Внешкольное воспитание в дореволюционной России

Внешкольное воспитание в дореволюционной России Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы.
В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием "Праздное время в пользу употребленное". В Царскосельском лицее в один процесс соединялись учение и досуг лицеистов. Популярными были умственные забавы, упражнения на воображение, коллективные творческие дела: рукописные журналы, философские трактаты и диссертации, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания.
Ценные начинания в организации внешкольной работы связаны с именем Н.И. Пирогова, который ввел в учебных заведениях литературные беседы, чтобы привить детям навыки самостоятельной работы. В конце XIX века появился и термин "Внешкольная работа". Однако этим словом называли культурно-просветительную деятельность. В дореволюционный период были попытки организации детских массовых мероприятий и даже детского внешкольного
учреждения. В Харькове в 1895 г. открыли детский парк для игр. В 1898 г. на базе этого парка был проведен большой детский праздник деревонасаждения. Интересное внешкольное учреждение возникло в 1899 г. в Петербурге в Мраморном дворце. Организатором его был агроном по образованию, преподаватель естественных наук в Кадетском корпусе Н.А. Бартошевич. Это учреждение явилось как бы прообразом станции юных натуралистов. В праздничные дни здесь собиралось несколько тысяч детей. В 1904 г. в Москве был открыт первый городской народный дом, при котором создали клуб для детей. В основе деятельности внешкольных учреждений начала ХХ века лежали стремления передовых российских педагогов: С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова – дать обездоленным детям "детские впечатления"
. Детские клубы, колонии, мастерские создавались педагогической общественностью на средства, собираемые по подписке. Сотрудники московского общества "Сетлемент" проводили педагогическую работу в группах мальчиков и девочек, объединенных по 12 человек по принципу товарищества в клубы-кружки. Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий, которые устраивались дважды в неделю. Кроме клубных занятий, время от времени устраивались общие для всех участников
клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки, был организован хор. Ребята сами вырабатывали правила клуба и подчинялись им. С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А.У. Зеленко здании. В нем были оборудованы мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены для занятия рисованием, черчением, фотографией.
Большое помещение заняла библиотека. Была даже оборудована небольшая обсерватория. В зрительном зале устраивались концерты, ставились спектакли, проводились собрания. Хотя в числе работников «Сетлемента» было чрезвычайно мало педагогов, главное внимание обращалось на общественное детское воспитание. Организация деятельности строилась в соответствии с планом работы, составленном на основе изученных социальных условий района между
Бутырками и Марьиной рощей. В собственном доме в Вадковском переулке объединялись «Дневной приют для приходящих детей Сущевского попечительства о бедных, детский сад, «Частное учебное заведение III разряда для лиц обоего пола Л.К. Шлегер» (фактически двухгодичное городское училище с совместным обучением для детей до 14 лет), кабинет врачебной помощи, «Ремесленные курсы, разрешенные на имя архитектора А.У. Зеленко» (фактически профтехучилище широкого профиля с числом учащихся до 200 человек). И сверх того – клубы для подростков, куда приходили молодежь и взрослые с окрестных предприятий, колония в Щелкове. Финансировала «Сетлемент» крупная буржуазия, которая находила для себя вполне приемлемым создавать учреждения, стоящие вне курса казенной педагогики Хотя педагоги, работавшие с А.У. Зеленко и С.Т. Шацким, всячески сторонились политики и вели с детьми культурно-просветительную работу, 1 мая 1908 г. царскими властями было закрыто и общество "
Сетлемент", и все его учреждения "за республиканские порядки" в них. С большим трудом С.Т. Шацкому, В.Н. Шацкой, Н.О. Массалитиновой, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, А.А. Фортунатову и другим удалось возобновить работу с детьми в виде общества «Детский труд и отдых» , но кружки уже формировали не по принципу товарищества, а по интересам. Целью этого общества оставалась культурно-воспитательная работа среди подрастающего поколения
Москвы. В 1911 г. была организована в деревне, в Калужской губернии, колонию "Бодрая жизнь", которая проработала три года. В колонии дети занимались физическим трудом, ритмической гимнастикой, чтением, играми, общественной деятельностью. Большое место в жизни колонии занимало искусство: слушание музыки, хоровое пение, подготовка детских спектаклей-импровизаций, игра на музыкальных инструментах.
