конструкции, и изготавливают ее в порядке самооборудования.На площадке прочерчивают вспомогательную окружность радиусом 2000 мм с центром в месте установки гномона, на которой определяют точки основных сторон горизонта. В этих точках устанавливают столбы высотой 2000 мм и диаметром 150 мм. Между вершинами столбов натягивают проволоку диаметром 2—3 мм, а на столбах укрепляют таблички С, 3, Ю, В. Столбы окрашивают в белый, проволоку — в синий или черный цвет для создания ассоциаций с параллелями и меридианами, изображенными на географических картах. На проволоках вывешивают таблички с указанием долготы (по меридиану) и широты (по параллели). Модель используют в начальном курсе физической географии для демонстрации направления местного меридиана и параллели.^ Румбическое кольцо используют при изучении сторон горизонта. Деревянный круг диаметром 250 мм окрашивают белой масляной краской или на его лицевую поверхность набивают дюралюминиевый диск. К центру лицевой стороны круга прикрепляют указатели 16 направлений на основные и промежуточные стороны горизонта, изготовленные из трех пластинок, окрашенных в три темных цвета (красный, коричневый, черный). По периферии круга подписывают 8 основных и промежуточных сторон горизонта — С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3, СЗ.Для более точного определения на местности в центре круга подвижно укрепляют визирную линейку, заменяющую алидаду. Прибор устанавливают на столб-подставку, и учащиеся упражняются в определении сторон горизонта и направлений на предметы перед выполнением практической работы на местности.Астролябия включена в состав обязательного учебного оборудования. Прибор состоит из лимба, уровня, алидады с диоптрами, компаса и оснащен приспособлением для крепления к штативу. Используется в процессе формирования понятий об азимуте и для выполнения практических работ по ориентированию на местности и съемке плана. На географической площадке астролябию устанавливают в горизонтальном положении на столб-подставку.Астрономическое оборудованиеУказатель Полярной звезды — прибор для определения местоположения Северного полюса. Определение направления на Полярную звезду осуществляется учащимися во время выполнения ими практической работы по местности. Конструкция устроена так: в землю вкапывают столб высотой 1400 мм, диаметром 300 мм. К верхней части столба прикрепляют углоизмерительный инструмент и шест-указатель. Шест-указатель изготовляют из деревянной рейки длиной 2500—3000 мм, шириной 50—100 мм, толщиной 30 мм. На концах шеста устанавливают простейшие диоптры (рис. 49). Линия горизонта и направление на Полярную звезду указываются на самом приспособлении.^ Вертикальный угломер применяют для определения угловых величин вертикально расположенных объектов и полуденной высоты солнца над горизонтом. Используется на уроках и во внеклассной работе. Прибор состоит из фиксатора линии горизонта, прицельной трубки с диоптрами и экранчиком, шкалы-полукруга, градуированной от 0 до 90° (рис. 50).При выполнении работ на площадке прибор устанавливают на столб-подставку, а трубку направляют в сторону солнца. Угол полуденной высоты солнца над горизонтом отсчитывают при прохождении солнечного луча через трубку угломера.При определении угловых размеров объектов, расположенных на местности, визирование осуществляется через диоптры. ^ Солнечные часы экваториальные — прибор для определения ис-гинного времени. Для устройства часов необходимы две доски (400х400 мм), окрашенные белой краской. На одной поверхности доски вычерчивают окружность-циферблат и разбивают ее на восемь равных частей. Затем в центре окружности циферблата устанавливают штифтик высотой 100 мм, обозначают деления от 0 до 21 ч, скрепляют доски под углом 90° минус широта места (рис. 51).Часы устанавливают на столб-опору высотой 1000—1200 мм, нижнюю доску крепят горизонтально, чтобы полуденная тень от штифтика совпадала с цифрой 12 на циферблате.^ Солнечные часы горизонтальные также просты по устройству и могут быть изготовлены в школе. Для этого на доске размером 400х200 мм прочерчивают линию, соединяющую середины коротких сторон. Отступив от края доски на 50 мм, укрепляют треугольник, основание которого не должно превышать ‘Д ширины доски. Угол треугольника, обращенный к ближнему краю доски (на юг), должен иметь величину, равную широте данного места. После установки треугольника доску окрашивают белой краской и размечают циферблат. Для этого прочерчивают полуокружность с центром у вершины треугольника. Продолжив основание треугольника до пересечения с полуокружностью, находят отметку 12 ч. Затем, проведя линию, перпендикулярную основанию треугольника, определяют точки, соответствующие 6 и 18 ч.