Учреждение образования РеспубликиБеларусьМинский государственныйпедагогический колледж
Дошкольнаяпедагогика и психология
ВЛИЯНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа по методикефизического воспитания
Научный руководитель:
преподаватель методики
физического воспитания
И.М.Ивановская
Минск2004 г.О Г Л А В Л Е Н И ЕВведение 3Общая характеристикаработы 4
Г л а в а 1.Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1. История развития ритмической гимнастики 6
1.2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста10
1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении.Музыкальное сопровождение 12
В ы в о д ы по I г л а в е 18
Г л а в а 2.Определение координации движений у детейстаршего дошкольного возраста
2.1. Развитиекоординации у детей дошкольного возраста 19
2.2. Путиопределения координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста 25
2.3. Влияниеритмической гимнастики на формирование координационных движений у детейстаршего дошкольного возраста 29
В ы в о д ы по I I г л а в е 33
Заключение 34
Списокиспользуемыхисточников 35
Приложения 37
В в е д е ни е
Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физическиполноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должениспользовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методовработы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлеккла к себе вниманиемиллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неёвнимание. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, какдети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им такнеобходимо.
Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались такие учёныекак Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П.Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающихупражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можнорассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 летпо функциональным возможностям детей, характеру генетического развитиядвигательной функции является благоприятным для становления многих двигательныхпроявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированиюкоординационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме тогозанятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемогорезультата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитиекоординации на занятиях по ритмической гимнастике.
Общаяхарактеристика работы
Объектисследования: ритмическая гимнастика.
Предметиследования: влияние ритмической гимнастики на развитие координациидвижений у детей старшего дошкольного возраста.
Цельиследования: научное обоснование и экспериментальная проверкадиагностически направленных форм и методов формирования координации.
Задачи иследования:
1. Осуществить теоретический анализ сущности развития ритмическойгимнастики.
2. Проанализировать особенности формирования координациионныхспособностей у детей дошкольного возраста.
3. Разработать диагностическую программу обследования координации у детейстаршего дошкольного возраста и влияние развития на нее ритмической гимнастики.
Гипотеза:поскольку ритмическая гимнастика включает в себя общеразвивающиеупражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-риемические движения, которые подчинены определленному темпу, ритму выполнения исопровождаются различной по характеру музыкой, вероятно, весь этот комплексвоздействия направлен на формирование у детей координации движений.
Методологияисследования: в основу научного поиска положена диагностическая теорияиспользования физических упражнений, направленных на формирование координациирук и ног в сочетании с музыкальным сопровождением различного темпа.
Методыисследования: анализ педагогической литературы по теме исследования,наблюдения, диагностирование, практическая деятельность автора в качествевоспитателя дошкольного учреждения, анализ планов воспитательно-образовательнойработы, педагогическмй эксперимент.
Научнаяновизна исследования: состоит в том, что разработано содержание, формы иметоды диагностического обследования координации у детей старшего дощкольноговозраста; охарактеризована методика проведения ритмической гимнастики.
Теоретическаязначимость исследования: раскрыта возможность координационных способностейу детей дошкольного возраста, сущность проведения ритмической гимнастики вдошкольном учреждении.
Практическаязначимость исследования: адаптирована диагностика и разработанапедагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных накоординацию движений рук и ног, посредствам ритмической гимнастики, определеныкритерии эффективности.
На защитувыносится следующие положения:
1. Сущностьритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Критериямиэффективности владения координационными движениями является сформированностьдвигательных способностей, показателями которых выступают: естественнаяактивность, ориентировка в окружающем пространстве, равновесие, пластичность,точность движений, динамическая выносливость, проиизвольное расслабление мышц,управление моторикой, направлением движений.
3. Основныминаправлениями в формировании координационных способностей является поэтапноеусложнение движений, ритмичность, четкость показа воспитателя в согласовании скоментариями.
4. Подготовкадетей к проведению ритмичекой гимнастики предполагает учет принциповпостепенниости, системотичности, последовательности, учет возрастныхособенностей и решение задач по формированию координационных и двигательныхспособностей, развитию творчетва и активности дошкольников.
Структураи объём курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, общейхаорактеристики работы, двух глав, выводов, заключения, списка используемыхисточников, приложения.
Полный объёмтекстовой части курсовой работы в количестве 34 страниц,включая 7 рисунков на 2 страницах, 4 таблицына 3 страницах. Объём, занимаемый списком использованныхисточников, составляет 2 страницы (17 наименований на русскомязыке). 2 Приложения размещены на 6 страницах.Глава 1. Теоретическоеобоснование проблемы ритмической гимнастики
1.1 .История развития ритмической гимнастики.
Мало кто знает,что корни ритмической гимнастики берут свое начало в глубокой древности.Чтобы выжить в борьбе с природой, первобытному человеку нужны были ловкость,сила, выносливость. Такие качества он развивал в начале во время охоты, рыбнойловли. Позже, занимаясь земледелием, скотоводством, человек использовал с этойцелью определенные, многократно повторяемые движения — физические упражнения.
При первобытнообщинном строеподготовка к охоте, сбору урожая, другим важным событиям отмечалась различнымиритуалами, включавшими ритмичные имитационные движения. Во время совместноговыполнения их членами рода или племени развивалась согласованность коллективныхдействии. Одновременно совершенствовались жизненно важные навыки, воспитывалисьфизические качества.
По мере классового расслоенияобщества и развития государств возникала необходимость военной подготовки.Физические упражнения стали приобретать военно-прикладную направленность.Рнтмизированные, т. е. выполняемые в ритме определенной мелодии, движениявоенных, трудовых и других ритуальных танцев были одновременно и зрелищем, исредством физической подготовки. Со временем они приобретали все большуюзрелищную направленность. При этом дальнейшее развитие получали эстетическивыразительные, ритмично выполняемые движения. Особой выразительностиритмизированные танцы достигли в Древней Индии. Обучение им проходило вспециальных закрытых школах. В античной Греции ритмичные движения входили вритуальные танцы орхестрики. Танцующий должен был с помощью ритмичных движенийвыразить определенную мысль, идею, а для этого ему надо было обладать высокимчувством ритма, быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кромеэтого, танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки иискусства того времени.
Высоко ценили ритмичные движенияэллинские философы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захватываетсознание как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение междукрасотой телесной и духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека.
