ВВЕДЕНИЕ
На пороге третьего тысячелетия Человечество вступило в эпоху единой всемирной цивилизации. Этот переход безусловно вызвал пересмотр и изменение статуса наук, которые задействованы в воспроизводстве его духовного потенциала, создании учения о познании и преобразовании мира. Особенностью современной социальной общечеловеческой практики является “возвращение” к человеку. Переориентация наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции – важнейшая задача, поставленная сейчас самой жизнью и служит целям гуманизации общественной жизни, и прежде всего педагогики и психологии, как составляющим в концепции обучения и воспитания, пригодной для образовательных систем всего мира (Шиянов, Котова, 1995) с признанием авторитета общечеловеческих ценностей, целей и идеалов. Однако сейчас гуманистическая направленность образования меняет привычные наши представления о его цели (формирование систематизированных знаний, умений, навыков), ибо именно такое понимание цели образования (безусловно прогрессивное в прошлом) послужило причиной его дегуманизации, а следствием дегуманизации явилось обострение на исходе второго тысячелетия проблемы здоровья участников педагогического процесса. Обострились противоречия между такой приоритетной ценностью, как физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения и отсутствием условий, необходимых для формирования этой ценности в образовательных учреждениях (Найн, Серинов, 1998), где ослабла физкультурно-спортивная база, ликвидирована система летних баз отдыха, ухудшилась организация школьного питания, увеличилась нагрузка на учащихся в связи с вводом множества отнюдь необязательных курсов и дисциплин в ущерб обучению основам наук и здоровью школьников, как результат физиологической усталости и психо-эмоциональных перегрузок.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами укрепления и сохранения здоровья людей стали биологические и психологические аспекты здорового образа жизни (ЗОЖ), и прежде всего потому, что проблема здоровья остается одной из самых важных для человечества (и нерешенных). До сих пор нет общепринятой, научно-обоснованной теории здоровья, отсутствует и концепция здоровья человека, как целостного состояния организма (Щедрина, 1989). Не существует и точного определения количественной меры здоровья.
Современный ритм жизни, недостаточный уровень культуры, отсутствие необходимых социально-экономических условий и многие другие факторы не способствуют формированию у населения устойчивой привычки к систематическому сохранению и укреплению своего здоровья (Кураев, 1998).
Как известно ведущее место в оздоровительной программе отводится оптимальной двигательной активности человека, так как недостаток её (гиподинамия) приводит к снижению иммунных свойств крови, нарушениям функционального состояния сердца, уменьшению объема циркулирующей крови, снижению афферентной стимуляции клеток головного мозга, понижению умственной и физической работоспособности, развитию детренированности систем организма и механизмов их регуляции (Сухарев, 1972). В силу недостаточной двигательной активности, которая выступает важнейшей составляющей здоровья, а также из-за низкого уровня профессионально-важных психо-физиологических качеств, ведущих к психосоматической патологии, состояние здоровья учащихся современной школы существенно и серьёзно ухудшается. Кроме того, не последнюю роль играют повышенные учебные нагрузки и нарушения гигиенических требований. Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования (Широкий В.В, 1999).
Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Hизкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально- педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.
Исследования состояния здоровья учащихся показали, что за время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз и к окончанию школы у 70% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания, а у 18%- морфо-функциональные отклонения. Абсолютно здоровыми могут быть признаны только 10-12% школьников (Чурьянова, Круглова,1999). Уже у 70% детей, поступающих в первый класс отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья- от функциональных расстройств до хронических заболеваний (Войнов,2001).
Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Очевидным является необходимость рассматривать образовательной процесс параллельно с оздоровительным.
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы явилось: изучение влияний условий обучения на уроке на состояние здоровья и развития первоклассников.
Задачи:
– изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
– разработать программу здоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
– изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Физиологические особенности организма детей 7-8 лет.
1.1.1 Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
Различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) — зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния — третичные, ассоциативые поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичное поле) в основном сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.
Детям этих лет жизни требуется значительная длительность сна, с небольшими перерывами для бодрствования. Общая длительность сна составляет в возрасте 7- 10 лет — 10 часов.
Для нервной системы у детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются (Солодков, Сологуб,2001). При организации занятий с младшими школьниками и особенно с дошкольниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.
При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции (по И. П. Павлову, рефлекса «Что такое?») отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут.
У ребенка первых лет жизни плохо развито субъективное чувство времени. Чаще всего он не может правильно отмеривать и воспроизводить заданные интервалы, укладываться во времени при выполнении различных заданий. Сказывается недостаточная синхронизация внутренних процессов в организме и малый опыт сопоставления собственной активности с внешними синхронизаторами (оценкой длительности протекания различных ситуаций, смены дня и ночи и пр.). С возрастом чувство времени улучшается: так, например, интервал 30 секунд точно воспроизводят лишь 22% 6-летних, 39% 8-летних и 49% 10-летних детей.
Схема тела формируется у ребенка к 6 годам, а более сложные пространственные представления — к 9-10 годам, что зависит от развития полушарий мозга и совершенствования сенсомоторных функций.
Недостаточное развитие лобных программирующих зон коры обуславливает слабое развитие процессов экстраполяции. Способность к предвидению ситуации появляется в 5-6 лет (Солодков, Сологуб, 2001).
Высшая нервная деятельность младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
У 5-6-летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы.
В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Особое значение в поведении ребенка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы (первая сигнальная система, по И.П. Павлову), а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (вторая сигнальная система).
К концу дошкольного периода происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия, отражающие прогрессивное созревание нейронного аппарата проекционной и ассоциативных областей коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон (Солодков, Сологуб, 2001).
С формированием механизмов восприятия тесно связано и развитие механизмов организации других компонентов познавательной деятельности и прежде всего внимания. Специфика мозговой организации внимания во многом определяет функциональные возможности ребенка в формировании познавательной деятельности с начала систематического обучения в школе.
В 7—8 лет механизмы внимания и непроизвольного, и произвольного носят черты незрелости. Роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной организации в соответствии с актуализационной потребностью. Двусторонняя связь восприятия и внимания способствует прогрессивному развитию в онтогенезе обоих процессов. Развитие сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяет возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, а это, в свою очередь, способствует его более глубокому и полному описанию и опознанию.
