–PAGE_BREAK–Вариант 1.С учетом социальных норм и нормативов обеспеченности населения КДУ, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р.
Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Архангельской области. – Архангельск. – 2007. – 8 с.
Численность населения в населенном пункте
Единица измерения
Количественная величина
До 500 чел.
Зрительских мест
50-150
От 500 до 1000 чел.
Зрительских мест
150-200
От 1 тыс. до 3 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
150
От 3 тыс. до 10 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
100
От 10 тыс. до 20 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
70
От 20 тыс. до 50 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
50
От 50 тыс. до 100 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
30
От 100 тыс. до 250 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
25
От 250 тыс. до 500 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
20
Свыше 500 тыс. чел.
Зрительских мест на 1 тыс. жителей
15
Вариант 2.
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг
Единицы измерения
Количественная величина
Муниципальные районы
Учреждений культуры
1 на 500 зрительских мест
1 информационно-методический центр
1 Дом (Центр) народного творчества
Единиц техники передвижения
2-5 передвижных культурно-досуговых центров (культбригад)
Городские округа
Учреждений культуры
1 на 500 зрительских мест
1 на 300 зрительских мест в каждом районе городского округа;
1 информационно-методический центр
1 Дом (Центр) народного творчества
Единиц техники передвижения
1 передвижной культурно-досуговый центр
Сельские поселения с числом жителей от 500 чел. до 1000 чел.
Учреждений культуры
1 на 150 зрительских мест
Сельские поселения с числом жителей от 1 до 5 тыс. чел.
Учреждений культуры
1 на 300 зрительских мест
Сельские и городские поселения с числом жителей от 5 тыс. чел. и выше.
Учреждений культуры
1 на 500 зрительских мест
В административном центре муниципального района может создаваться КДУ межмуниципального значения. Сельские поселения, в состав которых входит несколько населенных пунктов, могут иметь филиалы поселенческих КДУ в населенных пунктах с числом жителей от 500 человек.
В населенных пунктах с числом жителей до 500 человек культурно-досуговые услуги могут предоставляются с использованием передвижной формы обслуживания.
Количество зрительских мест на 1 тыс. жителей может отличаться от рекомендуемого в зависимости от местных особенностей.
Внестационарные (передвижные) формы культурного обслуживания
Внестационарное культурно-досуговое обслуживание осуществляют передвижныеКДУ различных видов (автоклубы, передвижные досуговые центры, центры по внестационарному культурному обслуживанию и т.п.) и стационарные КДУ, в сферу обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных КДУ.
При расчете потребностей во внестационарных формах обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного КДУ, не менее двух раз в месяц.
Количество единиц техники передвижения для передвижных КДУ рассчитывается исходя из территориальных особенностей.
В малонаселенных пунктах, которые не имеют почты, аптек, магазинов, парикмахерских и других учреждений социально-бытовой сферы, целесообразно организовать внестационарное комплексное социально-культурное обслуживание, которое может осуществляться в рамках муниципальной целевой программы.
Ресурсная база культурно-досугового учреждения
— Нормативный ресурс
Нормативный ресурс– массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в КДУ
Учредительнымидокументами КДУ являются:
– устав учреждения
– положение (если не юридическое лицо).
Обязательными для КДУ являются также его структура, штатная численность подразделений (отделов) и штатное расписание.
Локальнымиактами КДУ являются:
– коллективный договор;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– должностные инструкции;
– Положения о надбавках, доплатах, премировании;
– положение о платных услугах;
– документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности.
Организационно-распорядительными документами являются:
– планы и отчеты КДУ;
– протоколы, постановления, решения;
– приказы, распоряжения, указания;
– аттестационные документы;
– бухгалтерские документы;
– кадровые документы;
– журнал учета работы учреждения;
– журнал учета работы любительских формирований;
– докладные записки, справки, переписка;
– положения.
