ГосударственныйУниверситет Высшая Школа Экономики
Санкт-Петербургскийфилиал
Факультетменеджмента
Отделениепсихологии
Курсоваяработа на тему:
Влияниепрофессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личностиребенка
Выполнила:
Тимофеева Евгения Юрьевна
группа № 542
Санкт-Петербург
2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности личности родителей-педагогов и влияние их навоспитание ребенка
1.1 Влияние личностных особенностейродителей на их отношения с ребенком
1.2 Специфика профессии учителя
1.3 «Родительская» и «педагогическая»установки
Глава 2. Анализ влиянияпрофессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личностиребенка
2.1 Описание испытуемых
2.2 Описание методик исследования
2.3 Результаты, полученные в ходеисследования
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Актуальностьработы. В современной семье в большинстве случаев преобладает целенаправленноевоздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Этоявляется, по мнению Носковой О.Г, отражением общих принципов современноготрадиционного образования: субординации, педагогического монолога, контроля идругих, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства,что не всегда способствует формированию здоровой самооценки ребенка,необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности [19].
Основойположительной, адекватной, здоровой самооценки является проявление любви кдетям, которая раскрывается в общении родителей и детей по принципу соразвития,сосуществования, содружества, свободы и безусловного принятия ребенка.
В современнойпедагогической психологии не изучены полностью проблемы, связанные с влияниемпрофессиональной деятельности родителя на стиль воспитания ребенка и насоздаваемый им психологический климат семейного общения (совокупность такихкомпонентов, как авторитарный стиль общения, преобладающие духовно-нравственныеценности, содержание взаимодействия членов семьи).
Данная работапосвящена теоретическо-практическому решению вопроса о влиянии профессиональнойпринадлежности родителей на стиль взаимоотношений в семье, а также на формированиеличности ребенка, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развитияребенка в целом, формирования совокупности его взглядов на собственнуюличность, отличающуюся адекватной, развитой способностью принимать себя,отсутствием чувства вины.
Цель работы — определитьвлияние профессиональной принадлежности родителей на внутрисемейные отношения истиль воспитания ребенка, а также, непосредственно, на его личностныеособенности (на примере родителя-педагога).
Цель исследованияопределила следующие задачи:
1) осветить проблемувлияния профессиональной принадлежности родителей на взаимодействие с детьми;
2) выявить спецификупрофессии учителя;
3) раскрытьхарактеристику взаимоотношений родителей и ребенка;
4) провестиисследование, выявляющее зависимость особенностей личности ребенка от типапрофессиональной деятельности родителей;
5) дать рекомендацииродителям-педагогам.
Объект исследования — учительская семья (имея в виду одного или двух родителей, работающихучителями).
Предмет исследования — влияние профессиональной деятельности родителей-педагогов на особенностиличности ребенка.
Методы исследования:
1) теоретическийанализ психолого-педагогических исследований;
2) эмпирическиеметоды:
· опросыродителей и детей;
· анкетирование,тестирование родителей и детей (методики PARI, «опросник родительского отношения» Варга А.Я. иСтолина В.В, «опросник удовлетворенности браком» Столина В.В., Романовой Т.Л. иБутенко Г.П., «удовлетворенность профессией» Ронгинской Т.И. для родителя и «Рисуноксемьи», методика Жиля Р. для ребенка);
· количественныйи качественный анализ результатов исследования.
В ходе исследованияпредлагается проверить следующую гипотезу — профессиональная принадлежностьродителей непосредственно влияет на внутрисемейные отношения и на стильвоспитания, тем самым формируя определенные особенности личности ребенка (напримере родителей-учителей).
Глава 1. Особенностиличности родителей-педагогов и влияние их на воспитание ребенка
1.1 Влияние личностныхособенностей родителей на их отношения с ребенком
Несмотря на то, что попроблеме воспитания накоплен, пожалуй, самый огромный научный опыт, процесссемейного воспитания остается одним из самых непредсказуемых и самыхвариативных. Достаточно большое значение исследователи придают личностнымособенностям родителей, влиянию их на отношения с детьми. К примеру, можнорассмотреть ригидность в качестве одного из признаков. Хорни К. под ригидностьюв семейных взаимоотношениях понимает отсутствие необходимой гибкости,позволяющей семье различным образом реагировать на сложные жизненные ситуации.Чрезмерная строгость, придирчивость хотя бы одного из родителей считаетсяпричиной невротичной заторможенности. Многие психологи считают, что у строгихродителей дети становятся невротичными, т.к. родители предписывают своим детяммножество запретов, ригидно соблюдая их, устанавливают определенные нормы,которым дети обязаны следовать. Так, Хорни К. утверждает, что именно родителисоздают невротические черты характера собственных детей. Родители напрямуювлияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознание ребенкаформируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочные суждения,и эмоции его родителей.
В настоящее времябольшое количество философских и педагогических систем, концепций и программ непозволяют сделать воспитательную деятельность родителей универсальной. Каждыйродитель при выборе воспитательных воздействий руководствуется то интуицией, толюбовью к ребенку, то обыденным опытом, реже — научным знанием. Довольно частозвучат от специалистов в адрес родителей упреки по поводу ихпсихолого-педагогической некомпетентности. Однако существуют родители, которые,в силу своего образования и профессии, владеют научным психолого-педагогическимзнанием и имеют педагогический опыт. Профессиональные знания и опыт учителей неможет не влиять на их родительскую практику.
1.2 Специфика профессииучителя
«Влияние профессии распространяетсяна всю нашу духовную жизнь, избавиться от него мы не можем, и тем сильнеесказывается оно, чем дольше человек остается в пределах своей профессии. Впоследнем случае однобокость мировоззрения, профессиональная нетерпимость кчленам других профессий – неизбежное следствие влияния профессии» [21].
Сорокин П.А.
Многие профессиинакладывают на человека своеобразный отпечаток. Это может проявляться вопределенном профессиональном жаргоне, определенных взглядах на жизнь; унекоторых (например, у учителей) появляется привычка говорить громко и внятно.М.Я.Басов полагал, что «Как ни велико значение индивидуальных моментов, все же,когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т.п., нампредставляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждыйиз них имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизнипри первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [5].
Климов Е.А. в своейклассификации профессий относит педагога к типу «человек — человек» всоответствии с традиционно различаемыми разновидностями объектных систем. Крометого, по признакам изучаемого предмета он выделил такие типы, как «человек — техника», «человек – живая природа», «человек — знаковая система», «человек — художественныйобраз». Представители профессии типа «человек- человек» умеют руководить группами, коллективами,сообществами людей, придавать некоторую упорядоченность общественным процессамсообразно поставленным целям; учить и воспитывать людей различного возраста,осуществлять полезные действия по обслуживанию материальных, духовных,социальных потребностей [17]. Самое главное в области познавательных процессовпредставителей этого типа профессий — гуманистическая направленность,способность представить внутренний мир другого человека, не приписать иной.Важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный науверенности, что человек всегда может стать лучше. Стереотипы, наклеивание«ярлыков» неуместны.
