Содержание
Введение
1.Использование нетрадиционных методик в работе с детьмидошкольного возраста на начальном этапе обучения бальными танцами
1.1 Понятие арт-терапии
1.1.1 Функции и значение арт-терапии
1.2 Понятие сказкотерапии
1.2.1Теоретические основы сказкотерапии: фольклорв действии на двигательную активность дошкольников
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании сиспользованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста
1.2.3 Танцевально-двигательнаясказкотерапия для дошкольников
1.2.4 Роль и значение сказкотерапии ифитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детейдошкольного возраста
1.3 Понятие игротерапии
1.3.1 Роль и значение подвижныхтанцевальных игр для физического совершенствования дошкольников
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Актуальностьисследования. Потребность в движениях составляет одну из основныхфизиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормальногоформирования и развития.
Положительныеэмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями приобучении детей движениям – именно эти аспекты подразумевает под собой бальныйтанец. Но прежде чем приступать к обучению детей непосредственно бальнымтанцам, необходимо заинтересовать ребёнка, увлечь его в дальнейшее изучениеэтим занятием с помощью сказочной терапии и игротренинга. Заинтересованностьположительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижныхи инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи,что помогает воспитать не только двигательные способности ребёнка, но икоммуникативные качества.
Даннаяработа позволяет подробно рассмотреть влияние бального танца на двигательнуюактивность детей дошкольного возраста.
Объектисследования – дети дошкольного возраста.
Предметисследования – развитие двигательной активности удетей дошкольного возраста.
Цельисследования – теоретическое исследование влиянияспецифики двигательных методов на начальном обучении бальными танцами детейдошкольного возраста.
Задачиисследования:
1.Выявить различные новейшие подходы и методы начального обучения бальнымитанцами детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2.Отобразить специфику работы педагога бального танца с детьми на начальном этапеобучения.
3.Анализ новейших методов, влияющих на двигательную активность детей дошкольноговозраста.
Наданный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решитькомплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективностьнововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ееиспользования. Значение данной работы является во влиянии бального танца исопутствующих ему методик на двигательную активность детей дошкольноговозраста.
1.Использованиенетрадиционных методик для двигательной активности в работе с детьмидошкольного возраста
Существуетмножество разных методик для развития двигательной активности детей:сказкотерапия, всевозможные игротренинги, арт–терапия, танцедвигательнаятерапия и другие. Их эффективность уже давно доказана. Все эти методы идеальноподходят для работы с детьми дошкольного возраста перед началом изучениябальных танцев.
1.1Понятие арт-терапии
Впоследние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства наребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степениориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства,как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурногоразвития.
Понятие«арт-терапии» (художественная терапия, терапияискусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось какодин из методов терапевтического воздействия посредством художественного(изобразительного) творчества. В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:
1)рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении икоррекции;
2) каккомплекс арт-терапевтических методик;
3) какнаправление психотерапевтической и психокорррекционной практики; 4) как метод.Арт-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании смедикаментозными, педагогическими средствами
Сущностьарт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства начеловека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощьюхудожественно – творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю формучерез продукт художественной деятельности.
Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию(лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием,лепкой, декоративно – прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебноевоздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие черезобраз, театрализацию) , музыкотерапию (лечебное воздействие черезвосприятие музыки), вокалотерапию ( лечение пением), кинезитерапию(танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействиедвижениями).
1.1.1 Функции и значениеарт-терапии
Основныефункции арт-терапии:
— катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
— регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляцияпсихосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
— коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения,формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Основываясьна коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследуетодну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей егосоциальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной икультурной деятельности в микро- и макросреде.
Различныеварианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания ипозволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
1.2Понятие сказкотерапии
Сказкотерапияявляется самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире,о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались,каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином«сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души исоциальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательнойсистемой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, чтосказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однаковозрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Задачисказкотерапии:
1.Научиться тому, как учить;
2.Изобрести метод обучения для тех, кто желает познаватьтолько то, что интересно, а не то, что необходимо;
3.Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык квнутренней дисгармонии и для кого хаос – это способ адаптации;
4.Пробуждение Веры. Именно вера способна активизироватьресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Искренняя вера вуспех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используядля этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебныхсказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннююсозидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения,трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности, что помогает детямлегко приобщиться к различным занятиям, в частности, к бальным танцам.
Сказкотерапияпредполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволитвспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение ксказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу ихаосу.
1.2.1 Теоретические основысказкотерапии: фольклор в действии на двигательную активность дошкольников
Насовременном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм иметодов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнкасвязывается возможность обновления и качественного улучшения системы обучениядетей дошкольного возраста бальным танцам. Наряду с поиском современных моделейобучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народнойпедагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение вразличных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной,музыкальной, двигательно-танцевальной. Фольклор позволяет разнообразить ипроцесс обучения танцам путём нахождения новых форм развитиядвигательно-творческой инициативы детей.
Включениефольклора в процесс приобщения к танцевально-двигательной активности требуетвыполнения определённых условий:
1)Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические итанцевальные упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностямидетей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, игры ввиде сказок, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски. [Приложение1.]
2) Длярациональной организации двигательной активности детей необходима частая сменаупражнений при многократной повторяемости каждого движения.
3)Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.
4)Педагог бального танца должен учитывать, с одной стороны, развивающий характеручебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образногодвижения посредством фольклорного материала.
5)Моторная плотность танцевально-двигательных занятий в сочетании с фольклорнымматериалом может достигать 80%.
Основнойформой организованного обучения физическим и танцевальным упражнениям вдошкольном учреждении являются двигательно-активные занятия.Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детейстаршего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональнойпривлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающееупражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа истараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает такжекачественно выполнять основные движения («лиса – всему краса» – ходьба с гордойосанкой).
Физическиеи танцевальные упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятиярасполагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими ипсихологическими особенностями детского организма. Важно построить танцевальноезанятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению болеесложных движений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
Вработе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типыфольклорных физических занятий:
1.Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устногонародного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении движений можноиспользовать 10 — 15 потешек или загадок двигательного характера или можнозадействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.
2.Сюжетные танцевальные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора.Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3.Театрализованные танцевальные занятия с использованием имитационных, мимическихи пантомимических упражнений, инсценировок и игр – драматизаций. Дети выполняютразличные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных иптиц.
4.Музыкально — ритмические занятия, основанные на русских народных плясках итанцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.
5.Игровые танцевальные занятия на основе русских народных подвижных игр.
6.Познавательные занятия с использованием элементов фольклора. Включениефольклора как элемента танцевального занятия оживляет процесс обучения, делаетего доступным детям дошкольного возраста.
7.Интегрированные физкультурно-танцевальные занятия с элементами фольклорапозволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений инавыков в области физического воспитания.
Помимоперечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительнуюработу, и в активный отдых детей.
Фольклор– эмоционально – образное средство влияния на детей, он поддерживает их интереск физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детейрадость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании сиспользованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Развитиедетей и улучшение их здоровья в процессе обучения бальным танцем в дошкольныхобразовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования,предусмотренные типовой программой воспитания ( «Детство», «Старт»,«Физкульт-ура!» и др.) Многие дети нуждаются в особых программахобучения бальнымитанцами, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических,интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередьспособствовать коррекции не только двигательно-танцевального, но и речевого,эмоционального и общего психического развития. Необходимо использовать такиеприемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех каналоввосприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именноэтим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, илифитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжениимногих лет работы с дошкольниками.
Гимнастикаи танцевальное занятие с использованием фитболов относиться к одному из видов танцевальнойфитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, весаиспользуются в спорте, педагогике и медицине.
Мячимеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных идидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Шарпосылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работадвигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которыевключаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект танцевальных занятий.Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствиемзанимаются на таких тренажерах.
