Внебюджетные фонды РФ

Реферат по курсу
 “Финансы, денежное обращение и кредит”

Внебюджетныефонды    
РоссийскойФедерации

План

1.    Сущность  и классификация  внебюджетныхфондов……………..3
2.    Социальныевнебюджетные фонды РФ………………………………5
2.1. Пенсионный фонд РФ……………………………………………………5
2.2.Государственный фонд занятости населения РФ…………………..9
2.3. Фондобязательного социального страхования РФ………………..11
2.4. Фондобязательного медицинского страхования РФ…..…………..13
Списокиспользованной литературы……………………………………….15

I. Сущность и классификация внебюджетных фондов

Внебюджетныефонды государства –это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжениифедеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления иимеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования ииспользования регулируется финансовым правом Российской Федерации.
Внебюджетныефонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударственного доходаорганами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондамипо определению.
Онирешают три важные задачи:
·       обеспечениедополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;
·       возможность“резервирования” денежных средств помимо государственного бюджета;
·       увеличениеколичества услуг социального характера населению.

ВРоссийской Федерации внебюджетные фонды были созданы в соответствии с ЗакономРСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 17октября 1991 г.
Причинойих появления называлась необходимость выделения важных государственных статей бюджета в отдельные,самостоятельные источники дохода.

Внебюджетные фонды РФнаходятся в собственности государства, однако при этом являются автономными иимеют строго целевое назначение.
Доходывнебюджетных фондовскладываются из таких  показателей, как
·       специальныеналоги и сборы с физических и юридических лиц;
·       отчисленияот прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
·       дотациииз бюджета;
·       займы,полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;
·       прибыльот коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

Материальнымисточникомвнебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход.Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основныеметоды мобилизации национального дохода, как уже было указано выше,  — это специальные целевые налоги и сборы,займы и дополнительные средства из бюджета.
Внебюджетные фонды  принятоделить на экономические и социальные.
Сейчас в Российской Федерации действует около 30различного рода экономических и социальных фондов, в том числе :
Экономические  :  Федеральный дорожный фонд, Фондвоспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования,Фонд поддержки предпринимательства и др.
Социальные: Пенсионный Фонд РФ,Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинскогострахования, Фонд социального страхования и др.

Рассмотримподробнее социальные внебюджетные фонды РФ.
2. СОЦИАЛЬНЫЕВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ2.1.    Пенсионный фонд РФ
ПенсионныйФонд РФ– самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет своюдеятельность согласно действующему законодательству в целях эффективногогосударственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации.Средства Пенсионного Фонда  формируютсяпо Положению о Пенсионном Фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов :
–         страховыхвзносов работающих;
–         страховыхвзносов работодателей;
–         ассигнованийиз федерального бюджета России.
Помимоэтих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юридических лиц,а также брать кредиты в банках – Центральном и коммерческих

Насегодня важной статьей доходов Пенсионного Фонда являются страховые взносынаселения. 

Плательщикамистраховых взносов являются :
–         работающиеграждане;
–         российскиеи иностранные компании как работодатели;
–         предпринимателибез образования юридического лица;
–         граждане,занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы,охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);
–         фермерскиехозяйства;
–         общинымалочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслямихозяйствования;
–         религиозныеобъединения.

Плательщикамине являются :
–         общественныеорганизации инвалидов; объединения, предприятия, учреждения, созданные такимиорганизациями для осуществления своих уставных целей;
–         частично– благотворительные организации;
–         воинскиеформирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового иначальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов налоговойполиции).

Всеплательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в Пенсионномфонде. Для этого, в частности,  былавведена процедура индивидуального персонифицированного учета населения, т.е.выдачи  обязательного индивидуального“Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования”налогоплательщика, в котором указывается регистрационный номер, фамилия, имя,отчество, дата и место рождения, а также пол застрахованного лица.
Застрахованноелицо обязано хранить это свидетельство у себя и требовать обмена в случаеизменения фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения, а также вслучае обнаружения неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.
Застрахованноелицо, согласно российскому законодательству, должно предъявить страховоесвидетельство при приеме на работу или при заключении договорагражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ иоказание услуг, или при заключении авторского договора.