Нестандартныеситуации как естественная стихия социума также требуют от представителейпрофессий данного типа творческого склада ума, способности ясно представлять,моделировать возможные варианты конфликтов. Однако многие психологи (такие как Борисова М.В., СамоукинаН.В. и другие) считают, что педагоги зачастую не способны успешно находитьвыход из проблемных педагогических ситуаций. Случается, что преподаватели,имеющие хорошую профессиональную подготовку, испытывают трудности вкоммуникативной сфере педагогического процесса. Бодалев А.А. поясняет: «Придлительном занятии тем или иным видом деятельности тенденция отражать другихлюдей с определенной точки зрения может стать у человека устойчивой,превратиться в профессиональную привычку», данная установка восприятия человекачеловеком наиболее «ярко проявляется у врачей, педагогов, следственныхработников, у тех, в чьей повседневной работе другой человек оказываетсяглавной фигурой» [8]. Именно поэтому данная область заслуживает особенноговнимания и нуждается в поддержке и психологическом сопровождении.
Несмотря на то, что к личностибудущего педагога предъявляется ряд серьезных требований, можно говорить оснижении рейтинга учителя в обществе. Нередки случаи, когда педагогамистановятся случайно. Люди, не нашедшие себя в других профессиях, студенты, непоступившие в другие институты, не имеют ничего общего с талантливыми мастерамисвоего дела. Учитель – это призвание. Там, где его место занимают недостаточнопрофессионально подготовленные люди, страдают и дети, и взрослые.
Педагоги как представителигруппы социономических профессий характеризуются высоким уровнем невротизации(Маркова А.К., Митина Л.М., Реан А.А.). Значимыми детерминантами эмоциональноговыгорания являются рассогласования в ценностно-мотивационной сфере,несформированность умений и навыков саморегуляции, неудовлетворительныйсоциально-психологический климат коллектива и недостатки организациипедагогической деятельности.
Самая крайняя формаизменений, которые накладывает профессия, называется профессиональнойдеструкцией. Профессиональная деструкция — это разрушение, изменение илидеформация сложившейся структуры психологической личности в процесседлительного профессионального труда. Крайняя форма профессиональных деструкцийличности выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям.Степень выраженности деструкций у педагогов определяется стажем работы,содержанием деятельности и индивидуально-психологическими особенностямиличности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфическойдеятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияниепрофессиональная деструкция оказывает на личностные особенности представителейпрофессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работникипо кадрам, педагоги, психологи, учителя, военнослужащие, медицинскиеработники).
К проявлениямпрофессиональных деструкций педагогов относят (по мнению Сыманюка Э.Э.):
1) авторитарность какцентрализация всего учебно-воспитательного процесса, использованиеавторитарного стиля педагогического общения;
2) демонстративность, стремлениепедагога быть все время на виду, даже в ущерб взаимодействию с учениками;
3) педагогическийконсерватизм и догматизм, развивающийся вследствие частого повтора одних и техже типовых профессионально-педагогических задач;
4) педагогическаяиндифферентность, которая характеризуется эмоциональной сухостью и равнодушиемк учащимся;
5) ролевой экспансионизм,проявляющийся в преувеличении роли и значения преподаваемого предмета;
6) поведенческийтрансфер, который реализуется в проявлении черт ролевого поведения, присущеговоспитанникам [24].
Выготский Л.С. в своихтрудах так описывал психологию учителя: «Величайшая опасность, связанная сучительской психологией, заключается в том, что в личности начинает преобладатьвторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, вроли граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказываетпластинка». Учительская профессия накладывает неизгладимые, типические черты насвоего носителя.
Возможности такой профессиональнойдеструкции достаточно высоки в педагогической сфере, где педагог не тольковыполняет сложную работу, но и находится в постоянном напряжении по отношению квоспитуемым, их родителям и администрации. Профессиональное развитиесопровождается личностными приобретениями и потерями, развитию сопутствует исовершенствование, и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкцииобъективно обусловлены. Профилактика и коррекция профессиональных деструкцийпредполагает повышение психолого-педагогической компетентности педагогов,регулярное прохождение педагогами развивающей психодиагностики, самомониторингсвоих профессионально важных качеств.
1.3 «Родительская» и«педагогическая» установки
Понятие установкидостаточно многозначно по своему содержанию. В качестве рабочего определенияможно предположить, что установка — готовность к определенному восприятиюситуации и реагированию на нее. Установка, как комплексное психологическоеобразование, пронизывает вce сферы жизнедеятельности личности: семейную,учебную, профессиональную и другие.
«Родительская» и«педагогическая» установки определяются как устойчивые способы реагирования наребенка, стереотипы восприятия ребенка и эмоционального отношения к нему состороны родителей и учителей. На формирование «родительских» и «педагогических»установок влияют некритично усвоенные стереотипы воспитания, семейные исоциокультурные традиции, опыт общения с детьми и т.п. Существенные различия«родительских» и «педагогических» установок заключаются в том, что в первойпреобладает эмоциональный компонент, а во второй — когнитивный.
«Родительская» установкаявляется более ранним психологическим образованием, чем «педагогическая»установка. С начала освоения педагогической профессии «родительская» и«педагогическая» установки обусловливают друг друга. Опираясь на данныерассуждения, представляется, что у учителей можно обнаружить особое содержание«родительских» установок в силу влияния на них «педагогических» установок. Всвою очередь, у учителей, имеющих опыт родительства, «педагогические» установкиотличаются от тех учителей, которые не имеют подобного опыта.
Глава 2. Анализ влиянияпрофессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личностиребенка
2.1 Описание испытуемых
Задачиисследования решались на базе семей, состоящих из учащихся 1-5 классов иродителей, работающих учителями (один или оба) в школе №84 Петроградского района г.Санкт-Петербурга. В исследовательской работе в целомприняли участие 18 семей, 9 семей учителей и 9 семей непедагогической профессии(технический персонал).
Семейнаяситуация испытуемых: семьям экспериментальной группы присвоены номера 1-9,семьям контрольной группы 10-18; дети обозначены номерами 01, 02, 03 и т.д., аих родители 1, 2, 3 соответственно.
Испытуемые №1-01. Мальчик 7-ми лет (испытуемый №01) воспитывается в семьеучительницы истории 28-ми лет (испытуемая №1) и автослесаря, отчима («папачинит автомобили»), в Санкт-Петербурге живут втроем. Мальчик ходит в первыйкласс, в секцию «дзюдо»; очень общительный (предпочитает общество девочек),подвижный и неусидчивый, но всегда слушается маму. На вопрос о том, кем хочетстать, отвечает: «буду машинистом поезда, стану людей развозить». По словамматери, новый отец (мальчик не догадывается, что он неродной) хорошо относится к ребенку, однако при тестированиивыяснилось, что мальчик боится отчима (в случае непослушанияможет поднять на него руку). Мама старается воспитать сына в строгости, хочетотдать его в военное училище.
Испытуемые №2-02. Мальчик 8-ми лет (испытуемый №02) заканчивает первый класс, вшколе имеются друзья, прилежно учится, за особые достижения был удостоенграмоте («хорошо» по русскому языку и чтению, «отлично» по математике), секциине посещает, хотя любит борьбу и игры с мячом, умеет показывать фокусы. Навыходных чаще всего смотрит мультфильмы и играет за компьютером, потому что«мама за неделю устала и спит до четырех». Скучает по деду и крестному. Своегоотца мальчик не любит, он «обижал маму, бил», «нашел себе другую». Родителиразвелись. Мальчик живет с мамой и ее т.н. гражданским мужем. Он не обижаетмальчика, иногда они даже вместе играют, но раньше их отношения были теплее(когда мужчина был в качестве друга семьи). Мать мальчика, молодая женщина29-ти лет (испытуемая №2) работает учителем. Одно из желаний сына в настоящиймомент «чтобы мама уволилась, потому что у нее голова от детей болит».
