«Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня»

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской областиБАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПРОХОРОВОЙ С.В.,УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МОУ «КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ СОШ» ТЁПЛО-ОГАРЁВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИТула – 2010ТЕМА «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФ- ФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ»ИДЕЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУ – АЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ^ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ» СПИСОК ИПМИПМ 1.Сведения об авторе опыта………………………………………….5 ИПМ 2.Условия формирования опыта……………………………………..6 ИПМ 3.Актуальность и перспективность опыта……………………………7 ИПМ 4.Теоретическая интерпретация опыта………………………………9 4.1.Теоретическая база опыта…………………………………………9 4.1.1.Понятие о репрезентативных модальностях восприятия…….9 4.1.2.Стили учебной деятельности и их использование в обучении ……………………………………….18 4.2.Новизна опыта……………………………………………………20 4.3.Адресная направленность………………………………………..20 4.4.Трудоемкость опыта………………………………………………21 ИПМ 5.Технология опыта…………………………………………………..22 5.1.Методика определения ведущей модальности…………………22 5.2.Определение функциональной асимметрии головного мозга…23 5.3.Классификация типов личности по методике МВТI……………27 5.4.Составление карты стилей учащихся……………………………27 5.5.Урок по теме «Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня» с учетом индивидуальных стилей обучения………………..34 ИПМ 6. Результативность опыта……………………………………………46Список литературы 1.Галеева Н.Л. сто приемов учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006. 2.Глухова Ю.Б. Использование репрезентативных систем в обучении 3.Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. — Екатеринбург, 1998.4.Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. – М., 2001. 5. Гобова Е.С. Понимать детей — дело интересное. Чтение, словесность, письменность. Игровой курс. — М., 1997. 6.Добрович А. Общение: наука и искусство. – М., 1978.7.Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.,1975. 8.Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. – М.: Новая школа, 1995. 9.Наумова Е.А. Роль репрезентативных систем в формировании образа ученика и учителя. – М.: ИД «Первое сентября», 2010. 10.Сиротюк А.Л. Обучение с учетом психофизиологии.- М.,2001.11.Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. – Минск, 1990.12.Петровский А. Популярные беседы о психологии. – М., 1983. ИПМ 1. Сведения об авторе опыта Ф И О Прохорова Светлана Викторовна Дата рождения 01.07.1965 Образование Высшее, окончила ТГПИ им.Л.Н.Толстого: химико-биологический факультет Специальность учитель химии и биологии Стаж работы 23 года Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение«Красногвардейская средняя общеобразовательнаяшкола» Адрес школы 301905 Тульская область, Тёпло-Огарёвский район,п.Красногвардеец, ул.Школьная, д.1. Категория высшая с 1997 г. Награды 1.Нагрудный знак «Почетный работник общего обра-зования Российской Федерации» Приказ Минобразования России от 09.07.20032.Диплом 1 степени третьего Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (октябрь 2006 г.)3.Диплом победителя регионального этапа Третьего Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (октябрь 2006 г.)4.Диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Современный урок» (В.М.Лизинский, 2007 г.)5.Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации ПНПО «Образование» (01.08.2007)6.Почетная грамота департамента образования Тульской области от13.08 2009. ИПМ 2. Условия формирования опытаПлохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.Дистервег Условия возникновения опыта продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело; более полно принимает себя и свои чувства; становится более уверенным в себе и автономным; начинает принимать и понимать других людей. Отсюда очевидна моя главная задача как учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему). Считаю, что обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Исследуя причины снижения познавательной активности, провела анкетирование «Легко ли мне учиться?» Таким путём выявила самые «больные» проблемы учащихся. Через некоторое время учащимся этих же классов предложила (встать на точку зрения учителя) ответить на вопрос: «Легко ли мне учить?» Проанализировав ответы, пришла к выводу, что сделан очень важный шаг: ученик задумался не только о себе, но и о тех, кто рядом с ним учится и учит. К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие: 1-познавательная потребность; 2-интерес к способу действия; 3-потребность в самовыражении и самореализации; 4-потребность в самопознании и самовоспитании; 5 – потребность в социальном признании.^ ИПМ 3. Актуальность и перспективность педагогического опытаИщи истину в мысли.Если хочешь видеть месяц, то гляди на небо, а не в лужу. Персидское изречение Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период до 2010 года – обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества. Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие их изменения таким образом, чтобы корректировать свою стратегию поведения и выстраивать образовательную стратегию своих учеников, помогая им быть состоявшимися в жизни людьми. Практические изменения осуществляются каждый день учителями, входящими в класс, реализующими свои представления о том чему и как надо учить современных школьников. Владение многообразием методик, приемов и методов обучения позволяет учителю быть вариативным, а главное использовать их с максимальной эффективностью. А что же при этом ученик? Каковы его возможности в образовательном процессе? Ответ на этот вопрос и определяет то направление, по которому идет учитель. Многое в стратегии учителя зависит от того, какие вопросы он поставит перед собой. Кто он этот вот мой ученик? Какой он? Что он может? Чего хочет в жизни? Чтобы помочь каждому ученику хочется узнать о нем больше. Информированность об интересах ребенка и его психологических особенностях – основа для взаимопонимания между учителем и учеником. Это, на мой взгляд, помогает закладывать фундамент обоюдной успешности. Идеальным вариантом изучения личности ребенка является сотрудничество школьного психолога и учителя-предметника. Что, к сожалению, не всегда возможно. Тем не менее, успешный учитель для того, чтобы соответствовать времени и своим ученикам осваивает разные инновации, что расширяет границы его возможностей. Он сам, ориентируясь в психологических особенностях своих учащихся, способен усовершенствовать и методику преподавания предмета, и взаимопонимание с ребятами и толерантные отношения между ними. Этого можно добиться, исследуя такие значимые составляющие личности, как уровень мотивации успешности, иерархию мотивов учащихся, способы восприятия, обработки и воспроизведения информации (ведущие репрезентативные системы). Тесты и методика их анализа доступны для любого педагога, изучавшего основы психологии в вузах. Перспективы использования результатов диагностики ведущей репрезентативной системы наиболее значимы для повышения эффективности образовательного процесса и интересны с точки зрения организации вариативных уроков. Именно это и побуждает меня к тому, чтобы лишний раз рассмотреть возможности корректировки процесса обучения, обращаясь к информации, полученной в ходе подобной диагностики. Исследование способов восприятия и обработки информации учащимися в первую очередь позволяет мне, осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе планирования уроков таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности восприятия и усвоения знаний. Информационное общество требует от человека не только довольно большого объема знаний, но и умения применять их в нестандартной ситуации и творческого подхода к решению задач. Значит, мы должны помочь нашим ученикам научиться быть вариативными и адаптированными к новым условиям. Для учителя знания особенностей репрезентативных систем актуальны ещё и потому, что трудно идти в ногу со временем, не меняясь самому. Для того чтобы обучать и воспитывать успешных учеников, надо быть вариативным. Очевидно, что тренинги, предлагаемые учащимся учителю полезно применять и для развития собственных каналов восприятия, несмотря на то, что у взрослого человека они задействованы более активно. И тогда, быть может, учитель – визуал не будет столь эгоистичным, употребляя в своей речи визуальные предикаты, обращая внимание своих учеников только на зрительную информацию. ИПМ 4. Теоретическая интерпретация опыта.4.1.Теоретическая база педагогического опыта.4.1.1.Понятие о репрезентативных модальностях восприятия. Проблема повышения эффективности учебного процесса остается одной из актуальнейших в педагогике на протяжении длительного времени. Эффективность обучения во многом зависит от восприятия информации учащимися, так как оно является первичным этапом любой познавательной деятельности. Особенности восприятия информации разными людьми широко представлены в теории нейролингвистического программирования (НЛП), созданной около двадцати лет назад Р. Бэндлером и Д. Гриндером. Согласно ей у каждого человека происходят свои процессы восприятия получаемой информации из окружающего мира. Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, – картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы. Авторы НЛП выделяют три основных модальности восприятия или репрезентативные системы (РС) – визуальную, аудиальную и кинестетическую, в соответствии с которыми делят всех людей на психотипы – визуалов, аудиалов и кинестетиков. РС имеют большое влияние на учебный процесс, а одной из основных задач деятельности НЛП является повышение эффективности школьного курса обучения.Предикаты. Мы используем слова, чтобы описать наши мысли, таким образом, наш выбор слов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем. Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу. Первый может отметить, как много он увидел в этой книге, как хорошо подобраны примеры, иллюстрирующие предмет, и что она написана с блеском. Другому может не понравиться тон книги, ее резкий стиль. Он, фактически, не смог настроиться на идеи автора и хотел бы потолковать с ним об этом. Третий почувствует, что предмет разбирается очень взвешенно. Ему импонирует манера, в которой автор затронул все ключевые моменты, и он легко ухватит все новые идеи. Он чувствует симпатию по отношению к автору. Они все читали одну и ту же книгу. Вы заметите, что каждый из них выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того, что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит картинками, второй звуками, третий ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова: прилагательные, наречия и глаголы – называются в литературе по НЛП предикатами. Привычное использование одного вида предикатов будет указывать на предпочитаемую репрезентативную систему человека. Предикаты и раппорт. Установление раппорта имеет важные приложения. Секрет хорошей коммуникации заключается не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите. Чтобы создать раппорт, подстройтесь к субъекту предиката. Вы будете говорить на его языке и представлять ему идеи именно тем способом, каким он думает о них. Успех будет зависеть, во-первых, от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей. И, во-вторых, от того, имеете ли вы достаточный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта. Вы, скорее всего, установите раппорт с человеком, который думает тем же самым способом, что и вы, и вы обнаружите это, прислушиваясь к тем словам, которые употребляет ваш партнер, независимо от того, соглашаетесь вы с ним или нет. Возможно, вы настроитесь на одну волну или посмотрите друг другу глаза в глаза, достигая устойчивого понимания. Обращаясь к группе людей, используйте разнообразные предикаты. Предоставьте возможность визуалистам увидеть то, что вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами. Синестезия. Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностей устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому. Так, если моя ведущая система является аудиальной, а моя предпочитаемая система – визуальная, я буду преимущественно вспоминать человека по звуку его голоса, а затем думать о нем в картинках. Именно так я получаю ощущения по поводу этого человека. Итак, мы получаем информацию в одном канале восприятия, но репрезентируем ее внутри себя в другом канале. Звуки могут вызвать в воображении визуальные воспоминания или абстрактные визуальные образы. Мы говорим о цветовой тональности музыки, о теплых звуках, о кричащих цветах. Одновременная и неосознаваемая связь между каналами восприятия называется синестезией. То, как человек входит в свою предпочитаемую репрезентативную систему, часто оказывается его наиболее устойчивым типичным паттерном синестезии. Синестезии представляют собой важную часть того, как мы думаем, а некоторые из них оказываются настолько укоренившимися и широко распространенными, что кажется, будто они были вплетены в наш мозг с самого рождения. Например, цвета часто связаны с настроением: красный – с гневом, голубой – со спокойствием. Фактически и кровяное давление, и частота пульса слегка возрастают в обстановке, в которой преобладает красный цвет, и понижаются, если окружающая обстановка окрашена преимущественно в голубые тона. Существуют исследования, которые показали, что люди воспринимают голубые комнаты более холодными, чем желтые, даже в том случае, если они на самом деле слегка теплее. Музыка широко использует синестезии: визуально воспринимаемая высота расположения ноты в нотном стане связана с тем, как высоко она звучит. Кроме того, некоторые композиторы ассоциировали определенные музыкальные звуки с определенными цветами. Синестезии возникают автоматически. Иногда у нас возникает желание намеренно установить связи между внутренними каналами восприятия, например, для того, чтобы получить доступ к той репрезентативной системе, которая нами не осознается. Предположим, человек испытывает трудности с визуализацией. Сначала вы можете попросить его вернуться к счастливому приятному переживанию, возможно, к тем временам, которые он проводил у моря. Предложите ему услышать шум моря внутри себя, а также звук любого разговора, который мог происходить тогда. Продолжая слушать эти звуки, он может переключиться на ощущения слабого ветерка, обдувающего его лицо, солнца, согревающего его плечи, и песка, набившегося между пальцами его ног. Отсюда уже полшага к тому, чтобы увидеть образ песка под ногами или увидеть солнце в небе. Эта техника наложения может восстановить воспоминание целиком: картинки, звуки и ощущения. Как перевод с одного языка на другой сохраняет значение, но полностью изменяет форму, точно так же переживание может быть переведено с одного внутреннего канала на другой. Например, вы можете увидеть неубранную комнату, испытать неприятные ощущения и захотеть сделать что-нибудь с этим. Вид той же самой комнаты может совершенно не затронуть вашего друга, и он окажется не в состоянии понять, почему вы так расстроены. Он может подумать, что вы слишком чувствительны, потому что он не может войти в мир ваших переживаний. Он смог бы понять ваши чувства, если бы вы объяснили ему, что это примерно