Значительное внимание уделялось коллективным и индивидуальным формам работы. Физический труд носил организованный планомерный характер со строго налаженным учетом и контролем его результатов. Всемерно поощрялась инициатива, выдумка, практическая сметка. Наряду с развитием навыков разумного хозяйствования у детей это способствовало экономии ограниченных материальных ресурсов колонии. Девизом были слова: борясь за экономию, думай о качестве, цени время! Другой значительной попыткой клубной работы с детьми стал "Детский уголок" М.В. Полетаевой, который продолжил свою деятельность и после революции. Работа в "Детском уголке" строилась на принципах самоуправления. В 1914 г. Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внешкольному воспитанию. Справочный материал ЗЕЛЕНКО Александр Устинович (1871 –
1953) – советский архитектор, педагог и общественный деятель. Сын профессора Военно-медицинской академии, после окончания Кадетского корпуса поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, затем учился в Вене, работал в мастерской прославленного московского архитектора Ф.О. Шехтеля. В 1903 г. поехал в США, где более двух лет работал на стройках.
По возвращении предложил Л.К. Шлегер создать в Москве, используя опыт американских общественных и кооперативных организаций, образовательно-воспитательный и оздоровительный комплекс для подростков из рабочих семей, что и было осуществлено им совместно с С.Т. Шацким. Зеленко – автор оригинального проекта и руководитель строительства особняка для «Сетлемента» (здание сохранилось). За связь с революционным подпольем был арестован.
Эмигрировал в Западную Европу, где изучал опыт многих известных педагогов, который отразил в серии статей «Современные реформаторы воспитания и образования». Возвратившись в Россию, преподавал в университете имени Шенявского, на Пречистенских курсах. Один из авторов и участников проверки экспериментальных учебного плана и программы по начальному обучению, составленных с учетом опыта американских педагогов.
После октября 1917 г. вел научно-исследовательскую и педагогическую работу, был членом Государственного ученого совета Наркомпроса. По предложению Н.К. Крупской совершил поездку в США, где ознакомился с опытом организации культурно-просветительских учреждений в рамках кооперативного движения. По итогам поездки написал книги: «Современная Америка», «Детские музеи в Сев. Америке». Последние годы – научный сотрудник Института художественного воспитания АПН РСФСР, директором которого была В.Н. Шацкая. Массалитинова Надежда Осиповна (1876 -1924) – педагог и общественный деятель. По окончании томской гимназии училась на Бесстужевских курсах, за связь с революционным подпольем была выслана на родину, в Томск, где работала в Томском обществе содействия физическому воспитанию, основанном В.С. Пирусским. По возвращении в Москву преподавала в частных гимназиях математику и естествознание,
на курсах дошкольных и внешкольных работников. С 1913 г постоянная сотрудница С.Т. Шацкого в обществе «Детский труд и отдых» и на Первой опытной станции по народному образованию. Совместно с А.У. Зеленко написала книги: «Сборник подвижных игр» и «Площадки для подвижных игр в городах Америки, Европы и России». МЕДЫНСКИЙ Евгений Николаевич (1885 –
1957) – видный советский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР. В 1914 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Педагогическую деятельность начал в 1911 г заведовал земскими школами Царскосельского уезда. В 1912 – 1915 гг. Читал курс по внешкольному образованию в Педагогической академии, читал лекции на педагогические темы в университете
Шенявского в Москве, на летних учительских курсах в Уфе, Серпухове и других городах. В 1917 – 1922 гг. Работал в Нижнем Новгороде и Свердловске. С 1922 г. жил и работал в Москве. В 1944 – 1948 гг заведующий отделом истории педагогики АПН РСФСР, директор государственной библиотеки по народному образованию, в 1947 –
1952 гг член Президиума Академии педагогических наук РСФСР. ПОЛЕТАЕВА Мария Васильевна – советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию, много лет работала с С.Т. Шацким. Одна из активных сотрудниц «Сетлемента» с самого его основания. Организовала в Москве, в Замоскворечье, для младших школьников и подростков клуб «Детский уголок», продолжавший свою деятельность и после 1917 г. ФОРТУНАТОВ Александр Алексеевич (1884 – 1949) – советский педагог. Сын известного русского статистика и общественного деятеля, профессора петровской сельскохозяйственной академии. Специалист по методике начального обучения и преподаванию истории, профессор МГПИТ им. В.И. Ленина, автор трудов по истории педагогики. Многие годы работал на Первой опытной станции по народному образованию.
