ГОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»Реферат«Влияние различных веществ на рост и развитие растений»Выполняла ученица 9 класса «А» Коробкова А.Д. Руководитель: Кудряшова Е.Е.Москва, 2011 г.ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………3 Теоретическая часть 1.1 Факторы роста и развития растения………………………………………………….5 1.2 Влияние тяжелых металлов на рост и развитие растений…………………………6 2. Экспериментальная часть 2.1. Результаты исследования. Анализ сухого остатка……………………………….14 3. Заключение……………………………………………………………………………….19 Список литературы……………………………………………………………………….21ВведениеАктуальность исследования. Крупными по размерам очагами интенсивного загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами являются мегаполисы: Москва – один из них. В таком густонаселенном городе необходимо учитывать воздействие солей тяжелых металлов на здоровье человека как в жилищах, так в рабочих и учебных местах. Актуальность моего исследования следует из того, что жилища и рабочие места практически всегда плохо проветриваются, а на источники тяжелых металлов обычно не обращают внимания. Особенно, вредному воздействию солей тяжелых металлов подвержены растения, которые есть в каждом доме или квартире. Растения легко накапливают различные вещества и не способны к активному движению. Следовательно, по их состоянию можно судить об экологической обстановке. А поскольку растения являются биоиндикаторами, т. е многие изменения имеют специфические проявления, они идеально походят для исследовательской работы. Таким образом, в данной работе необходимо выяснить, как именно соли тяжелых металлов влияют на рост и развитие растений.Целью исследования является накопление и обработка данных о влиянии солей тяжёлых металлов на рост и развитие растений, а так же сравнение информации из используемой литературы с результатами научного эксперимента, который я собираюсь провести и затем описать в моей работе. Перед тем как начать экспериментальную деятельность мною были поставлено несколько важных задач: – изучить научную литературу, касающуюся данного вопроса – составить предварительный вывод о влиянии солей тяжёлых металлов на рост и развитие растений, опираясь на изученные мной литературные источники – подтвердить или опровергнуть полученные знания путём исследования. Работа основана на сравнении данных из литературных источников и научного эксперимента, а также его анализе. Как основные научные источники мною были выбраны несколько книг: «Микроэлементы и жизнь» О.К. Добролюбского; «Микроэлементы и естественные радиоактивные элементы в жизни растений и животных» А.А. Дробкова и «Вредные химические вещества. Неорганические соединения I-IV групп» (Под ред. В.А. Филова и др.). В данных книгах содержится информация о влиянии различных условий и солей тяжелых металлов на рост и развитие растений. Однако большинство данных были опубликованы давно (1956-2005гг), кроме того информация о влиянии отдельных ионов тяжелых металлов раскрыта не достаточно. В книге О.К. Добролюбского «Микроэлементы и жизнь» содержатся основные сведения о влиянии солей тяжелых металлов на организмы как при недостатке, так и при избытке. «Микроэлементы и естественные радиоактивные элементы в жизни растений и животных» А.А. Дробкова раскрывают более подробно влияние тяжелых металлов на процессы жизнедеятельности организмов (работа ферментов, гормонов, витаминов). «Вредные химические вещества. Неорганические соединения I-IV групп» (Под ред. В.А. Филова и др.) показывает влияние избытка тяжелых металлов на животных и растения. В качестве современных источников литературы были выбраны книги Шапиро Я.С. «Биологическая химия» и «Общая химия» под ред. Ершова Ю.А. ^ 1. Теоретическая часть1.1 Факторы роста и развития растения. Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по мере роста, а также учитывать факторы, непосредственно влияющие на их рост и развитие. Растения, находясь в постоянном развитие, увеличиваются в размере, формируют органы размножения, цветут, плодоносят и так далее. Для того что бы растение начало расти и в дальнейшем благополучно развивалось необходимы определенные факторы развития. Самыми важными и незаменимыми являются свет, тепло, вода и кислород. Рассмотрим каждый из перечисленных факторов подробнее.1. Свет. Свет является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие растений, так как он необходим для синтеза органических веществ в процессе фотосинтеза. Благодаря свету растение получает тепло и энергию, свет также стимулирует активность, ускоряет созревание плодов и определяет длительность цветения. Хлорофилл, содержащийся в растении, получая достаточное количество света, преобразовывает неорганические вещества в органические. Однако чрезмерное освещение может навредить некоторым видам растений, рассаде или молодым саженцам. Поэтому некоторые из них следует искусственно притенять, используя подручные материалы. 2. Тепло. Температура окружающей среды также оказывает влияние на рост и развитие растений. То или иное растение произрастает в разных климатических зонах, а значит и в разных температурных пределах. В первую очередь, от показателей температуры зависят дыхание растения и количество поглощаемой им влаги. При низких температурах рост и активность растений замедляются и, как следствие, наступает период покоя. Так, слишком высокие температуры воздуха, или наоборот слишком низкие, могут навредить растению. Различают три основные температурные точки: минимальная температура, при которой начинается рост растения; оптимальная, то есть наиболее благоприятная для роста; и максимальная, при которой, прекращается усваивание питательных веществ и растение может погибнуть. 3. Вода. Вода необходима для поддержания жизнедеятельности растения. Воду растения получают из почвы или из влажного воздуха. От избытка в почве воды растение может задохнуться и погибнуть. А из-за недостаточного снабжения растения водой задерживается рост побегов и кратковременно стимулирует с последующим торможением рост корней. 4. Кислород. Также растения, несомненно, нуждаются в кислороде, так как с помощью «дыхания» в растение поставляется энергия (для ростовых процессов) и углекислый газ, который важен в процессе фотосинтеза, так как он восстанавливается до органических веществ. Избыток углекислого газа на короткое время повышает растяжимость клеточных стенок и стимулирует рост клеток растения.^ 1.2 Влияние тяжелых металлов на рост и развитие растений. Тяжелые металлы – биологически активные металлы. Тяжелые металлы относятся к загрязняющим веществам, наблюдения за которыми обязательны во всех средах. Термин «тяжелые металлы», характеризующий широкую группу загрязняющих веществ, получил в настоящее время значительное распространение. Пристальное внимание тяжелым металлам в окружающей среде стало уделяться, когда выяснилось, что они могут вызывать тяжелые заболевания. К тяжелым металлам относят более 40 металлов периодической системы Д.И. Менделеева с атомной массой свыше 50 атомных единиц: V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cd, Sn, Hg, Pb, Bi и др. В соответствии с классификацией Н. Реймерса, тяжелыми следует считать металлы с плотностью более 8 г/см3, такие как – Pb, Cu, Zn, Ni, Cd, Co, Sb, Sn, Bi, Hg.[2, стр. 9] Тяжелые металлы, как известно, в малых количествах являются необходимой частью живых организмов. В биологии их называют микроэлементами. Но накопление тяжелых металлов может привести к сильному изменению состояния любого организма. Например, к снижению скорости роста, увяданию надземной части растения, повреждению его корневой системы или к изменению водного баланса и т д. У животных возникают заболевания различных систем органов: дыхательной, пищеварительной, эндокринной и нервной систем. Причиной накопления большого количества металлов в растениях является загрязнение почвы. Соли тяжелых металлов частично переходят в растворимую форму и поступают в корневую систему растений.