Виды монополий их влияние на рыночные процессы: позитивный опыт использования антимонопольного законодательства

/>Содержание
Введение… 3
I. Сущность и форма монополистических объединений… 4
1.1. Сущность монополии… 4
1.2. Формы монополии… 9
1.3. Противоречия порожденные монополизацией рынков… 17
II. Монополия в рыночной экономике… 20
2.1. Антимонопольная политика… 20
2.2. Роль монополии в условиях России… 22
Заключение… 25
Список использованной литературы… 26
/>/>Введение
Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоватьсявыгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен,рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики.Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие илигосударство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшнихусловиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то жевремя находит отражение практика монопольного поведения предприятий.Характерными признаками подобного поведения является ограничение действиярыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованнозавышенных цен.
Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны,так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерииэкономической эффективности, но действуют и политические или социальныефакторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в тоже время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметьбольшую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ — какаярыночная ситуация «лучше» позволяет обеспечить оптимальные пропорциираспределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитыватьне только макро- но и микроэкономические факторы,которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли илиэкономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.
Таким образом, роль монополистических объединений в экономике оченьвелика и заслуживает тщательного изучения.
/>/>I. Сущность и формамонополистических объединений/>/>1.1. Сущность монополии
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеетвозможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, котороеона готова продать. Степень, до которой монополист может использовать своюмонопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и егодоли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме нетребуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса напродукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентнойфирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путемизменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае криваяспроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной внизкривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие междумонополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, чтомонополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентныйпродавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью являетсяфирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а непринимает ее как данное, т. е. в отличие опять-таки от конкурентного продавцаона не является ценополучателем.
Рыночная структура указывает на число покупателей и продавцов нарынке, на их доли в общем количестве покупаемого и продаваемого товара, степеньстандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из рынка.Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формамиорганизации рынка (рыночной структуры). Реальные рыночные структуры находятсямежду этими двумя крайними случаями.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль надотраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрациипроизводства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечениямонопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния,которое монополии оказывают на все сферы жизни страны[1].
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаныперерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. Вобласти хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел кусилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютнаямонополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярныерыночные ситуации, два логических предела. «монополии есть прямаяпротивоположность свободной конкуренции».
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономическихресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, этивозможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствуетизвлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономистыдоказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — этожелательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения,так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольныеприбыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть.Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу вцелом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важнуюроль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержатьразвитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции.Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только однойфирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролемнад ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополияпервого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большимразмером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколькопродавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существуетчастичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции сдифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товаропределенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка,торговая марка, уровень обслуживания и т. п. Признаки такого рынка: множествопроизводителей, много действительных или воображаемых различий в продукции,очень слабый контроль над ценами.
Есть несколько причин существования монополий[2].Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукцииодной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами,то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь –экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше еестоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем наднекоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в видезнаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазнаямонополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс»контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что онаобладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупаютили им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Внекоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в рядестран только государственные монополии могут продавать табак.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий –монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественныхмонополий – 500.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровнеявляются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, атакже отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальныеуслуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д.; такиеотрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Носледует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабыгосударственного регулирования существенно сократились как в связи стехнологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов кформированию и регулированию соответствующих рынков.
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И этавласть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной долиотраслевого производства (концентрация и централизация производства икапитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, созданиеискусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, светаи тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт.Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобыпоставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, былоразработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политикапредставляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем созданияпрепятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.Применение такого экономического регулирования необходимо для:
обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) ирегулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторови новых инвесторов);
определения структуры тарифов на основе принципов справедливого иэффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишнейзанятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытогоравного доступа конкурентов к информационным сетям).
Наиболее разработанным принято считать антимонопольноезаконодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Онобазируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:
Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайнаямонополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли,сговор о ценах.
Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практикув области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда,когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные видыслияний, переплетающиеся директораты и др.
Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительнуюделовую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.
В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях»,также в России существует закон от 22. 03. 1991 года «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие отамериканских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и всепонимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеетмножество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать посвоему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, тоесть проблема решена формально-административным образом.
Нашу экономическую политику все время кидает из административногопроизвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек.Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором –несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять праворешать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемомпутем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимысоответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватныепроизводственной базе и хозяйственным отношениям./>/>1.2. Формы монополии
Монополистическая конкуренция и олигополия
Совершенная конкуренция и чистая монополия — два крайних случаярыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной игораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. Вэтом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм,входящих в отрасль или уже существ. продавцов, но обладают некоторой властьюнад ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры также характернадифференциация товаров, т. е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичныетовары.
