Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы влияниясемейного воспитания на успешную социализацию младшего школьника
1.1 Особенностиуспешной социализации младшего школьника.
1.2 Особенностивлияния стилей семейного воспитания на успешную социализацию младшегошкольника.
Глава 2. Пути влияния на успешную социализациюмладшего школьника посредством воздействия семейного воспитания
2.1 Диагностикауровня успешной социализации младшего школьника.
2.2 Анализданных
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность:
Тот факт, чтодаже социологи «попадаются на удочку», некорректно используя понятиесоциализации, говорит о серьезности обозначенной научной проблемы. Рассмотрениепрактики использования понятия «социализация» в социологической,педагогической, философской и др. научной литературе позволяет открыть панорамусмыслов этого ключевого социологического понятия.
Без освоениялюдьми норм морали и права, без процесса социализации не будет устойчивостиразвития ни общества, ни личности.
Измененияуспешности социализации младшего школьника лучше и яснее выявятся при влияниина неё различными стилями семейного воспитания, так как семье принадлежитосновная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки,полученные в процессе семейного воспитания.
Объектом данногоисследования является процесс социализации младшегошкольника.
Предмет исследования:влияние стилей семейного воспитания на успешную социализацию младшегошкольника.
Цель исследования: выявить,какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшегошкольника.
Задачи исследования:
1. Рассмотретьособенности успешной социализации младшего школьника.
2. Выявитьособенности влияния стилей семейного воспитания на социализацию младшегошкольника.
3. Провестидиагностику уровня успешной социализации младшего школьника.
4. Выявитьи подобрать комплекс стилей семейного воспитания для влияния на успешнуюсоциализацию младшего школьника.
Гипотеза:Демократический стиль семейного воспитания положительно влияет на успешнуюсоциализацию младшего школьника.
В данной курсовойработе были использованы следующие методы исследования:
/> Теоретические:
Анализ литературы,архивных материалов, документации, продуктов деятельности.
/> Эмпирические:
ü Психодиагностические:
· Вербально– коммуникативные методы:
Ø Беседа(экспериментальная беседа)
— Методопроса
— Анкетыи опросники К. Роджерса и Р. Даймонда
/> Статистическиеметоды:
ü Q-критерийРозенбаума
/> Интерпретационные:
ü Структурныйметод (типологизация)
Структура работы:
Введение, две главы, заключение,список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретическиеосновы влияния стилей семейного воспитания на успешную социализацию младшегошкольника
1.1 Особенностиуспешной социализации младшего школьника
Значительные изменения,происходящие в нашем обществе, делают актуальными исследования проблемысоциализации, которая в основном изучалась в зарубежной, главным образомамериканской, психологии. Наиболее влиятельными в изучении социализацииявляются психоаналитическое направление, теория социального научения,символический интеракционизм и когнитивно-ориентированный подход.
В психоанализесоциализация понимается как приобретение контроля над импульсами. По З. Фрейду,ребенок изначально асоциален, и усвоение социальных норм и требованийосуществляется через подавление инстинктивного начала. Для А. Адлераопределяющим в социализации является чувство общности, “социальное чувство”,вызывающее социальные контакты ребенка с другими людьми. Э. Эриксон в своихработах, в основном посвященных включению ребенка в общество, подчеркивал рольсреды, культуры и социального окружения с присущими ему ожиданиями, надеждами,которые индивид может оправдать или не оправдать.
В теории социальногонаучения процесс социализации сводится к интернализации внешних требований,норм, правил, к возникновению интернализованного контроля над поведением путемнаучения, основанного на позитивном или негативном подкреплении (Б. Скиннер);опосредованного ценностными системами и мотивационными установками (Дж.Аронфрид); через подражание модели (А. Бандура).
В концепции Дж. Г. Мидабольшое внимание уделяется речи, языку, игре, которые способствуют овладениюсоциальными нормами через принятие ребенком на себя роли другого.
Когнитивная теориясоциализации основана на идее построения когнитивной модели окружающей среды,которая модифицирует, побуждает и управляет дальнейшим поведением ребенка.[Мудрик А.В. «Социализация человека» — 2007]
В отечественнойпсихологии роль среды в психическом развитии ребенка изучалась в рамкахкультурно-исторической теории Л. С. Выгодского и деятельностного подхода С. Л.Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. В современной отечественной психологии подсоциализацией понимается процесс усвоения и воспроизведения индивидомсоциального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальныхсвязей (Г. М. Андреева, И. С. Кон).
Социализация— продолжающеесявсю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоениесоциальных ролей.
