Vi правовое регулирование банковской деятельности

Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России Четко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями — гражданами и юридическими лицами не­зависимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, кото­рая строится на партнерских отношениях, предполагающих вза­имный интерес и соответственно возмездный характер этих от­ношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков). Кредит (лат. creditum — ссуда, долг) является категорией исто­рической, которая отражает развитие экономических отношений в обществе. В условиях рынка он представляет собой движение ссудного, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Ведущей формой кредитных отношений в рыночной эко­номике является банковский кредит, т.е. кредит в виде денеж­ных ссуд, предоставляемый банками и другими кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию, любым хозяйствующим субъектам. Термин «банк» происходит от слова «banka» (итал. — скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена. Банки в условиях рыночной экономики являются главны­ми звеньями кредитной системы. Банковским законодательст­вом СССР и России 1988—1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк РФ, а также филиалы и пред­ставительства иностранных банков. Первый уровень — Цен­тральный банк РФ, второй — коммерческие, включающие сберега­тельные, ипотечные инвестиционные и другие виды банков. В соответствии с законодательством создана сеть коммерче­ских банков: универсальных и специализированных, региональ­ных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной эконо­микой, Центральный банк РФ является основным звеном бан­ковской системы. В течение 1988—1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и коопера­тивных банков в основном на базе денежных накоплений от­дельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150. Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротства­ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко уменьшается количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество ком­мерческих банков сократилось до 1764. В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По форме собственности банки делят­ся на паевые, акционерные и смешанные. Основная часть бан­ков сосредоточена в Центральном районе (855), из них в Москве — 729. В основном преобладают универсальные банки, и прак­тически не развита сеть специализированных банков, в частно­сти ипотечных. Постепенно банковская система Российской Федерации со­вершенствуется, развивается, что проявляется в росте сети фи­лиалов, представительств внутри страны и за рубежом, в расши­рении сети небанковских кредитных учреждений. При этом по­литика Центрального банка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы. Организация и деятельность банков регулируются при по­мощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применение нормы, регулирующие имущест­венный оборот вообще (например, нормы Гражданского кодек­са), и нормы, непосредственной целью которых является урегу­лирование тех или иных вопросов банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществля­ется Конституцией РФ, федеральными законами «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) и «Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)», другими федеральными зако­нами, а также нормативными актами Банка России. Таким образом, под банковским правом понимается совокуп­ность норм права, содержащих предписания, относящиеся к бан­ковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые от­ношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банков­ской деятельностью. В России условиями возникновения и формирования поня­тия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания: • создание новых кредитных организаций или коммерциа­лизация уже действующих банков, целью которых является по­лучение прибыли при помощи используемых на свой риск фи­нансовых инструментов; • преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необхо­димо банковское право; • развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг. Все банковские операции и другие сделки осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответст­вующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе их мате­риально-техническое обеспечение, устанавливаются Банком Рос­сии в соответствии с федеральными законами. Кредитной организации запрещается заниматься производствен­ной, торговой и страховой деятельностью. Уголовный кодекс РФ (УК РФ), введенный в действие с 1 ян­варя 1997 г., в отличие от старого, предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления, связанного с не­законной банковской деятельностью, так как оно нарушает по­ложение Федерального закона «О банках и банковской деятель­ности», связанное с установленными правилами осуществления деятельности банков Российской Федерации. Незаконная банковская деятельность выражается в осущест­влении банковских операций без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обяза­тельна, либо с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в круп­ном размере.** См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Раздел VIII, ст. 172.