Влияние самооценки на статусное положение дошкольника в группе

–PAGE_BREAK–
1.3. Выводы по главе
I

Одним из главнейших факторов развития личности является формирование адекватной самооценки, которая активно развивается в период дошкольного возраста и существенно зависит от оценок сверстников и особенно взрослого.

В процессе прямого социального взаимодействия, протекающего в малой группе и создающего социальную “микросреду” человека, происходит огромное воздействие на формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности.

Самооценка — основной регулятор  поведения. Она влияет на взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,  требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым от неё зависит эффективность  деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка складывается постепенно и  проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Уровень самооценки определяет степень положительности отношения индивида к собственному представлению о себе. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

У детей дошкольного возраста самооценка становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной.

Умение сформировать адекватную самооценку уже на данном возрастном этапе крайне важно. Ведь именно этот фактор в значительной степени влияет на характер и отношение к деятельности ребёнка. Считается, что завышенная самооценка дошкольника несет в себе позитивный момент. Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах.

Дети с различным уровнем самооценки в значительной степени отличаются друг от друга по поведению, взаимоотношению со сверстниками и выбору деятельности.

Например, дошкольники с завышенной самооценкой стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству. Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Воспитанники с заниженной самооценкой  тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность для них характерно стремление избегать неудач. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены многообразием факторов:

·                   некритичным отношением к детям со стороны взрослых;

·                    бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками;

·                   недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности;

·                   низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии;

·                   в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых.

Заниженая самооценка является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Огромную роль в развитии детского самосознания играет отношение к нему взрослого.В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего родители.

Опираясь на всё вышесказанное можно с уверенностью сказать, что становление самооценки крайне важный аспект на пути становления ребёнка как личности.
Глава
II
. Теоретическое исследование вопроса о развитии и формировании потребности в общении у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Особенности общения детей в группе дошкольников
Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться  со взрослого на сверстника, интерес общения с которым постепенно увеличивается.

Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок-взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства. [7; С. 214]

В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом [6; С. 76].

В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает, ― если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Развивается и групповая дифференциация, в группах выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как и постоянство статуса групповой иерархии, является важными показателями при диагностике [3; С. 76].

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится более важным их отношение к нему.

Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становятся одним из действенных мотивов поведения. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе [13; С.15].

Хотя дошкольная группа еще не коллектив в полном смысле этого слова, так как в ней нет «органов коллектива» — организует группу в основном воспитатель, и она не выполняет социально полезной деятельности, но вместе с тем имеет и определенные «преимущества» по сравнению с группой школьников. В различных видах совместной деятельности здесь в гораздо большей степени, чем в школе, возможно объединение детей по собственному желанию и установление избирательного длительного и интимного общения.

Группа детского сада является малой, или контактной группой, к ней приложимы и определение малой группы в социальной психологии, и общие социально-психологические закономерности. Специфика дошкольной группы в том, что ее члены находятся под значительно большим воспитательным влиянием педагога, чем дети школьного возраста. Группа детского сада — целостное образование, «развивающийся социальный организм», она представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой.

Как показывают исследования советских психологов в любой малой группе, в том числе и в дошкольной, существует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся. Длительность существования и стабильность состава, частота контактов, общность важной для всех деятельности, единство ценностных ориентаций – основные общие характеристики малой группы.

В социометрической структуре наиболее полно отражаются групповые межличностные отношения. Изучением формирования отношений в детском коллективе занимались многие учёные: Божович Л. И., Коломинский Я. Л., Мясищев В. Н., Новикова Л. И., Страхов И. В., Уманский Я. И., Шнирман А. Д., Якобсон П. М. и др.

Воспитатель не может в полной мере судить по поведению и общению детей в группе об их предпочтениях, по тому что желание ребенка играть и дружить с симпатичными ему сверстниками не всегда моет реализоваться, то есть желаемое и реальное общение совпадают лишь частично.

Репина Т. А. [10; С. 94] считает возможным использование социометрии в дошкольных группах. Она говорит о том, что это один из распространенных методов, вскрывающих межличностные отношения. Структура группы, выявляющаяся с помощью этого метода, получила название социометрической структуры.

