Влияние систематического употребления алкоголя на учебный процесс

Обоснование проблемы:
Алкоголизация молодёжи большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации. Время – вечер. Место действия – любой город России, “оснащенный” хотя бы одним вузом. Типичная картина – студенты выпивают в кафе и парках. Двух бутылок уже мало кому достаточно. Таковы неутешительные результаты мониторинга наркоситуации среди несовершеннолетних и молодежи в России, проведенного Минобразования совместно с Минздравом и МВД. Борьба с пьянством и акцентирование внимания на проблеме алкоголизма в России стали модой. Сначала этим занимались профильные учреждения – Минздрав в целом, Госсанэпиднадзор в частности. Да МВД собирало граждан в вытрезвители. Теперь к борьбе подключилось Министерство образования. Но борьба с пьянством в исполнении органов власти все равно получается неуклюжей. Во многом из-за того, что бороться не с чем. Водка навсегда останется «национальным» напитком, принося немалые доходы в казну (а умное правительство от денег не отказывается). “Пивная” же угроза сильно преувеличена. Статистика гласит: пьем пива мы почти в четыре раза меньше чехов и немцев, основной потребитель пива в России – человек старше 25 лет. Пивной алкоголизм – и вовсе сказка. Алкоголизм – он один такой. Винный, водочный, коньячный. А утверждать, что реклама пива убивает молодежь – то же самое, что доказывать: фильм “Бойцовский клуб” провоцирует людей на драки, а картина Ван Гога “Подсолнухи” – на лузгание семечек. Хотя беспокойство Минобразования понять можно: юношей сейчас питают не столько науки, сколько напитки.
Если рассматривать в контексте данного вопроса Казань, никак нельзя обойти вниманием наш родной КГТУ им.Туполева. О масштабах употребления алкогольных напитков студентами в стенах университета и за его пределами сложено немало легенд и анекдотов. И вместе с тем в общероссийском рейтинге технических ВУЗов КАИ занимает 4-е место, студенты участвуют в различного уровня научных чтениях и семинарах по самым различным проблемам. Выпускники нашего университета зарекомендовали себя прекрасными специалистами на многих стратегически важных центрах страны(например, Федеральный ядерный центр «Саров» ежегодно приглашает наших выпускников).
Цель исследования:
Выяснить, влияет ли систематическое употребление алкоголя на учебный процесс.
Объект исследования:
Студенты 1-5 курсов 3-го факультета КГТУ им.А.Н.Туполева.
Задачи исследования:
1. Выяснить отношение студентов к употреблению алкоголя.
2. Выяснить причины, стимулирующие систематическое употребление алкоголя.
3. Выяснить, является ли систематическое употребление алкоголя распространенным явлением.
4. Выявить механизмы зависимости между систематическим употреблением алкоголя и учебным процессом.
Предмет исследования:
Зависимость систематического употребления алкоголя и учебного процесса.
Логический анализ понятий.
Под систематическим употреблением алкоголя будем понимать употребление алкогольных напитков не реже двух раз в неделю. Именно такая периодичность употребления алкогольных напитков, по данным «Справочника практикующего врача» под ред.Л.В.Левушкина, формирует патологическое влечение к алкоголю, появление абстинентного синдрома, психических, соматических и неврологических нарушений.
Учебным процессом будем считать совокупность посещаемости лабораторных, семинарных, практических и лекционных занятий, степени подготовленности и успеваемости. За обобщённый результат учебной деятельности в течение семестра будем принимать сессию.
Гипотезы исследования:
Основная:
Систематическое употребление алкоголя опосредованно влияет на учебный процесс.
Дополнительная:
Систематическое употребление алкоголя затрудняет посещение занятий, усложняет начало подготовки к занятиям, снижает успеваемость и интерес к учебе.
Результаты проведённого социологического опроса приведены отдельно для каждого курса в таблицах и диаграммах. Обобщая полученный данные, получаем интересные выводы:
1. Количество употребляющих алкогольные напитки растёт от курса к курсу, при чём вкусовые пристрастия меняются слабо или не меняются: в процентном отношении лидируют пиво, водка и вино.
2. Непосредственная близость от учебных зданий мест продажи алкогольных напитков и красивых мест, где эти напитки можно употреблять, стимулирует употребление алкогольных напитков и присутствие на занятиях в нетрезвом виде лишь студентов младших курсов. К концу учёбы студенты начинают отдавать предпочтение вечеринкам в кафе и выездам на природу, не прельщаясь возможностью выпить между занятиями или же вместо них.
3.В процентном отношении успеваемость серьёзно не изменяется, исключением могут служить лишь студенты первого курса, ещё не ещё сдававшие сессию и переоценивающие свои возможности.
4.Вопреки ожиданиям, роста количества студентов, употребляющих алкоголь систематически, не происходит. Со временем наблюдается некоторый отток «трезвенников» в ряды «выпивающих по случаю».
5.В целом отношение к употреблению алкоголя у студентов положительное, многие считают спиртные напитки необходимым атрибутом вечеринок.
6.В отношении причин употребления алкогольных напитков студенческая среда повторяет общество в целом. Причиной увеличения употребляющих является влияние микросоциальной среды, мероприятия, сопровождаемые употреблением спиртного, организуются, как правило, «инициативной группой» студентов. К числу стимулирующих факторов можно отнести также нервные перенапряжения во время сессии, для снятия которых используют алкоголь.
7.Степень подготовленности к экзаменам и зачётам в течении семестра уменьшается. Об этом свидетельствует увеличение количества имевших проблемы со сдачей сессии. Как правило, подготовка к экзамену/зачёту происходит путём зазубривания материала за несколько дней.
8.Употребление алкоголя в разумных количествах не оказывает влияния на уровень знаний студентов.
9.Вред от систематического употребления алкоголя легко компенсируется умственными способностями, иначе объяснить факт наличия большого в процентном отношении количества систематически употребляющих среди отличников и хорошистов на втором-третьем курсах не представляется возможным. Вместе с тем, систематически употребляющие наиболее мобильны в отношении перехода из одной категории успеваемости в другую.
10.По мнению самих студентов, КГТУ им.А.Н.Туполева, они употребляют алкоголя не больше, чем студенты других ВУЗов.
Результаты опроса студентов 1-го курса 3-го факультета

