«Витамины»

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» с. КиевкаУрок по теме«Витамины»8 класс2011Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организмаВоспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизниРазвивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность.^ Тип урока: коллективного обучения с использование проблемной ситуации.Оборудование: таблица “Витамины”, упаковки витаминных препаратов, портреты ученых, выставка книг о витаминах.^ Ход урока Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм человек не в силах. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми! “Я люблю жизнь и хочу жить!” Эти слова выражают заветное желание каждого из нас. “Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находиться в наших руках, жизнь восхитительна, это сокровище из сокровищ” (Поль Брег). Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством этого служат русские народные пословицы: Будь не красен, да здоров. Здоровье дороже золота. Болен – лечись, а здоров – берегись. Где здоровье, там и красота. Сегодня на уроке вы узнаете, что на качество жизни влияют особые вещества – витамины, какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содержаться.Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели? Итак, что же такое витамины? Витамины – это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для протекания биохимических реакций в организме. Находясь в продуктах питания в незначительных количествах (такие вещества называют биологически активными) они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме. Слово “Витамины” латинского происхождения. “Вита” означает жизнь, “Амины” – класс органических соединений. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 20-30 видов (показать ряд – А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е). Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека вам предстоит на уроке поработать в лабораториях – историческая, ученых-исследователей, медиков-валеологов, химиков, диетологов. Для работы в лабораториях отводиться 12-15 минут.^ Задания лаборатории историков Найдите материал об открытии витаминов в книгах – И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (с. 133-135) и “Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье” (с. 139-146). Подготовьте рассказ об открытии Лунина, Функа и Эйкмана. Заполните в опорном конспекте раздел истории. Найдите ответ на вопрос: как боролись с заболеваниями первостроители города Комсомольска-на-Амуре? (книга Ю. Жуков, Р. Измайлова “Первостроители” М: “Молодая гвардия” 1982 с. 135-140).Задания лаборатории ученых-исследователей Изучите виды витаминов и определите их роль в организме (Медицинская азбука с. 50-54 и словарик терминов) Заполните в опорном конспекте 1 и 3 графу таблицы Определите суточную норму каждого витамина (учебник химии 10 класс и таблица у доски) Определите в каких продуктах содержаться те или иные витамины (учебник с. 137 & 37, журнал “Химия в школе” №6 1998 с. 21-24)Задания лаборатории медиков-валеологов Прочитав & 37 учебника, найдите какие группы заболеваний от недостатка и избытка витаминов в пище выделяют (журнал “Биология в школе” №12 2004 с.6-8) Заполните в опорном конспекте раздел “Заболевания” (схема) Подготовьте ответ на проблемный вопрос: почему у исследователей Арктики после приема миллионов единиц витамина А в составе печени белого медведя или тюленя через несколько часов развивалась сонливость, раздражительность, головная боль и рвота, а затем шелушение кожи?^ Задания лаборатории химиков Проделать опыт по обнаружению витаминов: в пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1% раствора FеСl3. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание. Установите, на какие группы можно разделить витамины по растворимости (учебник & 37) Заполните в опорном конспекте раздел о растворимости (схема)Задания группе диетологов Сформулируйте правила сохранения витаминов в пище (учебник Батуева с. 123, учебник Колесова с. 192) Подготовьте ответ на проблемный вопрос: человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья и почему? Предложите возможные толкования народной пословицы – Добрый повар доктора стоит. Поделитесь своими открытиями с товарищами по классу. После того, как решите проблемный вопрос, вскройте конверт, сравните свой ответ с ответом в конверте. В конверте стихотворение: Нельзя жить на консервахБез свежих овощей.А лучше сок лимонный и апельсиновый пейИ зубы будут крепчеИ зоркими глазаТогда болеть не будетНикто и никогда.И не забудь – проблемаУ витаминов естьИх жизнь недолговечнаОни способны разрушатьсяВысокая температураИ воздух при храненииРазрушат витаминДо употребления.Учитель В начале урока я сообщила, что известно 20-30 витаминов, но в настоящее время ученые выделяют около 80 их видов. К витаминам группы В относятся только 8 видов, и есть еще их производные. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии? Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов. А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты? Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм – никогда не вызывают токсемии – отравления. Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть. Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу. Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, D. В основном их назначают в лечебных целях. Препараты второго поколения – это поливитаминные комплексы, содержащие еще и микроэлементы, а также определенные минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина D, но и солей магния. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро-и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки, а также различные ферменты. Сейчас витамины в основном стараются производить из натуральных продуктов: витамин Е – представляет собой экстракт устриц, витамин С – экстракт шиповника, бета-каротин – экстракт из моркови. Натуральное сырье обеспечивает нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием. Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма – хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D. Учитель Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки? А вот теперь угадайте что находится у меня в черном ящике. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон). В Британском морском флотеСлужили морякиКогда-то называли их По-странному – “Лими”.А от чего “лими” они?От слова же “лимон”Необходим матросамНа кораблях был он. На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины. №2 Суточная потребность в витаминах и их основные функции Витамин Суточная потребность Функции Основные источники Аскорбиновая кислота (С) 50-100 мг Участвует в окислительно-восстановительных процессах, повышает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям Овощи, фрукты, ягоды.В капусте – 50 мг.В шиповнике – 30-2000 мг. Тиамин, аневрин (В1) 1,4-2,4 мг Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы Пшеничный и ржаной хлеб, крупы – овсяная, горох, свинина, дрожжи, кишечная микрофлора. Рибофлавин (В2) 1,5-3,0 мг Участвует в окислительно-восстановительных реакциях Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи. Пиридоксин (В6) 2,0-2,2 мг Участвует в синтезе и метаболизме аминокислот, жирных кислот и ненасыщенных липидов Рыба, фасоль, пшено, картофель Никотиновая кислота (РР) 15,0-25,0 мг Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаточность вызывает пеллагру Печень, почки, говядина, свинина, баранина, рыба, хлеб, крупы, дрожжи, кишечная микрофлора Фолиевая кислота, фолицин (Вс) 0,2-0,5 мг Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб, печень Цианкобаламин ( В12) 2-5 мг Участвует в биосинтезе нуклеиновых кислот, фактор кроветворения Печень, почки, рыба, говядина, молоко, сыр Биотин (Н) 0,1-0,3 мг Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот Овсяная крупа, горох, яйцо, молоко, мясо, печень Пантотеновая кислота (В3) 5-10 мг Участвует в реакциях обмена белков, липидов, углеводов Печень, почки, гречка, рис, овес, яйца, дрожжи, горох, молоко, кишечная микрофлора Ретинол (А) 0,5-2.5 мг Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития человека, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции – восприятии света Рыбий жир, печень трески, молоко, яйца, сливочное масло Кальциферол (D) 2,5-10 мкг Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов Рыбий жир, печень, молоко, яйца