Владеть языком легко и красивоиз опыта работы по формированию речевой культуры школьников

«Владеть языком легко и красиво»
(из опыта работы по формированию речевой культуры школьников)
Плотникова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5» п.Айхал, Мирнинского р-на
Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им.
М.Горький
Пятиклассники начинают учебный год. Им предстоит освоить новые предметы, познакомиться со многими преподавателями, овладеть более сложными видами работы на уроке. И каким станет первый день, урок для ребят – действительно интересным и запоминающимся или скучным и формальным, — зависит прежде всего от учителя.
Начиная путешествие по стране Русского языка в 5 классе, мы обращаемся к «Школе Доброслова». «Школа Доброслова» — это подборка практических материалов, помогающих ребятам совершенствовать культуру речевого общения. Согласно условию, посещать Школу может каждый, при этом не забывать простого правила:
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
Кто, кому, зачем и где
Будешь говорить.
В ходе изучения программы «Школы Доброслова» ученики знакомятся с такими понятиями, как речевая ситуация, её основные компоненты: адрес речи, цель и обстановка общения. Задания Доброслова, используемые в урочной и внеурочной деятельности по предмету, помогают им лучше усвоить всё это практически, формируют умение выражать своё отношение к предмету речи, а порой заставляют их задуматься над решением нравственных вопросов. Напоминаю ребятам, что наш язык очень богат, есть из чего выбрать, но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе:
Есть слова, пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М. Матусовский)
Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во- первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во- вторых, в любом случае игры — грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:
Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)
Мальчику очень понравился рыбий суп.
Он так мало знает! Какой он невежа!
(Надеть) одеть пальто на мальчика
Гордиться братом или гордиться за брата
Вернувшись с работы, мы сыто пообедали
Написать свою автобиографию
Мое геологическое дерево