Согласносамому общему определению, социализация — «процесс, в ходе которогочеловеческое существо с определенными биологическими задатками приобретаеткачества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». Анализразличных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие,отражает два параллельных процесса:
1) процессприспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни вобществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, ккоторому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходитпреимущественно в ранний период жизни человека — в детстве, отрочестве, юности;
2) процессформирования личности — развитие и самоизменение человека в процессе освоения ивоспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Определенияпонятия социализации, кроме процесса обретения социальной природы, социальногоопыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, иинкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, истановление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данномслучае неизбежна — концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции- «личность» и «общество». Это значит, что все процессы,происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность иполифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятиясо всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или терминдолжны иметь свои границы.
К сожалению,большинство определений социализации не гарантировано от произвольноготолкования смысла, тем более от неверной интерпретации. Так, например, обстоитдело с преимущественным пониманием социализации только как приспособления.Действительно, приспособиться можно и к «хорошему», и к«плохому», например, к нормам преступного сообщества или правиламповедения в наркозависимой компании. Но подобные процессы социализацией неявляются. Казалось бы, это не противоречит определению: человек присоединяетсяк социальной группе или сообществу, усваивает нормы, взаимодействует,приобретает опыт и нужные качества: Формально вроде бы все верно, но нет: Вподобных ситуациях всё с «минусом», а социализация — это то, что с«плюсом». Где же ориентир, что может служить маяком дляисследователя, желающего использовать такое емкое и поистине всемивостребованное понятие, как социализация? [Андреева, Г.М. Социальнаяпсихология. — М.: Аспект пресс,2005]
«Социализация»и «девиация» — полярные категории.Таким спасительным маяком нампредставляется противопоставление социализации и девиации. Нельзя допускать ихсмешения. К сожалению, тенденция к такому смешению, как мы видели, существует.Выход из такой понятийной путаницы в принципиальном, на наш взгляд, уточнениипонятия «социализация» как процесса, необходимо включающего освоениечеловеком, прежде всего, норм морали и права данного общества. Сущностьсоциализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, ккоторому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовыхнорм. На этом месте сделаем переход от рассуждений о социализации как процессек пониманию социализации как результата.
Все концепциисоциализации делят на тяготеющие к субъект-объектному и к субъкт-субъектномуподходу. Согласно субъект-объектному подходу, социализированность определяетсяспособностью успешно ориентироваться в общественной жизни, а также проявлятьконформность к социальным предписаниям. Согласно субъкт-субъектному подходу,социализированность определяется степенью способности человека быть субъектомсобственного развития и в какой-то мере общества в целом. При этом особоевнимание уделяют наличию (и качественному составу) у человека ценностныхориентаций и умению их менять. Мы подчеркиваем, что в любом случаесоциализированность определяется степенью освоения и принятия норм морали иправа. Именно освоение норм морали и права объединяет субъект-объектный исубъект-субъектный подходы, является общим для них.
Социализированныйчеловек означает социально зрелый. Термин «социальная зрелость»достаточно нов для социологии. Под ним понимается степень развитости социальныхкачеств у человека в конкретном социокультурном контексте. Разные авторывыдвигают разные критерии социальной зрелости. Так, в учебном социологическомсловаре под ред. А.И.Кравченко, социальная зрелость отдельной личностиопределяется развитостью таких ее социально-нравственных качеств, кактрудолюбие, общественная сознательность и активность, чувство долга,законопослушность, ответственность и др. Другие авторы считают основнымикритериями социальной зрелости (социализированности) личности «уважение ксебе (чувство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе,умение прогнозировать, творчески подходить к жизни (гибкость и одновременноустойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность)». Мы должныдобавить к этому (согласно нашему позитивному и обобщенному подходу): социальнозрелым является человек, освоивший и принявший нормы морали и права данногообщества, человек нравственно сформированный.
Нормы моралии права — это то, что является общим для социализации и воспитания. Воспитаниеявляется составной и, по-видимому, самой важной частью социализации, оносоздает основу для духовного развития личности.
Анализмножества определений социализации показал, что среди них редко встречаютсятакие, где четко обозначен главный вектор социализации: положительная направленностьна нормы морали и права. Социализация не сводится лишь к усвоению этих норм, ноони являются критерием, показателем, ориентиром, относительно которого только иможно разграничить — происходит ли в процессе приспособления человека кобществу социализация или, напротив, возникает девиация. Принятие такоговектора позволяет однозначно определять не только социализацию как процесспринятия норм морали и права, но и девиацию как отклонение от них.