Внимание, как и восприятие, является сложно организованной системой, включающей мозговые структуры разного уровня. Высшим звеном этой системы являются лобные отделы коры. Функциональная многоплановость внимания, сложность и многоуровневость его мозговой организации определяет постепенность его созревания в онтогенезе и возрастные особенности его взаимодействия с другими психическими процессами.
Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.
Особенности зрительной системы.
В первые годы школьной жизни растет число близоруких детей из-за неправильной посадки при чтении, систематического рассматривании предметов на близком расстоянии от глаз (табл. 1). Близорукость возникает из-за того, что возникающее при этом напряжение глазодвигательных мышц, сводящих глаза на близком предмете, приводит к удлинению глазного яблока. В результате фокусировка лучей происходит перед сетчаткой, вызывая развитие близорукости.
Таблица 1.
Возрастные изменения рефракции глаза
Возраст (лет)
Дальнозоркие (%)
С нормальным зрением (%)
Близорукие (%)
5-7
69,8
26,5
3,7
8-10
59,5
34,1
6,3
11-13
47,1
43,9
9,0
14-16
31,8
56,8
11,4
Большое значение для улучшения зрительной функции имеет эмоциональный характер занятий с детьми, использование различных игр. Острота зрения к 7 годам –0,91, к 10 годам она достигает взрослого уровня.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту по мере улучшений взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам взрослых величин.
Зрительные сигналы играют ведущую роль управлении двигательной деятельностью ребенка на протяжении первых 6-и лет жизни.
Однако обработка зрительных сигналов мозгом еще несовершенна. Она в основном ограничена анализом отдельных признаков предмета, происходящим в зрительных центрах затылочной области коры, и генерализованным распространением этой информации на другие центры коры.
Качественная перестройка зрительных восприятий происходит в возрасте 6 лет, когда начинается вовлечение в анализ зрительной информации ассоциативных нижнетеменных зон мозга. При этом значительно улучшается механизм опознания целостных образов.
Созревание лобных ассоциативных зон обеспечивает в возрасте 9- I0 лет еще одну качественную перестройку зрительного восприятия, обеспечивая тонкий анализ сложных форм картины внешнего мира, избирательное восприятие отдельных компонентов изображения, активный поиск наиболее информативных сигналов окружающей среды.
К возрасту 10-12 лет формирование зрительной функции в основном завершается, достигая уровня взрослого организма. Этот этап отражается в ЭЭГ установлением в затылочной области коры четкого альфа-ритма (8-12 колеб./с), свойственного взрослому человеку.
1.1.2 Развитие опорно-двигательной системы, физических качеств и особенности управления движениями.
До 6-7-ми лет череп растет преимущественно в ширину, его кости утолщаются. У детей дошкольного возраста рост лицевого отдела преобладает над мозговым отделом. Соотношение мозгового отдела с лицевым отделом составляет 1:4. Выпячивается затылочная кость, которая вместе с теменными костями растет особенно энергично. В период с 3 до 7-ми лет весьма интенсивно растет основание черепа. К 5 годам боковые части затылочной кости сливаются с чешуйчатой. С 5 лет хрящевая часть нижнего слухового прохода заменяется костной тканью, заканчивается окостенение чешуйчатой части височной кости. К 6-7 годам полностью срастаются отдельные части решетчатой кости и лобные кости, в ней формируются добавочные лобные пазухи. Сравнительно легкие удары в область носа или уха ребенка 6-ти лет могут деформировать эти отделы черепа и поэтому чрезвычайно опасны. К 6 годам формируется наружный слуховой проход. И костный лабиринт органа слуха.
К 7 годам уже имеются выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже. Рост, окостенение и формирование всех отделов грудной клетки к 6 годам заканчивается. В этом возрасте верхняя часть грудной клетки расширяется, и вся она укорачивается, принимая черты грудной клетки взрослого. В 5-6 лет начинается сращение тазовых костей.
Дети от 5 до 7 лет у них больше увеличивается рост (первое вытягивание). Масса мышц нарастает, и к 7-ми годам составляет 27% массы тела. Диаметр мышц возрастает в 15-20 раз по сравнению с новорожденными. Дети в этом возрасте в большинстве случаев худеют.
У детей с 4 до 7-ми лет длина шага увеличивается и составляет 40 см, но шаги все еще неравномерны. Более правильным становится сочетание движений рук и ног при ходьбе. В этом возрасте дети не могут долго выполнять динамическую и статическую работу (Баёва, Погадаева, 2003).
В этом возрастном периоде мышцы у детей еще недостаточно развиты, слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы, сутулится, сводит плечи. Неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неправильная постель, не соответствующая росту мебель, отсутствие внимания со стороны родителей и взрослых могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и, как следствие, привести к нарушению осанки. Последнее способствуют уплощению стоп и развитию плоскостопия. Причины плоскостопия разнообразны: врожденные недостатки костей или мышц стопы; результат перенесенных заболеваний (рахит, полиомиелит); ношение жесткой обуви с тесным верхом и неэластичной подошвой; чрезмерная масса тела ребенка, не соответствующая его возрасту и длине тела.
В возрасте 6-ти лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, да и сами команды становятся более точными и сложными.
Постепенно совершенствуется координация движений в ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются пространственные и временные параметры шагов.
Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост.
В возрасте 6-7 лет интенсивно развивается вторая сигнальная система, совершенствуется взаимодействие центральных и периферических механизмов регуляции, что оказывает влияние на двигательные функции.
Двигательная активность ребёнка является и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности. В движениях детей 7-летнего возраста отмечается много избыточных элементов, не свойственных взрослым, но эти элементы у здоровых детей исчезают к 8-10-ти годам. Избыточность в структуре движений ребёнка при визуальном наблюдении малозаметна, но запись биоэлектрической активности мышц способствует её объективизации. Избыточность проявляется в активности мышц, не предназначенных для выполнения данного движения у детей данного возраста и у спортсменов невысокого класса. Сочетанное исследование механической и электрической активности мышц установило, что общая электрическая активность мышц при фиксированной одной и той же силе сокращения уменьшается по мере освоения двигательного навыка (Баёва, Погадаева, 2003).