— Материально-технический ресурс
— недвижимый– здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и земля под ними;
— движимый– специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.
КДУ и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, и оснащены телефонной связью.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
В КДУ должны быть приняты меры по обеспечению безопасности посетителей и персонала, защиты материальных ресурсов.
КДУдолжно быть оснащено специальным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг.
КДУ должно быть оснащено свето- и звукоусилительной аппаратурой, кино(видео)установкой, музыкальными инструментами, одеждой сцены, специализированной мебелью для залов и досуговых помещений.
При планировании расходов на мероприятия по пожарной безопасности необходимо руководствоваться приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».
— Финансовый ресурс
Финансовый ресурс–совокупность денежных средств, источников финансирования и доходов, получение и использование которых позволяет достигать целей деятельности и не противоречащих действующему законодательству.
Финансирование КДУ осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов (субсидии), фонда финансовой поддержки (дотации), регионального фонда развития (субсидии), а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Расходы бюджета КДУ с учетом всех источников его формирования осуществляются на следующие цели:
— содержание персонала (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
— содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т. д.);
— содержание прилегающей территории, филиалов и объектов, относящихся к КДУ;
— материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, выставок и других видов культурно-массовых мероприятий, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.);
— осуществление организационно-методической, исследовательской, учебно-творческой и учебно-воспитательной деятельности КДУ;
— оснащение КДУ современными техническими средствами и оборудованием;
— проведение капитального ремонта;
— материально-техническое обеспечение деятельности клубных формирований;
— другие затраты, связанные с основной деятельностью КДУ.
— Кадровый ресурс
Кадровый ресурс– руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие работу КДУ (технический состав).
КДУ должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения своих основных функций.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Руководители и специалисты КДУ могут пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Все руководители и специалисты КДУ не реже 1 раза в 5 лет должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (стажировка – от 72 часов, мастер-класс – от 36 часов, курсы повышения квалификации – от 108 часов и т.д.).
Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.
Любительские (клубные) формирования КДУ
Под любительским (клубным) формированиемпонимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
К клубным формированиям относятся:
— коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;
— любительские объединения и клубы по интересам;
— школы прикладных знаний и навыков;
— другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.
Клубное формирование в рамках своей деятельности:
— организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);
— проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер — классы и т.п.);
— участвует в общих программах и акциях культурно – досугового учреждения;
— использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;
— принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.
Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя КДУ.
Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:
— за счет бюджетного финансирования базового КДУ;
— за счет внебюджетных средств базового КДУ;
— по принципу частичной самоокупаемости, с использованием средств базового КДУ, других учредителей, участников клубного формирования, а также за счет средств, полученных от собственной деятельности;
— по принципу полной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного формирования, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств.
Клубные формирования обязаны иметь следующие документы:
— программу обучения о воспитания;
— планы учебно-творческой работы на календарный год;
— расписание коллективных и индивидуальных занятий;
— журнал учета работы формирования;
— смету расходов и доходов;
— журналы учета взносов (ведомости);
— договора, иные документы.
Наполняемость участниками клубных формирований определяется исходя из следующих главных позиций:
1. Определения формата клубного формирования: группа (= кружок) –
8 человек, коллектив – 12-16 человек, формирование (= объединение) – свыше 24 человек. Формирование должно состоять из 2-х коллективов, 3-х групп (кружков). В исключительных случаях группа может быть 6 человек.
Исключительные случаи:
— специфика направления художественного искусства;
– многолетняя стабильность деятельности группы как коллектива;
— технические особенности деятельности.
2. Определения источника финансирования:бюджетное формирование, группа или самоокупаемое. Наполняемость бюджетного формирования устанавливается приказом органа управления, самоокупаемой – устанавливается руководителем учреждения с обязательным согласование родительского или общественного совета и органа управления культурой.
3. Определения программыхудожественного воспитания, а значитпродолжительности лет воспитания.
