Виды аренды транспортных средств

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Виды аренды транспортныхсредств»
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Cтудента 4 курса очной формы обучения
СтепныхАндрея
Научныйруководитель:
ВасильевПетр Викторович
Зав. кафедрой Петров ЮрийПавлович
кандидат юридическихнаук, доцент
Москва 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Общаяхарактеристика договора аренды транспортных средств
1.1 Понятие договорааренды транспортных средств
1.2 Элементы договорааренды транспортных средств
1.3 Содержание ипрекращение договора аренды транспортных средств
Глава 2. Правоваяхарактеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств
2.1 Аренда транспортныхсредств с экипажем: понятие, существенные условия
2.2 Аренда транспортныхсредств без экипажа: понятие, существенные условия
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
Аренда транспортных средств представляетсобой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием длявыделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальныхправовых норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления заплату во владение и пользование определенного имущества, а именно — транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническоеустройство, способное к перемещению в пространстве и используемое длядостижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида.Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказаниемуслуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости отэтого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности — арендатранспортного средства с экипажем и аренда транспортного средства без экипажа.
Как следует из формулировок статей 632,642 Гражданского кодекса РФ[1](далее –ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (вотличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торговогомореплавания РФ[2](далее — КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут – чартерявляются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательныхформулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразноготолкования и применения.
Актуальность темы данной дипломнойработы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сферезаключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.
Цель дипломной работы – исследованиетеоретических и практических проблем при заключении и исполнении конкретныхвидов аренды транспортных средств.
Исходя из поставленной цели, необходиморешение следующих задач:
— проанализировать понятие договорааренды транспортных средств;
— выявитьосновные элементы договора аренды транспортных средств;
— исследоватьсодержание и прекращение договора аренды транспортных средств;
— провестисравнительно-правовой анализ договора аренды транспортных средств с договорамиперевозки, экспедиции, проката;
— выявитьособенности предмета, существенных условий и иных отличительных признаковдоговора аренды транспортных средств с экипажем;
— проанализировать существенные условия иособенности заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств безэкипажа.
Объектом исследования являютсяобщественные отношения, направленные на регулирование отношений по договорамразличных видов аренды транспортных средств.
Предмет исследования – понятие иособенности отдельных видов транспортных средств.
В дипломной работе применялсядиалектический, структурный и сравнительно-правовой методы, формально-юридическийанализ и другие.
Хотелось бы отметить, что до сих пор небыло произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении иисполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает нанедостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость впроведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломнойработе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешенииизложенной проблемы.
Положениядипломной работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормахследующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФ[3], Кодекса торгового мореплавания РФ[4], Воздушного кодекса РоссийскойФедерации[5],Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации[6], Транспортного устава железных дорогРоссийской Федерации[7],приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственнойрегистрации судов»[8]и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговыхпортах»[9],Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 «Обзор практикиразрешения споров, связанных с арендой»[10]и других.
Научная новизна данной дипломной работысостоит в глубоком анализе теоретических проблем договора аренды транспортныхсредств, внесении конкретных предложений по совершенствованию законодательствав этой сфере.

Глава I.Общая характеристика договора аренды транспортных средств
 
1.1      Понятиедоговора аренды транспортных средств
Договораренды транспортного средства представляет собой договор аренды отдельного видаимущества. Очевидным основанием для его выделения послужила необходимость вособом правовом регулировании временного предоставления за плату во владение ипользование специфического имущества – транспортных средств. Предоставлениетранспортного средства может сопровождаться также оказанием арендодателем услугпо управлению им и его технической эксплуатации. В зависимости от этого арендаподразделяется на два вида: аренду транспортного средства с экипажем(ст.632-641 ГК РФ) и аренду транспортного средства без экипажа (ст.642-649 ГКРФ).
В литературевысказано мнение о том, что договор аренды транспортного средства, помимо тогочто имеет специфический предмет, выделяется среди прочих тем, что в обязанностиарендодателя может быть вменено оказание услуг по управлению транспортныхсредством и по его технической эксплуатации. Однако оказание данных услуг неможет быть критерием выделения договора аренды транспортного средства средипрочих хотя бы потому, что не обязательно для всех его видов[11].
По договору арендытранспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель(фрахтовщик) предоставляет арендатору (фрахтователю) транспортное средство заплату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги поуправлению им и по его технической эксплуатации. В торговом мореплаваниидоговор аренды транспортного средства (судна) с экипажем именуетсятайм-чартеромв противопоставление обычному договору фрахтования, т. е.перевозки (ст. 787 ГК[12],ст. 115 КТМ[13]).
Оказание услуг поуправлению транспортным средством и по его технической эксплуатации придаетданному договору аренды черты подряда или возмездного оказания услуг (гл. 37,39 ГК). Однако оснований для признания данного договора смешанным нет, потомучто он прямо урегулирован Гражданским кодексом. Применение к договору арендытранспортного средства с норм о возмездном оказании услуг или о подрядевозможно только по аналогии[14].
Переченьтранспортных средств, которые могут быть переданы в аренду, определяетсясуществующими типами транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного,внутреннего водного, морского, воздушного и космического. При появлении новыхтипов транспорта указанный перечень может быть расширен.
Передачаимущества может быть как по месту нахождения арендатора, так и по местуарендодателя. Так как объект является движимым имуществом, на практике,зачастую возникает вопрос о месте возврата транспортного средства. Приведемпример из практики. «Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском карендатору о взыскании арендной платы за период просрочки возвратаарендованного автомобиля в соответствии со статьей 622 ГК РФ. Суд первойинстанции, установив, что договор аренды автомобиля был досрочно расторгнут,удовлетворил иск. При этом суд исходил из того, что согласно статье 622 Кодексав случае, если арендатор не возвратил арендованное имущество, либо возвратилего несвоевременно арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы завсе время просрочки. Суд апелляционной инстанции отменил данное решение иотказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Всоответствии с пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим,пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенноедолжником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренныхзаконом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаевделового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должникне мог исполнить своего обязательства (статья 406 ГК РФ). Поскольку в договореаренды стороны не оговорили место возврата арендованного имущества, судприменил абзац шестой статьи 316 ГК РФ, согласно которому исполнение должнобыть произведено в месте нахождения юридического лица, являющегося должником.Материалы дела подтверждали то обстоятельство, что арендованный автомобиль былпоставлен арендатором на стоянку и находился там вплоть до его передачиарендодателю. Кроме того, арендатор неоднократно направлял арендодателюизвещения о своей готовности возвратить автомобиль. Суд кассационной инстанцииотменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение судапервой инстанции, указав, что абзац шестой статьи 316 ГК РФ в данном случаеприменен судом неправильно. Указанная норма распространяется на случаи, когдапередача имущества является основной обязанностью должника по договору. Вданном же случае обязательство арендатора, возникшее после прекращения договорааренды, состоит не в собственно передаче, а в возврате имущества арендодателю.Поэтому, руководствуясь абзацем первым статьи 316 Кодекса, следует признать,что из существа указанного обязательства вытекает, что возврат должен произойтив том месте, где это имущество было получено арендатором. В этой связиарендатор обязан был передать арендодателю автомобиль в том месте, где он былполучен»[15].
Итак, вслучае, когда в договоре аренды не определено место исполнения обязательства попередаче движимого имущества арендатором арендодателю после прекращениядоговора аренды, имущество подлежит передаче в том месте, где оно было полученоарендатором.
Помимо арендыс транспортом связаны также договоры перевозки, экспедиции и некоторые другие.В отличие от перевозки при аренде транспортных средств последние выбывают извладения специализированной транспортной организации (перевозчика). Перевозкаже (в том числе при помощи договора фрахтования, предусмотренного ст. 787 ГК РФ)осуществляется без выбытия этих средств из хозяйственной сферы (из владения)перевозчика, который сохраняет контроль за процессом транспортировки.Транспортная экспедиция, в свою очередь, предполагает оказание услуг.
