Влияние этикета на формирование культурного уровня школьников

Этикеткак важнейший компонент внешней культуры личности

Оглавление
Введение
1. История возникновения и структура этикета
2. Пути формирования этикета, культуры поведения,дисциплинированности с учетом возрастных особенностей
Заключение
Библиография

Введение
О правилаххорошего тона написано множество книг. Быть культурным и воспитанным человекомне является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью,уметь достойно вести себя в любой обстановки — право и обязанность каждогочеловека.
Культураначинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Не возможно сказать:я хочу и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, ктопридерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих,привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем,что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости илидемонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение,но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей. Следовательно,вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществеэтикета. Это еще и свидетельствует культуры чувств. Формы проявления культурычувств, т.е. формы вежливости, развиваются и видоизменяются исторически –вместе с развитием общества. Поэтому некоторые из них сегодня имеютпрактический смысл, другие — чисто символический.
Воспитаниедисциплины школьников, которым завтра предстоит трудиться и быть в ответе задальнейшие развитие страны – одна из важнейших задач школы как социальногоинститута, учителя, который призван выполнять в ней все более интегральнуюфункцию. Не только осуществлять руководство учебно-воспитательной работой вшколе, но и координировать действия родителей, направленные на формирование ушкольников ответственного отношения к труду, разумную организацию свободноговремени. Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаныподчиняться? Правила существуют повсюду – в любом обществе, в каждомколлективе. Кое в чем они отличаются. Это зависит от условий, в которых живутлюди. Зато сейчас существуют правила, каких не знали в старину. Строго соблюдаяправила поведения, ты будешь хорошим товарищем. Ребята бывают разные. Естьтакие, что не желают считаться ни с какими правилами поведения. Повсюду ониведут себя так, как им хочется и как им кажется удобнее, и не задумываются надтем, каково товарищам сидеть с ними рядом за столом или оказаться вместе втеатре. Другие стараются вести себя примерно, но в душе считают, что всякиеправила поведения вовсе не так уж необходимы, а придуманы назло детям какими — то скучными дядями и тетями. К сожалению, все чаще выявляются факты грубогонарушений дисциплины учащегося, разрыва между пониманием требований социальныхнорм и анти — социальными поведенческими проявлениями, которые происходят из — за ослабления внимания педагога к проблеме воспитания дисциплинированностишкольников.
Школьникинепростительно мало знают о нормах и правилах поведения в современном обществе,о морально — психологическом климате трудового коллектива, об этикете служебныхотношений, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность. А между темшкола, решая традиционные и новые задачи, должна стать гарантом культурного,нравственного развития граждан. Академик Д.С. Лихачев, справедливо заметил, что« человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодежи отношение кчеловеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бытерпеть друг друга». Эту лаконичную формулу представляется важным развернуть,шире представить в целостном воспитательно-образовательном процессе.
Всёвышесказанное определило выбор темы научного исследования. Объект исследования — является воспитательный процесс и социальное окружение.
Предмет –использование этикета в формирование общей культуры школьников.
Цель-рассмотреть влияние этикета на формирование культурного уровня школьника.
Задача:
1.Изучитьтеоретические данные об истории этикета и его значении в современном обществе.
2.Определитьуровень знаний этикетных правил у школьников и отношение к их содержанию.
3.Выявитьотношения школьников разных возрастных групп к соблюдению правил этикета.
4.Рассмотретьобщественное мнение к соблюдению этикетных правил школьниками.