Уголовная ответственность в УК РФ предусмотрена также за неправомерные действия при банкротстве, если руководители или собственником организации-должника либо индивидуаль­ным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства были совершены действия по сокрытию имущества или имущественных обязательств сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имущест­ве, по передаче имущества в иное владение, отчуждению или уничтожению имущества, а равно сокрытию, уничтожению, фальсификации бухгалтерских и других документов, отражаю­щих экономическую деятельность, и данные действия причини­ли крупный ущерб. Кроме того, уголовная ответственность пре­дусматривается за преднамеренное или фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное получение кредита и другие преступления в сфере экономической деятельности.^ Глава 32 Центральный банк РФ Центральный банк — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти­туцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции: 1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг; 2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защи­ту и т.п.); 3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рын­ка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означа­ет, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди­ректоров Банка России. Банк России представляет Государст­венной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское за­ключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя. Банк России независим в пределах выполнения своих пол­номочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления не имеют права вмешиваться в его дея­тельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специ­альной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кре­дитными организациями, с государством в лице Правительства РФ. Полномочия Центрального банка, направленные на предпри­нимательскую деятельность, установлены ст. 45—47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми он име­ет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммер­ческие операции, предусмотренные законом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России об­служивает счета бюджетов и осуществляет функции генераль­ного агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 п. 2.3). Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются: • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностран­ным валютам; • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; • обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов. В соответствии с целями, поставленными перед Централь­ным банком РФ, его основными задачами являются следующие: • активное участие в разработке денежно-кредитной и фи­нансово-бюджетной политики Правительства РФ; • всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране; • сокращение бюджетного дефицита; • поддержание стабильного денежного обращения; • обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты; • обеспечение государственного фонда валютных резервов; • расширение кредитования коммерческих банков, в основ­ном за счет ресурсов эмиссионного фонда; • расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей; • максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой. Исходя из поставленных целей и задач Банк России выпол­няет следующие функции: • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устой­чивости рубля; • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и ор­ганизует их обращение; • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; • устанавливает правила осуществления расчетов в Россий­ской Федерации; • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных ор­ганизаций и организаций, занимающихся их аудитом; • осуществляет надзор за деятельностью кредитных органи­заций; • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи­зациями в соответствии с федеральными законами; • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; • определяет порядок расчетов с иностранными государствами; • организует и осуществляет валютный контроль как непо­средственно, так и через уполномоченные банки; • участвует в разработке прогноза платежного баланса Рос­сийской Федерации и организации составления платеж­ного баланса России. Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законо­дательства и установленных им нормативных актов.^ Главная цель банковского регулирования и надзора заключа­ется в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешива­ется в оперативную деятельность кредитных организаций, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организацией и надзор за ними Центральный банк РФ осуще­ствляет по следующим направлениям: • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов откры­той валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков; • открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксирован­ной ставке; • кредитование кредитных организаций; • управление ликвидностью банковской системы путем по­купки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирова­ния банковской ликвидности — операции типа репо; • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций; • установление правил проведения отдельных банковских опе­раций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтер­ской и статистической отчетности кредитных организаций; • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций; • надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций. Таким образом, для кредитных организаций Банк России ус­танавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтер­ской и статистической отчетности. В целях обеспечения устой­чивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д. В этих полномочиях Банка России проявляются его коорди­нирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные управления (национальные банки) Банка России, яв­ляющиеся его филиалами. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не­предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребо­вать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.Банк России может осуществлять банковские операции по об­служиванию представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, их учреж­дений и организаций, государственных внебюджетных фондов, во­инских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являю­щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.^ Центральный банк РФ не имеет права: • осуществлять банковские операции с юридическими лица­ми, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случа­ев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)»; • приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 ука­занного Федерального закона; • осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; • заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; • пролонгировать предоставленные кредиты; исключение может быть сделано по решению Совета директоров. Банк России несет ответственность в порядке, установлен­ном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают со­ответствующую доверенность в установленном порядке.^ Глава 33 Коммерческие банки Коммерческие банки — это кредитные организации, осущест­вляющие универсальные банковские операции для предприятий всех форм собственности и всех отраслей. Они являются храни­лищами денежных средств, основными посредниками в совер­шении денежных операций общества, частично генерируют око­лобанковское рыночное пространство, т.е. в определенной сте­пени осуществляют функции управления экономикой на уровне предприятий и организаций. В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР «О банках и банков­ской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (в редакции Федераль­ного закона Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. № 17)* банк определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; • размещение указанных средств от своего имени и за свой счет; • открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц. Данный перечень банковских операций является исчерпы­вающим. Банки, выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращая их в капитал, аккуму­лируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказы­ваемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбереже­ния превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают полученные денежные средства в расши­рение производства, покупку недвижимости и т.д. Кроме того, к банковским операциям относятся следующие: • осуществление расчетов по поручению физических и юри­дических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; • инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас­четных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безна­личной формах; • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; • выдача банковских гарантий. Кредитная организация, помимо перечисленных функций, вправе осуществлять следующие сделки: • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; • приобретение права требования от третьих лиц исполне­ния обязательств в денежной форме; • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации; • предоставление в аренду физическим и юридическим ли­цам специальных помещений или находящихся в них сей­фов для хранения документов и ценностей; • лизинговые операции; • оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять и другие сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кредитные организации образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ кредитные орга­низации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе, а также выполняют функции Банка России, предусмотренные п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности вы­полнения ими этих функций. Кредитные организации на договорных началах могут при­влекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов и совершать другие взаимные операции, предусмот­ренные их уставами. Коммерческие банки сами выбирают банк для хранения средств и совершения операций и открывают в нем корреспондентский счет. При открытии корреспондент­ского счета заключается договор о корреспондентских отноше­ниях. Для открытия корреспондентского счета кредитные орга­низации представляют следующие документы: • заявление на открытие счета; • копию устава, зарегистрированного в ЦБ РФ; • карточку с образцами подписей и оттиска печати, заве­ренную нотариально. В зависимости от способа формирования уставных капита­лов коммерческие банки можно разделить на три вида: акционер­ные — на основе денежных средств и выпуска акций; паевые — на основе денежных средств ограниченной группы лиц (при этом взнос одного учредителя не должен превышать 35% паевого взноса уставного капитала); частные — на основе денежных средств одного лица. Собственные и привлеченные средства образуют пассив бан­ка: уставный капитал, резервный капитал, фонд развития капи­тального имущества, фонд социального развития, фонд учреди­телей и пр.