так же, как если бы вы обнаружили в своей постели крошки от печенья. Переходя на язык звуков, вы могли бы сравнить это с дискомфортом от прослушивания ненастроенного музыкального инструмента. Эта аналогия заденет чувствительную струнку любого музыканта, по крайней мере, вы будете говорить на его языке. ^ Глазные сигналы доступа – движение глаз Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем. ^ Что первым бросается вам в глаза, когда вы открываете входную дверь вашего дома? Чтобы ответить на этот вопрос, вы, вероятно, посмотрели вверх и влево от себя. Именно так, глядя в верх и влево большинство правшей вспоминает зрительные образы. Теперь представьте себе, что бы вы почувствовали, если бы вельветовая ткань касалась вашей кожи? Сейчас вы, наверное, посмотрели вниз и вправо, что является для большинства людей способом обратиться к своим ощущениям. Мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активацией различных частей головного мозга. Эти движения называются латеральными глазными движениями (Лги) в литературе по неврологии. В НЛП они называются глазными сигналами доступа, потому что они являются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются распространенными во всем мире (за исключением района проживания басков в Испании). Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза имеют тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся “вообразить” себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, наши глаза поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда вы вспоминаете звуки и по горизонтали вправо при конструировании звуков. При получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. Когда вы разговариваете сами с собой, ваши глаза чаще всего находятся внизу слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда собеседник смотрит на вас и не видит вас, тоже говорит о визуализации. Они могут быть перевернутыми для левшей, которые могут смотреть вправо, чтобы вспомнить образы или звуки, и влево, чтобы их сконструировать. Глазные сигналы доступа устойчивы для одного человека. Иногда они будут смотреть влево вниз, ощущая, и вправо вниз, прослушивая внутренний диалог. Всегда существуют исключения – будьте внимательны в применении к людям этих общих правил. Ответ ищите не в обобщении, а в том человеке, который перед вами находится. Хотя в процессе мышления вы можете сознательно двигать глазами в любом направлении, получение доступа к определенной репрезентативной системе оказывается, в общем случае, значительно более легким, если вы используете подходящее естественные движения глаз. Они представляют собой инструменты тонкой настройки вашего мозга на определенную репрезентативную систему. Если вы хотите вспомнить то, что вы видели вчера, легче всего будет посмотреть вверх влево или зафиксировать взгляд прямо перед собой. Трудно вспоминать образы, глядя вниз. Мы обычно не осознаем свои латеральные движения глаз, и не существует причин, заставляющих нас это делать, но “высматривать” информацию в правильном месте – это полезное умение. Сигналы доступа позволяют нам узнать, как другой человек думает, и важную часть тренингов НЛП составляет наблюдение за глазными сигналами доступа людей. Один из способов такого наблюдения заключается в том, чтобы задавать вопросы и следить за движениями глаз, а не за ответами. Например, если я спрошу. “Какого цвета покрытие на вашем диване?” – то вам придется визуализировать это покрытие, чтобы дать ответ, независимо от того, какого цвета оно на самом деле. Вы можете выполнить следующее упражнение со своим другом. Сядьте в спокойном месте, задайте другу следующие вопросы и следите за его глазными сигналами доступа. Если хотите, отмечайте их. Попросите его сделать свои ответы короткими или просто кивать, когда у него будет готовый ответ. Когда вы закончите, поменяйтесь местами и ответьте на вопросы сами. Не нужно делать ничего специального, пытаясь зафиксировать направление движения глаз, необходимо проявить лишь немного любопытства относительно того, как мы думаем. ^ Вопросы, которые с необходимостью включают визуальные воспоминание для того, чтобы получить ответ: Какого цвета ваша входная дверь? Что вы видите, совершая прогулку в ближайший магазин? Как расположены полоски на теле у тигра? Сколько этажей в доме, в котором вы живете? У кого из ваших друзей самые длинные волосы? ^ Следующая группа вопросов потребует визуального конструирования для ответа: Как бы выглядела ваша спальная комната с розовыми в крапинку обоями? Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток? Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата. Как бы вы произнесли по буквам свое христианское имя, начиная с конца? ^ Чтобы получить доступ к аудиальному воспоминанию, бы можете спросить: Можете ли вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение? Какая дверь в вашем доме скрипит громче всех? Как звучит сигнал “занято” в вашем телефоне? Третья нота в национальном гимне выше или ниже второй? Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя? ^ Вопросы для аудиального конструирования: Как громко получится, если десять человек крикнут одновременно? Как будет звучать ваш голос под водой? Представьте свою любимую мелодию, звучащую в два раза быстрее. Какой звук издаст пианино, когда оно упадет с десятого этажа? На что будет похож вопль мандрагоры? Как будет звучать цепная пила в сарае из рифленого железа? ^ Вопросы для внутреннего диалога: Каким тоном вы разговариваете сами с собой? Прочитайте детский стишок про себя. Когда вы говорите сами с собой, откуда звучит ваш голос? Что вы говорите сами себе, когда дела идут плохо? ^ Вопросы для кинестетического канала восприятия (включая запах и вкус): Что бы вы ощущали, надевая мокрые носки? На что это похоже – опускать свои ноги в холодный бассейн? Какие ощущения вы испытывали бы, натянув шерстяной свитер на голое тело? Какая рука сейчас теплее – правая или левая? Насколько приятно было бы вам устроиться в ванной с теплой водой? Как вы себя чувствуете после вкусного обеда? Вспомните запах нашатыря. Что вы чувствуете после того, как хлебнули целую ложку пересоленного супа? ^ Мыслительный процесс – вот что имеет значение, а не сам ответ. Нет необходимости в том, чтобы получать словесный ответ. О некоторых вопросах можно думать различными способами. Например, чтобы подсчитать количество насечек на краю монеты в 50 центов, вы можете мысленно увидеть монету и подсчитать насечки, или, по-другому, вы можете подсчитать их, мысленно трогая края монеты. Так, если вы задали вопрос, который должен вызывать визуализацию, но сигналы доступа говорят о другом, то это признак гибкости и креативности человека. Это не означает с необходимостью, что паттерны сигналов доступа неправильные или что данный человек “неправильный” Если сомневаетесь, спросите. “Как вы подумали?” .Движения глаз происходят очень быстро, и вам следует быть наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, отвечая на аудиальный вопрос о самой громко скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Возможно, он будет вынужден сделать это несколько раз, прежде чем даст ответ. Часто человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на вопрос. Тот, у кого ведущая система – визуальная, обычно будет создавать картинки различных ситуаций при ответе на аудиальные и кинестетические вопросы, прежде чем услышит звуки или восстановит ощущения.Другие сигналы доступа. Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и вы увидите это, если знаете, куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания, цвете кожи и позе. Человек, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и вам приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного. Те люди, которые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием “телефонная поза” потому что она выглядит так, как будто человек говорит по невидимому телефону. Некоторые люди повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию Вы сможете увидеть, как их губы шевелятся. Кинестетический доступ характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами. “Мыслитель” – скульптура Родена – несомненно, думает кинестетически. Движения и жесты также расскажут о том, как человек думает. Многие люди будут указывать на тот орган чувств, который они используют внутренним образом, они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутри себя, покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильные ощущения. Эти знаки скажут вам не о том, о чем думает человек, а о том, как он это делает. Это язык телодвижений в более рафинированной и утонченной форме, чем обычно принято его интерпретировать. Идеи репрезентативных систем – это очень полезный способ понимания того, как различные люди думают, а чтение сигналов доступа является бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои способности коммуникации с другими людьми. Это важно для терапевтов и преподавателей. Терапевт может начать понимать, как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом они могли бы это изменить. Преподаватель может определить, какие способы мышления работают лучше в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам. Существует множество теорий о психологических типах, основанных на физиологии и способах мышления. НЛП предлагает другую возможность. Привычные способы мышления оставляют свой отпечаток на теле. Эти характерные позы, жесты и паттерны дыхания становятся привычными для человека, который думает преимущественно одним способом. Другими словами, человек, который говорит быстро, голосом высокой тональности, имеющий довольно частое и верхнее дыхание и напряжение в области плечевого пояса, вероятно, является человеком, который думает главным образом картинками. Человек, который говорит медленно, низким голосом, сопровождая речь глубоким дыханием, по-видимому, в значительной степени полагается на свои чувства. Разговор между человеком, думающим визуально, и человеком, мыслящим ощущениями, может стать серьезным испытанием для обеих сторон. Визуально мыслящий будет нетерпеливо перебирать ногами, в то время как кинестетический собеседник буквально “не сможет увидеть”, почему тот вынужден идти так быстро. Тот, кто сможет приспособиться к способу мышления другого человека, получит