ШАЦКАЯ Валентина Николаевна (1882 -1978) -одна из активных деятелей народного образования и педагогической науки. В 1905 г. окончила с золотой медалью Московскую консерваторию по классу фортепиано. Педагогическую работу начала в музыкальной школе В.В. Калюжного в 1905 г. и одновременно руководила эстетическим воспитанием в детских учреждениях обществ «Сетлемент», «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с
С.Т. Шацким организовала в Калужской губернии на общественные средства летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В 1919 – 1932 гг. Вела педагогическую работу в 1-й опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. С 1932 г преподавала музыку в вузах Москвы. С 1944 г. была научным сотрудником в учреждениях Академии педагогических наук РСФСР, в 1947 – 1962 гг директор
НИИ художественного воспитания АПН РСФСР. Автор многочисленных работ по эстетическому воспитанию, музыкальному образованию. ШАЦКИЙ Станислав Теофилович – родился 13 июня 1878 г. в Смоленске в семье чиновника – делопроизводителя первого пехотного Невского полка – Теофила Осиповича Щацкого (1838 -1901) и Антонины Клементьевны Шацкой (в девичестве Ляхович,
1851 – 1921). В 1881 г. семья переехала в Москву. Станислав Шацкий был по своей натуре жизнерадостным, инициативным ребенком, он любил людей, стремился к общению с ними. Но в своей семье мальчик чувствовал себя одиноким, мучительно переживал семейные ссоры, был замкнут, храня в тайне от окружающих «свое» – детское, хорошее, так рвавшееся на волю. Его необыкновенная одаренность проявлялась уже в детские годы. Он был поразительно наблюдательным, впечатлительным, остро и тонко воспринимал окружающий мир, обладал прекрасным музыкальным слухом. ШЛЕГЕР Луиза Карловна ( 1863 -1942) – советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию и начальному обучению. В 1905 г. организовала первый в Москве народный детский сад, затем городское училище по специальной программе, где занятия вели наряду с учителями-профессионалами студенты Московского университета и
Петровской сельскохозяйственной академии. Открыла начальную школу, оформленную, чтобы обойти запреты властей, как «частную школу госпожи Адлер», где обучение велось по экспериментальной программе, составленной вместе с А.У. Зеленко. Привлекла С.Т. Шацкого к участию в создании московского общества «Сетлемент». После закрытия «Сетлемента» стала бессменным сотрудником Шацкого в руководстве московским филиалом общества «Детский труд и отдых», а после октября 1917 г
Первой опытной станцией по народному образованию. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1. Шацкий С.Т. Детский труд и новые пути //Пед. соч Т. 1 С. 201-256 « отмечу те мысли, которые обсуждали мы весной 1905 года в старою, заброшенном н пустом ломе под Москвой в любимое время вечернего чая, размеши¬вая сахар деревянными палочками вместо ложек. Не надо никакой предвзятости — качнем попросту жить и будем вводить в эту жизнь то, что лучше вести
создает живую детскую атмосферу, будем считаться только с тем, что мы увидим, а не с тем, что мы приду¬маем. Мы не должны быть связаны, мы должны пост¬роить детское дело, внимательно следя за жизнью. У детей нет предрассудков, они – настоящие творцы, полные верных инстинктов, чувств и мыслей, они лишены традиции, их подвижность и оригинальность – наши главные помощники; размеров той помощи, которую окажут нам. дети, нельзя достаточно оценить. Дети во всем свете одинаковы – везде у них нечто свое, детское, они очень общественны и чрезвычайно быстро ассимилируются друг с другом. На всем свете и во всех странах у детей масса общих игр, занятий, привычек; русские ребята в Америке – настоящие ма¬ленькие американцы. Поэтому надо держаться только того, что является общим для всех детей; такие общие основы только и могут дать настоящую постановку детской жизни. У нас дети должны почувствовать себя маленькими распорядителями своей общей жизни; наша колония — это
детский кружок, который сам для себя создает за¬коны. У каждого из нас, взрослых, есть воспоминания о совместных предприятиях, шайках, играх, кружках. Мы всегда собирались вместе подальше от взрослых и сами устраивали свою жизнь и всегда делали из этого тайну, Теперь нам надо только устроить, чтобы все эти «тайны» были самым законным делом. Только это и дорого. Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей.
Нужно дать им возможность создать свое общест¬во. Самое главное у детей—их общественные ин¬стинкты, Мы — товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые выраба¬тывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участ¬ников их жизни, ревностно исполняющих общие обязан¬ности, тем
лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы легче сойдемся с ними и добьемся искренних отношений Один из московских приютов соглашался отпустить к нам на лето несколько мальчиков Жить рядом с детьми было и легко и очень трудно. Эта работа была неровна, шла как-то полосами, которые следовали друг за другом почти без всякой видимой связи, неожиданные для нас. Всякий раз, как шла живая работа и игра, возня, песня, шутки, купание, бег взапуски, прогулки, чувствовали мы себя легче и быстро проникались надеждами и строили планы на будущее; но когда наступали полосы усталости, оживление спадало, появлялось ощущение того, что дело идет как-то «не так», что есть много вопросов, которые надо разрешитъ сейчас, не откладывая, но на то нет сил, ни мыслей, и тогда отношения с ребятами, такие естественные, близкие в моменты оживления, казались искусственными и ложными. Вот тогда и было очень трудно. Особенно часто это бывало по вечерам.