Испытуемые №3-03. Мальчик(испытуемый №03) тяжело находит общий язык со сверстниками. В случае конфликтапредпочитает пойти на компромисс, будучи серьезнее детей своего возраста, неможет «дать сдачи». Потому предпочитает играть с младшими. При общении свзрослыми балуется, не слушается, капризничает, но подчиняется авторитетам.Своевольный по натуре, признает нормы поведения. Любит компьютерные игры (стратегии). Мама мальчика 37-тилет (испытуемая №3), доцент, специальность «историк-преподаватель со знаниеминостранного языка», преподаватель на кафедре истории. Живут вчетвером сбабушкой.
Испытуемые №4-04. Мальчик7-ми лет (испытуемый №04) подражает старшему брату-подростку, чей пример невсегда положительный. Мать мальчиков, женщина 36-ти лет (испытуемая №4);работает завучем, учителем русского языка и литературы; стаж 17 лет. Отецпрограммист. Старший брат ревнует к младшему. Живут вшестером, с бабушкой и дедушкой.
Испытуемые №5-05. Мальчик11 лет (испытуемый №05) от первого брака, очень самостоятельный и непослушный(уходит без спроса на улицу и гуляет допоздна). Вместе с тем активно помогаетпо хозяйству (убирается, укладывает спать младшего брата 3-х лет, приносит мамеутренний кофе в постель), любящий и заботливый брат. Ревность отсутствует либонезаметна. Был пионервожатым в школе. Мать мальчиков (испытуемая№5), женщина 34-х лет, учитель. Живет т.н.гражданским браком с отцом второго ребенка; муж воспитывает, любит обоихсыновей (старший называет отчима папой).
Испытуемые №6-06. Мальчик11-ти лет (испытуемый №06), любознательный и подвижный, любящий компьютерныеигры. Мать двоих детей (испытуемая №6), женщина32 лет с неоконченным высшим образованием и стажем работы 9 лет (учительначальных классов). В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком2,5 лет. Отец работал учителем, потом методистом в АППО (Академияпостдипломного педагогического образования). Живут вшестером, с бабушкой и дедушкой.
Испытуемые №7-07. Девочка11 лет (испытуемая №07), скромная и серьезная, хорошо учится, в отличие отсвоего брата, 21 год. Мать двоих детей (испытуемая №7),женщина 42-х лет работает учителем начальных классов, образованиесреднее специальное, стаж работы 21 год. Отец военный запаса.
Испытуемые №8-08. Мальчик11-ти лет (испытуемый №08), собранный, аккуратный, педантичный. Мать двоихдетей (испытуемая №8), женщина 41 год, высшеепедагогическое образование, учитель и заместитель директора по УВР. Двое детей,старшему сыну 21 год. Живут с бабушкой и дедушкой, вшестером.
Испытуемые №9-09. Девочка9-ти лет (испытуемая №09) — круглая сирота, воспитывается в приемной семьематерью и бабушкой. Очень активная, непоседливая и потому невнимательная.Приемная мама (испытуемая №9), женщина 46 лет,высшее образование, педагогический стаж 28 лет, учитель. Живут втроем, сбабушкой. Гражданский муж появляется в семье изредка.
Испытуемые №10-010.Девочка 7-ми лет (испытуемая №010) застенчивая и обаятельная, очень ревнует родителейк брату 3-х лет. Мама (испытуемая №10) работала няней подготовительной группыд/с, «потом случайно стала воспитательницей, когда другая уволилась». Папапедиатр.
Испытуемые №11-011.Девочка 7-ми лет (испытуемая №011) жизнерадостная и общительная, не ревнует, а,скорее, не замечает свою сестру 6-ти лет, которая часто нуждается в ееподдержке. Молодая женщина 25-ти лет (испытуемая №11), работает кастеляншей(материально ответственна за хозяйственные принадлежности), по образованию швея(неполное среднее). Супруги не разводятся только из-за детей.
Испытуемые №12-012.Мальчик 8-ми лет (испытуемый №012) капризный, плохо учится (хотя способный),часто повторяет: «Мама! Ты больше доверяешь учительнице, а не мне». На что матьотвечает: «Ты слишком часто лжешь мне». Больше любит гонять в мяч с приятелями.Молодая женщина 32-х лет (испытуемая №12), образование среднее специальное,работает секретарем, имеет двоих детей – девочка 13 лет (от первого брака) имальчик. Отец строгий, при нем мальчик ведетсебя послушно. Развлечения с родителями носят более спокойный характер. Старшаясестра живет с бабушкой и дедушкой, ревности между ними нет.
Испытуемые №13-013.Мальчик 7-ми лет (испытуемый №013) спокойный, уравновешенный, чувствительный.Любит сестру, привязанность взаимная. Мать двоих детей (испытуемая №13),женщина 33-х лет, высшее образование, учитель. Папа работает инженером. Естьмладшая сестра 2,5 года. По словам матери, в семье преобладает авторитет отца.У мужа есть сын от первого брака 25 лет, отношения с которым семья неподдерживает.
Испытуемые №14-014.Мальчик (испытуемый №014) общительный, склонный к доминированию, предпочитаетмнение сверстников взрослому человеку. Мама мальчика (испытуемая №14) –воспитатель ГПД (группа продленного дня), образование высшее. Мальчик –единственный ребенок в семье, отношения в ней ровные и спокойные.
Испытуемые №15-015. Удевочки 7-ти лет (испытуемая №015), много подруг, знает их родителей; дружатсемьями. Любимая фраза ребенка: «я так и знала!». Матьдвоих детей (испытуемая №15), женщина 29 лет, высшее образование. В настоящеевремя находится в отпуске по уходу за ребенком.
Испытуемые №16-016.Мальчик 7-ми лет (испытуемый №016), очень общительный и подвижный, но прижелании умеет концентрироваться; дружит с испытуемой №015. Мать двоих детей(испытуемая №16), женщина 29 лет, образование высшее. В настоящее время неработает, сидит с детьми (младшему сыну 4,5 года). Живут вместе с бабушкой.
Испытуемые №17-017.Девочка 7-ми лет (испытуемая №017) любознательная, живая и немного капризная,единственный ребенок в семье. Мать девочки,молодая женщина (испытуемая №17), высшее образование, «переводчик» поспециальности. Отец очень часто бывает в командировках. Его появление для семьи– праздник.
Испытуемые №18-018.Мальчик 10-ти лет (испытуемый №018) добродушный, эрудированный, общительный,учится на «отлично», имеет способности к гуманитарным дисциплинам.Непоседливость и невнимательность часто приводят к замечаниям в школе.Занимается дзюдо и английским языком. Младший брат 3-х лет ходит в д/с. Братьядружат, ссорятся редко. Мать двоих детей, (испытуемая №18), женщина 33 лет,высшее образование, заместитель директора по УВР. Отец военный-офицер. Семьянеконфликтная и дружелюбная, не хватает лишь свободного времени на общение другс другом.
2.2 Описание методикисследования[1]
1) Методика PARI, Parental Attitude Research Instrument (вербальный тест).
