СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
I. Понятие, содержание и особенности
внешнеторговой деятельности
II. Краткая характеристика
внешнеторгового контракта
III. Оптимизация условий
международных расчетов
Заключение
Библиография
Введение.
Процесс изменений, наблюдаемый в настоящее время в России, проник
во все сферы экономической жизни. Рыночная экономика создала широкие
возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности, для
валютной самостоятельности фирм.
Вследствие появления Уполномоченных банков, получивших лицензию Цен-
трального Банка РФ на проведение валютных операций, значительно расши-
рилась сфера функционирования валютного механизма. В этих условиях
экспортно-импортные операции становятся одной из основ товарного
обращения в Росии и источником валютных поступлений организаций –
резидентов.
В связи с большим вниманием, которое уделяется сегодня внешне-
торговым операциям со стороны субъектов экономической деятельности,
возникает потребность в анализе особенностей процесса международ-
ной торговли и факторов, влияющих на ее конечный результат для каждой
из сторон. Поэтому, представляется необходимым определить наиболее
оптимальные условия внешнеэкономического контракта как с точки
зрения экспорта, так и импорта.
I. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Термин “внешнеторговая деятельность” подразумевает сложный механизм
взаимоотношений, возникающих в поцессе купли-продажи товаров на миро-
вом рынке.
Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам.
Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо то-
варов за рубежем по той причине, что нет возможности приобрести данную
продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к
необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация – когда фирма име-
ет товары, продажа которых за рубежем может оказаться более выгодной,
чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко
случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых
посредников между продавцами и покупателями в разных странах.
Участие фирмы в международной торговле требует понимания дополнитель-
ных трудностей, которые с этой деятельностью связаны.
Необходимо также знать, какую роль играют банки в обеспечении средств
и процедур в преодолении этих трудностей.
По сравнению с обычным бизнесом внутри страны, международная торгов-
ля порождает дополнительные риски как для покупателя, так и для про-
давца, а именно:
– риск времени и расстояния;
– валютный риск;
– законодательный риск.
РИСК ВРЕМЕНИ И РАССТОЯНИЯ.
С точки зрения импортера, когда товар доставляется на большое рас-
стояние, продолжительный период перевозки может вызвать значительное
запаздывание между заявкой на поставку и получением товара. Дополни-
тельные задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки
со стороны экспортера объемного пакета документов для перевозки.
Фактор удаленности поставщика довольно опасен для импортера также
в отношении соблюдения сроков поставки после предоплаты.
Со стороны экспортера неблагоприятным является то, что, например,
предоставление коммерческого кредита на оплату товара по внешнеэконо-
мической сделке может потребоваться на больший срок, чем могло бы при
продаже товара в своей стране.
В результате, при наличии большого числа иностранных покупателей,
неизбежно возникает необходимость в дополнительном оборотном капитале.
Кроме того, экспортеру, вероятнее всего, придется хотя бы первоначаль-
но нести расходы по доставке товара за границу.
Если же поставка произведена, а получатель отказывается от товара,
возникает множество дополнительных сложностей, ведь клиент находится в
другой стране. Экспортер в этом случае должен принять решение, что де-
лать с товаром.
Если покупатель получил товар, то неоплаченный долг может преследо-
ваться в судебном порядке. Однако, поскольку контракты часто педусма-
тривают проведение судебных разбирательств в стране импортера или в
третьей стране, то для осуществление данных юридических процедур по-
требуются дополнительные расходы.
Любой вариант дальнейших действий продавца будет связан с убытками.
Продавец может отправить товар назад, либо заняться поиском нового
покупателя на данный товар, что все равно не будет достаточным для
покрытия возникших расходов.
ВАЛЮТНЫЙ РИСК.
В международной торговле экспортер обычно выставляет счет покупате-
лю в иностранной валюте, либо покупатель оплачивает товар в валюте
своей страны, котороя является иностранной для экспортера.Часто валю-
той платежа становится валюта третьей страны, например, доллары США
или немецкая марка. В связи с этим, одной из проблем импортера явля-
ется необходимость получения иностранной валюты для осуществления
платежа, а у экспортера может возникнуть неоходимость продажи получен-
ной иностранной валюты за валюту своей страны. Услуги по продаже и
покупке иностранной валюты за валюту страны экспортера или импортера
оказывают банки. В России это банки с валютной лицензией.
Однако, покупка или продажа иностраннной валюты не столь безопас-
ны для фирмы, как может показаться на первый взгляд. Причина этому –
нестабильность показателей валютных курсов. Возможность неблагоприят-
ного изменения обменных курсов иностранной валюты на валютном рынке и
является потенциальным валютным риском для каждого из контрагентов.
Конечно, в случае изменения курсов в пользу одной из сторон есть шанс
получить прибыль, однако, опасность понести убытки, в частности, для
российских организаций в связи с падением курса рубля, более реальна.
Существенно снизить валютный риск внешнеэкономических сделок можно
при помощи установления цены в контракте в такой валюте, изменение
курса которой выгодно для данной фирмы. Для экспортера такой валютой
является валюта, курс которой повышается в течение срока действия кон-
тракта. Для импортера выгодна валюта, курс которой снижается. Конечно,
при заключении контракта не всегда есть возможность выбирать валюту,
так как интересы партнеров в этом вопросе могут быть противоположны,
и, следовательно, выбрав валюту, придется уступить по какому-либо
иному пункту договора, а это не всегда приемлемо.
