Внешнеэкономическая деятельность на ЗАО "Автокомбинат №41"

Внешнеэкономическаядеятельность на ЗАО «Автокомбинат №41»
Реферат выполнил:студент гр.7212 Круткин Д.П.
МосковскийГосударственный Индустриальный Университет
Факультет Экономики,Менеджмента и Информационных Технологий
Москва 2002
Понятиевнешнеэкономической деятельности.
Связьвнешнеэкономической деятельности с международным разделением труда.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)государства реализуется через внешние связи. Внешние экономические связи – этосистема разработанных форм международного сотрудничества государств и ихсубъектов в различных отраслях экономики.
Субъекты – это отдельные предприятия.
В целях интеграции экономики России вмировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнаннымипринципами и нормами международного права участвует в международных договорах отаможенных союзах и свободных экономических зонах.
В настоящее время торговая политикаРоссии осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортныеи импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путемквотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иныеметоды государственного регулирования внешнеторговой деятельности путемвмешательства и установления различных ограничений органами государственнойвласти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений.
Внешнеэкономическая деятельностьпредприятия – это совокупность производственных, организационных и коммерческихфункций предприятий, ориентированных на экспорт. При этом предприятие каксамостоятельное звено экономического процесса может самостоятельно определятьформы работ (услуг) на внешнем рынке, самостоятельно выбирать партнеров,самостоятельно определять номенклатуру продукции (услуг) для экспорта,устанавливать свои цены, определять сроки поставки, объем продаж и т.д. и приэтом предприятие может открывать валютные счета.
Видывнешнеэкономической деятельности:
1.Внешнеторговая деятельность;
2.Производственная кооперация – видсотрудничества между иностранными партнерами с технологическим разделениемтруда. Характерно для обрабатываемой промышленности и для научно-техническогосотрудничества, для инвестиционной деятельности, совместно планируетсяноменклатура продукции, проводятся научные исследования. Отдельно выделяютмеждународное инвестированное сотрудничество. Активно действуют совместныепредприятия на базе обмена технологиями.
3.Сотрудничество в области валютной,финансовой деятельности, которая обеспечивает любые международные сделки.
Внешнеэкономической деятельностьюзанимаются фирмы, которые представляют собой не отдельные предприятия, аобъединение ряда предприятий. По виду хозяйственной деятельности и характеруопераций фирмы относят к тому или иному направлению в зависимости от того,какая деятельность в общем обороте доминирует.
Международноеразделение труда (МРТ) — прямое продолжение общественного разделения труда.Сущность его проявляется в единстве двух процессов производства — его расчленения и объединения. Единый производственный процесс не может нерасчленяться на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы.Вместе с тем, это одновременно и объединение обособившихся производств,установление взаимодействия между странами, участвующими в МРТ. Существенноезначение имеет определенная совокупность факторов природного и общественногохарактера, которая воздействует на МРТ.
Под влиянием НТР иэкономических факторов МРТ постепенно освобождается от предопределенностиприродными условиями. В настоящее время под влиянием инновационногопредпринимательства происходят радикальные изменения в механизмеценообразования, институциональных условиях функционирования рыночной экономикии в структуре производства. Мировое разделение труда в области материальногопроизводства все больше основывается не на торговле готовой продукцией, а надвижении капитала и капиталовложений. Одним из следствий при этом являетсяусиление роли транснациональных корпораций, несмотря на снижение долиматериального производства в общем объеме ВВП.
Основнымпобудительным мотивом всемирного разделения труда для всех стран мира являетсяих стремление к получению экономических выгод. Реализация выгод получаетсяпутем использования закона стоимости, проявляющегося в различиях междунациональной и интернациональной стоимостью товаров.
Характеристикапредприятия.
Закрытое Акционерное Общество«Автокомбинат №41» основано в 1980 году. Месторасположение – промзонаКотляково. Общая площадь территории автокомбината составляет около 3 га.Автокомбинат является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп,бланки, фирменное наименование.
Правовая форма.
ЗАО «Автокомбинат №41» созданов результате приведения в соответствие с Гражданским кодексом РФ и другимизаконодательными актами Российской Федерации АОЗТ «Автокомбинат №41».
Полное наименование на русском языке –закрытое акционерное общество «Автокомбинат №41».
Общество осуществляет свою деятельностьв соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,руководствуясь при этом Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом «Обакционерных обществах» и Уставом.
Место нахождения Общества: Москва, ул.Кантемировская, дом 59а.
