Влияние общественного мнения на процессы управления

Влияние общественного мнения напроцессы управленияКонтрольная работа

Оглавление
1. Общественное мнение, егосущность… 3
2. Общественное мнение и процессыуправления… 7
Список литературы… 14
/>1. Общественноемнение, его сущность
Общественное мнение — понятие, на протяжении послед­них десятилетий практически полностью отсутствовавшеев политическом лексиконе советского общества. В процессе перестройки, вокругнего шли горячие споры: «существовало ли общественное мнение в стране в эпохуСталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня?». Одни на эти вопросы отвечалиположительно, другие отрицатель­но. Однако правы и те, и другие, коль скоро врамках евро­пейской цивилизации данное понятие наделено не одним, а двумяразличными смыслами: с одной стороны, это — по­литический институт, которыйустойчиво и эффективно участ­вует в осуществлении власти, представляет собойодин из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всехуровнях жизни общества, а с другой — это всего лишь совокупное суждение,разделяемое раз­личными социальными общностями по поводу тех или иных событий,явлений действительности.
Увы, правы те, кто ставит под сомнениесуществование в СССР общественного мнения в прошлом и настоящем, если имеется ввиду первый аспект проблемы. Само выдви­жение лидерами перестройки лозунга«учиться демократии», помимо прочего, означает, что этой демократии в стране досих пор еще не было, что народ был полностью отторгнут от реальных механизмовуправления и должен был либо участвовать в унизительных маскарадах всеобщегоодобре­ния, либо демонстрировать традиционное безмолвие. Вместе с тем этисомнения вовсе не оправданны, если речь идет о втором, более широком значениирассматриваемого понятия.
В этом смысле общественное мнениепредставляет собой состояние массового сознания, заключающее в себеотноше­ние (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальнойдействительности, к деятельности различных социальных институтов, групп иотдельных личностей. В плане взаимоотношения с объектами своего воздействия оновыступает в экспрессивной, контрольной, консультативной, директивной функциях,то есть занимает определенную позицию, дает совет, выносит решение и т. д. Соответственно с точки зрения содержания сужденияобщественные мнения могут быть оценочными, аналитическими, конструктивными,нормативными, а с точки зрения формы — позитивными и негативными.
Общественное мнение действует практическиво всех сфе­рах жизни общества. Однако предметы его высказываний определяютсярядом границ. В первую очередь это — естественные границы образованияобщественного мнения, которые оно никогда не может преступить и не преступает.Так, в качестве объекта высказываний общественности вы­ступают лишь те событияи явления действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаютсясоциальной значимостью и актуальностью. Кроме того, проблемы, по которымвысказывается общественное мнение, предполагают возможность расхождения воценках, то есть заключают в себе больший или меньший момент дискуссионности. Так называемые логические границыспособности суждения обще­ственного мнения совпадают с объективными познаватель­нымивозможностями массового сознания (например, меройего компетентности); эти границы постоянно «нарушаются» стихийно функционирующимобщественным мнением, но с необходимостью должны учитываться при оценке(анализе) высказываний общественности. Наконец, содержание сужде­нийобщественного мнения определяется и, так сказать, искусственнымиграницами его функционирования — опреде­ленными социальными условиями, вкоторых фактически приходится действовать общественному мнению, в первуюочередь объемом и широтой циркулирующей в обществе откры­той, доступной всем икаждому информации.
Общественное мнение складывается и функционирует как в рамкахобщества в целом, так и в рамках действующих в немразличных (групповых v массовых) общностей — социальных, региональных,профессиональных, политических, культурных идругих. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всейстраны) но и об общест­венном мнении, например,рабочего класса, жителей района, лиц одной профессии, аудитории телепередачи ит. д. В рамках каждой такой общности носителем(субъектом) обществен­ного мнения может выступать как общность в целом, так илюбые составляющие ее «части» — независимо от содержа­ния их суждений, от того,высказываются ли они «за» или «против», образуют ли «большинство» или«меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре общественное мнениеможет быть более или менее монистическим, единодушным, и плюралистическим,состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.