Каки индивидуальные плательщики, вновь созданные юридические лица также обязаныпройти процедуру  регистрации в местномотделении Пенсионного фонда. Они регистрируются в качестве субъектов страховыхвзносов в тридцатидневный срок со дня учреждения – даты, стоящей вучредительных документах. Только при предъявлении документов о том, чтоплательщик прошел процедуру регистрации во внебюджетном фонде, банк открываетему счет.

Налогооблагаемаябаза для расчета страховых взносов – это сумма начисленной заработанной платыданному предприятию, учреждению, организации. В состав начисленной оплаты трудазаконодатель включает все виды вознаграждений в денежных и натуральных формах(как, например, работу в выходные дни и праздники, сверхурочную работу)независимо от источника финансирования.
Однакосуществует ряд выплат, по которым страховые взносы в Пенсионный фонд неначисляются. Сегодня в России такими выплатами являются:
–         страховыеплатежи по договорам обязательного государственного личного страхования;
–         доходыпо ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.д.), получаемые от участияработников в управлении собственностью организации, предприятия, учреждения;
–         материальная(финансовая) помощь, оказываемая в связи чрезвычайными обстоятельствами в целяхвозмещения ущерба, причиненного здоровью;
–         компенсации,льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
–         стоимостьльгот по проезду отдельным категориям работников,
       и другие.

Всеработающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносыв размере 1 % от начисленной заработанной платы. Работодатели перечисляют этивзносы одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Работодатели(предприятия, учреждения, организации) и граждане, использующие труд наемныхработников выплачивают в Пенсионный фонд РФ взносы в размере 28 %.
Для другихкатегорий плательщиков (колхозы, совхозы и др.) устанавливаются иные тарифыуплаты взносов в Пенсионный фонд.

Срок оплатыстраховых взносов для работодателей – не позднее 15-ого числа каждого месяца.Так же, один раз в месяц, работодатели начисляют и удерживают страховые взносысо своих работников.
Оплатастраховых взносов осуществляется платежными поручениями, которые представляютсяв банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств длявыплаты заработной  платы. Платежи вПенсионный фонд осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховыевзносы работодателей относятся ими на себестоимость продукции – оказанныхуслуг, выполненных работ и т.д.
Существуетградация страховых взносов, и к нарушению порядка отчислений той частистраховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в фонды,применяются различного рода финансовые санкции (напр., штрафы).

Средства,поступившие на счета Пенсионного фонда РФ, используются на выплаты :
–         государственныхпенсий по старости и инвалидности;
–         пенсийвоенным;
–         компенсацийпенсионерам.

БюджетПенсионного фонда и смета расходов, отчеты об их исполнении составляютсяПравлением Пенсионного фонда. Бюджет утверждается законодательным органом –Федеральным Собранием Российской Федерации.

РуководствоПенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующийисполнительный орган – Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения вовсех субъектах Российской Федерации. На местах, т.е. в городах, районах,функционируют местные отделения Фонда. Отделения обеспечивают всюорганизационную работу по сбору взносов на социальное страхование,финансирование расходов органов социального обеспечения, программ социальногообеспечения (региональных). Они отвечают и за контроль за  расходованием выделенных средств.

2.2.  Государственный фонд занятости РФ
 
Государственныйфонд занятости населения – это автономное учреждение, созданное дляфинансирования мероприятий, связанных с реализацией политики государства вобласти занятости населения. Фонд был учрежден с целью противодействиянарастающей безработице.
Фондзанятости сегодня представляет собой совокупность федеральной части Фонда ифондов занятости в регионах. В связи с этим в самом начале обязательные страховыевзносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносовотчисляется в фонды занятости субъектов РФ. Размер этих выплат на местахустанавливаются соответствующими представительными органами власти. И, наконец,федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондовзанятости субъектов Федерации.

СредстваФонда занятости направляются на следующие мероприятия:
–         программыматериальной поддержки безработных (досрочная пенсия, пособия, единовременнаяфинансовая помощь);
–         профессиональноеконсультирование и образование безработных;
–         созданиеи сохранение рабочих мест;
–         компенсационныевыплаты и  субсидии к заработной плате;
–         информационнаяподдержка и освещение в СМИ программ занятости;
–         страховойрезерв Фонда.