Мячимогут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цветапо-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функциичеловека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливаетвозбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активныедети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает.Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные,инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощьюцветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Великасигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и чернаяокраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которыеокрашены в белый и желтый цвета.
Мячипозволяют индивидуализировать лечебно-танцевальный процесс. Занятия с мячомукрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, ноглавное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навыкправильной осанки. [Приложение 2.]
Гимнастикойс мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одногозанятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятияпроводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты повозможности легко, лучше без обуви (в носках).
Необходимопомнить, что это занятие – сказка. Упражнения выполняются детьмипо ходу рассказывания сказки педагогом-хореографом. Как правило, эти занятия неимеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество движений наразвитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов разныевиды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры сразвернутым игровым содержанием.
Детиполучают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иноедвижение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут проводиться втечение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста болеецелесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия. Вцелом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия,так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но иходить, бегать, прыгать и танцевать.
Если вмладшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статистическойкоординацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача –обучение технически правильному выполнению общеразвивающих танцевальныхдвижений и развитию двигательной координации.
Длядетей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить сречевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритмстихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голосаопределяет их амплитуду и выразительность.
Детишестого года имеют более координированные движения, которые подконтрольнысознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимаютпользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом,становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократноповторять упражнения, работать в коллективе бального танца, выполнять всекоманды, данные педагогом-хореографом, организовано и дисциплинировано.
Поструктуре двигательный тренинг напоминает классические занятия на двигательнуюактивность со строгой трехчастной формой, где есть:
1.вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видоввнимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материалеосновных движений;
2.основная часть – освоение общеразвивающих танцевальныхдвижений;
3.заключительная часть – подвижная игра и релаксация.
В этойвозрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтомуполезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.
Наседьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. В этомвозрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучениеприемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать своепсихоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря нато, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возрастапродолжает занимать очень важное место. Изменяется качество игр. Все большеезначение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры сэлементами бальной хореографии.
«Золотыеправила» фитбол –танцевальной гимнастики:
1.Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мячмежду туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные иразведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2.Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либоострые предметы, которые могут повредить мяч.
3.Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
4.Начинать с простых движений и облегчённых исходных положений, постепеннопереходя к более сложным.
5. Ниодно движенение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
6.Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделахпозвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
7. Привыполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
8.Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночникдолжны составлять одну прямую линию.
9. Привыполнении различных движений мяч не должен двигаться.
10.Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии свозрастными возможностями детей.
11.Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учитьсамостраховке на занятии с мячами.
12. Накаждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоциональногофона, бодрого, радостного настроения.
13.Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физико-танцевальныхдвижений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
14.Упражнения на мячах с целью формирования танцевальных навыков, движения у детеймогут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх,командных соревнованиях.
Следуетобращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, припоявлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.
1.2.3 Танцевально-двигательнаясказкотерапия для дошкольников
Воснове танцевальных игр, проведенных с использованием коррекционных мячей,лежат все общеразвивающихдвижения, разученные ранее. Одним из наиболее важныхпринципов в работе с детьми является принцип повторности, что объясняетсясниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те жедвижения,повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразияи заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.
Фитбол-сказкимогут быть самостоятельными занятиями бальных танцев с детьми младшегодошкольного возраста, когда педагог-хореограф рассказывает сюжет сказки,сопровождая ее выученными ранее знакомыми танцевальными движениями. Вниманиедетей приковано к содержанию сказки, и выполнение этих движений не становитьсяскучным и однообразным повторением. Каждое упражнение требует предварительногоразучивания и многократного закрепления в свободной деятельности.
Всесказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказокподчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем,взаимопомощь, дружба и доверие. В практической танцевальной деятельности с детьми(практикум по фитбол – танцевальной гимнастике) используются сказки, написанныеавторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптированавторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминаниядля детей младших дошкольных групп [Приложение 3].