Готовый прибор устанавливают на столб-подставку в горизонтальном положении и находят остальные деления часового циферблата. Их наносят путем наблюдения за передвижением тени от треугольника, пользуясь при этом показаниями обычных часов, поставленных по местному времени (рис. 52).При установке часы ориентируют так, чтобы полуденная тень от треугольника совпала с цифрой 12. Горизонтальными часами можно пользоваться в течение всего года.На площадке целесообразно установить репер. Для этого в землю монтируют малый бетонный блок, поверхность его окрашивают в белый цвет и обозначают высоту места площадки над уровнем моря.Метеорологическое оборудованиеМетеорологическая будка служит для размещения метеоприборов. На площадке может быть установлена метеобудка, выпускаемая для гидрометеослужбы или изготовленная в школе.В самодельной метеорологической будке выделяют камеру размером 500х500х700 мм, внутри которой находится штатив для размещения приборов. Боковые стенки будки выполняют как жалюзи. Метеобудку устанавливают на подставке на высоте 2000 мм от земли.Внутри камеры метеобудки размещают приборы: гигрометр волосной МВ-1, термометры максимальный и минимальный. Перечисленные приборы включены в перечни оборудования, обязательного в преподавании географии. Устройство и функционально-дидактическое назначение метеоприборов даны И. И. Самойловым (СНОСКА: См Самойлов И И Учебно-наглядные пособия по географии.— М , 1975).Для того чтобы во время снятия показаний на приборы не падал прямой солнечный свет, дверцу будки ориентируют на север. Поверхность будки окрашивают в белый цвет, увеличивающий альбедо. Устанавливают будку так, чтобы в течение дня на нее не падала тень от деревьев, зданий, других объектов, расположенных вблизи площадки.Одобрение учителей географии, особенно городских школ, получила метеорологическая подвесная будка конструкции И. Д. Топоркова. Метеобудка представляет собой психрометрическую жалюзийную будку, передняя и задняя стенки которой застеклены, а дверца расположена сбоку, со стороны открывающейся оконной створки. Такая конструкция позволяет быстро производить замену приборов.Метеобудку устанавливают за окном с теневой стороны и крепят за оконным проемом снаружи на металлических кронштейнах, закрепленных под подоконником на этаже, где расположен кабинет географии.В метеобудке располагают комплект приборов: барометр-анероид, гигрометр волосной, термометры максимальный и минимальный, психрометр.Флюгер используют для определения направления и скорости ветра. В перечень оборудования, обязательного для школ, включен флюгер Вильда.Столб-высотомер с укрепленным на нем флюгером устанавливают в центральной части площадки так, чтобы хорошо просматривались направления сторон горизонта и угол, на который отклоняется доска, показывающая силу ветра. Во время ветра доска поднимается вдоль дуги, на которой установлено восемь штифтов.По номеру штифта, против которого колеблется доска, и таблице, приложенной к описанию флюгера, определяют скорость ветра.Если площадка расположена в ветровой тени, флюгер следует установить за ее пределами, на открытой местности. Однако в любом случае высота столба должна быть не менее 8—10 м.При замене флюгера Вильда самодельным для определения скорости ветра необходимо пользоваться чашечным анемометром Фусса.^ Чашечный анемометр устроен по принципу ветряной мельницы. В верхней части прибора прикреплены четыре чашечки, обращенные в одну сторону. Чашечки (полушария) вращаются вокруг вертикальной оси, количество оборотов отмечает счетчик. Прибор выставляют на”ветер и, когда количество оборотов становится постоянным, включают счетчик. По таблице, помещенной в описании к прибору, определяют скорость ветра.Осадкомер необходим для определения количества осадков. В настоящее время в школах пользуются осадкомером Третьякова.Основные части осадкомера — это цилиндрический бачок, таган, защита осадкомера, состоящая из металлических пластин, и измерительный стакан. Осадкомер крепится к деревянному или металлическому столбу шестью глухарями. При этом верхняя кромка бачка и защиты должны располагаться строго горизонтально на высоте 2 м от поверхности земли. При установке осадкомера необходимо избегать таких мест, в которых образуется вихревое или вертикальное движение воздуха, капель с крыш или деревьев и т. д. Осадкомер включен в перечень оборудования, обязательного для общеобразовательных школ.Для определения количества облачности и направления движения облаков служит нефоскопическая сетка В. А. Михельсона, а направления и скорости движения облаков — грабельный нефоскоп Бессонна (СНОСКА: Грабельный нефоскоп не является обязательным компонентом оборудования школьной географической площадки. В настоящее время этот прибор в системе гидрометеослужбы не используется, с производства снят, но может быть изготовлен в школе в порядке самооборудования).