Скелетная мускулатура ребёнка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс ребёнка 6-7-ми лет как мышечно-фасциальный комплекс недостаточно развит и не в состоянии выдержать значительное напряжение, связанное с натуживанием, подъёмом тяжестей или статическим напряжением. Поэтому неумеренные нагрузки могут вести к образованию вздутого, а затем отвислого живота, с последующим расхождением мышц и образованием грыж различной локализации. Паховые кольца у 6-8-ми летних мальчиков относительно широки и слабы, что также приводит к образованию паховых грыж при больших напряжениях брюшного пресса. Несовершенство двигательных функций в период роста и развития у детей дошкольного возраста выражается большим коэффициентом асимметрии электрической активности мышц паравертебральной области. Лишь в возрасте 13-15-ти лет соразмерность функций трапециевидных и подвздошных мышц правой и левой половины тела становится более строгой (Баёва, Погадаева, 2003).
Слабость «мышечного корсета» и суставно-связочного аппарата позвоночного столба предопределяет часто наблюдаемые у детей нарушения осанки. Связано это с тем, что в период 6-7 лет позвонки растут в длину и ширину, затем за счёт верхней хрящевой пластинки весьма энергично увеличивается их высота. К 6 годам в верхнем и нижнем отделах позвонков, а также на концах остистых и поперечных отростков появляются самостоятельные точки окостенения. В дальнейшем идёт перестройка в телах позвонков – сокращается зона роста, истончаются костные балки, меняется их конфигурация, увеличиваются костномозговые полости. Позвонки растут неравномерно, а периодами с преобладанием роста поясничного отдела над грудным отделом.
Однако при неблагоприятных условиях нарушения осанки могут принимать стойкий характер и тогда в позвоночнике возникают морфологические изменения в виде прогрессирующей с возрастом асимметрии тел позвонков и межпозвоночных дисков из-за разницы давления на хрящевые ростовые зоны тел позвонков и дисков. Пластинки роста расположены между телом позвонка и бессосудистым диском, а в них протекает интенсивные обменные процессы. Незначительные сдвиги питания хрящевой ткани в позвоночники нарушает рост и тканевую дифференцировку всех его структурных элементов, ведут к патологическим деформациям в виде сколиозов, лордозов и др. При максимальной скорости движения головы, при ударах и прыжках могут повреждаться шейные и грудные позвонки и позвоночные диски.
1.2. Влияние условий обучения на состояние здоровья и развитие учащихся.
Наша педагогика парадоксальным образом обходится без экспериментально обоснованных и теоретически выверенных физиолого-гигиенических принципов организации учебного процесса. Тогда как здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить для закрепления того уровня здоровья, который необходимо обеспечить каждому ребенку, поскольку уровень здоровья формируется и окончательно складывается именно в школьные годы (Прищепа, Сурганова, 2005). В то же время доказано негативное влияние на здоровье школьников учебного процесса, особенно в ситуации инновационного бума. Естественно, возникает необходимость тщательно осмысленного и корректного подхода при оценке той или иной педагогической системы, изучения влияния учебного процесса на организм школьников (Чермит, Шаханова и др.,2002, Лаврова, 2005).
Начальный период обучения в школе как в социальном, так и в физическом отношении является очень ответственным моментом в жизни ребенка. Анализ литературных источников показал, что с началом системного обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% (Корж, Смирнова, 2005). Двигательная активность является одним из важнейших факторов обеспечивающих гармоничное физическое развитие и поддержание здоровья организма (Аршавский, 1982).
С переходом в настоящее время многих школ на альтернативные формы обучения (школы-гимназии, лицеи, классы с углубленным изучением предметов и т.д.) дети, приходящие туда после детского сада, должны успешно усвоить новые, часто усложненные программы. Многочисленные исследование показывают, что школы повышенного уровня дают наибольшие показатели заболеваемости школьников (Лебедева, 2005, Ким и др., 2002). Помимо этого, детям приходиться адаптироваться и к непривычным условиям школьной жизни, в то же время хорошо известно, что именно возраст 6-7 лет –период интенсивного роста, морфологических и функциональных перестроек организма (Антропова, Хрипкова, 1984). В это время ребенок чрезвычайно остро реагирует на возмущающиеся факторы внешней среды. Новый коллектив, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объем, новизна и сложность учебного материала, существенная статическая нагрузка, необходимая для удержания тела в определенном положении во время занятий, – все это предъявляет к детскому организму новые повышенные требования. Несмотря на то, что условия школы и учебных нагрузок далеки от экстремальных, однако процесс адаптации к этим микросоциальным условиям носит иногда характер выраженной стрессовой реакции (Жданова, 1984). Поэтому в процессе занятий в школе создаются достаточные предпосылки для утомления учеников, нарастание которого в дальнейшем постепенно снизит степень адаптации организма к условиям его существования (Меерсон, 1981).
Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе и более быстрое возникновение адаптации определяются в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 20 – 25% детей. На фоне достаточно высокого уровня физического развития и снижения уровня инфекционной заболеваемости распространенность отклонений в состоянии здоровья учащихся весьма значительна.
Состояние здоровья детей непосредственно связанно с состоянием их осанки. На протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция к росту патологии костно-мышечной системы среди детского населения России. Это подтверждают исследования И.В. Башкирского (2000-2003), согласно которым нарушения осанки у детей при поступлении в первый класс отмечались у 18%. Обоснованно считается (Белозерова, Клестов, 1999), что состояние осанки у детей- это показатель, отражающий качество общего развития детей, их функциональный статус и уровень общего здоровья. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок поступающий в первый класс, уже имеет нарушение осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, искривление позвоночника. Среди целого комплекса причин, приводящих к возникновению этих нарушений занимает неправильный подбор мебели, нарушение позы при письме, недостаточная двигательная активность, неправильное проведение занятий по физическому воспитанию. (Хрипкова, 1990, Туровская, 1998).
Нарушения осанки сочетаются с нарушениями работы многих органов и систем. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У детей с нарушениями осанки обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребенка особенно важно еще и потому, что учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительной относительно неподвижной позой и резким снижением двигательной активности. Все это – факторы риска нарушения осанки, даже если до школы все было в порядке, а если нарушения были еще до школы, то риск возрастает вдвойне (Безруких, 2000).