Методика предназначенадля изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонамсемейной жизни (семейной роли). Авторы: американские психологи Е.С.Шефери Р.К.Белл,методика адаптирована Т.В.Нещерет. Шкалы: отношение родителей к семейной роли,отношение родителей к ребенку — оптимальный эмоциональный контакт, излишняяэмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке.
2) «Тест родительскогоотношения А.Я. Варга — В.В. Столина» (вербальный).
Тест-опросникродительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностическийинструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц,обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общенияс ними.
Родительское отношениепонимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятияи понимания характера и личности ребенка, его поступков.
3) «Тест-опросникудовлетворенности браком».
Тест-опросникудовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой,Г.П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степениудовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласованияудовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
4) «Тестудовлетворенности профессией».
«Тест удовлетворенностипрофессией», разработанный Ронгинской Т.И, позволяет определить степеньудовлетворенности настоящей профессией и выявить типы поведения впрофессиональной среде.
5) Тест «Рисунок семьи».
Тест предназначен длявыявления особенностейвнутрисемейныхотношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своейсемьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также техарактеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтныечувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторонположительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким онвидит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причинывозникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
6) Тест Р.Жиля.
Детскаяпроективная методика Р.Жиля предназначена для исследования сферы межличностныхотношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методикисостоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также еговзаимоотношений с окружающими.
2.3 Результаты,полученные в ходе исследования
Методика PARI.
Представлены показателитаких шкал, как конфликты в семье, сверхавторитет родителей, доминированиематери, уравнительные отношения. Результаты для удобства даны в диаграммах.
/>
Рис. 1 Показателиконфликтности в экспериментальной и контрольной группах.
Согласно диаграмме,слабо- и сильновыраженных показателей по конфликтности не отмечается в обеихгруппах. Однако у большего числа респондентов наблюдаются умеренно выраженныеконфликты в семье (5 родителей в экспериментальной и 6 — в контрольнойгруппах). У меньшего количества данный признак достаточно, но не ярко выражен(4 человека в экспериментальной и 3 — в контрольной группах).
/>
Рис. 2 Показатели пошкале «Сверхавторитет родителей» в экспериментальной и контрольной группах
В данной диаграммесравниваются результаты по шкале «сверхавторитет родителей». Ярко выраженпоказатель только в одной семье из экспериментальной группы и в двух – изконтрольной. Средние значения преобладают в экспериментальной группе (8родителей). Отсутствуют семьи, в которых данный показатель совсем непроявляется.
/>
Рис. 3 Показатели пошкале «Доминирование матери» в экспериментальной и контрольной группах
При рассмотрении этойдиаграммы можно отметить, что преобладает средняя выраженность признака«доминирование матери» (в экспериментальной группе 7 человек, в контрольнойчуть меньше — 6). Данный признак слабо выражен у 3 родителей вэкспериментальной, и у одного родителя в контрольной группе. Высокие показателиимеются только в одной семье контрольной группы.
/>
Рис. 4 Показатели пошкале «Уравнительные отношения» в экспериментальной и контрольной группах
Признак «уравнительныеотношения» на данной диаграмме приблизительно одинаково выражен как вэкспериментальной, так и в контрольной группе. Это прослеживается и в высокихпоказателях, и в средних. Можно предположить, что действительно во всехисследованных семьях преобладают уравненные, «демократические» отношения сребенком.
Тест Варга-Столина.
Сравнительные таблицыпоказателей экспериментальной и контрольной группы по шкалам«принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль» и «отношение кнеудачам ребенка». Буквами В, С, Н обозначены высокий, средний и низкий уровеньразвития того или иного признака.
Таблица 1. Показателииспытуемых экспериментальной группы.№ Принятие Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам 1 В В С С С 2 В В С С Н 3 В В С С Н 4 С С Н Н Н 5 С С С Н Н 6 В В С С Н 7 В В С С Н 8 В В С С Н 9 В В С В Н Уровни
По шкале «принятие-отвержение»у большинства – высокие показатели, т.е. эмоциональное принятие ребенкародителями-педагогами. Также по шкале «кооперация» средние значения — высокие.Средний показатели по шкале «симбиоз» говорит об оптимальной эмоциональнойдистанции. Также у большинства средние показатели по шкале «контроль». Низкиепоказатели большинства по шкале «отношение к неудачам» говорят о том, чтонеудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Таблица 2. Показателииспытуемых контрольной группы.№ Принятие Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам 10 В В С С Н 11 С В В С С 12 В С Н В Н 13 В С С С С 14 В В В С Н 15 В В С Н С 16 В В Н С С 17 В В В Н Н 18 В С С Н Н Уровни
По шкале«принятие-отвержение» у большинства – высокие показатели, т.е. эмоциональноепринятие ребенка родителями. Также по шкале «кооперация» средние значения — высокие (стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком). По шкале «симбиоз»значения отличаются: 2 случая с низким уровнем, 4 со средним, 3 с высоким.Таким образом, эмоциональная дистанция в контрольной группе сильнодифференцирована. Также в шкале «контроль»: 5 случаев со средним показателем, 3с низким и 1 с высоким. В шкале «отношение к неудачам» 5 человек с низкимуровнем и 4 со средним. Можно сделать вывод о том, что родители и контрольной,и экспериментальной группы эмоционально принимают своих детей, одинаковостремятся к сотрудничеству с ребенком, но по-разному проявляется уровеньэмоциональной дистанции, контроля и отношения к неудачам ребенка.
Опросникудовлетворенности браком.
/>
Рис. 5 Сравнительныепоказатели удовлетворенности браком экспериментальной и контрольной группыиспытуемых.
В исследованных семьяхпедагогов преобладают благополучные семьи (5 родителей), три человека считаютсвою семью относительно благополучной, одна неблагополучная семья. В семьяхконтрольной группы преобладают благополучные семьи (но уже 4 родителя), такжетри человека из относительно благополучных семей и две неблагополучных семьи.
«Тест удовлетворенностипрофессией» Ронгинской Т.И
/>
Рис. 6 Типы поведения впрофессиональной среде.
Где тип S – экономный тип поведения, тип G – оптимальный тип, тип A – тип риска.
Тестовая методика«Рисунок семьи»[8].