лучшие результаты. Однако запомните, что все эти обобщения должны быть проверены в наблюдениях и на опыте. Подчеркиваю, что НЛП не является еще одним способом развешивания ярлыков на людей и деления их на типы. Сказать, что кто-то относится к визуальному типу, не более полезно, чем заявить, что у него рыжие волосы. Если эти обобщения ослепляют вас, мешают вникнуть в суть, значит, вы занялись созданием стереотипов. Возможно, у вас возникнет значительное искушение категоризировать себя и других людей в терминах первичных репрезентативных систем. Сделать такую ошибку – значит, угодить в ловушку традиционной психологии: выдумать набор категорий и затем впихивать людей в эти категории независимо от того, подходят они или нет. Реальные люди всегда богаче тех обобщений, которые сделаны относительно их поведения. НЛП предлагает достаточно богатый набор моделей, чтобы составить описание того, что люди делают на самом деле, а не подогнать их под стереотипы. ^ Примеры сенсорно определенных слов и выражений Визуальные. Смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой. визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать. предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный. Аудиальные. Говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, испрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихни, немой. Кинестетические. Хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавать, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладким Нейтральные. Решать, думать, помнить, знать, медитировать, понижать намереваться, осознавать, оценивать, решать, учить, мотивировать, изменять, сознательный, относиться. Обонятельные. Душистый, ароматный, дымный, спертый, свежий, благоухающий, вонючий Вкусовые. Кислый, соленый, сладкий, вкусный, сочный, привкус, горький. Визуальные выражения. Я вижу, что вы имеете в виду. Я внимательно рассматриваю эту идею. Мы смотрим глаза в глаза. Я имею смутное представление. У него слепое пятно. Покажите мне, что вы имеете в виду. Вы посмотрите на это и рассмеетесь. Это прольет немного света на существо вопроса. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки. Это прояснилось для меня. Без тени сомнения. Смотреть скептически. Будущее выглядит светлым. Решение возникло перед его глазами. Приятное зрелище. ^ Аудиальные выражения. На той же длине волны. Жить в гармонии. Говорить на тарабарском языке. Пропускать мимо ушей. Звонить в колокол. Задавать тон. Слово за слово. Неслыханный. Ясно выраженный. Давать аудиенцию. Держать язык за зубами. Манера говорить громко и отчетливо. ^ Кинестетические выражения. Связался с вами. Ухватил эту идею. Задержаться на секунду. Я своей печенкой чувствую это. Человек с холодным сердцем. Хладнокровный человек. Толстокожий. Руки чешутся. Пальцем не тронуть. Палец о палец не ударил. Твердое основание. Загореться желанием. Не хватать звезд с неба. Плавно регулировать. Обонятельные и вкусовые выражения. Чуять недоброе. Горькая пилюля. Вкус к хорошей жизни. Слащавый человек. Кислая мина. 4.1.2. Стили учебной деятельности и их использование в обучении.Стиль обучения – подход к организации механизмов усвоения, приобретения, запоминания, и вызывания из памяти информации. Основной стиль обучения – стиль обучения, удовлетворяющий ожидания общества, в котом он существует. Стиль обучения как индивидуальная характеристика школьника рассматривается в работе Бетти Лу Ливер. По мнению автора, в обычном классе многие учащиеся обладают гибкостью стилей. Зато другие либо демонстрируют основные стили обучения, либо удовлетворяют усредненному стилю класса. Педагогический профессионализм учителя заключаются в том, чтобы выделить из состава учащихся детей, составляющих группу риска. К таким относятся школьники, обладающиежестким индивидуальным стилем обучения, который не совпадает с усредненным стилем обучения всего класса, что порождает проблемы дисциплины и академической неуспеваемости. Стратегия и тактика работы учителя в этом случае включает в себя как индивидуальную работу с такими учащимися (адаптация заданий внутри класса, создание возможностивыбора заданий учащимися, индивидуальные домашние задания, консультации учащихся по определению и использованию собственного стиля обучения), так и создание малых творческих групп из учащихся группы риска. Методы включения в учебно-воспитательный процесс школьников из группы риска – последнее звено, составляющее формулу успешного обучения всего класса. Им предшествуют: определение стилей обучения учащихся, составление карты класса по стилям обучения, определение усредненного стиля обучения класса, выявление учащихся, не соответствующих стилю большинства, определение стиля преподавания учителя и выявление случаев конфликта со стилями обучения учащихся, определение ориентации учебных материалов и выявление случаев конфликта со стилями обучения учащихся, определение глубины конфликтов между стилями (школьники, имеющие конфликты в одной или двух областях, относятся к группе умеренного риска неуспеваемости. Учащиеся, у которых конфликты возникают во всех трех областях, находятся в группе серьезного риска.). Как отмеч