СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ
ВЫВОД
ИСТОЧНИКИ
банковская система комплекс
ВВЕДЕНИЕ
Темаконтрольной работы «Влияние иностранных финансово-кредитных учреждений нанациональную банковскую систему» по дисциплине «Банковская система».
В работе наоснове анализа развития национальной банковской системы показано, что стратегиясознательного сдерживания резкого проникновения иностранных банков навнутренний банковский рынок выполняется не всегда.
Системные банковские кризисы вынуждают власть стран-реципиентовидти на снятие ограничений в деятельности иностранных банков и выставлять напродажу финансово-кредитные учреждения, которым необходима санация. При этомболее привлекательны с точки зрения инвестирования денежных средств крупныегосударственные и коммерческие банки. В результате этих мер происходитмасштабное и практически нерегулируемое проникновение иностранных учреждений наместные банковские рынки. Таким образом, целью статьи является определениевлияния иностранных финансово-кредитных учреждений на национальную банковскуюсистему
Банковский комплекс страны — это сложно организованная система, вкоторой кроме финансово-кредитных учреждений, созданных резидентами, могут бытьпредставлены и организации, принадлежащие иностранным юридическим и частным лицам.Речь идет о банках, имеющих лицензию страны-реципиента, а также о филиалах ипредставительствах иностранных банков. С учетом того, что собственниками этихбанковских организаций являются нерезиденты, при исследовании осуществляемогоими влияния на национальную банковскую систему их можно условно объединить водну группу. Такой подход отвечает принятой практике. Так, во Франциииностранными считаются банки, в которых абсолютное большинство капиталовпринадлежит иностранцам.
ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА НАЦИОНАЛЬНУЮБАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ
Проникновение иностранных банков в национальную банковскую системуможет преследовать несколько целей:
— сопровождение «своих» клиентов в странах, в которыхони ведут бизнес;
— стремление расширить собственный бизнес за счет более прибыльныхрынков, где конкуренция слабее, а уровень налогов ниже;
— желание банков быть представленными в признанных мировыхфинансовых центрах;
— предоставление финансовой и технической помощи национальнымбанковским системам развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Выделенные цели выхода за пределы собственной национальнойбанковской системы определяют варианты стратегий поведения банков, а именномеханизмы и способы их влияния на рынках.
В одном случае банки, как правило, специально ограничиваютсобственную деятельность работой с дочерними компаниями и представительствамисвоих старых клиентов, а также их контрагентами, тем самым обеспечивая для нихинвестиционную и инфраструктурную поддержку на зарубежных рынках. Кроме того,такая стратегия позволяет минимизировать риски, связанные с работой с местнойклиентурой. В другом они используют выход на иностранные рынки для реализациисобственных целей, связанных с расширением бизнеса и повышением его рентабельности.Между развитыми и развивающимися банковскими рынками существует огромный разрывв показателях капитализации и объема банковских активов. Вследствие этого наразвивающихся рынках даже средний по мировым меркам банк выглядит солиднее посравнению с самыми крупными местными финансовыми учреждениями. На этих рынкахперечень и качество предоставляемых клиентам услуг значительно хуже, чем вбанках развитых стран. Поэтому приход на местные рынки иностранныхфинансово-кредитных учреждений сопровождается внедрением новых форм работы склиентами, в том числе и высокой культурой обслуживания, что традиционнопривлекает наиболее обеспеченную и деловую часть рынка, позволяя иностраннымбанкам занимать лучшие его сегменты. Этому также способствует более высокаянадежность иностранных банков по сравнению с местными. Однако следует такжеотметить, что высокий уровень конкуренции на местных рынках может вынудитьбанки выходить на новые региональные рынки. Этим объясняются ориентациякрупнейших швейцарских банков на работу за границей, а также все болеерасширяющаяся экспансия немецких банков.
Реформирование экономики восточноевропейских стран предоставилозападноевропейским и американским банкам возможность проводить активнуюполитику по расширению своего присутствия в этих странах.