1
Средний возраст 17,58
2
8 (66,6%)
4 (33,3%)
3
1
4
8 (66,6%)
4 (33,3%)
5
12
6
2 (16,6%)
7 (58,3%)
3 (25%)
7
9 (75%)
1 (8,3%)
2 (16,6%)
8
4 (33,3%)
7 (58,3%)
1 (8,3%)
9
9 (75%)
3 (25%)
10
3(14,3%)
5(23,8%)
4(19%)
3(14,3%)
1(4,7%)
2(9,5%)
3(14,3%)
11
4 (33,3%)
8 (66,6%)
12
1(11,1%)
3(33,3%)
2(22,2%)
4(33,3%)
3
13
5(55,5%)
6(66,6%)
2(22,2%)
2(22,2%)
3
14
3(33,3%)
6(66,6%)
1(11,1%)
3
15
2(22,2%)
3(33,3%)
4(44,4%)
3
16
1(8,3%)
6(50%)
5(41,6%)
17
1(8,3%)
6(50%)
5(41,6%)
18
2(16,6%)
6(50%)
4(33,3%)
19
2(8,7%)
4(17,3%)
4(17,3%)
7(30,4%)
4(17,3%)
2(8,7%)
20
5(41,6%)
7(58,3%)

Рис.1 рис.2

рис.3

рис.4
Учатся на отлично Учатся хорошо Учатся удовлетворительно Учатся неудовлетворительно
Рис.5

Наличие свободного времени («окно» между парами) Хорошее/плохое настроение предложение друзей Вечеринка Наличие средств Другое

Результаты опроса студентов 2 курса 3-го факультета.

1
Средний возраст 18,35
2
16 (80%)
4 (20%)
3
2
4
10 (50%)
10 (50%)
5
2 (10%)
7 (35%)
11 (45%)
6
8 (40%)
7 (35%)
5 (25%)
7
16 (80%)
1 (5%)
3 (15%)
8
2 (10%)
5 (25%)
12 (60%)
1 (5%)
9
18 (90%)
2 (10%)
10
13(43,2%)
4(13,3%)
4(13,3%)
1(3,3%)
1(3,3%)
4(13,3%)
1(3,3%)
2(6,6%)
11
16 (80%)
4 (20%)
12
6 (33,3%)
2 (11,1%)
8 (44,4%)
10(55,5%)
2
13
8 (44,4%)
10 (55,5%)
1 (5,5%)
4 (22,2%)
2
14
10 (55,5%)
10 (55,5%)
3 (16,6%)
2
15
6 (33,3%)
4 (22,2%)
8 (44,4%)
2
16
15 (75%)
3 (15%)
2 (10%)
17
1 (5%)
4 (20%)
15 (75%)
18
2 (10%)
15 (75%)
3 (15%)
19
5 (20%)
1 (4%)
7(28%)
10 (40%)
1 (4%)
1 (4%)
20
5 (25%)
15 (75%)
Рис.1 рис.2

рис.3

рис.4
Учатся на отлично Учатся хорошо Учатся удовлетворительно Учатся неудовлетворительно
Рис.5

Наличие свободного времени («окно» между парами) Хорошее/плохое настроение предложение друзей Вечеринка Наличие средств Другое
Рис.6

Был отчислен более 1-го раза Был отчислен 1 раз Не был отчислен
Рис.7

1.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя более 1-го раза
2.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя 1 раз
3.Не был(а) отчислен(а)/не имел(а) проблем со сдачей сессии
Результаты опроса студентов 3-го курса 3-го факультета

