Властелин
колец. Толкиен Джон Рональд Руэл
ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ
Эпопея Хоббиты (слово “хоббит”, по версии самого Толкиена,
сокращенная форма слова Holbytlan, т. е.
Hole-dwellers –
жители нор; по другим версиям, в нем соединяется слово rabbit (кролик) со
среднеанглийским словом hob, которым именовали маленьких волшебных существ,
добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором
из кельтской традиции) – народ, населяющий север Средиземья (континент,
являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).
Изначальные свойства и привычки X. напоминают не только о фольклорных маленьких
человечках, но и, с одной сторо- ны, об инфантильных “зверюшках” из
английских сказочных повестей (мохнатые ножки, обостренные зрение и слух,
умение бесшумно пере-, двигаться и быстро исчезать), а с другой стороны, о
комических образах средних викториан-цев во “взрослых” романах
(приземленность, узкий кругозор, консерватизм, здравый смысл). X. являются как
бы “меньшими братьями” человека; их маленький рост (в половину
человеческого) есть метафора “домашнего” масштаба Хоббитании, ее
ограниченности сферой бессобытийного быта (застольями шесть раз в день, не
считая закусок, празднованиями дней рождения, курением табака, играми и
беззаботной болтовней), их домики-норы – метафора укромности Хоббитании, ее
спрятанности от большого мира Средиземья.
По ходу
действия эпопеи раскрывается аллегорический смысл “невели-кости” X.:
в обыкновенном и дюжинном содержатся начатки великих дел; почва большой истории
– повседневность и быт. “Почвенность” X. – ключ к их характеру,
будничные качества которого способны к удивительным превращениям: скромности –
в самопожертвование, здравого смысла – в героическую находчивость, оптимизма и
жизнелюбия – в стойкость и мужество. В слабости X. (приземленно-сти и бытовой
ограниченности) – их сила (“Хоббиты цепко держатся за этот мир”;
“обеими ногами стоят на земле”; “То они мягче масла, то вдруг жестче
старых древесных корней”; “Доля отваги, доля мудрости, сочетающиеся в
меру” – так о них говорят маг Гэндальф, хозяин леса Том Бомбадил и гном
Торин).
Толкин, по
собственному признанию, создал X. маленькими, чтобы “выявить в существах
физически более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного
человека “в крайних обстоятельствах”. Развертывание хоб-битской темы
начинается с героя детской сказочной повести “Хоббит” Бильбо
Бэггинса, пятидесятилетнего зажиточного обывателя, посвятившего предыдущие
годы, по обычаю образцового хоббитского семейства Бэггинсов, обильным трапезам
и курению табака. Однако этим сложившимся в силу воспитания и обстоятельств
укладом жизни не исчерпывается характер Бильбо: в нем скрываются непроявленные
и неведомые самому герою качества, унаследованные им по материнской линии от
семейства Туков, – веселая предприимчивость и творческое любопытство.
Это исходное
противоречие явного и потенциального, бэггинсов-ского и туковского начал в
жизни Бильбо является основой сюжета “Хоббита”. Дальнейшее его
развитие – по линии воспитания Бильбо, т. е. познания им себя и своих
возможностей: Бильбо не является самим собой, но должен им стать. Воспитателем
выступает маг Гэндальф, столкнувший подопечного в “приключение”:
Бильбо объявлен “взломщиком” и призван помочь гномам вернуть их
сокровища, захваченные свирепым драконом Смогом, хозяином Одинокой горы.
Несмотря на страх и растерянность, Бильбо сначала позволяет втянуть себя в
рискованное предприятие (первое проявление в нем туковского начала), затем по
своей воле принимает на себя ответственность за его исход (победа в нем Тука
над Бэггинсом) и, наконец, поднимается над “цеховой” ответственностью
ради общего блага (союз в нем отважного и предприимчивого Тука со
здравомыслящим и миролюбивым Бэггинсом).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl