Виды облигаций индексы фондового рынка 2

–PAGE_BREAK–·         дисконтные облигации (с нулевым купоном). Выпускаются с большой скидкой (дисконтом) по отношению к номинальной стоимости, а затем с течением времени их стоимость растет (с учетом сложного процента), так что к моменту установленного погашения они стоят намного дороже, чем стоили в момент первоначального инвестирования.
·         с мини купоном (ставка купона ниже рыночной, но размещаются с дисконтом).
1.4.Конвертируемые облигации
Конвертируемые облигации обычно по очередности пога­шения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеют все описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенное отличие от других облигаций — они могут быть обращены (конвертированы) в опре­деленное число акций того же эмитента. Такая конвертируе­мость “вынуждает” цену облигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этой обратимос­ти. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечивает относительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов, присущую так называемым “прямым”, или неконвертируемым, облигациям, цена их обыч­но колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловлено именно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций в конвертируемые облигации на­прямую зависит от благополучия их эмитента.
2. Корпоративные облигации.
Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимают эмиссии ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10-15 до 60-65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций.
Облигацией (согласно Ч.2 ст.816 ГК) признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок, номинальной стоимости облигации или имущественного эквивалента.
Облигации, выпущенные акционерными обществами, называются корпоративными облигациями.
Главное достоинство облигации состоит в том, что она является наиболее действенным и эффективным инструментом, позволяющим, не перераспределяя собственность, аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рынок капиталов.
В этом своем качестве облигация удостоверяет:
§  факт предоставления владельцем ценной бумаги денежных средств эмитенту (корпорации);
§  обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, которую эмитент получил при выпуске данной бумаги (т.е. вернуть сумму долга);
§  обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости.
   Эмиссия облигаций – это удобный способ мобилизации капитальных фондов, содержащий ряд привлекательных черт для корпораций.
    Основными преимуществами облигационного займа с точки зрения предприятия-эмитента являются:
§  возможность мобилизации значительных объемов денежных средств и финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов и программ на экономически выгодных условиях без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев облигаций) в управление его текущей финансово-хозяйственной деятельностью;
§  возможность маневрирования при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.) определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемых за счет привлекаемых средств инвестиционного проекта;
§  возможность аккумулирования денежных средств частных инвесторов (населения), привлечения финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок (продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и на более выгодных условиях с учетом реальной экономической обстановки и состояния финансового рынка;
§  обеспечение оптимального сочетания уровня доходности для инвесторов. С одной стороны, и уровня затрат предприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, с другой стороны;
§  оптимизация взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
В тоже время облигация – весьма жестокое долговое обязательство: осуществляя эмиссию облигаций, эмитент несет определенные риски, и всегда существует вероятность того, что облигационный заем не будет успешным, т.е. сам факт эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения на разработанных эмитентом условиях.
В связи с этим, рассматривая финансовые возможности облигаций, следует учитывать противоречивый характер интересов эмитента и инвесторов. Поэтому при организации облигационных займов в процессе конструирования ценных бумаг важно уметь найти “золотую середину”, обеспечить баланс этих интересов на основе комплексного анализа преимуществ и недостатков данного финансового инструмента.
Как и любая ценная бумага, облигация продается и покупается на организованном рынке – рынке ценных бумаг. Он является важной составной частью как денежного потока, так и рынка капиталов, который в свою очередь составляет финансовый рынок.
Цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, которые нуждаются средства, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечил наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (в виде ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.
Первичный рынок – термин, который описывает те случаи, когда ценная бумага впервые появилась на публичной арене обычно в обмен на денежные средства.
Вторичный рынок – термин, который описывает случаи, когда вторые и последующие транши находящихся в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене.
1.2. Классификация корпоративных облигаций.
Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:
§  среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);
§  краткосрочные (3-9- месяцев);
§  небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.
Первая группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО “ЕЭС России”, Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг,  как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара. (см.Таблица )
Валютно-индексируемые облигации не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в своем большинстве куплены узкой группой нерезидентов, пока риск девальвации рубля был существенным. Основная доля этих бумаг была размещена с июня 1999 года до начала президентских выборов.