Военизированные ритмические танцывключались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольносложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником.Одновременно манипулировал щитом, защищаясь от реальной угрозы – летящих внего камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцыразвивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества,необходимые воину.
С переходом к феодальнымобщественным отношениям античная культура постепенно приходила в упадок. Церковьнасаждала аскетизм, проповедовала отречение от жизненных благ, в том числе иот физической культуры. Даже детские игры, танцы рассматривались как греховные.Изменения коснулись и военного дела. Теперь тяжело вооруженному, закованномув латы воину нужны были сила и устойчивость. Такие качества, как ловкость,быстрота и выносливость, которые вырабатывались с помощью ритмизирован-ныхфизических упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтомуритмизированные движения сохранялись лишь в танцах.
В эпоху Возрождения физическаякультура переживает новый подъем. Получают распространение игры с мячом, верховаяезда, фехтование, гребля, устраиваются различные состязания. Ритмизированныедвижения продолжают развиваться в танцах, которые превращаются всамостоятельный вид искусства. На рубеже Х1У-ХУ веков Доменико да Пьяченца (даФерара) издает трактат «Об искусстве танцевать и водить хоры», вкотором на основе народного танца и греческих традиций закладывает основы балетнойхореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других.Искусство танца и в этот период используется как средство обучения благороднымманерам, воспитания изящества и легкости движения, развлечения.
Так одна изразновидностей ритмической гимнастики – орхестриха была предшественницей всехритмияческих, пластических и ритмопластических систем упражнений, включаясовременную художественную гимнастику.
Вовторой половине XIX века французкий физиолог ЖоржДемели создал своеобразнуюсистему гимнастических упражнений, основанную наведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичнымнапряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менееутомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положеноначало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколькосуставов и сигментов тела в течении 3-10 минут, после чего следовала паузаотдыха длительности 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослыхи 30 минут для детей.
Родоначальником направления,объединявшего колоритность и ритм движения был оперный певец Ф.Дельсарт. В 1883году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система егоупражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов,связи эмоционального состояния человека с телодвижением.
Профессор Женевской консерваторииЖак-Далькроз (1865-1950) – композитор и музыкант создал гимнастику, котораяспособствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принциповего системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковыхпериодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялосьлишь после того, как было доведено до автоматизма.
В отношении к этой гимнастикебыло не мало и скептиков, писавших, например: “Ритмическая гимнастика –дрессированный пляс. Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю ксвободному самоопределению. ” Однако негативные отзывы не помешали бурномуросту её популярности. Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большоечисло последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии совсеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американскаятанцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческойпоходки, бегом, лёгкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дунканпрониклась античным культом тела.
Различные ритмопластические системы движений имели большую популярность в России. Так, в 1910 г, вПетербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далъкроза. 50выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальныхучилищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики.Возникшие в России студи пластики, свободного танца, ритмики и т. п. Разнымипутями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте,духовному обогащению.
Одну из этих студий, а именно«Московские классы пластики», закончила Л. Н. Алексеева — создательницасистемы гармонической гимнастики. Ее первая студия так и называлась «Студиягармонической гимнастики и танца». Главное в алексеевской гимнастики — подборупражнений, гармонически развивающих тело; естественность движения; особаяобработка гимнастического материала. Даже самые небольшие учебные упражненияоформлялась как маленькие «этюды движения» со своей гимнастической иэмоциональной задачей. Движение в них органически сливается с музыкой,соответствуют духу музыкального произведения. Между движением и музыкойдолжна быть, как говорила Алексеева, «ритмическая гармония», исполнениеразнообразных художественно — гимнастических этюдов под классическую музыкудоставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для детей особопривлекательная игровая форма занятий. Первая большая работа Л. Н. Алексеевой«Мрак», «Порыв» и «Марсельеза».
Как видим, современная ритмическая гимнастика не возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранеесуществование систем физического воспитания. Естественно, на, новом,современном уровне.
Сейчас за рубежом очень популярнасистема гимнастики американской киноактрисы Джейн Фонды. На советскихэкранах шло несколько фильмов с ее участием. Она разработала системуупражнений для женщин, которую называют по-разному: аэробические танцы, музыкальная аэробика, женская ритмическая гимнастика.
Занимаясь дома физическимиупражнениями для поддержки формы, Дж. Фонда попробовала объединить движениямузыкой. Однажды во время киносъемок она показала это актерам, и всемпонравилось.
Первый опыт занятий ритмическойгимнастикой относится к 20-ым годам. В обращении Государственной комиссии попросвещению (16 апреля) опубликованном в “Известиях Всероссийскогоцентрального комитета” указывалось, что массовая ритмическая гимнастикаявляется одним из важнейших факторов физического развития детей. В 1923 годупо распоряжению наркома просвящения А. В. Луначарского была организована“студия пластического движения”, руководимая З. Д. Вербовой, где готовилипреподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.
Как видим, современнаяритмическая гинастика не возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранеесмуществовавших систем физического воспитания.
Большой вклад в разработку иразвитие ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях и начальных школаз в80 годы внесла Л. В. Карманова. Она разработала рекомендации к проведениюритмической гимнастики, где сформулировала требования к составлениюкомплексов ритмичекой гимнастики; особенности методики проведения с детьмидошкольного и младшего школьного возраста.
1.2. Задачиритмической гимнастики для детей дошкольного возраста
Ритмическая гимнастика получилаширокое распространение во всем мире. Ритмическая гимнастика – эторазновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимсябодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Вритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий навсе части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость,гибкость, выносливость, пластичность. Полижительные эмоции вызывают стремлениевыполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организам.Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественнойгимнастики, общеразвивающих упражнений, свободную пластику, суставнуюгимнастику, элементы современного танца. Ритмическая гимнастика определена вфизическом воспитании как часть более широкого понятия – аэробика.
К аэробике относятся всефизические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большоеколичество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательнойдеятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. Акислород, как известно, – необходимый элемент существования живой материи.Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.
Физиологические особенностидошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессовв организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка вкислороде больше. Дыхательный аппарат шестилеток еще несовершенен, в связи сэтим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потреблениякислорода. Ритмическая гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему иобоспечивает органищм ребенка необходимым количеством кислорода.
Ритмическая гимнастика – одна изразновидностей оздоровительно-развивающего направления в гимнастике. По своемусодержанию и используемым средствам ритмическая гимнастика – своеобразныйсинтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца идиско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика являетсяосновной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечиваетсямногоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия.Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства,способствует совершенствованию двигательной памяти и координационныхспособностей. Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются втанцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходуорганизма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему нарабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.