Мы считаем,что учесть этот принципиально важный вектор может определение социализации кактакого процесса приспособления человека к обществу, который способствуетсоциальной стабильности в обществе (в смысле его здорового состояния) иразвитию личности (в направлении духовного здоровья). Без освоения людьми нормморали и права, без процесса социализации не будет устойчивости развития ниобщества, ни личности. Если же в процессе приспособления человека к обществу непроисходит приобщения к нормам морали и права или происходит отход от такихнорм, это уже не социализация, а девиация.
Такимобразом, успешная социализация предполагает, с одной стороны, способность бытьконформным обществу (когда оно здорово), с другой — способность емупротивостоять, если в нем появляются тенденции к отходу от моральных ценностей.Отклоняться от норм морали могут как индивиды, так и общество. В первом случаеэто ведет к девиации и отклонению в развитии личности, во втором случае — кболезни общества (аномии). Основное — это нормы морали и права, причем,приоритет, конечно, за первыми. Правовая ответственность за поведение, по сутидела, является определенным, закрепляемым в законоустановлениях минимумомморальной ответственности. Этот минимум заключает в себе те моральныетребования к поведению, которые, безусловно, отрицают, осуждают, запрещают егообщественно опасные формы.
Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. [Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г]
1.2 Особенности влияниястилей семейного воспитания на успешную социализацию младшего школьника
семейное воспитание социализация школьник
Влияниеродителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви ипонимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучениемв школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушениедетско-родительских отношений ведет к формированию различных психологическихпроблем и комплексов. [Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании»// журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г]
Для маленького ребёнкасемья – это целый мир. В нём он живёт, действует, делает открытия, учитсялюбить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёноквступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на негокак положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растётлибо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым,лицемерным, лживым.
Важнейшая социальнаяфункция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современномобществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системойпредписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределениемежду родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющихсодержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственностьперед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастнымособенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающихоптимальные возможности его личностного и умственного развития. В историиродительства все более явной становится тенденция возрастания значенияинститута семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась наобщество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишьотносительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления егов трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций. Но сизменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждойиз возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формыи средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребностиребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон)и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве. [Осипов Г.В., КабыщаА.В.; «Социология. Учебник для вузов»; М., 2005 г]:
ü формированиепредметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальнойкомпетентности в дошкольном;
ü сотрудничествои поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельнойучебной деятельности в младшем школьном возрасте;
ü созданиеусловий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношескомвозрасте.
Эмоциональнаянасыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений,устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместнаядеятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности,социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делаютсемью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для успешнойсоциализации ребенка. [Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд.«Академический проект», 2005г]
В каждой семьеобъективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная системавоспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемоввоспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типасемейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения:диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктатв семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы ичувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должныпредъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали,конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственнооправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видамвоздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которыйотвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости,а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказываетсясломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности:самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера всебя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.
Опекав семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом,удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формированииличности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезнойподготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмернаязабота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесномэмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположноепонятие — гипероопека, подразумевающее под собой сочетание безразличногоотношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могутделать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятсяэгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами незаслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своихприхотей.
Системамежличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и дажецелесообразности независимого существования взрослых от детей, можетпорождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могутсосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следуетпереходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типавзаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничествокак тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностныхотношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ееорганизацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуациипреодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типомвзаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становитсягруппой высокого уровня развития — коллективом.
Существует3 стиля семейного воспитания:
/> Авторитарный;
/> Демократический;
/> Попустительский;
Приавторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родителиподавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и несчитают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жесткоконтролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно.Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается.Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаютсяк стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менеесамостоятельными.
Демократичныйстиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания.Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, идисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-тообластях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполненияобязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанныйна теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и оничасто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоитсделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит безособых переживаний и конфликтов.
Припопустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни вчем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в периодвзросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять рукуна своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.
Вывод:
Такимобразом, в процессе воспитания человека главной целью является формированиевсесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизнии деятельности в современных условиях.
Напротяжении многих столетий родители не могут понять одну простую вещь, что витоге от ребёнка они получаютто, что в него вкладывают. Казалось бы, вкладывают в него всю любовь, а отдачиникакой, или наоборот вроде бы и особо не опекали, а получился благодарный ребёнок,почему так? На всё есть своё объяснения, если родители в состоянии принять их,так как это подразумевает принятие своих ошибок и просчётов в воспитании. Естьсвои закономерности, которые просматриваются при анализе стилей воспитания всемье (хотя родители даже могут и не знать, что их воспитание уже имеет своёназвание), и проявляются в личностных особенностях уже взрослого человека.