Готовность ребенка к систематическому обучению определяется функциональной готовностью, то есть наличием определенного уровня физического и психического здоровья, уровнем резерва адаптации к школьной жизни и навыками и умениями получения и обработки информации. Состояние здоровья детей катастрофически ухудшается. Все больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические, что приводит к комплексу школьных проблем (Лопуга, Шавракова, Кондыков, 1997) . Все это требует постоянного совершенствования системы развития, коррекции и укрепления психофизиологического состояния ребенка еще до поступления в школу.
Специальные исследования показали, что самые обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем (Поборский, Кожевникова, 1997, Лурье, Анисова, 2004). Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имеющий физиологические и психологические аспекты. Выделяют три основных этапа физиологической адаптации.
1 этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий отвечают бурной реакцией и значительным практически все системы организма. Эта стадия длиться 2 – 3 недели.
2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет оптимальные варианты реакций на эти воздействия. Снижается «цена» адаптации, которую платит организм на первой стадии.
3 этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительность всех трех фаз адаптации 5 – 6 недель, а наиболее сложными являются 1 – 4 недели.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе может протекать по-разному. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней степени и тяжелой.
При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья наростают от начала к концу учебного года.
В итоге можно сказать, что конечный результат адаптации к обучению зависит как от уровня морфофункциональной зрелости, так и от социальных и биологических факторов, влияющих на развитие ребенка. Как отмечает Аршавский И.А. (1991), в любом периоде детства неблагоприятные факторы биологического и социального плана могут привести к общей или частичной задержке развития, которые часто выявляются только в период повышенных нагрузок на организм, например при адаптации первоклассников к обучению в школе.
Существующая система образования направлена не на сохранение и улучшения состояние здоровья учащихся, а на его ухудшение. По статистике 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более 60% студентов вузов требуют стационарного лечения, 85% учителей имеют хронические заболевания.
За период обучения с 1-го по 9-й класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а детей с близорукостью- увеличивается с 3 до 50 %, с нарушением осанки- до 65%; с нервно-психическими расстройствами –с 15 до 40%. Именно школа, судя по научным и статическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья. Практически здоровыми могут быть признаны только20-25% школьников, вследствие этого те или иные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья имеют 45% старшеклассников (Апанасенко, 1997).
Комплексные медицинские обследования детей дошкольного возраста, проведенные в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о высокой их патологической пораженности (лишь 10% 5-летних детей признаны здоровыми). Среди хронических заболеваний у дошкольников наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата (63%), отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (33%), болезни желудочно-кишечного тракта (18%), причем частота этих и других заболеваний с возрастом только увеличивается.
Уже при поступлении в 1-й класс первая группа здоровья отмечается только у 12-15% учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в 1-м классе составляют 22-25%. В третьем классе число практически здоровых детей резко снижается за счет нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, дыхательной систем и органов зрения (Абросимова, Кабирова, 1998).
В результате обучения в начальной школе количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35% (чаще за счет миопии). Обучение в школе к 11-му классу завершается резким уменьшением числа здоровых по зрению детей и ростом патологии в 52% случаев (близорукость, осложненная косоглазием и астигматизмом). На 7 млн выпускников приходится 160 тыс. близоруких.
В настоящее время известно, что 70% детей школьного возраста страдают гиподинамией, последствиями которой являются снижение работоспособности, общей реактивности организма и рост заболеваемости. Гипокинезия учащихся не компенсируется существенной организацией физического воспитания в школе.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит масс тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Заболеваемость скелетно-мышечной системы учащихся за последние 20 лет возросла в 27 раз (Казин, Блинова и др., 2000)
В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на:
– снижение уровня заболеваемости;
– выделение основных факторов риска;
– снижение уровня функциональной напряженности детей;
– регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма.
Необходима профилактика даже незначительных донозологических нарушений нервно-психического и соматического здоровья, своевременное устранение возникающих отклонений, что должно быть основной задачей педагогики, психогигиены, физиологии и медицины.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Объект исследования.
С целью изучения влияний условий обучения на здоровье учащихся в гимназии №41 г.Кемерово проводился эксперимент по созданию здоровьесберегающих условий на уроке в начальной школе.
Первым этапом исследования было проведение комплексной оценки физического и психофизиологического развития первоклассников контрольного и экспериментального классов в начале учебного года. Она включала: исследования особенности кратковременной памяти (КП) и объема внимания (ОВ), скорость зрительно-моторной реакции с помощью автоматизированного психофизиологического комплекса «Status»; антропометрические измерения (рост, вес), оценка свода стопы, обследование осанки. На основе анализа медицинских карт устанавливалась медицинская группа. Вторым этапом исследования было создание и внедрение здоровьесберегающей программы на уроке в 1-ом классе. В обследовании принимали участие 2 класса –контрольный (КК) и экспериментальный классы (ЭК). На третьем этапе проводился анализ влияния программы на развитие и состояние здоровья учащихся.
Обследование проводилось на базе психофизиологической лаборатории ЦНО КемГУ в утренние часы с 9 до 12 часов. Всего обследовано 51 ребенок обоего пола.
2.2 Методы исследования.
Методика антропометрических измерений
Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике (Ставицкая, Арон, 1959).
При измерении длины тела (рост в см.) измеряемый должен находиться в естественной позе, в положении: пятки вместе, носки врозь, ноги выпрямлены, живот подобран, руки опущены вдоль туловища, кисти свободно свисают, пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу, голова фиксируется так, чтобы верхний край козелка ушной раковины и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости. В этом положении рост определяется с помощью ростометра.
Масса тела (вес) в килограммах определяется на медицинских весах с точностью до 30 грамм (без обуви и верхней одежды).
Методика определения темпов роста и гармоничности физического развития.
Определение темпов роста производилось по региональным оценочным таблицам для детей и школьников г. Кемерова (1992). Для детей 6 лет средний рост – 111,5 – 122,7 см (девочки) и 111,6 – 121,7 см (мальчики); для детей 7 лет средний рост – 120,2 – 131,9 см (девочки) и 117,1 – 128,6 см (мальчики).
Определение гармоничности развития также производилось по оценочным таблицам для детей и школьников г. Кемерова (1992). Дети, у которых масса тела соответствовали росту, считались гармонично развитыми. Отклонения от этой нормы свидетельствуют о дефиците или избытке массы тела.