^ Пассивные операции банков связаны с привлечением средств, формированием ресурсов банка. К привлеченным средствам относятся расчетные и текущие счета предприятий, организаций и учреждений, сберегательные счета предприятий, организаций и учреждений. К привлеченным средствам населения относятся: вклады граждан до востребования, вклады населения на срок до одного, трех, шести месяцев, до одного года и свыше одного года. Сюда же относятся кредиты других банков и прочие кредиты. К прочим привлеченным ресурсам относятся ресурсы, кото­рые банк получает в виде займов или путем продажи на денеж­ном рынке собственных долговых обязательств. Они отличаются от депозитов тем, что приобретаются на рынке на конкурсной основе. Инициатива их привлечения принадлежит банку. Пассивные средства — это прибыль и прочие пассивы.^ Активные операции коммерческих банков связаны с разме­щением банковских ресурсов. Привлеченные и собственные де­нежные средства банки используют для кредитования клиенту­ры и осуществления предпринимательской деятельности.^ К текущим активам банков относятся: денежные средства, денежные обязательства, учтенные векселя, ценные бумаги, ино­странная валюта и прочие ценности. Кроме того, банки имеют капитальные активы: здания, строения, технологическое обору­дование, собственные земельные участки, транспортные сред­ства, дома отдыха и иные объекты. В зависимости от обеспечения кредитов различают следую­щие их виды: под товары клиента, под векселя, под недвижи­мость, под страховые гарантии, под специальные фонды и под обеспечение ценными бумагами. Процесс кредитования клиентов банками проходит следую­щие этапы: изучение заявки на кредит, изучение банком креди­тоспособности заемщика, оформление кредитного договора, вы­дача кредита и контроль банка за его погашением в срок (под­робнее об этом в следующих главах учебника). При этом в законодательстве установлено три принципа кредитования. 1. ^ Принцип возвратности, который означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика вре­менным источником финансовых ресурсов и должны быть воз­вращены. 2. ^ Принцип срочности, вытекающий из принципа возвратно­сти и означающий, что ссуды подлежат возврату в определенные сроки, нарушение которых влечет за собой применение соответ­ствующих санкций, предусмотренных правовыми нормами. 3. ^ Принцип платности, основанный на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. Как правило, за банковскую ссуду взимается плата в виде процента. Размер процентной ставки определяется сторонами кредитного договора самостоятельно. В условиях рыночных отношений он зависит от спроса и предложения денежных средств на кредит­ном рынке. Кредитным организациям запрещается заключать соглаше­ния и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограниче­ние конкуренции в банковском деле. Соблюдение антимоно­польных правил в сфере банковских услуг контролируется Госу­дарственным комитетом Российской Федерации по антимоно­польной политике и поддержке новых экономических структур совместно с ЦБР (ст. 32 Федерального закона «О банках и бан­ковской деятельности»). Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческие банки являются основным рабочим элементом современной двухуровневой денежно-кредитной системы Российской Феде­рации.^ 33.1. Виды вкладов. Договор банковского вклада Вклад, или депозит, — это денежные средства в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной ва­люте, отданные их собственником в банк для хранения на оп­ределенных условиях. Такие операции, связанные с привлече­нием денежных средств во вклады, осуществляемые банком, называются депозитными и относятся к основным пассивным операциям.^ Виды вкладов. В соответствии со сроком изъятия вклада соб­ственником вклады можно классифицировать как: • вклад до востребования (условия выдачи вклада по перво­му требованию); и • срочный вклад (условия возврата по истечении опреде­ленного договором срока). Согласно ст. 837 Гражданского кодекса РФ договором может быть предусмотрено внесение вкладов и на иных условиях воз­врата, не противоречащих закону. В зависимости от вкладчика вклады также принято подраз­делять на депозиты юридических и физических лиц. В современной банковской практике существуют также вклады в ценные бумаги. Вклады до востребования размещаются в банках на различ­ных счетах, открываемых клиентам. Срочные вклады зачисляются на депозитные счета на строго оговоренный в договоре срок с выплатой процента. При этом банк выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада в раз­мере, определяемом договором. Если же в договоре не указаны условия о размере процентов, банк обязан выплачивать проценты в размере, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 809 Гражданского кодекса РФ, т.е. со ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты процентов по вкладу. Ставка платы по срочным вкладам зависит от размера и сро­ка вклада. Ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада и права вклад­чика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в ценной бумаге процентов, называется депозитным сертификатом. Депозитный, или сберегательный, сертификат по своей сути — разновидность срочного вклада. Депозитные сертификаты выдаются только юридическим лицам и бывают именными и на предъявителя. Операции банка, связанные с привлечением денежных средств во вклады, оформляются составлением в письменном виде догово­ра банковского вклада. Если вкладчиком является гражданин, то такой договор признается публичным. По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на усло­виях и в порядке, предусмотренных договором. При этом юридические лица не вправе перечислять находя­щиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегатель­ной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечаю­щим требованиям, предусмотренным для таких документов за­конодательством (ст. 836 ГК РФ). Сберегательные вклады населения, в частности целевого на­значения, вносятся и изымаются в полной сумме или частично и удостоверяются оформлением и выдачей сберегательной книжки. Сберегательная книжка может быть именной или на предъявителя. Сберегательная книжка на предъявителя является ценной бумагой. Если вклад внесен в банк на имя определенного третьего лица, такое лицо приобретает права вкладчика с момента предъ­явления им к банку первого требования. До этого момента пра­вами вкладчика может воспользоваться лицо, внесшее вклад и заключившее договор банковского вклада.