1
Средний возраст 20
2
12 (60%)
8 (40%)
3
3
4
14 (70%)
6 (30%)
5
9 (45%)
4 (20%)
7 (35%)
6
3 (15%)
9 (45%)
8 (40%)
7
18 (90%)
2 (10%)
8
4 (20%)
7 (35%)
9(45%)
9
15 (75%)
5 (25%)
10
9(27%)
4(12%)
5(15,2%)
4(12%)
6(18,2%)
5(15,2%)
11
15 (75%)
5 (25%)
12
1(6,6%)
3(20%)
3(20%)
9(45%)
5
13
6(40%)
9(60%)
6(40%)
3(20%)
5
14
8(53,3%)
14(93,3%)
5
15
6(40%)
4(26,6%)
5(33,3%)
5
16
3(15%)
10(50%)
7(35%)
17
4(20%)
6(30%)
10(50%)
18
3(15%)
13(65%)
4(20%)
19
7(21%)
3(9,3%)
5(15,6%)
13(40,6%)
2(6,2%)
2(6,3%)
20
14(70%)
6(30%)

Рис.1 рис.2

рис.3

рис.4
Учатся на отлично Учатся хорошо Учатся удовлетворительно Учатся неудовлетворительно

Наличие свободного времени («окно» между парами) Хорошее/плохое настроение предложение друзей Вечеринка Наличие средств Другое

1.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя более 1-го раза
2.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя 1 раз
3.Не был(а) отчислен(а)/не имел(а) проблем со сдачей сессии

1.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя более 1-го раза
2.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя 1 раз
3.Не был(а) отчислен(а)/не имел(а) проблем со сдачей сессии

1
Средний возраст 20,8
2
12 (75%)
4 (25%)
3
4
4
9 (56,25%)
7 (43,75%)
5
4 (25%)
5 (31,25%)
7 (43,75%)
6
6 (37,5%)
4 (25%)
6 (37,5%)
7
12 (75%)
1 (6,25%)
3 (18,75%)
8
2 (12,5%)
6 (37,5%)
6 (37,5%)
2 (12,5%)
9
12 (75%)
4 (25%)
10
3(11%)
5(20,8%)
7(29,2%)
1(4,2%)
2(8,3%)
3(12%)
1(4,2%)
4
11
12 (75%)
4 (25%)
12
1(8,3%)
3(25%)
2(16,6%)
4(33,3%)
4(33,3%)
4
13
4(33,3%)
3(25%)
1(8,3%)
3(25%)
3(25%)
4
14
5(41,6%)
5(41,6%)
2(16,6%)
1(8,3%)
4
15
3(25%)
4(33,3%)
3(25%)
2(16,6%)
4
16
5 (31,25%)
7 (43,75%)
4 (25%)
17
2 (12,5%)
5 (31,25%)
9 (56,25%)
18
6 (37,5%)
9 (56,25%)
1 (6,25%)
19
4(25%)
2(12,5%)
6(37,5%)
3(18,75%)
4(25%)
20
10 (62,5%)
6 (37,5%)

Результаты опроса студентов 4 курса
3-го факультета.
Рис.1 рис.2

рис.3

рис.4
Учатся на отлично Учатся хорошо Учатся удовлетворительно Учатся неудовлетворительно
Рис.5

Наличие свободного времени («окно» между парами) Хорошее/плохое настроение предложение друзей Вечеринка Наличие средств Другое

Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя более 1-го раза Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя 1 раз Не был(а) отчислен(а)/не имел(а) проблем со сдачей сессии
Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя более 1-го раза Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя 1 раз
3. Не был(а) отчислен(а)/не имел(а) проблем со сдачей сессии
Результаты опроса студентов 5 курса
3-го факультета.

1
Средний возраст 21
2
8 (80%)
2 (20%)
3
5
4
7 (70%)
3 (30%)
5
5 (50%)
4 (40%)
1 (10%)
6
4 (40%)
3 (30%)
3 (30%)
7
8 (80%)
2 (20%)
8
1 (10%)
5 (50%)
4 (40%)
9
10 (100%)
10
5(25%)
3(15%)
4(20%)
4(20%)
1(5%)
2(10%)
1(5%)
11
10(100%)
12
4(40%)
1(10%)
5(50%)
3(30%)
13
3(30%)
4(40%)
2(20%)
4(40%)
14
3(30%)
4(40%)
1(10%)
3(30%)
15
6(60%)
1(10%)
2(20%)
3(30%)
16
3(30%)
5(50%)
2(20%)
17
3(30%)
2(20%)
5(50%)
18
4(40%)
6(60%)
19
1(7%)
4(28,5%)
3(21,4%)
2(14,2%)
3(21,4%)
1(7%)
20
4(40%)
6(60%)

Рис1. рис.2

рис.3

Рис.4
Учатся на отлично Учатся хорошо Учатся удовлетворительно Учатся неудовлетворительно

Наличие свободного времени («окно» между парами) Хорошее/плохое настроение предложение друзей Вечеринка Наличие средств Другое

1.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя более 1-го раза
2.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя 1 раз
3.Не был(а) отчислен(а)/не имел(а) проблем со сдачей сессии

1.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя более 1-го раза
2.Был(а) отчислен(а)/не сдавал(а) сессию вовремя 1 раз
3.Не был(а) отчислен(а)/не имел(а) проблем со сдачей сессии