А.В. Петровский, констатируя широкое распространенные метода социометрии в исследованиях советских психологов, справедливо отмечает, что «обращение к социометрии не есть дань моде. На сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе».

Хотя социометрический метод имеет свои преимущества, заключающиеся в быстроте и простоте диагностической процедуры, возможности количественного подхода в изучении трудно выявляемых простым наблюдением избирательного отношения членов малой группы и получении достаточно надежных и объективных результатов, но его данные, как указывает ряд исследователей (Коломенский Е.Л., Петровский А.В., Уманский Л.И. и др.), должны быть дополнены результатами изучения взаимоотношений, проявляющихся в деятельности членов группы и их взаимооценках.

При разработке социометрических методик применительно к детям дошкольного возраста встает немало трудностей, обусловленных с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой — условиями жизни в детском саду.

Первые трудности связаны с тем, что дошкольникам иногда сложно понять словесную инструкцию взрослого, осознать свои избирательные отношения, принять экспериментальную задачу и обосновать свои выборы. (Правда есть и преимущества при экспериментировании с дошкольниками: их большая непосредственность по сравнению с детьми старшего возраста, неумение говорить неправду при обосновании социометрических выборов).

Трудности второго вида вызвана тем, что в группе детского сада практически никогда не присутствуют 100% детей. В осеннее – весенний сезон учащаются простудные заболевания, в летний – многие дети не посещают детский сад в связи с отпусками родителей. Поэтому при проведении социометрического эксперимента с дошкольниками чрезвычайно трудно уловить момент, когда присутствует максимальное количество детей, и, естественно, приходится отказываться от требования, чтобы в наличии были все члены группы. А в связи с этим усложняется обработка полученных данных, т. к. выборы, которые делают присутствующие, распространяются на всех членов группы (включая отсутствующих) [10; С.95].

С точки зрения Терещук Р. К. [11; С.74], социометрическая методика неадекватна для решения проблемы определения взаимоотношений, особенно применительно к детям дошкольного возраста. Лисина М. И. указывает на необходимость относиться с большой осторожностью к социометрическому измерению взаимоотношений у маленьких детей и характеристике дошкольной группы как «малой группы». Применение социометрической методики у дошкольников основано на молчаливом предположении о том, что взаимоотношения в группе дошкольников подобны аналогичным явлениям у старших детей и у взрослых, и потому их можно изучать одними и теми же приемами. Социометрия, по-видимому не может учесть всех особенностей дошкольников: эта методика вынуждает дошкольника к выбору, даже если у него отсутствуют те психологические основания, которые управляют выбором у старших детей. Поэтому акт выбора у ребенка дошкольного возраста может в действительности быть артефактом.

В социометрии выбор товарища для какой-то активности не раскрывает и саму природу той связи между детьми, которая с ее помощью обнаруживается. Ведь выбор партнера полностью отсечен от реального взаимодействия с ним.

По мнению Терещук Р. К. [11; С. 75], основной путь установления взаимоотношений в дошкольной группе и определение причины тяготения между детьми заключается в том, чтобы акт выбора, отсекаемый в социометрии от последующего реального взаимодействия детей, сопровождать их деятельностью и с помощью наблюдений в стандартизированных условиях прослеживать, как складывается общение между ровесниками. Это также позволит сопоставить словесный ответ ребенка с действительным его отношением к сверстнику, т. к. анализ фактов показывает существенное несовпадение выбора партнера в воображаемой и реальной ситуациях. Коломинский Я. Л. считает, что совпадение между вербальными и реальными выборами не может быть полным в силу того, что социометрический выбор измеряет не процесс реального общения, а вербально выраженные отношения членов группы друг к другу. Социометрические результаты информируют не столько об актуальных, сколько о желаемых отношениях.

Избирательность во взаимоотношениях дошкольников еще не устойчива. Под устойчивостью избирательного отношения к сверстнику нами понимается сохранение во времени (в первых и вторых выборах) предпочтительного отношения к одному и тому же ребенку. Полученные материалы показали, что отношения к партнеру изменяется в рамках одного месяца [11; С. 77].