Нередко стратегические ошибки местных банков или особенностигосударственного регулирования банковской деятельности создают благоприятныеусловия для развития иностранных банков. Так, например, в Японии в 1994 г. 88иностранных банков имели 143 филиала, на которые приходился 1% кредитного рынкастраны. Однако при этом они занимали свою нишу на рынке: их основнаядеятельность состояла в обслуживании внешнеторговых операций и финансированииинвестиций в иностранной валюте. Это стало возможным благодаря тому, что кначалу 1980-х годов предоставление кредитов в иностранной валюте былоисключительной привилегией иностранных банков, что и обеспечило им не зависящееот местных конкурентов поле деятельности. В Японии торговля иностранной валютойостается традиционным занятием иностранных банков. Благодаря их инновационнойдеятельности в стране появились новые финансовые инструменты, страхующие рискив сфере внешней торговли. Американские банки занимают лидирующие позиции вобласти межбанковских расчетов, а европейские и азиатские больше вниманияуделяют местной клиентуре, особенно той ее части, деловая активность которойносит международный характер.
Банки, приходя на иностранные рынки, не всегда преследуютисключительно одну цель — получить прибыль. Нередко они идут на значительныетекущие расходы для того, чтобы в пределах своей глобальной стратегии бытьпредставленными в крупнейших финансовых центрах с перенасыщенной банковскойинфраструктурой. В большинстве случаев это касается таких крупных финансовых центров,как Токио, Лондон и Нью-Йорк.
Великобритания, будучи страной, открытой для иностранных банков, иимея развитые валютный и фондовый рынки, позволяющие процветать Сити даже впериоды экономических спадов, всегда была привлекательна для иностранных банков.Этому также способствовали либеральная политика Банка Англии в сферебанковского надзора, высокое качество юридических, аудиторских,консультационных и других услуг, наличие большого количества представительствмеждународных экономических и финансовых организаций. Присутствие иностранныхбанков в Великобритании очень велико и быстро расширяется. Так, в 1957 г. встране функционировало 80 иностранных банков, в 1975 г. — 250, в 1982 г. ихбыло уже 435.
Для стран-реципиентов присутствие в национальной банковскойсистеме иностранных банков может сопровождаться и отрицательными моментами.Появление иностранных банков из стран с более низким уровнем развитиябанковского дела приводит к возникновению проблем в сфере банковского надзора,поскольку некоторым из них кроме низкого уровня собственных средств не хватаеттакже опыта, четких представлений о стандартах отчетности, а иногда вызываютсомнение источники происхождения капитала. Такая ситуация сложилась вВеликобритании, где в последние годы активно расширяли свою деятельность банкииз бывших социалистических стран.
Присутствие иностранных банков не обязательно сопровождается ихактивной инвестиционной деятельностью. Большинство центральных банков развитыхстран, осуществляя интеллектуальные инвестиции, проводят в развивающихсястранах и странах с переходной экономикой работу по предоставлению техническойпомощи, передаче опыта и т. д., в том числе в рамках многосторонних проектовМВФ и ЕС.
В этом контексте следует отметить, что цели, которые ставят передсобой банки, работающие в других странах, определяют не только стратегию ихповедения там, но и способы их влияния на национальную банковскую систему, тоесть на реципиентов. Если на стабильных рынках они, как правило, лишь дополняютдеятельность национальных банковских учреждений, то на развивающихсяиностранные банки из передовых стран играют лидирующую роль и существеннотрансформируют национальную банковскую систему.
Иностранные финансово-кредитные учреждения обеспечивают внешнийнадзор за происходящими в национальной банковской системе процессами. Даннаяфункция иностранных банков имеет однозначно положительный эффект, посколькутакой контроль позволяет сделать наглядными для внешнего наблюдателя этипроцессы и тем самым снизить фактор неопределенности для иностранныхинвесторов. Это особенно четко проявилось в бывших социалистических странах впериод реформирования их банковских секторов.
Привлечение в национальную банковскую систему иностранных банковиз стран с развитой национальной банковской системой полезно не только из чистофинансовых соображений, но и ввиду внедрения привнесенных ими подходов квопросам управления. Например, после раздела Чехословакии на два независимыхгосударства в Словакии, только благодаря масштабному привлечению к управлению местнымибанками иностранных специалистов-консультантов и поддержке власти, образоваласьпрослойка национальных кадров. Кроме того, сначала банки строили свою работу наоснове западных стандартов. При этом центральный банк часто устанавливал болеежесткие, чем в странах Западной Европы, требования к минимальному уровнюнадежности. С учетом отрицательного опыта приватизации в Чехии, где до введенияосенью 1993 г. моратория на выдачу банковских лицензий они выдавались на основелиберальных норм, в Словакии сразу установили высокую норму достаточностисобственного капитала, которая оказалась недоступна многим местным банкам.