В связи с этим, распространенной практикой в международных торго-
вых отношениях стал выбор в качестве валюты контракта одной из наибо-
лее надежных в мире валют (USD, DEM), показатели курсов которых отно-
сительно стабильны на мировом валютном рынке. Такая валюта контракта
будет безопасна для обеих сторон.
Оградить себя от валютных рисков есть возможность у фирм, внешнетор-
говые платежи и поступления которых осуществляются в одной и той же
иностранной валюте. Однако, обменный курс иностранной и отечественной
валюты не будет таить существенной опасности для фирмы лишь в том слу-
чае, если поступления на валютный счет и платежи с него происходят со-
гласованно. Такая ситуация возможна при условии, что фирма в значи-
тельной мере занимается и импортом, и экспортом. Большинство же вне-
шнеторговых организаций роботает лишь по одному из направлений, поэто-
му возможность использования такой схемы ограничена.
Чувствительность к валютному риску для экспортеров и импортеров мо-
жет быть существенно снижена. Для этого существуют различные механизмы
страхования на случай неблагоприятных колебаний валютных курсов. К ним
относят:
– форвардные контракты на покупку валюты;
– валютные опционы;
– кредиты в иностранной валюте.
Каждый из этих механизмов приводится в действие посредством банков.
Форвардный валютный контракт представляет собой договоренность с
банком продать или купить определенное количество иностранной валюты
по фиксированному обменному курсу для предоставления этой валюты в
будущем. Такая фиксация курса валюты на определенную дату устраняет
валютный риск для фирмы.
Похожей формой страхования от валютного риска является валютный оп-
цион. Данный вид договоренности предоставяет его держателю больше
свободы. Опцион дает право (именно право, а не обязанность) купить
или продать в будущем определенное количество иностранной валюты по
фиксированному курсу обмена в момент истечения или до истечения пери-
ода действия данного опциона.
Наконец, импортер может взять в банке кредит в иностранной валюте,
в которой он планирует рассчитываться за поставляемый товар. В этом
случае импортеру нет неоходимости приобретать иностранную валюту за
национальную, а значит и отсутствует какая-либо чувствительность к
валютному риску. Этот способ страхования, пожалуй, наиболее реален
на сегодня для российских фирм.
Кредит в иностранной валюте может быть удобен и экспортеру, ожида-
ющему поступления экспортной выручки. Получив иностранную валюту в ка-
честве кредита, экспортер может обменять ее на национальную валюту по
текущему обменному курсу и использовать ее как замену отвлеченных обо-
ротных средств. Погашение же кредита производится из будущих поступле-
ний в той же иностранной валюте.
При этом следует помнить и то, что в настоящее время для получения
кредита в российском банке потребуется предоставление полного товарно-
го или другого обеспечения.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ РИСК.
Полная ясность экономических взаимоотношений между экспортером и им-
портером может быть достигнута только при условии знания и понимания
правил и законов стран, в которых находятся торговые партнеры. Вопросы
такого рода обычно решаются полностью лишь после длительных и благо-
приятных деловых взаимоотношений. Действительно, правительственные по-
становления, касающиеся международной торговли, могут стать серьезным
препятствием для обеих сторон, а при незнании этих постановлений, ока-
заться значительным фактором риска. Существуют следующие законодатель-
ные ограничения в сфере экспорта-импорта:
– валютный контроль – это правительственные ограничения на движение
иностранной валюты, которые ставят целью защитить национальную валюту.
К таким мерам можно отнести, например, обязанность экспортеров в Росии
продавать 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
– лицензирование экспортных и импортных операций;
– торговые эмбарго – это запрещение правительством экспорта или им-
порта определенных видов товаров, что может преследовать (относитель-
но импорта) цель защиты собственных производителей тех же товаров,
либо иные, в том числе и политические цели;
– импортные квоты: страна может наложить ограничения на суммарное
количество некоторых видов товаров, которое может быть импортировано в
течение определенного периода;
– импортные пошлины;
– стандарты качества: каждое правительство устанавливает для ввози-
мых товаров свои стандарты качества и безопасности.
Действительно, международная торговля порождает более высокие риски
для торговых партнеров по сравнению с торговлей внутри страны. Однако,
экспортно-импортные операции часто более выгодны, хотя и требую допол-
нительных организационных и финансовых затрат. Вопрос же снижения рис-
ков при внешнеэкономической деятельности напрямую зависит от того, ка-
кие условия торговли предусматривает внешнеэкономический контракт и
того, насколько эффективно стороны умеют использовать существующие
финансовые инструменты международных расчетов.
Это обстоятельство определяет необходимость более тщательного
анализа контракта, как базиса внешнеторговых отношений.
II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕТОРГОВОГО КОНТРАКТА.
Для того, чтобы определить на какой основе строятся отношения между
внешнеторговыми партнерами, небходимо хотя бы кратко проанализировать
документ, определяющий права и обязанности сторон, то есть контракт
(договор,соглашение).
Внешнеторговый контракт – это договоренность о взаимных уступках за-
рубежных партнеров, где каждый берет на себя определенные обязательст-
ва. Целью одной стороны при этом является получение товара, другой
стороны – выручки за товар.