[8, стр. 3]. Также соли тяжелых металлов непродолжительное время могут находится в воздухе и вызывать отравления дыхательных путей. Соли тяжелых металлов обладают неодинаковыми свойствами: различной растворимостью, подвижностью соединений в почве и доступностью для растений. Поступление соединений тяжелых металлов в корни растений связано с минеральным питанием растений. Чем глубже в почву проникают корни растений, тем меньше в них накапливаются тяжелые металлы. А чем ниже температура прорастания семян растений, тем активнее эти растения накапливают тяжелые металлы.[3, стр. 47] Ионы тяжелых металлов не подвержены биохимическому разложению и могут образовывать летучие газообразные и высокотоксичные металлоорганические соединения. Из этого следует, что они очень легко могут загрязнять окружающую среду, не имея при этом ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Из известных 40 тяжелых металлов для описания были выбраны основные 7 (Со, Мо, Ni, Mn, Cu, Zn, Pb). Их влияние на организмы наиболее изучено и представляет интерес для изучения.1.2.1.Кобальт Кобальт – элемент 4 периода VIII Б группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, довольно редкий на Земле (1,8·10-3% от массы земной коры). В природе встречается вместе с железом, серой и мышьяком в кобальтовом колчедане (CoNiFe)3S4 и кобальтовом блеске CoAsS.[4, стр 45] В биосфере кобальт преимущественно рассеивается, однако на участках, где есть растения – концентраторы кобальта, образуются кобальтовые месторождения. В верхней части земной коры наблюдается резкая дифференциация кобальта – в глинах и сланцах в среднем содержится 2·10-3% кобальта, в песчаниках 3·10-5, в известняках 1·10-5. Наиболее бедны кобальтом песчаные почвы лесных районов. Содержание кобальта в почвах определяет количество этого элемента в составе растений данной местности, а от этого зависит поступление кобальта в организм травоядных животных. Кобальт применяют в сельском хозяйстве как микроудобрения – удобрения, содержащие микроэлементы (B, Cu, Mn, Zn, Co и др.), т е вещества, потребляемые растениями в небольших количествах.[3, стр 29] В растениеводстве значение кобальта в основном определяется его ролью в развитии клубеньковых бактерий, поселяющихся на корнях бобовых растений. Поэтому бобовые культуры (клевер, люцерна, горох, фасоль, соя, бобы) в первую очередь нуждаются в этом микроэлементе.[4, стр. 45] Кобальт обнаружен в составе особого фермента микроорганизмов – метионинсинтетазы. Благодаря этому ферменту осуществляется биосинтез аминокислоты метионина, относящейся к числу незаменимых для организма животных и человека аминокислот.[4, стр. 46] Роль кобальта в биологических системах обусловлена тем, что он участвует в обмене белков и углеводов, входит в состав витамина В12 (цианкобаланина), необходимого для жизнедеятельности организма человека и животных. .[1, стр. 32] В микродозах кобальт является необходимым элементом для нормальной жизнедеятельности многих животных организмов. Вместе с тем повышение концентрации соединений кобальта являются токсичными. Вредное воздействие кобальта в высоких концентрациях связывают главным образом и в первую очередь с тем, что избыточное поступление кобальта в организм сопровождается состоянием гипоксии или «ощущением» клеткой нехватки кислорода. [2, стр. 21]1.2.2 Молибден Молибден – элемент 5 периода VI Б группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, довольно редкий. Молибденит MoS2 – основной минерал этого химического элемента.