продолжение
–PAGE_BREAK–Наполняемость и финансирование клубных формирований
Годы обучения
Бюджетное финансирование, одно формирование
Внебюджетное финансирование, одно формирование
1-й год
не менее 24 человек
наполняемость и группировка – по необходимости.
Оплата – по договоренности руководства УК и родителей, общественных советов «народных», «образцовых» коллективов.
2-й год
12-16 человек
3-й год и последующие
не менее 8 человек
4. Определения критериев оценки, результатов и требований к деятельности.
Рекомендуемая наполняемость участниками клубных формирований, финансируемых из бюджета:
Типы клубных формирований
Группы учреждений по оплате труда
1 группа
IIгруппа
IIIгруппа
IVгруппа
Художественно-творческие
18-20
15-18
12-15
10-12
Творческо-прикладные
12-15
9-12
8-10
6-8
Спортивно-оздоровительные
20-25
15-20
10-15
8-10
Культурно-просветительские
18-20
15-18
12-15
8-10
Общественно-политические
18-20
15-18
12-15
8-10
В клубном формировании, действующем на платной основе, его наполняемость определяется в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной руководителем культурно-досугового учреждения.
Коллективы любительского художественного творчества– это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности.
Занятия во всех коллективах любительского художественного творчества проводятся систематически не реже двух раз в неделю по три учебных часа (учебный час – 45 минут)(см. «Примерное Положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества», утвержденное постановлением коллегии Министерства культуры СССР от 24 мая 1978 года № 121).Руководители могут собирать свои коллективы на репетиции чаще, например, в периодподготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям.
Коллективы, имеющие звание «Народный самодеятельный коллектив», «образцовый художественный коллектив» должны представить в течение года:
Драматические, музыкально-драматические театры
Не менее одного нового многоактного и одного одноактного спектакля
Театры кукол
Не менее одного нового многоактного и одного одноактного спектакля
Театры оперы и балета, музыкальной комедии
Не менее одного нового спектакля и одной концертной программы
Хоры, вокальные коллективы, оркестры, ансамбли песни и танца, цирковые коллективы, оркестры народных или духовых инструментов, ансамбли инструментальные, вокально-инструментальные
Концертную программу в двух отделениях, ежегодно обновляя не менее четвертой части текущего репертуара
Культбригады, театры чтеца, эстрады, миниатюр
Не менее двух постановок-программ
Фото-, кино-, видеостудии
Две выставки работ и оказывать помощь в оформлении организаций культуры, на базе которых они существуют
Студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Одну выставку работ и оказывать помощь в оформлении организаций культуры, на базе которых они существуют
Коллективы различных видов и жанров художественного творчества, имеющие звание «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив» должны в течение года:
Представить сольных тиражных концертов
12
Участвовать в сборных концертах, общественных акциях
Не менее 20
Подготовить творческих отчетов перед населением
2
Дать бенефисных концертов или спектаклей
4
В конце каждого творческого сезона должны быть организованы отчетные концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства.За достигнутые успехи любительскому коллективу может быть присвоено звание «Народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества».
Порядок присвоения и подтверждения звания определены в Постановлении главы администрации Архангельской области от 20 октября 2000 года № 311 «О порядке присвоения звания «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив» и «Народная самодеятельная студия» в Архангельской области».
Работа коллективов, имеющих звание «народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества», регламентируется Положением о народном самодеятельном коллективе, образцовом художественном коллективе, народной самодеятельной студии в Архангельской области, утвержденном постановлением главы администрации Архангельской области от 20 октября 2000 года № 311.
Продолжительно и плодотворно работающие народные любительские коллективы, накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опытвоспитательной работы и крепкий исполнительно-артистический состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой и по решению представительного органа муниципального образования, могут стать базой для создания муниципального коллектива. Муниципальный коллективбудет иметьстатус профессионального коллектива. Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании.