Мы оба сильно уставали. Хотелось тишины, спокойного обмена мысля¬ми, похить чаю с «клюквенным экстрактом» и лечь спать. Но тут и «начиналось». Дети легче понимают друг друга, чем мы их, поэтому нужно, чтобы один-двое из ребят поняли нас, а осталь¬ным они сумеют растолковать, что нам нужно, и более убедительным способом, чем то мы сами можем сде¬лать. Завязать такие дружеские связи можно в беседе, во время работы, прогулки. Эти первые друзья возьмут на себя почин без нашего даже указания; к ним при¬соединятся незаметно
и другие. Короче сказать, нам были трудно, и мы ждали помощи от ребят. Вполне естественно, мы за помощью обратились к тем ребятам, которые выделялись из общей среды. У нас такими были бойкие друзья Вася Таланов и Ваня Жегунов. Мы с ними стали советоваться о наших делах, поручали от¬ветственные дела — сходить в лавку, затопить плиту, смотреть за книжками, которые кучкой лежали на окне; они чаще других входили к нам
в комнату; у них часто бывали ключи от погреба; с ними мы перекидывались замечаниями, словечками, Результаты сказались очень быстро. Оба приятеля бросили свои шалости, стали деловиты, и все стало кипеть в их руках. Они как-то «сразу» поняли нас, пер¬вые брались за свою работу, и мы быстро почувствова¬ли большое удовлетворение от сознания правильности своего «метода». Нам стало «легко» Одно нам удалось безусловно: мы постигли тайну собственного превращения в детство. С детьми мы бы¬ли сами почти дети. Эти настроения заражали их. Они окрасили в свой цвет и нашу трудовую жизнь и наши беседы, занятия и внутренние отношения. Все это при¬няло интенсивный, почти стремительный характер. Ра¬бота наша давала большое удовлетворение. Наши обыч¬ные общественные работы—кухня и уборка комнат— стали привычными Был у нас с Устинычем поднят вопрос и о занятиях.
Но нам хотелось чего-нибудь такого, что не отзывалось бы школой Пусть мы начнем с маленького, будем ждать, пока дети сами начнут создавать свой клуб, свой общест¬венный уголок, вроде как: это вышло в колонии. Мы предложим им занятную для них организацию, своего председателя, секретаря в каждой группе. Пусть маль¬чики смешаются с девочками в общей работе » 2. Документы московского общества «Сетлемент» Устав «Утверждаю»
Московский градоначальник генерал-майор Рейнбот Общество имеет целью содействовать развитию и удовлетворению культурных и общественных потреб¬ностей малообеспеченной и малокультурной части на¬селения города Москвы, обращая особое внимание на врачебно-воспитательную работу среди подрастающе¬го поколения П р и м е ч а н и е. Общество руководствуется в своей деятельности принципом полной беспартийности. (Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 58, л.