^ Нефоскопическая сетка представляет собой деревянную или проволочную сферическую поверхность, установленную на четырех столбах, расположенных по основным сторонам горизонта. Состоит сетка из трех колец разного диаметра, расположенных горизонтально, дуги, соединяющей северный и южный столбы, и двух дуг, соединяющих все кольца с западным и восточным столбами (рис. 53).Основные элементы грабельного нефоскопа — это стержни с Т-образной крестовиной и укрепленными на ней штифтами, стрелка-указатель сторон горизонта, лимб и ручка для приведения нефоскопа во вращательное движение. На стержне на расстоянии 2 м от верхнего конца ставят метку для установления прибора при наблюдении. К ручке нефоскопа привязывают два конца шнура длиной 5—6 м. Грабли нефоскопа прикрепляют с помощью кронштейна к столбу нефоскопической сетки.^ Снегомерной рейкой определяют мощность снежного покрова. В практике работы школ применяют рейки стационарные и переносные. Стационарную рейку крепят к колу или столбику, установленному на площадке. При этом нулевое деление рейки должно находиться на уровне земли.Снегомер-плотномер служит для определения плотности снега и запаса воды в нем. Он состоит из полиэтиленового ведра емкостью 8 л, снегомерного цилиндра с нанесенными делениями от 0 до 50 см, мерного стакана объемом 500 см3 с делениями по 5 см3, линейки металлической высотой 160 см для измерения толщины снежного покрова.Приведенный перечень оборудования географической площадки насчитывает 21 наименование и полностью обеспечивает потребности школьной географии. Из приведенного списка 14 наименований приборов и приспособлений выпускает для школ промышленность, остальные учителя изготавливают в порядке самооборудования.Конечно, ограничивать творческую инициативу учителей в разработке индивидуальных проектов учебных географических площадок нецелесообразно. Любая площадка, обеспечивающая глубокое и всестороннее усвоение учебной программы, является приемлемой. Вместе с тем современный уровень оснащения школ учебным оборудованием позволяет ставить вопрос о создании типового проекта площадки.Размеры географической площадки должны обеспечить рациональное размещение минимума учебных средств, состав которых в основном определен перечнем учебного оборудования. При этом необходимо учитывать, что площадка не должна быть тесной или излишне просторной. В первом случае затрудняются подходы к точкам наблюдения, усложняется или становится практически невозможным использование части приборов и инструментов и т. д. На площадке слишком просторной точки наблюдения далеко отстоят друг от друга, что не позволяет эффективно руководить работой класса. Кроме того, на пришкольном участке свободная территория практически всегда дефицитна, поэтому при разработке проекта географической площадки следует учитывать межпредметные и внутришкольные интересы.Площадки могут быть различными, в зависимости от местных условий школы». Три варианта размеров площадки (25х15, 15х15, 12х12 м) предлагает Н. К. Семакин. С учетом современных условий наиболее близок к оптимальному размер площадки 12х12 м.Опыт использования географических площадок в ряде школ убеждает в оптимальности указанного размера.Данный размер площадки позволяет разместить весь комплект необходимого оборудования, установить приборы и инструменты так, что исключаются совсем или сводятся к минимуму возможные помехи и неточности в их показаниях, предусмотреть возможность свободного прохода к точкам наблюдения и работу на нескольких из них, вести работу одновременно со всем классом, демонстрировать показания приборов и инструментов.Оборудование на площадке размещают не произвольно, а объединяют в несколько компактных групп, выделяемых в зависимости от назначения и условий эффективного использования приборов, инструментов и приспособлений (рис. 54). Например, приспособления для формирования пространственных представлений устанавливают в северо-западном секторе площадки. При этом столб-высотомер с флюгером размещают так, чтобы его можно было обходить со всех сторон, определяя направление и силу ветра.Метеорологические приборы также размещают компактно, что позволяет выполнять наблюдения в короткое время. Метеорологические будки устанавливают в южной части сектора, так как дверцы их открываются на север. Особенно это важно, когда учащиеся собираются у будки в солнечную погоду.Приборы, используемые для определения высоты солнца над горизонтом, полуденной линии и местного меридиана, не должны затеняться, поэтому их размещают вдоль южной стороны площадки.Для проведения занятий, выполнения записей по результатам наблюдений на площадке следует организовать рабочие места учителя и учащихся, своеобразный «класс» под открытым небом. В состав его оборудования входят семь столов и скамеек длиной по 3 м, стол и стул учителя, классная доска.Размещают оборудование стационарно. С этой целью в землю вкапывают столбы, на которые укрепляют горизонтальные доски (столы и сидения к ним) и классную доску. Поверхность столов нужно покрыть пластиком или покрасить масляной краской.