Вторичный рынок по этим облигациям фактически отсутствует, на смотря на то, что их подавляющее количество было введено в листинг ММВБ. Единственными эпизодически торгуемыми бумагами из этой группы являются облигации Газпрома и ТНК, однако и по ним сделки в настоящее время проходят крайне редко.
Наиболее крупные облигационные займы по подобной схеме сделали ТНК (9 млрд. руб.), ОАО “Газпром”, ОАО “ЛУКОЙЛ” и РАО “ЕЭС России” (по 3 млрд. руб). Сам факт того, что облигации со сроком погашения 5 лет были размещены под достаточно низкую доходность (около 10% в долларах). Однозначно свидетельствовал о том, что новый рынок стартовал весьма успешно. [12, с.23]
К первой группе облигаций условно можно отнести и обязательства компании “ТАИФ -Телеком”(оператора сотовой связи г. Казани). Вторичный рынок этих бумаг организован в РТС. Несмотря на то, что облигации данного эмитента имеют довольно высокую (15-18% годовых) валютную доходность, их ликвидность также очень низка. [23]
Вторая группа облигаций со второго квартала 2000 г. была самым быстрорастущим сегментом рынка корпоративных облигаций.
Первыми среди облигаций данного вида были бумаги компании “АЛРОСА”, консультантом по размещению которых стала ИГ “Русские фонды”. Потом были размещены краткосрочные облигации (6 траншей) Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигаций АЛРОСы. По сходной схеме были размещены облигации МДМ-Банка.
Наиболее совершенной схемой в размещении облигаций воспользовался Внешторгбанк РФ (ВТБ), консультантом которого в вопросе размещения облигаций стал ИБ “Флеминг”. Облигации ВТБ, формально имея двухгодичный срок погашения, позволяют инвесторам определять сроки заимствования самостоятельно, так как в проспекте эмиссии облигаций ВТБ предусмотрены схема погашения с периодом в три месяца, а также возможность реинвестирования средств под доходность, предлагаемую эмитентом.
Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы наиболее активно торгуются облигации ВТБ. В 2000 году на долю бумаг Внешторгбанка России пришлось около 60% числа всех сделок с корпоративными облигациями в фондовой секции ММВБ, среднедневной оборот этих облигаций на бирже превышал 10 млн рублей. [12, с. 24]
К третьей группе облигационных займов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА” (макаронная фабрика, г.Челябинск), “Таттелеком” (г.Казань), “Каравай” (хлебозавод г.Ангарск), “Морион” (г.Пермь) и ряда других.
Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов – жителей соответствующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам.
Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным исключением является Таттелеком, облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения. (Таблица).
Размещенные эмиссии корпоративных облигаций Эмитент Объем, руб.
Срок обращения ОАО «Газпром»
3 млрд.
5 лет
ОАО «ЛУКОЙЛ»
3 млрд.
4 года
ОАО «ТНК»
9 млрд.
5 лет
РАО «ЕЭС России»
3 млрд.
3 года
АО «ТАИФ-Телеком»
26,98 млн.
3 года
АК «АЛРОСА»
1 млрд.
1 год
АО «ММК»
200 млн.
200 дней
АКБ «МДМ»
170 млн.
90 дней
ГУП «Таттелеком»
46 млн.
2 года
АО «Морион»
4 млн.
10 месяцев
АО «МАКФА»
15 млн.
360 дней
АО «Каравай»
1 млн.
180 дней
Внешторгбанк
1 млрд.
2 года
3. Индексы фондового рынка.
3.1.Общее понятие об индексах на рынке ценных бумаг.
История фондовых индексов в мире насчитывает уже не одно десятилетие. Самый первый фондовый индикатор был разработан и применен в конце XIX в. В 1884 г. в США Чарлз Доу начал рассчитывать средний показатель по изменению курсовых стоимостей акций 11 крупнейших в то время промышленных компаний. С 1928 г. индекс стал рассчитываться по тридцати фирмам, причем количество составляющих и методика расчета осталась неизменной в фирме “Доу Джонс” до сих пор.