Игры,связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразиемдвижений, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, чтосоздаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, детииспытывают радость от реализации выученных танцевальных движений.
1.2.4 Роль и значение сказкотерапии ифитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детейдошкольного возраста
Сказкотерапия– это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики,психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческийпроцесс, который обогащается детскими находками и озарениями, что помогает имприобщиться в дальнейшем к изучению бальной хореографии. Слово сказки живет вдетском сознании. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий итанцедвигательных движений воспитанники черпают множество познаний: первыепредставления о времени и пространстве, о связи с предметным миром; благодарясказке ребенок познает мир не только умом, но и телом с помощью элементовхореографии и выражает своё знание в танцевальных движениях. Таким образом,происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций.Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он можетлибо принять, либо отвергнуть.
Сказка– серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче,отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастикабудущего. В сочетании с фитбол-танцевальной гимнастикой сказкотерапия интегрируетличность, развивает творческие способности детей, оздаравливает изаинтересовывает их дальнейшим изучением бальной хореографии.
Насегодняшний день фитболы широко используются как за рубежом, так и вотечественной практике детских дошкольных учреждений. Фитболы имеют ярковыраженный лечебный эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группымышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируютправильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокругпозвоночника, усиливают кровообращение, обмен веществ.
Упражненияфитбол – танцевальной гимнастики и сказкотерапии просты по структуре движений.При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначалапо указанию педагога-хореографа, затем самостоятельно. Кроме того, ониполучают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.
Неоценимвклад сказкотерапевтического фитбол – тренинга на развитие, воспитание иперевоспитание личности ребёнка. Проведённое исследование доказало, что занятияв сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности,раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально –волевые качества: саморегуляция, настойчивость, уверенность, оптимизм,смелость, выдержку и справедливость.
Фитболыпозволяют разнообразить всю воспитательно-образовательную, коррекционную,развивающую работу в дошкольном учреждении.
1.3Понятие игротерапии
физическое воспитание бальный танец педагог
Квеликому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизитьсялитературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам иисследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным инеотъемлемым правом ребёнка.
Игракак средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русскойнародной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал,сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках,ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психическийпростор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформитьсявсе потенциалы для различных занятий, в том числе потенциалы для занятиябальными танцами.
Игра –вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативнуюдеятельность, направленную на достижение условной цели, добровольноустановленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовныепотребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственнойформой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает егоорганизации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку длявоспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выходав деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игруможно воздействовать на детский коллектив, коллектив спортивно-бального танца,исключая прямое давление, наказание. [6,17].
Игра имеетисключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет емусохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения сокружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрестиопределённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в занятиибальными танцами, усвоить социальные нормы поведения; игра повышает жизненныйтонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебнымдействием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненныеобстоятельства в облегчённой форме.
Игротерапия– процессвзаимодействия ребёнка и взрослого (в частности педагога бального танца) посредствомигры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит собирания иукрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего ибудущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой –либо ситуации, поданной в игровой форме. Отправная точка начала игротерапии –это полное принятие индивидуальности ребёнка. Педагог бального танца долженучесть желания каждого ребёнка, сделать так, чтобы игра приносила детямрадость.
Перед тем какзаняться игротерапией, педагог-хореограф должен обратить внимание на семейнуюситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояниеродителей таких детей – главный фактор, препятствующий решению психологическихпроблем у ребёнка.
Начинатьигровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общегопсихологического самочувствия.
Этиигры помогают:
1)обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение изарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
2)уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты,замкнутого пространства, одиночества;
3)улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
4)освоить групповые правила поведения;
5)наладить контакт между родителями и детьми;
6)развить ловкость и координацию движений;
7)научиться основам для дальнейшего изучения бальной хореографии.
Длядетей младшего дошкольного возраста
Основнойпризрак сказочной игротерапии – инструкция к игре в форме сказкиили притчи. Инструкция в сказочной форме создаёт условия для более глубокогопроживания ребёнком всего хода игры.