Мы, со своей стороны, посчитали возможным использовать социометрическую методику для целей нашего исследования.
2.2. Исследование межличностных отношений в группе при помощи метода социометрии
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas—общество и греческого metruin—измеряю, и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач [2; С. 118].

Социальный статус – положение человека в системе межличностных взаимоотношений группы. Данный показатель в большей степени определяет эмоциональный статус, т.е. это показывает наличие симпатий у данного человека.

         Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

         Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким:

·                   измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

·                   выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;

·                   обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры” [13; С. 49].

С помощью этого способа можно установить популярность— непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Возникновение и развитие социометрии (как теоретической системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога, психиатра и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается ее основателем [5; С. 93].

     Социометрия представляет, по мнению Морено, “последнее слово” современной социальной мысли и является “подлинно американским движением”.  При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах.         

Различают следующие статусные подгруппы по Коломенскому:

1.                 «Звезда» — предполагает выбор положительного количества от 6 баллов и выше, без отрицательных выборов. Иногда этот статус вызывает тревогу, соперничество. Этот человек притягивает к себе, он привлекателен для других, чаще всего жизнерадостный, дружелюбный, не конфликтный, отзывчивый, эмпатичный. В группе «звёзд» бывает несколько или вообще нет.

2.                 «Принятый» — определяется выбором положительного количества баллов от 3 до 5. Это самый благоприятный статус. С ним хотят общаться, тянутся другие дети. Они более спокойно себя чувствуют.

3.                 «Не принятый» — менее благоприятный статус, который определяется количеством положительных выборов 1-2. У них немного друзей в группе (чаще всего 1 близкий друг).

4.                 «Отвергаемый» — в основном набирает сумму только отрицательных выборов.

5.                 «Изолированый» — находится в изоляции, на него не обращают внимания. Набирает 0 баллов. Различают истинных изолированных и фактических (те, кто получил равное количество плюсов и минусов). Это крайне неблагоприятный статус.

Социометрия проводится 2 раза в год – осенью и весной.
2.3. Выводы по главе
II

Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает, они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого. В группах выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе симпатии.

Группа детского сада — целостное образование, «развивающийся социальный организм», она представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. В дошкольной группе, существует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом. Избирательность во взаимоотношениях дошкольников еще не устойчива.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. С помощью этого способа можно установить популярность— непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Преимущества социометрического метода:

·                   быстрота и простота диагностической процедуры;

·                   возможность количественного подхода в изучении трудно выявляемых простым наблюдением избирательного отношения членов малой группы;

·                   получение достаточно надежных и объективных результатов.

Трудности проведения социометрической методики:

·                   дошкольникам иногда сложно понять словесную инструкцию взрослого, осознать свои избирательные отношения, принять экспериментальную задачу и обосновать свои выборы;

·                   в группе детского сада практически никогда не присутствуют 100% детей;

·                   социометрия  не может учесть всех особенностей дошкольников.

Однако, в социометрической структуре наиболее полно отражаются групповые межличностные отношения, именно поэтому мы посчитали метод социометрии самым эффективным способом получения необходимой информации о группе дошкольников.
Глава
III
. Содержание и методика измерения статусного положения и самооценки дошкольников в группе

3.1. Характеристика группы испытуемых, анализ методик и проведение диагностики
В исследовании участвовала группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет; 2004 года рождения). Это подготовительная группа ДОУ №1 «Колокольчик». Количество испытуемых — 25 детей (16 девочек и 9 мальчиков). Все дети посещают данную группу не меньше одного года. В сентябре 2010 года они идут в первый класс.

Уровень развития всех испытуемых соответствует возрастной норме. Данные дети из благополучных семей, обладают коммуникативными навыками, легко идут на контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Из всей группы дошкольников  на первый взгляд занимает лидирующее статусное положение Анжела Г.

В соответствии с планом исследовательской работы нами предусматривается использование следующих методов и методик:
Метод социометрических измерений

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Метод социометрии относится к эффективным инструментам социально-психологического исследования малых групп и коллективов. Кроме того, он выступает также и методом изучения личности как элемента группы. Ценность социометрии повышается при ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено [8, С.100].

