Влияние кризисных тенденций в мировой экономике на предпринимательский рынок России

Предпринимательство в период кризисных явлений

Кризисныетенденции в мировой экономике – это реальность сегодняшнего дня. Это новый,формирующийся мировой порядок, приходящий на смену экономический системе,сформировавшейся после второймировой войны, а по большому счёту после финансового кризиса 30-х гг.
Финансовыйкризис – это высокие цены на продовольствие и недвижимость. Это рост увольненийв коммерческих и государственных структурах. Это неуверенность в завтрашнем днекаждого человека. Это изменение реалий окружающего мира, новые правила игры,условия и тенденции.
Мировойэкономический кризис – кризис саб-прайм в Америке (кризис ипотеки для заёмщиковнизкой кредитоспособности), безусловно, имеет свое значение в появлении иразвитии кризисных проявлений в реальной экономике, финансовой и социальнойсфере. Но, скорее, ипотечный кризис сыграл роль своеобразного спусковогокрючка, а сам заряд (причины кризиса) стоит всё же искать несколько в другойплоскости.
В течениепродолжительного времени цены на недвижимость в Соединённых Штатах росли,причём росли по американским меркам довольно быстро. Причин роста было, какминимум, три:
1) естественноеудорожание недвижимости, связанное с инфляционными процессами;
2) доступнаяипотека (именно она, в сущности, стала причиной кризиса);
3) инвестиционнаяпривлекательность, связанная с верой в то, что цены на жильё будут расти вечно.
Самыми важнымилокомотивами роста цен и последующего экономическогокризиса были, естественно, инвестиционная привлекательность идоступная ипотека. Доступной же ипотеку делал низкий уровень инфляции ирастущие цены на жильё: это позволяло закладывать и перезакладыватьнедвижимость по мере роста её рыночной стоимости, получая и растрачивая дополнительныесредства.
Доступной же ипотекуделал низкий уровень инфляции и растущие цены на жильё: это позволялозакладывать и перезакладывать недвижимость по мере роста её рыночной стоимости,получая и растрачивая дополнительные средства. Важным фактором, побуждавшимлюдей брать кредиты, была схема их погашения – первые платежи были самымималенькими, а потом – новая закладная.
В сущности, этоабсолютно спекулятивная и в корне порочная практика, однако она давала вполнереальные деньги. Именно поэтому ипотекой пользовались все – в том числе и те,кто не мог себе этого позволить. Пенсионеры, безработные, обитатели чёрныхгетто, которые в принципе не знали, что такое работа, – все они брали деньги,планируя вернуть их после того, как жилье в очередной раз подорожает.
Итак, кризисначался с паники на западных фондовых рынках и снижения цены на нефть. Первоепривело к оттоку западного капитала с российского рынка и снижению стоимостиакций, второй – к снижению стоимости акций напрямую. В итоге дешёвых денегсразу стало не хватать. Если учесть, что снижение стоимости акций, оформленныхв качестве залога по кредитам перед западными банками, повлекло за собой рядплатёжных требований, то денег стало не хватать много. Это и есть тот самыйкризис ликвидности – банковских активов просто недостаточно для эффективнойработы. Итог – сворачивание программ кредитования для населения и бизнеса,повышение процентных ставок и другие меры по удержанию активов. Первыесокращения, безработица в финансовом секторе, первые непогашенные кредитныевзносы, не за горами первые суды.
Кризисликвидности автоматически наносит удар по промышленности и особенно посельскому хозяйству, которое без кредитов попросту не может существовать.Отсутствие кредита вкупе со снижением спроса на российском и мировом рынкевлечёт за собой общеэкономический кризис. Приметы этого кризиса уже известны –сокращения производства, неполная рабочая неделя, увольнения, опять женевыплаченные потребительские и ипотечные кредиты и т.д.
По даннымФедеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1января 2010 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей –3,4 млн человек. В 2009 г. продолжились тенденции к увеличению объёмов оборотаи инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельностисубъектов малого предпринимательства за 2009 г. можно рассматривать какположительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектораотмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006–2008 гг.была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условийдля развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так ирегиональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого исреднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных наупрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке.Принимаются определённые меры по устранению административных барьеров.
Однако указанныеположительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут бытьсняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленныхкризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации,зафиксированных в третьем квартале 2010 г.
К общимнегативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий,можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционнуюактивность.
К специфическимфакторам в свою очередь относятся следующие.
Во-первых, эторезкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностямдля инвестирования.
Несмотря на то,что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковскогофинансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий неявляется сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократитвозможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям.Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуютсякредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов порасширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малогопредпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотныхсредств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами,у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочныхкредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогутудовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себемалые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые внастоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью иуже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.
Кроме того, вусловиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков сбольшой долей вероятности будут ужесточать требования к заёмщикам, в том числеподнимать процентные ставки по кредитам, что приведёт к тому, что не всесубъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющиесоответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.
Во-вторых,необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса отвнутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес восновном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий,действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий оченьнизка. Снижение платёжеспособного спроса на товары и услуги малых предприятийокажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так,сокращение спроса приведёт к сокращению оборотных средств, что в свою очередьзаставит предприятия урезать издержки за счёт сокращения объёма выпускапродукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития ирасширения деятельности.
В-третьих, длямалого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли,производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование приработе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию– отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднениядоступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекатьзаёмные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведёт кприостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которыхосновываются на указанной схеме.
В-четвертых,кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распадаинфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активностималых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательныеи иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктурыподдержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить своё существование.При этом продолжится деятельность только тех организаций, которыеспециализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг,например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямыхинвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условияхотсутствия банковского финансирования станут единственным источником заёмныхденег для малого бизнеса.
В-пятых,кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий.В условиях отсутствия средств и платёжеспособного спроса субъекты малогопредпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобывысвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизироватьналоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, втом числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующегоналогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес можетоказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующегоуровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом, можноотметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъектымалого предпринимательства будут:
1)  замораживать все проекты, которыенаправлены на развитие и расширение (приостанавливаются покупка новогооборудования, вложения в инфраструктуру, наём и обучение персонала, освоениеновых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствованиеметодов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2)  прикладывать все усилия посокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3)  пересматривать методы работы сконтрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты напокупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобыизбежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);
4)  будут наращивать привлечениезаёмных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальныхкредитных касс – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугамилегального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.
Безусловно,кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризисадля отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. Ктаким предприятиям прежде всего относятся:
–  предприятия, производящиенедорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешёвыеуслуги населению;
–  предприятия, производящиетовары/услуги с неэластичным спросом;
–  предприятия, не использующие всвоей работе заёмные средства;
–  предприятия, имеющие постоянные иналаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложныймомент;
–  предприятия, имеющиеадминистративную поддержку и работающие по государственному/муниципальномузаказу.
Основныеболезненные и уязвимые точки малого предприниматель-ства.
Кризис можетобусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, т.е. уход срынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временносвернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность,сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объёмов оборотаи инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Основныесуществующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательствавсё-таки носят финансовый характер:
1)  отсутствие оборотных средств;
2)  отсутствие доступа к банковскимкредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и дляреализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
3)  отсутствие свободного доступа кзаймам государственных и муниципальных фондов поддержки малогопредпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов иограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
4)  снижение спроса на продукцию, принеизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемостикапитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
5)  риск неплатежей от контрагентов –отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков«затоваривания».

Таблица 1. Проблемныеи уязвимые точки субъектов малого предпринимательства в период кризисныхявлений
Категория субъектов
малого предпринимательства (МП) Проблемные точки Субъекты МП, активно заимствующие средства для производства, оказания услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риски неплатежей Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство стройматериалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции при высокой цене закупки материалов в начале – середине года
Субъекты МП, действующие в оптовой
и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, возможное снижение спроса на продукцию в среднесрочной перспективе Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса Снижение спроса на продукцию и услуги, падение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий Субъекты МП, оказывающие транспортные услуги Снижение спроса на продукцию и услуги, падение рентабельности и ликвидация некоторых предприятий Субъекты МП, работающие по муниципальному и госзаказу Снижение объёмов заказов, задержки оплаты и неоплата выполненных заказов 2008 г., повышение конкуренции Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты по модернизации и расширению производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание крупных проектов развития Все субъекты МП Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, сокращение штата

Таким образом,ещё раз необходимо констатировать, что общемировой финансово-экономическийкризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в РоссийскойФедерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынужденызначительно сокращать масштабы своей деятельности.
