Власть и властные отношения

Власть и властные отношения Студент Группа (подпись) (инициалы, фамилия) Руководитель Шардыко С.К. (уч. степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Екатеринбург 2006 СОДЕРЖАНИЕ Ведение… 1. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти… 2. Виды власти. Проблемы легитимности власти… 10 Список литературы… 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….… 17 Введение Понятие власти является одним из центральных в политологии.
Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии.
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной
силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Поэтому мы попробуем разобраться в этом парадоксе. 1. Понятие власти. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, — является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики». Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи — о власти законов,
политологи — о политической власти и т.д. В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана». В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения.
Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М 1995). Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила. Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть—это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного
субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. В данном случае возникает отношение управления—исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования—подчинения. Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.). По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение,
разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т.Парсонс, К.Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке. Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть—это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого
подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса. Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др.
Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)— второго важнейшего элемента власти. Власть—всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям. Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.
Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх—это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Более стабильной является власть, основанная на ин¬тересе, поскольку личная
заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряже¬ний, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объек¬та является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом.
В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет сво¬ему руководителю. Сила власти, подчиненность объекта субъекту зави¬сит также еще от одного важного фактора — неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного чело¬века другому (объекта-субъекту) лежит неравенство. Власть — возникающая на основе естественного не¬равенства, всегда носит характер межличностного взаи¬модействия, всегда персонифицирована.
Возникает под¬чинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое пре¬имущество, едва ли его распоряжения будут выполнять¬ся. Власть, основанная на социальном неравенстве, утра¬чивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника неза¬висимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физи¬чески или слабее. Именно такая власть носит более опре¬деленный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На¬пример, руководитель предприятия, лидер партии обла¬дают исключительным правом на принятие решений, обя¬зательных для подчиненных. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ре¬сурсов власти. Под ресурсами власти следует понимать все те сред¬ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информа¬ции), либо орудия, с помощью которых можно лишить чело¬века тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут исполь¬зоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Ресурсы власти очень многообразны. Существует не¬сколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нор¬мативные. К утилитарным относятся материальные и другие со¬циальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ори¬ентации и нормы поведения человека. Они призваны обес¬печить одобрение действий субъекта власти,
принятие его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на эко¬номические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Экономические ресурсы — это материальные ценно¬сти, необходимые для общественного производства и по¬требления (деньги, продукты питания, полезные ископае¬мые и др.). Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци¬альной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физиче¬ского принуждения, специально подготовленные для это¬го люди. Специфическим ресурсом власти является сам чело¬век (демографические ресурсы). Люди — это универсаль¬ный, многофункциональный ресурс, который создает дру¬гие ресурсы.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражает¬ся в экономическом, политическом и идеологическом видах. Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда
и распределением продукта трудовой деятельности. Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствую¬щих экономических интересов. Идеологическое господство представляет собой мо¬нополию идеологической системы взглядов, оправдываю¬щих справедливость существующего экономического и по¬литического порядков. Руководство — это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию
путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных свя¬зей, отношений субординации и требует безусловного под¬чинения исполнителя руководителю. Основа руководства — административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства — осу¬ществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора. Через управление и организацию осуществляется ре¬ализация политических, экономических и иных программ. Управление — это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодей¬ствие между трудовыми коллективами, партиями, населе¬нием области, района и т. п. Контроль — это способность властных органов и ин¬ститутов постоянно следить за тем, как реализуются зако¬ны, указы и распоряжения власти. Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти
— системы организаций и норм их устройства и деятельно¬сти. Применительно к такому сложному социальному орга¬низму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в це¬лом. В рамках этой системы разрабатываются и принима¬ются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах
участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении. 2. Виды власти. Проблемы легитимности власти Особенности различных элементов власти — субъекта, объ¬екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, соци¬альную, политическую, духовно-информационную.
Экономическая власть — это контроль над экономи¬ческими ресурсами, собственность на различного рода ма¬териальные ценности. Социальная власть — это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий. Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осу¬ществляет подчинение во имя общих целей. Политическая власть характеризуется рядом при¬знаков: 1) легитимностью в использовании силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для вся¬кой иной власти; 3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); 4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти эконо¬мической);
5) многообразием ресурсов. Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические ре¬шения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы
обычаем, записаны в законодатель¬ных актах, прежде всего в Конституции государства. Во-вторых, нормы, определяющие порядок формиро¬вания политической элиты. Они подвижны и меняются по ме¬ре развития общества. Так, в феодальном обществе вхожде¬ние в политическую элиту было предопределено принадлеж¬ностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента.
В основном же в современных демократических страдах нор¬мой становится конкурентная борьба на выборах. В-третьих, нормы, определяющие права и обязаннос¬ти управляющих и управляемых, их взаимную ответствен¬ность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федера¬ции — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений. Нормы создаются обоими участниками властного вза¬имодействия, хотя вид закона им придают государственные органы. Политическая элита, конечно, может проявить ини¬циативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие мо¬жет быть обеспечено только силой или угрозой ее примене¬ния. Особым видом политической власти является государ¬ственная власть.