Среди других положительно действующих механизмов влиянияиностранного присутствия на национальную банковскую систему можно назватьследующие: более жесткий банковский надзор и регулирование, а также внедрениемеждународных норм бухгалтерского учета и отчетности, что является стандартнымитребованиями МВФ к странам, которым предоставляется финансовая помощь.Использование банками международных стандартов бухгалтерского учета позволяетинвесторам оценивать риски отношений с банками. Кроме того, тесная интеграциянациональных банков с иностранными банками из развитых стран помогает первымзаимствовать стандарты управления рисками. Все это положительно влияет наместные банковские системы.
К тому же значительное иностранное присутствие в национальнойбанковской системе вынуждает власть более взвешенно подходить к вопросамрегулирования ее деятельности. С одной стороны, это повышает роль внутренних механизмовсаморегулирования системы, но, с другой — привносит в ее деятельностьинструмент внешнего управления, поскольку иностранные финансово-кредитныеучреждения являются лишь дочерними компаниями банков, входящих в национальнуюбанковскую систему других стран. В этой связи бывают случаи, когда национальныеинтересы и внутренние цели отечественных банков вступают в противоречие сцелями и задачами менеджеров банков-нерезидентов. Работа иностранных банков навнутреннем рынке может привести и к другим нежелательным для национальнойбанковской системы последствиям. Например, в Японии их деятельность оказываетразрушающее влияние на традиционный (уникальный и характерный только для этойстраны) менталитет персонала. Именно поэтому интеграционные процессы, происходящие,в частности, в национальной банковской системе Западной Европы и обусловленныетребованиями современного рынка, даже там сталкиваются с противоположнымфактором — стремлением финансовых институтов сохранить национальнуюпринадлежность. В основе этого явления лежат такие цели сдерживаниястранами-реципиентами процесса проникновения иностранных банков в ихнациональную банковскую систему:
— желание обеспечить национальную безопасность;
— протекционизм по отношению к сравнительно слабым местным институтам,которые в ходе конкурентной борьбы боятся быть поглощенными более сильнымииностранными банками и потому лоббируют процесс обособления внутреннего рынка;
— отрицательное общественное мнение, формируемое националистами, идр. Кроме того, даже у власти, которая одобряет идеи привлечения зарубежныхинвесторов, все равно есть опасения, что новые собственники могут объявитьбанкротами неплатежеспособные предприятия-должники, и целые отраслинациональной промышленности по низким ценам перейдут в руки иностранцев.
Таким образом, во многих странах очень взвешенно подходят квопросу допуска на внутренний рынок иностранных банков и к их доле на нем.Власть в первую очередь стремится повысить конкурентоспособность отечественныхбанков, чтобы избежать их поглощения иностранными конкурентами. Стандартнойприменяемой стратегией является постепенное, по мере укрепления национальнойбанковской системы, открытие рынка.
Такаяпротекционистская политика государства в отношении национальной банковскойсистемы достаточно успешно реализована в Испании. Это принесло пользу, хотя иприменялись жесткие административные ограничения, а деятельность банков быларегламентирована. Благодаря этой государственной политике местные банки удалосьзащитить от конкуренции на внутреннем рынке. Последовавшее за этим выравниваниеправ иностранных и отечественных банков стимулировало рост банковскихинноваций, но при этом не привело к утрате испанскими банками лидирующихпозиций на национальном банковском рынке.
Иначе сложилась ситуация в Италии, где местные банки длительноевремя были защищены от конкуренции на внутреннем рынке административнымипреградами. Эта вынужденная мера в условиях, когда государство стремитсязащитить собственный слабый сектор экономики, была бы оправданна, если бы сопровождаласьдействиями по ускорению развития. Однако с итальянским банковским секторомэтого не произошло, потому дальнейшая либерализация правил проникновенияиностранных банков на внутренний рынок стала серьезным вызовом для местныхфинансово-кредитных учреждений, которые постепенно сдают свои позиции.