Договор арендытранспортного средства с экипажем отличать от договора перевозки. В первомслучае транспортное средство передается во владение и пользование наопределенный срок без обозначения конкретного груза, подлежащего перевозки нанем. Во втором — целью договора является именно перевозка без передачиправомочий владения и пользования транспортным средством. Нередко арендатор подоговору аренды транспортно с экипажем как раз и выступает перевозчиком подоговорам перевозки, заключенным с третьими лицами[16].
Особенностиаренды транспортного средства с экипажем на морском транспорте, помимоупомянутых выше, состоят в следующем:
1)  в изъятие из абз. 2 ст.606 ГК не все доходы, полученные в рамках тайм-чартера, поступают арендатору.Доходы, полученные от спасания, распределяются в равных долях междусудовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейсяэкипажу судна доли вознаграждения (ст. 210 КТМ)[17];
2)  при нарушении обязанностивозврата судна в установленный срок арендатор обязан уплатить арендную плату(фрахт) за время просрочки, причем не только по договорным ставкам (как сказанов абз. 2 ст. 622 ГК[18]),но и по рыночной ставке фрахта, если она выше, чем та, которая установленатайм-чартером (п. 3 ст. 204КТМ). Разумеется, в этом случае арендодатель вправепотребовать и возмещения убытков[19];
3)      припросрочке уплаты арендной платы (фрахта) свыше 14дней арендодатель имеет правов одностороннем порядке отказаться от договора без предварительногопредупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки,причиненные просрочкой (п. 2 ст. 208 КТМ)[20].Все иные арендодатели должны предварительно предупредить арендатора орасторжении договора, которое будет производиться в судебном порядке и толькопри невнесении арендной платы более двух раз подряд (ст. 619 ГК)[21].
По договоруаренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендаторутранспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказанияуслуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В этомопределении договора отражены три его специфические черты:
1)  предмет договора —транспортное средство любого вида;
2)  управление и техническуюэксплуатацию транспортного средства осуществляет арендатор самостоятельно илипри помощи третьего лица (но ни в коем случае не арендодателя);
3)  транспортное средство передаетсяво владение и пользование арендатору. Арендодатель не сохраняет владениепредметом договора.
Цель договора— получить во владение и пользование транспортное средство и самостоятельноосуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.
Соответственносодержание договора аренды транспортного средства без экипажа изменено посравнению с общими правилами об аренде в сторону расширения обязанностейарендатора.
В то же времяряд норм касается обоих видов договоров аренды транспортных средств. Договорыаренды транспортных средств обеих разновидностей сформулированы как реальные(ч. 1 ст. 632, ч. 1 ст. 642 ГК)[22].
Договорыаренды транспортных средств должны быть заключены в письменной форме независимоот их срока и стоимости передаваемого в аренду имущества. К такому договору неприменяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст.609 ГК[23].Разумеется, речь в данном случае может идти только о тех транспортныхсредствах, которые относятся к недвижимым вещам (п. 1 ст. 130 ГК) и сделки скоторыми подлежат по общему правилу регистрации. Отказ законодателя отиспользования процедуры регистрации объясняется, по-видимому, тем, чтотранспортные средства способны легко перемещаться в пространстве. Поэтомузащита прав собственников транспортных средств (обладателей иных вещных прав)путем регистрации договоров аренды бессмысленна. Ведь потенциальному нарушителюдостаточно угнать транспортное средство. В то же время необходимостьрегистрации осложняет жизнь добросовестным участникам гражданского оборота[24].
Предельныесроки договора аренды транспортных средств законом не установлены. Однако кнему не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенныйсрок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды нановый срок (ст. 621 ГК). По истечении срока договор прекращается (абз. 2 ст.632 и абз. 2 ст. 642 ГК РФ). Однако это обстоятельство не препятствует сторонампо взаимному согласию заключить новый договор.
Арендатранспортных средств гражданами — потребителями осуществляется с учетом особенностей,предусмотренных главой первой Закона о защите прав потребителей.
Наконец,транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренныхГК РФ, особенности аренды отдельных видов транспортных средств. Арендатранспортных средств специально регламентируется только применительно кавтомобильному, морскому и внутреннему водному транспорту. Остальныетранспортные уставы положений на этот счет не содержат.
Арендажелезнодорожных транспортных средств если и возможна, то только без экипажа. Нои эта возможность вызывает серьезные сомнения. Ведь во всех статьях, в которыхидет речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и кконтейнерам, т. е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортныхсредств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без него)состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительнок железнодорожным вагонам, в отличие от морских судов, такое управлениетехнически неосуществимо. С учетом государственной монополии на железнодорожныеперевозки можно сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств нажелезных дорогах невозможен[25].
Примечательно,что аренда автомобилей наиболее распространена на практике, однако специальныхнорм ее регулирующих нет. По сути нормы ГК об аренде транспортных средств безэкипажа сформулированы в расчете на эти объекты. В то же время при арендеавтомобилей вряд ли можно ограничиться только нормами ГК. Специфика такойаренды должна быть отражена в новом Уставе автомобильного транспорта.
Воздушныйкодекс РФ не упоминает об аренде транспортных средств. В ст. 104 ВК идет речь одоговоре фрахтования воздушного судна (воздушном чартере), на основаниикоторого фрахтователю предоставляется одно или несколько воздушных судов либочасть судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов. С учетом того,что договор воздушной перевозки урегулирован отдельно (в ст. 103 ВК)[26], чартер следует признать договоромаренды судна. Никаких иных норм о воздушном чартере ВК не содержит, поэтомуданный договор целиком подчинен ГК.
Кодексвнутреннего водного транспорта РФ прямо говорит об аренде судов с экипажем ибез экипажа. Причем в части, в которой такая аренда не урегулирована самим Кодексомвнутреннего водного транспорта, подлежит применению гражданское законодательство.Существенных особенностей аренды судов внутреннего водного плавания немного:главным образом различаются словесные формулировки. Это можно объяснить неслишком глубокими традициями аренды судов соответствующего вида транспорта, атакже еще сохраняющимся на нем огосударствлением.
 
1.2Элементы договора аренды транспортных средств
В определении договорааренды транспортного средства нет специальных указаний на статус сторон. Такимобразом, по общему правилу, как арендодателем, так и арендатором могут быть всесубъекты гражданского права. Ими могут выступать юридические и физические лица,в том числе не зарегистрированные в качестве предпринимателей без образованияюридического лица.
Однако нельзязабывать, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с егоэксплуатацией деятельность (например, перевозка токсичного топлива)характеризуются повышенной опасностью. В таких случаях стороны по договорууправления транспортным средством и технически эксплуатирующие его, должныотвечать ряду публично- правовых требований (в части лицензирования,сертификации и аттестации, статуса эксплуатанта), содержащихся в специальномзаконодательстве. Если иное не предусмотрено договором, арендатор вправе безсогласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду наусловиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (ст.638, 647 ГК РФ, ст. 202, 215 КТМ). Как видим, эта норма является исключением изобщего правила о необходимости согласия арендодателя на сдачу имущества всубаренду (п.2 ст.615 ГК РФ)[27].
Условиясубаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. Вчастности, срок субаренды не должен превышать срока аренды. Пользованиеарендованным транспортным средством должно осуществляться только в соответствиис его назначением, определенным в договоре аренды. Если использованиетранспортного средства по договору аренды ограничено географически определеннымрегионом, то субарендатор не вправе вывести транспортное средство за пределыэтого региона. Наконец, договор субаренды должен повторять договор аренды втаком вопросе, как наличие (отсутствие) экипажа.