В качестве источника формированияобщественного мне­ния могут выступать многочисленные формы общественного опыта,прежде всего опыта ближайшего социального окруже­ниялюдей, а также научные знания, официальная информа­ция, сведения, поставляемыеучреждениями образования и культуры, средствами массовой информации ипропаганды и т. д. Поскольку каждый из этих источников отражает дей­ствительностьс разной степенью адекватности, формирую­щееся на этой базе общественное мнениеможет быть в боль­шей или меньшей степени «истинным», соответствующим реальныминтересам социального развития, или «лож­ным», иллюзорным.
В развитом демократическом обществепривычными кана­лами (и формами) выражения общественного мнения являют­ся:выборы органов власти, прямое участие масс в управлении, пресса и иные средствамассовой коммуникации, собрания, манифестации и прочее. При этом активностьфункциониро­вания и фактическое значение общественного мнения в жизни обществаопределяются существующими социальными условиями — всеобщими, связанными суровнем развития в обществе производительных сил, характером производствен­ныхотношений, состоянием массовой культуры и т. п.; испецифическими, связанными с уровнем развития демокра­тических институтов исвобод, в первую очередь свободы выражения мнений — слова, печати, собраний,манифестаций и т. д.
Общественное мнение — явление историческое.По мере развития человеческой цивилизации меняются экономичес­кие, социальные,политические, технические и другие условия его функционирования и вместе с нимисам его статус в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции,расширяются сферы деятельности и т. д. Все эти процессы, отмечающие как разпревращение общественного мнения из простого суждения масс, имеющего силу лишьв ограничен­ных рамках тех или иных общностей, в политический институт жизниобществ в целом, становятся особенно значительными в последние десятилетия игоды жизни мира. В их основе — открытый К. Марксом закон истории, согласнокоторому вместе с основательностью исторического действия будет расти объеммассы, делом которой это действие является («Святое семейство»). И именно с этим всеобщим и объектив­ным законом, ссоциальной активностью масс, а не с разного рода субъективными установками иустремлениями отдель­ных прогрессивных политических лидеров следовало бы впервую очередь связывать надежды людей на достижение качественного прогресса вустройстве общественной жизни на Земле.
Под термином «общественное мнение» во Франции XVIII векаподразумевались публичные выражения личных мнений ограниченной, но довольнозначительной части населения, которая, обладая большим экономическим икультурным капиталом, претендовала на участие в управлении и намере­валасьвоздействовать на политиков с помощью пасквилей и так называемой «общественной»прессы. В XIX веке под воздействием демократических взглядов, основанных натом, что единственным источником законности политики являет­ся воля народа, публично выраженные мнения«социальной элиты» превращаются в народное мнение; представительная системаправления приводит к тому, что элита, состоящая из избранных представителей,считает себя естественной вырази­тельницей интересов «народа» и рассматриваетсвои мнения как выражение общих интересов и благосостояния, исключив узкие иограниченные интересы определенного класса или группировки.