Выделяютдва способа превращения обычной игротерапии в сказочную: 1) «переписывание»существующей инструкции к игре в форме сказки или притчи;
2)игра придумывается к сказке. В зависимости от целей работы и проблемвоспитанника, подбираются сказки и на основе их сюжета придумываются подвижныетанцевальные игры. Дети младшего дошкольного возраста занимаются под образнуюмузыку, которая развивает у них фантазию, дети могут мечтать, представляя себяв сказочных мирах. ( Используются более лёгкие и простые танцевальные игры. [Приложение3]). Ролевые игры позволяют детям стать персонажами из мультфильмов, сказок ифантазий самих детей и хореографа. Такой подход на начальном этапе обучениябальным танцам позволяет детям самовыражаться в танце, развиваясь эмоциональнои духовно. Благодаря интересу всех детей к играм вообще, занимающиеся легчевтягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая ибольше физической пользы.
Освоивхореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней вколлективе бального танца, детского сада, лагеря отдыха, компании друзей. Ониучатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие отколлективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется ихспособность к коммуникации. Для детей старшего дошкольного возрастаиспользуются уже более сложные танцевальные игры. [Приложение 4]. Дети могутиспользовать свои новоприобретенные танцевальные навыки и дома, отмечая в кругудрузей День рождения и другие праздники, в чем им могут помочь взрослые, давправила игры и направляя в ее рамках их энергию.
1.3.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр дляфизического совершенствования дошкольников
Формированиечеловека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи сактивной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важнуюбиологическую роль в его жизнедеятельности [4].
Анализнаучно-методической литературы [5,6,10,16,22], многочисленные педагогическиенаблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость иэмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительнойстепени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы исредства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательно-активныхспособностей у детей. Игровые виды и действия требуют всего комплексаспособностей от ребёнка в связи с тем, что для стимулирования развития танцевальныхспособностей необходимо многократно повторять движения с максимальной точностью,а также учитывать функциональные возможности ребёнка. От последних в своюочередь зависит правильное исполнение танцевальных движений. Необходимо такжеучитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений смаксимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростныхупражнений.
Уровеньразвития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне,который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым кфизическому воспитанию в коллективах бального танца. Поэтому, проблемавоспитания двигательно-активных качеств весьма актуальна и требует дальнейшегоее совершенствования [10].
Подвижныеигры различной направленности являются очень эффективным средством комплексногосовершенствования танцевальных качеств. Они же в наибольшей степени позволяютсовершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др.При рациональном использовании игра становится эффективным методом физическоговоспитания на начальном этапе изучения бальных танцев. Использование подвижныхигр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, номожет осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые танцевальныедвижения [3,12,18].
За последниегоды подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов-хореографов.Творчески работающие педагоги бального танца стремятся широко и разносторонневводить игру или ее элементы в танцевальные занятия. А ценность игр заключаетсяв том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуютсяв новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другиетребования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровыхусловиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, болееуглубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладениесоответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствованиядвигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогаетразвивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнятьмногие изучаемые движения в целостном, законченном виде [18].
Можнополагать, что использование педагогами бальных танцев подвижных игр различнойнаправленности на занятиях спортивно-бального танца в своём коллективе значительноповысят уровень и темп развития их учеников. Творческая деятельность детей вструктуре общеразвивающего и коррекционного танца позволяет формироватькачества личности, которые оптимально развиваются в игровом танце, исходящим изнародной культуры. В процессе игровой образовательной танцевальной деятельностидостигается высокий уровень эмоционального, интеллектуального, физического,коммуникативного, морально-нравственного, эстетического развития. В современномобщем образовании фактически отсутствует дисциплина, направленная наознакомление, сохранение и развития многофункциональных народных танцевальныхтрадиций отечественной культуры.