Свобода, естественность,отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнениидетьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполнеосуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующиепринципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, систематичность,постепенность, последовательность, повторностъ.
На шестом годужизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешноовладевает основными движениями, у него хорошая координация движений приходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности:развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшиеумозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-6 лет способны осмыслитьуказания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания.
Ритмические упражнения помогаютребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения. К концу года, 6лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё этосоздаёт благоприятную почву для последующей работы педагога в старшей группе.
Главными задачами физическоговоспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствованиедвижений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболееэффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровожденем,являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой, так какони способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитиюритмичности и музыкальности, координации движений.
По исследованиям Мануйловой Т.П.дети даже в раннем возрасте стремятся ритмично двигаться под музыку. Этосвязано с естественной потребностью детей в движениях. Любые движения малышивыполняют непринужденно, если они сочетаются с музыкой и элементами игр.Ритмическая гимнастика вызывает у детей радостные чувства, способствуетэстетическому воспитанию. Как показывает практика, ритмическая гимнастикадоступна даже детям 3-4 лет, а дети 5-6 лет способны четко, красиво,естественно, качественно выполнять упражнения, меняя характер движений всоответствии с темпом и ритмом музыки.
1.3.Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольномучреждении. Музыкальное сопровождение
В настоящеевремя ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовойфизической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики наорганизм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Онаспособствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраиваетцентральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм кпредстоящей активной деятельности. Содержание ритмической гимнастики составляютобщеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьмидошкольного возраста. Однако следует помнить о возрастных особенностях детей,двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех жеупражнений.
Все движения ритмическойгимнастики условно можно классифицировать таким образом :
· упражнения для рук и плечевого пояса
· упражнения для мышц шеи и туловища
· упражнения для ног и мышц всего тела
С учетом этого в содержаниезанятий ритмической гимнастикой для дошкольников следует включать знакомые имупражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы; ритмические движения всочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениямирук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращаяих в своеобразный спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмическойгимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежана животе, спине, боку, в различных упорах.
В работе с детьми дошкольноговозраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах:
1. В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера(комплекс ритмической гимнастики предлагается детям старшего дошкольноговозраста, проводится 20-25 минут).
2. В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурныхзанятий (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном возрасте,продолжается 10-30 минут).
3. При проведении утренней гигиенеческой гимнастики, что усиливает ееоздоровительный и эмоциональный эффект.
4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).
Проводят ритмическую гимнастику взале, в котором предварительно делаются влажная уборка и проветривание. Занятияосуществляются при открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступсвежего воздуха. Одежда детей — облегченная, на ногах матерчатые тапочки илимахровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались.Воспитатель одет в спортивную форму — так удобнее показывать упражнения,особенно из исходных положений сидя и лежа.
Каждый комплексритмической гимнастики используется в течение 2—3 месяцев. Упражнения следуетразучивать во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, отдельныеэлементы — на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр («Делай,как я», «Зеркало»).
Комплексы ритмической гимнастикивключают в себя 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводную частьсоставляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организмребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексыритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбыи бега. Таких вариантов может быть не более четырех. Затем следуютобщеразвивающие упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики —тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений,умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.
В начале основной части следуетсерия упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, в стороны;упражнения для мышц шеи: различные наклоны головы, сопровождающиесяпружинистым приседанием или ходьбой на месте без отрыва носков ног от пола. Некоторые упражнения могут иметь несколько вариантов, в которых движенияпостепенно усложняются. Выполняются эти упражнения из одного и того жеисходного положения./> /> /> /> /> /> /> />
Следующая серия упражнений — нагрузочная. Здесь предлагаются упражненияинтенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады,приседания. Например, упражнения “Шмель” (рис. 1), “Бабочка”, “Журавлик” (рис.2) и т. д. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. При выполнениидетьми упражнений особое внимание обращается на осанку.
Рис. 1 Рис.2/> />
Рис. 3 Рис.4
Затем следует партерная серияупражнений из исходных положений сидя и лежа. Эта группа упражненийпредназначена для развития гибкости
позвоночника,укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Здесь можноприменить такие упражнения как “Неваляшка” (рис. 3), “Ветерок” (рис. 5),“Люлька” (рис. 6), “Лягушка” (рис. 7), “Корзиночка” /> /> /> /> /> /> /> />
( рис. 4 ) и т. д. /> />
Рис.5 Рис. 6
Рис. 7
Все упражнения рекомендуетсявыполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии.
Заканчивается основная частьтанцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одноупражнение быстро сменяется другим. Можно использовать различные виды бега ипрыжков, приведенные в разделе “Музыкально-ритмические движения” “Программывоспитания и обучения в детском саду” и программе “Пралеска”. Особое вниманиевоспитателю следует обращать на дыхание детей. Завершается ритмическаягимнастика упражнениями на расслабление, цель которых — обеспечить максимальныйотдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения изисходных положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, используются такиеупражнения, как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движенияруками и ногами из исходных положений лежа на спине, на животе, стоя наколенях и т. д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда сзакрытыми глазами.
Фантазия и творчествовоспитателей при составлении комплексов не ограничивается. Желательноупражнениям давать свое название. Это помогает детям правильно осмыслитьхарактер их выполнения. Кроме того, комплексы можно связать единым содержаниемили связать с сезонами года («Кошкин дом», «В осеннем парке», «На катке» идр.). С учетом индивидуальных способностей детей группы, условий детского садав комплексы можно вносить различные изменения. В нарастании нагрузки важнособлюдать постепенность.
Для определения уровня физическойподготовки занимающихся можно провести тестирование, и на основе этогосоставить 3 комплекса ритмической гимнастики для детей с хорошим, средним иудовлетворительным физическим развитием. Один комплекс можно выполнять втечение 2-3 месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могутвидоизмениться, усложниться. Некоторые комплексы могут быть использованы припроведении спортивных праздников и развлечений, дней здоровья, праздничныхутренников и др.
Правильный подбор музыкальногосопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особуювыразительность, поэтому музыка, сопровождающая ритмическую гимнастику, должнаположительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координациидвижений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждогоупражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка.