Это социально организованная власть, рас¬полагающая монопольным правом издавать законы, обяза¬тельные для всего населения и опирающаяся на особый аппа¬рат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тес¬но смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм). Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая
с помощью научных знаний и ин¬формации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные обра¬зовательные и просветительские учреждения, а также че¬рез средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только
распрост¬ранению объективных сведений о деятельности правитель¬ства, положении общества, но и манипулированию, осно¬ванному на специальных методах обмана, на управлении со¬знанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле. В зависимости от субъектов власть делится на пар¬тийную, профсоюзную, военную, семейную и др. По широте распространения выделяются мегауровень — международные организации (ООН, НАТО); макро¬уровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в первичных организациях и ма¬лых группах. Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют де¬мократическая, авторитарная и т. п. власти. Различные общественные власти находятся в слож¬ном взаимодействии. Многие политологи важнейшей счита¬ют экономическую власть.
Политическая власть, испытывая сильное воздейст¬вие со стороны власти экономической, достаточно самостоя¬тельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям. Е определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (на¬пример, в период избирательных компаний). Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли по¬литики наблюдается в тоталитарных государствах.
Демо¬кратический строй предполагает разделение властей, а так¬же сфер влияния внутри этих властей. Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть ко¬роля как единственно законную в отличие от власти узурпа¬тора Наполеона. Легитимная власть характеризуется обычно как пра¬вомерная и справедливая.
Легитимность связана с верой по¬давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Сам термин «легитимность» переводят с французско¬го как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» — близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а вто¬рое — юридический. Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенно¬сти мотивов подчинения. 1. Традиционная легитимность. Она возникает благо¬даря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непо¬колебимость и священность издавна существующих поряд¬ков. Традиционное господство присуще монархиям. Подав¬ляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации тради¬ционная легитимность во многом
схожа с отношениями в па¬триархальной семье, основанными на беспрекословном по¬виновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лиде¬ры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традицион¬ная легитимность отличается прочностью.
Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохра¬нение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. 2. Легальная или рационально-правовая легитим¬ность. Она основывается на добровольном признании ус¬тановленных юридических норм, направленных на регу¬лирование отношений управления и подчинения. Наибо¬лее развитой формой этого типа власти является консти¬туционное
государство, в котором беспристрастные нор¬мы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для че¬го имеются установленные законом процедуры. В систе¬мах подобного вида власть политической элиты легити¬мируется «царством закона». Для обоснования своей вла¬сти элита обращается к действующему законодательству (Конституции). 3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которы¬ми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его лично¬сти. Харизматическая власть является относительно не¬стабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вре¬мя как традиция и закон являются фактами обществен¬ной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опе¬реться на авторитет традиций или же демократически
выраженную волю большинства. В этом случае созна¬тельно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способ¬ствует их признанию и принятию населением. Харизма¬тическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность.
Ее суть состоит в оправда¬нии власти с помощью идеологии, вносимой в массовое со¬знание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Иде¬ологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убежде¬ния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой ле¬гитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологи¬ческая — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия
граждан в выработке идеологии. Во второй половине XX в. многие молодые государст¬ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимнос¬ти. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам. Следует иметь в виду, что типы власти связаны с кон¬кретной политической действительностью. Реально суще¬ствующие политические системы представляют собой пе¬реплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяе¬мые в качестве теоретической концепции, с конкретной ре¬альностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без вы¬деления этих идеальных типов осмысление реальных поли¬тических систем было бы невозможно. Исследователи выделяют несколько источников ле¬гитимности. 1. Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью,
поз¬воляет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом. 2. Технократическая легитимность, т. е. легитим¬ность посредством экономической, военной, образователь¬ной и т. п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зави¬симости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япо¬ния, Южная Корея, Сингапур и др.). 3. Легитимность через принуждение.
Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила — это послед¬ний аргумент власти, с помощью которого она стремится по¬высить свою легитимность. Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может
вы¬звать кризис и даже крах политического режима. Основными причинами делегитимизации являются следующие: а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интереса¬ми властвующей элиты; б) противоречие между идеей демократии и социаль¬но-политической практикой. Это проявляется в попытке ре¬шить проблемы силовым путем, нажимом на средства мас¬совой информации; в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс; г) нарастание бюрократизации и коррумпированности; д) национализм, этнический сепаратизм в многонаци¬ональных государствах, проявляющиеся в отвержении фе¬деральной власти; е) потеря правящей элитой веры в правомерность сво¬ей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти. Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрез¬вычайно важное значение. Список литературы 1) Власть: очерки политической философии
Запада // Под ред. Мшениверадзе М. М. М 1995. 2) Ильин И. Аксиомы власти . 1994. Краснов Б. И. 3) Разуваев В. В. Власть в России: бюрократическое измерение 1995. 4) Шестопал В. Б. Образ власти в России: желания и реальность 1995. Заключение В своей работе я попыталась раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных
проявлениях. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается.
Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.