Табл.3 Данные, полученныев экспериментальной группе№ Размер рисунка Кол-во членов семьи Расстояние между ними Наличие животных Вид изображения Положительные эмоции Аккуратность исполнения 1 Средний Все (3) Большое Нет Реалистичное 5 баллов 4 балла 2 Маленький Не все (4) Большое Есть Метафоричное 5 баллов 4 балла 3 Средний Все (4) Маленькое Нет Схематичное 3 балла 4 балла 4 Средний Не все (3) Большое Нет Метафоричное 5 баллов 4 балла 5 Средний Все (4) Маленькое Нет Реалистичное 4 балла 3 балла 6 Средний Все (4) Маленькое Нет Реалистичное 5 баллов 5 баллов 7 Маленький Все (4) Большое Нет Реалистичное 5 баллов 5 баллов 8 Средний Все (4) Маленькое Нет Реалистичное 5 баллов 5 баллов 9 Средний Не все (3) Большое Есть Метафоричное 4 балла 3 балла Отметки о наличии признаков
Табл.4 Данные, полученныев контрольной группе№ Размер рисунка Кол-во членов семьи Расстояние между ними Наличие животных Вид изображения Положительные эмоции Аккуратность исполнения 10 Маленький Не все (3) Большое Нет Реалистичное 5 баллов 4 балла 11 Большой Все (6) Маленькое Нет Схематичное 4 балла 3 балла 12 Маленький Все (5) Большое Нет Схематичное 4 балла 4 балла 13 Маленький Все (4) Маленькое Нет Реалистичное 5 баллов 5 баллов 14 Маленький Все (3) Маленькое Нет Схематичное 5 баллов 3 балла 15 Большой Все (4) Маленькое Нет Реалистичное 5 баллов 4 балла 16 Маленький Все (4) Маленькое Нет Схематичное 3 балла 3 балла 17 Средний Все (3) Маленькое Нет Реалистичное 5 баллов 5 баллов 18 Маленький Все (4) Маленькое Нет Реалистичное 4 балла 4 балла Отметки о наличии признаков
У детей экспериментальнойгруппы большинство рисунков средние по размеру, у контрольной – маленькие.Расстояние между членами семьи в контрольной группе маленькое (как символэмоциональной близости), в экспериментальной – как большое, так и маленькое. Вэкспериментальной группе на двух рисунках присутствуют животные (знак того, чтодетям не хватает дружеской, эмоциональной поддержки). Изображения вэкспериментальной группе чаще реалистичное, реже метафорическое, а вконтрольной группе поровну схематичное и реалистичное изображение. Можнопредположить, что дети экспериментальной группы обладают лучшей фантазией итехникой рисования. Положительные эмоции и аккуратность исполнения в обеихгруппах не сильно отличается.
Тестоваяметодика Р.Жиля.
В даннойметодике рассматриваются такие шкалы, как «отношение к матери», «отношение кавторитетному взрослому», «общительность» (в зависимости от частоты выборок).
/>
Рис. 7Показатели по шкале «Отношение к матери».
Отношение к материопределяется частотой предпочтения. В экспериментальной группе 6 детей упоминаютчаще мать, чем отца (в контрольной только 4 человека). Одинаковое число детейэмоционально близко воспринимают отца. Однако своих родителей как супружескуючету дети педагогов рассматривают реже (один ребенок), а дети непедагогов чаще(трое).
/>
Рис. 8 Показатели пошкале «Отношение к авторитетному взрослому».
Отношение к авторитетномувзрослому намного сильнее выражено у детей учителей (8 человек вэкспериментальной и 4 в контрольной группе). У детей, профессия родителейкоторых не связана с преподаванием, данный признак выражен частично (5 человекв контрольной группе).
/>
Рис. 9 Показатели пошкале «Общительность».
Опираясь на этудиаграмму, можно сказать, что дети из экспериментальной группы намногообщительнее, чем в контрольной (7 и 3 человека соответственно). Несколькозакрыты и отгорожены 2 ребенка из контрольной группы и только 1 изэкспериментальной. Средние показатели по данному признаку чаще наблюдаются удетей контрольной группы (4 человека).
Выводы:
Исходя из данных,указанных выше, можно предположить, что профессиональная принадлежностьпрактически не влияет на стиль взаимоотношений родителей с детьми иблагополучные отношения в семье. Однако маленькая выборка и, возможно,невалидный эксперимент не позволяют делать категоричные выводы.
Полученные результатысвидетельствуют о наличии у детей экспериментальной группы некоторыхотличительных особенностей. Учитывая благоприятную эмоциональную атмосферу всемье, следует отметить, что профессия родителя (учитель) в исследованныхсемьях оказывает положительное влияние на ребенка.
Заключение
В результате проведенияисследования гипотеза курсовой работы частично подтвердилась. С одной стороны,профессиональная принадлежность родителей в исследованных семьях практически неоказала влияния на внутрисемейные отношения и на стиль воспитания детей. Сдругой стороны, дети педагогов отличаются от своих сверстников. Они болееоткрыты для общения, любознательны, признают авторитет взрослого человека.Учитывая благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, следует отметить, чтопрофессия родителя (учитель) положительно влияет на ребенка.
Практическая значимостьмоего исследования состоит в возможности разработкипрограммы психолого-педагогической работы с семьями по гармонизации климатасемейного общения. Она определяется также возможностью использованиярезультатов исследования в психологическом консультировании и в работеучебно-воспитательных учреждений. Результаты и выводы исследования могутпослужить основой для разработки программ повышения образовательного уровня ипсихологической компетентности родителей в воспитании детей, а также в курсахлекций для практических психологов, студентов, при разработке методическихпособий по проблемам семейного воспитания.
В качестве рекомендацийдля родителей-педагогов можно предложить прохождение социально-психологическихтренингов, направленных на оптимизацию «родительских установок», а также напринятие учителями своей родительской позиции и осознание необходимостикоррекции профессионально-педагогического самосознания в условияхдетско-родительских отношений.
Совершенствованиекоммуникативных умений может быть более эффективным, если провести совместнуюработу родителей и детей. Таким образом, личный опыт, полученный в процессезанятий, не вступит в противоречие при взаимодействии с ребенком, а наоборот,подтвердится и закрепится. Это окажет важное влияние на развитие личностиребенка, а родители получат возможность познакомиться с эффективными способамиобщения с собственными детьми.
Библиография
1) АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 2002.
2) Бандура А.,Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейныхотношений. М., 1999.
3) БаныкинаС.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования иперспективы развития. М.,2001.
4) Баранов А.А.,Реан. А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии. 1997. №1.С.45-55.
5) БасовМ.Я. Общие основыпедологии. М., 2007.
6) Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. Люди, которые играют в игры. Ленинград,1992.
7) Бернс Р.В.Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
8) Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965.
9) Большаяэнциклопедия психологических тестов. Под ред. Карелина А., М., 2006.
10) Борисова М.В.Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания упедагогов//Вопросы психологии. 2005. №2. С.96-103.
11) Варга А.Я.Структура и типы родительских отношений. Дис. канд. псих. наук. МГУ, 1986. 206с.
12) Джемс У.Психология. СПб, 1992.
13) ЗагвязинскийВ.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.М.,2001.
14) Зеер Э.Ф.Психология профессий//Учебное пособие для вузов. — М., 2003.
15) Кон И.С. Ребеноки общество. М., 1988.
16) Маркова А.К.Психология труда учителя. М., 1993.
17) Митина Л.М.психология профессионального развития учителя. М., 1995.
18) Немов Р.С.Психология. М.,2000, Т.2.
19) Носкова О.Г.Психология труда. М., 2004.
20) Психология:словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М., 1990.
21) Самоукина Н.В.Игры, в которые играют//Психологический практикум. — Дубна, 2000.
22) Самоукина Н.В.Первые шаги школьного психолога. Дубна, 2000.
23) Сорокин П.А.Избранное. М., 1994.
24) Сыманюк Э.Э.Профессионально обусловленные деструкции педагогов//Мир психологии. 2004. №3.С.202-207.
25) Школа и семья:основа союза. АППО, СП-б, 2005.
Приложение 1
Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла
Методика PARI (parentalaltitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей(прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы- американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. Эта методика широкоиспользовалась в Польше и Чехословакии. В нашей стране адаптирована кандидатомпсихологических наук Т. В. Нещерет.
В методике выделены 23аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку ижизни в семье. Из них — 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I- оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дистанция сребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.
