(древн. Владимер, ?-1015)
Великий князь киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги.
Традиционная история княжения Владимира, основывающаяся на “Повести временных лет”, такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970). После смерти Святослава (972) произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал в 977 г.
Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды разъярил его: Полоцк был взят, князь Рогволод погиб, Рогнеда насильно захвачена и стала женой Владимира.
Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. Через год он покоряет червенские города, в 982 г. идет на вятичей, в 983 г. — на ятвягов, после чего гибнут в Киеве варяги-христиане, отец и сын (отец отказался выдать сына в жертву богам). В 984 г. — поход на радимичей, в 985 г. — поход на болгар, неизвестно каких — волжских или дунайских.
В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хазарские евреи, “немцы ” от папы и грек-“философ ”. Последний заронил в душу Владимира семена христианства. По совету бояр и старцев, Владимир отправил посольство для испытания веры; лучшей оказалась греческая. Бояре и старцы, руководясь примером Ольги, посоветовали Владимиру креститься. Это было в 987 г.
Владимир пошел войною на Корсунь (Херсонес в Крыму), осадил и взял город. На требование у императоров руки их сестры, царевны Анны, они ответили согласием, под условием крещения князя. По прибытии царевны Владимир крестился в Корсуни. Повенчавшись с царевной, привез из Корсуни в Киев священников, книги, утварь. Затем разрушил в Киеве идолов и крестил киевлян (988). Несомненно, новая вера встречала некоторое сопротивление, о котором молчат источники. Только про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима, что .там дело не обошлось без вооруженной борьбы. Христианство распространялось на Руси при Владимире медленно.
Насколько Владимир до крещения был ярым язычником (обновление культа, человеческая жертва) и женолюбцем (пять жен, 800 наложниц), настолько после крещения он является образцом князя-христианина. Его щедрость сказывалась в богатейших пирах и обильной милостыни. После этого события Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города. Как христианин, он заботился о просвещении (ему приписывается основание первой школы) и о построении церквей, даровав одной из них десятину (996 г.). Владимир не казнил “разбойников”, “боясь греха”. Но “епископы” посоветовали, и князь установил казнь, скоро, однако, вновь замененную вирой.
У Владимира были сыновья: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, Мстислав, Станислав, Святослав, Борис, Глеб, Позвизд, Судислав; называют и двенадцатого, Святополка, но он был, собственно, сыном Ярополка. Владимир разослал сыновей по областям.