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Социометрический тест позволяет, конечно, исследовать эти проблемы приблизительно и лишь с определенной степенью надежности. Однако, дополненные данными наблюдений и эксперимента, он выступает удобным средством для быстрого и технически достаточно простого проникновения во внутреннее строение группы. Одноактная социометрия дает лишь «срез», приблизительную «фотографию» групповой структуры, а многоактная ― характер ее изменения.

Социометрические исследования могут дать ценный материал для теоретической и практической разработки необходимых мероприятий социального развития коллективов.

Только с учетом групповых факторов может быть выработана действительно научная и эффективная система управления развитием и совершенствованием социальных отношений в коллективе. Социометрия позволяет в определенных отношениях изучить эти факторы и тем самым внести посильную лепту в решение задач прикладной и экспериментальной социальной психологии.

Цель исследования
:определить статус ребенка в группе детского сада.

Материалы и оборудование: листы протоколов, ручка.

Процедура проведения методики:  Готовятся переводные картинки — по три на каждого ребенка. На оборотной стороне картинки ставится номер, присвоенный каждому ученику в опытах. Эксперимент начинается со вступительной беседы экспериментатора с классом.

— Ребята, сегодня мы с вами поиграем в очень интересную игру. Но вы должны уметь хранить тайну и соблюдать порядок и дисциплину. А теперь пусть каждый из вас положит на парту свой дневник, и можете выйти.

Помощник экспериментатора выводит всех детей в другое помещение (например, физкультурный зал), где читает им книгу. Ребята по одному входят в класс, а после эксперимента уходят в третье помещение. Таким образом, ученики, которые уже участвовали в эксперименте, не встречались с теми, кто ожидал своей очереди: до прихода в класс к экспериментатору ребенок не знал, в чем заключается игра. Так была исключена возможность сговора и обеспечена строгая индивидуальность эксперимента.

Экспериментатор обращается к ребенку, который вошел в класс:

— Вот тебе три переводные картинки. Можешь положить их по одной любым трем ученикам класса. Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь.

Школьник берет картинки и по одной кладет их трем одноклассникам.

/См. Приложение 1/
Индекс социометрического статуса

Индекс социометрического статуса для каждого члена группы находится в сводной таблице — приложение 6.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотносится с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры группы — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым другим, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально — психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить также о положительном и об отрицательном статусе. Статус измеряет также потенциальную способность человека к лидерству.

При обработке результатов определяется индекс социометрического статуса каждого члена группы по формуле:

Сі = (R+i R-i ) /( N-1),

где Сі — социометрический статус і- го члена группы, Ri — полученные і членом выборы, N — число членов группы.

Чтобы посчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

/См. Приложение 3/

Ci1 = 6/ (25-1) = 0,25

Ci2 = 1/ (25-1) = 0,04

Ci3 = 5/ (25-1) = 0,208

Ci4 = 3/ (25-1) = 0,12

Ci5 = 3/ (25-1) = 0,12

Ci6 = 4/ (25-1) = 0,16

Ci7 = 3/ (25-1) = 0,12

Ci8 = 3/ (25-1) = 0,12

Ci9 = 2/ (25-1) = 0,08

Ci10 = 5/ (25-1) = 0,208

Ci11 = 0/ (25-1) = 0

Ci12 = 9/ (25-1) = 0,37

Ci13 = 5/ (25-1) = 0,208

Ci14 = 1/ (25-1) = 0,04

Ci15 = 1/ (25-1) = 0,04

Ci16 = 2/ (25-1) = 0,08

Ci17 = 4/ (25-1) = 0,16

Ci18 = 4/ (25-1) = 0,16

Ci19 = 2/ (25-1) = 0,08

Ci20 = 3/ (25-1) = 0,12

Ci21 = 1/ (25-1) = 0,04

Ci22 = 2/ (25-1) = 0,08

Ci23 = 1/ (25-1) = 0,04

Ci24 = 2/ (25-1) = 0,08

Ci25 = 3/ (25-1) = 0,12

Получаем ряд значений:

0,25; 0,04; 0,208; 0,12; 0,12; 0,16; 0,12; 0,12; 0,08; 0,208; 0; 0,37; 0,208; 0,04; 0,04; 0,08; 0,16; 0,16; 0,08; 0,12; 0,04; 0,08; 0,04; 0,08; 0,12.