Предметдоговора – транспортное средство любого вида транспорта (гужевого,железнодорожного, автомобильного, воздушного, внутреннего водного, морского икосмического), способное к перемещению в пространстве. Сюда относятсяавтомобили (грузовые, легковые, автобусы и т.д.), локомотивы, морские,воздушные суда, суда внутреннего плавания, лодки, яхты, катера, паромы, гужевойтранспорт.
В литературеиногда указывается, что велосипед или конная повозка не могут быть предметомдоговора аренды транспортного средства вследствие того, что принципы,заложенные в ст.640 и 648 ГК РФ об ответственности за вред, причиненныйтранспортным средством, совпадают с принципами за вред, причиненный источникомповышенной опасности, закрепленными в ст.1079 ГК РФ. Однако, по мнениюА.П.Сергеева, во-первых, в названных ст.640 и 648 ГК РФ идет ссылка в целом нагл.59 ГК РФ, а не только к ст. 1079 ГК РФ. Во-вторых, в приведенномрассуждении, на его взгляд, факультативный признак превращен в необходимый. Нетранспортное средство может быть предметом договора аренды транспортногосредства в силу того, что является источником повышенной опасности, а источник повышеннойопасности может быть предметом договора аренды транспортного средства, еслипредставляет собой транспортное средство, — считает Сергеев А.П.[28]
Трубопроводныйтранспорт не может быть предметом аренды транспортного средства, так как впространстве перемещается не он, а груз. Его аренда считается арендойсооружения. Транспортное средство не обязательно должно быть самоходным, но влюбом случае должно быть способно управляться людьми. Так, буксируемое морскоесудно (ст.7 КТМ РФ[29])не теряет способности быть предметом договора аренды по правилам §3 гл.34 ГКРФ.
В предметдоговора аренды транспортного средства с экипажем, помимо самого транспортногосредства, входят услуги по управлению транспортным средством и его техническойэксплуатации. К ним относятся такие действия, как вождение, пилотирование,навигационные услуги связи, замена деталей, регулировка механизмов, контроль заприбором, иные регламентные работы, управление работниками и машинами в целяхвыполнения указаний арендатора. Конкретный перечень услуг по управлениютранспортным средством и его технической эксплуатации зависит от вида и состояниятранспортного средства. Естественно, формулировка «аренда транспортногосредства с экипажем» не позволяет включить экипаж в предмет аренды. В данномслучае термин «аренда с экипажем» должен рассматриваться не более как синонимпонятию «аренда с предоставлением услуг по управлению и техническойэксплуатации». Индивидуализация предмета аренды происходит путем указания наего марку, тип, модель, регистрационный номер, в некоторых случаях – еще насобственное имя и флаг (обычно для судов).
Арендная плата(фрахт) обычно исчисляется из какой-либо периодической (суточной, месячной и т.д.) ставки за соответствующее транспортное средство. Уровень ставки аренднойплаты определяется, как правило, с учетом конъюнктуры на рынке, района ипродолжительности эксплуатации транспортного средства. Эффективность иприбыльность эксплуатации (например, по количеству перевезенного груза) обычноне отражается на размере арендной платы, хотя иное может быть указано всоглашении сторон, исходя из принципа свободы договора и общих норм о договореаренды (ст.421, 614 ГК РФ)[30].
Правилами одоговоре аренды транспортного средства предусмотрено предоставление имущества иуслуг экипажа (или только имущества) на определенный срок. Срок договора арендытранспортного средства не является его существенным условием, если иное неуказано в транспортных уставах и кодексах (например, согласно ст.200 КТМ срокподлежит обязательному указанию в тайм-чартере[31]).Предельные сроки для данного договора законом не установлены. Период времениобычно обозначается в виде календарного промежутка или времени, необходимогодля достижения арендатором определенной цели (например, производство поисковыхи спасательных работ в акватории). Согласно ст.632, 642 ГК РФ правила овозобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возраженийарендодателя, а также преимущественном праве арендатора на заключение договорааренды на новый срок к аренде данного имущества не применяются. Для сохраненияарендных отношений арендатор всякий раз должен будет заключать новые договорыаренды на общих основаниях. Данное исключение из общего правила ст.621 ГК РФвызвано, пожалуй, тем, что обычно в роли арендодателя транспортных средстввыступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, длякоторых важна не столько стабильность отношений с конкретным арендатором, сколькоисследование изменяющейся конъюнктуре цен на рынке и сезонному спросу натранспортные средства. По-видимому, данный интерес признан законодателем вполнерезонным.
Для договоровданного вида имущества предусмотрена письменная форма независимо от срока ихдействия и субъектного состава (Приложение №1). Видимо, это связано с обычновысокой технической сложностью и повышенной стоимостью транспортных средств.Виды такой письменной формы в ст.633, 643 ГК РФ не ограничены. Следовательно,он может быть заключен путем составления одного документа, подписанногосторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной,электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документисходит от стороны по договору. Для заключения договора аренды на морском,внутреннем, водном и воздушном транспорте, как правило, хотя и не обязательно,используются стандартные топографически отпечатанные проформы («Беркон – 2001»,«Балтайм» и проч.)[32]
Письменная формасчитается также соблюденной, если письменное предложение заключить договорпринято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, т.е. если арендодатель,получив в срок, установленный для ее акцепта, предоставит транспортное средство— совершит акцепт путем конклюдентных действий. При этом оферта должна бытьсовершена в письменной форме и содержать все существенные условия договора.
Статьи 633, 643 ГК РФ несодержат указания на такое последствиенесоблюдения письменной формы,как признание его недействительным. Таким образом, несоблюдение письменнойформы влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ[33], т. е. лишает стороны права в случаеспора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания,но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Несмотря на то что такиеобъекты аренды, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания,относятся согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам, законодатель не связываетстороны с обязанностью зарегистрировать этот договор в органах государственнойвласти. Более того, к такому договору не применяются правила о регистрации договорааренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ, что связано, по-видимому, сповышенной мобильностью этих объектов и, как следствие, отсутствием возможностизащищать права собственников путем регистрации договора.
1.3Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств
Обязанности арендодателяпо договору аренды транспортного средства с экипажем имеют следующую специфику.
Во-первых, арендодательобязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном дляего немедленной эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора,и укомплектовать транспортное средство экипажем. В частности, в п. 1 ст. 203КТМ установлено, что судовладелец обязан вести судно в мореходное состояние кмоменту подачи его фрахтователю, т. е. принять меры по обеспечению годности(его корпуса, двигателя и оборудования), по его укомплектованию экипажем инадлежащему снаряжению[34].Состав экипажа и его квалификация должны отвечать необходимым законам(например, правилам гл. V КВВТ — для экипажа внутреннего водного транспорта[35]), стандартам и (или) условиямдоговора, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортногосредства данного вида.
Эта обязанность должнабыть исполнена в срок, установленный договором, либо в разумный срок. При еенеисполнении арендатор вправе истребовать от арендодателя данное транспортноесредство и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо возмещенияубытков, причиненных его неисполнением (п. 3 ст. 611 ГК РФ).
Во-вторых, в течениевсего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояниетранспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежностии заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт(ст. 634 ГК РФ).
Текущийремонт — это работы по систематическому и своевременному предохранениюимущества от преждевременного износа и поддержанию его в рабочем состоянии.
Капитальныйремонт — это работы, при которых производится полная разборка агрегата(автотранспортного средства), ремонт базовых и корпусных деталей и узлов,замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые, сборка,регулирование и испытание агрегатов.