Коллективы, имеющие статус профессиональных, должны выполнять нормы минимального количества выступлений в месяц.
Драматические, музыкально-драматические театры
10 спектаклей в месяц
Театры кукол
10 спектаклей в месяц
Театры оперы и балета, музыкальной комедии
10 спектаклей в месяц
Хоры, вокальные коллективы, оркестры, ансамбли песни и танца, цирковые коллективы, оркестры народных или духовых инструментов, ансамбли инструментальные, вокально-инструментальные
10 выступлений в месяц
Культбригады, театры чтеца, эстрады, миниатюр
10 выступлений в месяц
продолжение
–PAGE_BREAK–
Студия– самодеятельный клубный коллектив, в котором реализуется более двух направлений художественного искусства (например, хореографическая студия, в ней обучаются также актерскому и вокальному мастерству), руководитель (или педагоги) работают по типовым или авторским учебно-творческим программам, рассчитанным последовательно по годам обучения. Студия должна иметь не менее чем по одному кружку каждого года обучения, а также постоянно действующие художественные коллективы, должна демонстрировать и пропагандировать высокий уровень учебной и творческой работы.
Любительские объединения и клубы по интересам
— организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени.
Основными организационными особенностями любительского объединения, в отличие от творческого коллектива, являются следующие:
— Целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений;
— Любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным.
Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации:
– общественно-политические
– художественно-творческие
– культурно-развлекательные
– научно-технические
– спортивно-оздоровительные
– коллекционно-собирательские
– семейно-бытовые
– профессиональные
– социально-демографические
– экологические, естественнонаучные и др.
Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативы и предприимчивость.
Методическое обеспечение деятельности КДУ
Организационно-методическое обеспечение деятельности КДУ осуществляют методические службы различных видов:
— Районные дома культуры;
— Районные (городские) организационно (информационно, координационно)-методические центры;
— Методические кабинеты при КДУ;
— Организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой;
Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах:
— как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);
— как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;
— как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) КДУ или органа управления культурой.
На областном уровне функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения культурно-досуговой сферы осуществляют областные методические центры: например, ГУК «Поморская государственная филармония»
Основными задачамиметодической службы являютсяорганизационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциямиметодической службы являются:
— Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;
— Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;
— Организации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;
— Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
— Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих,досуговых и социокультурных процессов;
— Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
— Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
— Сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.
Таким образом, мы делаем вывод, что учреждение культуры – это наиважнейший элемент государственной политики в деле повышения уровня и качества жизни населения страны, так как именно здесь любой человек, независимо от возраста, национальности, социальной характеристики может удовлетворить свои потребности: потребность в общении, самореализации, самоуважении и, конечно же, духовные потребности.
–PAGE_BREAK–
2.2. Анализ деятельности МУК «Котласский Дворец культуры»
Мною был проведён анализ деятельности учреждения за 2008-2010 гг. на основе статистической отчетности КДК, информационных отчетов, а также планов работы учреждения, других локальных актов.
Количество посетителей составляет в 2008 г. – 58602 чел., в 2009г. – 46530 чел. и в 2010 г. – 49368 чел.
Количество клубных формирований (далее – КФ) в 2008 г. – 40, в 2009 г. – 29, в 2010 г. – 46. Как мы видим, в 2009 году количество КФ резко уменьшилось. Причина – деятельность многих клубных формирований продолжалась всего один творческий сезон 2008-2009г.
(причин прекращения деятельности руководители клубных формирований не поясняли).
Однако уже в творческом сезоне 2010-2011 гг. количество КФ возросло и превысило данные 2008 года. С приходом нового руководства стали изыскиваться новые формы работы с горожанами, стали привлекаться для работы в КФ заинтересованные люди
(см. Приложение 8).