Самый первый европейский индекс, появившийся в Англии, также вклю­чал 30 составляющих. В 1935 г. на страницах газеты “Financil news”, которую впоследствии поглотила хорошо известная сейчас во всем мире “Financial times” (FT), появился первый фондовый индекс Англии. Его составители постарались отобрать три десятка ведущих компаний британской промышленности, причем структура составляющих должна была от­ражать соотношение отраслей в национальной экономике.
Британский “индустриальный” индекс FT-30 развивался все эти годы, в его структуре происходил постоянный сдвиг акцента от тяжелой промыш­ленности в сторону компаний, занятых в сервисе. Однако поворотным для него стал 1984 г., когда впервые была принята в расчет финансовая акция — Национального Вестминстерского Банка. С этого времени индекс FT-30 утратил свой промышленный эксклюзив и сейчас он называется Индексом обыкновенных акций “Файнэншиал Таймз”.
В 1962 г. был введен индекс Актуариев, или в другом названии   Индекс всех акций. В него уже вошли более 700 составляющих из разных секторов экономики. Благодаря своему широкому покрытию, он мог быть инст­рументом измерения поведения рынка в длительный период. Существенное преимущество Индекса Актуариев еще и в том, что он показывает ин­весторам не только движение рынка в целом, но и отдельных секторов и отраслей в частности.
В январе 1994 г. исполнилось 10 лет, пожалуй, самому популярному британскому индексу Футси-100. Во всех смыслах он стал как бы золотой серединой: количество составляющих сбалансировано величиной рыноч­ного покрытия. Этот индекс сразу стал рассчитываться в режиме реального времени.
Глобализация и интернализация фондового пространства на мировом рынке ценных бумаг проходит активнее, чем, к примеру, на товарных рынках. Сегодня инвестиционный процесс не имеет тех границ, которые свойственны купле-продаже, допустим, продуктов или технологий. Свиде­тельство тому — интернализация портфелей ценных бумаг, куда наряду с национальными фондовыми инструментами включаются, как правило, “представители” самых разных стран и континентов. Для управления таким пакетом документации даже хорошего знания конъюнктуры своего рынка не достаточно, поэтому обобщающие показатели инвестиций необходимы.
В конце 80-х г. на рынок вышла Всемирная серия, состоящая из 11 региональных индексов. Информация собирается из семи широких экономических секторов. В расчет принимается 36 составных отраслевых индек­сов, полученных на основе более 100 подотраслевых категорий.
Всемирный индекс базируется на 2,5 тыс. акций из 24 стран мира. Работа по его отчету осуществляется тремя структурами — газетой “Файнэшл Тайме”, американским инвестиционным банком “Голдман Загз” и фирмой “Каунти Натвест Секьюритиз”.
Для такого объемного показателя очень важна качественная выборка составляющих. Для того чтобы эти индикаторы на покупку акций имели прикладное значение, не должно быть юридических ограничений разных стран. Несмотря на сложность обработки и расчетов. Всемирный индекс Актуариев не единственный в своем роде. Сопоставимый охват представляют еще три индикатора: Международный индекс Морган Стенли и Первый Бостон Юромани Индекс.
Приведенные факты — лишь небольшая часть колоссального количества фондовых индикаторов, существующих на мировом пространст­ве рынка ценных бумаг. Помимо сводных и композитных, существует масса специализированных показателей, благодаря которым современные фон­довые посредники управляют мировым инвестиционным процессом.
Любой фондовый индекс показывает то, что в него заложили его разработчики путем определения выборки составляющих и метода расчета. Как правило, чем шире выборка, тем индекс ближе к индикатору состояния экономики или отдельной отрасли. Более мобиль­ным и конъюнктурным индикатором фондовый индекс становится при объединении составляющих не по отраслевому признаку, а по критерию капитализации компании, т. е. суммарной рыночной стоимости всех акций, находящихся в обращении.
Методы расчета индексов. В общем видефондовые индексы представля­ют собой среднее изменение цен определенного набора ценных бумаг. Момент или период времени, с которым происходит сравнение, называется базисным. В базисный период цены акций, включенных в тот или иной индекс, трансформируются таким образом, чтобы на эту дату индекс равнялся 10, 100 или 1000 для простоты расчетов.
    продолжение
–PAGE_BREAK–