Внедрение информационных технологий в страховой отрасли

/>Введение
Страховаяотрасль активно использует информационные технологии: тем или иным способомроссийскими компаниями уже решены (или решаются) вопросы автоматизированнойподдержки учетных задач – сбора информации по договорам страхования иперестрахования, по операциям поступления страховых премий, проведениястраховых выплат, бухгалтерского учета, расчета зарплат и др. Оставив «закадром» транзакционные и учетные системы, рассмотрим еще один аспект примененияIT в страховании, который сегоднястановится одним из самых актуальных, — поддержка анализа и прогнозирования, а,следовательно, принятия тактических и стратегических решений по развитиюкомпании.

/>Особенности страховой отрасли
Спецификастрахового бизнеса определяет характерные пути развития страховых компаний исвязанные с этим задачи, решение которых для крупной современной компанииневозможно без применения информационных технологий (IТ).
Развитиестраховой отрасли напрямую определяется общей экономической ситуацией в стране,это – «зависимая» отрасль. В отличие от производственных, добывающих и другихотраслей страхование развивается «вослед», обслуживая предприятия и ихсотрудников. Поэтому ведущую роль в разработке новых продуктов и стратегическихнаправлений деятельности играют процессы анализа исторических данных,экономических, социальных аспектов и других факторов дальнейшегопрогнозирования ситуации. По выражению некоторых аналитиков рынка страхованиена 70-75 % основано на статистике.
Спецификойотрасли в настоящее время является и тот факт, что российский рынок страхованияначал развиваться как ритейловый, то есть появились массовые истандартизованные услуги (ОСАГО стало в этом смысле наиболее ярким примером), амассовая продажа услуг влечет за собой лавинообразное увеличение количествадоговоров страхования, транзакций и т.д. – информации, которую необходимособирать, обрабатывать, систематизировать и опять-таки выполнять задачи ееанализа для принятия решений оперативного управления и разработки новыхпродуктов.
Страховаякомпания всегда остается, прежде всего, финансовым институтом, т.е. помимособственно продаж и обслуживания страховых продуктов компания решает задачиинвестирования полученных от страхователей свободных средств. Следовательно,приходится анализировать и прогнозировать экономическую ситуацию, фондовыйрынок, банковские услуги и многое другое, в частности прогноз движения денежныхсредств по ритейловым услугам, построение которого из-за значительного объемаопераций невозможно без ИТ.
Современнымитенденциями российского рынка является консолидация, слияние, укрупнениекомпаний, и в тоже время есть законодательное разделение страховых операциймежду отдельными юридическими лицами, например законодательное требование оразделении бизнеса страхования жизни и рисковых видов страхования.Информационные технологии позволяют создать единое информационное пространствои исключить влияние организационных барьеров на эффективность работы компанииили холдинга.
Такимобразом, для решения задач развития компании, увеличения доли рынка, разработкиновых страховых продуктов, повышения объема оборотных средств и прибыли от ихинвестирования страховой компании необходимо анализировать огромные массивыинформации, создавать модели и прогнозы страхового и финансового рынка, что всовременной ситуации без применения IТ совершенно невозможно./>/>
 
Информационныетехнологии в поддержке принятия решений
страховойучет информационная технология
Усовременной крупной страховой компании, предлагающей широкий ассортиментстраховых продуктов и юридическим, и физическим лицам, в работе – миллионыдоговоров, данные которых необходимо, во-первых, хранить и обрабатывать, вестиучет денег, документов, операций и т.д. Автоматизация задач учета в большинствероссийских страховых компаний уже тем или иным образом реализована (или начатыпроекты внедрения учетной системы). Второй круг задач связан с анализом этихданных: необходимо «убрать мусор», т.е. очистить данные, разложить покатегориям (видам страхования, правилам страхования, продуктам, объектам ит.д.) и выбрать ценную для бизнеса информацию. При этом нужно иметь в виду, чтокаждый договор обычно сопровождают 8-10 учетных записей: когда заключендоговор, когда он вступает в силу, каков график платежей, перестраховывается лидоговор (где, когда, в какой доле), а в случае убытка – записи поурегулированию убытка, выплатам и т.д., то есть миллион договоров порождает напорядок больше учетных записей в системе (это без учета бухгалтерии, где каждаяучетная запись порождает несколько проводок). И всю эту информацию надопроанализировать, для того чтобы делать обоснованные выводы об убыточности,прибыльности того или иного продукта, клиента, направления развития. Понятно,что без применения информационных технологий такую работу полноценно выполнитьневозможно.