Игровойтанец способен решить разные проблемы ребенка. Он может иметь как тренирующий,так и развивающий коррекционный характер. Систематические танцевальные занятиябальными танцами с детьми носят многофункциональный характер, они способствуютразвитию и совершенствованию не только двигательно-координационные навыки, хотятелесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачамифизической культуры.
Заключение
Влияниебального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста труднонедооценить. Результатами уроков бального танца являются индивидуальноеразвитие каждого ученика в групповых занятиях и способность учащихся кпродуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видовучебной деятельности.
Наначальном этапе обучения детей бальным танцам дошкольного возраста используют(как стало известно из данной работы) общеразвивающие игровые танцы,изучающиеся в дошкольном возрасте. Основная цель занятий бального танца наданном этапе — укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие исоциализация, а также дальнейшая заинтересованность ими изучения и занятиябальными танцами.
Новозрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуютсоздания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условийпредусмотрена и определена нормативными документами. Но особенностифизиологического и психического развития дошкольников, их подготовленность кусвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему иметодику обучения. И здесь на помощь педагогам-хореографам приходятнетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация танцевальногообучения (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должнагарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физическогоразвития, двигательно-активной танцевальной подготовленности детей по сравнениюс исходными данными. Это обязывает педагога бального танца уметь определитьближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболеерезультативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективностьиспользуемых методик. Сказко и игротерапии являются уникальными новейшимиметодиками, которые эффективно действуют в работе над двигательной активностьюдетей дошкольного возраста и помогают педагогу-хореографу реализовать своиметоды обучения для эффективного конечного результата. Слияние игр и танца даетдетям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что доигры могло казаться скучными движениями для воплощения неясного будущего,прорисованного только в голове у педагога-хореографа, после игры, как назанятии, так и вне коллектива бального танца, приобретает совсем другой смысл.Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников.Занимаясь и далее в бальном танцевальном коллективе, ребенок будет в большейстепени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в видераскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, исоревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой. В этом случаеполностью воплотится цель родителей и педагога бального танца заинтересовать ивовлечь ребёнка в дальнейшее изучение и занятие бальными танцами.
Список используемыхисточников
1. Российскаяпедагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1998
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренингпо сказкотерапии, М.,2006
3. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. сангл. — М.: АСТ, Аквариум, 2002. — 333 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания:учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
5. Былеева Л.В., Коротков И.М., ЯковлевВ.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд.,перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1974. 208 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальнойфизической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
7.Журнал «Няня», ЛечениеАрт-игрой, 2002, № 2
8. Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательныйигротренингдлядошкольников, М., 2002
9. Туфанова В. А. Арт-терапия., психология и педагогика.,М.,2007 10.Эльконтьев Д.Б. Психология игры: Учебник – М., 1978г.
11. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств ушкольников. — Мн.: Нар. асвета, 1978. — 88 с.
12. Конытин А. И. Основы арт-терапии,СПб, 1999
13. Коротков И.М. Подвижные игры взанятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1971. 116 с.
14. Вачков И.В. Главы из книги «Сказкотерапия. Развитиесамосознания через психологическую сказку», М.,2006
15. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», С.-П.,1998
16. Полухина О.«Сказкотерапия: Теория и практика (работа с детьми старшего дошкольноговозраста», М., 2002
17. Ломейко В.Ф. Развитиедвигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. — Мн.:Народная асвета, 1980. — 128 с.
18. Лях В.И. Координационныеспособности школьников. — Мн.: Полымя, 1989. — 159 с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методикафизической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. — М.: Физкультура испорт, 1991. — 543 с.
20. Физическое воспитание детейдошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. — М.:Просвещение, 2002. — 61 с.
21. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2- 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.:Просвещение, 2003. — 192 с.: ил.
22. А.М. Мессер “Танец. Мысль. Время.”, М., 1990
23. Фомин Н.А., ФилинВ.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт. 1972.176 с.
24. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младшихшкольников.-Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
25. Е.П.Валукин “Проблемы наследия в хореографическом искусстве”, М., 1992.