Шкалы эти выглядятследующим образом:
Отношение к семейнойроли. Описывается с помощью 8 признаков, ихномера в опросном листе 3,5, 7,11,13,17,19,23:
— ограниченностьинтересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
— ощущениесамопожертвования в роли матери (5);
— семейные конфликты (7);
— сверхавторитетродителей (11);
— неудовлетворенностьролью хозяйки дома (13);
— «безучастность» мужа,его невключенность в дела семьи (17);
— доминирование матери(19);
— зависимость инесамостоятельность матери (23).
Отношение родителей кребенку.
I. Оптимальныйэмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу1,14, 15,21):
— побуждение словесныхпроявлений, вербализаций (1);
— партнерские отношения(14);
— развитие активностиребенка (15);
— уравнительные отношения междуродителями и ребенком (21).
II. Излишняяэмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера поопросному листу 8, 9, 16):
— раздражительность,вспыльчивость (8);
— суровость, излишняястрогость (9);
— уклонение от контакта сребенком (16).
III. Излишняя концентрация на ребенке(описывается признаками, их номера по опросному листу 2,4, 6, 10, 12, 18, 20,22):
— чрезмерная забота,установление отношений зависимости (2);
— преодолениесопротивления, подавление воли (4);
— создание безопасности,опасение обидеть (6);
— исключение внесемейныхвлияний (10);
— подавлениеагрессивности (12);
— подавлениесексуальности (18);
— чрезмерноевмешательство в мир ребенка (20);
— стремление ускоритьразвитие ребенка (22).
Каждый признак измеряетсяс помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности исмыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждениярасположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить кним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схемапересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровойзначимости определяет выраженность признака.
Таким образом,максимальная выраженность признака — 20, минимальная — 5; высокие оценки — 18,19, 20, низкие — 8, 7, 6, 5. Имеет смысл в первую очередь анализировать именновысокие и низкие оценки.
Методика позволяетоценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейнойжизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
— хозяйственно-бытовые,организация быта семьи (в методике это шкалы 3,13,19, 23);
— межсупружеские,связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданиемсреды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
— отношения,обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Высокие оценки по шкале 3свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, овторичности интересов «дела»; обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц,имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи,низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохойинтегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения ксемейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношенийобследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношенияявляются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можносделать сразу, — это оценить детский контакт с точки зрения его оптимальности.Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал; оптимальныйконтакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интереспредставляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманиюособенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряженийв этих отношениях. Методика может также оказать помощь в подготовке ипроведении психологической беседы. Психологическая помощь направляется наразрешение семейных конфликтов.
Признаки:
1. Вербализация
2. Чрезмерная забота
3. Зависимость от семьи ребенка
4. Подавление воли
5. Ощущение самопожертвования
6. Опасение обидеть
7. Семейные конфликты
8. Раздражительность
9. Излишняя строгость
10. Исключение внесемейных влияний
11. Сверхавторитет родителей
12. Подавление агрессивности матери
13. Неудовлетворенность ролью хозяйки
14. Партнерские отношения
15. Развитие активности
16. Уклонение от конфликта
17. Безучастность
18. Подавление сексуальности
19. Доминирование матери
20. Чрезвычайное вмешательство
21. Уравнение отношения
22. Стремление ускорить развитие ребенка
23. Несамостоятельность матери
Ключ.
За ответ A начисляется 4 балла, а — 3 балла, б- 2 балла, Б — 1 балл.
Ответ
№ п/п А а б Б
Ответ
№ п/п А а б Б
Ответ
№ п/п А а б Б
Ответ
№ п/п А а б Б
Ответ
№ п/п А а б Б Значение признака 1 24 47 70 93 Вербализация 2 25 48 71 94 Чрезмерная забота 3 26 49 72 95 Зависимость от семьи ребенка 4 27 50 73 96 Подавление воли 5 28 51 74 97 Ощущение самопожертвования 6 29 52 75 98 Опасение обидеть 7 30 53 76 99 Семейные конфликты 8 31 54 77 100 Раздражительность 9 32 55 78 101 Излишняя строгость 10 33 56 79 102 Исключение внесемейных влияний 11 34 57 80 103 Сверхавторитет родителей 12 35 58 81 104 Подавление агрессивности матери 13 36 59 82 105 Неудовлетворенность ролью хозяйки 14 37 60 83 106 Партнерские отношения 15 38 61 84 107 Развитие активности 16 39 62 85 108 Уклонение от конфликта 17 40 63 86 109 Безучастность 18 41 64 87 110 Подавление сексуальности 19 42 65 88 111 Доминирование матери 20 43 66 89 112 Чрезвычайное вмешательство 21 44 67 90 113 Уравнение отношения 22 45 68 91 114 Стремление ускорить развитие ребенка 23 46 69 92 115 Несамостоятельность
Приложение 2
Тест-опросникродительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Тест-опросникродительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент,ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся запсихологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительскоеотношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структураопросника.
1. Принятие-отвержение.Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержаниеодного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родительуважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремитсяпроводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Надругом полюсе шкалы: ребенок воспринимает своего ребенка плохим,неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успехов вжизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Побольшей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. Кооперация– социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкалараскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается вовсем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оцениваетинтеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордостиза него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть сним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения вспорных вопросах.
3. Симбиоз.Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллахпо этой шкале можно считать, что родитель, стремится к симбиотическимотношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родительощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребностиребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянноощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силуобстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенкусамостоятельности.
4. Авторитарнаягиперсоциализация. Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.При более высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителяотчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенкабезоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всемсвою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволияребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальнымидостижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями,чувствами.
5. Маленькийнеудачник. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Привысоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителяимеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальнуюнесостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом.Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими,несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытымдля дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на егонеуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенкаот трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Ключи копроснику.
1. Принятие – отвержение: 3,4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальнойжелательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32,41, 58.
4. Авторитарнаягиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9,11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчетатестовых баллов.
При подсчететестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый баллпо соответствующим шкалам интерпретируется как:
1. отвержение;
2. социальнаяжелательность;
3. симбиоз;
4. гиперсоциализация;
5. инфантилизация(инвалидизация).
Тестовыенормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов посоответствующим шкалам.
Шкала № 2.«Сырой» балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,3 19,2 31,2 48,82 80,93
Шкала № 1.«Сырой» балл 1 2 3 4 5 6 7 8 Процентильный ранг 0,63 3,79 12,02 «Сырой» балл 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Процентильный ранг 31 53,79 68,35 77,21 84,17 88,6 90,5 92,4 93,67 «Сырой» балл 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Процентильный ранг 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36 100 100 «Сырой» балл 27 28 29 30 31 32 – – – Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100 – – –
Шкала № 3.«Сырой» балл 1 2 3 4 5 6 7 Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
Шкала № 4.«Сырой» балл 1 2 3 4 5 6 Процентильный ранг 4,410 13,860 32,130 53,870 69,300 83,790 95,760
Шкала № 5.«Сырой» балл 1 2 3 4 5 6 7 Процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84, 19 93, 04 96,83 99,37 100
Приложение 3
Тест-опросникудовлетворенности браком
Тест-опросникудовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В.Столиным, Т.Л.Романовой,Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степениудовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласованияудовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросникпредставляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся кразличным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Каждомуутверждению соответствуют три варианта ответа:
А) верно;
Б) трудносказать;
В) неверно.
Ключ: 1в, 2в,3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в. 19в,20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Порядокподсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а или в) совпадает с приведеннымив ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ,не совпадающий с приведенными,-0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл повсем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокийбалл говорит об удовлетворенности браком.