И лишь совсем недавно в связи с появлениемизобретен­ных общественными науками таких новых методов исследо­вания какопросы общественного мнения, анонимное анкетиро­вание,быстрая и автоматическая обработка ответов компьюте­ром, — понятиеобщественного мнения стало почти полностью совпадать с содержанием, хотясуществование объективного референта продолжает оставаться неясным. Этот методдает возможность назвать «общественное мнение» и «демократич­ным», так какпрямо или косвенно опрашиваются все, и «научным», так как мнение каждогометодично регистрируется и учитывается.  Вначале использованный в политике длявыявления намерений избирателей накануне выборов, этот метод смог предоставитьданные, поразительные по точности предсказания и безупречные с научной точкизрения, так как точность и достоверность были проверены самими выборами. Этипредвыборные опросы улавливают не столько «мнения», сколько намерения вповедении в области политики, где опрос довольноточно воспроизводит положение, созданное выбора­ми. Другое дело, когда попросьбе высокопоставленных лиц, а чаще всего важнейших органов прессы институтыопроса общественного мнения проводят опросы с целью определения, как«общественное мнение», то есть мнение большинства, относится к чрезвычайноразным и сложным вопросам, таким, как вопросы международной и эконо­мическойполитики, на которые у большинства опрошенных нетопределенного мнения и они даже не задумывались над ними. Хотя и находясь вменьшинстве, что объясняется спецификой вопросов, однозначные заявления оботсутствии мнения и их случайное распределение в зависимости от пола, уровня образования и социального положения достаточны,чтобы понять, что вероятность наличия мнения распределяется неравномерно. Неуделяя этому никакого внимания, Институт общественного мнения, не ограничиваясь сбором уже суще­ствующих мнений,создает часто из разных слоев «обществен­ное мнение», которое являетсячистейшим артефактом, полученным при помощи записи и статистической агрегацииположительных и отрицательных ответов на уже сформулиро­ванные, часто врасплывчатых и двусмысленных выражениях, мнения, которые ведущие опроспредлагают взятым наугад и подходящим для голосования по возрасту людям.Опубликова­ние этих результатов в «общественных газетах», которые очень часто изаказывали опрос, в большинстве случаев явля­ется политическим шагом, имеющимвидимость законности, научности и демократичности, с помощью которого обществен­наяили частная группировка, располагающая средствами заплатить за проведениеопроса, может придать своему частно­му мнению видимость всеобщности, которая иподразумевает­ся под «общественным мнением».
Распространяясь, практика проведенияопросов общест­венного мнения привела к изменениям в политической игре:политики теперь вынуждены считаться с этой новой, находящейся под контролемполитологов инстанцией, кото­рая лучше, чем «представители народа», должнавысказать, чего хочет и что думает народ. Институты опроса обществен­ногомнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех уровнях: они проводятконфиденциальные опросы для политических группировок с целью выяснения,придерживаясь логики маркетинга, самых плодотворных тем избирательной кампании,оценки самых перспективных для выдвижения кандидатов; они также находятся вцентре передач, которыми средства массовой информации, посвящая их политике,стараются превратить телезрителей в судей «клятвенных обещаний» политиков;национальная пресса регулярно заказы­вает проведение опросов об актуальныхвопросах политики с целью опубликования их результатов. По мере того как всешире используются якобы научные методы, претендую­щие на способность измерения,воздействующего на «общест­венное мнение» влиянияполитики коммуникации основных политических лидеров, становится заметнымвозникновение нового понятия политики: политическое воздействие все боль­шестановится искусством управления целого комплекса раз­работанных специалистами«коммуникативной политики» ме­тодов, направленных на «управление общественныммнением». Под этим подразумевается распространение более или менееподтасованных мнений, которые создаются институтами на основе личных и частныхответов, собранных у населения, которое в большинстве своем мало знает отонкостях политической игры. Таким образом, опрос общественного мненияпозволяет выдать за решенный любой важнейший вопрос политической акции,используя технику навязывания проблематики и подтасовки отдельных ответов,считая за таковые как личные мнения, так и выраженные посредствомпредставителей коллективные мнения.2. Общественное мнение и процессы управления
Таким образом, под общественным мнением мыпонимаем особое состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое илиявное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности.Общественное мнение возникает как продукт осознания назревших и требующихрешения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда истолкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении,поддержке или, наоборот, отрицании, осуждении тех или иных действий, поступковили линий поведения людей.
Общественное мнение формируется под влиянием всех средствмассового воздействия: различных политических сил, партий, институтов, средствмассовой информации. В его формировании участвует и личный опыт человека, егожизнь в социальной микроструктуре. С другой стороны, общественное мнение можетвозникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненныхобстоятельств и ситуаций.
