Внеклассная работа

ВВЕДЕНИЕ 3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9 ГЛАВА 1 9 § 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы. 9 ГЛАВА 2 26 § 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы. 26 § 2. Направления стратегии воспитания в современной школе. 29 § 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 57 ВВЕДЕНИЕ Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы.
Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных
сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь. Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе: 1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г. 2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г. 3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г. 4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г. 5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г. В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с разных точек зрения.
Описываются этапы становления социально-педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с социальным прост¬ранством и его временными характерис¬тиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.
Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе. Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент «Школа на улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в контексте этого эксперимента. Основная проблема дипломного проекта выражается в отсутствии: • точного представления (научной системной
картины) об эффективности воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37 • Разработанных социально-педагогических технологий организации внеклассной работы. Объектом исследования является внеклассная работа. Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной работы. Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы Задачи: 1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе. 2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников. 3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа). Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте использовались различные методы сбора социологической информации: – Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами – Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с респондентом. –
Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения. Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов,
под воздействием которых формируется личность — общества и индивида. Гипотезы: 1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в деятельности учителей предметников. 2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех учителей предметников. 3.Образовательный процесс строится без точного учета социального эффекта. 4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей образовательной деятельности. С помощью результатов исследования можно выделить основные направления оптимизации процесса внеклассной работы. При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы я выделила основные критерии эффективности внеклассной работы: 1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор: число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы. 2.Занятия спортом, физическое совершенствование.
Индикатор: число учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой поведения занятия спортом 3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В 4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной
деятельностью. 5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число профессионально-ориентированных учащихся. 6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя «хозяевами школы». 7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками. Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и школы.
Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса. 9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами. Индикатор: число учеников оценивших возможность общения. Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально
создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни. В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к самовоспитанию, к самообразованию. Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы
воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики. Имеются опасения, что в ближайшее время без работы останется более полумиллиона подростков, обучающихся во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с дефек¬тами умственного и физического развития. В среде несовершеннолетних практически бес¬препятственно распространяются (часто путем морального и
физического принуждения) сте¬реотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и же¬стокостью по отношению к другим людям. Острый психологический кри¬зис несовершеннолетних, усугубляемый от¬сутствием к ним внимания и доверия со сто¬роны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений. Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин де¬формаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка, построение процес¬са воспитания, способствующего развитию нор¬мальной личности. Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказы¬вает подросткам и детям всестороннюю по¬мощь в реализации их конституционных прав на образование,
труд, охрану здоровья; охра¬няет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры. Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способ¬ного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким пре¬образованиям, он не получает биологических га¬рантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной
жизни, на уровне современной культуры. Но, что¬бы ребенок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он дол¬жен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры. Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной куль¬туры, социального образования и воспи¬тания, социальной работы все более органично сопрягаются с социальным прост¬ранством и его временными характерис¬тиками.
Это конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной политики, образования и социальной работы. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1 § 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы. Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попе¬чительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организа¬ции, частные лица. Социально-педагогическое движение активно раз¬вивалось в 20—30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме
(организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.). На рубеже 70—80-х гг. общественные потребнос¬ти, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах ут¬верждалась идея целенаправленной социально-педа¬гогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к
проблемам соци¬альной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт. Однако прогресс в этой сфере сдерживался сла¬бым организационным, кадровым, материально-фи¬нансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необ¬ходимость учредить институт социальных педаго¬гов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населе¬нием в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными
группами и объединениями. В настоящее время в высших и средних специаль¬ных учебных заведениях введены специальности «Со¬циальная педагогика» и «Социальная работа». Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила истории де¬лает ее неисчерпаемым источником обо¬гащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потен¬ции; овладевая личностью, они произво¬дят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее куль¬тура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает. Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преем¬ственностью, в свою очередь обусловлен¬ными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаи¬мопонимание людей,
равно как и куль¬турное наследование. Любой человек имеет социальную при¬надлежность и, следовательно, социаль¬ные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комби¬нации элементов культуры, приобретае¬мых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культур¬ного участия в них тех или иных людей. Успехи человеческого общежития со¬зданы совместными усилиями всех куль¬турных народов.
Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не пре¬кращалось никогда. Со¬знание определяется преимущественно характером общества, к которому при¬надлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состо¬ит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих. Нация — это идея, про¬низывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей.
Наиболее стабильное в этнической исто¬рии — это дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данно¬му, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значе¬ние. Таким образом, национальное воспита¬ние следует понимать как введение инди¬вида в духовную культуру, в историчес¬кую филиацию основных идейных стрем¬лений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного дости¬жения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом Занимаясь ежедневными делами, чело¬век вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конеч¬ном счете движущая сила истории, а вос¬питание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни — представление
о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность. Потребность в осмыслении жизни озна¬чает появление самоуважения, а в даль¬нейшем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движу¬щие человеком, тесно связаны с представ¬лениями о ценностях. Нередко потребнос¬ти зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия лич¬ностью потребительских или, напротив, творческих ценностей.
Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мыш¬ления занимают выдающееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходи¬ли за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими новой системы ценностей.
Однако следует помнить, что и вне преемствен¬ности культуры немыслим какой бы то ни было прогресс. В социологическом плане воспитание — означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится в контакте. Социологии предстоит разработка фундаментальных вопросов воспитания, проведение крупномасштабных исследований, раскрывающих основные черты и особенности новых экономических и социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе, так как они связаны с формированием личности, переориентацией общественного и индивидуального сознания. Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации
физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается Воспитывать по старинке “огулом” легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество,
отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего. Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать общечеловеческие достижения науки, прогресс педагогической мысли, которая призвана ориентироваться не
только на потребности современной социальной практики, но и на будущее. Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития промышленности. Главные из признаков городского стандарта жизни – повышение плотности населения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей. Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным постепенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и самоконтроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиление в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной
системы социального контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспечена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности людей. Если это не происходит, урбанизация становится фактором роста аморализма и преступности. Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль, чем в мелких селениях, становятся во внерабочее время почти монопольной микросредой.
Нередко они бывают источником антисоциальных явлений, преступного поведения. Проблема профориентации молодёжи по мере научно-технического прогресса далеко выходит за рамки экономики и приобретает воспитательное значение, так как работа, выполнять которую человек не способен, к которой у него нет призвания, какой бы престижной она ни была, всегда повёрнута к нему не творческой, а принудительно-механической стороной. А так как проблема сохранения и развития творческой активности ребёнка не стала
в школьных программах основной целью воспитания, мы имеем основание говорить о несовершенстве современной системы воспитания, о малой эффективности воспитательного воздействия семьи и школы. Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда). Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на: 1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени. 3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся. 4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной
работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы. Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций.
Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка
иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).
В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра. К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических
учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого
населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей.
Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
В связи с конкурсами обычно устраиваются вы