Различие между чистой монополией и совершенной конкуренцией.
Несовершенная конкуренция существует, когда два или болеепродавцов, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой,конкурируют за продажи. Такое бывает в двух случаях[3]:
•      фирмы продают не стандартизированную продукцию
•      когда контроль над ценой обусловлен рыночной долей отдельныхфирм. (на таких рынках каждый продавец производит достаточно большую частьпродукта, чтобы значительно влиять на предложение, а, следовательно, и на цены.
Также во многих случаях контроль над ценой на рынке объяснимсочетанием этих двух факторов.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда многопродавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, гдевозможно появление новых продавцов.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершеннымзаменителем товара, реализуемого другими фирмами.
Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами ихарактеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли еготовар товару конкурирующей фирме. Дифференциация товара означает, что предмет,продаваемый на рынке не является стандартизированным. Это может происходитьиз-за действительных качественных отличий между продуктами или из-запредполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престижеторговой марки или «имидже», связанным с обладанием этим товаром.
2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждыйиз которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночногоспроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм вобщем превосходят 1%, т. е. процент, который существовал бы при совершеннойконкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж нарынке в течение года.
3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников,когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбираюториентиры по объему годовых продаж.
Эта особенность является следствием все же относительно большогочисла продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. т. е. если отдельныйпродавец сократит цену, то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не засчет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, чтокакой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своейдоли на рынке из-за уменьшение продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Следовательно,у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики,поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на ихвозможности извлекать прибыли. Фирма знает это и, следовательно, не учитываеткакой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель попродажам.
4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода.
При монополистической конкуренции легко основать фирму или покинутьрынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечетновых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был присовершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности сосвоими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, ужесуществующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимуществонад новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуациюмонополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать ценусвоих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т. к. каждый товарпродается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.
Существование отрасли при монополистической конкуренции.
Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавцауникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства,чтобы объединить продавцов в широкие категории, похожие на отрасль.
Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, ноне идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребностьпокупателей. В каждой товарной группе продавцов можно рассматривать какконкурирующие фирмы в пределах отрасли. Хотя есть проблемы с определениемграниц отраслей, т. е. при определении отрасли надо сделать ряд допущений, и принятьряд соответствующих решений. Однако при описании отрасли может оказатьсяполезной оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм,т. к. в отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичностьспроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительнобольшой, что означает, что товары конкурирующих фирм являются друг для другаочень хорошими заменителями, что означает, что если фирма поднимет цену вышеконкурентной, то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользуконкурентов.
Обычно на рынках с наибольшей монополистической конкуренцией начетыре крупнейшие фирмы приходится 25% общих внутренних поставок, а на восемькрупнейших фирм — менее 50%.
Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции.
Кривая спроса так, как она видится монопольно-конкурентной фирме,наклонена вниз. Предположим, что продавец стремиться максимизировать прибыль иего товар отличается от соперничающих по каким-либо характеристикам. Тогдапродавец может поднять цену без падения уровня продаж, т. к. найдутсяпокупатели, готовые платить повышенную цену за этот продукт. (остальное зависитот эластичности спроса на этот товар, т. е. покроет ли прибыль от увеличенияцены потери от сокращения продаж или нет). Спрос и предельный доход зависяттакже от цен, установленных конкурирующими фирмами, т. к. если бы они снизилисвои цены, то продавец получил бы меньшую прибыль от понижения/повышения цены.Но, как уже говорилось ранее, монопольно-конкурентная фирма не учитываетреакцию конкурентов на свои действия.
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Но получение прибыли возможно только в краткосрочном периоде, т. к.в долгосрочном в отрасль придут новые фирмы, которые скопируют достиженияпродавца или продавец сам начнет расширяться и прибыль упадет до нормальной, т.к. по мере роста количества предлагаемого товара, цена за единицу товара,которую может назначить каждый отдельный продавец, будет снижаться. Продавец,который первым выпустил товар на рынок, обнаружит, что как кривая спроса, так икривая предельного дохода на товар, реализуемый фирмой, будет смещаться вниз.Это означает, что цена и предельный доход, который фирма может ожидать, упадутв долгосрочном плане из-за возросшего предложения товара. Плюс к этому, спросна товар каждой отдельной фирмы также будет стремиться стать более эластичнымпри данной цене, т. к. увеличение числа соперничающих фирм увеличивает числозаменителей. Новые фирмы входят на рынок до тех пор, пока не станет невозможнымполучение прибыли. Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке смонополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в том, что ниодна фирма не получает прибыль больше нормальной.