^ 33.2. Банковский счет Взаимные расчеты — составная часть всех гражданско-правовых обязательств, рассмотренных в предыдущих главах. В соответствии с законодательством расчеты между сторонами обязательственных отношений осуществляются в безналичном порядке через банк. Участие банка в расчетных отношениях меж­ду предпринимателями нуждается в соответствующем правовом регулировании, которое определяет правовой статус всех участ­ников этих отношений (главы 45 и 46 ГК РФ). Производство наличных и безналичных расчетов через банк осуществляется на основании договора банковского счета (ст. 845 ГК РФ «Договор банковского счета»). Субъектами этого договора являются, с одной стороны, предприниматель — юридическое лицо или гражданин, с другой — банк. Этот дого­вор относится к публичным договорам, ибо банк обязан заклю­чать договоры банковского счета с любым клиентом на основе установленных правил, а клиент вправе открывать несколько счетов, в том числе одинаковых (одного вида) в различных банках. Предприниматель имеет право выбирать любой банк для сво­его кредитно-расчетного и кассового обслуживания. И, как пра­вило, правовые взаимоотношения банка и клиента начинаются с открытия счета на основании договора. Клиенты банка вправе открывать необходимое им количест­во расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в ком­мерческих банках с их согласия. Так, расчетные счета открываются коммерческим организа­циям и гражданам, имеющим статус предпринимателя. Расчет­ный субсчет — это подсобный счет, который открывается на имя предприятия в банке по месту нахождения отдельных структурных подразделений предприятия, не являющихся самостоятель­ными юридическими лицами. Этот счет предназначается в ос­новном для аккумуляции поступающей выручки подразделения предприятия. Он открывается по ходатайству предприятия и распоряжению банка, в котором ведется основной счет. Текущие счета открываются бюджетным организациям, а также обычно филиалам, представительствам, отделениям и другим обособ­ленным подразделениям юридических лиц на основании их хо­датайств и с указанием, какого рода операции будут произво­диться по этим счетам. Расчетный (текущий) счет используется для зачисления выручки от реализации продукции (работ, ус­луг), учета доходов от внереализационных операции и иных по­ступлений, а также для расчетов с поставщиками, бюджетами, рабочими и служащими и других платежей. Кроме расчетного счета, клиент вправе иметь также депозит­ные, ссудные и другие счета. Между кредитной организацией и Банком России на дого­ворных началах осуществляются корреспондентские отношения. Списание средств со счетов кредитной организации производит­ся по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением слу­чаев, предусмотренных федеральным законом. Кредитные орга­низации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном по­рядке расчетные центры и корреспондентские счета, открывае­мые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, пре­дусмотренные лицензиями, выданными ЦБ РФ. Кредитная ор­ганизация ежемесячно сообщает в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом.Бюджетный счет открывается распорядителем кредитов по федеральному бюджету и бюджетам субъектов Российской Фе­дерации. К таким организациям относятся органы государст­венной власти и управления, правоохранительные органы и другие организации, которые состоят на соответствующем бюд­жете. Данные организации имеют самостоятельную смету, и их руководители пользуются правами распорядителей кредитов, т.е. правом самостоятельно распоряжаться выделенными по смете бюджетными ассигнованиями.^ Счет финансирования капитальных вложений открывается в банке предприятиям-заказчикам, и на него зачисляются средства, предназначенные на цели капитального строительства (расчеты с подрядными, монтажными, строительными организациями, а так­же с поставщиками машин, оборудования и иных материальных ценностей, подлежащих отнесению к основным фондам).^ Текущий валютный счет открывается предприятиям для хра­нения валютной выручки и производства расчетов в иностран­ной валюте только в кредитной организации, имеющей лицен­зию (внутреннюю, генеральную, разовую). Банк при этом вы­полняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов в иностранной валюте. Иностранным юридическим лицам коммерческие банки вправе открыть рублевые счета. Для этого они должны предоста­вить следующие документы: • документы легализованные либо в посольстве (консульст­ве) России за границей, либо в посольстве (консульстве) иностранного государства в Российской Федерации; • заявление с указанием предполагаемых источников поступ­ления рублей и возможных направлений их использования; • устав, нотариально заверенный; • карточку с образцами подписей; • выписку из торгового реестра страны пребывания о реги­страции фирмы в качестве иностранного юридического лица. С