[4, стр. 44]Молибден в организме растений, животных и человека постоянно присутствует как микроэлемент, участвующий преимущественно в азотном обмене. Молибден необходим для активности ряда окислительно-восстановительных ферментов (флавопротеидов), катализирующих восстановление нитратов и азотфиксацию у растений. В растениях молибден стимулирует биосинтез нуклеиновых кислот и белков, повышает содержание хлорофилла и витаминов. Растворимые молибдаты в небольших дозах вводят в состав микроудобрений. [2, стр. 25] Больше всего молибдена находится в болотистых почвах и почвах тундр. Богатство почв органическими веществами обуславливает низкий окислительный потенциал среды. Наиболее растворимы в воде и доступны для растений соединения Мо6+ в нейтральной и слабощелочной среде. На кислых почвах молибден малодоступен растениям, поэтому в таких условиях сказывается положительно внесение молибденовых удобрений. Молибден особенно важен для бобовых растений; он концентрируется в клубеньках бобовых, способствует их образованию и росту и стимулирует фиксацию клубеньковыми бактериями атмосферного азот.[1, стр. 41] Также Молибден незаменимый участник ассимиляции нитратного азота, входящий в состав фермента нитратредуктазы, который обеспечивает восстановление нитратов в нитриты.[4, стр. 44] В растениях при недостатке молибдена нарушается азотный обмен: появляются признаки азотного голодания, в тканях накапливается нитратный азот. Особенно чувствительны к недостатку этого элемента бобовые, цветная капуста, помидоры и цитрусовые, выращиваемые на почвах с повышенной кислотностью. Избыток молибдена ведёт к снижению веса, нарушению работы почек и остеохондроз у животных. Для растений избыток молибдена связан с остановкой усвоения меди.1.2.3 Никель Никель – элемент 4 периода VIII Б группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, его содержание в земной коре составляет 5,8·10-3% по массе. Важнейшие минералы никеля – никелин NiAs и пентландит – сульфид никеля и железа (Fe,Ni)9S8. [4, стр. 47] В биологических системах никель обнаружен в составе ряда ферментов растений и микроорганизмов[4, стр. 47]. Никель содержится в ферменте уреазе сои, бобов, табака, ряски. Никель и его соединения обладают высокой токсичностью. Особенно вредны летучие соединения никеля. Растения в районе никелевых месторождений могут накапливать в себе значительные количества никеля. Повышенное содержание никеля в почвах (например в Южном Урале) приводит в эндемическим заболеваниям: в особенности у растений появляются уродливые формы. Недостаток никеля ведет к уменьшению количества гемоглобина в крови, излишнему накоплению жира в печени и нарушению ее работы. У растений проявление недостатка никеля схоже с нехваткой кобальта. Типичные симптомы токсического действия никеля: хлороз, появление желтого окрашивания с последующим отмиранием, остановка роста корней и появления молодых побегов или ростков, деформация частей растения, необычная пятнистость, в некоторых случаях – гибель всего растения.[3, стр. 61]. Для животных избыток никеля ведет к нарушению зрения.1.2.4 Марганец Марганец – элемент 4 периода VII Б группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, достаточно распространённый в земной коре (0,1% от общей массы). Его основные руды – это пиролюзит МnО2 и гаусманит Mn3O4. Марганец концентрируют ржавчинные грибы, диатомовые водоросли, некоторые моллюски, ракообразные, а также рыжие муравьи.[4, стр. 41] Марганец входит в состав ряда ферментов пептидаз, обеспечивающих расщепление в пептидах связи С-N, то есть участвует в обмене аминокислот и белков. Синтез жирных кислот также требует присутствия соединений Mn. [4, стр. 42] Важна роль катионов Mn и в обмене нуклеиновых кислот. Они активируют ферменты, обеспечивающие распад фосфодиэфирной связи в молекулах ДНК и РНК. Незаменим марганец и для азотистого обмена, прежде всего в растениях, бактериях и грибах. Он входит в состав ферментов, обеспечивающих заключительный этап восстановления нитратного азота в аммонийный.[4, стр. 42] При недостатке марганца в почвах (низком содержании либо неблагоприятных условиях для усвоения его растениями) возникают заболевания растений. Дефицит марганца вызывает появление на листьях межжилкового хлороза: жилки остаются зелёными, а ткань между ними желтеет и позднее отмирает. Обычно при этом заболевании происходит задержка роста растений и их гибель. У различных видов растений заболевание марганцевой недостаточностью имеет свои специфические проявления и получило соответственные названия.