Отрасль не может находиться в равновесии, пока фирмы могутзапрашивать за товар больше, чем средние затраты при максимизирующем прибыльвыпуске, т. е. цена должна быть равна средним затратам на этот выпуск. Придолгосрочном равновесии кривая спроса является касательной к долгосрочнойкривой средних издержек. Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекатьэкономические прибыли в долгосрочном плане. Этот же процесс работает и вобратном направлении. Если бы спрос на рынке снизился бы после достиженияравновесия, то фирмы покинули бы рынок, т. к. сокращение спроса сделало быневозможным покрытие экономических издержек. Процесс выхода фирм с рынка мог бытакже произойти в результате того, что фирмы завысили бы оценку возможного отпродаж на рынке предельного дохода. Избыточное число фирм могло бы сделатьтовар настолько изобильным, что фирмы на рынке не смогли бы покрыть своисредние издержки при цене, при которой предельный доход равняется предельнымзатратам.
Потребители платят более высокие цены, когда продуктыдифференцированы по сравнению с теми ценами, которые они платили бы. если бытовар был стандартизирован и выпускался бы конкурентными фирмами. Это верно,даже если LRMC монопольно конкурентной фирмы идентична кривой совершенноконкурентной фирмы. Дополнительный рост цены имеет место, когда возникаютдополнительные издержки по дифференциации товара. Следовательно примонополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля раньше, чемцены достигают уровня, позволяющего покрыть только свои предельные издержки.При уровне выпуска, для которого цена равняется средним затратам, ценапревышает предельные издержки. Причина этого несовпадения между средними ипредельными издержками заключается в контроле над ценами, который позволяетосуществлять дифференциация продукта. (она обуславливает наклон спроса вниз, чтоприводит к тому, что предельный доход не достигает величины цены при любомобъеме выпуска). В равновесии фирма всегда регулирует цену, пока не установитравенства MR=MC. Поскольку цена всегда превышает MR, то она в равновесии будетпревышать МС. Пока товар дифференцирован среди фирм, невозможно, чтобы вдолгосрочном равновесии средние издержки производства достигли своегомаксимально возможного уровня. Исчезновение экономической прибыли требует того,чтобы кривая спроса являлась касательной к кривой издержек.
Монопольно конкурентное равновесие похоже на чисто монопольноеравновесие в том, что цены превышают предельные издержки производства. Однакопри чистой монополии цена может также превышать в долгосрочном плане и средниеиздержки из-за барьеров для входа на рынок новых продавцов. Примонополистической конкуренции свободный вход на рынок предотвращает длительноесуществование экономической прибыли. Прибыль является приманкой, котораяпривлекает новые фирмы, и удерживает цены ниже уровня, который существовал быпри чистой монополии, но цены превышают те, которые существовали бы настандартизированные товары при чистой конкуренции.
Реклама и продвижение товара на рынки с монополистическойконкуренцией.
Издержки неценовой конкуренции
В добавление к издержкам, связанным с избыточной мощностью,существуют также издержки, которые несут фирмы на рынках с монополистическойконкуренцией тогда, когда фирма стремиться убедить потребителя в том, что еетовары отличаются от товаров конкурентов. Монопольно конкурентные рынкихарактеризуются наличием товарных знаков и непрерывной разработкой новыхтоваров и улучшением старых. Многих потребителей убедили, что качество товаровс известными марками превосходит качество конкурентной продукции. Вероятно, чтофирмы на рынках с монополистической конкуренцией для увеличения продаж будутскорее конкурировать с помощью улучшения товаров или разработки новых, чем припомощи понижения цен. Улучшение товара отдельной фирмой позволит ей извлекатьприбыли пока остальные фирмы не скопируют эти улучшения. Часто эти улучшениябывают поверхностными и несущественными. Но как только товар улучшен, фирмаобычно начинает рекламу, чтобы проинформировать потребителей об этихизменениях.