Форма внешнеторгового контракта может носить произвольный характер,
однако, практика привела к необходимости соблюдения некоторых обще-
принятых норм относительно содержания и формы контракта.
Общая структура внешнеторгового контракта выглядит
примерно так:
A) Предмет контракта;
B) Качество и количество товара;
C) Срок поставки;
D) Базисные условия контракта;
E) Упаковка и маркировка;
F) Условия транспортировки;
G) Сдача-приемка товара;
H) Цена товара;
I) Условия платежа;
J) Страхование;
K) Гарантии и рекламации;
L) Штрафные санкции;
M) Форс-мажор;
N) Арбитраж.
A) Предметом контракта может может быть продажа и поставка того,
или иного товара, передача технологии и т.д. Предмет контракта следует
указать детально: вид, марка, модель. Если же товар поставляется в ас-
сортименте, то все виды товара должны быть перечислены в спецификации,
прилагаемой к контракту и составяющей его неотъемлемую чать.
B) При определении количества товара, в контракте устанавливаются
единицы измерения. Количество товара может быть определено как твердо
фиксированной цифрой, так и установлением пределов по количеству. Важ-
ное значение имеет указание о необходимости определения качества това-
ра, то есть свойств товара, которые определяют его пригодность для
использования. Способ определения качества зависит от характера това-
ра. Осоновным документом, подтверждающем качество товара, является
сертификат качества, выдаваемый либо фирмой – изготовителем, либо
специальной организацией, осуществляющей проверку качества товара.
C) Срок поставки – это время, в течение которого продавец должен пе-
редать товар покупателю. Срок поставки в контракте купли-продажи может
быть следующим: определенный календарный день поставки; период, в те-
чение которого должна быть произведена поставка; количество дней, не-
дель, месяцев с момента совершения какого-либо события (например, с
момента подписания контракта или через столько-то дней после поставки
предыдущей партии).
D) Базисные условия контракта определяют, кто несет расходы, связан-
ные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру. Эти условия
называются базисными, поскольку устанавливают базис цены в зависимости
от того, включаются расходы по доставке в цену или нет.
Базисные условия определяют основные обязанности продавца и покупа-
теля.
Основные обязанности продавца включают:
– поставить товар в оговоренный пункт;
– уведомить покупателя об отгрузке товара;
– обеспечить упаковку товара;
– оплатить таможенные пошлины и налоги по экспорту;
– обеспечить на свой страх и риск получение экспортной лицензии или
разрешения на вывоз товара, если таковые требуются; от российских
экспортеров требуется предоставить для оформления в уполномоченный
банк, в котором открыт валютный счет фирмы, так называемый Паспорт
Экспортной Сделки, составленный на основе внешнеторгового контрак-
та ( Инструкция ЦБРФ N19 и ГТК РФ N01-20/10283 от 12 октября
1993 г.);
– нести риск и расходы до момента предоставления товара в распоря-
жение покупателя в месте, установленном базисными условиями и в
срок, обусловленный в контракте.
Основные обязанности продавца:
– принять товар, предоставленный в его распоряжение в месте и в
срок, обозначенные в договоре, или документы на товар и упла-
тить цену товара в соответствии с контрактом;
– нести все расходы и риски, которым может подвергаться товар с да-
ты истечения срока поставки;
– оплатить таможенные пошлины и налоги по импорту;
– обеспечить на свой страх и риск получение импортной лицензии или
разрешение на ввоз товара, если это необходимо; в Росии импортер
предоставляет в уполномоченный банк, ведущий валютный счет фирмы,
Паспорт Импортной Сделки, составленный на базе внешнеторгового
контракта ( Инструкция ЦБРФ N30 и ГТК РФ N01-20/10538 от 26 июля
1995 г.).
Базисные условия выработаны на основе международной торговой
практики. Они упрощают операции, связанные с поставкой товара. Общий
подход к базисным условиям был определен Международной Торговой Пала-
той (ICC – International Chamber of Commerce) в справочнике толкования
терминов – Инкотермс (Incoterms). Этот справочник терминов использует-
ся в международной практике с июля 1990 года.
Выбор сторонами базисных условий в контракте во многом зависит от
способа перевозки (наземный, водный или воздушный).
Рассмотрим некоторые основные варианты базисных условий.
EXW – “EX WORKS” (ex factory, ex plantation, ect.)
“с завода” (с предприятия, с плантации и т.д.)
Условия “с завода” означает, что единственной обязанностью продавца
является предоставление товара на его предприятии, так как покупатель
несет все расходы и ответственность по погрузке и доставке товара до
пункта назначения.
FOB – “FREE ON BOARD…” (name port of shipment)
“франко-борт…” (наименование порта назначения),
где “франко” – пункт назначения, риск по доставке до которого
покупатель не несет.
Товар грузится продавцом. Риск утраты или повреждения товара перехо-
дит от продавца на покупателя в момент пересечения товаром поручней
судна.
CIF – “COST, INSUARANCE AND FREIGHT…” (named port of destination)
“стоимость страхование и фрахт…” (наименование места назна-
чения)
Эти условия используются для морского и наземного транспорта.