При этом можноконстатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодолениенегативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточнодля исправления сложившейся ситуации. Так, в четвёртом квартале 2010 г. былазафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. Поитогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей,характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.
На 1 апреля 2009г. число зарегистрированных малых предприятий по сравнению с показателем зааналогичный период 2008 г. сократилось на 20,7 %. Наиболее значительноесокращение числа малых предприятий произошло в сфере образования (на 57,1 %), всфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 36,6 %) и в сфереопераций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 30,9 %).
Среднесписочнаязанятость на малых предприятиях в первом квартале 2009 г. по сравнению споказателем за аналогичный период 2008 г. сократилась на 5,4 %. В наибольшейстепени сократилось число занятых на малых предприятиях в сфере строительства(на 11,6 %) и в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортныхсредств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 10,8%).
Объём оборотамалых предприятий по итогам первого квартала по сравнению с показателем зааналогичный период прошлого года сократился на 22,4 %. Наиболее значительноесокращение оборота произошло на малых предприятиях в сфере добычи полезныхископаемых (на 34,0 %), в сфере оптовой и розничной торговли, ремонтаавтотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личногопользования (на 26,2 %) и в сфере обрабатывающих производств (на 25,7 %).
Таблица 2. Объёмыоборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе – марте 2009 г.
Федеральные
 округа
Объём оборота
в январе – марте 2010 г. млн руб. на душу населения, руб. В % к январю – марту 2008 г. РФ 1 832 498,4 12 913,7 77,6 Центральный 558 750,4 15 051,8 84,2 Северо-Западный 300 072,8 22 289,9 77,5 Южный 192 659,6 8 412,5 70,1 Приволжский 357 670,7 11 860,0 74,6 Уральский 188 321,9 15 367,0 97,7 Сибирский 175 977,1 9 003,5 60,6 Дальневосточный 59 045,9 9 140,1 78,4
В январе – марте2010 г. объём оборота МП в целом по РФ сократился на 22,4 % относительноаналогичного периода предыдущего года.
Сокращениепоказателя в целом по стране сопровождалось сокращением показателя во всехфедеральных округах. Наиболее значительное сокращение объёма оборота МПпроизошло в Сибирском и Южном федеральных округах. Наименьшее сокращениепоказателя характерно для Уральского ФО.
Таблица 3. Распределениерегионов по группам с различной динамикой оборота МП в январе – марте 2010 г.относительно января – марта 2009 г. (с учётом ИПЦ)
Изменение объёмов
оборота Количество регионов Очень сильное сокращение (свыше 50 %) 4 Сильное сокращение (30–50 %) 17 Среднее сокращение (10–30 %) 30 Небольшое сокращение (до 10 %) 7 Небольшое увеличение (до 10 %) 8 Среднее увеличение (10–30 %) 7 Сильное увеличение (30–50 %) 6 Очень сильное увеличение (свыше 50 %) 4
В январе – марте2010 г. прирост объёма оборота МП отмечается    в 25 регионах.
В наибольшейстепени показатель вырос в Чукотском АО (в 2,8 раза). Значительный рост объёмаоборота МП был также зафиксирован в Пензенской области (на 59,8 %),Ханты-Мансийском АО (на 57,6 %) и Карачаево-Черкесской Республике (на 55,8 %).
Сильноеувеличение показателя отмечено в Ямало-Ненецком АО   (на 44,7 %), Мурманскойобласти (на 38,8 %), Тюменской области (на 37,7 %), Кабардино-БалкарскойРеспублике (на 33,3 %), Смоленской области (на 32,4 %) и Республике Алтай (на30,7 %). Максимальное сокращение показателя произошло в Алтайском    (на 70,58%) и Пермском (на 62,8 %) краях, Ленинградской (на 57,2 %)     и Новгородской(на 56,6 %) области.
Таблица 4. Инвестициив основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе –марте 2010 г.Федеральные округа Объём инвестиций в январе – марте 2010 г. млн руб. на душу населения, руб. % к январю – марту 2009 г. РФ 41 413,0 291,8 75,9 Центральный 11 582,3 312,0 85,8 Северо-Западный 2 616,1 194,3 54,2 Южный 8 318,4 363,2 103,8 Приволжский 8 878,0 294,4 61,1 Уральский 3 457,4 282,1 113,6 Сибирский 5 664,3 289,8 60,9 Дальневосточный 896,5 138,8 66,4

В январе – марте2010 г. объём инвестиций в основной капитал на МП в целом по РФ сократился на24,1 % относительно аналогичного периода предыдущего года.