Еще одинаспект анализа деятельности страховой компании связан с планированием развитиякомпании, разработкой новых страховых продуктов и договоров, выборомнаправлений инвестирования средств и т.д. В этом случае накопленная в системеинформация – это те «исторические» данные, которые совместно с комплексомвнешней информации ложатся в основу прогнозирования ситуации и выработкирешений по ее изменению с целью достижения более высоких показателей бизнеса(прибыли, объемов продаж и пр.). В дальнейшем эти решения реализуются,накапливаются новые фактические данные, которые вновь анализируются длявнесения необходимых корректирующих изменений в деятельность компании. Этосвоего рода цикл (см. рисунок), который эффективно поддерживаютинформационно-аналитические системы и хранилища данных. Например, компания TopSBusiness Integrator успешно помогает страховым компаниям решать перечисленныезадачи на базе продуктов компании Oracle, которые хорошо зарекомендовали себяна страховом рынке.

/>
Циклвнедрения изменений
Другой путьпрогнозирования развития страховой компании – построение пооперационной моделиее бизнеса. Если компания ставит некую стратегическую цель, пути ее достиженияможно оценивать не только на основе внешних и внутренних статистических данных,но и на базе своего рода «детерминированной» модели бизнеса компании. Для этогонеобходимо учесть, формализовать и описать все активности (activity, илиоперации), которые выполняет компания: работу операторов колл-центра(производительность в день, расходы на зарплату и пр.), менеджеров и агентов(количество встреч, которые нужно провести для заключения одного договора, ихдлительность, зарплата сотрудника и пр.), руководителей, аналитиков, водителей ит.д. При правильно выстроенной модели можно проследить, какие операции влияютна то или иное направление деятельности, какова их стоимость, и прогнозироватьих изменения для достижения поставленной цели.
Однако,чтобы построить такую модель, компании придется, во-первых, провести большуюметодическую и организационную работу, и, во-вторых, необходима будет поддержкатакого моделирования автоматизированной системой. Поскольку существующаяорганизационная структура и процессы современной крупной страховой компанииочень сложные, вручную провести итерационное моделирование в разумные срокиневозможно, неизбежно будут упущены многие факторы, и модель не получитсяадекватной.
ПрименениеИТ может быть очень эффективным и при решении такого ключевого для страховойкомпании блока задач, как управление денежными средствами. Использованиеинформационно аналитической системы в учете страховых договоров позволяетобработать огромный объем первичной учетной информации и грамотноспрогнозировать приход / расход денежных средств, выплаты страховых возмещений,т.е. объем свободных средств, которые можно выгодно инвестировать, иоптимальный срок инвестирования. Если такого рода прогнозирование невыполняется, то работа страховой компании будет вестись не на перспективу, а «пофакту»: есть в настоящий момент остатки в банке или в кассе – заплатим клиентуубыток, не хватает средств – будем в срочном порядке выводить средства изинвестиционных инструментов, не считаясь с упущенной прибылью. А в результатене только недовольство клиентов, которым вовремя не выплатили страховоевозмещение, что в итоге может сказаться на ухудшении имиджа и будущей прибыли,но и реальные убытки досрочного возврата инвестиций.
Информационно-аналитическиесистемы при учете инвестиционных операций и прогнозе показателей финансовыхрынков суммируют множество факторов и дают возможность качественно планироватьдвижение денежных средств и прогнозировать изменения на финансовых рынках,учитывая внешние факторы, принимать взвешенные решения по управлению финансамикомпании, согласовывая достаточную доходность инвестиций с необходимойликвидностью инвестиционных инструментов.
Наконец,стоит отметить и роль автоматизированных систем в консолидации информациикомпании. Крупной страховой компании, имеющей большой портфель продуктов,невозможно осуществлять сбор этих данных, обобщение, очистку, консолидацию безинформационной системы. Усложняется анализ, например, в разрезе клиента. Какоценить, насколько прибылен клиент – юридическое лицо, – если с ним заключены сразунесколько договоров, причем разными компаниями холдинга: в одной компаниистрахуется здание, в другой – автопарк, в третьей ведется страхование жизнисотрудников и т.д. В такой ситуации учет по клиенту осуществляется в системахразных компаний и фактически может оказаться, что неприбыльный в одной сферестрахования клиент является в целом для холдинга очень выгодным заказчиком засчет других видов страхования, и отказываться от этого клиента нельзя. Чтобыпринимать такого рода решения, необходима консолидация как можно более полных идостоверных данных./>/>
Информационныесистемы/>Онлайн-системаГЕНПОЛИСЦель онлайн-системы ГЕНПОЛИС
Максимальнооптимизировать процесс продажи любых страховых продуктов вне офиса страховойкомпании, обеспечить их первичный учет и организовать передачу информации вERP-систему.Кратко
Онлайн-системаГЕНПОЛИС — уникальное решение, помогающее автоматизировать продажи страховыхпродуктов в сети точек продаж, находящихся далеко от центрального офиса.