В данном случае продавец обязан оплатить фрахт и расходы, необходимые
для доставки товара в поименованный порт назначения, плюс обеспечить
страхование риска утраты при морской перевозке. Риск и любое увеличе-
ние расходов переходят к покупателю в момент пересечения товаром по-
ручней судна в порту погрузки.
DAF – “DELIVERED AT FRONTIER…” (named place of delivery at
frontier)
“поставка до границы…” (название места поставки на границе)
Эти условия означают, что обязательства продавца считаютя выполнен-
ными, когда товар прибыл на пограничную станцию, но до пересечения им
таможенной границы страны, указанной в договоре. Данному условию отда-
ется предпочтение при поставках груза автотранспортом или по железной
дороге.
DDP – “DELIVERED… DUTY PAID” (named place of destination in the
counrty of importation)
“поставка… с оплатой пошлины” (название места назачения в
стране ввоза”
Означает максимальные обязательства продавца, так как все расходы и
риски по доставке товара до места назначения в стране покупателя несет
продавец.
Такие условия, как EXW и DDP предусматривают максимальную ответ-
ственность по поставке товара со стороны покупателя в одном случае, и
продавца в другом. Это два как бы противоположных условия, которые
не всегда удобны одной из сторон, поэтому в международной практике
предпочтительно используются условия, разделяющие риск поставки,
то есть промежуточные между EXW и DDP.
E) Упаковка и маркировка.Определение вида упаковки зависит от осо-
бенностей товара. Качество упаковки определяется соответствующими
стандартами, техническими условиями и перечислением требований.
Стоимость упаковки чаще включается в цену товара. Маркировка груза –
это сопроводительная информация, содержащая реквизиты импортера, но-
мер контракта, номер места, число мест в партии и прочее.
F) В условиях транспортировки обычно оговариваются: место погрузки
(выгрузки) товара; пункт перевалки, передачи груза; порядок передачи
информации о погрузке и определение готовности транспорта к отправке.
Оговаривается также пречень требуемых при транспортировке документов,
таких как: коносамент или накладная, счет-фактура, страховые документы.
G) Сдача-приемка товара дает покупателю возможность распоряжаться
товаром, а продавец считается выполнившим свои обязательства.
По количеству сдача-приемка осуществляется путем пересчета, либо
взвешивания товара и записи в соответствующих документах.
По качеству сдача-приемка товара производится либо на основании
документа, подтверждающего соответствие качества условиям контракта,
либо проверкой качества фактически поставленного товара в месте при-
емки. Место приемки может находиться как в стране покупателя, так и в
стране продавца.
В условиях сдачи-приемки устанавливаются также права и обязанности
сторон в случае несоответствия качества поставленного товара условиям
договора (скидки, замена, устранение дефекта и т.д.).
H) Цена товара – несомненно один из важнейших пунктов внешнеторгово-
го контракта. В контракте указываются: единица измерения, за которую
устанавливается цена, базис цены, валюта цены.
Выбор единицы измерения зависит от вида товара, например, цена за
штуку, за весовую единицу и др.
Стороны оговаривают, как понимается установленная цена, то есть
входят ли в нее расходы, связанные с отпраквой груза, за тару, упаков-
ку, маркировку.
Цена может быть выражена в валюте страны экспортера, импортера или
в валюте третьей страны. Выбор валюты цены очень важен. Рекомендуется
выбирать для этого наиболее надежную из “твердых” валют (как DEM или
USD), чтобы свести к минимуму валютный риск. Цена на товар может быть
установлена твердо, не предусматривая каких-либо изменений, но можно
оговорить и возможность изменения цены на случай изменения рыночных
цен на этот товар. Цены в контракте могут вообще не указываться,
а фиксироваться лишь перед поставкой конкретной партии товара.
Ценовой показатель во-многом зависит от стратегии продавца, которая
может подчиняться следующим возможным целям:
– стратегия высокой цены, если предлагается новый товар, с после-
дующим снижением цены по мере замедления темпов сбыта;
– стратегия завоевания нового рынка, путем привлечения как можно
большего числа покупателей временно низкой ценой.
I) При определении условий платежа в контракте устанавливаются: ва-
люта платежа, срок платежа, способ платежа и форма расчетов.
Оплата товара также может производиться в валюте страны экспортера,
импортера или в валюте третьей страны. Валюта платежа может не совпа-
дать с валютой цены товара. В этом случае, в контракте требуется ука-
зать курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа.
Таким курсом может быть курс Центрального банка на день платежа или
средний курс за период.
От выбора валюты платежа, как и валюты цены, во-многом зависит эф-
фективность сделки. Платежные условия контрактов с зарубежными партне-
рами содержат, как правило, различные валютные оговорки, направленные
на минимизицию рисков валютных потерь.
Способ платежа определяет когда производится оплата товара по от-
ношению к поставке.
Форма расчетов устанавливает схему и механизм осуществления самого
платежа.
В контракте устанавливаются конкретные сроки платежа. Указание этого
условия согласно российскому законодательству является обязательным.
Кроме того, платежные условия контракта содержат положение о порядке
отнесения комиссий и расходов, возникающих на этапе проведение расче-
тов через банки.
J) Страхование – добровольный договор, по которому страховщик на
условии получения страховой премии, если произойдет страховой случай,
предусмотренный в этом договоре, обязуется выплачивать иностранному
или местному страхователю определенную сумму за поставляемый товар.