1.  История возникновения и структура этикета
Этикет –это важнейший компонент культуры общества, который представляет собой особыйспособ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Он представленматериально: в произведениях искусства, ремесла, промышленности. Умение сделатькрасивую и полезную вещь, элегантно и уместно одеться, вырастить овощи безнитратов – проявление культуры материальной. Духовная культура проявляется взнании литературы, истории, других наук искусств, навыков творчества. Вусвоение традиций, постижении идеалов, следовании норм, т.е. правилам,выработанным обществом. Этикет – составная часть общественного порядка ипорядочности человека. Главное назначение кодекса правил внешней культуры –организация поведения людей в обществе. Следуя нормам этикета, человек экономитвремя, энергию, нервы. Правила этикета, нормы вежливости отражают историческийопыт общения людей и передаются из поколения в поколение. Существуют незыблемыенравственные критерии, на которых покоится здание этикета. Это – честь,порядочность, совесть, ими нужно дорожить так, как мы дорожим своим здоровьем,ибо без этих качеств нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова. Приступаяк изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческойкультуры. Поведение – это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов,обычаев, традиций и привычек. Различают поведение бытовое, преследующеепрагматические цели и не имеющие никакого символического значения, иритуализованное, содержащее определенные символы. Ритуализованное поведениеявляется важной составляющей поведенческой культуры. Ритуал – это порядокобрядовых действий религиозного или гражданского акта. Обряды как совокупностьустановленных обычаем действий, воплощающих религиозные представления и бытовыетрадиции, постоянно сопровождали жизнь русского человека. Нередко ритуаломназывали различные церемониалы, например ритуал приема послов или похоронныйритуал. Под церемониалом понимается определенный ход церемонии, ее распорядок.Сама же церемония означает установленный порядок совершения какого-либособытия. Под понятием нрав подразумеваем характер, присущий человеку. На Русиговорили: « Нравом хорош, да норовом негож». Нравы присущи не только отдельномучеловеку, но и целому сообществу людей. Основаны нравы на исторических,национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития.Стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение,который складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций итребует от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности,называется обычаем. Например, с далеких времен у многих народов существовалобычай гостеприимства. Древние славяне с радостью встречали любого человека иугощали его. Хозяин дома обязан был создать условия безопасности для гостя, впротивном же случае его ожидала месть соседей. Обычай почитания старших сдревности выражался в уважение к ним, в требовании не перебивать старшего,прислушиваться к его совету, предлагать ему везде и всюду лучшее, почетноеместо. Таким образом, молодое поколение, не знавшее жизни, принимало опытстарших. О неуклонном соблюдении обычаев свидетельствует русская поговорка «Обычай не клетка – не переставишь».
Отличающийсяособой устойчивостью обычай становится традицией. Общество, получив традиции отпредыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к нимотносится. Например, в традиции древних славян пиры – братчины, устраиваемые вчесть богов. На братчины как бы приглашали богов, чтобы они становились сотрапезникамилюдей. Эта традиция в несколько измененном виде перешла и в христианство: напраздник русский человек обязательно приглашал к столу близких, а первое словоговорил в благодарность богу: « Даст бог день, даст бог и пищу». На Руси долгоевремя сохранялась традиция празднования дня ангела, почитаемого защитникомчеловека, данным ему от бога. Отмечая празднование нового года, мы соблюдаемтрадицию, заведенную в нашей стране с начала XVIII в. Соблюдение традицийупорядочивает нашу жизнь, и сохранят преемственность развития, утверждаяединство прошлого и настоящего как неразрывный процесс. Привычка – сложившийсяспособ поведения, ставший для человек обычным и постоянным. По привычке человекмеханически совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли емувыполнять и как это следует делать. « Привычку, не рукавичку – говорили внароде, — не повесишь на спичку». Через привычку человек не только реализуетсебя, но и раскрывает свою сущность. Недаром говорят: « Привычка – втораяприрода». Во второй половине XVIII в. В России получило распространение новоепонятие поведенческой культуры – этикет, который определялся как соблюдениепорядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятностиобхождения. Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русскихобычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами. Современноепонимание слова этикет близко к первоначальному и означает установленный вобществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческихправил, регулирующих внешние проявление человеческих взаимоотношений: вобхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественныхместах, манерах и внешнем облике человека. Поведенческая культура началаскладываться во времена, когда человек, осознав свое место в природе, задумалсянад важнейшими вопросами выживания в условиях полнейшей зависимости отприродных явлений и роли человеческого сообщества и его собственной в этомсообществе. Тогда и возникли первые правила поведения. С развитием эти правилаусложнялись, регламентировались, становились определяющими в человеческихвзаимодействиях. История оставила немало сведений о развитии поведенческойкультуры древних народов. Например, в Древнем Египте примерно в 2350 г. до н. э.