Диаграмму по уровням статусного положения в группе см. в Приложении 4.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание [14, C.54].

Материалы и оборудование: бланки, ручка.

Процедура проведения методики:“Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

·                   здоровье;

·                   ум, способности;

·                   характер;

·                   авторитет у сверстников;

·                   умение многое делать своими руками, умелые руки;

·                   внешность;

·                   уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

/См. Приложение 2/
Получаем ряд значений:

8,13,15,2,12,6,30,0,11,5,9,-3,12,12,5,4,-10,11,-6,32,21,-6,21,-5,0.    продолжение
–PAGE_BREAK–
3.2. Анализ влияния самооценки на статусное положение ребёнка
Для анализа влияния самооценки на статусное положение дошкольника в группе детского сада воспользуемся коэффициентом линейной корреляции Пирсона.

– корреляция между уровнем самооценки дошкольников и их статусного положения в группе не отличается от 0.

  — корреляция между уровнем самооценки дошкольников и их статусного положения в группе отличается от 0.

Применение критерия Пирсона требует чтобы оба ряда имели нормальное распределение признака. Для этого воспользуемся алгоритмом Н.А. Плохинского.

№ п/п

xi

xi-M

xi-M²

xi — M³

xi — M⁴

1

0,25

0,14

0,019

0,0027

0,0003

2

0,04

-0,07

0,0049

-0,00034

0,000024

3

0,208

0,09

0,0081

0,00072

0,000065

4

0,12

0,01

0,0001

0,000001

0,00000001

5

0,12

0,01

0,0001

0,000001

0,00000001

6

0,16

0,05

0,0025

0,00012

0,0000062

7

0,12

0,01

0,0001

0,000001

0,00000001

8

0,12

0,01

0,0001

0,000001

0,00000001

9

0,08

-0,03

0,0009

-0,000027

0,00000081

10

0,208

0,09

0,0081

0,00072

0,000065

11

-0,11

0,012

-0,0013

0,00014

12

0,37

0,26

0,13

0,05

0,018

13

0,208

0,09

0,0081

0,00072

0,000065

14

0,04

-0,07

0,0016

-0,000064

0,0000025

15

0,04

-0,07

0,0016

-0,000064

0,0000025

16

0,08

-0,03

0,0064

-0,00051

0,00004

17

0,16

0,05

0,025

0,004

0,00065

18

0,16

0,05

0,025

0,004

0,00065

19

0,08

-0,03

0,0064

-0,00051

0,00004

20

0,12

0,01

0,014

0,0017

0,0002

21

0,04

-0,07

0,0016

-0,000064

0,0000025

22

0,08

-0,03

0,0064

-0,00051

0,00004

23

0,04

-0,07

0,0016

-0,000064

0,0000025

24

0,08

-0,03

0,0064

-0,00051

0,00004

25

0,12

0,01

0,014

0,0017

0,0002

Сумма:

,27

0,304

0,0623

0,0204

1 ряд: 0,25; 0,04; 0,208; 0,12; 0,12; 0,16; 0,12; 0,12; 0,08; 0,208; 0; 0,37; 0,208; 0,04; 0,04; 0,08; 0,16; 0,16; 0,08; 0,12; 0,04; 0,08; 0,04; 0,08; 0,12.

2 ряд: 8,13,15,2,12,6,30,0,11,5,9,-3,12,12,5,4,-10,11,-6,32,21,-6,21,-5,0.

М =

 =  = 0,11

 =   = 7,96
Проверим первый ряд на нормальность распределения.

σ=  = = 0,113
A =  =  = 1,73
E = 3 = 3 *  = 3*5,23 = 15,69
 =  =  = 4,89

 = 2 *  = 9,79
 =  = 0,35

 =  = 1,6

Ряд имеет нормальное распределение.

Посмотрим, имеет ли второй ряд нормальное распределение.