ГЕНПОЛИСреализован с использованием защищенного WEB-сервера и представляет собой сайт сгибкой системой разграничения прав доступа. Для работы точки продаж необходимтолько компьютер с подключением к сети Интернет и принтер.
ГЕНПОЛИСпозволяет построить сеть продаж любого размера и конфигурации в кратчайшиесроки и с минимальными затратами, а также оптимизирует работу действующей сети.
ГЕНПОЛИСпроверяет полноту, корректность и непротиворечивость вводимой информации впроцессе создания страхового полиса и автоматически рассчитывает страховуюпремию, сводя к минимуму вероятность ошибки или мошенничества.Преимущества онлайн-системы ГЕНПОЛИС
· Для работы точкипродаж необходим только компьютер с подключением к сети Интернет и принтер.Операционная система может быть любая (Microsoft Windows, Mac OS,Linux).
· Можноорганизовать продажи любых страховых продуктов (КАСКО, страхование отнесчастных случаев и болезней, страхование квартиры, дачи, страхованиеответственности, страхование ВЗР и т.д.) и одновременно иметь несколько версийкаждого из них (например, региональных).
· В базовойпоставке онлайн-системы ГЕНПОЛИС уже присутствует полностью готовый к продажамстраховой продукт ОСАГО.
· Гибкий механизмавтоматической или ручной нумерации создаваемых полисов.
· Информация окаждом оформленном страховом полисе сразу попадает в центральный офис компании.
· Развертываниеонлайн-системы ГЕНПОЛИС в новой точке продаж сводится к передаче кодов доступа,поскольку систему не нужно устанавливать на конечные компьютеры.
· Только актуальныеверсии ПО и страховых продуктов во всех точках продаж.
· Управлениеточками продаж и агентами производится в центральном офисе компании.
· Рядовые агенты неимеют доступа к информации о полисах и клиентах, с которыми непосредственно неработают.Техника
· Система ГЕНПОЛИСоснована на защищенном WEB-сервере (MS IIS или Apache, PHP4/PHP5, протоколHTTPS).
· Данные хранятся вцентральной БД (MS SQL Server 2000/2005/2008). Вся бизнес-логика оформлена ввиде понятных хранимых процедур.
· Ядро системыполностью построено на технологии AJAX, что ускоряет работу и позволяет экономитьтрафик.Вывод
Внедривсистему ГЕНПОЛИС, Вы существенно увеличите продажи, будете иметь полныйконтроль над сетью продаж и заметно сократите затраты на ее содержание./>Континент:Страхование 8»
универсальнаяпрограмма специализированного назначения для автоматизации бухгалтерского,налогового и страхового учета в страховых организациях.
В программе «Континент:Страхование 8» можно вести учет деятельности в разрезе несколькихорганизаций. Бухгалтерский, налоговый, страховой и оперативный учет по каждойорганизации можно вести в отдельной информационной базе. В то же время«Континент: Страхование 8» предоставляет возможность ведения учета несколькихорганизаций в общей информационной базе (причем, в роли отдельных организациймогут выступать филиалы).
«Континент:Страхование 8»может использоваться и в небольших организациях, и в холдингах со сложнойорганизационной структурой.
В программе «Континент:Страхование 8» возможно получение консолидированных данных по расчетурезервов и формирование сводной бухгалтерской отчетности и статистики по всемфилиалам.Основные возможности программы:
· учет по договорамстрахования и перестрахования (все виды страхования);
· ведение спискастраховых программ;
· учет полисовОСАГО;
· ведение журналазаключенных договоров;
· начисление иполучение страховых взносов (премий);
· заключениефакультативных и облигаторных договоров перестрахования (входящих и исходящих);
· ведение журналовнепропорциональных и пропорциональных договоров перестрахования;
· автоматическийрасчет доли перестраховщика в убытках для пропорционального инепропорционального перестрахования;
· взаиморасчеты сагентами и брокерами;
· бухгалтерские документыи отчеты по не страховым операциям (ОС, НМА);
· расчет страховыхрезервов;
· отчетность ивыгрузки для РСА;
· регламентированнаяотчетность (бухгалтерская, статистическая);
· управленческаяотчетность;
· работа в режимераспределенной базы данных;
· многофирменный(многофилиальный) учет в одной базе.
Программа «Континент:Страхование 8» рассчитана на поддержку формирования всей отчетности,необходимой проверяющим организациям и руководителям фирм.