Вопрос овзаимодействии музыки и движения неоднократно раскоывался педагогической ипсихологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитиидвижений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает ”…между музыкой идвижением при одновремменном их исполнении устанавливаются очень тесныевзаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющуюроль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке,выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единствевосприятия реденком музыки, когда он движется, и движений, которыми онстремиься выразить ее содержание.” Музыка должна положительно влиять наэмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слух, музыкальнуюпамять. Она, как известно, сама по себе поднимает настроение и даже способнаоказывать целебное воздействие. Музыка задает ритм. Образно говоря, ритмическаягимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей.
Для того, чтобы правильноподобрать музыкальное сопровождение, следует руководствоваться требованиями:небольшое и простое произведение должно обладать художественными достоинствами,развивающими как слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус.Следует обратить внимание на зодержание музыкального произведения – ту идею,мысль или чувство, которое композитор передает звуками музыки.
Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно, что ихисполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, нои темп, метр динамика, характер звукопроизношения. Эти элементы определяютвыразительность содержания музыкального, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений.
В практике иногда встречается бездумное импровизирование маршеобразной и танцевальной музыки, к которой дети,к сожалению, привыкают из-за ее ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы,бега, исполнения плясок. На самом же деле, воспринимается лишь отдельный ритм,а не ритм музыки, как результат определенного, организованного распределениезвуков, состоящих в тесной связи с характером и свойствами этих звуков.Искаженное исполнение музыки особенно вредно для маленьких исполнителей, т. к.именно в этом возрасте происходит знакомство ребенка с миром музыкальногоискусства. Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения подмузыку становятся осмысленны, эмоционально окрашены.
Составляя музыкальную фонограммудля комплекса необходимо заботиться о стилевом единстве и общности содержаниямузыки. Ни в каком ллучае не следует смешивать в одном комплексе музыкуразличных направлений. Вообще при подборе музыкальной композиции для занятийнужно учитывать многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность,тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характеркаждого упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыкуиз любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные частиэстрадных песен, понятных детям, а также произведения. Рекомендуемые “Программой воспитания и обучения в детском саду”, программой “Пралеска ” идр. программами.
Особое внимание следует обратитьна народную музыку. Она обладает исключительным богатством жанров,художественных оброзов, выразительных средств. Здесь есть и медленные мелодии,плавные мелодии, танцевальные мелодии средних темпов, зажигательные плясовыемелодии. Народная музыка создает необходимый эмоциональный подъем узанимающихся и имеет большое воспитательное значение.
Значительное место в музыкальныхфонограммах, сопровождающих занятие по ритмической гимнастике, отводитсяэстрадной музыке. Такая музыка типично танцевальная, развлекательная, для неехарактерен четкий пульсирующий ритм и широкое использование электронныхэффектов и синтезаторов. Музыка этого направления можно для занятия ритмическойгимнастикой. Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти последовательностьдвижений в соответствии с формой музыкального произведения, т. е. фразами,предложениями, периодами, частями.
В подготовительной части задаетсятемп, под который можно выполнять движения с короткой амплитудой. Причеммелодии имеют чёткий отсчет на 2 или 4 четверти. В основной части занятия музыкаиспользуется умеренных или медленных темпов, причем не только на 2, но и 4четверти. На прыжковой и беговой сирии упражнений темп аккомпонементаубыстряется. Этот момент является кульминационным на занятии, что необходимоподчеркнуть и музыкой – выбрать для него самые интересные, занимательныемелодии. В заключительной части, в которой упражнения направленыпреимущественно на расслабление мышц, либо на чередования напряжения срасслаблением и выполняются лежа или сидя музыка должна быть плавной, выразительной.
Но задача ритмической гимнастикине только в том, чтобы дать нагрузку, а затем привести его в норму. Важно, чтобы занимающиеся ушли из зала в приподнятом настроении. Этому во многомбудет способствовать музыка, звучащая после заключительной части. Она должнабыть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятиеритмической гимнастикой одним и тем же, непременно веселым и интепесныммузыкалтным произведением.
Подбирая музыку по темпу, можноруководствоваться следующей справкой:
– Медленный темп — 40-60 движений в минуту (дыхательные упражнения,упражнения на расслабление).
– Умеренный темп — 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками, махиногами).
– Средний темп – 80-90 движений в минуту (большинство танцевальныхдвижений).
– Быстрый темп – 100-15- движений в минуту (махи, бег)
– Очень быстрый темп – 160 и более движений в минуту (бег, быстрые танцы).
Выводы по 1 главе
Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасноесредство разностороннего физического развития и эстетического воспитанияребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую,дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение,повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает сомочувствие. Атак как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широкоприменяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая нагимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, на способствуетболее качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности,выразительности.
Г л а ва 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста
Координация— умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементыдвижения соединяются в единое двигательное действие, которое производитсяэкономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ногпроизводятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой,горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространствемогут быть: одноименными—движения совпадают по направлению (например,направо отводится правая рука и нога); разноименными— выполняются вразных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука илевая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут бытьоднонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными(например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).
Движения ног и рук могутбыть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги);поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок однанога, затем другая); последовательными — движения рук или ног следуютодно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя,вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху,левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовыватьдвижения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникампоочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольноговозраста разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации вупражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того,нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, илиноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющиедвижения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев(например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев(например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводяруки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, вкоторых происходит смена направлений движения частей тела (например, праваярука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая —в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т.п.).
Постепенность в усложнении задач,разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развитиякоординации. Координация движений невозможна без пространственнойориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия.В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваютсябыстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечныеощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями,командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первойсигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.
На первом этапе овладенияпространственными ориентировками изменение положения отдельных частей теладолжно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступнословесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частямтела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определятьнаправление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представленияо направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Такимобразом, для развития пространственных ориентировок целесообразно даватьследующую последовательность общеразвивающих упражнений.
1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальномполе зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед,помахиванием перед собой и пр.).
2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, встороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одномнаправлении).
3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.
4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретнымпредметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в сторонык окну, к двери, затем направо, палево).
6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например,стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).
7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями кточности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развестируки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед споворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренномтемпе).
Временнымиориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными.Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временныхориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С цельюразвития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующемпорядке:
1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. Приэтом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме,акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и т.д.).
2. Упражнения в сопровождении музыки.
3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четкимритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такиедвижения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три — присели»,«четыре — выпрямились»).
4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается дляначала упражнения.