появилась книга « Инструкция по поведению». Содержание ее до нас не дошло, ноназвание говорит об общественном интересе к правилам поведения. В античном миребыли выработаны церемонии приема чужеземных послов и направления своихсобственных посланников в другие земли. Древние греки вручали своим посламжезлы Гермеса (покровителем послов считали греческого бога Гермеса) иинструкции по ведению переговоров – дипломы. К обвитому лавром (знак почета иславы) жезлу сверху прикреплялись крылья птицы, символизировавшие маневренностьи быструю подвижность. Римляне выдавали своим послам золотые перстни,являвшиеся знаком мощи римского государства и посланника, которые позволялибеспрепятственно провозить багаж посла через границы государств. В эпохуСредневековья формировались поведенческие правила, отражавшие жизнь той илииной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующихстудентов. Этикет как органическая часть поведенческой культуры являетсяпорядком поведения, установленным обществом или социальной группой внутри себя.Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения,вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы. В жизни обществаэтикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную,идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Он создаетусловия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных понациональному и социальному положению, психологическим и возрастнымособенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам.Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретнойсоциальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строитьсвои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общатьсямалознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикетапозволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетноеповедение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не тольконравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членамизадачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормамиморали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своимповедением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эстетическоеразвитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Говоря осоотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделитьтри основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. всоответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо,т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е.получая от своего поведения и эстетическое наслаждение Нравственные нормы лежатв основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.
Передсовременным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческойкультуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время,преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой обществаи реальной действительностью. Между реальным поведением людей и правиламиэтикета нередко возникает расхождение. Отдельные поведенческие правила невыполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочетих соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательноэпатирует общественные поведенческие установки. Для нормальногофункционирования общества необходимо создать условия не только нравственного,но и экономического порядка, при которых расхождение этикета и реальногоповедения не вызывало бы конфликта, связанного с намеренными поступками,противоречащими принятым обществом поведенческим установкам. Поэтому этикетдолжен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием.Решить эту социокультурную задачу можно благодаря разумному и вдумчивомувоспитанию членов нашего общества. Рассмотрим структуру современного этикета,т.е. выделим его формы, виды и разновидности. По форме этикет подразделяется наречевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражениемуважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения,умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре,говорить комплименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и чтомы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональнойподготовке педагога необходимы владения нормами и правилами речевого этикета,умение работать с воспитанниками и их речевого этикета, умение работать своспитанниками и их родителями через слово. не умея определить место идопустимость выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторскогоискусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания,человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение илираздражение со стороны. Очень распространено, например, такое выражение, как яизвиняюсь. По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться запричиненные неудобства, ошибки и т.