В соответствии с Положением О Государственном фондезанятости от 8 июня 1993 г. Фонд формируется за счет :
–     
–     обязательныхстраховых взносов работодателей;
–     ассигнованийиз федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Плательщикамине являются :
–         общественныеорганизации инвалидов; объединения, предприятия, учреждения, созданные такимиорганизациями для осуществления своих уставных целей;
–         частично– благотворительные организации;
–         воинскиеформирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового иначальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов налоговойполиции)

Размер обязательных страховых взносов в  Фонд составляет      1,5 % для работодателей.

УправлениеФондом занятости осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости ицентрами занятости при представительных органах власти. Непосредственноеруководство фондом – функция Правления Фонда.

Фондобязательного социального страхования РФ
 
Фонд социального страхования Российской Федерации – этоорганизация, основными задачами которой являются :
– 
– 
– 
Средства Фонда образуются за счет :
– 
– 
– 
– 
Средства Фонда социального страхования направляются на :
– 
– 
– 
– 
– 
– 
– 
– 
Уплата страховых взносов в Фонд производится всоответствии с тарифом, утвержденным законодательством – 5,4 % на все видыначисленной оплаты труда по всем основаниям.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления иуплаты страхователями страховых взносов осуществляется Фондом непосредственно,а также – в рамках своей компетенции – Государственной налоговой службой,а  за правильным  и рациональным расходованием этих средств напредприятиях – также Фондом, но уже с участием профсоюзов.
Для обеспечения деятельности Фонда создан центральныйаппарат, а в региональных отраслевых отделениях – аппараты органов Фондасоциального страхования. При Фонде образуется Правление, при региональныхотраслевых отделениях – координационные советы. Руководство деятельностью Фондаосуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
2.4.  Фонд обязательного медицинского страхованияРФ

Фондобязательного медицинского страхования – внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в областиздравоохранения и медицинского страхования населения.
Врамках действующего законодательства и, прежде всего, Закона РСФСР “Обобязательном медицинском страховании граждан РСФСР” от 28 июня 1991 г.  в России созданы Федеральный итерриториальный фонды медицинского страхования. Они действуют каксамостоятельные и некоммерческие (не ставящие целью получение прибыли) финансово-кредитныеучреждения.

СредстваФедерального и территориального фондов медицинского страхования находятся, темне менее, в собственности государства, в состав других фондов (прежде всегоблизкого “по духу” Фонда социального страхования) не входят и изъятию неподлежат.

Плательщикамиобязательных страховых взносов в Фонд выступают:
–         любыехозяйствующие субъекты независимо от форм собственности иорганизационно-правовых форм деятельности;
–         органыисполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.

Всеплательщики в этот фонд также подлежат обязательной регистрации втерриториальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 днейсо дня создания этого территориального фонда.
Объектвыплат – оплата труда, начисленная по всем основаниям. Тариф составляет 3,6 %по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Эти взносывключаются работодателем в себестоимость продукции.
Страховыевзносы в Фонд не начисляются по следующим основаниям :
–         дивидендыи проценты, выплачиваемые по акциям;
–         предоставлениевыходного пособия при увольнении;
–         стоимостьбесплатно предоставляемых услуг;
–         компенсационныевыплаты,
       и др.

При  обслуживаниигражданина Фондом обязательного медицинского страхования ему выдается (по местуработы либо жительства) страховой полис, по которому ему гарантированопредоставление необходимого минимума медицинских услуг в поликлинике истационаре.
В этот минимум входят :
–     
–     
–     
–     
–     
–     
–     
и др.
Оплата необходимых медикаментов,согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству  производится :
1.     –  засчет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию (т. е. — взносов в Фонд).
2.    –  за счет личных средств граждан.
***
Обязательное медицинское страхование – это элементсоциальной политики государства.
По нему, как и по деятельности и эффективности трехпредыдущих социальных внебюджетных фондов судят о развитии и жизнеспособностилюбого общества и положении личности в этом обществе.
Сегодня в России созданы все условия для созданияцивилизованного государства.
Говоря об этом, необходимо заметить, что важную рольсыграло в этом становлении появление и успешное функционирование социальных иэкономических внебюджетных фондов.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
Бабич Л.Н., Павлова Л.Н. Государственные имуниципальные финансы: учебник для вузов. – М., 1999.
Дробозина Л.А. Общая теория финансов: учебник длявузов. – М., 1995.
Финансы.  Денежноеобращение. Кредит: учебник для вузов / под. ред. Дробозиной Л.А.. – М.,1999.