Данная обязанность,кстати, императивно закрепленная в законе, соответствует сущности самогодоговора, ведь арендодатель принимает на себя заботу по технической эксплуатациитранспортного средства. В объем обязанности по поддержанию надлежащегосостояния транспортного средства с некоторой долей условности можно такжевключить осуществление необходимых разрешительных процедур в контролирующихорганах. При неисполнении рассматриваемой обязанности арендатор имеет право по своемувыбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его стоимость или зачесть еев счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платылибо расторжения договора и возмещения убытков.
В-третьих, арендодательобязан оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатациитранспортного средства, которые должны обеспечить его нормальное и безопасноеиспользование (ст. 636 ГК РФ). При этом члены экипажа являются работникамиарендодателя и в любом случае подчиняются его распоряжениям, даваемым воисполнение данной обязанности (на это указано, например, в ст. 206 КТМ).Расходы на содержание экипажа (заработная плата, провиант, питьевая вода,спецодежда, консульские сборы) соответственно также лежат на арендодателе, еслииное не предусмотрено договором.
В-четвертых,арендодатель обязан следовать указаниям арендатора, даваемым в целяхкоммерческой эксплуатации транспортного средства. При аренде транспортныхсредств обязанности и расходы, связанные с их ремонтом, стороны договора не могутпроизвольно распределять между собой. В этом вопросе они должныруководствоваться нормами ГК РФ.
Операции,связанные с технической и коммерческой эксплуатацией транспортных средств, ихуправлением, текущим и капитальным ремонтом, подлежат отражению в бухгалтерскоми налоговом учете у той стороны, у которой в соответствии с законом илидоговором возникает обязанность по их оплате.
Техническаяэксплуатация — это комплекс работ по техническому обслуживанию транспортныхсредств. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ«О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонттранспортных средств производятся в целях их содержания в исправном состоянии идолжны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы и правилатехнического обслуживания транспортных средств определяютсязаводами-изготовителями. К услугам по техническому обслуживанию, в частности,могут быть отнесены работы по регулировке фар, тормозной системы, рулевогоуправления, системы зажигания, сцепления автотранспортного средства,электротехнические, контрольно-диагностические работы и др.
Коммерческая эксплуатация— это деятельность, прямо или косвенно направленная на получение арендаторомдоходов путем использования транспортного средства и не обремененная при этом заботамиоб обеспечении его технической исправности.
В литературе справедливоотмечается, что коммерческую эксплуатацию транспортного средства следуетотличать от предпринимательской деятельности в смысле ст. 2 ГК РФ. То, что арендаторрешает вопросы коммерческой эксплуатации транспортного средства, не означает,что он должен иметь статус предпринимателя. Вполне возможна арендатранспортного средства в научно-исследовательских целях, регулируемая при этомправилами § 3 гл. 34 ГК РФ[36].
Другими словами, вопросырентабельности эксплуатации транспортного средства ложатся на арендатора, авопросы технического использования — на арендодателя. И не имеет значения, какарендуется транспортное средство — с экипажем или без экипажа (ст. ст. 636 и646 ГК РФ).
К коммерческойэксплуатации относятся, например, рассмотрение и одобрение способа размещения груза,его загрузки и выгрузки, контроль за рациональным использованием времени приэтом, выбор оптимального маршрута следования транспортного средства, времени иместа выезда и стоянки, переговоры с контрагентами, портовыми, таможенными,службами. Возможность давать подобные указания арендатором является одним изотличий договора аренды транспортного средства с экипажем от договораперевозки, в рамках которого перевозчик сам осуществляет коммерческуюэксплуатацию транспортного средства. Если указания арендатора невозможно исполнитьвследствие требований безопасной эксплуатации транспортного средства, работникиарендодателя вправе их не выполнять.
В-пятых, арендодательобязан нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованнымтранспортным средством, его механизмами, оборудованием. Возложение такой обязанности,кстати, императивной по своему характеру, на арендодателя обосновывается тем,что именно он управляет транспортным средством. Освобождение от ответственностилибо уменьшение ее размера возможно лишь при возникновении вреда вследствие непреодолимойсилы или умысла либо грубой неосторожности потерпевшего. Следовательно, дажеесли вред возник по вине арендатора, ответственность несет арендодатель. В то жевремя арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование овозврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред причинен повине арендатора (ст. 640 ГК РФ). В данном случае закон устанавливает исключениеиз общего правила п.2 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому вина причинителя вредапрезюмируется.
В-шестых,именно арендодатель, если иное не предусмотрено договором, обязан за свой счетстраховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, которыйможет быть причинен в связи с его эксплуатацией в случаях, когда такое страхованиеявляется обязательным в силу закона (например, в соответствии с Федеральнымзаконом от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданскойответственности владельцев транспортных средств»)[37]или договора (ст. 637 ГКРФ).
При арендетранспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несетарендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа — арендатор (ст. 646 ГКРФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределениирасходов на страхование.
Например, еслиорганизация берет напрокат имущество у специализированной организации, котораяв качестве постоянной предпринимательской деятельности сдает в арендуимущество, то в договоре должно быть предусмотрено, что арендатор используетимущество в предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ). Капитальныйи текущий ремонт имущества, арендованного по договору проката, являетсясогласно п. 1 ст. 631 ГК РФ обязанностью арендодателя.
Обязанностиарендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем характеризуютсяследующими чертами. Арендатор обязан:
— использовать транспортное средство в соответствии с условиями договора и назначениемтранспортного средства;
— временно вносить арендную плату (фрахт). Осуществление этой обязанности непоставлено в зависимость от эффективности использования транспортного средстваболее того, даже когда пригодное транспортное средство непроизводительнопростаивает, арендатор обязан вносить арендную плату. Причем при просрочкеуплаты арендной платы свыше 14 дней в торговом мореплавании и 15 дней — вовнутреннем водном плавании арендодатель имеет право в одностороннем порядкеотказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъятьсудно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (ст. 208 КТМ[38], ст. 65 КВВТ[39]). Это является исключением из общегоправила ст. 619 ГК РФ о том, что арендодатель должен предварительнопредупредить арендатора о намерении расторгнуть договор, которое будет производитьсятолько при невнесении арендной платы более двух раз подряд и только в судебномпорядке;
— нести pacxoды,возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в томчисле расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатацииматериалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст.636 ГКРФ). Нередко организации заключают с работниками договоры по аренде принадлежащихим транспортных средств (с экипажем или без экипажа). Данную ситуацию следуетотличать от той, когда сотрудник в рамках трудовых обязанностей используетличный автотранспорт для служебных поездок. В аналогичном порядке организацияимеет право использовать и иное имущество работников: компьютеры, принтеры,технические средства и материалы (ст. 188 ТК РФ). В данном случае отношенияорганизации-работодателя и работника, связанные с эксплуатацией его имущества,регулируются не договором аренды, а трудовым договором и (или) отдельнымсоглашением. На основании ст. 188 ТК РФ работодатель выплачивает работникукомпенсацию за использование и износ его имущества, а также возмещает расходы,связанные с эксплуатацией этого имущества;
— возместить арендодателю убытки, вызванные гибелью или повреждениемтранспортного средства, если арендодатель докажет, что он произошли пообстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом илидоговором аренды. В тоже время риск случайной гибели или повреждениятранспортного средства лежит на арендодателе, если иное не предусмотренодоговором (ст. 639 ГК РФ).
— по истечении обусловленного срока вернуть транспортное средство. Для некоторыхвидов транспорта, учитывая их особенности, в практике делового оборота устанавливаетсядополнительное, льготное время для возврата. Например, в связи с трудностямивозврата судна в последний день из-за возможных задержек в последнем рейсе косновному сроку возврата судна добавляется дополнительное время (марджин).Оплата пользования судном в этот период производится по рыночной ставке фрахта,если она больше размера арендной платы (ст. 204 КТМ). Кроме того, в этом случаеарендодатель вправе потребовать возмещения убытков.