[2, стр. 63] Явление недостаточности марганца у растений в виде специфических заболеваний наблюдается при значительном дефиците марганца в почвах, однако и при относительном недостатке подвижного марганца могут наблюдаться «стертые» формы недостаточности, проявляющиеся в задержке роста, уменьшении урожайности и т. п. Обогащение растений марганцем ведет к улучшению роста, плодоношения деревьев и урожайности многих культур, что нашло практическое использование. В качестве удобрений применяют отходы марганцеворудной промышленности, отходы производства серной кислоты и др. От избытка марганца растения теряют зеленую окраску, на стеблях появляются бурые полосы, нижние листья опадают. Избытка марганца для большинства животных не описано, однако известно, что в марганцевых шахтах у рабочих нарушается проводимость нервных импульсов.1.2.5 Медь Медь – элемент 4 периода I Б группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, содержание которого в земной коре составляет 4,7·10-3% по массе. Встречается в составе более 170 минералов, среди которых наиболее известны медный колчедан, или халькопирит CuFeS2, халькозин Cu2S, ковелин Cu5FeS4, и др.[4, стр. 36] Наряду с железом медь входит в состав окислительно-восстановительных ферментов нитритредуктазы и гипонитредуктазы. Эти ферменты активируют в растениях и микроорганизмах (грибах и бактериях) поэтапное восстановление нитратного азота. Таким образом, от работы этих ферментов зависит усвоение растениями и микроорганизмами важнейшего биогенного элемента – азота.[4, стр. 37] Содержащий медь фермент полифенолоксидаза регулирует активность в растениях гормонов роста и развития – ауксинов. В растениях до 75% меди концентрируется в хлоропластах, где сосредоточен белок синего цвета пластоцианин, содержащий медь. Этот белок активно участвует в транспорте электронов при фотосинтезе.[4, стр. 37] Недостаток меди приводит к пожелтению молодых листьев растений, они теряют упругость, а в жаркую погоду увядают; задерживается образование стеблей, семян и плодов. Медное голодание усиливается при обилии в почве азота, а также железа Fe (II), которое служит физиологическим антагонистом меди.[2, стр. 64] В то же время в больших дозах медь токсична, особенно для грибов и бактерий. На протяжении более 200 лет садоводы всего мира применяют для борьбы с грибными и бактериальными болезнями растений бордоскую медь, которая содержит в себе основную сернокислую медь CuSO4·3Cu(OH)2. В отличие от медного купороса бордоская жидкость имеет нейтральную реакцию и не вызывает ожогов у растений. Избыток меди для высших растений выражается в замедлении роста и появлению бурых пятен на нижних старых листьях. Для человека высокая концентрация меди ведет к разрушению печени. Определить избыток меди в организме можно по желтым и зеленым кольцам на радужной оболочке глаз.1.2.6 Цинк Цинк – элемент 4 периода II Б группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, относится к числу элементов средней распространённости (8,3·10-3% от общей массы земной коры) В природе встречается в виде сфалерита, или цинковой обманки ZnS, и некоторых других минералов.[4, стр. 38] Цинк является компонентом ряда ферментных систем. Он необходим для образования дыхательных ферментов – цитохромов А и Б, цитохромоксидазы (активность которой резко падает при недостаточности цинка), входит в состав фермента алкогольдегидразы (разрушает этиловый спирт). Цинк связан с превращением содержащих сульфгидрильную группу соединений, функция которых состоит в регулировании уровня окислительно-восстановительного потенциала в клетках. При недостатке цинка в вакуолях клеток накапливаются продукты неполного окисления углеводов и белков; в листьях обнаруживается больше редуцирующих сахаров и фосфора и меньше сахарозы и крахмала. При отсутствии цинка нарушается процесс фосфорилирования глюкозы. Недостаток цинка ведет к значительному уменьшению в растениях ростового гормона – ауксина. Цинк является составным компонентом фермента карбоангидразы. Входя в состав карбоангидразы, цинк влияет на важнейшую фотохимическую реакцию «темновой» утилизации углекислого газа растениями и на процесс выделения СО2, то есть на процесс дыхания растений.