По этим же причинам можно объяснить разницу вколичестве участников КФ: 2008г – 613 чел., 2009г. – 350 чел., 2010 г. – 516 чел. Количество участников в 2010 г. меньше, чем в 2008 г. в связи с тем, что появилось большое количество новых коллективов, но наполняемость их пока мала.
Количество культурно-досуговых мероприятий (далее — КДМ) также варьируется: 2008 г. – 369, 2009 г. – 332, 2010 г. — 352. В 2009 году наметился спад, количество мероприятий перестало соответствовать Модельному стандарту для учреждений с 1 гр. оплаты труда – 350 и более). Но в 2010 году новая команда вошла в курс дела: наметился рост количества и качества мероприятий (см. Приложение 9).
В среднем одно мероприятие в 2008 г. посещало – 200 чел., 2009 г. – 150 чел., в 2010 г. – 210 чел. Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп составила: в 2008 г. – 27%, в 2009 г. – 22%, в 2010 г. – 25% от общего числа проводимых мероприятий; доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи: в 2008 г. – 20%, в 2009 г. – 15%, в 2010 г. – 22%.
МУК «Котласский Дворец культуры» тесно сотрудничает с 17 организациями социальной и производственной сфер в том числе с магазином «Центральный», выпечным цехом «Солнышко», с предприятиями Северной железной дороги, Советом ветеранов, газетами «Вечерний Котлас» и «Двинская правда», свадебным салоном «Каприз», РИА «Котлас-Регион» и т.д., выстраиваются отношения с малым и средним бизнесом. Однако такие отношения (договора о сотрудничестве по оказанию технической помощи в проведении мероприятий, спонсорство) носят разовый характер.
Помимо КДМ учреждение оказывает услуги в сфере предпринимательской деятельности. По итогам 2008 г. таких услуг было – 49, 2009 г. – 38, 2010 г. – 53. Это прокат костюмов, поведение вечеров отдыха, детские программы, концертов, выставок, иных мероприятий, что является одной из возможностей пополнения внебюджетного фонда.
Появились новые проекты: «Фестиваль молодежных субкультур «Неформат», конкурс юных вокалистов «Серебряные трели», хореографический фестиваль «Мистерия танца», фестиваль самодеятельного творчества, молодежный бал под патронатом Главы МО «Котлас», возобновился фестиваль «Играй, гармонь!» и др. которые прошли с успехом и были приняты зрительской аудиторией.
Солисты и коллективы Дома культуры принимают участие в ежегодных смотрах, конкурсах и фестивалях, в том числе и международного уровня (областной конкурс академических хоров «Наполним музыкой сердца», п. Двинской Березник межрегиональная выставка-конкурс «Мастер – золотые руки», г. В. Устюг, международный фестиваль «Ясная поляна, г. Тула, Международный фестиваль хоровой музыки в Польше, Всероссийский конкурс индийского танца «Праздник красок-2009», Всемирная танцевальная Олимпиада-2009, где занимают призовые места. По итогам 2008г. было принято участие в 14 фестивалях и конкурсах, принимали участие 3 коллектива и 7 мастеров, получено наград – 32, из них высокого уровня – 12. По итогам 2009г. было принято участие в 7 фестивалях и конкурсах, принимали участие 3 коллектива, получено наград – 18, из них высокого уровня – 18.
Кадровый состав за 2008-2010 гг. практически не изменился – в 2008г. в штате состояло 67 человек, из них 34 – специалисты культурно-досуговой деятельности; в 2009г. – 60 чел., 32 – специалисты культурно-досуговой деятельности, в 2010 г. – 60 чел., 32 – специалисты культурно-досуговой деятельности. Специалисты повышают квалификацию на различных семинарах и тренингах. В 2009г. руководитель Народного самодеятельного коллектива академический хор «Верность» Григорьева Н.А. получила звание «Заслуженный работник культуры РФ», в 2010 г. оркестр «Джаз-Экспресс получил звание – Народный самодеятельный коллектив».