Нормы: всяось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий
1) абсолютнонеблагополучные – 0-16 баллов;
2) неблагополучные– 17-22 баллов;
3) скореенеблагополучные – 23-26 баллов;
4) переходные– 27-28 баллов;
5) скорееблагополучные – 29-32 баллов;
6) благополучные– 33-38 баллов;
7) абсолютноблагополучные – 39-48 баллов.
Ключ№ Баллы 1 1 2 2 1 2 3 2 1 4 1 2 5 1 2 6 1 2 7 2 1 8 2 1 9 1 2 10 1 2 11 1 2 12 2 1 13 1 2 14 1 2 15 2 1 16 1 2 17 2 1 18 1 2 19 1 2 20 1 2 21 1 2 22 2 1 23 2 1 24 1 2
Приложение 4
Тестоваяметодика«удовлетворенность профессией» Ронгинской Т.И.Высказывания Оценки 1.Работа для меня – самое важное в жизни. 1 2 3 4 5 2.Я мог(ла)бы продвинуться в профессии дальше, чем хотел(а) бы 1 2 3 4 5 3.Когда требуется, я работаю до изнеможения. 1 2 3 4 5 4.Моя работа должна быть всегда выполнена безупречно. 1 2 3 4 5 5.После окончания рабочего дня я забываю о работе. 1 2 3 4 5 6.Если я не добиваюсь успеха, я быстро сдаюсь. 1 2 3 4 5 7.По моему мнению, трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. 1 2 3 4 5 8.Меня нелегко вывести из состояния спокойствия. 1 2 3 4 5 9.Моя прежняя профессиональная жизнь была весьма успешной. 1 2 3 4 5 10.Я могу быть доволен(а) моей прошлой жизнью. 1 2 3 4 5 11.Мой спутник/моя спутница (с которым(ой) меня связывают тесные личные отношения) обнаруживает понимание моей работы. 1 2 3 4 5 12.Работа значит для меня всё. 1 2 3 4 5 13.Профессиональная карьера значит для меня немного. 1 2 3 4 5 14.Во время работы я не щажу своих сил. 1 2 3 4 5 15.Ялучше проверю еще несколько раз, чем сдам рабочий результат с ошибками. 1 2 3 4 5 16.Даже в свободное время мои мысли также заняты рабочими проблемами. 1 2 3 4 5 17.Мне очень тяжело справиться с неудачей. 1 2 3 4 5 18.если у меня что-то не получается, то я говорю себе: «Нет, попробую еще раз!». 1 2 3 4 5 19.Я беспокойный человек. 1 2 3 4 5 20. На моем прежнем профессиональном пути я переживал больше успехов, чем поражений (неудач). 1 2 3 4 5 21.В общем и целом я счастлив(а) и доволен(а). 1 2 3 4 5 22.Моя семья не очень интересуется моими проблемами по работе. 1 2 3 4 5 23.Я мог(ла) бы быть совершенно счастлив(а) и без моей работы. 1 2 3 4 5 24.Я считаю себя достаточно честолюбивым(ой) в том, что касается моего профессионального развития. 1 2 3 4 5 25.Пожалуй, я работаю больше, чем нужно. 1 2 3 4 5 26.Для меня вопрос чести не сделать на работе ни одной ошибки. 1 2 3 4 5 27.после работы я могу легко от всего отключиться. 1 2 3 4 5 28.профессиональные провалы могут легко отбить у меня всякое желание работать. 1 2 3 4 5 29.неудачи меня не обескураживают, а побуждают к еще большим усилиям. 1 2 3 4 5 30.Я думаю, что я человек достаточно импульсивный. 1 2 3 4 5 31.Пока у меня еще не было настоящих профессиональных достижений. 1 2 3 4 5 32.У меня есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом. 1 2 3 4 5 33.со стороны моего спутника/моей спутницы (с которым(ой) меня связывают тесные личные отношения) я хотел(а) бы большей заинтересованности моими профессиональными задачами и проблемами. 1 2 3 4 5 34.Работа мне нужна как воздух. 1 2 3 4 5 35.Я стремлюсь к более высоким профессиональным целям, чем большинство других. 1 2 3 4 5 36.Я склонен(а) к тому, чтобы работать на пределе своих сил. 1 2 3 4 5 37.Что бы я ни делал(а), это должно быть (сделано) безупречно. 1 2 3 4 5
38.Конец рабочего дня есть конец рабочего дня, и после этого я уже не
растрачиваю себя на мысли о работе. 1 2 3 4 5 39.Если у меня что-то не получается по работе, то это меня сильно угнетает. 1 2 3 4 5 40.Я уверен(а), что смогу хорошо справиться со всеми требованиями, которые мне предъявит в будущем жизнь. 1 2 3 4 5 41.Я думаю, что для окружающих я источник спокойствия. 1 2 3 4 5 42.В моем профессиональном развитии мне пока практически все удавалось. 1 2 3 4 5 43.Я не могу ни в чем пожаловаться на мою жизнь. 1 2 3 4 5 44.В моей семье я всегда нахожу поддержку. 1 2 3 4 5 45.Я не знаю, как бы я жил(а) без работы. 1 2 3 4 5 46.У меня большие планы на мое профессиональное будущее. 1 2 3 4 5 47.Режим моего дня характеризуется постоянной нехваткой времени. 1 2 3 4 5 48.Для меня работа выполнена только тогда, когда я полностью удовлетворен(а) своей работой. 1 2 3 4 5 49.Рабочие проблемы занимают меня в течение всего дня, до самой ночи. 1 2 3 4 5 50.Я легко падаю духом, если, несмотря на мои усилия, не достигаю успеха. 1 2 3 4 5 51.Неудача может пробудить во мне новые силы 1 2 3 4 5 52.Практически во всех ситуациях я могу оставаться спокойным(ой) и рассудительным(ой). 1 2 3 4 5 53.Моя прежняя жизнь характеризуется профессиональными успехами. 1 2 3 4 5 54.Некоторыми сторонами жизни я изрядно разочарован(а) 1 2 3 4 5 55.Иногда мне хотелось бы больше поддержки со стороны окружающих меня людей. 1 2 3 4 5 56.В жизни есть вещи важнее работы. 1 2 3 4 5 57.Профессиональныый успех является для меня важной жизненной целью. 1 2 3 4 5 58.Я все свои силы отдаю работе. 1 2 3 4 5 59.Мне неприятно, если я должен(а) закончить работу, которая могла бы быть сделана еще лучше. 1 2 3 4 5 60.Мои мысли почти все время крутятся вокруг своей работы. 1 2 3 4 5 61.если я с чем-то не справился(лась), то это отбивает у меня желание работать дальше. 1 2 3 4 5 62.Если мне что-либо не удается, я упорствую и прилагаю все возможные усилия, чтобы добиться успеха. 1 2 3 4 5 63.Стрессовые ситуации и волнения вокруг меня оставляют меня равнодушным(ой). 1 2 3 4 5 64.Мои профессиональные достижения говорят сами за себя. 1 2 3 4 5 65.Найдется совсем немного таких счастливых людей, как я. 1 2 3 4 5 66.Когда мне нужны совет или помощь, всегда кто-нибудь оказывается рядом. 1 2 3 4 5
Ключ: 1 балл- категорически не согласен;
2 балла – несогласен;
3 балла — затрудняюсь ответить;
4 – согласен;
5 баллов –совершенно согласен.Активность в профессии. 1.Субъективное значение деятельности (BA).