Методика определения вида осанки.
Определение видов осанки проводят путем осмотра. При этом ребенка осматривают спереди, сзади и в профиль.
Определение изменений осанки в саггитальной плоскости (спереди назад) проводят при положении ребенка в профиль, когда хорошо видны физиологические изгибы позвоночника, соотношение которых формирует осанку. Измерение изгибов позвоночника в саггитальной плоскости рекомендуется проводить с помощью антропометра. Обследуемый становится спиной к вертикальное стойке в естественной позе. С помощью линейки измеряется величина от вертикальной стойки до вершины изгибов позвоночника в шейном и поясничном отделах. Вид осанки определяется согласно полученным величинам по возрастно-половым оценочным таблицам.
Методика осмотра стопы.
Осмотр стопы проводят во время ходьбы босиком по полу в разных направлениях и стоянии на коленях на стуле (лицом к его спинке) при свободно свисающих стопах. Обращают внимание на внутренние края стопы и степень уплощения продольного свода (нормальный, повышенный, плоский). При плоскостопии отмечается удлинение стоп, расширении их в средней части, увеличение ширины перешейка.
Для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять отпечаток ее подошвенной части- плантограмму. Для чего берется водный раствор какого-нибудь красителя и смазывается им поверхность подошвы обследуемого. Затем испытуемому предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером не менее 30х40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге. После этого проводят оценку плантограммы по методу В.А. Яралова-Яраленда. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линии АС или располагается на ее уровне- стопа нормальная; если он находится между линиями АВ и АС -стопа уплощена (плоскостопие 1-ой степени); если не доходит до линии АВ- плоскостопие 2-ой и 3-ей степени.
а- нормальная форма стопы
б- плоскостопие 1-ой степени
в- плоскостопие 2-ой и 3-ей степени
Рис. 1. Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яраленда
Оценка функционального состояния с помощью ритмограммы.
Изменение ритма сердца является целостной реакцией организма на различные раздражения внешней и внутренней среды (Баевский, 1989). Обследование пациента проводится в положении лежа, с последующей дозированной физической нагрузкой (орто-пробой). Запись кардиоинтервалов начинается после 6-минутного покоя пациента либо после выхода вариабельности кардиоинтервалов на стационарный участок, что видно на экране монитора. При поступлении 210-го кардиоинтервала звучит звуковой сигнал, и пациент должен встать и стоять неподвижно до окончания регистрации кардиоритма.
Параметры переходного процесса, связанного с реакцией сердечно-сосудистой системы на орто-пробу, оцениваются по интервалам с 301 по 401, т.е. примерно через минуту после предъявленной физической нагрузки. Затем проводилась математическая обработка зарегистрированного кардиомассива, и выдавалась автоматизированное заключение о функциональном состоянии организма.
Интегральная оценка параметров кардиоритма выделяет 3 группы функциональных состояний:
– лица с высокими или достаточными функциональными возможностями системы кровообращения, с удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды; каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике им не требуется;
– лица с напряжением механизмов адаптации; нуждаются в мероприятиях по снижению стрессорного воздействия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усиление активности механизмов саморегуляции организма;
– лица со снижением функциональных возможностей и с резко сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с явлениями срыва адаптации; нуждаются не только в профилактических, но и лечебных мероприятиях.
Определение кратковременной памяти (КП)
Кратковременная память исследовалась методом зрительного предъявления образного материала. Испытуемому предлагалось в течение 30 секунд запомнить ряд из 10 фигур. После чего предлагалось найти их среди 20 фигур. Оценка производилась по количеству правильно воспроизведенных фигу, 1 правильно воспроизведенная фигура – 1 балл.
Возрастные нормы: для 5 – 6 лет средний уровень памяти – 4 балла, меньше – низкий, больше – высокий; для 6 лет средний уровень памяти – 6 – 7 баллов, меньше – низкий, больше – высокий; для 7 – 8 лет средний уровень памяти – 7 – 8 баллов, меньше – низкий, больше – высокий.
Определение объема внимания (ОВ)
Для определения объема внимания используется следующий тест: на поле, расчерченном на клетки, на несколько секунд появляются крестики. Испытуемый должен запомнить их расположение и сразу же после предъявления чистых клеток внести в них местонахождение крестиков при помощи курсора, количество крестиков увеличивается от 2 до 9. Объем внимания оценивается по 9-бальной системе на основании количества правильно заполненных клеток.
Средний уровень внимания – 4 балла, меньше – низкий, больше – высокий.
Определение скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР)
Скорость ПЗМР определялась с помощью автоматизированного психофизиологического комплекса «Status» (Литвинова, Березина, Иванов, в практикуме 2000г).
Определение времени ПЗМР на световой раздражитель проводится в режиме определения реакции правой руки на каждый раздражитель. Испытуемому предлагается следующая инструкция: «При появлении на экране монитора светового сигнала, Вам следует как можно быстрее правой рукой нажимать и отпускать кнопку». Установка регистрирует среднее значение латентного периода ПЗМР при предъявлении 20 или 30 (по выбору) однородных раздражителей, а также другие статистические характеристики: среднее квадратичное отклонение, ошибку средней, коэффициент вариации, количество пройденных сигналов, количество и род допущенных ошибок.
Возрастные нормы: для 5 лет средняя скорость ПЗМР – 390 – 460 мс, меньше – высокая, больше – низкая; для 6 лет средняя скорость ПЗМР – 370 – 450 мс, меньше – высокая, больше – низкая; для 7 лет средняя скорость ПЗМР – 350 – 420 мс, меньше – высокая, больше – низкая.
Обработка полученных результатов проводилась с помощью программы «Statistica ver.5.5».
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
3.1. Создание здоровьесберегающих условий на уроке.
Изучение режима дня школьников и условий обучения в начальном звене 41 гимназии установило, что основными нарушениями являются высокая учебная нагрузка, недостаточный активный отдых и самое главное низкий уровень двигательной активности. Для устранения негативного влияния условий обучения был проведен эксперимент по созданию здоровьесберегающих условий на уроке в 1 классе. Совместно с преподавателем начальной школы была разработана и внедрена в урок программа по сохранению и укреплению здоровья, она включала:
– создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке;
– повышение двигательной активности (физкультпаузы, обучение в режиме динамических поз);
– профилактику нарушения зрения (офтальмотренаж), гимнастика для глаз;
– профилактику плоскостопия.