Учитываявыше написанное, мы можем сказать, что самый высокий уровень социализации будетв семьях с демократическим стилем воспитания.
Глава 2. Пути влияния науспешную социализацию младшего школьника посредством воздействия различнымистилями семейного воспитания
2.1 Диагностика уровня успешной социализации младшегошкольника
Цель нашей работы: выявить,какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшегошкольника.
Для выяснения уровнясоциализации младших школьников в данном классе, мы провели тест учителя(классного руководителя). Учитель характеризовал всех учеников по 10 критериям(см. приложение №3). С помощью чего мы и узнали уровень социализации каждогоребёнка и сопоставили его со стилем воспитания в его семье.
Таблица 1 — Результаты тестирования учителя№ ученика Вопр№1 Вопр№2 Вопр№3 Вопр№4 Вопр№5 Вопр№6 Вопр№7 Вопр№8 Вопр.№9 Вопр.№ 10 1 + + – + + + – + + – 2 – – + – – + + + – + 3 + – – – – + + + – – 4 + + – + + – – + + – 5 – – + – – + + + – + 6 – + + – – – – + + + 7 + + – – – – – + + + 8 + + – + + + – – + – 9 – – + – – + + + – + 10 – – + – – + + + – + 11 – – + – – + + + – + 12 + + – + + + – – + – 13 + – + – + + + + + – 14 – – + – – + + + – + 15 – + + – – + – + + + 16 – – + – – + + + – + 17 – – + – – + + + – + 18 – – + – – + + + – + 19 – – + – – + + + – + 20 – – + – – + + + – + 21 – – + – – + + + – +
Проведя тест, мывыяснили, что:
Таблица 2 — Обработка результатов тестированияС высоким уровнем социализации 12 человек Со средним уровнем социализации 6 человек С низким уровнем социализации 3 человека
2.2 Анализ данных
Исследованиепроводилось в группе людей, составом 21 человек. Им был предложен тест навыявление стиля семейного воспитания. В данном тесте 10 вопросов (Содержаниетеста предложено в приложениях).
Мы провелиинтерпретацию результатов тестирования:
/>
/>Семей савторитарным стилем – 7, с демократическим стилем – 5, а с попустительским – 3.
/>Ло — Высокийуровень семейного воспитания (демократический);
Ви — Средний уровеньсемейного воспитания (авторитарный);
/>паа- Низкий уровень семейного воспитания (попустительский).
Таблица 1 — Стили семейного воспитанияСтиль семьи Количество семей Демократический 11 Авторитарный 7 Попустительский 3
Авторитарный стиль.Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и прилагаете к этомумаксимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны инеуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.
Демократический стиль. Выосознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самимпризнаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимодиктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать своипозиции.
Попустительский стиль.Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иныхзабот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведьон вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с Вашей стороны!
Исследуемая работапоказала, что дети, в семье которых демократический стиль воспитания, лучше илегче ко всему адаптируются. Они чувствуют уверенность в себе, нужность семье,сверстникам, учителям. Что и повышает уровень их социализации.
Некоторые дети несовсем хорошо и быстро социализируются. Ребёнок зажат, проявляет малоактивности, стесняется, часто волнуется. Это заметно по ответам детей на уроке,по поведению на перемене, по общению с одноклассниками. Чаще всего, эторезультат авторитарного стиля воспитания.
При попустительскомстиле воспитания может образоваться две картины.
В первом случае всёможет быть аналогично результату авторитарного стиля воспитания. То естьребёнок будет зажат и малоактивен.
А во втором случае всёпротивоположно. Ребёнку много чего дозволено. Он ведёт себя уверенно, ночересчур. У него много свободы, и он начинает направлять её не в то русло…Можетпопасть в плохую компанию, вести себя жёстко и агрессивно.
В нашем случае всё нетак уж плохо. Из 21 семьи всего 3 с попустительским стилем воспитания, 7 савторитарным стилем и 11 с демократическим стилем семейного воспитания.
Для того чтобы всёизменить к лучшему и повысить уровень успешной социализации детей, необходимо,чтобы родители осознавали свои ошибки и стремились их исправлять.
Сопоставляя уровеньсоциализации ребёнка и стиль семьи, в которой он воспитывается, мы выяснили,что:
У всех детей из семей сдемократическим стилем воспитания высокий уровень социализации.
Из 7 семей савторитарным уровнем социализации, 1 ребёнок с высоким уровнем социализации, аостальные со средним.