[1, стр. 109] Растения, развивающиеся в условиях недостаточности цинка, бедны хлорофиллом; напротив, листья, богатые хлорофиллом, содержат максимальные количества цинка. В зеленых листьях цинк, возможно, связан с порфиринами. [2, стр. 75] Под влиянием цинка происходит увеличение содержания витамина С, каротина, углеводов и белков в ряде видов растений, цинк усиливает рост корневой системы и положительно сказывается на морозоустойчивости, а также жаро-, засухо- и солеустойчивости растений. Болезни недостаточности цинка распространены преимущественно среди плодовых деревьев; могут заболевать также хвойные растения и кукуруза. Некоторые растения особенно отзывчивы на цинковые удобрения. При использовании минеральных удобрений, содержащих 20 кг сернокислого цинка на 1 га, наблюдается больший урожай зерна кукурузы, чем от применения любой удобрительной смеси без цинка. При этом кукуруза, больная «побелением верхушки», полностью выздоравливает – исчезает хлороз, появляются нормальные зеленые листья. Избыток цинка ведет к язве желудка и ослаблению иммунной системе человека. В растениях избыток цинка приводит к недостатку меди.1.2.7 Свинец Свинец – элемент 6 периода IV Б группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, его содержание в земной коре составляет 1,6-103%. Известно около 80 минералов, содержащих свинец. Роль свинца в жизнедеятельности организмов изучена недостаточно. Известно, что он необходим для организмов в небольших количествах. Дефицит свинца понижает скорость роста животных, нарушает обмен железа, изменяет действие некоторых ферментов и концентрацию отдельных веществ в печени, связанных со статусом железа. Свинец и его соединения, особенно органические, весьма токсичны. Токсическое действие свинца связано с тем, что он образует связи с большим числом анионов. Соединения свинца влияют на синтез белка, (нарушает синтез гемоглобина) энергетический баланс клетки (дыхание) и ее генетический аппарат (вызывает мутации). [7, стр. 248]Установлено, что свинец – один из элементов, присутствие которых в продуктах питания влияет на развитие кариеса. Свинец снижает урожайность растений, подавляет процесс фотосинтеза, препятствует поступлению некоторых микроэлементов в организм. Внешние признаки: появление тёмно-зелёных листьев, скручивание старых листьев, чахлая листва. Существуют многочисленные доказательства постепенного накопления свинца в растениях, тканях животных и человека в результате повседневного загрязнения окружающей среды свинцом. С пищей, водой, атмосферным воздухом человек ежесуточно поглощает до 100 мкг свинца. (Безопасным для человека считают суточное поступление 0,2 – 2 мг свинца.)[5, стр. 326]^ 2. Экспериментальная часть2.1 Результаты исследования Целью экспериментальной части исследования является обработка данных о влиянии солей тяжёлых металлов свинца и меди на рост и развитие растений, а так же сравнение информации из используемой литературы с итоговыми результатами эксперимента. Влияние солей свинца и меди изучено недостаточно, что представляет особый интерес для исследования. Для проведения исследования было выбрано быстрорастущее съедобное растение из рода Клоповников – кресс-салат. Это растение было выбрано в связи с его нетребовательностью к различным видам почв, а так же в связи с его живучестью.