Для соблюдения гигиенических требований в классе регулярно проветривалось помещение на переменах между уроками, а также после учебного дня, соблюдался световой режим, использовалась чистая питьевая вода и другие мероприятия в соответствии с требованиями СанПиНа.
Для повышения двигательной активности учеников на уроке в 1-ом классе использовались: 3 дополнительных урока физкультуры, физкультминутки на уроке, элементы оздоровительных пауз, режим динамических поз и т.д.
Физкультминутки на уроке выполняются в течение 1-1,5 минут 2 раза за урок, в них входили комплексы упражнений из 2-3 упражнений и оздоровительных тренингов.
По содержанию физкультминутки были различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц, или систему организма. Комплексы состояли из физических упражнений, которые можно выполнять и в положении «сидя» и «стоя». Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками и пальцами и т.п. Исходя из общей направленности комплекса, физкультминутки были следующих разновидностей:
– физкультминутка общего воздействия,
– физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук,
– физкультминутки для снятия утомления с туловища и ног,
– физкультминутки для снятия утомления с кисти рук.
Физкультминутки проводили с учетом содержания учебной деятельности на уроке при появлении признаков утомления (рассеянного внимания, частая смена поз, отвлечение и прочие). Чаще всего в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6 уроках. Физкультминутки проводились дважды за урок: на 10-15-й и на 25-30-минутах.
Выполнение оздоровительных тренингов и упражнений при развивающемся утомлении способствовало снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения. Оздоровительные упражнения помогают сохранить здоровье школьников в процессе обучения благодаря широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма. Они включают: пальцевые упражнения, дыхательные упражнения, офтальмотренаж, гимнастику для глаз, точечный массаж и т.д.
Офтальмотренаж выполнялся с помощью метода опорных зрительно-двигательных траекторий. Метод заключался в перемещении взгляда учащихся по траекториям, расположенных на одной из стен учебного помещения. Такая схема предназначена:
– для профилактики зрительного утомления, периодической активации чувства общей и зрительной координации;
– для предупреждения у детей рефлекса низко склоненной головы и возникающих на этой основе нарушения осанки и развития близорукости в процессе обучения
Время проведения офтальмотренажа в середине урока, через 10-12 минут зрительной работы, которая обычно проводится в позе «сидя» в режиме ближних зрительных горизонтов. Учитель предлагал детям встать, с помощью указки показывал им направление движения взгляда по плакату-схеме. На плакате-схеме с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения тренажа (рис.2).
Рис. 2 Схема опорных зрительно-двигательных траекторий.
Разнообразие состава упражнений в физкультурно-оздоровительных паузах позволяло использовать их на уроке с разной целью: для активизации учебной деятельности в начале урока, для снятия мышечного напряжения с разных групп мышц, для профилактики нарушений осанки, для повышения двигательной активности на уроке, для предупреждения и снятия нервной усталости, психоэмоционального напряжения и возбуждения, для активизации деятельности познавательных функций на уроке (память, внимание, восприятие), для предупреждения и снятия утомления зрительного и слухового анализаторов, для развития моторики кисти, для улучшения мозгового кровообращения.
Для увеличения двигательной активности на уроке использовался режим динамических поз, разработанный и внедренный в практику В.Ф. Базарным (1983). Режим двигательных поз заключался в периодически меняющихся позах ученика: положение «сидя» и положение «стоя». Чередование рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональную систему и работоспособность учащихся.
Как известно, длительное сидение в однообразной статически напряженной позе является первичной причиной возникновения и поддержания утомления школьника. Для предупреждения утомления, следуя методики В.Ф. Базарного, педагог планировал построение урока с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения «сидя» в положение «стоя». Кратность подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении «стоя», безусловно, зависела от характера урока. Чередование рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональную систему и работоспособность учащихся. Нормализация функций ЦНС и работоспособность наблюдается при периодической смены сидячей позы на стоячую с кратковременным осуществлением работы в положении «стоя».
Для повышения динамической активности учащихся учитель увеличивал в структуре урока время и количество учеников, работающих у доски. Динамическая нагрузка в этом случае включала передвижение школьников от стола к доске и обратно и выполнение ими определенных заданий на доске.
Помимо этого использовались игры, включающие динамические элементы: конкурс на лучший ряд за выполнение учебных заданий, за выполнение оздоровительных упражнений, за поддержание правильной осанки во время позы «сидя».
В период обучения в положении «сидя» учитель постоянно контролировал позу учащихся с целью уменьшения степени склонения корпуса вперед или в одну из привычных сторон. Это способствовало предупреждению развития нарушения осанки.
С целью оказания помощи в формировании свода стопы в классе использовались специальные коврики, выполняющие функцию тренажеров, во время позы «сидя» при снятой обуви. Воздействие на активные точки стопы способствовало повышению функциональных возможностей организма школьников. Для развития тонкой моторики руки использовались массажоры «Су-джок» и металлические колечки во время оздоровительных пауз на уроке.
Весь этот комплекс мероприятий позволил создать здоровьесберегающую среду на уроке.
3.2. Психо-физиологические особенности первоклассников.
Обследование проводилось в начале учебного года в экспериментальном и контрольном классах.
Результаты обследования учащихся ЭК показали, что из 25 детей уже 6 детей имеют III группу здоровья. В основном это такие нозологические формы как миопия (18%), хронический тонзилит (25%), аллергические заболевания. Антропометрические измерения не установили половые различия по массе тела, и в росте. Средние значения роста и массы тела соответствуют возрастным нормам (табл. 2).
Индивидуальная оценка гармоничности развития выявила определенные отклонения от нормы, которые проявились в дефиците массы тела, в основном у мальчиков (38,5%) (рис.3). Это связано с периодом 1-го вытягивания, который заканчивается в 7 лет. В связи с тем, что мальчики
ЭК
КК
ЭК
КК
Рис.3 Темпы роста и гармоничность физического развития у учащихся КК и ЭК в начале учебного года.
