Влияние мировоззрения на самосознание и мироощущение старших школьников

Особенностьюмышления старшего школьника является его личный характер. Этот личный характермышления связан с тем, что в этот период у него формируется не толькообобщенное представление об окружающей действительности, но и обобщенноепредставление о самом себе, складывающееся в понимание и  переживание своего Я,своей индивидуальности, своей  личности.
Л. С. Выготскийговорил: «Выделение себя из окружающего мира, развитие истинного отношения ксреде возникают у ребенка постепенно путем ряда качественно отличных друг отдруга ступеней в развитии сознания своей личности и ее единства, с однойстороны, и в развитии сознания действительности и ее единства, с другойстороны». Оба эти синтеза, возникающие в мышлении ребенка, он называл личностьюи мировоззрением. 
В юношескомвозрасте мышление в понятиях, определяемое задачами, которые в этот периодставит перед школьниками жизнь, заставляет их систематизировать и обобщить своипредставления о самом себе, разобраться в своих действиях и поступках, в своихпобуждениях и переживаниях. Все процессы сравнения себя с другими, выделениесходного и отличного, понимания своих особенностей, своих возможностей, ислабостей происходят теперь на ином, значительно более высоком уровне.Возникает более устойчивое и более или менее верное представление о своем Я,как о некотором индивидуальном целом, отличном от других людей. Возникает новаяформа обобщенного самосознания.
Этот факт ведет кцелому комплексу важнейших психологических следствий. Начнем с того, чтообобщенный характер самосознания способствует становлению следующего процесса:выбор своего дальнейшею жизненного пути перерастает в этом возрасте в проблемусамоопределения; ведь с появлением устойчивого представления об особенностяхсвоей личности возникает и потребность найти свое место в общем потоке жизни,который также в этот период начинает осмысливаться в отвлеченных философскихкатегориях.
Что об этомговорится в психологии?
Прежде всегоследует отметить, что нет ни одного психолога, занимавшегося этим возрастом,который не отмечал бы романтизма, свойственного юноше, его стремления решатьсвою судьбу в «мировом» масштабе, его тяги найти себя, свое предназначение вжизни, определить смысл своего существования. Однако указание на наличие этихособенностей не сопровождается, как правило, попыткой понять их источник.Исключение составляют биологически настроенные психологи, которые связываютуказанные черты с фактом полового созревания. Одни считают при этом, что здесьимеет место подъем и стабилизация общего развития ребенка, наступающие послезавершения «негативной фазы»; другие— вслед за фрейдовским учением — ищутобъяснение в процессах сублимации, которые в юношеском возрасте в связи снаступающей половой зрелостью имеют особенно интенсивный характер. Но вбольшинстве случаев психологи просто констатируют и описывают указанныеособенности, считая их как бы имманентно присущими данному периоду развития.
Наиболеесущественный компонент этой ситуации  развития заключается в особом характересвязи юноши  со средой, или, иначе говоря, в особом, глубоко опосредствованномвлиянии, которое оказывает среда на психическое развитие в данном возрасте.
Формирование вюношеском возрасте мировоззрения, т. е. обобщенного систематизированногопредставления о мире в целом, о его законах и требованиях, безграничнорасширяет ту среду, в которой живет юноша. Здесь «вторая среда» уже неотдельный образ или представление и не совокупность усвоенных норм и правилповедения, а обобщенная и систематизированная картина мира, в котором юношахочет быть гражданином. Вместе с тем именно в этот период возникает иобобщенное представление о личности человека и о себе самом. Естественно, что вюношеском возрасте возникает потребность слить все это в единую смысловуюсистему, и тем самым найти и определить смысл своего собственногосуществования. Таким образом, специфика данного этапа возрастного развитиязаключается в том, что юноша в идеальном плане выходит далеко за рамки нетолько актуально данной конкретной ситуации, но и окружающей его материальной иобщественной среды и начинает мыслить и переживать себя как «гражданина мира».Философская направленность личности и потребность разобраться в смысле жизни ичеловеческом  предназначении свойственна юному возрасту
Хотелось быобратить внимание еще на одну особенность философских исканий и исканий своей«миссии» в юношеском возрасте,  а именно, на их крайне общий, неконкретныйхарактер.  Учащиеся этого возраста хотят «приносить пользу», «способствоватьсовершенствованию», «быть полезным членом общества» и т. д. и т. п. При этомчасто такого рода абстрактное «самоопределение» ничего общего не имеет с оченьразумным, иногда даже расчетливым выбором профессии.
На такуюдвуплановость самоопределения: через деловой выбор профессии и через общие,лишенные кон- кретности искания смысла своего существования, указывают многиеавторы.
Отрыв абстрактныхисканий от реального жизненного плана является, по-видимому, следствием двухобстоятельств. Оно, безусловно, связано с (особенностями развития абстрактногомышления в этом (возрасте, которое характеризуется отсутствием умениярассмотреть общее положение в свете соответствующих конкретных данных, т. е. струдностями конкретизации общих положений. Но главная причина заключается втом, что в старшем школьном возрасте лишь начинает формироваться этоттеоретический, философский контекст его мироощущения, его «отрыв» от реальногоплана взаимоотношений с окружающим и переход в план «идеальной среды».Самоопределение юноши и несет на себе черты этого становления. К концуюношеского возраста, к наступлению зрелости эта двуплановость ликвидируется.Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не былапрослежена.