–PAGE_BREAK–3.Психодинамические свойства личности
и индивидуальный стиль деятельности
В данном параграфе нашей задачей будет рассмотреть много-многозначные связи между вторым и третьим уровнем структуры интегральной личности, а именно между ее системой психодинамических свойств и системой социально-психологических свойств.
Как уже было сказано в первом параграфе настоящей главы, наиболее важный способ индивидуализации – помочь ученику сформировать индивидуальный стиль учебной деятельности. И в психологическом плане для решения поставленной нами проблемы необходимо выяснить, какие из психодинамических свойств людей наиболее «влиятельны» при формировании индивидуального стиля деятельности. Здесь нам хотелось бы заострить внимание именно на сочетании «наиболее «влиятельны».
Во-первых, набор много-многозначных связей какого-либо психодинамического свойства со стилевыми свойствами личности не одинаков у всех психодинамических свойств. Как видно из схемы на стр…… одни свойства темперамента в большей мере оказывают влияние на стиль деятельности нежели другие. Во-вторых, невозможно учитывать все свойства темперамента в процессе обучения, что объясняется как неэкономичностью временных и трудовых затрат, так и неразработанностью, точнее неадаптированностью, методик по выявлению всех этих свойств с учетом возрастного критерия (доступности).
С учетом этого мы решили использовать в нашей экспериментальной работе показатели двух свойств темперамента, наиболее ярко проявляющихся и наиболее легко выявляемых. Диалогическая речь является видом совместной деятельности, а именно речевой деятельностью. В процессе ее осуществления происходит вербальное взаимодействие двух операторов. Как в любом другом виде деятельности партнеры в процессе организации диалогической речи характеризуются рядом свойств. И нас больше всего интересуют такие свойства как уверенность в общении, коммуникативные свойства, организаторские свойства, эмоционально-волевые свойства, а также болтливость-молчаливость и покладистость-враждебность (см. схему). Как видно на схеме наиболее широким спектром много-многозначных связей с указанными выше свойствами (т.е. наиболее «влиятельными») являются такие психодинамические свойства, как, прежде всего, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность, эмоциональная возбудимость и пластичность-ригидность. Мы же, как было уже сказано, будем пользоваться показателями проявлений двух из выше перечисленных психодинамических свойств, наиболее «влиятельных», — экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-эмоциональная лабильность (невротизм).
Основным вопросом проблемы, обозначенной в названии данного параграфа, является вопрос о влиянии психодинамических свойств на эффективность, успешность деятельности. Прежде бытовало мнение, что свойства темперамента оказывают влияние преимущественно на динамику деятельности и способов достижения результатов. [29;167] Свойства темперамента имеют формально-динамический характер. Они являются формальными потому, что «не связаны с каким-либо специфическим социально значимым содержанием ситуации». [14;89] В этой ситуации содержательные аспекты личности (мотивы, цели и т.д.) в значительной степени подчиняют себе формально-динамические свойства. Иными словами конечные результатом деятельности оказываются независимыми от свойств темперамента. Одной из возможных причин для такого утверждения заключается, по-видимому,
–PAGE_BREAK–Диада холерик – флегматик
I. Задачи дифференцированы.
Инициатива возлагается на холерика. Ситуация: «Учащийся звонит своему однокласснику».
Задача холерика: «Ask your classmate about the home-task for tomorrow»
Задача: «Give him information about the home-task»
Asking for information
Giving information
Asking for explanation
Giving explanation
Expressing emotions
Expressing regret
Asking for A I
Giving A I
II. У партнеров общая задача.
Задача: «Discuss the plan of excursion» (дается карта города)
making suggestion
giving disagreement,making suggestion
asking for information
giving information
expressing agreement
asking for information
giving information
expressing pleasure
III. Задачи дифференцированы.
Ситуация взята из рассказа “Two Gentlemen of Verona”.
Задача для флегматика: “You are the narrator ask Jacopo about his life”.
Задача для холерика: “You are Jacopo tell the gentleman about all kind of work you have to do”.
Условия выполнения речевых упражнений то же, что и в предыдущей диаде. Хотелось бы обратить внимание на третье упражнение. Ситуация для этого РУ была взята из художественного произведения. Учащиеся должны достаточно хорошо знать то или иное произведения, чтобы на его основе составлять диалоги. Учитель может предлагать либо ситуации, о которых речь идет непосредственно в тексте, либо в контексте того или иного рассказа создать и предъявить учащимся новую ситуацию, предполагающую использование языкового материала этого рассказа (отрывка). Как и в предыдущем случае, диалогическую речь холерика-флегматика оптимальнее организовывать в середине урока.
Диада флегматик — флегматик
Самое удобное в организационном плане сочетание, так как партнеры имеют сходную структуру темперамента и, следовательно, имеют сходный набор стилевых свойств.
I. Задачи дифференцированы.
Ситуация:
Задача 1: “Inform Andrew that you can not join his family in the trip to Moscow”
Задача 2: “Express your regret”
II. Задача — общая: “One of you is a Russian, the often is an Englishman. Talk about the traditions of the New Year celebrating in your countries”
(на основе текстов, прочитанных дома)
Russian
Englishman
Что касается условий выполнения РУ флегматиками, нужно особое внимание уделить процессуальным характеристикам речевой деятельности. Им нужно больше времени для обеспечения нормативности речи. Набор речевых клише должен быть ограничен: у флегматиков наблюдается тенденция использовать все вербальные опоры, что иногда приводит к тавтологии.
В контрольной группе использовались те же приемы и средства, но без учета типологической совместимости.
3.Контрольный срез
Цель этого этапа – выявить наличие или отсутствие изменений речевых характеристик каждого из представителей четырех типов. Срез проводился в обеих группах. Контрольное задание – составить диалог в соответствии с заданной ситуацией. Условия выполнения: на подготовку отводится 7-8 минут; использование вербальных опор исключено. Объектами контроля были две пары: в экспериментальной группе – динамические (диады сангвиник-меланхолик и холерик-флегматик), в контрольной группе – статические пары (случайная типологическая совместимость исключалась).
Результаты представлены в таблицах.
Таблица 5. Оценка речевых характеристик сангвиника
характеристика
экспериментальная группа
контрольная группа
темп речи
9
8
время подготовки
7
6
развернутость речи
8
6
инициативность
7
7
нормативность речи
7
6
Таблица 6. Оценка речевых характеристик холерика
характеристика
экспериментальная группа
контрольная группа
темп речи
7
7
время подготовки
7
8
развернутость речи
7
6
инициативность
7
7
нормативность речи
7
5
Таблица 7. Оценка речевых характеристик флегматика
характеристика
экспериментальная группа
контрольная группа
темп речи
9
8
время подготовки
7
6
развернутость речи
6
6
инициативность
6
6
нормативность речи
9
9
Таблица 8. Оценка речевых характеристик меланхолика
характеристика
экспериментальная группа
контрольная группа
темп речи
5
5
время подготовки
5
5
развернутость речи
5
5
инициативность
6
6
нормативность речи
8
7
продолжение
–PAGE_BREAK–