отстают в росте и развитии от девочек, у них наблюдается в большей степени отставание нарастания мышечной массы от построения скелета (Фарбер, 1991). У мальчиков контрольного класса наблюдается отставание в росте от мальчиков экспериментального класса, мы это объясняем тем, что, набор в этот класс осуществлялся по месту жительства, и в связи с этим, возможно влияние социальных факторов.
Определение видов осанки, проводимое путем осмотра, выявило, что только 23% девочек имеют нормальную осанку, тогда как, почти у всех мальчиков обнаружены отклонения различной степени. В основном эти отклонения представлены небольшой асимметрией лопаток (60%) и сутулой осанкой (24%), которые носят функциональный характер, в следствие чего, могут быть еще откорректированы в этом возрасте (рис.4 ).
Проведение обследования свода стопы с целью выявления наличия плоскостопия показало, что 67% мальчиков и 31% девочек уже имеют плоскостопие I и II степени. Эти нарушения развития опорно-двигательного аппарата также можно еще исправить.
Большинство первоклассников ЭК характеризовались низкими адаптационными возможностями, как показали записи кардиоритмограммы, вероятно это связано с периодом врабатывания в учебный процесс. Как известно, в первые два месяца обучения в школе происходит адаптация к новым условиям и режиму жизни, проявляющимся в напряжении механизмов регуляции (Антропова , Ефимова, 1978).
Психофизиологическая диагностика не выявила половых различий, хотя тенденция к более лучшим показателям у мальчиков ЭК несомненно наблюдается. Это согласуется с многочисленными экспериментальными данными, у мужчин подвижность нервных процессов выше, чем у женщин (Дубровская, 2000) Средние показатели ПЗМР, КП и ОВ соответствуют возрастным нормам как у девочек, так и у мальчиков (табл 3).
Индивидуальная оценка психофизиологических показателей выявила, что как у девочек так и у мальчиков отмечается высокий уровень
ЭК
КК
ЭК
КК
Рис. 4 Особенности осанки и состояния стопы у учащихся ЭК и КК в начале учебного года
ЭК
КК
ЭК
КК
Рис. 5 Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и острота зрения у учащихся ЭК и КК в начале учебного года
кратковременной памяти и отсутствуют дети с низкими показателями памяти. Большинство детей характеризуется средним и высоким показателями и только у 5-10% первоклассников отмечены низкие показатели КП, ОВ и ПЗМР. Это говорит о некоторой психической и биологической задержке развития у них.
Для сохранения здоровья и своевременного развития дети с выявленными отклонениями в состоянии здоровья требуют индивидуального подхода со стороны педагогов, а так же своевременной профилактической и коррекционной помощи. Дальнейшие исследования были связаны с внедрением программы здоровье сберегающего сопровождения учебного процесса в 1-ом экспериментальном классе и оценкой его влияния на развитие первоклассников.
В результате обследования контрольного класса были выявлены близкие результаты: среднегрупповые антропометрические показатели КК также соответствуют возрастно-половым нормам. Различия между двумя классами установлены в росте. У мальчиков контрольного класса наблюдается отставание в росте от мальчиков экспериментального классов, мы это объясняем тем, что, возможно, это связано с некоторыми социальными факторами, набор в этот класс осуществлялся с неблагополучных районов.
Индивидуальная оценка гармоничности физического развития в КК показала, что около 35% детей имеются отклонения от нормы в основном -дефицит массы тела (рис.3). Обследование осанки установило, что также как и в ЭК практически все ученики имеют нарушения осанки (рис.3).
Обследование свода стопы установило, что только 38,5% учащихся не имеют плоскостопия, около 15% первоклассников уже имеют плоскостопие 2-ой и 3-ей степени, у остальных выявлены функциональные нарушения (рис.4).
ЭК
КК
Рис. 6 Нейродинамические и когнитивные функции у учащихся ЭК и КК в начале учебного года
ЭК
КК
ЭК
КК
Рис. 7 Нейродинамические и когнитивные функции у учащихся ЭК и КК в начале учебного года
Функциональное состояние учеников характеризуется значительным напряжением и срывом адаптационных возможностей как у мальчиков, так и у девочек.
Оценка психофизиологических качеств выявила, что средние показатели у детей КК не отличаются от ЭК. Средние показатели психофизиологического развития соответствую нормам этого возраста (табл.3). Тем не менее девочки характеризуются более высокими показателями развития, но около 10-15% детей имеют низкие уровни развития памяти, объема внимания и зрительно-моторной реакции (рис. 6,7).
3.2. Влияние здоровьесберегающих условий на развитие и состояние здоровья учащихся.
При анализе уровня физического развития обследуемых детей младшего школьного возраста, нами использованы должные значения показателей для возрастной группы 7-8 лет. Антропометрические показатели в обоих классах в конце учебного года соответствуют возрастным нормам этого возраста (табл.2). Дети обоего класса выросли в среднем на 4 см., а масса тела увеличилась на 3-5кг. Наибольший ростовой скачок наблюдался у мальчиков КК- они выросли (табл.2) на 7 см. и достигли уровня мальчиков ЭК.
Таблица 2.
Изменения антропометрических показателей у первоклассников ЭК и КК в процессе обучения.
Класс
Пол
N
Рост (см)
Масса тела (кг)
1 обслед.
2 обслед.
1 обслед.
2 обслед.
ЭК
Девочки
12
129,3 ± 3,13
133,63± 2,19
26,3 ± 2,47
30,2 ± 2,97
Мальчики
13
128,5 ± 2,99*
133,23± 2,85
23,2 ± 2,46
28,9 ± 1,98
КК
Девочки
15
128,7 ±2,95
132,7 ±2,75
24,8 ±2,34
28,9 ±2,34
Мальчики
10
117,9 ±2,52*
134,2 ±2,49
26,1 ±2,19
28,6 ±2,95
*- достоверные межгрупповые различия, рОценка темпов роста среди мальчиков не выявила серьезных отклонений от возрастной нормы, как в контрольном, так и в экспериментальном классе (Фарбер и др, 1991).
При сравнении полученных показателей с показателями развития других инновационных и традиционных школ значительных различий также не выявлено (Хорошева, Бурханов, 2004, Козак, Коробейникова, 2000).