Развитиеловкости непосредственно связано с совершенствованием координационныхспособностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкостьопределяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствиис внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенныетребования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условиямогут меняться быстро, неожиданно.
Из общеразвивающих упражненийнаибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя свытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в однусторону, в другую, опять сесть).
2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например,упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большимигимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при передаче мяча ит. д.).
3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкостьзависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнениипростых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работес малышами используются лишь некоторые упражнения (например, упражнения смячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять этиупражнения в среднем и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте.
Координация, ловкость движенийневозможны без развития функции равновесия, которая определяется положениемцентра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем вышецентр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит иот силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следуетстатическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранитьравновесие, еще труднее после этого остановиться в непод-кижной позе.
На функцию равновесиянаибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание наноски с прямой спиной.
2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой надругую ногу (поочередно).
3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытымиглазами; то же — с задержкой на одной ноге.
4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стояповернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же —повернуться два раза и т.д.).
5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стояна бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).
Вопросы координации движенийчеловека с давних пор привлекали внимание исследователей. Чрезвычайнаябиомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразиеи дифференциро-ваяность двигательных актов обусловливают эначительные трудностив исследованиях движений человека. Поэтому в нейрофизиологическом плане лучшевсего изучена координация в простейшем звене — суставе; об-ладакщем однойстепенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистическогодействия.
Большой интерес вызывает вопрос отом, в какой мере выявленные у животных закономерности координациимышц-антагоциотов применимы к координации естественных движений человека. Вряде сравнительно ранних электромиографических исследований активностимышц-антагониотов при движениях (Альтенбургер, 1937; Хоббара, 1939 и пр.) былоустановлено, что активность мышц при движениях имеет переменный характервозбуждение одной мышцы происходит на фоне торможения ее антагониста. Этоподтверждало существование механизма реципрокной иннервации в естественныхдвижениях человека. В ряде случаев, правда, исследователи наблюдалиодновременную активность антагонистов, преимущественно при очень быстрых ритмических движениях, а также в неудобных позах и непривычных движениях.
Болеепоздние данные свидетельствуют не в пользу мнения о преобладающем значенииреципрокной иннервации в координации естественных движений. Отношения междумышцами-антагоннстами, несмотря на наличие врожденной реципрокной иннервации,оказываются столь же многообразными и гибкими, как и отношения между любымидругими мышцами. В этой связи очень важно выяснить взаимоотношениямыиц-антагониотов при выработке двигательного навыка, ибо это дает возможностьсопоставить относительную роль в их координации врожденных и приобретенныхмеханизмов. Действительно, вопрос о роли реципрокной иннервации является посуществу частью более общей проблемы взаимоотношений врожденных и приобретонныхмеханизмов при осуществления двигательного акта.
Наибольшийинтерес для педагогов представляют данные о соотношении в работе симметричныхмыщц контралатеральных конечностей, чем в конечном счете определяются многиеестественные движения и спортивные упражнения. В этой области разносторонние иинтересные исследования проведены В.С.Фарфелем и его сотрудниками.
Приизучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден ееперекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестнаякоординация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чемсимметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о деталидошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясьодновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затемпереходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что этопроисходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-четырехлет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя ногами, тогда какв девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без ошибок.
Другойхарактер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л.Ряузова (1962)показано, что при круговых движениях рук все испытуемая действовали обеимируками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая — против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричныемышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестныхдвижений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, апри увеличений, скорости они переходили в симметричные. По-видимому, различиямежду координациями верхних и нижних конечностей сформировались в процессеантропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию ивместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе ибеге для сохранения равновесия тела.
А.В.Коробков(1961) в результате экспериментальных физиологических исследований приходит квыводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационныхмеханизмов и налаживаниеих взаимодействия с вегетативной сферой организма,повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов. По данным М. М.Кольцовой, к семилетнему возрасту удетей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения.Последова-тельное торможение быстро концетрируется, т.е. оказывает сильное, нобыстро проходящее влияние на процессы возбуждения. все виды внутрен-неготорможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказызаются более стойкими. Встаршем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранееданной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечаетсяспособность детей к произвольному осознанному регулированию мышечнойдеятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.
Развитиерегуляторных функций двигательной системы ребенка во многом объясняютисследования возрастних особенностей реципрокной иннервации мышц; интенсивноеразвитиие реципрокной регуляции мышц происходит в период от пяти до семи лет ив подростковом возрасте. По данным B.С. Фарфеля,процесс управления координированными действиями приостанавливается у дэвочех в12-13 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Реципрокные отношения, как известно, неявляются единственной формой упреавления мышечным аппаратом. В. С.Фарвель иего сотрудники показали, что у детей на разных этапах онгогенеза наблюдалисьболее или менее предпочтительные сочетания совместных движений верхних и нижнихконечностей. Дети только к семи-восьми годам способны к упаравлениюсимметричными прыжковыми движениями, т.е. к синхронной работе двух ног.
Для детейболее предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук иоднонаправленные движения рук и ног. Эти координационые соотношения выполняютсядетьми без специалъного обучения и более точко и координированно, чем перекрестные рекрестная координгщия является качеством, формируемым у детей вдошкольном возрасте, и полученный навык отличается прочностью. Обучение детейпроизвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулироватьи соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение ирасслабление мышц, учит ребенка peгyлировать и соразмерять свои движения,выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством познаниявозможностей своего двигательного аппарата.
Обсуждая явления переносанавыков и двигательных качеств, В. С. Фарфелъ приходит к заключению, что особуюценность должны приобретать такие педагогические действия, которые ставятзадачу не только привития конкретных умений, но и развития определенныхобязанностей, имеющих генерализованное значение. К таким способностям онотносит выносливость, быстроту, чувство времени, пространственные ощущениякоординированность. По данным В.П.Назарова, А.И.Козлова координация в однихдвижениях может быть повышена развитием координированности в других, сходных постепени координационной сложности. Определив контрольными упражнениями уровенькоординационных способностей В.П.Назаров и А.И.Козлов специными упражнениямиразвивали эти способности. После соответствующего периода дети выполнялизадание на координацию на резко возросшем уровне.