п., но по форме означает, что я себя самизвиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите. Неречевая формаэтикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляетсяуважительное отношение к окружающим. Все наши действия или поступки, так илииначе характеризуют нас как людей, хорошо воспитанных, владеющих поведенческойкультурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе. Соблюдениеэтикета особенно важно для человека, постоянно находящегося под внимательнымвзглядом широких народных масс, постоянно оценивающих его как лидер –профессионала. Важность этого настолько осознанна в нашем обществе, чтопоявилась профессия имиджмейкера, помогающего отработать стиль поведения. Этикетпроявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и разделениеего на виды: дипломатический, придворный, воинский, общегражданский (для всехграждан). Можно говорить об этикете в каждой конкретной профессии (юриста,врача, учителя, депутата, министра и т.п.) одни поведенческие правилахарактерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Этикетможно разделить по разновидностям на деловой, семейный, столовый, гостевой,подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонногоразговора, письма и др. Это деление чисто условное, так как правила этикетавыступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. Участвуя в деловыхпереговорах, мы соблюдаем правила речевого этикета, не забывая при этом мимику,жесты, позы. Находясь на деловом приеме, мы пользуемся знанием правилстолового, гостевого, подарочного, речевого этикета. В общение с сотрудникаминам нужны правила всех разновидностей этикета, проявляющиеся в самой теснойсвязи. Во всех сложных ситуациях нам помогает этикет, являющийся, выражаясьсловами классика, не догмой, а руководством к действию. Среди всех этикетныхправил есть такие, которые являются основными и пронизывают все поведениечеловека. Важнейшие из них – стараться не ставить людей в неудобное положение,по крайней мере, делать это как можно реже; другое пришло в этикет из Нагорнойпроповеди Христа: « Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, такпоступайте и вы с ними…» В общении с людьми, различными по национальности,возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможетсоблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетногоповедения, как вежливость, которая смягчает нравы, предупреждает ссоры иусмиряет противников. Не меньшее значение в поведенческой культуре имеютпринципы современного этикета, которые, словно прочные опоры, держат на себесовременную поведенческую культуру. Во-первых, разумность и необходимостьсоблюдения правил этикета. Каждое этикетное правило строится нацелесообразности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая своегособеседника, мы не только проявляем себя плохо воспитанным человеком, но иможем упустить важную нить размышлений и не узнать что-то значительное для делаи для себя. Следовательно, неразумно перебивать собеседника, что и являетсяважным правилом речевого этикета. Во-вторых, в основе любого поведенческогоправила лежат нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия,доброжелательности, порядочности. Действительно, такие качества необходимы дляуспешных деловых и личностных контактов. Человеколюбие помогает нам найтиправильный выход из сложного положения, лучше понять человека и принять еготаким, каков он есть. В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатыватьпрочность манер. Ошибочно думать, что нет необходимости во всех спорныхситуациях соблюдать правила эристики, не обязательно постоянно проявлятьуважение к женщине или оказывать помощь нуждающемуся, не стоит тратиться накомплименты сотрудникам и друзьям, потому что при необходимости все это легкоможно проделать. Если нет привычки к поступку, в нужный момент он не получится.В-четвертых, следует помнить, что в этикете нет мелочей. Они всегда насподводят. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать вниманияна свой внешний вид (цветовое сочетание костюма, обувь, аксессуары, прическу,косметику и др.), так как в деловом мире и внешность «работает» на дело.Съехавший набок галстук, расстегнутая под галстуком верхняя пуговица рубашки,руки в карманах, сигарета во рту во время разговора, мятая одежда и т. П. – всеэто свидетельствует о небрежности человека в отношении к окружающим людям. В-пятых,важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическоенаслаждение, как свое, так и других лиц. Необходима постоянная работа над собойв этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственныминормами лежит в основе этикетного поведения. В-шестых, необходимо соблюдениенациональных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем и егонациональность. Соблюдение этого принципа особенно актуально из-за опасностивозникновения и разжигания национальных конфликтов. В связи с этим особеннонедопустимы в публичных выступлениях антисемитские или фашистские высказывания.Современный этикет устанавливает нормы общения в современном обществе в самыхразличных ситуациях. Его главное правило – всегда уважать других людей. Никогдане поставить человека в не ловкое поведение. Для того, чтобы соблюдать нормыэтикета, необходимо обладать важнейшим качеством – вежливости. Вежливость –моральное качество. Характеризующее поведение человека, для которого уважение клюдям является повседневной нормой поведения. Вежливый человек всегдавнимателен к людям, доброжелателен, готов оказать услугу тому, кто в нейнуждается, деликатен и тактичен. Вольтер отмечал: « Вежливость для ума, чтокрасота для лица». Вежливость оказывает большое влияние на состояние общества.Она смягчает нравы, предупреждает ссоры, снижает раздражение и усмиряетненависть.