Капитал предприятия.
ЗАО «Автокомбинат №41» имеетсамостоятельный баланс, два расчетных счета московских банках для проведенияденежных операций на территории России и один валютный счет для проведениявалютных операций с зарубежными странами.
Уставный капитал Общества разделён наобыкновенные и привилегированные акции. Участие в Обществе иностранныхюридических и физических лиц определяется нормативными актами, регулирующимиучастие иностранного капитала.
Виды деятельности.
Основной задачей ЗАО «Автокомбинат№41» является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностейв продукции, работах и услугах, объединение экономических, интеллектуальных ифинансовых возможностей и ресурсов акционеров для ведения хозяйственной и инойдеятельности. Основной целью деятельности Общества является транспортноеобслуживание Москвы и других регионов, обеспечение нужд города в различныхперевозках (в частности, перевозка продуктов питания в предприятиясоциально-культурной сферы: детские дошкольные учреждения, школы, интернаты),расширение комплекса работ в области технического обслуживания и ремонтатранспортных средств.
Автокомбинат также предоставляет услугипо изготовлению и размещению рекламной продукции, услуги консалтинга,осуществляет инвестиционную, внешнеэкономическую и другие виды деятельности, ноих доля по сравнению с объёмом основной продукции и услуг незначительна.
Особым видом деятельности автокомбинатаявляется установка в автомобили газобаллонного оборудования итальянской фирмы«LOVATO», дистрибьютором которой является автокомбинат. Хотя данныйвид деятельности не является основным, от него зависит основная деятельностьавтокомбината, так как весь автопарк автокомбината, используя оборудованиефирмы «LOVATO», переведён на газообразное топливо. С целью повышенияпрофессиональных навыков, автокомбинат направляет на стажировку в Италию своихсотрудников.
Автокомбинат осуществляетпроизводственную и посредническую деятельность.
Внешнеэкономическая деятельностьнепосредственно связана с основной деятельностью автокомбината.
К внешнеэкономической деятельностиавтокомбината можно отнести:
1. Продажа автомобилей и запасных частейв страны ближнего зарубежья;
2. Поставка из Италии, на правахдистрибьютора, газобаллонного и газозаправочного оборудования фирмы «LOVATO» с дальнейшей установкой на собственные автомобили и наавтомобили клиентов и последующим обслуживанием;
3. Стажировка сотрудников автокомбинатав Италии;
4. Проведение стажировки и консультацийспециалистов из стран ближнего зарубежья;
5. Перевозка и экспедирование грузов встраны ближнего зарубежья.
Далее показана доля внешнеэкономическойдеятельности автокомбината.
/>
Диаграмма 1. «Долявнешнеэкономической деятельности»
Организационнаяструктура управления и принципы её построения.
Общее число сотрудников автокомбинатасоставляет около 400 человек.
Руководящий состав состоит изГенерального директора, технического директора и его заместителя, начальниковотделов, подразделений и служб и их заместителей.
Организационная структура управлениявключает в себя установление вертикали власти и подразумевает такжеустановление власти руководством отдела или подразделения над отделом иустановление власти руководством предприятия над предприятием. Этим достигаетсякачество управления и принятия оперативных решений, что положительно отражаетсяна качестве предоставляемых услуг. Возникающие в процессе деятельностинеопределённости решаются, по возможности, на уровне соответствующего отдела.При невозможности устранить неопределённость или какую-либо проблему на уровнеотдела или подразделения она переходит на рассмотрение к руководствупредприятия.
Особое внимание уделяется соответствию уровняобразования сотрудников и занимаемой ими должности. Такой вид контроляпозволяет повысить оперативность и эффективность принимаемых решений, что, всвою очередь, позитивно влияет на качество выполнения поставленных задач и наработу автокомбината в целом.
Ниже в таблице показана структурачисленности сотрудников автокомбината.Категории рабочих Численность (чел.) Руководители 20 Специалисты 52 Рабочие 320 Итого: 392
Таблица 1 «Структура численностисотрудников»
Маркетинг.
Продвижением услугавтокомбината и внешнеэкономической деятельностью занимается служба маркетинга,являющаяся самостоятельной структурой предприятия. Назначение службы маркетингазаключается в следующем:
— Изучениеи анализ конъюнктуры рынка, проведение маркетинговых исследований по всем видамдеятельности.
— Постоянный оперативный контрольвыполнения производственной программы автокомбината по всем видам деятельности.