У всех детей из семей спопустительским стилем воспитания низкий уровень социализации.
/>
Социализируетсяребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числевоспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социальноговоздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у негосуществуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то этобудет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели(родители) постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойносидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим онимогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной,деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностьюподавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная,либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильныйтип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различныекомпенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет старатьсясделать скрытно).
Для того чтобы повыситьуровень успешной социализации младшего школьника посредством влияния на негоразличными стилями семейного воспитания, необходимо, чтобы родители осознавализначимость своих действий и поступков по отношению к своим детям. Для этого мыразработали некоторые рекомендации для родителей с соответствующим стилемсемейного воспитания (см. приложение №1).
Вывод:
Социализация детеймладшего школьного возраста будет успешной в том случае, если их родители будутприлагать максимум усилий для этого. Если они будут осознавать важностьвоспитания, захотят приблизить свой стиль воспитания к демократическому стилюсемейного воспитания.
Многим родителям нужносуметь изменить что-то в себе, осознать свои ошибки и решить их. Только тогдавоспитание будет эффективным. А, следовательно, и социализация детей — успешной.
Заключение
Проведя исследование,мы выяснили, что именно стили семейного воспитания имеет самое сильное влияниена успешную социализацию младшего школьника.
Исследуемая работа показала,что дети, в семье которых демократический стиль воспитания, лучше и легче ковсему адаптируются. Они чувствуют уверенность в себе, нужность семье,сверстникам, учителям. Что и повышает уровень их социализации.
Процесс воспитанияначинается с определения его целей. Главной целью воспитания являетсяформирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезнымикачествами, необходимыми ей для жизни в обществе.
Общая цель современноговоспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутреннесвободными и ответственными личностями.
Воспитание детей — этоотдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца кматери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой вдостоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, гдемать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважаютлюдей.
Семья, с позициисоциологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачномсоюзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимнойпомощью, моральной ответственностью.
Человек приобретаетценность для общества только тогда, когда он становится личностью, истановление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именносемья с ее постоянным и естественным характером воздействия призванаформировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтомувыделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Список используемойлитературы
1. МудрикА.В. «Социализация человека» — 2007.
2. Андреева,Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс,2005.
3. Бочарова,В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 2005.
4. ВасильковаЮ. В. «Социальная педагогика», М.: изд. Центр «Академия», 2005г.
5. ЗагвязинскийВ. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3,2006г.
6. ЗемскаяМ.Р. «Семья и личность», М.: изд. «Прогресс»,2006 г.
7. ПершинаЛ.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г.
8. «Педагогика».Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.
9. РапацевичЕ.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М.,2005г.
10. СластёнинВ.А. «Педагогика», М.: изд. «Школьная пресса», 2002г.
11. СухомлинскийВ.А. «Родительская педагогика» — М., 2005г.
12. ФилоновГ. Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика»- № 6, 2006г.
13. ШубинаА. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал«Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006г.
14. АберкромбиН., Хилл С., Тернер Б.С.; «Социологический словарь»; Казань, 2005г.
15. Осипов Г.В.,Кабыща А.В.; «Социология. Учебник для вузов»; М., 2005 г.
16. СатирВ. Психотерапия семьи. – СПб., 2005г.
17. МинияровВ. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2005г.
18. ДжайноттХ. Родители и дети // Знание. – 2006г.
19. ГиппенрейтерЮ. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2005г.
20. БруменскаяГ. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическоеконсультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 2005г.
Приложение №1
Рекомендации дляродителей, в семье которых авторитарный стиль воспитания
Родителям, в семьекоторых преобладает авторитарный стиль, мы рекомендуем:
ü бытьиногда мягче в своих требованиях;
ü обосновыватьсвои требования;
ü бытьнемного уступчивее по отношению к детям;
ü неограничивать самостоятельность ребёнка;
ü непорождать конфликты и враждебность;
ü настраиватьдушевную близость с детьми.
Семьям спопустительским стилем воспитания рекомендуем:
ü большевнимания уделять воспитанию своих детей;
ü интересоватьсяих проблемами;
ü помогатьпреодолевать трудности;
ü добиватьсявыполнения своих указаний;
ü направлятьребёнка на правильный путь;
ü научитьучитывать интересы других людей;
ü контролироватьповедение ребёнка.
Приложение №2
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б, Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о
традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы,
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих, отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г, Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как Вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы Вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б, Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Таблица 2 — Обработка результатов тестирования Стиль поведения Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б Демократический А А г В Б Б Б А А А Попустительский Г Г А А Г В В Г Б Г