2.2. Пути определения координационных способностей
у детей старшего дошкольного возраста
При выборе двигательных заданий по определению координационшхвозможностей детей дошкольного возраста руководствуются рядом общих положений.Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов являетсявозраст до 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствуетразвитию координационных возможностей ребенка и эффективным образомсказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способностьдетей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесносвязана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма.Исследования в области физического воспитания дошкольников свидетельствуют обих способности к усвоению сложных в координационых отношений видов движений.
До настоящего временикоординация движений у детей дошкольного возраста в основном определялась привыполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в теснойвзаимозависимости от степени усвоения техниких движений. Изучением координациив специально подобранных двигательных заданиях занимались В.С.Фарфель и егосотрудники В.П.Назаров, А.И.Козлов, А.П. Виноградова и др. По их мнению,двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнениикоординированных действий должны отвечать следующим трабованиям:
· не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличияопециальних двигательных навыков;
· не требовать специального обучения.
Эти требованиясоблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из того, что координацияявляется произвольным актом, показателем возможности управления, сознательногоконтроля за движениями, при подборе двигательных заданий создаются условиядля концентрации внимания на основной двигательной задаче — на координациидвижений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особойсложноти, так как отдельные эдементы, составляющие задание, неоднократновыполнялись детьми в мономоторных актах, общеразвиващих упражненях.
Длясоздания оптимальных условий при виполнении упражнений отводится отдельноеместо (на участке, спортивной площадке, впомещении и т.п.), чтобы дети могли сосредоточитъся. Дети получают показ (трираза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показупражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Детивыполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темпвыполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполненииупражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего давется3-4 повторения, оценивается лучший результат.
При разработкеи выборе контрольных заданийна определение координационныхвозможностей детей дошкольного возраста в движениях руками учитываетсяследующие, имеющиеся в литературе данные:
· координация в работе рук ярко не сходна с координацией работыног; элементарной двигатальной координацией для верхних конечностей человекаявляется не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;
· возрастные различия проявляются при выполнении двигательныхзаданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для старшихдошкольников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениямирук;
· качество выполнения координации движений рук в значительнойстепени зависит от направления движения;
· ускоренный темп выполнения двигательных заданий снессиммет-ричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричныедвижения, т.е. вся возрастающая скорость правильноговыполнения заданиясвидетельствует о прочкости качества координации; с увеличением возраста детилучше схраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;
· корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнемфизического развития и силой рук отсутствует.
При проверкекоординации движений рук использовались следующиеупражнения:
Упражнение1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения правой pукойи подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при xодьбе).
Упражнение2. вертикальная плоскость. Начать движение вверх, вниз правойрукой, сгибая ее локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наобарот.
Упражненив3. Горизонтальнбя плоскость. Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая влоктевом суставе, присоединить движения левой рукой — вперед, назад. Направлениядвижения протавоиоложные.
При подборедвигательных заданий по определению возможности совместных координированныхдействий рук и ног исходят из следующих положений:
· перекрестная координация в работе рук и ног увеличивается устойчивостьпри выполнении основных видов локомоций к общеразвивающих упражнений;
· более естественной легкой в выполнении является односторонняякоординация;
· большую сложность для детей дошкольного возраста представляетконцентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные зедания должныбытьпростыми по технике выполнения;
· на проявление координации движения рут и ног большое влияниеоказывают:
а) направлеинность совершаемых действий;
б) темпы их выполнения;
в) методика демонстрации показа словесного пояснения.
Для проверкиуровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение1. Сагитальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и впротивоположную оторону левую ногу и наоборот.
Упражнение2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в локтеправую руку и согнутую в коленелевую ногу (и наоборот).
Упражнение3. Горизонтальная плоскоть. Отвести вперед правую руку и назад левуюногу и наоборот.
Так как освоение сложнокоординированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоночально создать у детей представление об этомдвижении. Как известно, педставление о каком-либо движении влечет за собойнезначительное сокращание тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затемдается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.Тестыдля определения ловкости и координационных способностей:
1.Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точноперестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейсяобстановки).
Ребенок встаету контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включаетсекундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямойлинии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.Фиксируется общее время бега.
2.Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационныевозможности детей).
Ребенок встаетв стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящейноги — и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание соткрытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двухпопыток фиксируетса учший результат.
3.Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).
Ребенок принимаетисходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мячдиаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагаетсясделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скоростьреакции, устойчивость позы).
Ребенок стоит в исходномположении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальноеколичество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешаетсясходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из двухпопыток.
5. Прыжкичерез скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость).
Принимаетсяисходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенокпрыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делаетсядве попытки, засчитывается лучший результат. Важно правильно подобратьскакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то, когдаребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалкидостают до подмышек.
6. Гибкость(тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата,эластичность мышц и связок).
Тестпроводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку(поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Задание: наклонитьсявниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать одиниз воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярноскамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончикамипальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи),то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного тестаможно использовать игровой момент «достань игрушку».
2.3 Влияние ритмической гимнастики на формирование координациидвижений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возрастхарактеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационныхспособностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующимразвитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируютсядвигательные координационные навыки в возпасте 4-7 лет. Поэтому, работу по ихформированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа поформированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, какдля детей, так и для воспитателя, так как требует особой сосредоточенности,сконцентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их безособого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрарусил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровенькоординационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, следует этуработу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, а именноразучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики.Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желаниезаниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занытиях,компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большимудовольствием и усердием и различные движения выполняют более качественно.
Упражнения на координациюдвижений дети учат на физкультурных занятиях, во время прогулок, на утреннейгимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения малыши усваивают, а вот качествовыполнения отрабатывается во время занятий ритмической гимнастикой. Асформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми всамостоятельной деятельности в повседновной жизни.
Обучение идет по принципу отпростого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьмипрепятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементыс подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развиию способностиконтролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны,поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Подвоздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными,координированными. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научитьсявладеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениямидругих детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные видыдвежений, способствует освоению элементов плясок и танцев.
Для того, чтобы выяснить,действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять на формированиекоординациидвижений у детей старшего дошкольного возраста проводолись исследование,которое состояло из 3 этапов. Первый этап был посвящен диагностическойдеятельности. Были выбраны две подгруппы детей старшего дошкольного возраста:контрольная группа и экспериментальная. В обеих группах детям былипредложены упражнения для оценки ориентационной способности. При определннииуровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементовиспользовались оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнениеоценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верноевыполнение после повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл.Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Экспериментальная группа И.Ф. ребёнка
Упражнения для рук
Упражнения для ног
Упр.