— Постоянный и непрерывный анализпроизводственно-хозяйственной деятельности автокомбината.
По результатам анализапроизводственно-хозяйственной деятельности подготовка и разработка предложений,рекомендаций, для принятия решений Генеральным директором (советом директоров).
— Разработка стратегии развитияавтокомбината.
Работой с зарубежными партнёрами исоставлением договоров совместно со службой маркетинга занимаетсяпроизводственно-технический отдел (ПТО) во главе с техническим директором.
Цели продвижениявключают мероприятия по достижению большей конкурентоспособности услугпредприятия, а также по стимулированию спроса путём проведения рекламныхкампаний и других мер. Необходимо также укрепить свои позиции на рынкеавтотранспортных услуг, добиться установлению расценок ниже, чем у конкурентови увеличить показатели качества.
Факторы,учитываемые при разработке структуры продвижения:
1. Потребители.
Клиентамиавтокомбината могут быть как крупные компании так и небольшие фирмы и частныелица.
2. Бюджет.
При разработкеструктуры продвижения услуг и продукции автокомбината определяется размербюджета, который составляет часть прибыли предприятия.
3. Продукция.
Так как услуги,предлагаемые автокомбинатом являются кокурентноспособными, то это облегчает ихпродвижение на рынке, проведение рекламных кампаний и производство рекламнойпродукции. Однако, продвижению и рекламированию подлежат основные услугиавтокомбината. Реклама производимой продукции и продукции (услуг), полученнойот внешнеэкономической деятельности почти отсутствует.
4. Конкуренция.
Разработкаструктуры продвижения учитывает возможности конкурентов, их слабые и сильныестороны, а также возможные риски и потери от их деятельности.
5. Средстваинформации.
Для разработкиструктуры продвижения услуг предприятия используется информация, полученная изотделов и подразделений предприятия. Непосредственно сбором и систематизациейинформации занимается служба маркетинга автокомбината. Эта информация содержитподробное описание услуг подлежащих и не подлежащих продвижению.
6. Способыреализации.
Приобрестипродукцию и воспользоваться некоторыми услугами (ремонт, мойка, заправка и др.)можно на территории автокомбината. Для выполнения услуг доставки иэкспедирования грузов осуществляется выезд к клиенту.
Оформлениедеятельности.
Почти всядеятельность автокомбината подлежит документированию. Не подлежат документированиюлишь разовые услуги (мойка и заправка автомобилей, мелкий ремонт и т. д.)Договора на обслуживание с клиентами заключаются в установленном порядке. Поразным видам услуг существуют отдельные виды договоров установленного образца.Финансовые операции предприятия также подлежат документированию. В концекаждого квартала и года составляется отчёт.
Конкуренция.
1. Соперничествосреди конкурирующих фирм происходит, в основном, на территориальном уровне,т.е. данное предприятие и его конкуренты стараются привлечь новых клиентов,находящихся в территориальной близости от них. Это делается с целью повышениякачества обслуживания и снижения затрат на перевозки. Однако, частные лица,предоставляющие аналогичные услуги, производят поиск своих клиентов по всему г.Москве. Мелкие фирмы-конкуренты не осуществляют перевозки за границу из-за ихневыгодности.
2. С точки зренияцены на аналогичные услуги жёсткая конкуренция возникает только между крупнымиавтотранспортными предприятиями с высоким уровнем организации и управления,большим парком автомобилей и современной базой для ремонта и обслуживанияподвижного состава. У мелких фирм и частных лиц такая база либо слабо развита,либо отсутствует. Также у них небольшой парк автомобилей.
Установкой иобслуживанием газобаллонного оборудования занимается не только автокомбинат, нои его конкуренты. Однако, стабильное экономическое положение автокомбинатавыгодно отличает его от конкурентов и даёт возможность предоставлять услуги поминимальным расценкам.
3. Угрозапоявления новых конкурентов возникает среди частных лиц, имеющие всобственности какой-либо грузовой автомобиль. Так, практически любой владелецмалотоннажного грузового автомобиля может заниматься перевозкой грузов. Однакорасценки на услуги у них либо выше цен на услуги автокомбината, либо равны. Ноиз-за небольшого парка автомобилей и невозможности быстро отремонтировать илизаменить автомобиль они поднимают цены на услуги или упускают выгоду, которуюмогли бы получить путём привлечения новых клиентов. Также у них отсутствуетлицензия на услуги. Кроме того, частные лица не имеют возможности сотрудничатьс крупными клиентами из-за своего нестабильного экономического состояния иневозможности выполнять крупные заказы.