Общественное мнение, существующее на уровне населениястраны, по своей структуре неоднородно. В нем можно выделить несколько его качественныхуровней с точки зрения глубины самого мнения и меры его действенности, т.е.воздействия мнения на поступки его носителей. Оно включает мнение различныхсоциальных групп и слоев. Однако ему присуще и определенное единство,объясняемое спецификой страны во всех- сферах жизни общества.
Общественное мнение выполняет несколько социальныхфункций, хотя делает это по-разному, в зависимости от содержания и структурысамого мнения, степени его мотивированности, а также от политическогоустройства конкретного общества и государства:
1.    являетсяодним из источников мотивации политических действий;
2.    выражаетотношение населения к тем или иным событиям и явлениям в жизни страны;
3.    выполняетконсультативную функцию, т.е. может использоваться социально-политическимисилами страны и их организациями для выработки программ деятельности вразличных областях;
4.    приопределенных условиях оно ставит весьма твердые и эффективные пределыдеятельности классов, партий, отдельных политиков.
Возможности общественного мнения в этом планеопределяются каналами его выхода и выражения, доступными в условияхконкретного государства. Такими каналами в принципе являются местные иобщенациональные выборы, прямое участие масс в различных формах политическойдеятельности, опросы общественного мнения.
Одной из составляющих общественного мнения, а именно егосубъективным компонентом, является образ ситуации, процесса, группы илиотдельного человека, который свойственен данной группе. В этом смыслеобщественное мнение — более широкое понятие, поскольку связано с различнымиобъективными процессами, прошлым опытом, предполагает формирование различногорода суждений, основанных на аналогиях с прошлыми событиями, существующимизнаниями и опытом. Т.е. конкретный объект или ситуация, событие, являющеесяобъектом формирования общественного мнения, никогда не выступает изолированно,а дано во взаимодействии с другими объектами и процессами, с которыми онсравнивается, которые учитываются при его оценке и уже своим существованиемвлияют на него. Этот процесс можно сравнить с действием магнита, который,находясь в окружении различных предметов, начинает притягивать некоторые из нихи который невозможно представить изолированно, поскольку теряется сама егосущность.
Образ же, напротив, всегда конкретен. Например, группаможет иметь образ политического лидера как способного политика и обаятельногочеловека. В то же время ее общественным мнением может быть убеждение, что приизменении соотношения политических сил и обострении внутриполитической обстановкиданный политический лидер Х не сможет удержать в руках ситуацию, в то время какполитический лидер Y, более авторитарный по природе, будет более эффективен вподобной ситуации.
Итак, образ — это всегда образ конкретного человека,группы, процесса, события и т.д. Субъектом образа является отдельная личность.В социальной группе схожие образы могут возникать у ее членов как стихийно, таки благодаря специально индуцированным процессам. Интерпретация образа,прогнозирование дальнейших действий, оценка (неэмоциональная) группой означаетформирование общественного мнения; (Надо иметь в виду, что носителем образаможет выступать как индивид, так и группа, большая или малая. Носителем жеобщественного мнения является только большая социальная группа).
Предвыборная кампания политического лидера строится сучетом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе в конкретныйисторический период. Однако целью кампании является создание желаемого дляполитика образа у населения, который побудил бы людей поддержать его навыборах. В процессе нашей собственной практики политического консультированиямы нередко сталкивались с возражениями относительно этой позиции. Как правило,они сводились к следующим: «Я хорошо известен. Все прекрасно знают моивзгляды, и любой здравомыслящий человек поймет, что я представляю серьезнуюпрограмму. Почему я должен что-то менять в себе? Я такой, какой есть».
Ни для кого не секрет, что у любого политического лидераесть свои последователи и противники, чья позиция на предстоящих выборах болееили менее известна. Конечно, возможны ситуации, когда по какой-либо причинелюди изменяют свою точку зрения вплоть до противоположной. Если мы обратимся,например, к американской истории, то увидим, что в 1952 и 1956 гг. многие сторонникидемократической партии поддержали на президентских выборах республиканцаД.Эйзенхауэра, поскольку видели в нем стоящего выше партийных барьеровгенерала, героя войны, выдающуюся личность.