№ 1
Упр.
№ 2
Упр.
№ 3
Упр.
№ 4
Упр.
№ 5
Упр.
№ 6 1.Смирнова 1 2 1 1 2 1 2.Якубова 1 1 3 1 1 2 3. Семчек 2 1 1 1 1 2 4. Лопарёнок 1 3 2 1 1 1 5. Циунчик 1 1 3 2 1 1 6. Новославская 1 1 1 1 1 1 7. Костюк 1 2 1 2 1 2 8. Михайлов 1 1 1 1 1 1 9.Белохвост 1 3 1 2 1 1 10. Кез 1 2 1 1 1 2
Таблица 2
Контрольная группа И.Ф. ребёнка
Упражнения для рук
Упражнения для ног Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6 1. Ковалева 1 2 1 3 2 1 2. Семенова 1 3 1 1 1 1 3. Никитко 2 1 1 2 1 1 4. Савченко 2 1 1 1 2 1 5. Летецкая Юля 3 2 1 1 1 2 6. Карнейчик Лена 2 1 1 1 1 1 7. Курдун Вика 1 2 1 1 3 2 8. Буйневич Маша 2 1 2 1 2 1 9. Морозов Олег 1 1 1 2 3 1 10. Шестель Инесса 2 1 1 1 1 1
На втором этапеисследования проводилась работа по разучиванию двух комплексов ритмическойгимнастики с экспериментальной группой детей. Видеосъёмка данных видов занятийприлалается.
На третьем этапе вновьбыла проведена диагностика координационных способностей детей обеих подгрупп. Результатыповторного исследования занесены в таблицы 3, 4.
Таблица 3
Экспериментальная группа
И.Ф. ребёнка
Упражнения для рук
Упражнения для ног
Упр. № 1
Упр. № 2
Упр. № 3
Упр. № 4
Упр. № 5
Упр. № 6 1.Смирнова 2 3 2 1 2 3 2.Якубова 3 3 3 2 2 3 3. Семченко 2 2 2 2 3 3 4. Лопарёнок 3 3 3 3 1 2 5. Циунчик 2 3 3 2 2 3 6. Новославская Лиза 3 2 3 3 2 2 7. Костюкевич Артем 2 2 1 3 3 3 8. Михайловская Катя 2 2 2 2 2 2 9.Белохвостов Антон 3 3 2 3 2 3 10.Кез Артём 2 2 3 2 3 3
Таблица 4
Контрольная группа.
И.Ф. ребёнка
Упражнения для рук Упражнения для ног Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6 1. Ковалева Маша 1 2 2 2 1 1 2. Семенова Катя 2 1 2 2 1 1 3. Никитко Сергей 1 1 2 1 2 2 4. Савченко Миша 2 2 1 2 1 1 5. Летецкая Юля 3 2 1 1 2 1 6. Карнейчик Лена 2 1 1 2 2 1 7. Курдун Вика 2 1 2 1 3 2 8. Буйневич Маша 2 1 2 2 2 2 9. Морозов Олег 1 1 2 3 1 1 10. Шестель Инесса 1 1 2 1 1 2 Выводы по 2 главе
Из всего выше сказанного следует, что развитиекоординационних движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работупо развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младшихгрупп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей – процесссложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развитиякоординационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
Способность правильно координировать свои движения, залогтого, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А оттого, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки накакаую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всегоорганизма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движенийследует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность посвоей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода иотносится ритмическая гимнастика. Заключение
Для проверки эффективности разработанных комплексовритмической гимнастики для воспитания коопдинационных способностей у детейстаршего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогическийэксперемент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развитияисследуемых способностей.
Положительные сдвиги в уровне координационных способностейотражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чёмсвидетельствуют более выраженные изменения показателей у детейэкспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительныеизменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличалисьот исходных данных. Одноко темп прироста в экспериментальной группе оказалисьзначительно выше, чем в контрольных.
В результате проведенного эксперемента выявиласьэффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследованияпоказали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находитьширокое применение в детских дошкольных учережднниях. В процессе занятийповышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшиеусловия для формирования умений управлять своими движениями, то естьдействовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
В результате всей проводимой работы: подготовка детей кзанятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ воспитателя ссогласованными коментариями, учёт принципов систематичности ипоследовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве,у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные,динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не толькотеоретическое, но и практическое подтверждение.
Список используемых источников
1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). – М.: Просвещение, 1984г.
2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). –М.: Просвещение, 1984г.
3. ВетлугинаН. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968г.
4. Дети издоровье. – (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физическоговоспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.
5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 1993г. № 2,3,9; 1996г. №11
6. ИваницкийА. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика наТВ. – М.: Советский спорт, 1989г.
7. Иова Е.П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. – Утреняя гимнастика под музыку. – М.:Просвещение, 1977г.
8. Иова Е.П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. – М.:Просвещение, 1984г.
9. КолодницкийГ. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.:Просвещение, 2000г.
10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика.- Мн.: Полымя, 1987г.
11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающиеупражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.
12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение,1978г.
13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения вдетском саду. – М.: Просвщение, 1991г.
14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественнаягимнастика. – М.: Просвещение, 1989г.
15. Теория и практика физической культуры (Научно-теоретический журнал) №11,1990г.
16. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов. М.: — 1988г.
17. Б. Эрбах, У. Польстер Гимнастика круглый год. – Мн.: Полымя, 1984г.
Приложение1
Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшейгруппы
Построение в ширенгу.Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем через центр по 4 человека в4 колонны.
1. “Наклоны головы в сторону”
И.п.: ноги наширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо, 2 — И.п., 3 –наклонитьголову влево, 4 — И.п.
2.“Наклонныголовы вперед и назад”
И.п.: ноги наширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вперёд, 2 – И.п., 3 –наклонить головуназад, 4 – И.п.
3.”Подниманиеплеч”
И.п.: ногина ширине плеч, руки на поясе. 1 — поднять плечё, 2 – опустить, 3-4 –повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
4. “Плечивперед и назад”.
И.п.: ноги наширине плеч, руки на поясе. 1-2 – поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4– И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И.п.
5.”Подниманиестопы на носок”
И.п.: ногивместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу на насок, согнув её в колене,при этом делая плавные движения руками перед собой, 2 – тоже с левой ноги, 3-4– повторить.Тоже на обеих ногах.