26. Сборник Танцевально-двигательнаятерапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.)
27.www.dance-code.ru/library/tancevalnye-igry-dlya-detej.htm
28.www.alliance.zp.ua/tantsevalnyie-igryi-dlya-detey/
29. revolution./pedagogics/u00069206.html
30. bestreferat.ru
Приложение 1
Сказкао Родничке
Каждомуребенку выдается карточка с ролью (одного из действующих персонажей сказки) атакже время на подготовку своего танца. После этого все дети садятся в однойчасти зала, а другая становится залом. Ведущий игру начинает читать сказку, вызываяк танцу тех детей, чьи роли появляется в действии. Таким образом получаетсяобщая сказка в танцах.
Примерсказки:
“Как-то раноутром вышло СОЛНЫШКО и осветило ПУСТЫНЮ. В этой пустыне росло много-многоЦВЕТОВ, КАКТУСОВ И ПАЛЬМ. Там жила-была БАБОЧКА. Ей было очень жарко и всевремя хотелось пить. Тогда бабочка отправилась на поиски воды. В это время понебу летела ТУЧКА. И бабочка попросила ее, чтобы пошел дождик. Тучкасогласилась и много-много КАПЕЛЕК полетело на землю…
Но вдругподул ВЕТЕР! Он сдул дождик дальше и бабочка не смогла напиться. А впередипоказалась ЗМЕЯ! Бабочка спросила ее – куда лететь и змея указала ей путь.Через время бабочка увидела настоящие зеленые ДЕРЕВЬЯ и КУСТЫ! А среди них текзвонкий и молоденький РУЧЕЕК.
Бабочканапилась и все закончилось хорошо!
Карточки:Солнышко, Пустыня, Цветок, Кактус, Пальма, Бабочка, Тучка, несколько Капелек,Ветер, Змея, Дерево, Кустик, Ручеек.
Приложение 2
Мячик– невидимка
Детистановятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается втом, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик.Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен бытьмаленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детямв течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их встороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить доразмеров и формы мячика.
Когда этотэтап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках ипередавать другие предметы – кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передаватьвместе с каким-нибудь танцевальным движением.
Приложение 3
Сад
Каждомуребенку предлагается свое собственное задание – станцевать какое-то животное,растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья илиоблака) детки могут объединяться по несколько человек. Карточки вы можетепридумать сами, но вот несколько примеров: пчела, ромашка, яблоня, розовыйкуст, лилия, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, вишня, куст сирени,воробей, ласточка, тучка и т.д. После этого танца предложить детям усложнитьзадание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им,что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от старанийкаждого. Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картинутанца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем кним подстраиваются животные, цветы… и так – до последнего участника.
Буратино
Педагогговорит текст и выполняет движения вместе с ребёнком:
«Представьте,что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы.Всё тело стало твёрдым, как у Буратино.(двигаются, как куклы) А теперь из куколпревращаемся в людей, расслабляемся и размякаем» (дети выполняют характерныетанцевальные движения)
Птицав клетке
Все детиберутся за руки и образуют круг – “клетку”. Кто-то один остается в центре. Онстановится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так,чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая иопуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки – не помешать Птицевырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!
Приложение4.
Достраиваниефигур
Детиразбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить своюсобственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линиии принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрытьглазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение,музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается “достроить”композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Онможет касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное,чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство.
Затем к ним“подстраивается” третий человек, четвертый и так делее – до самого последнегоучастника. В итоге у каждой команды должна получиться красиваямногоруко-многоногая фигура.
Команды могутиграть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга спозиции зрителей.
Танецприроды
Все деткиразбиваются на пары и тройки (при желании – группы побольше), а затем под однуи ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (к примеру –танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан). Хорошо,чтобы Вы нашли время посмотреть не только «процесс» танцевания каждой группыдетей, но и устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все детисядут в одной части зала, как в зрительном зале, а затем каждая команда поочереди покажет свой танец.