2. Пути формирования этикета, культуры поведения,дисциплинированности с учетом возрастных особенностей
С самогораннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений сокружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественногоповедения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно,активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать сдошкольного возраста. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое вниманиеформированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оцениваютвозможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо техпедагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь школьногоучреждения. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитательиспользует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом,заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогаютребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этотдень впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро»,ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение кокружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие — только после,напоминая, третьи — только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однаконе стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости.Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться.Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Созданиекультурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже стрёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться,застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культураеды, умение культурно принимать пищу — один из первых навыков, который долженвоспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоватьсяложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды — всё это можновоспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний состороны взрослых. С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду.Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, чтоон может сделать сам».
Делая что-либоза ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишьмешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и тойрадости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Умение житьв коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.
Вот и надоежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать емувозможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективесверстников.
Культураповедения — проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во времявыполнения трудовых поручений.
Дляопределения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можноиспользовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интереск выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность,самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемогорезультата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культураобщения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми исверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованиемсоответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведениев общественных местах, быту.
Культураобщения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться отнеуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечатьсостояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когдаможно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент,в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым. Нужнопоступать, руководясь чувством уважения к окружающим, в сочетании с простойестественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такоеважное качество ребенка, как общительность.
Культураобщения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагаетналичие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично,сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общениюдетей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между нимиконфликты.
Особоеместо в обучении отводится формированию основ культуры речи, поведения иобщения. Для этого предусмотрены специальные занятия речевого этикета исквозной учебный материал, нацеленный на освоение младшими школьникамиразличных сторон культуры речи: орфоэпической, логопедической,словоупотребления и др.
На занятияхречевого этикета школьники знакомятся с основными правилами вежливого общения вреальных жизненных ситуациях: например, приветствие — в телефонном разговоре,поздравление на дне рождения и т. п.
Непосредственноевключение элементов культуры речи в содержание обучения начинается с общегопредставления о значении культуры устной речи, которое дается на специальномуроке «Будем мы родную речь изучать, любить, беречь!», а затем отдельныхаспектов (совершенствование или коррекция работы речевого аппарата; постановкатемпа, ритма, громкости и интонации речи; орфоэпия ударения; различение на слухи правильное произнесение смешиваемых согласных фонем , и т.п.; четкое произношение частей слова) отрабатываются на последующих урокахв течение всего периода обучения. В целом все содержание культуры речиподчинено усвоению младшими школьниками орфоэпического чтения -важнейшегопараметра функционально грамотной речевой деятельности.
Культурно-гигиеническиенавыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная нетолько требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги иродители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числекультурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей егопоследующей жизни.
Человек,как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Емунеобходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные,производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдатьобщепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детейдошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившегов детский сад, круг общения расширяется — добавляется общение со сверстниками,с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задачародителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.
Какиенаиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость- она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающихчувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, каквежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливостьдетей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении кокружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком повелению сердца».
Деликатность- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставитнеудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своимидействиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность- Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощьокружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность- Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности.Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность ксамому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность- В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок,испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушкутоварищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательностьестественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения клюдям.
Необходимымусловием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества,в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество,взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками,ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребеноквоспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общениядетей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умениястроить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе,затем у отдельных детей и соответствующие проявления — отнять, толкнуть и т.д.Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, чтосвои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникаетнравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитаниекультуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыковколлективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрятьдаже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезнообъединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать,испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной,насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность.Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразитьповседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой,постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок,который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настройсохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не развозвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение междуними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
Задачавзрослых — направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовалиформированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарнуюкультуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умениебез крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; еслинеобходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, ненарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять ктоварищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формыобщения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем,как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Детипод руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Культуратруда и поведения — это качества, которые являются показателем отношениячеловека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальнойзрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться исовершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культурыдействий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процесседеятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и вдетском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опытотношений к людям, к труду, вещам.
Необходимопрививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями,личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формироватьнавыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм,занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимыепредметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко ипоследовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процесседеятельности, доводить начатое до конца.
Позавершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убратьпосле себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы втаком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобствоиспользования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовыхпоручений.