Место работы в жизни человека.
№ 1,12, 23, 34, 45, 56. 2.Профессиональные притязания (BE). Стремление к профессиональному росту. № 2, 13, 24, 35, 46, 57. 3.Готовность к энергетическим затратам (VB).
Готовность отдать все свои силы выполнению профессиональных задач.
№ 3, 14, 25, 36, 47, 58. 4.Стремление к совершенству (PS).
Концентрация на качестве выполняемых обязанностей.
№ 4, 15, 26, 37, 48, 59. 5.Способность сохранять дистанцию по отношению к работе (DF).
Способность к релаксации и отдыху после работы.
№ 5, 16, 27, 38, 49, 60. Психическая устойчивость и стратегии преодоления проблемных ситуаций 6.Тенденция к отказу в ситуации неудачи (RT).
Склонность к примирению с ситуацией неудачи и легкому отказу от ее преодоления.
№ 6, 17, 28, 39, 50, 61. 7.Активная стратегия решения проблем (OP). Активная и оптимистическая установка на появляющиеся проблемы и задачи. № 7, 18, 29, 40, 51, 62. 8.Внутреннее спокойствие и равновесие (IR).
Чувство психической стабильности и равновесия.
№ 8, 19, 30, 41, 52, 63. Эмоциональное отношение к работе 9.Чувство успешности в профессиональной деятельности (EE).
Удовлетворенность своими профессиональными достижениями.
№ 9, 20, 31, 42, 53, 64 10.Удовлетворенность жизнью (LZ).
Общая жизненная удовлетворенность с учетом профессионального успеха.
№ 10, 21, 32, 43, 54, 65. 11.Чувство социальной поддержки (SU).
Доверие и поддержка со стороны близких людей, чувство социального благополучия.
№ 11, 22, 33, 44, 55, 66.
На основеанализа показателей отдельных шкал опросника и их взаимосвязей автором методикибыли выделены четыре типа поведения и переживаний в профессиональной среде.
· Тип G (нем. gesund) – здоровый, активный,способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое (но неэкстремальное) значение, контролирующий собственные энергетические затраты,отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач и поражений,которые рассматриваются субъектом деятельности не как источник фрустрации инегативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления.Обобщая, можно представить тип как образец положительной установки навыполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздействием положительныхэмоций.
· Тип S(нем. sparsam) – экономный,бережливый, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат ипрофессиональных притязаний, выраженной склонностью к сохранению дистанции поотношению к профессиональной деятельности, удовлетворенностью к результатамсвоего труда. Характерной чертой этого типа является общая жизненнаяудовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные сработой. Следует, однако, заметить, что такая «экономная» стратегия поведенияэффективна лишь в ограниченных временных рамках, в длительной перспективевероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешностидругих людей. В случае необходимости психологическое вмешательство может бытьнаправлено на повышение мотивации деятельности (например, мотивационныйтренинг).
· Тип A – тип риска А,соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана, характеризующийсяэкстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности,большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой устойчивостью кфрустрации и стрессу. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствиемпсихической перегрузки, стремления к совершенству и связанной с этимнеудовлетворенности эффективностью своей деятельности, а также отсутствиесоциальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностьюдостаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Высокийуровень отрицательных эмоций может быть отражением «кризиса гратификации» какфактора быстрого развития симптомов выгорания. Неблагоприятными последствиямиповедения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройствас высоким риском коронарных заболеваний. Этот тип можно рассматривать какклассический пример типа А, встречающийся в литературе, посвященной описаниюстресса.
Приложение 5
Тест «Рисуноксемьи»
Цельприменения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: наоснове выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенностивосприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция:«Нарисуй семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово«семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь еще разповторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения заданияобычно около 30 минут. При индивидуальном тестировании следует отметить впротоколе:
1. последовательностьрисования деталей;
2. паузыболее 15 секунд;
3. стираниедеталей;
4. спонтанныекомментарии ребенка;
5. эмоциональныереакции и их связь с изображаемым содержанием.
Послевыполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительнойинформации (вербальным путем).
Обычно задаютследующие вопросы:
1. Скажи,кто здесь нарисован?
2. Гдеони находятся?
3. Чтоони делают? Кто это придумал?
4. Имвесело или скучно? Почему?
5. Ктоиз нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Последние двавопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждыйребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечаетформально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен выяснитьсмысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почемуребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следуетизбегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это можетиндуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываютсяпроективные вопросы.
Методика«Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологическогоконсультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактикидеятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушениймежличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценкеребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членамисемьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказатьсловами, т.е. язык рисунка более открыто передает смысл изображенного, чемвербальный язык.
Вследствиепривлекательности и естественности задания эта методика способствуетустановлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимаетнапряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивноприменение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так какполученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенкавербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, отспособности вжиться в воображаемую ситуацию: т.е. от тех особенностейпсихологической деятельности, которые существенны при выполнении заданий,основанных на вербальной технике.
Обработкатеста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме.№ Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков 1 Общий размер рисунка 2 Количество членов семьи 3 Расстояние между членами семьи 4 Наличие животных 5 Вид изображения: 6 Степень проявления положительных эмоций 7 Степень аккуратности исполнения
Приложение 6
Проективнаяметодика Рене Жиля предназначена для исследования сферы межличностных отношенребенка и его восприятия внутрисемейных отношений методика Рене Жиля. Цельметодики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также еговзаимоотношений с окружающими.
Методикаявляется визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей илидетей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявлениеособенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенкаи затрагивающих его ношения с другими людьми.
Перед началомработы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы покартинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы иотвечает.
Ребенокдолжен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя сперсонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбирать его ближеили дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагаетсявыбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся типусоциометрических.
Такимобразом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разнымокружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота исхематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, нетолько делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможностьотносительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественнойоценки результатов, детская проективная методика межличностных отношенийпозволяет представить результаты психологического обследования по рядупеременных и количественно.
Психологическийматериал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условноразделить две большие группы переменных.
1) Переменный,характеризующий конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейномуокружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, кавторитарному взрослому и пр.
2)Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различныхотношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию,социальная адекватность поведения.
Всего авторы,адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
1. отношениек матери,
2. отношениек отцу,
3. отношениек матери и отцу как семейной чете,
4. отношениек братьям и сестрам,
5. отношениек бабушке и дедушке,
6. отношениек другу,
7. отношениек учителю,
8. любознательность,
9. стремлениек доминированию,
10. общительность,
11. отгороженность,
12. адекватность.
Отношение к определенному лицу выражаетсяколичеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий,направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чистопроективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой ипроективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может бытьиспользована как инструментом глубинного изучения личности, а также висследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
Ключ
№
шкал
Назначение
шкал
№
заданий Общее количество заданий 1 Отношение к матери 1-4, 8-15, ’17-19, 27, 38, 40-42 20 2 Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20 3 Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19 10 4 Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 20 5 Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 15 6 Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8Л9, 25, 30, 33-35, 40 20 7 Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 15 8 Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32 10 9 Доминантность 20-22, 39 4 10 Общительность 16, 22-24 4 11 Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30,40-42 15 12 Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38 10