4. При анализеэкономических возможностей автотранспортных предприятий (конкурентов) можновыявить их преимущества перед более мелкими предприятиями (частными лицами).Это объясняется наличием большого объёма оборотных средств, наличием филиалов ипредставительств за рубежом, позволяющих вести внешнеэкономическую деятельностьи наличие других видов услуг и производства. Кроме того, мелкие организации ичастные лица не имеют возможности широко рекламировать свою деятельность (ониразмещают свою рекламу преимущественно в газетах и сети Интернет). Также они неимеют возможности вести внешнеэкономическую деятельность.
5. Экономическиевозможности предприятий и физических лиц, являющихся клиентами автокомбинатаразличны. Так, физические лица, вследствие своих материальных возможностей,вынуждены обращаться к фирмам, чьи расценки ниже и, зачастую, проигрывают вкачестве услуг.
Положение на рынкеконкурентов показано в следующей таблице:Группы конкурентов Положение на рынке Крупные предприятия Устойчивое Мелкие организации Более или менее устойчивое Частные лица Неустойчивое
Таблица 2«Положение конкурентов на рынке»
Сильные стороныконкурентов могут выражаться в устойчивом положении на рынке, наличиипостоянной клиентуры (крупные предприятия). Слабые стороны характеризуются внизком качестве услуг, отсутствии дополнительных денежных средств и т.д.
6. В деловом миресуществуют более крупные и престижные (с более широкими возможностями дляведения внешнеэкономической деятельности) автотранспортные предприятия, чем ЗАО«Автокомбинат №41». При этом данное предприятие входит в пятёркулучших автотранспортных предприятий (данного профиля) г.Москвы, что даётпреимущество перед конкурентами при заключении договоров с иностраннымипартнёрами.
Каждое изконкурирующих предприятий стремиться занять свою нишу на рынке услуг, иметьпостоянных клиентов. Прогнозируя деятельность конкурентов и их возможностиможно предположить, что у предприятий, предлагающие недорогие и качественныеуслуги, есть возможность найти своё место на рынке автотранспортных услуг,создать собственную клиентскую базу, по возможности, наладить связи сзарубежными партнёрами и добиться максимальных результатов.
Далее в таблицепоказана возможность ведения внешнеэкономической деятельности у различных группконкурентов предприятия.Группы конкурентов Ведение ВЭД Крупные предприятия Возможно (с расширением) Мелкие организации Возможно на особых условиях Частные лица Невозможно
Таблица 3.«Возможность ведения ВЭД у конкурентов»
Эффективностьвнешнеэкономической деятельности.
Хотя долявнешнеэкономической деятельности автокомбината невысока (20%), она играетбольшую роль в основной деятельности предприятия. Весь автопарк автокомбината(более 500 автомобилей) работает на газообразном топливе (что даёт значительнуюэкономию средств) с использованием оборудования итальянской фирмы «LOVATO».Имея с этой фирмой долгосрочный контракт и права дистрибьютора автокомбинатимеет возможность устанавливать газобаллонное оборудование в автомобили своихклиентов, проводить гарантийное и послегарантийное обслуживание и продавать (споследующим обучением сотрудников) это оборудование другим организациям.
Так как основнаячасть прибыли автокомбината получается от основной его деятельности, топрекращение прочих видов деятельности (в том числе и внешнеэкономической) ивспомогательного производства незначительно отразится на его экономическомположении и стабильности.
Вывод.
При развитиимеждународных экономических связей необходимо учитывать не только затраты наэкспорт и импорт, но и потребительские качества приобретаемых изделий, особенномашин и оборудования.
Коренное улучшениевнешнеэкономической модели возможно только при условии структурной перестройкиэкономики, построения институционального окружения, обеспечивающего эффективноеиспользование интеллектуального потенциала и природных ресурсов.
На ЗАО«Автокомбинат №41» внешнеэкономичес-кая деятельность не являетсяосновной, хотя играет немалую роль в деятельности предприятия. Благодарявыгодам, полученным от внешнеэкономи-ческой деятельности, у предприятия естьвозможность предлагать свои услуги и продукцию по минимальным ценам.
Списоклитературы
1. Н.И Кожухов.Основы внешнеэкономической деятельности. М.: МГИУ, 1999
2. Устав ЗАО«Автокомбинат №41»
3. Бизнес-план ЗАО«Автокомбинат №41»