Примером сложности процесса принятия решений о допуске навнутренний рынок иностранных финансово-кредитных учреждений является Япония. Внастоящее время японское законодательство не делает отличия между иностраннымии отечественными банками. Однако до 1979 г. к этому вопросу подходилипо-другому, потому и климат для открытия новых отделений иностранных банков встране был неблагоприятным. Перед ними ставили жесткие барьеры,препятствовавшие их проникновению. Пересмотр в 1970 г. отношения к ростуиностранного присутствия в национальном банковском секторе был обусловленследующими факторами:
— крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствиеза границей, поддерживая динамично развивавшийся промышленный сектор. Вместе стем открытие их отделений в других странах при отсутствии взаимопонимания вданном вопросе крайне усложнилось;
— высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранныхинвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки;
— необходимость улучшения экономических отношений с США, которыеухудшились в результате торговых войн;
— стремление лидирующих политиков и финансистов к либерализациибанковского дела в стране для превращения Японии в валютно-финансовый центрАзии.
Анализ развития национальной банковской системы, а такжеприведенные примеры позволяют утверждать, что стратегия сознательногосдерживания резкого проникновения иностранных банков на внутренний банковскийрынок реализуется не всегда. Как уже указывалось, системные банковские кризисывынуждают власти стран-реципиентов отменять ограничения в деятельностииностранных банков и выставлять на продажу те из них, которые нуждаются всанации. При этом более привлекательны с точки зрения инвестирования денежныхсредств крупные государственные и коммерческие банки. Таким образом, происходитмасштабное и практически нерегулируемое проникновение иностранных учреждений наместные банковские рынки.
Такой сценарий развития событий стал следствием финансовогокризиса 1990-х годов в странах Латинской Америки, когда под иностранныйконтроль перешли не только мелкие специализированные кредитные учреждения, но икрупные банки региона. Причиной были стремление власти к как можно скорейшемувозрождению финансового рынка и отсутствие других конструктивных альтернативреализации этой задачи, кроме открытия внутреннего рынка для иностранцев.
В Юго-Восточной Азии преодоление последствий финансового кризисатакже было невозможно без финансовой помощи стран — лидеров мировой экономики.Западные государства обеспечили открытие местного инвестиционного рынка длясобственных кредитных учреждений. Как и в Латинской Америке, в Азии иностранныекредитные институты в результате приватизации банков и либерализации доступанерезидентов к участию в их капитале, придя в регион, принесли кроме капиталатакже современные технологии и высокие стандарты кредитной политики и качествауслуг. Местные банки были поставлены перед выбором: либо подниматься до ихуровня, либо уступить свое место на рынке.
Вместе с тем следует учитывать, что и сами иностранныефинансово-кредитные учреждения осторожно относятся к вопросу расширения своегоприсутствия на нестабильных рынках. Именно этим объясняется то, что во многихстранах установлен предельный размер капитала кредитных институтов,принадлежащего нерезидентам. Резкое увеличение доли иностранного капитала вместных национальных банковских системах происходит, как правило, последевальвации национальной валюты.
В Китае, который также постепенно открывает свой внутренний рынокдля иностранных банков, основные проблемы, стоящие на пути дальнейшего развитияих присутствия, связаны как с особенностями экономического и политическогоустройства, так и с факторами, общими для всех стран с переходной экономикой.Такими факторами являются:
— отличие менталитетов;
— ограниченная конвертируемость юаня;
— громоздкая и сложно прогнозируемая система налогообложения;
— низкое качество отчетности потенциального заемщика,невозможность проведения его независимого аудита;
— низкий уровень правовой обеспеченности банковской деятельности,сложность использования судебной системы для решения споров;
— большие проблемы, возникающие у кредиторов госпредприятий покредитам, гарантом которых являются национальная банковская система илиправительственные ведомства. Орган, выступающий в роли гаранта, практическиникогда не осуществляет выплату по первому требованию, а вступает в длительныепереговоры о реструктуризации долга основного заемщика. Только в случае полнойнеплатежеспособности последнего гарант соглашается выполнять своиобязательства;
— высокая коррумпированность чиновников, осуществляющих надзор задеятельностью иностранных банков;
— необходимость получения государственного разрешения напредоставление китайским компаниям кредитов в иностранной валюте;
— высокие расходы на содержание учреждений и филиалов иностранногобанка;
— сознательные действия китайской власти на внутреннем рынке поограничению операций иностранных банков, сравнительно более мощных, чемсобственные, с целью снизить их конкурентные возможности. Иностранные банкипредставляют интерес для китайцев, прежде всего, как носители передовыхтехнологий, инвестиций, услуг и менеджмента;
— языковой барьер.
