Содержание
Введение
1. Мераадминистративного наказания и их система
Заключение
Список литературы
Введение
Вступивший в силу с 1июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ закрепил единые для всей России принципы и общиепараметры административной ответственности в целях единообразного осуществлениявсеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства поделам об административных правонарушениях. По-новому была представлена и самаструктура мер административной ответственности. Предваряя содержание каждой изних, административно-деликтный закон прибегает к характеристикеадминистративного наказания как комплексного, собирательного вкатегориально-понятийном смысле правового явления.
Сама же совокупностьадминистративных наказаний уже не может быть представлена хаотичной, нопринимает качества системной категории. Для административного наказания какявления социально-правовой действительности системное представление егокомпонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическоезначение. От того, что понимается под системой административных наказаний,какие и в каком порядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятсямежду собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется садминистративным наказанием.
1.Мера административного наказания и их система
Система определяетсяКодексом РФ об административных правонарушениях; включает в себя различные похарактеру, тяжести и последствиям меры, позволяющие учесть при назначениинаказания личность нарушителя, его имущественное положение, значимостьобщественных отношений, которые являются объектом правонарушения,обстоятельства совершения деяния, степень вредности правонарушения.
Административноенаказание — это мера ответственности, применяемая за совершениеадминистративного правонарушения. Новый КоАП РФ ввел новый термин«административные наказания» взамен ранее существовавшего — «административные взыскания». Теперь наименованием«административные наказания» охватываются все установленные КоАП РФмеры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, чтолюбая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения илилишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Этиограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакциигосударства на совершенное правонарушение.
В статье 3.1. КоАП РФподчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерамиадминистративной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установленытолько законом — актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным(представительным) органом государственной власти. Во-вторых, именно черезприменение административных наказаний дается публично-правовая отрицательнаяоценка государством совершенного административного правонарушения.
Предписания статьи 3.1.КоАП РФ обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Устанавливаяответственность за конкретное административное правонарушение, законодательобязан исходить из определенных КоАП РФ целей административного наказания. Всвою очередь, судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела обадминистративных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания,при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоватьсяустановками Кодекса о природе административного наказания и его целях.
По своей правовойприроде административными наказаниями являются лишь те меры административногопринуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ.Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административногопринуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями,административными наказаниями не являются (например, административноезадержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещейи документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст.27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13)и другие меры обеспечения производства по делу об административномправонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).
Содержанием целейадминистративных наказаний является соблюдение установленного правопорядка иобеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощьюадминистративных наказаний осуществляются цели общего и специальногопредупреждения правонарушений (общая и частная превенция).
В ч. 2 статьи 3.1. КоАПРФ находит свое проявление принцип гуманизма законодательства обадминистративных правонарушениях. Административное наказание к физическому лицудолжно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь цельюунижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий.
Административноенаказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинствафизического лица, совершившего административное правонарушение, или причинениеему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутацииюридического лица.
В статье 3.2. КоАП РФсистематизированы виды административных наказаний, которые могутустанавливаться и применяться к лицам, совершившим административноеправонарушение.
Статья 3.2.Виды административных наказаний
1. За совершениеадминистративных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующиеадминистративные наказания:
1) предупреждение;
2) административныйштраф;
3) возмездное изъятиеорудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудиясовершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специальногоправа, предоставленного физическому лицу;
6) административныйарест;
7) административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица безгражданства;
8) дисквалификация;
9) административноеприостановление деятельности.
2. В отношенииюридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные впунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.
3. Административныенаказания, перечисленные в пунктах 3 — 9 части 1 настоящей статьи,устанавливаются только настоящим Кодексом.
Основными являютсятакие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение кдругим видам административных наказаний. Предупреждение, административныйштраф, лишение специального права, дисквалификация и административноеприостановление деятельности могут применяться только в качестве основных.
Остальныеадминистративные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 КоАП РФ, могутприменяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциалвоздействия основного наказания.
Дополнительноенаказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом,рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено всанкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.
Статья 3.3.Основные и дополнительные административные наказания
1. Предупреждение,административный штраф, лишение специального права, предоставленногофизическому лицу, административный арест, дисквалификация и административноеприостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только вкачестве основных административных наказаний.
2. Возмездное изъятиеорудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацияорудия совершения или предмета административного правонарушения, а такжеадминистративное выдворение за пределы Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться вкачестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
3. За одноадминистративное правонарушение может быть назначено основное либо основное идополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкцииприменяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъектаРоссийской Федерации об административной ответственности.
Системаадминистративных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиямсанкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя иобстоятельства правонарушения.
Заключение
В заключении можносделать следующие выводы:
1. Административнаяответственность – вид юридической ответственности, которая выражается вприменении компетентными органами административного наказания к лицу,совершившему административное правонарушение.
2. Понятиеадминистративного наказания содержится в ст. 3.1 КоАП РФ и предполагаетустановленную государством меру ответственности за совершение административногоправонарушения, применяемую в целях предупреждения совершения новыхправонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
3. Административноенаказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинствафизического лица, совершившего административное правонарушение, или причинениеему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутацииюридического лица.
4. В соответствии сост. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могутустанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1)предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудиясовершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудиясовершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специальногоправа, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административноеприостановление деятельности.
5. Административныенаказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований ихприменения: юридического, фактического, процессуального.
Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. №237. 1993. 25января.
2. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 1.
3. БорисовА.Н. Административные правонарушения. – М., 2005.
4. ВеремеенкоИ.И. Административно-правовые санкции. – М., 1999.
5. ДугенецА.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М., 2003.
6. Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ.ред. А.А. Николаева. В 2-х т. Т. 1. – М., 2003.
7. Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. (5-е изд.,перераб. и доп.) / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко – М., 2006.
8. Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред.Ю.М. Козлова. – М, 2002.
9. Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ.ред. Э.Н. Ренова. – М., 2002.
10. ЛапачВ.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб.,2002.
11. ЛукьяновВ., Борисова Н. Угроза причинения вреда как последствие правонарушения //Российская юстиция. 2002. № 8.
12. МаксимовИ.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. – Саратов,2004.