Что касаетсясодержания договора аренды транспортного средства экипажа, то основныеобязанности арендодателя, перечисленные выше, применительно к договору арендытранспортного средства с экипажем переложены на арендатора.
Прекращениедоговора аренды транспортного средства в целом подчиняется общим правилам о договореаренды.

Глава 2.Правовая характеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств
 
2.1 Арендатранспортных средств с экипажем: понятие, существенные условия
Помимо правил об аренде транспортныхсредств с экипажем, содержащихся в гл. 34 ГК, особенности аренды отдельныхвидов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах икодексах (ст. 641 ГК). В настоящее время правила об аренде транспортных средствсодержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации[40] и в Кодексе внутреннего водного транспортаРоссийской Федерации[41].
Договор аренды транспортного средства сэкипажем должен быть признан двусторонне обязывающим, возмездным, срочным,транспортное средство подлежит возврату арендодателю по окончанииобусловленного времени в том состоянии, в каком его получил арендатор с учетомнормального износа. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка«Замоскворецкий» о взыскании с арендатора расходов повосстановительному ремонту инкассаторского автомобиля. Автомашина имела такиеповреждения, которые выходили за рамки нормального износа[42].
Если исходить из буквального содержанияч. 1 ст. 632 ГК РФ, то договор аренды транспортного средства с экипажем долженбыть признан реальным, т.е. заключенным с момента передачи арендаторутранспортного средства. Однако на морском (ст. 198 КТМ), внутреннем водном (п.6 ст. 60 КВВТ) и воздушном транспорте (ст. 115 ВК) такой договор сконструированкак консенсуальный.
Предмет договора аренды транспортногосредства с экипажем складывается из двух элементов. Первым из них служитпредоставление арендатору своеобразного имущества — транспортного средства.
Предоставление понимается, прежде всего,как передача арендатору на время правомочия пользования, права коммерческойэксплуатации транспортного средства.
Что касается правомочия владениятранспортным средством, то оно и на время аренды остается за арендодателем,сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряженияарендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортногосредства.
Вторым элементом предметарассматриваемого договора служит оказание услуг по управлению транспортнымсредством и его технической эксплуатации. Оказание таких услуг выходит запределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказанииуслуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в новом ГКдоговоры аренды транспортных средств отнесены к одному из видов договорааренды. Тем самым в законодательстве окончательно решен вопрос о правовойприроде договора фрахтования на время (тайм-чартер), бывший ранее применительнок фрахтованию морских судов на время дискуссионным[43]. По мнению группы ученых (А.Л.Маковский, М.Е. Ходунов, О.А. Красавчиков), тайм-чартер представлял собойразновидность имущественного найма. Другая точка зрения сводилась к тому, чтотайм-чартер — это самостоятельный, особый договор морского права (О.С. Иоффе,В.К. Райхер, В.Т. Смирнов).
В изъятие из общего правила о форме иобязанности государственной регистрации договора аренды (ст. 609 ГК) договораренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия иего субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При арендеморских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, какправило, заключаются с использованием проформ (стандартных форм) чартеров.
В проформе с учетом рода (вида) груза,направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило,постоянные условия аренды судна.
На морском транспорте наиболее широкоеприменение получила универсальная проформа фрахтования судна на время сэкипажем «Балтайм». Эта проформа была разработана БИМКО в 1939 г., азатем в 1950 г. изменена и дополнена Советом по документации Палаты судоходстваВеликобритании. При найме судов, следующих из портов американского континента вЕвропу, используется проформа «Нью-Йорк продьюс», разработанная в1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г. Условия договора,содержащиеся в проформах, не обязательны для сторон. Они могут их изменить илидополнить. Значение же проформ двояко. Во-первых, одобрение условий,содержащихся в проформе, ускоряет и облегчает процесс заключения договора.Во-вторых, использование проформ способствует единообразному применению условийдоговора.
Несоблюдение требования письменногооформления договора аренды транспортного средства не влечет егонедействительности. В случае спора стороны лишаются права в подтверждениедоговора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправеприводить письменные и другие доказательства.
Правило о государственной регистрации договороваренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных средств сэкипажем не применяется. Неприменение этого правила направлено на то, чтобыспособствовать широкому внедрению этого договора в хозяйственный оборот путемупрощения и облегчения процедуры его заключения. Согласно п. 2 ст. 632 ГК РФправила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствиивозражений арендодателя и о преимущественном праве арендатора на заключениедоговора аренды на новый срок к этому договору также не подлежат применению.
Передаваемое арендатору транспортноесредство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагаетего надлежащее техническое состояние, прочность и исправность, надежность егосистем, конструкций, механизмов и приспособлений. В течение всего срока арендыарендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в арендутранспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежностии заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт[44].
Предоставление со стороны арендодателяуслуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеетцелью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии сусловиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортногосредства достаточным по численности и квалифицированным экипажем.
Экипаж с передачей транспортногосредства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работникамиарендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и техническойэксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора,касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Коммерческая эксплуатация представляетсобой пользование транспортным средством и услугами экипажа на условияхдоговора. Арендатор, таким образом, не может эксплуатировать транспортноесредство вне зависимости от целей аренды, указанных в договоре. Рассматриваяиск ОАО «Дальневосточное морское пароходство» к ОАО«Владивосток-Авиа», суд выяснил, что ответчик предоставил враспоряжение истца вертолет для ледовой разведки. Однако истец использовалвертолет для доставки коммерческих грузов жителям одного из прибрежныхпоселков. Выяснив, что арендованное имущество использовалось вопреки условиямдоговора не по назначению, суд отказал истцу в возмещении убытков, связанных скатастрофой вертолета.
Арендодатель должен выплачиватьзаработную плату экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию. Помимотого, арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационныхрасходов, как расходы по страхованию транспортного средства и ответственностиза ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации. Переменнаячасть эксплуатационных затрат — оплата топлива, смазочных масел и другихматериалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т.п. — падаетна арендатора.
Помимо упомянутых расходов, арендаторобязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте — фрахт).
Арендная плата обычно исчисляется изсуточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (наводном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц).Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации не отражается наразмере арендной платы. Например, Федеральный арбитражный суд Московскогоокруга отклонил объяснения арендатора о том, что задолженность по аренднойплате не подлежит взысканию, так как работы, для которых были арендованыавтомашины, были приостановлены. Как указал суд, «остановка работ непрекращает обязательства по аренде»[45].
В силу п. 2 ст. 208 КТМ РФ в случаепросрочки фрахтователем (т.е. арендатором) уплаты фрахта свыше четырнадцатикалендарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно уфрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки[46]. Аналогичное правило в отношенииарендуемого судна содержится и в п. 5 ст. 65 КВВТ РФ с той лишь разницей, чтоправо на изъятие судна возникает у судовладельца в случае задержки аренднойплаты более чем на 15 суток[47].В соответствии с общими положениями об аренде (ст. 619 ГК РФ) досрочноерасторжение договора аренды судом допустимо, в частности, только в случае,когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договоромсрока платежа не вносит арендную плату. Приведенные правила КТМ и КВВТ несоответствуют ст. 619 ГК РФ, поэтому они не имеют силы. Арбитражная практикапри решении вопроса о расторжении договора аренды транспортного средства сэкипажем также исходит из предписаний ГК РФ. Так, Арбитражный суд Москвы нашелобоснованным иск ЗАО «Озерское СМУ» к ЗАО «ЭкоРозен и К» одосрочном расторжении договора аренды транспортного средства. При этом судсослался на невнесение арендной платы «более чем за два срокаподряд». Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил решениесуда Москвы без изменений[48].