108. ) Из протокола заседания сотрудников «Сетлемента» 12 сентября 1906 года А. У. Зеленко: Чем устав туманнее и неопре¬деленнее, тем лучше, так как наша работа тогда не будет стеснена и ограничена администрацией. (Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 58, л. 80.) Члены финансового комитета московского общества «Сетлемент» Сытин И. Д. – гласный Моск. Гос. Думы, старшина церкви
Воскресе¬ния Христова, общества по¬печительства беспризорным и освобожденным из мест заключения несовершеннолет¬ним Вундерлих P. Ф. – представитель фирмы Бруно Вунлерлих н «К°» Останин П. В. – представитель торгового дома «А. Трапезников и К°» и русского фотографического общества Кронлейн П. В. – учредитель торгового дома Гензель н Беренштам, попечитель о бедных евангелического исповедания Каверин А. И. – член торгового дома «Каверин и К°» (шерстяные това¬ры) Волошинов Н. П. – директор-распорядитель Страхового общества АпаринГ.И. – главный счетовод столичного попечительства о народной трезвости Бурышкип А. В. – директор фирмы по торговле мануфактурой, попечитель приходской школы при церкви Ильи Обыденского, Николаевского благотворительного общества при
Воспитательном доме, выборный Мос¬ковского купеческого сословия; гласный Моск. Гос. Думы, член попечительств Московского Мещанского мужского и женского учи¬лищ, старшина церкви Св. Великомученика Антипия. (Вся Москва М 1908; Краткий отчет правления общества «Сетлемент» //Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 60, л. 10.) 3. Воспоминания воспитанника «Сетлемента» « Мне было 13 лет, когда я впервые, в 1908 году, по¬пал в «клуб»,
как мы называли учреждение в Вадковском переулке, где зимою собирали ребят, проживаю¬щих на ближайших улицах, в переулках и тупиках. По рассказам ребят, в этом «клубе» можно было ин¬тересно проводить время: заниматься столярным, слесарным или переплетным ремеслом, получать книги для чтения, петь в хоре, участвовать в постановках спектаклей, заниматься историей, химией – словом, всем тем, что тебя интересует, по собственному выбору. Здесь я впервые увидел С.Т. Шацкого, приветливо встречающего ребят в вестибюле здания общества
«Детский труд и отдых». Он задушевно беседовал с каждым из нас, расспрашивал, где и с кем живешь, где учишься, помогал выбрать интересующее каждого из нас занятие. Я выбрал для себя занятия по столярному делу (руководитель И. И. Борисов, по истории А.A. Фортунатов и в кружке по пению В. Н. Шацкая). Контингент ребят, посещавших «клуб», был очень различный — преимущественно дети бедных родителей — рабочих или мелких служащих, подростки—ученики различных мелких мастерских и фабрик в большинстве близлежащего завода — и так называемые уличные ребята, среди них были такие «вожаки улиц», которые славились своим стажем по части приводов в полицию за воровские дела». Из архива В. А. Изачик. 4. Из письма Н.О. Массалитиновой — В.С. Пирусскому « В каждой группе предельное 15 человек; она носит свое определенное название,; напр.
клуб русский, английский, клуб друзей, те щей, клуб «Заря», клуб «Ландыш», клуб австрийский и т. п. Каждый клуб собирается 2 раза в неделю с до 8 часов. Внешняя организация каждого клуба такова: мальчики и девочки отдельно; ядро первых 2—3 клубов образовали дети, известные руководители всего этого дела. Члены в клуб принимаются баллотировкой по большинству голосов; желающий вступить новый член, если есть место (группа меньше 15-ти), по рекомендации члена
принимается на 4 посещения кандидатом; смотря по поведению его выбирают членом. Из среды членов выбираются председатель и секретарь. Общее руководство делом и заседаниями принадлежит члену-сотруднику (взрослому), одному из тех, кто составляет группу устроивших эти клубы. Этот сотрудник среди детей является равноправным товарищем и как бы только помогает им вести заседания, разрешать вопросы, но не может давить на их решения.
В младших группах (дети принимаются не моложе 10-ти и до 15-ти) он, собственно, фактически ведет заседания, особенно у девочек, вообще довольно вялых, ну а мальчики сами ведут свои заседания. Каждый клуб имеет свои правила очень несложные, в общем все они сводятся к следующим: 1) число членов до 15; 2) председатель и секретарь выбираются на 1 месяц; 3) во время заседаний сидеть смирно, не мешать; 4) председатель имеет право делать замечания; 5) кто не слушается, того за дверь (подлинные слова из правил одного клуба); 6) кто пропустил 2 раза подряд и не объяснил причину отсутствия, тот исключается; 7) за шалость после предупреждений исключают В других клубах эти правила несколько варьируются, то более резкие, то более расплывчатые, но смысл приблизительно один и тот же. Внутренняя жизнь клуба состоит: 1) в занятиях и 2) в развлечениях, кроме заседаний.
1) Занимаются с сотрудниками разными предметами, устраивают экскурсии, прогулки; 2) раз¬даются играми подвижными и сидячими: шашки, шахматы, лото и пр. Устраивают вечеринки, литературные вечера и спектакли. Каждый клуб делает все отдельно, но часто приглашает к себе в гости и другие клубы. Иногда все клубы избирают общие комиссии по каким-либо вопросам, например: музыкальную, хорового пения,
распределение мест бесплатных в театре и т. п » Из архива В. А. Изачик. Литература 1. Внешкольные учреждения /Под ред. Л.К. Балясной М 1978 2. Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент» // Сов. Педагогика 1985 № 4. 3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. Ред. В.В. Давыдов М 1993 Т. 1. 4. С.Т.
Шацкий: работа для будущего / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин М 1989 5. Сущенко Т.И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях Киев, 1