В создании школьной географической площадки может быть выделено три последовательных этапа: подготовительный, организационный и основной — строительный. Конечно, в процессе строительства приходится заниматься всем комплексом вопросов независимо от того, к какому этапу они относятся, и с этой точки зрения обособление этапов весьма условно. И все же в целом на всех этапах наряду с прочими решаются специфические и вполне определенные задачи.В течение подготовительного периода необходимо определить состав оборудования площадки, изготовить или приобрести недостающие приборы и инструменты, вычертить план площадки, установить примерный перечень необходимых материалов, составить смету расходов, «привязать» план к местности, определить примерный объем работ, разработать план-график строительства. Большая часть работ подготовительного этапа выполняется непосредственно учителем и инициативной группой учащихся.После разработки проекта площадки работа носит преимущественно организационный характер.Список необходимых материалов для строительства площадки рассматривается и уточняется директором школы, им же назначаются ответственные за выполнение тех или иных работ. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой шефов, родительского комитета школы, наметить дни проведения воскресников и т. д. После утверждения плана и графика педагогическим советом школы можно приступить к непосредственному строительству площадки, которое включает:выбор места площадки, определение ее границ и нивелировка участка.Место, выбранное для площадки, должно быть по возможности удалено от построек, коммуникаций, высоких деревьев, затрудняющих перемещение воздуха и нарушающих тепловой режим. Кроме того, желательно, чтобы горизонт с севера и юга был открытым и по возможности просматривалась линия горизонта.После выбора места под площадку необходимо установить границы по периметру. Стороны площадки должны быть ориентированы на основные стороны горизонта.Поверхность участка необходимо тщательно разровнять, устранить неровности и перекосы;9.             привязка плана площадки к местности, разметка участка и определение мест установки оборудования;10.         установка стационарного оборудования и приспособлений для переносных приборов и инструментов.Этот этап наиболее ответственный в строительстве площадки. При установке столбов-подставок основания их необходимо просмолить, а ямы после установки столбов залить цементом.Большую часть приборов и инструментов ориентируют на стороны горизонта или монтируют с учетом географической широты. В связи с этим в первую очередь устанавливают гномон, с помощью которого определяют направление полуденной линии и время истинного полудня. Географическую широту места определяют посредством измерения высоты Полярной звезды над горизонтом с помощью вертикального угломера или эклиметра.Имея указанные данные, можно установить и точно ориентировать солнечные часы, местный меридиан и местную параллель, флюгер, метеорологическую будку и другое оборудование.На верхней части столбов-подставок устраивают приспособления для крепления приборов и инструментов. Конструкция приспособлений обусловлена особенностями приборов. Это могут быть горизонтальные дощечки-столики размером 200х150х30 мм, винты, штыри и пр. Например, для того чтобы закрепить на столбе-подставке астролябию, на верхнем торце его необходимо установить соответствующего размера болт и т. д.;11.         4) благоустройство площадки.Площадка должна быть огорожена штакетником высотой 1200— 1500 мм. В одной из сторон ограды делают калитку. Ограду окрашивают в белый цвет, за исключением внешней стороны с севера. Эту сторону разбивают на отрезки по 1000 мм и окрашивают в красный и белый цвета. Столбы-подставки, опоры приборов и конструкций также покрывают белой масляной краской.Поверхность площадки и мерную дорожку тщательно трамбуют и уплотняют. В качестве бута можно использовать битый кирпич, строительный гравий, крупный песок.К столбам-подставкам необходимо прибить дощечки-указатели с названиями приборов и инструментов.Из учащихся избирают ответственных за площадку, назначают дежурных. Они следят за порядком, расчищают снег, скашивают траву, осуществляют текущий ремонт ограды, приборов и приспособлений.Содержать площадку в хорошем состоянии и эффективно использовать ее в обучении без опоры на органы ученического самоуправления практически невозможно.Вопросы и заданияРазработайте и вычертите план географической площадки. Разместите необходимые средства обучения и оборудования. Обоснуйте проект своего плана.Как организовать работу географической площадки? Какую роль при этом играет ученическое самоуправление? материал взят с сайта http://www.pedlib.ru/Books/4/0106/4_0106-1.shtml