При аренде транспортного средства сэкипажем арендатор, если договором не предусмотрено другое, вправе без согласияарендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 638 ГК)[49].
Арендатор может без согласияарендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатациитранспортного средства. По отношению к своим контрагентам арендатор в такихслучаях выступает как перевозчик, буксировщик, спасатель и т.п. Он несетответственность перед ними по условиям соответствующего договора.
Ответственностьсторон по договору аренды транспортного средства с экипажем также отличаетсяизвестными особенностями. В случае гибели или повреждения арендованноготранспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненныеубытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортногосредства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает всоответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК).
Приопределении условий ответственности арендатора перед арендодателем по договоруаренды транспортного средства с экипажем законодатель отступает от принципавины. Ведь обстоятельства, за которые арендатор отвечает, могут быть вовсе несвязаны с его виновным поведением (допустим, самовозгорание пожароопасногогруза) или, наоборот, касаться только некоторых случаев виновного поведения,например грубой неосторожности или умысла. Однако если такие обстоятельства неопределены законом или договором, то к ответственности арендатора перед арендодателемв полной мере применимы установленные п. 3 ст. 401 ГК правила обответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательскойдеятельности. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, за которыеотвечает арендатор, возлагается на арендодателя.
Ответственностьза вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, егомеханизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии справилами о внедоговорной ответственности. Таким образом, в данном случае завред, причиненный транспортным средством, отвечает е его владелец (арендатор),а собственник (арендодатель). Хотя Подобная ситуация и не предусмотрена ст.1079 ГК, но не противоречит ей. Арендодатель вправе предъявить к арендаторурегрессное требование о возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет,что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК)[50].
2.2 Аренда транспортных средств безэкипажа: понятие, существенные условия
По договору аренды транспортногосредства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортноесредство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг поуправлению им и его технической эксплуатации. Предметом договора арендытранспортных средств без экипажа служит только предоставление арендатору вовременное владение и пользование индивидуально-определенного имущества — транспортного средства.
Отношения по найму транспортногосредства в этом случае не сочетаются с отношениями по оказанию услуг. Правовоерегулирование отношений по аренде транспортного средства без экипажа во многомсовпадает с арендой транспортного средства с экипажем. Так, к этому договорутакже не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенныйсрок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок(п. 2 ст. 642 ГК)[51].
К аренде транспортного средства безэкипажа применяется правило об обязательности письменной формы независимо отсрока действия договора. Для его заключения на морском, внутреннем водном ивоздушном транспорте используются стандартные, типографски отпечатанные формы(проформы) договоров аренды соответствующего транспортного средства без экипажа(в настоящее время — проформа бербоут-чартера «Беркон-2001»).
На данный договор также нераспространяется правило о государственной регистрации транспортного средства,если оно относится к недвижимому имуществу (п. 2 ст. 609 ГК). На основанииданного договора правомочия владения и пользования транспортным средствомпереходят от арендодателя к арендатору. Последнему во всех отношенияхподчиняется экипаж. Члены экипажа являются работниками арендатора. Через подчиненныйему экипаж арендатор безраздельно осуществляет контроль за транспортнымсредством, управление им, его эксплуатационно-техническое обслуживание. Вполной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования транспортнымсредством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей, обозначенных вдоговоре или вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. Наарендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всюприбыль от эксплуатации транспортного средства.
Полный переход к арендатору полномочийвладения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов наего содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом,смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность производстваего капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договоромаренды, он несет все расходы по эксплуатации, выплачивает зарплату и доставляетпродовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходыпо страхованию транспортного средства. В этом заключено важное отличие арендытранспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа.Обязанность по поддержанию транспортного средства, арендованного без экипажа,арендодатель не несет. После передачи транспортного средства арендатору,упомянутая обязанность лежит на нем. Размер арендной платы, подлежащей уплатеарендодателю, период, за который она выплачивается, определяется договором.Содержащиеся в п. 2 ст. 221 КТМ РФ и п. 5 ст. 65 КВВТ РФ правила о возможностиизъятия судна у фрахтователя (арендатора) при задержке фрахта (арендной платы)свыше 14 дней или 15 суток не должны применяться ввиду их противоречия ст. 619ГК РФ[52].
Арендатор вправе без согласияарендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условияхаренды транспортного средства с экипажем или без экипажа, если договором непредусмотрено иное. Также арендатор вправе без согласия арендодателя от своегоимени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, в случаях,если они не противоречат целям использования транспортного средства, указаннымв договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортногосредства[53].
Однако, в соответствии с КВВТ РФ в случаях,если арендодатель не является собственником судна, он обязан извещатьсобственника судна обо всех заключенных в отношении данного судна договорахаренды и субаренды. А устранение скрытых недостатков судна являетсяобязанностью арендодателя.
Кроме того, арендатор самостоятельно иза свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должнысоответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннеговодного транспорта Российской Федерации. Также арендатор вправе оставить насудне членов прежнего экипажа, которые должны будут подчиняться распоряжениямнового арендатора.
По договоруфрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется заобусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и вовладение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженноесудно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торговогомореплавания. Правила, установленные КМТ РФ, применяются лишь в том случае,если соглашением сторон не установлено иное.
В бербоут-чартере должны быть указанынаименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические иэксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость идругие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования,время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действиябербоут-чартера.
Поскольку арендатор по договору арендытранспортного средства без экипажа признается владельцем транспортногосредства, он в отличие от арендатора транспортного средства с экипажем несетответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством поправилам гл. 59 ГК[54].Однако, КТМ РФ ограничивает ответственность фрахтователя перед третьими лицами.В соответствии со ст.219 КТМ РФ Фрахтователь несет ответственность по любымтребованиям, третьих лиц, возникающим в связи с эксплуатацией судна, заисключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущербав связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Также законодательуказывает на то, что убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждениемсудна, несет фрахтователь, если не докажет, что они были причинены не по еговине.

Заключение
В заключениипроведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы. Правовоерегулирование договоров аренды транспортных средств имеет определенную специфику,которая заключается в том, что Гражданский кодекс закрепляет правомочие наустановление иных, помимо указанных в ГК РФ особенностей аренды отдельных видовтранспортных средств в транспортных уставах и кодексах.
Предметомдоговора аренды транспортного средства являются технические устройства,предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировкиобъектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемымобъектом. Поэтому необходимо отметить, что аренда трубопроводного транспорта,также предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендойсооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком), так кактрубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве.
Следовательно,аренда железнодорожных транспортных средств вызывает обоснованные сомнения.Ведь во всех статьях, в которых идет речь об аренде вагонов, к ним применяютсяте же правила, что и к контейнерам, т. е. объектам, которые вообще нельзяотнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как сэкипажем, так и без него) состоит в том, что ими управляет или арендодатель,или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие от морскихсудов, такое управление технически неосуществимо. С учетом государственноймонополии на железнодорожные перевозки представляется возможным сделать вывод отом, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен.
Как следуетиз формулировок статей 632, 642 ГК РФ договоры аренды транспортных средствявляются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198,211 Кодекса торгового мореплавания РФ позволяет заключить, что тайм- чартер ибербоут – чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о некоторомпротиворечии законодательных формулировок и необходимости их совершенствованияс целью единообразного толкования и применения.
Присопоставлении норм ст. 640 и 648 ГК, регламентирующих ответственность за вред,причиненный транспортным средством, взятым в аренду с экипажем или без экипажа,можно обнаружить, что принципы, заложенные в указанных нормах, совпадают с принципамиответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности,закрепленными в ст. 1079 ГК. Вследствие этого аренда конной повозки должнаотноситься к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортногосредства. По аналогичной причине нельзя признать предметом договора арендытранспортных средств, например, велосипед.