В зависимости от условий внешнеэкономического контракта, обязанность
страхования лежит на продавце, либо на покупателе. Если же в договоре
эта обязанность на оговорена, то сторона, на которой лежит риск слу-
чайной гибели товара в период транспортировки, сама заинтересована в
его страховании.
В том случае, когда страховать обязан продавец, он должен предоста-
вить покупателю страховой полис или сертификат, как один из документов
к оплате.
K) Гарантии и рекламации. Стороны согласовывают гарантийный срок то-
вара, обязанности продавца в течение гарантийного периода, порядок
предъявления претензий и удовлетворения рекламаций (письменных пре-
тензий в отношении качества товаров).
Гарантийный период может исчисляться с различных дат: с даты постав-
ки товара, с даты передачи товаров первому потребителю, с даты пуска
оборудования в эксплуатацию. В контракте указывается: чьими силами бу-
дет производиться устранение дефекта, но в любом случае оно должно
производиться за счет продавца.
Рекламация содержит наименование рекламационного товара, его коли-
чество и местонахождение, основание рекламации с указанием по каким
именно недостаткам она может быть предъявлена, конкретные требования
покупателя по урегулированию рекламации. Рекламация посылается за-
казным письмом с приложением всех необходимых доказательных докумен-
тов.
L) С помощью штрафных санкций покупатель или продавец стремятся
повысить ответственность другой стороны за исполнение своих обяза-
тельств и компенсировать свои возможные потери. Обычно стороны заранее
согласовывают в оговорке о штрафах и неустойках конкретную сумму или
процент от суммы контракта за кажный день просрочки платежа или по-
ставки.
M) Под форс-мажером понимаются обстоятельства непреоболимой силы,
то есть те, которые не зависят от желания сторон, но которые делают
невозможным исполнение ими или одной из них взятых на себя обяза-
тельств. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся: пожар,
стихийные бедствия, военные действия, запрещение экспорта или импорта.
Срок исполнения договора отодвигается соразмерно времени, в течение
которого будут действовать эти обстоятельства или их последствия. Если
форс-мажорные обстоятельства продолжаются дольше согласованного срока,
то контракт может быть расторгнут.
N) Арбитраж – это порядок рассмотрения споров. Этот порядок должен
указываться в тексте договора вместе с наименованием арбитражной орга-
низации, в которой подлежат к рассмотрению все споры, возникающие по
поводу исполнения договора.
Помимо указанных выше основных пунктов, внешнеторговые контракты
часто содержат пункт “Прочие условия”, который содержит, например, до-
говоренности сторон о запрещении переуступки прав или перепродажи то-
варов. Там же может указываться и порядок внесения изменений в текст
договора.
В конце текста договора делается запись о количестве подписанных
экземпляров, приводятся юридические адреса и подписи сторон.
Таким образом, соблюдение определенных правил в составлении внешне-
торгового контракта дает возможность учесть в документе все наиболее
существенные вопросы внешнеторговых отношений. В результате, условия
контракта определяют конкретную схему взаимодействия торговых парт-
неров, то есть, с одной стороны – движения товара, с другой стороны –
движения денег. Основой этой схемы является механизм международных
расчетов, регулирующий сам процесс торговли.
В связи с этим, рассмотрение различных условий и форм международных
расчетов поднимает вопрос определения наиболее выгодных условий
с точки зрения фирмы.
III. ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ.
Международные расчеты можно рассматривать, как механизм регулирова-
ния платежей по обязательствам, возникающим в результате экономическо-
го взаимодействия фирм различных государств. Расчеты производятся без-
наличным путем на счетах банков, которые играют важнейшую роль в си-
стеме международных расчетов.
Во время заключения торгового контракта экспортер и импортер опреде-
ляют условия расчетов, а именно средства платежа и способ платежа.
В качестве средств платежа на сегодня можно выделить:
– чеки (в российской практике международных расчетов по торговым
сделкам не используются);
– тратты (переводные векселя);
– банковские телексные переводы;
– инструкции системы SWIFT (только в банках, являющихся участниками
системы).
Основные способы платежа:
1. Авансовый платеж;
2. Оплата после отгрузки;
3. Оплата после получения товара (торговля по открытому счету);
4. Документарный аккредитив;
5. Документарное инкассо.
Выбор способа платежа – важная задача, поскольку он определяет схему
движения денежных средств и товара. Каждый из способов платежа имеет
свои преимущества и может быть наиболее выгоден кому-либо из партнеров.
1. Авансовый платеж.
Получение полной оплаты авансом перед отгрузкой является наиболее
безопасным вариантом для экспортера. В этом случае экспортер не под-
вержен риску отказа иностранного покупателя от платежа за товар.
Авансовый платеж означает также, что экспортер, не предоставляя поку-
пателю товарного кредита, не должен сам финансировать эту продажу, то
есть вкладывать денежные средства в оборотный капитал для экспортной
торговли.