Сокращениеобъёма инвестиций на МП произошло почти во всех федеральных округах. Наибольшеесокращение показателя зафиксировано в Северо-Западном ФО (на 45,8 %).Увеличение показателя произошло    в Южном и Уральском федеральных округах. Вотдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах (в январе – марте 2009г. и(или) январе – марте 2010 г.) не осуществлялись либо их объёмы оказывалисьмалы,     в связи с чем Федеральная служба государственной статистики невключала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы помлн рублей. К таким регионам относятся Чукотский АО, Чеченская Республика, атакже Республика Ингушетия. В январе – марте 2010 г. прирост объёма инвестицийна МП отмечается в 25 регионах. Наибольший прирост был зафиксирован вРеспублике Калмыкия (в 38,6 раза). В 1,5 и более раза инвестиции в основнойкапитал на МП увеличились в Республике Алтай (в 4,7 раза), Владимирской (в 2,7раза) и Белгородской (в 2,7 раза) области, Республике Тыва (в 2,6 раза),Тюменской (в 1,9 раза) и Воронежской     (в 1,5 раза) области.
Таблица 5. Распределениерегионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на МП вянваре – марте 2010 г. относительно января – марта 2009 г. (с учётом ИПЦ)Изменение объёмов инвестиций Количество регионов Регионы, в которых инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись 3 Сильное сокращение (50–100 %) 25 Среднее сокращение (30–50 %) 18 Небольшое сокращение (до 30 %) 12 Небольшое увеличение (до 30 %) 10 Среднее увеличение (30–50 %) 8 Сильное увеличение (50–100 %) 2 Очень сильное увеличение (свыше 100 %) 5
Наибольшеесокращение показателя характерно для Еврейской автономной области (на 92,1 %).Сокращение объёма инвестиций в основной капитал на МП более чем на 70 %отмечается также в Рязанской (на 86,2 %), Ярославской (на 84,7 %), Архангельской(на 80,7 %), Иркутской (на 79,9 %)   и Сахалинской (на 79,6 %) областях,Республике Саха (Якутия) (на 79,4 %), Чувашской Республике (на 79,1 %),Забайкальском (на 77,6 %) и Алтайском (на 74,5 %) краях, Вологодской (на 72,8%) и Мурманской (на 72,7 %) областях.
кризисмировой предпринимательство бизнес

Библиографическийсписок
1. Авилова, А.В.Малый бизнес после августа 2008 г.: российское общество до и после / А.В.Авилова, Е.М. Бухвальд, Т.Б. Обиденнова. – М., 2008.
2. Анализсостояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шестипилотных регионов). – М., 2009 – АНО ИКЦ «БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС».
3. Анохин, В.Государственное регулирование предпринимательства / В.Анохин. – URL: www.gazeta.ru/2001/06/14/ prezidentvpo.shtml.
4. Аньшин, В.М.Инновационная стратегия фирмы / В.М. Аньшин. – М.: Российская экономическаяакадемия, 2008. – 254 с.
5. Аренков, И.А.Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И.А. Аренков, Е.Г. Багиев. – СПб.:Изд-во СПбУЭФ, 2007. – 218 с.
6. Аскеров, Э.Новые старые МП? / Э. Аскеров, Г. Ермилова // Малое предприятие. – 2009. – № 2.– С. 10–1
7. Аскеров, Э.По пятьдесят долларов на предприятие / Э. Аскеров, Г. Ермилова // Малоепредприятие. – 2010. – № 2. – С. 1
8. Багиев, Г.Л.Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / Г.Л.Багиев, А.Н. Асаул. – 2006. – URL:www.aup.ru/books/m72/1_htm
9. Блинова, Н.А.Методика мониторинга состояния малого бизнеса / Н.А. Блинова // Российскоепредпринимательство. – № 1 – 2010. – С. 23–26.
10. Бодди, К.Основы менеджмента / К. Бодди, Р. Пэйтон. – СПб.: Питер,2009. – 816 с.