Пополнилась материально-техническая база. Было приобретено: видеокамера, синтезатор, динамик, стойка микрофонная, компьютер, автомобиль «Газель». За 2009-2010 гг. проведены крупные ремонтные работы: капитальный ремонт пола в фойе, замена оконных проемов, косметический ремонт кабинетов, противопожарные мероприятия (огнезащитная обработка сцены, кровли, установка системы пожарной сигнализации и др.)
Как мы видим, в период 2009 г. деятельность Дворца культуры по некоторым показателям снизилась: сократилось количество мероприятий, проводимых в учреждении, клубных формирований и участников в них. На это повлияли некоторые факторы:
— новый административный состав приступил к работе с середины июня 2009 года. Предыдущим руководством не были переданы дела, инвентаризация и ревизия также не были проведены;
— за большой период времени не производились как капитальные ремонты, так и текущие работы. Здание находилось в критическом состоянии и не было готово к приёму посетителей. Поэтому новое руководство незамедлительно приступило к решению первостепенных вопросов. Были проведены капитальные ремонтные работы, в том числе по предписанию пожнадзора, это также отразилось на количестве мероприятий;
— материально-техническая база находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Было выявлено систематическое использование имущества без взимания платы;
— новому руководству необходимо было время для того, чтобы войти в курс дела и организовать работу.
Однако уже к 2010 году постепенно приводится в порядок техническое состояние здания, пополняется материальная база, с трудом, но всё-таки подбирается команда единомышленников, которые стараются вновь привлечь в стены Дворца культуры разные слои населения (см. Приложение 5)
Несмотря на то что к 2010 года формы работы с населением стали разнообразнее, повысился уровень мероприятий, увеличилось количество посетителей, для сохранения имиджа Дома культуры, развития творческого потенциала следует продолжать повышать квалификацию работников, а главное начать работу над формированием нового стратегического плана развития учреждения, в котором приоритетными направлениями в работе Дворца культуры будут мероприятия, нацеленные на повышение уровня и качества жизни котлашан.
2.3. Роль деятельности МУК «Котласский Дворец культуры» в определении качества и уровня жизни населения
Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся проведением административной, бюджетной и социальной реформ, выдвигает требование существенного повышения эффективности деятельности учреждений культуры. Особое место в данном процессе занимает повышение качества и доступности государственных услуг.
Задача повышения качества доступности услуг в значительной степени решается путём регулярного проведения мониторингов удовлетворённости потребителей. Для того, чтобы выяснить степень удовлетворённости жителей г.Котласа качеством и доступностью услуг учреждений культуры, мы провели исследование деятельности МУК «Котласский Дворец культуры».
Задачами мониторинга являлись:
— формирование банка данных планируемых и фактических показателей удовлетворённости;
— определение наличия и причин отклонений запланированных показателей от фактических;
— разработка мероприятий, направленных на обеспечение полноты, качества и доступности услуг в сфере культуры.
Для проведения исследования использовались теоретические наработки экспертов Фонда «Институт экономики и социальной политики» (в соответствии с рекомендациями стандартов ISOсерии 9000), который в 2006 году в рамках внедрения системы регулярного мониторинга в Минкультуры России, используя данные методики, уже делал мониторинг в учреждениях культуры федерального ведения. Фондом была разработана технология расчёта коэффициента удовлетворённости. Коэффициент удовлетворённости позволяет оценить
уровень удовлетворённости потребителей с учётом значимости факторов, влияющих на качество и доступность услуг учреждений культуры.
Исследование аудитории с целью получения данных для расчёта коэффициента удовлетворённости
Цель исследования. Вся система исследования, проведённого нами, основана на выявлении наиболее значимых с точки зрения потребителей услуг МУК «Котласский Дворец культуры», определяющих качество этих услуг, а также на определении аспектов деятельности Дворца культуры, дающих наиболее высокие (низкие) показатели удовлетворённости посетителей.