Становлениемладшего школьника как функционально грамотной личности неразрывно связано и сего социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей обществ. В УМКосновное внимание учащихся сосредоточено на ценностях духовно-нравственнойкультуры в соответствии с требованиями нормального типа этнической идентичностии особенностями его выращивания в начальной школе. Для этого в «Букварь» и«Помощницу букваря» включены тексты, отражающие темы добра, дружбы, помощи,трудолюбия, честности и других. Уровень общечеловеческих ценностей, а такжеразнообразные по жанру тексты из русского устного народного творчества (сказки,песни, пословицы, поговорки и т. п.) — уровень носителя национальной культуры итрадиций. Обсуждая и оценивая с помощью учителя содержание данных текстов,первоклассники осваивают ценностное отношение к миру: к окружающим предметам(игрушкам, книгам и т. п.), к себе, родным, сверстникам, животным и природе вцелом. Это способствует становлению у младшего школьника нравственной культуры(семейной, бытовой, экологической и т. п.).
Уже вдошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения. Целенаправленная,систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно вначальных классах развиваются не только представления школьников, но идеятельность по их применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными,опрятными, вежливыми. В их поведении закономерны хорошее манеры, умениекультурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Еслиэлементарные нормы культурного поведения не привиты детям ранних лет, топозднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более труднуюработу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательныепривычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу надвоспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения:деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Личный опытобщения ребёнка ещё очень беден, он часто может быть не вежлив лишь в силу незнания того, что когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваиваютправила хорошего тона, подражают, наблюдая за поведением родителей, взрослых,которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребёнка своегоповедения, своих действий — необходимое условие формирования общественно полезныхнавыков и привычек, нравственных норм поведения. Необходимо такая организация жизнив школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственныхотношений.
Всю работупо воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе, ауспех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методовработы с детьми. Главными методами являются, приучение школьников к выполнениюправил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали.Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждениефактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу стенды по культуреповедения. Важным средством при учении младших школьников к культуре поведенияявляются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка ипроводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их формазависят от характеристики правила, которое отрабатывается.
Остановимсяособо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с детьми.Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг к другу, высказываютразные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе раскрываетсяпонимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогусудить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомыили незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог, формулируют правилаповедения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Беседаиспользуется и при чтении литературных произведений (рассказов, стихотворений,басен) этического содержания. При этом целесообразно обсуждать с детьми иобразцы правильного поведения, и негативные поступки. Таким образом вызвать уребят желание не быть похожими на них.
Особовыделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, неприбегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можноотнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время иместо, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимальнополезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. Вклассовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканнымэстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшемукругу». В то же время внешняя культура часто не соответствовалавнутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение правил в обществе,основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие иотчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение клюдям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, неосновывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальноепонимание культуры поведения. В демократичном обществе она рассматривается какобщепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.
Диалектикаформирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивойвзаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы,общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями,школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству,осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организаторомсобственной жизни, субъектом воспитания.
В младшемшкольном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющиеповедение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми. Впервую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени спонтаннымипобуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведениивозникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений,уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей,это побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этомвозрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации исамодисциплинированния, которые стимулируются коллективными перспективами,играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразнымтворческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживатьразвивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленныхдел.
Ребятасреднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, отнеосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение,к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив, ксамостоятельным общественно ценным действиям и поступкам.
Психологическисложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивыповедения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут кпостепенному возникновению и формированию у них таких качественно новыхпсихических образований, как самоутверждение, способность выбора исамостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью.
Кподростковому возрасту, ребенок обогащается значительным опытом, начинаетосознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетическихобщественных отношений. Осуществление подростками самовоспитания исамоорганизации убедительно свидетельствует об их продвижении к самоорганизациии сознательной дисциплине. Ему становится чуждым бездумное послушание. Онстремится действовать на основе собственных представлений об идеалесправедливости, противодействует административно-командному стилювзаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний,дисциплинарному воздействию.