Следовательно,предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:
а)      использованиекоторых возможно только при квалифицированном управлении ими и при ихнадлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;
б)      предназначенныедля перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные кперемещению в пространстве вместе с ними;
в)      обладающиесвойствами источника повышенной опасности.
Порядок,условия и сроки внесения арендной платы определяются договором, и в большинствеслучаев арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой суммеплатежей, которые вносятся единовременно или периодически. Однако следуетотметить: договором аренды может быть установлено, что в счет арендной платыарендатор передает арендодателю продукцию, товары, выполняет какие-либо работыили оказывает услуги. Стоимость продукции, работ и услуг засчитывается в счетарендной платы. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон всроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год. На это следуетобратить особое внимание, так как практика свидетельствует о том, что норма,установленная законом, довольно часто нарушается. Следовательно, представляетсянеобходимым установить ответственность за несоблюдение порядка измененияразмера арендной платы с целью его предотвращения.
Кроме того,необходимо легально закрепить следующее положение с целью защиты праварендатора: «В случае, если арендодатель передал имущество арендатору бездокументов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, аренднаяплата взысканию не подлежит».
Законрегламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:
— арендатранспортного средства с предоставлением услуг по управлению и техническойэксплуатации [договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование навремя)];
— арендатранспортного средства без предоставления услуг по управлению и техническойэксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).
При арендетранспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несетарендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа — арендатор (ст. 646 ГКРФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределениирасходов на страхование[55].
Нередкоорганизации арендуют автомобили у физических лиц, причем в большинстве случаевэти физические лица являются работниками организации-арендатора. При заключениидоговора аренды транспортного средства работник передает принадлежащее емутранспортное средство своей организации во временное владение на платной основеи сам его не использует в течение срока аренды. Организация имеет праводопустить к управлению арендованным транспортным средством как собственника, тоесть арендодателя, так и любое другое лицо, имеющее необходимую квалификацию.
Арендатор входе использования арендованного имущества может производить отделимыеулучшения, например установка сигнализации на автомобиль, которые всоответствии с п. 1 ст. 623 ГК РФ являются его собственностью, если в договореаренды не предусмотрено иное. По окончании договора аренды транспортноесредство передается арендодателю, а сигнализационное оборудование остается уарендатора. Между арендодателем и арендатором может быть заключено соглашение,предусматривающее передачу сигнализационного оборудования арендодателю свозмещением или без возмещения его стоимости арендатору. Арендатор также можетоставить его у себя либо реализовать.
Неотделимымисчитаются улучшения, которые не отделимы от транспортного средства безпричинения ему ущерба, они прочно связаны с объектом аренды и после окончаниядоговора аренды подлежат передаче арендодателю вместе с арендуемым имуществом. Улучшениеарендованного транспортного средства может быть произведено как с согласия, таки без согласия арендодателя[56].
В том случае,если улучшение арендованного транспорта произведено с согласия арендодателя, наосновании п. 2 ст. 623 ГК РФ арендатор имеет право требовать от арендодателявозмещения стоимости неотделимых улучшений, если иное не предусмотренодоговором аренды. Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше получить согласиеарендодателя в письменной форме.
Всоответствии со ст. 622 ГК РФ по истечении срока договора аренды арендаторобязан возвратить имущество арендодателю в том состоянии, в котором он егополучил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.Таким образом, арендодатель, не давший своего согласия на осуществлениеулучшений, может либо принять эти улучшения без возмещения их стоимостиарендатору, либо не принять улучшений и потребовать от арендатора привестиимущество в то состояние, в котором оно было ему передано.
В итогепроведенного исследования необходимо указать на целесообразность комплексногоисследования проблем, связанных с заключением и исполнением договоров арендытранспортных средств, уделяя особенное внимание сложившейся правоприменительнойпрактике.

Библиография
 
Нормативные правовые акты
1.    .Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993года: [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собраниезаконодательства РФ. – 2009. — №4. – Ст.445.
2.    Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ: принятГос. Думой 22 дек. 1995г.: [с послед. изм. и доп.; ред. от 09.04.2009] //Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5.– Ст. 410;… 2009. — № 9. – Ст.948
3.    Воздушныйкодекс Российской Федерации: федеральный закон от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ:принят Гос. Думой 19.02.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации.– 24.03.1997. – № 12. – Ст.1383.
4.    Кодексвнутреннего водного транспорта Российской Федерации: федеральный закон от07.03.2001 г. № 24- ФЗ: принят Гос. Думой 07.02.2001 г. // Собраниезаконодательства Российской Федерации. – 13.03.2001. – №11. – Ст. 1001.
5.    Кодексторгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 г.№ 81-ФЗ: принят Гос. Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. – 1999. – №18. – Ст. 2207.
6.    Транспортныйустав железных дорог Российской Федерации: федеральный закон от 8 января 1998г. N 2-ФЗ: принят Гос. Думой 24.12.2002 // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – 2003. – №2. – Ст.170.
7.    Обутверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах:приказ Минтранса Российской Федерации от 21.07.2006 г. № 87 // Бюллетеньнормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 07.08.2006. – №32
8.    Обутверждении Правил государственной регистрации судов: приказ Минтранса РФ от26.09.2001 г. № 144 // Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти. – 03.12.2001. – № 49
Официальныеакты судебных органов
9.    Информационноеписьмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешенияспоров, связанных с арендой» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2002. – №1
Материалы судебнойпрактики
10.  ПостановлениеФедерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2001 г. NКГ-А40/6007-01 // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебнаяпрактика. – Режим доступа: www. consultant.ru
11.  Постановлениеот 13 мая 2003 г. N КГ-А40/2517-03 // КонсультантПлюс: справочные правовыесистемы: Судебная практика. – Режим доступа: www. consultant.ru.
12.  ПостановлениеФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-1276/08-Ф02-5364/08 //КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – Режимдоступа: www. consultant.ru.
13.  ФАСПоволжского округа в Постановлении от 10.11.2008 N А06-7231/2007-18 //КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – Режимдоступа: www. consultant.ru.
14.  ПостановлениеФедерального арбитражного суда Московского округа от 10.04.2008 NКГ-А41/2566-08 по делу N А41-К1-2854/07 // КонсультантПлюс: справочныеправовые системы: Судебная практика. – Режим доступа: www. consultant.ru.
Специальнаяи научная литература
15.  БрагинскийМ.И. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Статут, 2003.– 848 с.
16.  ВавилинЕ. В. Аренда транспортных средств / Е. В. Вавилин. – Саратов: Изд-во Сарат.гос. акад. права, 2001. — 116 с.
17.  Гражданскоеправо: в 2 т.: учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Волтерс Клувер, 2009. – Т. II. Полутом 2. – 847 с.
18.  Гражданскоеправо: учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – Т. 3. – 883с.
19.  Гражданскоеправо: учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528с.
20.  Гражданскоеправо России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. –М.: Юристъ, 2004. – 845 с.
21.  КалпинА.Г. Договор аренды транспортных средств / А.Г. Калпин // Гражданское право. –2006. — N 2. – С.16-18.
22.  Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. О.Н.Садикова — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. -983с.
23.  Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации: Постатейный с прилож. формдокументов / Отв. ред. А. Н. Ткач. Часть третья. — М.: Дашков и К, 2003. — 624с.
24.  Комментарийк Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред.Г.Г.Иванова. – М.: Издательство «Спарк», 2000. – 452с.
25.  ЛипавскийВ.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования / В.Б. Липавский //Транспортное право. – 2005. – № 3.