Исследование включало два этапа опроса:
— посетителей Дворца культуры
— работников Дворца культуры
Целью первого являлось выявление целевых ожиданий посетителей и получение данных об их удовлетворённости качеством и доступностью услуг МУК «Котласский Дворец культуры», а также о степени важности для них тех или иных аспектов обслуживания. Цель второго заключалась в оценке состояния системы обратной связи и выявлении расхождений в понимании качества услуги её потребителями и персоналом Дворца культуры.
В опросе приняли участие 86 посетителей и 21 работник МУК «Котласский Дворец культуры».
Задачи исследования. В ходе исследования было необходимо:
— оценить уровень удовлетворённости потребителей на основе выявления значимости с их точки зрения факторов, определяющих качество услуг МУК «Котласский Дворец культуры»;
— определить приоритетные направления деятельности Дворца культуры с целью улучшения его работы, а также разработать для данных направлений систему мероприятий, нацеленных на преодоление выявленных негативных моментов, повышение доступности и качества услуг.
Составление портрета аудитории. Для решения поставленных задач необходимо было, во-первых, составить социальный портрет аудитории посетителей, определить её целевые ориентации и причины низкой культурно-досуговой активности.
Исследование показало, что среди посетителей Дворца культуры 65,1% составляют женщины, мужчины соответственно 34,3%. Структура респондентов характеризуется преобладанием людей, из возрастных групп 16-25 лет и 36-60 лет (соответственно, 39,3% и 20,7% от количества респондентов). Большинство респондентов (96,6%) проживают на территории г Котласа… Приезжие из Котласского района составили 3,4%.
Род занятий участников опроса весьма разнообразен — от учащихся средней школы до пенсионеров.
В исследовании представлены все социально-статусные группы, различающиеся по уровню доходов:
— основную часть массива составили респонденты, оценившие свой уровень доходов как средний (49,3%);
— посетители учреждений культуры, считающие свой доход ниже среднего или совсем низким, составили 13,3% и 5,7% от массива респондентов, соответственно;
— к группе с уровнем доходов выше среднего отнесли себя 11,6% опрошенных (в т.ч. 2,8% считают его высоким);
— около 23% участников опроса затруднились с определением своего материального положения.
В составе потребителей услуг учреждений культуры люди с высшим образованием составляют 48,5%. Среди них лидируют представители социально-гуманитарного и технического направлений (28,4% и 19,9%)
Основными целями посещения учреждений культуры являлись «культурно-просветительская» — 52,6%, «образовательная» — 15,9% и «информационная» — 9,5%. Оценка респондентами достижения целей посещения распределилась следующим образом: 66,9% отметили полное достижение целей, 29,7% — частичное, не достигли целей 1,8% респондентов.
Выявление причин низкой культурно-досуговой активности.Далее необходимо было выявить причины. Большинство респондентов высказали желание чаще посещать учреждения культуры — 73,4%. На рис. 1 представлено распределение ответов респондентов на вопрос «Что Вам мешает посещать данное учреждение культуры чаще?».
Как показало исследование, к основным причинам низкой культурно-досуговой активности относятся:
-недостаток свободного времени (33,7%);
-отдаленность учреждений культуры от дома (25,0%);
-усталость после работы (9,4%);
-состояние здоровья (4,5%);
-режим работы учреждений культуры (4,0%);
-семейно-бытовые условия (3,9%);
-недостатки в работе учреждений культуры (1,6%).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что Вам мешает посещать данное учреждение культуры чаще?», %
Выбор факторов удовлетворенности.И, наконец, необходимо было получить данные о важности для посетителей МУК «Котласский Дворец культуры» того или иного аспекта их обслуживания и соответствия ей удовлетворённости потребителя. Для этого были выбраны 9 аспектов обслуживания (факторов), по которым мы могли отследить уровень удовлетворенности потребителей (см. Приложение 10, 12).