[7] Кресс-салат быстро растет и является биоиндикатором, что делает его самым удачным объектом для проведения опытов в короткие сроки. В качестве токсичных ионов нами были выбраны ионы свинца и меди, т. к. они накапливаются в растениях и не выводятся в результате обмена веществ. Кроме этого соли свинца и меди могут вызывать тяжелые отравления организма. Выращивание растений производилось в январе-феврале 2011 года. Грунт и количество почвы у всех образцов было одинаковым. В процессе эксперимента производилось регулярное наблюдение – ежедневное измерение растений, зрительная оценка состояния кресс-салата в разных группах, фотосъёмка растений. Всего было взято четыре контрольные группы растений, каждая по 16 штук, которые поливались водой содержащей тяжелые металлы, отстоявшейся водопроводной водой и талым снегом: Растения, которые поливались отстоявшейся водопроводной водой. Растения, которые поливались талой водой (снег собирался в районе ул. Игральной на обочине проезжей части). Растения, которые поливались водой, содержащей CuSO4 (сульфат меди II). Концентрация 0,05г/10л. Растения, поливавшиеся водой, содержащей Pb(NO3)2 (нитрат свинца). Концентрация 0,02мг/10л. Данные концентрации выбраны именно такими по причине отсутствия аналитических весов в химической лаборатории гимназии. Школьные весы позволяют взвешивать вещества с массой не менее 0,02 мг, поэтому для уменьшения концентрации веществ был взят объем воды 10 литров. Результаты моих наблюдений представлены в следующих записях:20.01.10 Произведена посадка 64 семян растений в почву для дальнейшего проращивания.23.01.10 Появились первые всходы.24.01.10 Растения окрепли. Начата поливка растений как отстоявшейся водопроводной водой, так и водой содержащей соли тяжелых металлов. Далее представлена таблица наблюдений за растениями в период с 24 января по 13 февраля.Таблица развития растений 1 Растения 3 и 4 группы поливались растворами, превышающими ПДК (Предельно Допустимая Концентрация)^ CuSO4 – 0,05г/10л – превысили в 10 разPb(NO3)2 – 0,02мг/10л – превысили в 200 раз Группа растений Дата наблюдения Наблюдение (рост растений) I группа(Контроль) 24.01.2011 8мм 27.01.2011 2см-3.2 см 01.02.2011 1шт сломалась 2.9 см-5.7см 03.02.2011 2шт сломались 3.4 см-6.3см 05.02.2011 1шт сломалась, перестали впитывать воду. Размер растений: 3,8см-6.8см 06.02.2011 1шт сломалась, начал расти настоящий лист, сильно выросли стебли растения, прекратила полив растений 3.9см-6.8см начал прорезаться настоящий листик 10.02.2011 4.1см-7.2см, поливку так и не начала, растения не до сих пор не впитывают воду. 12.02.2011 4.3см –7,5см 13.02.2011 4.5см–7.7см последний день наблюдений, в связи с гибелью большинства растений II группа(Снег) 24.02.2011 6мм 27.01.2011 Самые маленькие из всех групп растений. Размер растений: 1.5см–2.5см 30.01.2011 1шт сломалась 2.5см-4.9см 03.02.2011 1шт погибла, растения стали хилыми, выглядят хуже остальных групп растений. Размер растений: 3.6см-6.2см 06.02.2011 2шт сломались, перестали поливаться, так как перестали впитывать воду. Размер растений 3.8см-6.7см 08.02.2011 4.1см-7см, появился настоящий лист 10.02.2011 Практически не изменились в росте, настоящий лист стал ещё больше, поливать не начала, так как воду до сих пор не впитывают 12.02.2011 4.2см-7.3см, самое большое количество выживших растений 13.02.2011 4.6см-7.4см, последний день наблюдений, в связи с гибелью большинства растений III группа(Cu) 24.01.2011 7мм 27.01.2011 1шт погибла 1.5см-3.2см 01.02.2011 1шт сломалась 2.7см-6см 03.02.2011 растения выглядят хилыми, 1шт завяла, становятся тёмно-зелёного цвета, гораздо темнее, чем остальные группы растений. Размер растений: 3.2см-6.7см 05.02.2011 1шт завяла, 5шт упало, 1шт сломалась, начали плохо впитывать воду. Размер растений: 3.3см-6.9см 07.02.2011 Начал прорезаться новый настоящий листик, растения совсем перестали впитывать воду, в связи с этим прекратила полив 7шт растут, остальные упали и сломались. Размер растений 3.4см-7.3см 10.02.2011 Практически все растения упали, выглядят вялыми и безжизненными по сравнению с остальными группами растений 2шт