Однако есть и третья группа населения, которая непридерживается никаких политических ориентации, но которая составляет основнуючасть электората. Если начало демократических реформ у нас в стране повлекло засобой бурный рост политической активности населения, которая проявлялась вмассовом электоральном поведении, активной поддержке (или, наоборот, оппозиции)различных политических течений, участии в массовых политических митингах идемонстрациях, то нынешняя ситуация в России качественно отличается отпредшествующей. Появившиеся экономические и социальные проблемы начинаютвытеснять на задний план политические интересы людей. На смену сильнойполитизированности приходит политическая апатия населения. И это в первуюочередь выражается в нежелании участвовать в выборах. Последниеобщенациональные и региональные выборы показывают, что неудачи различныхполитических партий объясняются прежде всего тем, что люди устали от борьбыразличных политических течений между собой, у многих групп населения нетмотивации для участия в электоральном процессе.
Как же создается эта мотивация? Через тот образ политика,который формируется у людей, поскольку образ и есть тот фактор, которыйопосредует политическую активность масс. При этом надо иметь в виду, чтоконструируемый в процессе выборной кампании имидж политического лидера можеткачественно отличаться от того образа политика, который создается у населенияпри его восприятии. Для того, чтобы этого избежать, и проводится исследованиеобщественного мнения, а точнее, массового образа политика, о котором мыговорим.
Итак, предвыборная кампания — это, по существу, борьба заголоса на выборах. И ее целью является привлечение на свою сторону людей,составляющих именно третью группу, о которой мы говорили выше, так называемых «нейтралов».Как это сделать? В первую очередь необходимо понять, что образ — этосубъективный феномен. Но это не означает, что его нельзя изучить. Это значит,что существуют психологические факторы и закономерности восприятиямассами Клиента, которые влияют на формирование у них образа политика. Этифакторы необходимо учитывать как при конструировании имиджа Клиента, так и припроведении всей политической кампании.
Поэтому дальнейшая задача Консультанта будет заключатьсяв ответе на три вопроса:
1.    Чтопобуждает людей (каковы их мотивы) принимать участие в политической жизнистраны, в том числе в электоральном процессе?
2.    Какиепсихологические факторы и механизмы влияют на. формирование у масс образаполитического лидера?
3.    Каковаструктура образа? Какой из его компонентов является наиболее важным и требующимсамого пристального внимания при конструировании имиджа политика?
Понятие образа. Под образом в социальнойпсихологии понимается субъективная картина мира или его фрагментов, чтопредполагает интерпретацию лавинообразного потока информации, получаемой органамичувств, на основе уже сложившейся у человека категориальной системы. Подобногорода категории представляют интериоризированный общественный опыт,закрепленный в языке. Как правило, этот процесс бессознателен по своейприроде и происходит автоматически.
При рассмотрении феномена образа выделяются три егосоставляющих элемента:
Образ-знание, выступающий в форме зафиксированногознания, т.е. как отраженная субъектом картина существующей реальности.
Образ-значение, создающий значение объекта (человека, группы,события, факта реальности, предмета и т.д.) для субъекта, встраивая конкретныйобъект в ценностно-смысловую систему человека. Образ-значение создаетличностный смысл объекта, обеспечивает возможность выбора действий по отношениюк нему. Например, человек может знать, что политик Х недальновиден, совершаетошибки в подборе команды, не имеет четкой программы, но в своих выступленияхчасто подчеркивает необходимость борьбы с преступностью (образ-знание).ПОЛИТИКУ успешно проводит различные политические акции, верно выбирая стратегиюсвоего поведения, имеет детально разработанную программу и сильную, сплоченнуюкоманду (образ-знание). При выборе кандидата для голосования человек решает, чтоважнее именно для него. При этом, как правило, решающую роль играютпровозглашаемые идеи, а не осознание реальных возможностей политиков длярешения тех или иных проблем. Для избирателя неважно, как политик будет решатьте проблемы, о которых он говорит. Важнее то, что эти проблемы простообозначены. Поэтому, если человек боится поздно возвращаться домой из-занеспокойной обстановки в своем районе, для него задача борьбы с преступностьюявляется личностно значимой, и это побудит его отдать свой голос навыборах политику X. Подобные парадоксы — не редкость, поэтому мы подробнееостановимся на них ниже и рассмотрим на конкретных примерах.