Очевидным же недостатком авансового платежа для покупателя является
опасность того, что экспортер не выполнит доставку товара или они по-
ступят не в надлежащем состоянии и не в соответствии с требованиями
спецификаций. Производя авансовый платеж, покупатель финансирут прода-
жу за некоторое время до поступления товара в его распоряжение. В том
случае, если экспортер не выполнит своей части обязательств по кон-
тракту, импортер сможет применить лишь юридическое воздействие через
суд, если это оправдает его затраты времени усилий и денег, ведь су-
дебный орган может, в том числе, находиться в стране экспортера или
в третьей стране.
В международной торговле широко используется частична предоплата,
при которой вторая часть цены товара оплачивается при помощи иного
метода. Этот вариант получил распространение несмотря на то, что по
отношению к остатку платежа экспортер должен согласиться на один из
менее безопасных с его точки зрения способов платежа.
2. Оплата после отгрузки.
В этом случае согласно контракту продавец оплачивает товар только
после того, как будет произведена отгрузка. По этой схеме экспортер
должен послать телеграмму или телекс покупателю, извещая его об от-
грузке, и указать все подробности отгрузки. После этого продавец ожи-
дает немедленного выполнение платежа покупателем. Если импортер не
выполнит платеж после отгрузки, то экспортер все еще имеет право
собственности на товар, поскольку держит у себя документы на право
собственности.
Для импортера данный способ несколько безопаснее авансового платежа.
Для экспортера же возникает вопрос о том, что делать на месте назначе-
ния с товаром в случае отказа от оплаты, ведь товар уже в пути.
3. Оплата после получения товара (торговля по открытому счету).
Данный способ представляет собой продажу в кредит, при которой у
экспортера нет никакой гарантии, что покупатель рассчитается со своим
долгом в предусмотренные сроки.
Экспортер отправляет товар покупателю вместе с отгрузочными докумен-
тами, следовательно, он теряет контроль над товаром, а также свое юри-
дическое право собственности на него. При этом импортер, давая согласие
оплатить товары в оговоренный срок в будущем, может распоряжаться то-
варами по своему усмотрению.
В отличие от авансового платежа, оплата после получения товаров обе-
спечивает экспортеру наименьшую степень безопасности, импортеру же на-
оборот – наибольшую степень свободы.
Данный способ расчетов предполагает большое доверие к импортеру, ко-
торое возникает, как правило, в процессе регулярных деловых отношений
между торговыми партнерами.
Следующие два способа платежа, предусматривающие использавание спе-
циальных банковских процедур, – документарный аккредитив и документар-
ное инкассо. Эти способы имеют особое значение в плане безопасности
международных расчетов, как гарантии получения платежа за товар,
а также получения товара.
4. Документарный аккредитив.
Доля аккредитивной формы в международных расчетах значительно скром-
нее по сравнению с другими формами, однако, именно аккредитив наиболее
полно обеспечивает своевременность получения экспортной выручки, то
есть максимально отвечает интересам экспортера.
Использование аккредитивов в международных расчетах регулируется
специальным документом – “Унифицированные правила и обычаи для доку-
ментарных аккредитивов”, который разработан Международной Торговой Па-
латой (ICC). Эти правила периодически дополняются и изменяются исходя
из тенденций развития международной торговли и расчетов. В настоящее
время действуе редакция Правил от 1993 г.
Документарный аккредитив представляет собой денежное обязательство
банка, выставляемое на основании поручения его клиента – импортера,
в пользу экспортера. Банк, выдающий обязательство, должен произвести
платеж экспортеру или обеспечить осуществление платежа другим банком.
(Тратта – документ, содержащий приказ продавца (экспортера) покупателю
(импортеру) произвести платеж определенной суммы в указанный срок).
Обязательство банка является условным, так как его реализация связана
с выполнением экспортером определенного требования – предъявления в
банк предусмотренных аккредитивом документов, подтверждающих выполне-
ние всех условий аккредитива.
Согласно Унифицированным правилам, в каждом аккредитиве должен быть
четко оговорен способ его исполнения путем: платежа по предъявлении
документов; путем платежа с рассрочкой по предъявлении документов;
негоциации (покупки) тратт бенефициара (получателя платежа).
Во всех инструкциях в контракте по открытию аккредитива или измене-
нию его условий должен быть указан четкий перечень документов, против
которых производится платеж с аккредитива.
От бенифициара (экспортера) по условиям аккредитива может требовать-
ся предоставление таких документов:
1) Коммерческий счет. Обязательный к составлению документ, содержа-
щий информацию об условиях аккредитива, о порядке отгрузки и о самом
товаре.
2) Транспортные документы. Они выписываются грузоперевозчиком в удо-
стоверение того, что товар принят им к перевозке. В качестве транс-
портных документов выступают: при железнодорожных перевозках – желез-
нодорожная накладная; при авиаперевозках – авианакладная; при автодо-
рожных – автодорожная накладная; при морских – коносамент.
3) Коммерческие документы. К их числу относятся документы, дающие
качественную и количественную характеристику товара. Коммерческими
документами являются: спецификация, упаковочный лист, сертификат ка-
чества, свидетельство происхождения, страховой полис и некоторые дру-
гие документы.
Существуют различные виды аккредитивов, например:
– отзывный и безотзывный;
– подтвержденный и неподтвержденный;
– револьверный (возобновляемый);
– покрытый и непокрытый.
Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком – эми-
тентом в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.
В связи с этим, в международных расчетах применяется только безотзывный
аккредитив, который, соответственно, не может быть аннулирован или из-
менен без согласия всех заинтересованных сторон.