№п/п

xi

xi — M

xi — M²

xi — M³

xi — M⁴

1

8

0,04

0,0016

0,000064

0,000003

2

13

5,04

25,4

128,02

645,24

3

15

7,04

49,54

348,91

2456,35

4

2

-5,96

35,52

-211,708

1261,78

5

12

4,04

16,32

65,93

266,39

6

6

-1,96

3,84

-7,52

14,75

7

30

22,04

485,76

10706,18

235964,33

8

7,96

63,36

-504,35

4014,69

9

11

3,04

9,24

28,09

85,407

10

5

-2,96

8,76

-25,93

76,76

11

9

1,04

1,08

1,12

1,16

12

-3

-10,96

120,12

-1316,53

14429,19

13

12

4,04

16,32

65,93

266,39

14

12

4,04

16,32

65,93

266,39

15

5

-2,96

8,76

-25,93

76,76

16

4

-3,96

15,68

-62,09

245,91

17

-10

-17,96

32,56

5793,206

104045,98

18

11

3,04

9,24

28,09

85,407

19

-6

-13,96

194,88

-2720,54

37978,83

20

32

24,04

577,92

13893,23

333993,37

21

21

13,04

170,04

2217,34

28914,14

22

-6

-13,96

194,88

-2720,54

37978,83

23

21

13,04

170,04

2217,34

28914,14

24

-5

-12,96

167,96

-2176,78

28211,09

25

-7,96

63,36

-504,35

4014,69

Сумма:

11,88

2746,92

25283,05

864207,97

σ=  = = 10,69
A =  =  = 0,82
E = 3 = 3 *  = 3*2,64 = 7,94
 =  =  = 4,89

 = 2 *  = 9,79
 =  = 0,16

 =  = 0,81

Ряд имеет нормальное распределение.
Составим вспомогательную таблицу.

№ п/п

xi

yi

xi-M

yi — M

xi-M²

xi — M²

(xi-M)² * (yi-M)²

1

0,25

8

0,14

0,04

0,019

0,0016

0,00003

2

0,04

13

-0,07

5,04

0,0049

25,4

0,12

3

0,208

15

0,09

7,04

0,0081

49,54

0,4

4

0,12

2

0,01

-5,96

0,0001

35,52

0,003

5

0,12

12

0,01

4,04

0,0001

16,32

0,001

6

0,16

6

0,05

-1,96

0,0025

3,84

0,0096

7

0,12

30

0,01

22,04

0,0001

485,76

0,048

8

0,12

0,01

7,96

0,0001

63,36

0,0063

9

0,08

11

-0,03

3,04

0,0009

9,24

0,0083

10

0,208

5

0,09

-2,96

0,0081

8,76

0,07

11

9

-0,11

1,04

0,012

1,08

0,012

12

0,37

-3

0,26

-10,96

0,13

120,12

15,61

13

0,208

12

0,09

4,04

0,0081

16,32

0,13

14

0,04

12

-0,07

4,04

0,0016

16,32

0,026

15

0,04

5

-0,07

-2,96

0,0016

8,76

0,014

16

0,08

4

-0,03

-3,96

0,0064

15,68

1,0035

17

0,16

-10

0,05

-17,96

0,025

32,56

8,064

18

0,16

11

0,05

3,04

0,025

9,24

0,23

19

0,08

-6

-0,03

-13,96

0,0064

194,88

1,24

20

0,12

32

0,01

24,04

0,014

577,92

8,09

21

0,04

21

-0,07

13,04

0,0016

170,04

0,27

22

0,08

-6

-0,03

-13,96

0,0064

194,88

1,24

23

0,04

21

-0,07

13,04

0,0016

170,04

0,27

24

0,08

-5

-0,03

-12,96

0,0064

167,96

1,074

25

0,12

0,01

-7,96

0,014

63,36

0,88

Сумма:

38,819

 =  =  = 0,111

Df
= 25 – 2 = 23

Зона незначимости          ?                   зона значимости

                0,05                    0,01

       0,11              0,40        0,51
Ответ: т.к.   попадает в зону незначимости корреляция между уровнем самооценки и статусным положением дошкольника в группе не отличается от 0.

Вывод: в ходе проведённого исследования выяснилось, что зависимости между уровнем самооценки и статусным положением дошкольников в группе в данной выборке не существует. Причиной тому может являться несформированность самооценки дошкольников или ряд различных факторов (самочувствия, настроения  день проведения диагностики и т.д.).    продолжение
–PAGE_BREAK–