Средние показатели удовлетворенности, а также их важность представлены в табл. 1. Таблица 1
Аспекты обслуживания,
их важность и удовлетворённость ими потребителей
№
Аспект обслуживания (фактор)
Важность * аспекта обслуживания для потребителей
Удовлетворённость потребителей
1
Условия доступа во Дворец культуры
3,91
4,21
2
Место оказания услуг
3,74
4,08
3
Информация о Дворце культуры, его ресурсах и предоставляемых услугах
3,97
3,30
4
Техническое оснащение Дворца культуры
3,4
2,95
5
Персонал, оказывающий услуги
4,37
4,30
6
Порядок подачи и рассмотрения жалоб и предложений по улучшению работы КДК
3,07
3,62
7
Стоимость услуг, предоставляемых Дворцом культуры
4,33
3,95
8
Безопасность пребывания во Дворце культуры
4,43
3,99
9
Услуги Дворца культуры
3,71
3,65
Расчет коэффициента удовлетворенности
Расчёт коэффициента удовлетворённости посетителей качеством и доступностью предоставляемых МУК «Котласский Дворец культуры» услуг в процентах проводился на основании данных вышеописанных опросов. Экспертами Фонда «Институт экономики и социальной политики» была составлена таблица интерпретации коэффициента в зависимости от его значений (табл.2), на основании которой мы и определили уровень деятельности исследуемого Дворца культуры. Он составил 76,2 % — средний.
Таблица 2
Интерпретация коэффициента удовлетворённости
№
Значение коэффициента удовлетворённости, %
Интерпретация коэффициента удовлетворённости
1
>= 90
Отличный
2
>= 85
Очень хороший
3
>= 80
Хороший
4
>= 75
Средний
5
>= 70
Вызывающий беспокойство
6
>= 65
Плохой
7
>= 60
Очень плохой
Коэффициент удовлетворенности определялся как сумма средних значений удовлетворенности по каждому из влияющих на качество и доступность обслуживания факторов, взвешенных с учетом важности этих факторов для обеспечения удовлетворённости посетителей качеством услуг:
где:
Ку – коэффициент удовлетворенности, балл;
ф – значимый для обеспечения качества и доступности услуг учреждений культуры фактор;
Уф – среднее значение удовлетворенности по фактору ф, балл;
В ф – среднее значение важности фактора ф для обеспечения удовлетворенности клиентов качеством услуг, балл.
Для вычисления значения коэффициента удовлетворенности в процентах применяется следующая формула:
где К у (%) – коэффициент удовлетворенности, %;
К у – коэффициент удовлетворенности, балл;
5 – максимальное количество баллов в используемой для сбора первичных данных оценочной шкале (для сбора первичных данных о важности и удовлетворенности по выделенным факторам оценки в данном исследовании применялась пятибалльная шкала).
Средние значения удовлетворенности и важности определялись в соответствии со следующей формулой:
где: Р оу – численность респондентов с фактором удовлетворённости «очень удовлетворен» и фактором важности «чрезвычайно важный», чел.;
Р у – численность респондентов, отметивших «удовлетворен» / «весьма важный», чел.;
Р нн – численность респондентов, отметивших «ни то, ни другое» / «ни то, ни другое», чел.;
Р ну – численность респондентов, отметивших «не удовлетворен» / «весьма неважный», чел.;
Р ону – численность респондентов, отметивших «очень неудовлетворен» / «абсолютно неважный», чел.
Наиболее высокие значения важности и удовлетворенности посетителей учреждений культуры отмечены по таким факторам, как «персонал, оказывающий услуги», «безопасность пребывания в учреждении культуры», «условия доступа во Дворец культуры» (см.табл.1)
Минимальные значения удовлетворенности характеризуют такие факторы, как «техническое оснащение учреждений культуры», «информация об учреждениях культуры» и «порядок подачи и рассмотрения жалоб и предложений по улучшению работы КДК».
продолжение
–PAGE_BREAK–