Подростокостро реагирует на отношения к своей личности, требует к себе уважения, считаяслепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этимобъясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, идействия наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процессдисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирнойпедагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточноустойчивые интересы к труду, общественным делам, к общению, к представителямдругого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства,укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии иантипатии.
Одновременнонеобходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, ворганизационной работе опираться на внутренние психологические механизмыстимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности ивоспитания сознательной дисциплины максимум детской активности,самостоятельности и самодеятельности.
Юношескийвозраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широкоиспользовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к ихосуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатыватьмужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек,следует опираться на укрепление большинства из них чувства ответственности, коллективнойи личной чести, справедливости, непримиримости к лжи, обману, злу. Все этичувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся эффективнымисредствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекаетсяв реальную жизнь взрослых: в общественное производство, овладение профессией,ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникаетглубокое осознание важности общественной дисциплины, формируетсядисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствиетакой организации порождает политическую инфантильность, безалаберность ибезответственность, негативное неконтролируемое поведение.
Итак,поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависитот самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъектаморального прогресса, вполне понятно какое огромное значение приобретаетнравственное воспитание в формировании школьника. Исходя из этого, многиепедагоги разрабатывали теории и методики воспитания у школьниковнравственности, но главным направлением стало гуманистическое.
Учитывая,что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемыйпроцесс формирования у школьников положительных моральных отношений, ведущиепедагоги, выявили, что главным фактором осознания личностью правил поведения вобществе является гармоническое воспитание — это одновременно воспитаниедисциплины и культуры поведения.
Еслидисциплина понимается как наличие в коллективе твердо установленного порядка,обязательное подчинение этому порядку и соблюдение правил всеми членами данногоколлектива, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образомосуществляются в поведении требования нравственности.
Естественно,осознание правил поведения и дисциплины вызревает в ребенке постепенно, по мереформирования в единстве его мировоззрения. Поэтому и уровень ее развитости удетей, в зависимости от возраста, может быть различным, что необходимоучитывать в ходе воспитательной работы.
Содержаниешкольной дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которыеустанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы.Важнейшими из этих правил являются следующие:
— школьникиобязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями;
—в хорошемсостоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия;
—такжесоблюдать порядок и тишину на занятиях;
—недопускать подсказок и списывания, беречь школьное имущество и личные вещи;
проявлять вежливостьв отношениях с учителями, старшими и товарищами;
принимать участиев общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях;
недопускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнемувиду;
—поддерживатьчесть своей школы и своего класса и т. д.
Конкретные требованияпредъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах. Посколькусодержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенностиучащихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся на начальных, среднихи старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правилповедения школьников было ослаблено, хотя четкое их определение имеет большоевоспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутреннийраспорядок школы являются нормативными документами, на основе которыхосуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения какличностных качеств у школьников. Какой же должна быть эта работа?
Как ивоспитание любого личностного качества, формирование дисциплины и культуры поведениябазируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для этогоучителя и классные руководители должны создавать такие педагогические ситуации,в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся инеобходимым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В этих целяхможно использовать целую систему методических приёмов.
Преждевсего, в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуруи образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещенияхи учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление — всеэто благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимоброшенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращатьвнимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых днейучебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтированаи благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическимоформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебногогода, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на ихчувства в сознание.
этикетнравственный воспитание поведение

Заключение
Совокупностьнорм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения, принятогоназывать этикетом. Этикет систематизировал, оформил сложившееся в практикечеловеческого общения принципы (и соответствующее человеческие качества) ивозвёл их в ранг общепринятых норм поведения.
Некоторыесчитают, что думать надо не столько о «хороших манерах», сколько о внутреннеммире человека, ибо, в конечном счёте, главное не форма, а содержание… Но незначит ли это — отрывать форму от содержания? Ведь культура поведения человекаесть проявление внутренней культуры, внешнее выражение его духовного богатства,умение общаться с людьми. Этикет помогает найти выход во многих жизненныхситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, наработе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.