Образ потребного будущего. Человек прогнозируетвозможные изменения, предвидит возможные события, которые могут быть значимымидля него. Например, избиратель может понимать, что в настоящее время, необладая достаточной властью и возможностями, данный политический лидер не можетрешить значимые для него проблемы, но. в будущем, по его мнению, эти проблемыбудут решаться политиком в первую очередь.
Здесь речь идет не о трех независимо существующихфеноменах, а о некоторой системе их соподчинения. В этой связи представляется,что политическая активность масс определяется в первую очередьобразом-значением и образом потребного будущего. Образ-знание, в свою очередь,концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированную избирателеминформацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа потребногобудущего, а через это — на политическую активность масс. Поэтому при коррекциимнения социальной группы о конкретном политическом лидере быстрого измененияможно достичь при воздействии и изменения уже существующего у группыобраза-значения и образа потребного будущего. Влияние же на мнение группы черезобраз-знание имеет более длительный характер, но, по-видимому, результат этоговоздействия является более устойчивым.
Взаимосвязь трехаспектов феномена образа можно представить наглядно:
·    образ-значение
·    политическая активность масс
·    образ-знание
·    образ потребного будущего.
Очевидно, что существование у группы образа Клиента-политическоголидера вовсе не предполагает наличие всех трех его форм, но обязательнымявляется существование образа-знания. В таком случае можно оказыватьвоздействие на политическую активность населения, влияя на образ-знание приодновременном конструировании образа-значения.
Каждому отдельному человеку свойственен индивидуальныйобраз мира. Однако это не значит, что образ — чисто субъективное образование ине отражает адекватно объективную реальность. Критерием объективности образаможно считать тот факт, что данный образ свойственен не только отдельномуиндивиду, но и разделяется также другими людьми. (Кроме того, одним из аспектовиндивидуального образа является представление, что этот образ разделяетсядругими людьми, т.е. существует не только объективная общность рассмотрениякартины мира, но и субъективное понимание этого). В этом смысле мы можемговорить об образах, свойственных группам лиц, иначе говоря, об общественном(или массовом) образе.
Общество состоит из организаций, групп, страт, слоев ит.д., в которые объединены люди. Эти группы могут различаться по размерам,структуре, динамике. Но существование таких групп во многом зависит отсуществования единого общественного образа у тех, кто составляет данную группу.Конечно, это не означает, что все члены группы должны иметь идентичные образысобытий и процессов, отдельных личностей, групп и т.д.
Наоборот, для организации обычно важно, чтобы образы еечленов не были сходными. Однако любая группа или организация формируется наоснове общих интересов, дел и проблем. Поэтому для существования и нормальногофункционирования группы необходима общность образов, затрагивающих значимыедля данной группы вопросы. Кроме того, поскольку любая группа, большая илималая, формальная или неформальная, представляет собой иерархическую структуру,то в любой группе могут находиться индивиды, чьи образы группы, мира, событий ит.д. обладают наибольшей важностью для членов группы, которые могут существенновлиять на модификацию как индивидуальных образов членов группы, так и наформирование массового образа всей группы. Под массовым образом мы будемпонимать образ, существенные характеристики которого разделяются членами даннойгруппы.
/>Список литературы
Грушин Б.А. Общественное мнение в системе управления //Социс. 1998. №11.
Зинченко Р.П. Социология на службе управления //Социально-политический журнал. 1998. №3.
Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. –М., 1998.