Издержки реализации
Реклама и реализация товаров являются процессами, требующимизатрат. Издержки реализации — это все те издержки, которые несет фирма, чтобыповлиять на продажи своего товара. Осуществляя рекламные и прочие связанные спродажей расходы, фирма надеется увеличить поступления, выручку. Реклама можетвоздействовать на уровень спроса на товар фирмы и на ценовую эластичность этогоспроса. Она может также воздействовать на перекрестную эластичность спроса напродукт применительно к ценам на товары конкурирующих фирм. Реклама также можетувеличить спрос на товары всех продавцов в товарной группе. На полностьюконкурентных рынках нет стимулов нести издержки реализации, т. к. товарыявляются совершенными заменителями, и покупатели являются полностьюинформированными. следовательно, при этих обстоятельствах реклама бесполезна.Фирмы занимаются рекламой и другой деятельностью по продвижению товара тогда,когда они могут указать на уникальные стороны своих товаров и когда информацияне имеется в свободном распоряжении у покупателей.
Кривые издержек реализации и максимизирующая прибыль реклама
С рекламой и другой деятельностью по продвижению товара связанызначительные издержки. Чтобы координировать все эти усилия нужен штат, которомунадо платить. Издержки реализации дискретны, это значит. что они не все времяявляются необходимыми для производства товара. Когда фирма рекламирует свойтовар она упускает возможность продавать больше товара, удерживая издержки и,следовательно, цену на более высоком уровне. Реклама является попыткой иметьбольший объем продаж при любой цене. Такого же прироста продаж, возможно, можнобыло бы достичь сокращением цены.
Вероятно, что средние издержки реализации (на ед. выпуска) сначалауменьшаются, а потом возрастают. Возрастают по мере роста действительныхпродаж. Средние постоянные издержки снижаются с увеличением продаж, т. к.издержки, авансированные на реализацию, распределяются на большее число едиництовара. Издержки реализации на ед. товара снижаются также тогда, когда даетсябольшая реклама, если цена за одно рекламное объявление падает с ростом ихчисла. Возможно также, что большие общие расходы на рекламу, означая большеобъявлений, приводят к пропорционально большим приростам продаж. Повторрекламных объявлений в разных СМИ может оказывать воздействие на увеличениепродаж.
Можно представить кривую средних издержек реализации, котораяпоказывает, каким образом изменяются издержки реализации единицы товара приразных уровнях предполагаемого спроса. Чем больше спрос на товар, тем меньшесредние издержки реализации, связанные с продажей на рынке данного кол-ватовара. Следовательно, изменение спроса на товар может сместить кривую издержекреализации. Изменение любого фактора, влияющего на спрос на товар фирмы,сместит кривую средних издержек реализации либо вверх, либо вниз.
Эта кривая показывает расходы на реализацию единицы продаваемоготовара, если даны спрос на товар фирмы и сумма рекламных расходов конкурирующихфирм. Сокращение спроса смещает кривую средних издержек реализации вверх, как иприрост расходов на рекламу у конкурирующих фирм. Таким образом, средниеиздержки реализации, связанные с данным выпуском, тем ниже, чем сильнее спросна товар и чем меньше издержки реализации, которые несут конкуренты.
Реклама отвлекает ресурсы от производства других товаров. Вдолгосрочном плане фирма не выигрывает от рекламы, т. к. что с ней, что без неефирма получает нулевую прибыль. Реклама, однако, может выполнять важнуюсоциальную задачу, снабжая потребителей информацией и сокращая операционныеиздержки при покупке. Если реклама обеспечивает признание продукту и ведет кпривыканию у потребителя, то она позволяет продавцам поднимать цены без потерьв продажах в пользу конкурентов. Также обнаруживается положительная зависимостьмежду прибылями и рекламой. Это интерпретируется как показатель того, чтореклама увеличивает монопольную власть. Однако другие исследования показывают,что информация, предоставляемая рекламой, способствует уменьшениюприверженности потребителей к определенному виду продукции. Это подразумевает,что реклама увеличивает ценовую эластичность спроса для прибылей каждойотдельной фирмы./>/>1.3. Противоречия порожденные монополизацией рынков
Отношение общества и государства к различным формам несовершеннойконкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий.
Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают болеевысокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызываетнерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенствадоходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы используют вполной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, чтовследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеютдостаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-техническогопрогресса, так как отсутствует конкуренция.