Подтверждение аккредитива подразумевает дополнительную гарантию пла-
тежа со стороны другого банка, не являющегося банком – эмитентом.
В некоторых случаях открытие иностранными банками (например, из Вос-
точной Европы) аккредитивов в пользу российских фирм, не дает бенефи-
циарам полной гарантии платежа. Поэтому, целесообразно добиваться
подтверждения таких экспортных аккредитивов третьими банками – круп-
ными иностранными банками корреспондентами.
В расчетах по импорту подтверждение по аккредитивам российских бан-
ков со стороны иностранных банков не только желательно, но и подчас
неизбежно, поскольку часто только с помощью первоклассного зарубежно-
го банка может быть достигнуто доверие зарубежного экспортера к импор-
теру в России и его банку.
Револьверный аккредитив используется в расчетах за постоянные крат-
ные поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в
контракте. Предусматривается атвоматическое восстановление суммы ак-
кредитива через определенный промежуток времени по мере использования
или восстановление аккредитива до первоначальной суммы после каждого
использования.
Покрытие аккредитива может выражаться в кредитовании счета исполняю-
щего банка в банке – эмитенте или предоставлении исполняющему банку
право дебетования ведущегося у него счета банка – эмитента на сумму
аккредитива.
Аккредитивная форма расчетов наиболее выгодна экспортеру, так как
представляет собой твердое и надежное обеспечение платежа. Осущест-
вление платежа по аккредитиву не связано с согласием покупателя на
оплату товара. Кроме того, экспортер имеет возможность получить пла-
теж по аккредитиву максимально быстро, часто до прибытия товара
в пункт назначения.
С точки зрения импортера аккредитив удобен тем, что можно быть уве-
ренным, что оплатить товар необходимо будет лишь в том случае, если
предоставленные экспортером документы совпадают во всех отношениях с
условиями аккредитива.
При заключении импортных контрактов, предусматривающих проведение
расчетов по аккредитивам, для импортера безопаснее оговаривать в
контракте открытие аккредитива только на сумму конкретной поставки,
и добиваться проведения окончательных расчетов банковским переводом
с оплатой после поставки после количественной и качественной приемки
товара.
В то же время аккредитив считается наиболее сложной формой расчетов
особенно для экспортера, поскольку получение платежа связано с пра-
вильным оформлением документов и своевременным предоставлением их в
банк. Предъявляя жесткие требования к оформлению документов с точки
зрения соответствия их условиям аккредитива, банки защищают интересы
импортеров, так как действуют на основании их инструкций.
Основными недостатками аккредитивной формы расчетов для контрагентов
являются, во-первых, определенная задержка пробега документов через
банки и, во-вторых, высокая стоимость аккредитива. За проведение опе-
раций (открытие, авизование, подтверждение, прием и проверку докумен-
тов по аккредитиву) банки взимают комиссию в зависимости от суммы ак-
кредитива. Поэтому при открытии аккредитива его приказодатель должен
четко указать, за чей счет согласно контракту должны быть оплачены те
или иные расходы по аккредитиву – за счет приказодателя или за счет
бенефициара. Обычно в междурародной торговле используется практика
разделения банковских расходов между партнерами, каждый из которых
оплачивает банковские комиссии на территории своей страны.
5. Документарное инкассо.
Инкассо можно упрощенно определить как поручение экспортера своему
банку получить от импортера через другой банк определенную сумму или
подтверждение (в форме акцепта импортером тратты, выписанной экспор-
тером на него) того, что эта сумма будет выплачена в установленные
сроки.
Применение инкассовой формы расчетов регулиреутся специальным доку-
ментом – “Унифицированные правила по инкассо”, который разработан
Международной Торговой Палатой (ICC). В настоящее время действует ре-
дакция Правил 1978 г.
Согласно Унифицированным правилим, инкассо означает операцию с доку-
ментами, осуществляемую банком на основании полученных инструкций,
в целях:
– получения акцепта или платежа;
– выдачи документов против акцепта или платежа.
Документы, с которыми производятся операции по инкассо разде-
ляются на две группы: финансовые документы (переводные и простые
векселя, чеки и другие документы, используемые для получения платежа
деньгами) и коммерческие документы.
Расчеты за товары в форме инкассо, согласно контракту могут требо-
вать оформления следующих коммерческих документов:
– счет-фактура, которая выписывается экспортером и содержит информ-
ацию о товаре;
– отгрузочные документы;
– страховые полисы;
– сертификаты, спецификации, свидетельства, определяющие количество
и качество товара.
Таким образом, инкассо коммерческих документов, иногда сопровождае-
мых финансовыми документами, или инкассо только коммерческих докумен-
тов и представляет собой документарное инкассо.
Инкассовая форма расчетов в определенной степени выгодна экспортеру
тем, что банки защищают его право на товар до момента оплаты докумен-
тов или акцепта тратт (письменного согласия на оплату тратты). Право
на товар импортеру дают товарораспорядительные документы, во владение
которыми он вступает после их оплаты (акцепта тратт), если экспортер
не дал банкам распоряжения о выдаче документов без оплаты.
В международной практике вазможны два варианта оплаты инкассовых
документов:
– инкассо с немедленным платежем (документы против платежа);
– инкассо на условиях отсрочки платежа (документы против акцепта).