упали 12.02.2011 3.7см-7.8см стоят только 5шт, все остальные упали, выглядят безжизненно 13.02.2011 3.8см-8см последний день наблюдений, в связи с гибелью большинства растений IV группа(Pb) 24.01.2011 8мм 27.01.2011 1.6см-2.3см 1шт завяла 01.02.2011 Несколько растений упало начинают заворачиваться листья 2.7см-5.8см 03.02.2011 1шт упала и сломалась, все растения наклонились в одну сторону, ещё сильнее завернулись листья. Размер растений: 3.1см–6.2см 05.02.2011 2шт упали и сломались, начал расти настоящий лист прекратила поливать, т к растения перестали впитывать воду. Размер растений: 3.4см–6.7см, 07.02.2011 2шт упали, хорошо виден настоящий лист, некоторые растения выглядят достаточно хилыми. Размер растений 3.6см–7см 10.02.2011 1шт сломалась, практически все растения выглядят хилыми и безжизненными, практически не изменились в росте, самый большой настоящий лист из всех групп растений 12.02.2011 Выглядят больными, 1шт завяла. Размер растений: 4.5-7.9 13.02.2011 4.6см-8см последний день наблюдений, в связи с гибелью большинства растений Из данных, приведенных в таблице, следует, что по сравнению с контрольной группой растения поливаемые раствором нитрата свинца росли более интенсивно, рост кресс-салата поливаемых талой водой и раствором сульфата меди был замедлен. Состояние растений различных групп отличалось: через 6 дней наблюдения растения 2 и 3 группы начали ломаться, у растений 4 группы стали заворачиваться листья. У растений, поливаемых талой водой отставание в росте наблюдалось раньше других (через 8 дней), кресс-салат со свинцом опередил в росте растения контрольной группы.^ 2.2. Анализ сухого остатка на ионы свинца и меди. После окончания исследования скорости роста кресс-салата, мной был проведен анализ сухого остатка на наличие ионов свинца и меди в каждом образце. Для этого растения были высушены, каждая группа растений сожжена отдельно, и проанализирована на наличие ионов. Далее приведены примеры качественных реакций на ионы свинца и ионы меди: 1. Качественная реакция на ионы свинца: ионы свинца в растворе определяют с помощью йодид иона I- Pb2++2I-=PbI2 В качестве источника йодид- ионов был взят раствор йодида калия. 2. Качественная реакция на ионы меди: ионы меди в растворе определяют с мощью сульфид ионов S2- Cu2++S2-=CuS В качестве источника сульфд-ионов был взят раствор сульфида натрия.Результаты анализа: В контрольной группе растений не определился ни один из исследуемых ионов. В группе растений, поливаемых талым снегом определились ионы свинца и в очень малом количестве ионы меди. В сухом остатке растений, поливаемых раствором, содержащим меди были обнаружены лишь следы меди. В группе растений, поливаемых раствором нитрата свинца определились ионы свинца только на следующий день. В результате проводимой работы, я пришла к следующим выводам: Свинец стимулирует рост кресс-салата, при этом вызывает скручивание листьев и преждевременную гибель растений. В растениях накапливается медь и вызывает небольшое замедление роста кресс-салата и ломкость стеблей. Анализ растений, поливаемых талой водой показал, что в снеге собранном вдоль дороги на ул. Игральная содержатся и ионы свинца и ионы меди, что губительно влияет на рост и развитие растений. 3. ЗаключениеПроведенное изучение литературных источников и экспериментальное исследование дали возможность сравнивать полученные данные. ^ 3.1. Литературные сведения Сведения из литературы свидетельствуют о том, что при избытке свинца происходит снижение урожайности, подавление процессов фотосинтеза, появление темно-зелёных листьев, скручивание старых листьев и опадание листвы. В общем влияние избытка свинца на рост и развитие растений изучено недостаточно. Медь вызывает токсические отравления и преждевременную гибель растений.^ 3.2 Экспериментальные данные Проведенное нами исследование по выращиванию растений кресс-салата в условиях поступления
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…