Индивидуальная оценка темпов роста к концу учебного года установила, что сравнительно большее количество детей высокого роста в ЭК, особенно девочки, чем в КК, т.е. обучение в режиме динамических поз способствует активации ростовых процессов. У мальчиков обоих классов наблюдается стабилизация процессов роста, проявляющаяся в увеличении количества индивидов со своевременными темпами роста (рис 8.)
Рис. 8. Динамика изменения темпов роста у первоклассников.
Оценка гармоничности развития показала, что показатели физического развития изменились к концу учебного года. В ЭК отмечается улучшение гармоничности физического развития- увеличивается количество первоклассников с гармоничным физическим развитием (рис.8).
У мальчиков это происходит за счет уменьшения темпов роста. В контрольном же классе, наоборот, наблюдается уменьшение количества детей с гармоничным развитием (мальчики) за счет увеличения индивидов с избыточной массой тела. Видимо, замедление темпов роста и низкая двигательная активность во время обучения способствовали более значительному увеличению веса, особенно у мальчиков –в 5 раз по сравнению с ЭК (рис.9).
Рис. 9 Динамика изменения гармоничности физического развития у первоклассников в ЭК и КК.
Исследование осанки показало, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов к концу учебного года выявленные ранее нарушения осанки не исправились: от 90 до 100% детей имеют различные отклонения от нормы. В основном это ассиметрия лопаток, «склонность» к лордозу, но они у большинства носят функционально-возрастной характер нарушения (рис. 10).
Тем не менее, к концу учебного года в экспериментальном классе у 3 девочек наблюдаются улучшения, это говорит о том, что применяемые учителем на уроке профилактические мероприятия по предупреждению нарушений осанки дают положительный результат.
Оценка осанки у мальчиков обоих классов не выявила улучшений, но и ухудшений не было установлено, это тоже свидетельствует об эффективности здоровьесберегающих условий на уроке в ЭК.
Рис. 10 Динамика изменения осанки у первоклассников ЭК и КК.
Повторное изучение свода стопы у детей обоих классов выявило значительные положительные изменения в экспериментальном классе: количество девочек с плоскостопием уменьшается в 3 раза, а мальчиков в 2 раза (рис.11). В КК отсутствие здоровьесберегающих условий не вызвало положительных изменений, и только у 2 мальчиков, в силу их подвижности и возрастных изменений, наблюдалось улучшение.
Рис.11 Динамика изменения состояний стопы первоклассников ЭК и КК.
Оценка врачом гимназии остроты зрения у первоклассников в конце учебного года дала следующие результаты. Здоровьесберегающие условия обучения на уроке в ЭК способствовали улучшению остроты зрения до нормальной (1.0/1,0), у девочек и у мальчиков (рис.12). Проведение необходимых упражнений по профилактике нарушения остроты зрения и соблюдения всех необходимых требований, возможно, увеличит количество детей с нормальной остротой зрения до 100%, при отсутствии патологических нарушений. В контрольном классе, где не проводилась соответствующая профилактика, никаких изменений не выявлено.
Рис.12 Динамика изменения остроты зрения у первоклассников ЭК и КК.
Оценка адаптационных возможностей учащихся экспериментального класса, показала, что у девочек к концу учебного года наблюдается резкий спад адаптивных возможностей и значительное напряжение регуляторных механизмов. Возможно, это вызвано чрезмерной ответственностью их к учебе и личностными особенностями характера, т.к. у девочек КК наблюдается улучшение. Тем более, что программа обучения в обоих классах одинакова (рис 13).
У мальчиков же наоборот наблюдается улучшение адаптационных возможностей. Вероятнее всего это связано с тем, что мальчики смогли лучше приспособиться к систематическому обучению в школе благодаря их физической подвижности и высокой подвижности нервных процессов, позволяющей быстрей перерабатывать информацию, а следовательно лучше учиться (Дубровская, 2000). На это указывают результаты психофизиологической диагностики учащихся.
Рис. 13 Динамика изменения функционального состояния первоклассников ЭК и КК.
Средние показатели простой зрительно-моторной реакции в обоих классах у мальчиков лучше, в КК достоверно, чем у девочек (табл.3) и количество мальчиков с высоким уровнем ПЗМР больше (рис. 14).
Таблица .3
Изменения психофизиологических показателей у первоклассников ЭК и КК в процессе обучения.
Класс
Пол
N
ПЗМР (мс)
КП (балл)
ОВ (балл)
1 обслед.
2 обслед.
1 обслед.
2 обслед.
1 обслед.
2 обслед.
ЭК
Девочки
13
405,9 ± 44,87
394,6 ± 29,7
8,1 ± 0,7
7 ± 1,27
4,9 ± 0,49
6 ± 0,93
Мальчики
12
368,1 ± 44,89
348,3 ± 21,91
7,96± 0,73
7,3 ± 1,36
5,4 ± 0,9
5,92 ± 0,93
КК
Девочки
15
380,2 ±38,9
380,2 ± 29,39*
7,86 ±1,4
7,8 ± 0,95
5,13 ±0,4
6,46 ± 1,06
Мальчики
11
372,09 ±39,6
307,1 ± 29,84*
7,86 ±1,2
7,6 ± 0,91
5,09±0,4
6,2 ± 1,01
*- достоверные межгрупповые различия, р
Рис. 14 Динамика изменения ПЗМР у первоклассников ЭК и КК.
Все психофизиологические показатели у учащихся обоих классов улучшились, что является результатом возрастных изменений, а также влиянием процесса обучения на развитие когнитивной сферы. Но в тоже время количество учащихся с высоким уровнем КП к концу года уменьшается, кроме мальчиков КК, за счет увеличения числа детей со средним уровнем. Возможно это результат проявления умственного утомления в конце учебного года (рис. 15).
Рис.15 Динамика изменения кратковременной памяти у первоклассников ЭК и КК.
Оценка объема внимания у детей в ЭК выявила положительную динамику: существенное увеличение количества детей с высоким уровнем объема внимания, среди мальчиков нет ни одного с низким показателем объема внимания (рис. 16).
В контрольном классе к концу года обучения наблюдаются также улучшения ОВ как у девочек, так и мальчиков, что связано с положительным воздействием дозированной учебной нагрузки.
Рис. 16 Динамика изменения объема внимания у первоклассников ЭК и КК.