Суммируя все выше сказанное, можно сказать, что распространениемонополий снижает эффективность по трем следующим причинам[4]:
Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста ниже, чем вусловиях совершенной конкуренции, а цена выше. Это приводит к тому, что ресурсыобщества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции,необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции недоходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производствоосуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологиииздержками;
Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится кснижению производственных издержек. У него не существует стимула использоватьнаиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек,гибкость не являются для него вопросами выживания.
Огромные силы, которые монополисты тратят с целью защиты своегоположения на рынке, оказывают сдерживающее воздействие на экономическуюэффективность. Мелким по размеру фирмам проникнуть сквозь эти барьеры практическиневозможно.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий.Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что ипозволило завоевать им господствующее положение на рынке. Монополизацияприводит к повышению эффективности производства. Крупные масштабы производствапозволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Шумпетер утверждал, что крупные фирмы,обладающие значительной монопольной властью — желательное явление в экономикепоскольку ускоряют прогресс. Монополист может тратить свои прибыли наисследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясьисследованиями, он обеспечивает выгоды как себе, так и обществу. И наоборот,конкурентные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования.
Только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточнымисредствами для успешного проведения исследований и осуществления научныхразработок. Так, нефтяной кризис в середине 70-х заставил корпорациискорректировать свою политику в области НИОКР и вкороткие сроки перейти к использованию новых топливо сберегающих технологий[5].Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР.Практика свидетельствует, что многие значительные открытия в техникеосуществлялись в среде небольших венчурных компаний, на основе которыхвпоследствии возникли многие крупные фирмы. Временные монополии, закрепленныепатентами, своеобразная плата общества, система вознаграждения изобретателя,стимулирующая прогресс.
Крупные монополии играют роль своеобразного буфера, сдерживающегопадение производства и увеличение безработицы во время кризиса. Таким образом,можно сказать, что монополии играют роль опорных узлов всей конструкциинационального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичнуюэкономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования.
Монополия и конкуренция находятся в диалектическом единстве. Собразованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новыеформы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производствана мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты вмеждународное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетоми исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы,технических возможностей, используя при это обширную статистическую информацию. Набазе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяетсядолгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научныхисследований./>/>II. Монополия в рыночнойэкономике/>/>/>2.1.Антимонопольная политика
Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынокявляется единственной реальной силой, которая препятствует монополизацииэкономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространениемонополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия,сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентнойборьбы.
Но в конечном итоге в большинстве стран с развитыми рыночнымисистемами баланс рынка и монополий оказался неустойчивым и вызвал необходимостьпроведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции.Благодаря этому крупные фирмы, способные подавить любые ростки конкуренции,часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.
Государство не стремится сделать все рынки совершенноконкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создаетсреду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариантповедения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политикапредставляет собой инструмент административного регулирования экономики, сцелью предотвращения нарушений экономического равновесия или социальнонежелательных изменений, ее основными моментами является[6]:
охрана и поощрение конкуренции;
контроль над фирмами, занимающими господствующее положение нарынке;
контроль над ценами;
защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять безгосударственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуацииединственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольноеповедение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить дваее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначениекоторых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую,они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюдаотносятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений,улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направлениеобъединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, этофинансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства,вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование неограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикойгосударства.
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса,возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, вмонополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из нихпризнается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших наоснове централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольноезаконодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба сотдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и наспециальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательствонаправлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процессконцентрации производства и образования крупных корпораций, если этообусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции намировых рынках./>/>/>2.2.Роль монополии в условиях России
Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего.Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям,делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом засчет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность.Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваиватьэффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязатьпотребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабореагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы,которые идут от спроса к производству.
При изучении того или иного рынка принимается во вниманиеспособность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновлениевыпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество,эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признаетсямонополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации.Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях,генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всейэкономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственнойполитики, главной задачей которой становится поддержание высокойконкурентоспособности рынков.
В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятияполучили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблемадемонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости передвышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное правоопределять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действоватькак классические рыночные монополии.
Основной из всех проблем советской экономики был маленький рыноксбыта ее продукции и поэтому слишком небольшие объемы производства. Причинакроется в том, что основным целевым рынком был лишь СССР или, в лучшем случае,Советский Союз плюс Восточная Европа. По ценам 1990 года эти рынки составлялилишь примерно 3000 млрд. долл. — сравним с 20000 млрд. долл. мировой экономикив целом. Продажи на таком небольшом рынке не позволяли иметь конкурентоспособныемасштабы производства. В то же время на внутреннем уровне советско-российскаяэкономика оказалась высоко монополизированной[7]. Но даже несмотря на этороссийские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособнымидобиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейсявслед за ней разрушительной инфляции.
Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходеприватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этомуспособствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначаламежду Союзом и странами Восточной Европы, потом между республиками бывшегоСССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятиясами, под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формамобъединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались.Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельностьпредприятий, указывать им общие ориентиры[8].
Государственный монополизм в России, складывался под влияниемследующих факторов[9]:
наличие административно командной системы управления: директивноеуправление и централизованные доходы;
устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита можетсама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворениипотребительского спроса;
концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить ираспространившуюся в свое время систему натурального распределения, котораяразрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий.
Российские монополии не являются естественными. Централизация внастоящее время, выражается в создании концернов и ассоциаций, только для того,чтобы обеспечить «спокойное» существование. Стратегия отечественных монополийнаправлена на расширение группы товаров неэластичного спроса. Если спрос натовар сохраняет прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, товозможность манипулирования ценами существенно ограничена и наоборот.Монопольные структуры не готовы к открытой и честной конкуренции. Онипродолжают по-прежнему надеются на поддержку государства, хотя и возобладалапреимущественно иная тенденция, неслучайно Россия старается обеспечитмаксимально возможную открытость национального рынка.
Монопольные структуры необходимы для решения определенныхсоциально-экономических задач. Следовательно при осуществлении демонополизацииэкономики следует учитывать факт объективной необходимости монополизации. Можновыделить два варианта трансформации[10]:
1. Демонополизации предшествует переход к рынку, и создаютсяпредпосылки для конкуренции.
2. Борьба с монополизмом в процессе перехода к рынку. Центральноеместо здесь занимает механизм рыночного саморегулирования и косвенноговоздействия на экономику.
/>/>Заключение
Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ниструктурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса,ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следуетоценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точкизрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствиенемногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Новажнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров.Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.
Послевоенное развитие мировой экономики характеризуется выходомпроцессов концентрации и централизации капитала и производства за рамкинациональных границ отдельных государств, подъемом их на интернациональныйуровень. Большинство рынков занимает промежуточное положение между монополией иконкуренцией. В то же время необходимо сказать, что образование монополий нетолько следствие процессов концентрации и централизации. Это безусловнонеобходимая предпосылка, но в целом монополии — это результатнаучно-технического процесса.
В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночныхситуаций — конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастуюобъективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимаетее на новый качественный уровень; одновременно с этим это противоречивоеявление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательскойдеятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационнаяполитика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованномувеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес дляанализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятороммонополистических противоречий в экономике./>/>Список использованной литературы
1.  Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей«ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1998.
2.  ВильсонДж., Цапелик В. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики. – 1995. — № 11.
3.  Дворцин М.Д. Создание современной технологичной структуры крупной промышленности — непременное условие возрождения российской экономики, Общество и Экономика. №1-2. — 1992.
4.  Ершов В.«О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимаягазета. – 1. 02. 1994.
/>5. Лившиц А. Я. Никулина И. Н. Введение в рыночную экономику. М. — 1994.
6.  Лямкин И.И. Автореферат диссертации. Формы разрешения противоречий отношенийдемонополизации экономики. Красноярск. — 1995.
7.  МакконнеллК. Р., Брю С. Л., «Экономикс: принципы, проблемы и политика». — Киев:издательство «Хагар- Демос», 1993.
8.  Маршалл А.Принципы экономической науки: В Зт. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
9.  МироновВ., Зимогляд А., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»// Экономист.– 1995. — № 6.
10. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. — 1986.
11. Симановская М. Л., «Монополии в условиях НТР и интернационализациихозяйственной жизни капиталистических стран». — М.: издательство МГУ, 1989.
12. Фельдман Г. И. В лабиринтах рынка. М. «Транспорт». 1993.
13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., «Экономика». — М.: издательство«Дело», 1993.
14. Хейлбронер Р., Тороу Л. Экономика для всех. Новосибирск, 1994.
15. Хейне П. Экономический образ мышления. М. – 1991.
16. Хикс Д. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1998.
17. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теориистоимости). М.: Экономика, 1996.
18. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
19. Эдвин Долан, «Микроэкономика». — С. -Петербург: 1994.
20. Экономика. Булатов А. С. — 1995.