Следует подчеркнуть, что последний фактор имеет особое значениедля развития деятельности иностранных банков. Банки из стран, относящихся кодной языковой среде со страной-реципиентом, значительно быстрее интегрируютсяв национальную банковскую систему. В качестве примера можно привести быстроеразвитие испанских банков в странах содружества Меркосур, которое объединяетБразилию, Парагвай, Аргентину и Уругвай, а также в качестве ассоциированныхчленов Боливию и Чили.
У банков, работающих на зарубежных рынках, дополнительно могутвозникать проблемы, которые лежат в сфере принятых в той или иной странеподходов к ведению бизнеса. Это подтверждается многими примерами. Так, висламских странах деятельность банков построена на диаметрально противоположныхзападным социально-культурных принципах. Банки, которые хотят работать напривлекательном арабском рынке, должны это учитывать, потому они делают шагинавстречу, создавая у себя подразделения, в основу деятельности которыхположено уважение к религиозным чувствам мусульман.
Есть определенные трудности и в Японии, которые связаны соследующими факторами:
— специфическая предпринимательская философия, ориентированная нена получение максимальной прибыли, а на захват максимально возможной доли рынкаи увеличение оборота. При столкновении этих двух принципов экономическогомышления западные банкиры проигрывают японским;
— доминирующее положение в экономике замкнутыхпромышленно-финансовых групп, в центре которых стоят крупнейшие банки — преждевсего так называемые «сити-банки». Здесь тесно переплетены финансовыеинтересы и личные отношения, основывающиеся на японских морально-этическихтрадициях. Каждый из их участников всегда может рассчитывать на помощь состороны других членов, в том числе и лидирующего банка. Обращение за кредитомвне рамок группы — явление весьма редкое, и наблюдается оно только тогда, когда«свой» банк такой кредит предоставить не может, причем получениефинансов «на стороне» происходит с ведома и согласия«своего» банка;
— чрезмерный надзор со стороны министерства финансов ицентрального банка, который может распространяться и на текущие операции. Всекрупные финансовые сделки необходимо согласовывать с высшими органами власти.Из этого правила не делают исключений и для иностранных банков, которые обязанырегулярно докладывать Банку Японии о своей коммерческой деятельности.
Заканчивая рассмотрение проблемы влияния иностранныхфинансово-кредитных учреждений на национальную банковскую систему, сгруппируемсоставляющие механизма по направлениям его воздействия.
Механизм положительного влияния включает:
— дополнительные инвестиции в национальную банковскую систему инациональную экономику;
— внедрение новых банковских технологий;
— усиление конкуренции в системе;
— повышение стандартов обслуживания клиентов иинновационно-инвестиционной деятельности местных банков;
— независимое внешнее наблюдение за процессами, происходящими внациональной банковской системе;
— внедрение международных стандартов бухгалтерского учета иотчетности.
Механизм отрицательного влияния включает:
— вытеснение высокотехнологичными и надежными зарубежными банкамиместных из наиболее привлекательных сегментов рынка;
— привнесение в национальную банковскую систему принципов внешнегоуправления, противоречащих местным традициям и идеологии управления, чтоприводит к их нарушению (при наличии большой доли иностранных банков);
— возникновение проблем в банковском надзоре.
ВЫВОД
Итак, изпроведенного анализа следует вывод, что интеграция иностранных банков внациональную банковскую систему может сдерживаться многими внутреннимифакторами. Поэтому для получения положительных результатов власти необходимо впервую очередь создать благоприятный инвестиционный климат, прежде всего взаконодательной и судебной сферах, гарантировать прогнозируемостьгосударственного регулирования деятельности иностранных банков, а такжесформировать другие условия, которые будут максимально способствоватьинвестиционному процессу.
ИСТОЧНИКИ
1. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. В 2 т. Пер. сфранц. М., АО «Финстатинформ»,1994, т. 1 в 2 кн., 365 с.
2. Baron Р Foreign banks in Japan.«Creditwessen» № 2, 2009, p. 7-15.
3. В1andеn М. Foreign banks in London. «Banker» № 837,4995, p. 37-42.
4. Богданов О. С, Сергеев Б. И. Зарубежные интересы японских банков.М., «Международные отношения», 1981, 143 с.
5. Weіtze1 I. Reforms in theChinese banking system. «Dee Bank» № 12,1995, p. 742-747.