26.  Обзоротдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительнымидоговоров аренды // Хозяйство и право. — 2008. — № 4. — С. 122 — 128.
27.  Постатейныйкомментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / ГуевА.Н. – М.: Проспект, 2009. – 1024 с.
28.  СарнаковИ.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системедоговорных отношений и основные его положения / И.В. Сарнаков // Юрист. – 2006.– № 4.

Приложение. Форма договора аренды транспортногосредства без экипажа
 
Договораренды транспортного средства без экипажа
г.______________ “___” ___________ 20__г.
_____________________________________________________________
 (наименованиеорганизации)
именуем__ вдальнейшем «Арендодатель», в лице __________________,
 (должность,Ф.И.О.)
действующегона основании ____________________________________,
 (устава,положения, доверенности)
с однойстороны, и ____________________________________________,
 (наименованиеорганизации, Ф.И.О. гражданина)
именуем __ вдальнейшем «Арендатор», в лице ___________________,
  (должность,Ф.И.О.)
действующегона основании ________________________, с другой стороны,
заключилинастоящий договор о нижеследующем:
1. Предметдоговора
1.1. Арендодательобязуется передать Арендатору во временное владение и пользование транспортное средство:_________________________________________________________________
(наименованиеи характеристики транспортного средства, в т.ч. модель, государственныеномерные знаки, год выпуска и др.)
для_________________________________________________________
(указатьспособы или направления использования транспортного средства, например, дляперевозки грузов, пассажиров, багажа и др.).
1.2.Указанное в п.1.1 договора транспортное средство с экипажем должно бытьпередано Арендатору в течение ______ дней со дня подписания настоящегодоговора.
1.3. Намомент предоставления Арендатору транспортного средства его техническое состояниеопределяется в соответствии с ___________________
(наименование,номер, серия, дата выдачи и др. сведения о документе, выданном органом,управомоченным осуществлять контроль или надзор с эксплуатацией соответствующеговида транспортных средств), копия которого является приложением к настоящемудоговору (приложение N 1).
1.4. Намомент предоставления Арендатору транспортного средства его балансовая стоимостьс учетом износа составляет ____________________________ рублей.
Степеньизноса: ___________ %.
1.5. Передачатранспортного средства оформляется передаточным актом, подписываемым сторонамидоговора (их представителями), в котором должны быть указаны сведения,характеризующие: техническое состояние транспортного средства; комплектностьтранспортного средства; сведения о документации на транспортное средств; другиесведения, которые стороны сочтут необходимым отразить в передаточном акте.
Передаточный актявляется приложением к настоящему договору (приложение N 2).
2. Права иобязанности сторон
2.1.Арендодатель вправе:
— осуществлятьконтроль за целевым использованием предоставленного Арендатору транспортногосредства и обеспечением его сохранности;
— досрочнорасторгнуть настоящий договор в случае просрочки внесения Арендатором аренднойплаты в течение _____________ со дня наступления срока платежа.
2.2.Арендодатель обязан:
— своевременнопередать Арендатору указанное в разделе 1 договора транспортное средство в состоянии,отвечающем условиям договора и предоставить необходимые для его эксплуатациидокументы;
— обеспечиватьтранспортное средство необходимыми запасными частями и принадлежностями в течениесрока действия договора;
— оказывать__________ (консультативную, информационную, иную) помощь в целях наиболееэффективного использования арендованного транспортного средства.
2.3.Арендатор вправе:
— осуществлятьлюбые правомерные действия по эксплуатации транспортного средства всоответствии с целями Арендатора и назначением транспортного средства;
— заключать стретьими лицами гражданско-правовые договоры об использовании транспортногосредства в соответствии с целями Арендатора при условии, что исполнениеобязательств, вытекающих из этих договоров, не будет противоречить назначению транспортногосредства и целям его использования.
2.4.Арендатор обязан:
— принятьтранспортное средство и использовать его в соответствии с условиями договора иназначением транспортного средства;
— обеспечивать управление транспортным средством и его техническую эксплуатациюсвоими силами и за свой счет;
— обеспечивать сохранность и комплектность транспортного средства;
— поддерживать транспортное средство в техническом состоянии, обеспечивающем егобезопасную эксплуатацию, осуществлять его текущий и капитальный ремонт;
— нестирасходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, его страхованием,включая страхование своей ответственности;
— вустановленные договором сроки вносить арендную плату;
— возвратитьтранспортное средство в течение ________ (срок) после прекращения договораАрендодателю комплектным и в состоянии, пригодном для дальнейшего использованиябез дополнительных финансовых затрат Арендодателя, но с учетом нормальногоизноса.
3.Арендная плата и порядок расчетов
3.1. Арендаторуплачивает Арендодателю арендную плату за предоставленное транспортное средствоиз расчета ___________ рублей за один календарный месяц. В случае, если транспортноесредство использовалось Арендатором неполный календарный месяц, то аренднаяплата за этот период определяется путем деления месячной арендной платы наколичество дней в данном месяце и умножения полученной суммы на количествокалендарных дней, в течение которого использовалось транспортное средство. Запериод действия договора общая сумма арендной платы составляет _________________________________рублей.
3.2. Аренднаяплата перечисляется на расчетный счет Арендодателя ежемесячно (ежеквартально)не позднее                                                         
(указатьчисло каждого месяца, в котором наступает срок внесения платежа).
4.Ответственность сторон
4.1. Сторонынесут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнениеусловий договора в соответствии с законодательством и правилами, установленнымив настоящем разделе.
4.2. Занеуплату Арендатором арендной платы в сроки, установленные договором,начисляется пеня в размере ___% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
4.3. Занарушение срока возврата транспортного средства Арендатор уплачиваетАрендодателю пеню в размере ____% месячной арендной платы за каждый деньпросрочки.
4.4. При отказеАрендатора возвратить транспортное средство в течение _____________ (срок) по истечениисрока действия договора он обязан возместить Арендодателю стоимостьтранспортного средства в _____ -кратном размере.
4.5. В случаевиновных действий Арендатора или лиц, за действия которых от несетответственность в соответствии с законом или договором, произойдет гибель или повреждениетранспортного средства, Арендатор обязан возместить Арендодателю причиненныеэтим убытки.
4.6.Арендатор обязан возместить ущерб, причиненный третьим лицам транспортнымсредством, его механизмами, устройствами и оборудованием.
4.7. Уплата неустойки(штрафа, пени) и возмещение убытков не освобождают стороны от выполнения их обязательстви принятия мер, направленных на устранение нарушений.
  5. Срокдействия договора
5.1. Срокдействия договора устанавливается: с “___” _________ 20__ г. по”___” __________ 20__ г.
5.2.Досрочное расторжение договора может иметь место по соглашению сторон либо пооснованиям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерацииили настоящим договором.
5.3.Настоящий договор вступает в силу в день его подписания
сторонами.
 6.Дополнительные условия
6.1._________________________________________________________
(вдополнительных условиях указываются специфические особенности аренды конкретныхвидов транспортных средств, связанные с ними дополнительные права и обязанностисторон договора).
6.2. Во всемостальном, что не предусмотрено настоящим договором,
стороныруководствуются действующим на территории Российской Федерации гражданскимзаконодательством.
  7.Разрешение споров
7.1. Споры иразногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будутпо возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.
7.2. В случаеневозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрениев                                                                       (указатьместо нахождения арбитражного суда).
8. Юридическиеадреса и банковские реквизиты сторон
Арендодатель:_________________________________________________
Арендатор:___________________________________________________
Настоящийдоговор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичныи имеют одинаковую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящегодоговора.
К настоящемудоговору прилагаются:                                                                                                                                                                                                                                                                                           
Подписисторон
Арендодатель_________________________________ М.П.
Арендатор____________________________________ М.П.