6.“Хлопни”
И.п.:ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести рукив стороны, 2 – поднятся нанасочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – И.п., 4 – согнуть ноги вколенях, хлопнуть внизу перед собой.
7.“Повернись”.
И.п.:ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться вправо, присесть, сделатьхлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.
8.”Часики”.
И.п.:ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой. 1 – наклониться вправо,сказать “Тик”, 2 – И.п., 3 – наклониться влево, сказать “Так”, 4 – И.п.
9.”Спрятались-показались”.
И.п.:о. с. 1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И.п.
10.“Хлопни под ногой”.
И.п.:ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене, сделатьхлопок, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И.п.
11.“Попрыгаем”.
И.п.:ноги вместе, руки на поясе.
“Крестик”– прыжки, скрещивая ноги.
“Изстороны в сторону”
12.”Бегна месте, захлест назад”
13.”Маршна месте”.
И.п.:ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 — маршируя на месте поднять обе рукивверх, сделать вдох, 3-4 — маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.
Волнообразныедвижения руками в сторону и вперёд.
14.“Спрячемножки”.
И.п.:сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть в колене правуюногу, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже 2 ноги вместе.
15.”Наклонисьпониже”.
И.п.:сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться вперёд, делаяшагающие движения руками, 5-8 – возвратиться в исходное положение. Затемделать наклоны к правой и левой ноге.
16.”Потянемся”.
И.п.:сидя на коленях, руки внизу.1 – подняться на колени, сделать хлопок надголовой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног справа, 3 — подняться наколени, сделать хлопок над головой, 4 — опуститься, коснуться носочков ногслева.
17.”Повернёмноги”.
И.п.:лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 – обе ноги положитьвправо, 2 – И.п., 2 – тоже влево, 4 – И.п.
18.”Брёвнышко”.
И.п.:лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой.
1-2 – перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук и ног, 3-4 – И.п.
19.”Корзиночка”.
И.п.:лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 – ноги согнуть в коленях,взяться руками за щиколодки, погнуться, удерживая такое положение, 5-8 – И.п.
20.”Отдыхаем”.
И.п.:лёжа на спине в любом удобном положении.
Марш,перестроение из колонн в круг, уход из зала.
Приложение 2
Комплекс ритмической гимнастики №2 для старшейгруппы
Построение в ширенгу. Маршем дети идут по кругу.Перестроение в 3 звена.
1. “Наклоныголовы”
И.п.: стоя, ноги врозь,руки на пояс.1- повернуть голову направо, поднять правое плечо, 2-И.п., 3-то жев другую сторону, 4- И.п.
2. “Кругголовой”
И.п.: стоя, ноги врозь,руки на пояс.1-8 – повернуть голову на право, сделать круг головой, 9-16 – тоже в другую стопону.
3. “Поднимем плечи”
И.п.: стоя, ноги наширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – поднять оба плеча, подняться наполупальци, 2 – И.п.
4.“Будь внимательным”
И.п.: о.с. 1 – праваярука на пояс, 2 – левая то же, 3 – правая к плечу, 4 – левая то же, 5 – праваявверх. 6 — левая то же, 7-8 – хлопки над головой, 9-18 – действия выполняются вобратном порядке, хлопки по бедрам.
5.“Спрятались-показались”
И.п.: о.с. 1 –полуприсесть, руки к плечам, 2 – левая рука вправо с поворотом туловища вправо,3 — полуприсесть, руки к плечам, 4 – правая рука влево с поворотом туловищавлево.
6.“Наклоны вперёд”
И.п.: стоя, ноги наширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – наклон вперёд с отведением правой прямойруки вперед, 2 – И.п., 3 — – наклон вперёд с отведением левой прямой рукивперед, 4 – И.п.
7.“Каблучок”
И.п: стоя, ноги наширине плеч, руки на поясе. 1 – наклониться в павую сторону, поднимая левуюруку через верх вправо, поставить правую ногу на каблук, 2 – И.п., 3 – то же влевую сторону, 4 – И.п.
8.“Присядь”
И.п.: стоя, ноги на ширинеплеч, руки на поясе. 1 – повернуться на правво, присесть на левое колено,поднять обе руки вверх, 2 – И.п., 3 – то же в другую сторону, 4 – И.п.
9.“Крестик”
И.п.: ноги на ширинеплеч, руки прямые в стороны. 1 — согнуть, поворачиваясь немного вправо, левуюногу, локтём правой руки коснуться колена левой ноги, 2 – И.п., 3 – то же споворотом влево, 4 – И.п.
10. “Скакалка”
И п.: стоя, ногивместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки в такт музыке на двух ногах,затем на правой, на левой, потом поременный бег, руками имитируются движенияскакалкой.
11.“Марш на месте”.
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 — маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 — маршируя на местеопустить руки, сделать выдох.
12.“Хлопни”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-3 – волнообразные движения правой рукой перел собой, 4 – хлопок, 5-7 – то жев другую сторону, 8 – хлопок.
13. “Ногу выше”
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, вытянуты,руки упор сзади. 1 – поднять правую ногу, 2 – согнуть ногу в колене, поставитьза левой ногой, 3 – поднять првую ногу вверх, 4 – И.п., 5-8 – повторить с левойноги.
14. “Шлепаем по лужам”
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, согнуты вколенях, руки упор сзади.1 – поднять правую ногу, выпрямить её в колене,наклонить голову вправо, 2 – опустить правую ногу, поднять левую, головоналево.
15. “Ползём”
И.п.: сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, рукисогнуты в локтях. 1-8 – продвижение вперёд поочередно то с правой, то с левойноги, 9-16 – то же назад.
16. “Ветерок”
И.п.: стойка на коленях, руки вверх. 1-2 –наклон вправо, 3-4 – наклон влево, 5-6 – наклон вперёд, руки назад, 7-8 – И.п.
17.“Кошечка”
И.п.: упор на коленях. 1– низко опустить голову, прогнуть спину ввепх, 2 – поднять голову, прогнутьспину вниз.
18. “Лягушка”
И.п.: упор лежа набедрах, ноги врось. 1-4 – прогнуться, согнуть ноги в коленях, головой коснутьсястоп, 5-6 – удержать принятое положение, 7-8 – И.п.
19.”Отдыхаем”
И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком, локтив стороны. 1-2 – согнуть правую (левую) ногу, отводя колено в сторону, 3-4 –И.п.
Маршем дети перестраиваются из звеньев в круг,хлопки в такт музыке, уход из зала.