В случае использования инкассо в расчетах, экспортеру необходимо до-
биваться, где это возможно, применения инкассо с платежем против те-
лекса уполномоченного банка, подтверждающего выставление документов на
инкассо.
Импортеру же при инкассовой форме расчетов следует стремитья к вари-
анту оплаты документов против акцепта с максимально возможной отсроч-
кой платежа.
До наступления срока платежа по инкассо импортер вправе ознакомиться
в банке с инкассовыми документами. Однако, эти документы остаются в
распоряжении банка до момента их оплаты (акцепта тратт) и в случае
неоплаты возвращаются банку экспортера с указанием причин неоплаты
(неакцепта). Тем не менее, это преимущество не всегда реализуется на
практике. Так, импортер может получить товар (например, по одному из
оригиналов коносамента, высланному экспортером вместе с товаром)
к моменту представления ему документов. Тогда повышается риск не-
обоснованной задержки платежа покупателем.
Инкассовая форма рачсетов особенно выгодна импортеру, поскольку она
подразумевает оплату действительно поставленного товара, а расходы по
проведению инкассовой операции относительно невелики.
Расчеты в форме инкассо позволяют банкам осуществлять контроль за
своевременностью осуществления платежей. хотя банки не имеют реаль-
ных рычагов воздействия на импортера с целью ускорения оплаты или ак-
цепта документов.
Основным недостатком инкассовой формы расчетов является длительность
пробега документов через банки и, соответственно, периода их оплат,
который может занимать от нескольких недель до месяца и более. Кроме
того, импортер вправе отказаться от оплаты представленных документов.
В этом случае экспортер понесет расходы, связанные с хранением груза,
продажей его третьему лицу или транспортировкой обратно в свою страну.
В этой связи, в расчетах по инкассо могут использоваться различные
способы ускорения и обеспечения платежей. В расчетах, предусматрива-
ющих отсрочку платежа, инкассо документов часто сопровождается выстав-
лением по просьбе импортера банковской гарантии платежа в пользу экс-
портера, обеспечивающей платеж в случае неоплаты импортером докумен-
тов в обусловленные сроки. Экспортеру следует стремиться к получению
банковской гарантии платежа от импортера, в то время как для импортера
обращение в банк за гарантией связано с дополнительными трудностями.
Заключение.
При проведении экспортно-импортных операций необходимо помнить, что
соблюдение валютных интересов сторон в значительной степени зависит
от правильного выбора форм и условий расчетов, предусматриваемых кон-
трактом.
Выбор форм и условий расчетов при проведении внешнеторговых операций
необходимо оценивать с точки зрения возможности обеспечения российским
экспортерам и импортерам наибольшей надежности исполнения контрактов,
заключаемых с иностранными контрагентами, минимизации рисков и расхо-
дов. При этом необходимо учитывать положения действующих межправи-
тельственных торговых и платежных соглашений, внутренние правила
уполномоченных банков и содержание контрактов по экспорту и импорту.
С точки зрения фирмы, эти указания позволяют регулировать отношения
с торговым партнером в процессе достижения наиболее приемлемой,
а значит наиболее выгодной схемы внешнеэкономического взаимодействия.
В то же время, с точки зрения государственных целей, развитие сферы
экспортно-импортных операций и объем внешнеторговых сделок непосред-
ственно влияют на насыщенность российского товарного рынка и приток
иностранной валюты в страну.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Банковкское дело. Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкого Л.П.,
Финансы и статистика, М.: 1995 – 480 С.
2. Бунько В.А. Валютно-кредитные операции и расчеты по внешнеторговым
контрактам. МЦЭНТ, С.-П.: 1995.
3. Валютный портфель. “Соминтэк”, под ред. Платоновой Е.Д., Рубина Ю.Б.,
М.: 1995 – 618 С.
4. Внешнеэкономическая деятельность. Общ.ред. Кумок С.И., АОЗТ “ВЕЧЕ”,
М.: 1994 -336 С.
5. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие
услуги. Перевод/ под ред. Гольберца М.А., Вороновой А.В.,
Торгово-издательское бюро BHV, Киев: 1994 – 480 С.
6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.
Под ред. Красавиной Л.П., Финансы и статистика, М.: 1994 – 592 С.
7. Международные расчеты по коммерческим операциям.
Часть 1: Аккредитив. Перевод под ред. Носко А.П.,
АО “Консалтбанкир”, М.: 1994 – 120 С.
8. Международные расчеты по коммерческим операциям.
Часть 2: Инкассо.Перевод. Перевод под ред. Носко А.П.,
АО “Консалтбанкир”, М.: 1994 – 80 С.
9. Международные расчеты по коммерческим операциям.
Часть 3: Определение оптимальных форм и условий расчетов.
Типовые условия платежей по экспорту и импорту. Гарантии.
Перевод под ред. Носко А.П., АО “Консалтбанкир”, М.: 1994 – 96 С.
10. Международные экономические отношения. Учебное пособие.
Под ред. Супруновича Б.П., М.: 1995 – 216 С.
11. Шалашова Н.Т., Шалашов В.П. Валютные расчеты и бухгалтерский
учет валютных операций. АО “Интел-Синтез”, М.: 1995 – 640 С.