Владениекультурой поведения приобретает большое практическое значение, поскольку оноспособствует созданию в любом коллективе (семейном, школьном) такихнравственных условий, при которых возрастает самоотдача каждого его члена.Поэтому порядку, вежливости учить детей нужно как можно раньше, пока это можноосуществлять в процессе игры. Пусть это войдёт у них в привычку, пустьвыработается «автоматизм этикета» — это очень пригодится им в будущем, облегчитих общение с людьми, поможет в любом деле.
Требованияморали школьник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений.Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегдаспособствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять — действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка сэмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Чтобыформировать действенные нравственные представления, необходимо знать еговозрастные особенности.
Определитьцепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения,нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспектыжизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иноедействие. Проводятся также беседы по сюжетным «картинкам» в таком аспекте,чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.
Самостоятельноеповедение школьника – необходимое условие формирования активной жизненнойпозиции. Повышение действенности нравственных представлений будетспособствовать росту нравственной активности личности.
Вовзаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество ирезультат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразиемсодержания, форм и методов организации жизни. А.С. Макаренко доказал, что онане может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательногопроцесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательнаядисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, какрождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всехвоспитательных влияний.
В практикеработы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, суждения сущностисознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов,сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарноговоздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимаетсяими как скучная и неприятная «обязаловка», как стеснение и подавлениесвободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А. С.Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети всеми силамистремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своихестественных проявлений.
Нередкоучителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил дляучащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальномуусвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыковвнешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражненийи тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательнойдисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду?общественному богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина лишьвнешний порядок, который достигается за счет детского послушания,беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей,воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит, и выполнениеправил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание.
Однако онане сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собойявление цельное, конкретное, психологически более сложное диалектически болеепротиворечивое, чем послушание или культурное внешнее проявление. Сознательнаядисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личностивызревает в ребенке постепенно по мере формирования в единстве егомировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков ипривычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности инепримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности,отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ привычногопрактического действия, по мере накопления опыта успехов и достижений.Благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Онаусваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальныхнасущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, могут встать впозу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствиемизменить атмосферу в лучшую сторону. От нашей реакции на чье-то плохоеповедение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, неуступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, нераспаляясь. Следовательно, культура поведения — это культура общения, культураречи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяютсяпредписания этики и эстетики.
Честность,благородство, верность данному слову, уважение к людям, радушие и гостеприимство-норма поведения для каждого человека.
В настоящеевремя особенно в условиях сложной кризисной и духовной ситуации в современномобществе остро возникла необходимость говорить о воспитании подрастающегопоколения. И именно этикет является частью общей культуры школьника, которыйзнание которого способно повлиять на формировании его культурного уровня, а вдальнейшем и культурного общества в целом.

Библиография
1. Амонашвили Ш.А. Единство целей: пособие для учителя. Москва, 1987.
2. Воспитательная работа в школе (пособие для директоров и педагогов ОУ).Москва, 2002.
3. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию.Сборник тестов и рекомендаций. Москва, 1992.
4. Газман О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденногоклассного руководителя. Москва, 1992.
5. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976.
6. Дорохов А. Это стоит запомнить. Москва, 1972.
7. Камычек Я. Вежливость на каждый день. Москва, 1988.
8. Котигер Я., Чамлер В. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.
9. Ю. Курочкина Современный этикет. Калуга, 1993.
10. П.Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. Москва, 1998.
11. Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1988.
12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1999.
13. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. Минск, 1986.
14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.Москва, 2002
15. Семенова Г.С. Организация воспитательной работы в школе. Москва,2002.
16. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва, 1999.
17. Сластенина В.А. Методика воспитательной работы. Москва, 2002.
18. Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Москва,2002.
19. Столяренко Л.Д. Педагогика для студентов колледжей. Ростов н/д.,2002.
20. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. Москва,1991.
21. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва, 1990
22. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
23. Чернокозова В., Чернокозов И. Этика учителя. Киев, 1973